Социальное пространство и время

Социальное пространство и время

Социальное пространство и время

Как уже отмечалось, существуют разные хронотопы (пространственно-временные координаты), и нужно по­яснить, почему для социальной коммуникации нами выб­ран социальный хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время.

Ведь члены об­щества обитают в географическом пространстве трех из­мерений и время отсчитывают согласно календарям, со­гласованным с движением небесных светил.

Зачем пона­добилось из осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный хронотоп, где нет ни линейных мер, ни обыкновенных часов?

Во всем виновата идеальная природа смыслов, кото­рыми оперирует социальная коммуникация. Если бы речь шла о технической коммуникации, т. е. о передаче сооб­щений, сигналов, текстов, вообще — объектов, имеющих материально предъявленную форму, обращение к много­мерным хронотопам было бы неуместно.

Смыслы же при­надлежат не материальной, а идеальной реальности, по­этому их движение нельзя проследить в земной атмосфе­ре или измерить сверхточным хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инстру­ментами.

Такими «идеальными инструментами» служат понятия социальное пространство и социальное время.

Социальное пространство— это интуитивно ощуща­емая людьми система социальных отношений между ними.

Социальные отношения многочисленны и разнооб­разны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство долж­но быть многомерным.

Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду со­циальное пространство.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в опре­деленных социальных отношениях с коммуникантом.

Коммуникант никогда не ставит целью передать сообще­ние из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации нет.

Так, читательское назначение книги есть ее социально-коммуникационный адрес, а почтовый адрес, по которо­му переслали книгу, — материально-пространственные координаты читателя.

Социальное время— это интуитивное ощущение те­чения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время уско­ряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятиле­тия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) об­ладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с соци­альным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований.

Смыслы устаревают потому, что появ­ляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому одни смыслы, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, после­завтра, никого не интересуют.

Движение смыслов в соци­альном времени — это длительность сохранения смысла­ми своей ценности.

Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени это зна­чит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы дохо­дят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества.

Выводы

1. Понятие социальной коммуникации является меж­научным.

В его разработке участвуют науки: герменевти­ка, лингвистика, логика, психология, социология, филосо­фия, эстетика, но главную роль должна сыграть обобщаю­щая метатеория социальной коммуникации(МТСК), для которой это понятие является базовой научной категори­ей, служащей отправной точкой и основой для метатеоретического исследования

2. Научным результатом главы 1 являются следующие основополагающие понятия:

• Коммуникациявообще — это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

• В зависимости от пространственно-временной среды различаются четыре типа коммуникации: мате­риальная, генетическая, психическая, социальная.Три последних образуют класс смысловой комму­никации.

• Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.

• Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.

• Социальное пространство— интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.

• Социальное время— интуитивно ощущаемое людь­ми течение социальной жизни, зависящее от интен­сивности социальных изменений.

• Социальная коммуникация, как правило, имеет ма­териальную,чувственно воспринимаемую форму и духовноеумопостигаемое содержание.

3. Поскольку социальная коммуникация представля­ет собой движение смыслов в социальном времени и в со­циальном пространстве, напрашивается разделение дви­жения в пространстве и движения во времени, которые, очевидно, не совпадают и имеют свою специфику.

Будем рассматривать эти движения отдельно и назовем движение смыслов в социальном пространстве диатопной, коммуни­кационно-пространственной, или просто коммуникацион­ной деятельностью,а движение смыслов в социальном вре­мени — социальной памятью,коммуникационно-временной, диахронической или мнемической деятельностью.

Вместе с тем нужно всегда иметь в виду закон:коммуни­кационная деятельность и память — две стороны одной медали, именуемой «коммуникация».

4.Terra incognita. Метатеория социальной коммуни­кации, являясь обобщающей наукой, зависит от уровня разработанности коммуникационной проблематики в дру­гих научных дисциплинах и теориях. Материал главы 1 показывает неразработанность двух фундаментальных философских проблем:

• Проблема смысла: как связаны мысль и мозг?

• Проблема понимания: каким образом происходит опредмечивание и распредмечивание смыслов? Как внутриличностная коммуникация преобразуется во внешнюю социальную коммуникацию, и наоборот?

3.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

В качестве коммуникантов и реципиентов могут вы­ступать три субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность (И), со­циальная группа (Г), массовая совокупность (М)[4].

Они могут взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой, например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов соци­альных коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.

1, коммуникационные действия могут осуществ­ляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое воз­можно между субъектами одинакового социального уров­ня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например И и М, не являются равноправными.

Между раз­ноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.

Примем следующие обозначения. Те виды коммуника­ционной деятельности, где в качестве активного, целена­правленного субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией.

Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия назовем соответ­ственно межличностной, групповой и массовой коммуника­цией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций.

Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной деятельности представлена на рис. 2.2.

Как следует из рис. 2.2, можно выделить 7 форм мик­рокоммуникации, 5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется на межличностном, групповом, массовом уровне. Система­тизируем и обозначим получившиеся 15 форм коммуни­кационной деятельности в виде таблицы 2.1.

Для полноты картины возможных форм коммуника­ционной деятельности следует учесть квазикоммуника­цию,когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним.

Сюда отно­сится феномен фетишизации,который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казать­ся, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами свя­тости, величия, источника права и т. п.

Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам»[5]. Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т. д.

в конечном счете имеет целью создание всезнающего и все­могущего «квазикоммуникационного» партнера.

Теперь рассмотрим более подробно перечисленные формы коммуникационной деятельности, распределив их по видам социальной коммуникации: микро-, миди-, мак­рокоммуникация.

Условные обозначения:

И — индивид;

Г — группа;

М — массовая совокупность;

Р — реципиент;

К — коммуникант;

п — подражание; д — диалог; у — управление.

Рис. 2.2.Виды и уровни коммуникационной деятельности

Таблица 2.1 Формы коммуникационной деятельности

№№ п/п Вид коммуник. Уровень Коммуник. Условные обозначения Наименование  
1. микро межлич. И п И копирование образца
2. микро межлич. И д И Беседа
3. микро межлич. И у И Команда
4.   микро   групп.   И п Г   референция (референтная группа)
5.   микро   групп.   И у Г   руководство коллективом
6. микро масс. И п М социализация
7. микро масс. И у М авторитаризм
8. миди групп. Г п Г Мода
9. миди групп. Г д Г переговоры
10. миди групп. Г у Г   групповая иерархия
11. миди масс. Г п М   адаптация к среде
12.   миди   масс.   Г у М   руководство обществом
13.   макро   масс   М п М   заимствование достижений
14.   макро   масс.   М д М   взаимодействие культур
15.   макро   масс.   М у М   информационная агрессия

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a57849.html

Социальное пространство и социальное время (стр. 1 из 2)

Социальное пространство и время

Социальное пространство и социальное время

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все-таки такое пространство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания.

В настоящее время нельзя решать их без опоры на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и тех данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности.

Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным.

Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы, в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Чтобы понять особую природу социального пространствакакобъективно существующего, важно выработать представление о це­лостной системе общественной жизни.

Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность.

Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира чело­веческих отношений. Организация этого целого усложняется и ме­няется в процессе исторического развития.

Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фикси­руются в системе общественно значимых идей.

Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организа­ция обладает над природными, социально значимыми характеристиками.

Пространственные формы технических устройств, упоря­доченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искус­ственно созданных водоемов, архитектура городов — все это со­циальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со специ­фикой социального времени, которое является внутренним време­нем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отноше­нию к нему время природных процессов.

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход.

Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития, если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое.

На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов.

Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы — периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.

Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют альфа – ритмы, которые характеризуют активность мозга.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож­ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз­личных временных структур.

В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы.

Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон.

Так представление древнегреческих философов – атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени.

Одним из наиболее ярких представлений ее был Г.В. Лейбниц, полемизировавший с И.Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существует.

Взаимосвязь пространства- времени и движущейся материи.

Достижения современной науки свидетельствует о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики 20 века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Система отсчета в физике- это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая физика считала, что если система отсчета движутся равномерно и прямолинейно относятся друг к другу то пространственные интервалы и временные интервалы не меняются.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно- временных отношений материального мира.

Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в процессе существует единое пространство- время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их отдельно друг другу. Н для описания и понимании мира необходима их совместимость, что легче установить, анализируя даже ситуацию в повседневной жизни. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи.

С другой стороны, поскольку само изменение пространственных временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определятся состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя.

Таким образом философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.

Идея специальной теории относительности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводят ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству.

Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

Понятие и представление о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории. В ней находится отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категории пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей.

Действуя в соотношении с этой матрицей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношений социального пространства, включающие не только отношения предметов, но и их связи с человеком.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни.

Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношение к другим людям,состояние человеческого сознания, регулирующие его деятельность.

Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Источник: https://mirznanii.com/a/233064/sotsialnoe-prostranstvo-i-sotsialnoe-vremya

Социальное пространство и социальное время

Социальное пространство и время

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1. Социальное пространство и социальное время.

2. Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения.

Социология изначально формировалась как попытка разгадать «смысл» истории и выявить законы и направленность социальных изменений. Уже основоположники научной социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили себе целью понять способы и формы изменения человеческого общества.

Таким образом, вопрос о том, почему, как и в каком направлении происходят изменения в обществе является одним из основных вопросов в социологии. Любые социальные процессы, ведущие к социальным изменениям, протекают в конкретно-историческом пространственно-временном континууме.

Социальное пространство и время – категории, характеризующие социальное бытие как процесс сосуществования сменяющих друг друга поколений людей, как условие взаимосвязанности людей и непрерывности их повседневной жизни.

Социальное пространство – это человеческое бытие в виде общественных отношений, социальных институтов, различных видов коммуникаций и т.п. Человечество в отличие от животных сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности – изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е.

создавать «вторую природу». Локализация, структурирование пространства выступает у людей как результат освоения ими природы, а также дифференциации их деятельности (разделения труда).

Вся история человечества демонстрирует постоянные изменения социального пространства. Эти изменения детерминируются как природными, так и социальными факторами. Так, древнеегипетская культура в основе своего мировоззрения имела горизонталь,

древнегреческая – объемность (уравновешенность пространственных характеристик), средневековая – вертикаль (готический стиль обращенности, вытянутости к Богу), эпоха Возрождения – глубину (впервые была разработана линейная перспектива в живописи). В

Античности практически не было современного видения пространства, там был topos (место), в котором совершались все события. В Средние века пространство представляло собой область Богоприсутствия.

В Новое время изменяется характер пространственно-временного континуума – главной доминантой становится уже не пространство, а время, что отразило убыстрение хода истории. Пространство становится абстрактным и однородным, т.е. перестает быть связанным жестким образом с определенными социальными событиями.

Причем пространство и время мыслятся отдельно друг от друга. С XIX в. пространство-время снова берется в единстве, в виде континуума, т.е. происходит возврат к древней идее «хронотопа».

Понятия пространства и времени широко применяются в исследованиях статики и динамики общества. Так, например, для изображения социального пространства используют декартову систему координат. Здесь социальное пространство – это совокупность точек на воображаемом континууме, вертикальной и горизонтальной осями которого выступают социальная стратификация и социальный состав населения.

Социальные отношения между людьми будут разными в зависимости от того, на какую ось проектировать их социальный статус. Например, богатый и бедный являются соседями. Как «соседи», они ничем не отличаются друг от друга (горизонтальная ось), а как «богатый» и «бедный» (вертикальная ось), они отстоят друг от друга далеко.

Подобная схематика позволяет наглядно представить социальную структуру общества.

Кроме социально-пространственных характеристик социальной жизни в целом, выделяют также различные «пространства» внутри каждой из сфер общественной жизни. Например, политическое пространство наделяется тремя измерениями:

1) политическое пространство как предпосылка политической организации общества (размеры государства и т.п.);

2) политическое пространство как цель политических процессов (например, геополитика рассматривает территориально-политическое пространство государства как цель конфликтного взаимодействия соперников-государств: сильные государства охотятся за жизненным пространством и полезными ископаемыми других стран);

3) политическое пространство как условие формирования и осуществления политических решений (среда протекания политических процессов).

Время – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. Объективное (физическое) время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное (социальное) время отличается от него и основано на осознании (оценке и т.п.) времени. Осознание времени зависит от содержания переживаний.

Социальное время– характеризует (фиксирует) устойчивость социальных форм в виде их воспроизводимости. По изменениям социального времени (как и социального пространства) можно судить об очередных социальных трансформациях.

Социальное время есть внутреннее качество социального бытия и является мерой изменчивости общественных процессов. П. Штомпка пишет: «Время является не толькоуниверсальным измерением социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором».

Таким образом, с одной стороны, время есть аспект социальных изменений, а с другой – социальные изменения есть аспект времени. Отсюда одна из главных проблем: чем измеряется социальное время? Здесь два аспекта: 1) время – это то, что надо измерить – «время эпохи», «время революции» и т.п.

; 2) время – это то, с помощью чего измеряют события, время как единица отсчета.

Характерные черты социального времени:

1. Необратимость. Необратимость в социально-исторических процессах проявляется как различение между прошлым, настоящим и будущим. В любом языке существуют клише: «жизнь утекает», «жизнь проходит» и т.п.

Считается, что представление о необратимости временного потока (различение прошлого, настоящего и будущего) связано с изобретением письма: прошлое только тогда «позади» (а не в настоящем или будущем), когда записано, зафиксировано, определено.

Только таким образом и будущее может быть спроектировано и спланировано.

2. Продолжительность. Даже «молниеносные» социальные события имеют определенный временной интервал.

3. Последовательность. Все социальные процессы имеют этапы, периоды, стадии и т.д. При этом любое событие встроено в другое социальное событие или в природные циклические явления, что позволяет измерять социальные события.

4. Вездесущность, всепроникаемость. Так как все подвержено изменению, то нет вневременных социальных процессов.

5. Относительность. В отличие от физического времени социальное время антропоцентрично и социоцентрично, т.е. социоконструируемо. Время зависит от индивида, от взаимосвязей внутри больших социальных групп, от социальной структуры общества и т.д. Так, на индивидуальном уровне все люди отличаются друг от друга «чувством времени».

В одних состояниях время «мчится», «бежит» (любовное свидание), в других случаях время «тянется» и даже «стоит» (в очередях, болезнях и т.д.). Таким образом, в отличие от физического времени социальное время уже на индивидуальном уровне не имеет одномерной шкалы измерения.

На социопсихологическом уровне в определенные эпохи существует свой вид времени (циклическое или линейное). У каждой социальной общности также свое уникальное восприятие и понимание времени. Так, у финансистов «время – деньги», а у артистов время носит иной характер.

В разные эпохи и у разных народов были разные ценностные ориентации: теории «золотого века» или подразделение на сакральное и профанное время ориентируются на прошлое, тогда как западноевропейская цивилизация с момента возникновения христианства (провиденциализм) ориентируется на будущее.

Также можно отметить разницу в интерпретации будущего: деятельное отношение к будущему (как то, что надо конструировать) и пассивно-адаптационное отношение к будущему (как то, к чему надо приспосабливаться).

В истории счета социального времени можно выделить три этапа:

1) Зависимость от физического времени, подчинение природным стихиям (ориентация на день-ночь, смену времен года, разливы рек и т.д.). Данное восприятие времени характерно для традиционных обществ.

2) Зависимость времени от социальных событий. Здесь уже в качестве причин выступают не природные циклы, а социальные (ежегодные инициации, празднества, олимпиады и т.п.). В жизни любого индивида каждое уникальное событие отмечает начало временной шкалы: «отцовство» носит пожизненный характер, а «президентство» или учеба в вузе имеют вполне определенный срок.

3) Относительная независимость времени как от природы, так и от социума.

Выделяют следующие общественные функции социального времени:

1) Синхронизация активности – синхронизация одновременных действий, корреляция и координация индивидуальных действий с действиями других людей (начало учебных занятий, обеденный перерыв и т.п.). Здесь уместно употребление слова «одновременно».

2) Социальная координация – вследствие разделения труда возникает необходимость координировать последовательность действий совокупной деятельности. Здесь уместно употреблять слова «со временем», «каждый в свое время» и т.п.

3) Соотнесение последовательности различных стадий, процессов и т.д. Например, выращивание хлеба, пятилетнее обучение и т.п. имеют соотнесение последовательности различных действий по сезонам работ или курсам обучения. Здесь – «всему свое время».

4) Фиксация событий – определение места и времени данного события в пространственно-временном измерении (расписание движения поездов и т.п.). Здесь – «вовремя», «не вовремя», «своевременно» и т.п.

5) Количественное измерение событий (время как единица измерения событий) – соотнесение однокачественных событий для их ранжирования по количеству (в количественном измерении). Например, определение коэффициента интеллектуальности на разных ступенях развития человека, определение времени пробега дистанции спортсменом и т.д.

6) Качественная дифференциация событий – выделение профанного и сакрального времени, «святых» дней (пятница, суббота, воскресенье), рабочих и выходных дней. Здесь – «безвременье», «остановись, мгновенье, ты прекрасно» и т.п.).

Наиболее часто виды и формы социального времени выделяют по ступеням развития общества при сравнении традиционных и современных обществ и т.п. В первобытную эпоху господствует циклическое время, в соответствии с которым происходит бесконечный круговорот событий в природе и обществе. Природные явления диктовали человеку представления о времени.

Социальное время полностью копировало циклы смены года, движения планет и было жестко привязано к определенному времени года. «Круг» выступает как пространственное выражение времени. Современность осмысливалась как воспроизведение прошлых порядков. Неизменность социального пространства-времени трактовалась как соответствие жизни предков и закон жизни.

Люди не замечали социальных изменений.

По мере того как история приобретала быстроту своего развития и люди начали замечать происходящие изменения, модель социального движения по кругу меняется на три альтернативные модели социального времени:

· линейное (есть начало и конец);

· линейное восходящее (человечество неуклонно прогрессирует);

· линейное нисходящее время (человечество деградирует от мифического «золотого века»).

Появляются представления о «стреле времени». Характерно, что так называемое «историческое время» охватывает приблизительно 6 тыс. лет, что как раз совпадает с переходом от первобытного общества к цивилизации.

Одно из первых линейных представлений о времени привнесло христианское мировоззрение. Здесь уже есть начало (творение мира и человека), конец (второе пришествие Христа и Страшный суд) и время между началом и концом (человеческая история от Адама и Евы).

С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, а вектор ожиданий развернулся в будущее.

Будущее – один из трех (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени, концептуальное содержание которого осмысливается через его отношение к вечности универсума и к историческому становлению социальной жизни и жизни индивида.

«Стрела времени», как модельное представление социального времени, включает в себя следующие характеристики:

1) «стрела» представляется как бесконечная линия, исходящая, как правило, из прошлого через настоящее в будущее (эту стрелу можно помыслить и в обратном порядке: из будущего или из настоящего, однако эти взгляды являются не общераспространенными);

2) время рассматривается как необратимая последовательность: все приходит и уходит в этом мире (временное – временное, т.е. преходящее);

3) «стрела времени», как модель, имеет свою структуру (прошлое, настоящее, будущее).

Таким образом, социальное время существует в неразрывном единстве с социальным пространством (социальный хронотоп). Социальное пространство и социальное время развиваются в единстве, но неравномерно.

Например, в первобытном обществе господствует пространство, а в Новое время на первое место в их взаимосвязи выдвигается время (как отражение убыстряющегося хода истории). Пространство теряет многие свои социальные характеристики и становится абстрактным, а в механике И.

Ньютона даже отделяется от времени. В применении к социальному пространству-времени можно говорить о «социальной материи» (социальные институты, социальные организации, социальные связи и т.п.), «социальном движении» (эволюция и революции и т.д.

), «социальном пространстве» (социальная структура общества, взаимосвязь природы и общества и т.п.).

Источник: https://studopedia.su/11_50756_sotsialnoe-prostranstvo-i-sotsialnoe-vremya.html

Refy-free
Добавить комментарий