Социальная работа в Норвегии

Глава 32. Социальная работа в Норвегии

Социальная работа в Норвегии

Как организована социальная служба в Норвегии? Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня возможно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением около 4 млн. человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет '/з общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Действительная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по акту 1964 г.

предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование.

Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе по этому акту

В муниципалитетах ведетсяконтроль за употреблением алкоголячерез его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области.

Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится также так называемая «работа на улице». Она имеет цель помочь молодым людям «завязать» с наркотиками и алкоголем. .

Основная задача социальной защиты детей — «датьдетям (до 18лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий

жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер — улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т.д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность датьдетям необходимое воспитание,

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома.

В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью.

Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т.д.

Но все они в большей или меньшей степени являются «семейными» институтами. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь должны быть упомянуты некоторые основные профилактические мерыслужбы здоровья.

Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организаций медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.

Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

Кроме того, среди молодых людей с девиантным поведением проводится работа на улице. При этом ставится задача их реабилитации. Также проводится общественная работа для улучшения жизненных условий в определенном окружении, чтобы уменьшить или предотвратить развитие социальных проблем.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) — работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог — профессионально работает с детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

Глава 33. Система социального обеспечения в Исландии

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальную защиту, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51%. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, ибо в Исландии армии нет).

Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что важно, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях.

Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального Акта, принятого парламентом Исландии в 1991 г.

Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: 1) консультирование; 2) финансовую поддержку; 3) социальную поддержку на дому; 4) социальное обеспечение детей и подростков; 5) услуги подросткам; 6) услуги престарелым; 7) услуги немощным; 8) обеспечение жильем; 9) помощь алкоголикам и наркоманам; 10) решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.

В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в районе, подчиняющемся местной администрации.

При этом местная администрация несет ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимся под ее юрисдикцией в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях».

На его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию.

Охарактеризуем подробно содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению.

Консультации по социальным вопросам. Местные органы управления должны изыскивать возможность для предоставления консультаций по социальным вопросам.

Целью подобных консультаций является, с одной стороны, предоставление информации, советов и указаний к действию, с другой — обеспечение поддержки в случаях общественных и личных потрясений.

Это включает консультации по таким проблемам, как управление финансами, жилищные вопросы, воспитание детей, расторжение брака, в том числе случаи касающиеся опекунства и прав наследования, усыновления и т.д.

Подобное консультирование должно оказываться наряду с другими видами помощи и при содействии других органов, которые предоставляют подобные услуги, таких, как центры охраны здоровья и школы, в зависимости от возникшей проблемы, и при тесном взаимодействии с клиентом.

Особое внимание обращается на то, чтобы органы местного управления пытались привлекать квалифицированных социальных работников или других лиц со сходным образованием в целях предоставления консультаций по социальным вопросам.

Финансовая поддержка. Основным правилом является то, что каждый гражданин обязан оказывать помощь своему (своей) супругу (супруге) и детям до момента наступления им (детям) 18 лет.

Однако местные органы власти также несут ответственность за предоставление услуг и помощи коренным жителям и за обеспечение гарантий того, что последние смогут содержать себя и свои семьи.

Правила по оказанию финансовбй поддержки разработаны местными органами власти на основе вышеуказанного акта.

Финансовая поддержка может быть оказана как в виде займа, так и в виде субсидии. Заем предоставляется в случае, если этого пожелает проситель или если проверка его финансового положения и уровня жизни выявит возможность предъявления требования по выплате займа под имущество, которым владеет проситель, и/или под финансовые и иные поступления, ожидаемые в будущем на его счет или имя.

Финансовая помощь оказывается безвозмездно (т.е. она не предоставляется в виде займа), если только это не было решено на момент ее оказания.

Социальная поддержка на дому. Поддержка на дому оказывается в зависимости от физического состояния человека, а также в виде персональной помощи умственно отсталым. Система здравоохра-

нения поставлена на службу больным и лицам преклонного возраста, им оказывается физическая поддержка.

Здесь необходимо разъяснить, что понимается под термином «Социальная поддержка на дому», который применим к любой помощи по уходу за домом, личной гигиене, социальной поддержке, а также по надзору и уходу за детьми и подростками.

Местные органы власти ответственны за социальную поддержку тех, кто живет в своем собственном доме и не способен заботиться о его состоянии и личной гигиене без посторонней помощи вследствие упадка сил, семейных обстоятельств, увечья, болезни, рождения ребенка или умственной отсталости.

Социальная помощь на дому должна оказываться с изысканием возможностей, позволяющих человеку самому восстанавливать свои силы и жить в собственном доме при условиях максимально приближенных к нормальным, так долго, как это только возможно.

Местные органы власти разрабатывают дополнительные правила по оказанию помощи на дому.

Благосостояние детей и подростков. Комитету социальных услуг при сотрудничестве с родителями, правоохранительными и другими органами, ответственными за воспитание, образование и здравоохранение детей и подростков, вменяется в обязанность обезопасить их существование и защищать их интересы во всех отношениях.

Комитет социальных услуг наблюдает за тем, чтобы дети, подрастая, предпочитали условия, которые обеспечивают здоровье и полноценное развитие. Комитет социальных услуг также должен обеспечить адекватную заботу о детях и отсутствие в окружающей среде чего-либо, что может подвергнуть их опасности.

Особый закон используется для защиты детей — закон, касающийся благосостояния детей и юношества. Однако комитет социальных услуг ответствен за создание для детей среды безопасности общего назначения. Закона благосостоянии детей применяется в индивидуальных ситуациях, в тех случаях, когда дети не обеспечиваются должным уходом со стороны их родителей иди опекунов.

Для профессиональной работы в сфере защиты детей очень важно иметь всеохватывающие социальные услуги, обеспеченные местными органами власти. Такие социальные услуги, как ежедневный надзор, помощь на дому и по уходу за домом, являются теми

видами поддержки, которые обычно предоставляются родителям, столкнувшимся с пренебрежением и грубостью со стороны детей.

Услуги для подростков. Под покровительством местных властей должна быть организована предупредительная работа среди подростков с целью направления потребности молодых людей к активным действиям по полезным каналам.

Комитет социальных услуг является ответственным за те аспекты предоставляемых подросткам услуг, которые касаются индивидуальных дел, таких, как консультирование, внешкольные дела (поиск убежавших детей), и по необходимости предоставления подросткам убежища.

Услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов. Министерство здравоохранения и социальной безопасности несет основную ответственность за услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста.

Однако местные органы власти должны изыскивать возможности обеспечения того, чтобы лица пожилого возраста, так же как и инвалиды, могли вести нормальную жизнь среди других людей так долго, насколько это возможно.

Что касается нормального существования престарелых, то здесь большое значение имеют услуги на дому, социальное консультирование и доставка продуктов.

Обеспечение жильем.

Местным органам власти следует так долго, как это возможно, обеспечивать поддержку при сдаче жилища в наем и покупке домов за счет социальных субсидий или владение личным жилищем за счет социальных субсидий для семей и лиц, которые иначе не в состоянии устроить свою собственную жизнь вследствие низких заработков, тяжелого бремени по оказанию помощи или ухода за родственниками или другими людьми либо вследствие других социальных условий. Более того, они должны обеспечивать решение неотложных проблем по жилищным вопросам для тех лиц и семей, которые не способны сделать это сами, в то время как будут предприниматься меры по выработке окончательного решения.



Источник: https://infopedia.su/9x13397.html

Как работает социальная система в Норвегии. Личный опыт

Социальная работа в Норвегии

12/05/2011

              1. Работа. … Продолжительность рабочей недели в Норвегии составляет 37,5 часов, а минимальная зарплата, которую в принципе может платить работодатель работнику зафиксирована государством (правда, на практике за минимальную зарплату работают разве что старшеклассники, желающие заработать во время школьных каникул).

Минимальный отпуск – 5 недель, причем минимум три недели летом (в этом отказать работнику не могут). Пропуски работы по болезни оплачиваются в размере 100% от зарплаты.

В случае пропуска до трех дней подряд никакого больничного листа от врача не надо – достаточно просто уведомить работодателя в любой форме «самоуведомление», ну а если поправиться за три дня не удалось, то только тогда надо идти к врачу. При наличии одного или двух детей каждый родитель имеет право на дополнительные 10 рабочих дней невыхода на работу в связи с болезнью детей.

Никаких справок в этом случае также предоставлять не надо – уведомления работодателя вполне достаточно. Все это, как мне кажется, способствует вполне здоровому климату в рабочем коллективе. Если человек заболевает, ему не нужно во что бы то ни стало идти на работу, делая хуже себе и заражая коллег (тем самым, в итоге, делая хуже в конечном итоге работодателю).

Достаточно отправить смс-ку с «самоуведомлением» и преспокойненько болеть дома. В случае необходимости и по согласованию с работодателем можно работать и дома, получая в полном объеме зарплату. Если человек работает на постоянной основе, то есть у него не временный контракт, то уволить крайне сложно.

В Норвегии нельзя уволить человека только потому, что работодатель так захотел, на то должны быть очень и очень веские причины. Например, банкротство компании. Кроме того, это не освобождает работодателя от выплаты весьма значительной компенсации. За 8 лет жизни тут я пока не слышал, чтобы кого-то уволили с работы.

2. Медицинское обслуживание.

В Норвегии существует обязательное бесплатное медицинское страхование для всех проживающих в стране. От наличия гражданства это никак не зависит. Если человек легально живет в стране и имеет персональный номер, то он автоматически подпадает под систему мед.страхования. Не надо никаких полисов, геморроя с их получением и продлением, достаточно помнить 11 цифр своего персонального номера, а точнее даже 5 цифр, поскольку день своего рождения вряд ли кто забудет. Сначала расскажу, как вообще устроена система походов к врачу. Здесь реализована система «семейного доктора». Это значит, что вне зависимости от проблемы, с которой человек обращается к врачу, сначала он приходит к своему семейному доктору (терапевту), который при необходимости направит уже к специалисту. Другими словами, например, если у вас внезапно заболел глаз, нельзя идти к окулисту, надо идти к своему лечащему терапевту, который, если не сможет сам справится с проблемой, отправит уже к окулисту. Каждый сам может выбрать своего семейного доктора. При необходимости его можно будет сменить. Обычно народ выбирает доктора из ближайшего «Центра здоровья» (по-русски типа районной поликлиники). В «Центре здоровья» обычно располагаются только терапевты, акушерка (для ведения беременностей) и лаборатория в которой можно сдать необходимые начальные анализы для экспресс-установки диагноза. Врача на дом вызвать нельзя в принципе. Если заболел, то, как я уже писал, три дня можно отлеживаться дома (за это время обычно температура спадает), а потом уже идти на прием. На прием можно попасть только по предварительной записи. Никакой живой очереди нет в принципе. В случае срочной проблемы всегда можно получить время у врача в день обращения. В норвежской аптеке (даже самой провинциальной) есть практически все, начиная от жаропонижающих и заканчивая гормональными препаратами. Однако, без рецепта от врача получить можно весьма ограниченный набор лекарств. Никаких антибиотиков, например, без рецепта купить не возможно в принципе. А норвежские врачи выписывают рецепты только в случае крайней необходимости. Обычно считается, что «если лечить, насморк проходит за неделю, а если не лечить, то за 7 дней», – то и нечего организм пичкать всякими лекарствами. Поэтому, наиболее распространенная рекомендация врачей при простуде: пейте парацетомол в случае высокой температуры. Сначала такое отношение было, по меньшей мере, странным для меня, но сейчас я вижу, что в 80% случаев это действительно работает. При несрочном направлении к специалисту, время ожидания приема может достигать нескольких месяцев и даже до полугода. Связано это с тем, что в Норвегии стать врачом очень и очень трудно. Врачей мало и рабочее время врача-специалиста стоит баснословно дорого. Это одна из самых высокооплачиваемых работ в Норвегии. При необходимости человека могут положить в больницу – обычную городскую больницу: с прекрасным уходом, отменным питанием. Теперь поговорим о финансовой стороне вопроса. Каждый прием взрослого пациента у семейного доктора стоит от 140 до 200 крон (напомню, 1 крона = 5,20 рубля или 1 евро = 7,80 крон). Дети до 18 лет, а также беременные не платят ничего (об этом будет разговор в следующей части повествования). Прием у врача-специалиста, к которому, как я уже сказал, попасть можно только по направлению, стоит от 200 до 350 крон. В случае госпитализации больной платит тоже что-то типа не более 300-350 крон за все время пребывания в больнице. Как вы понимаете, эта сумма далека от реальных расходов на больного, которые составляют от 3000 крон в день на одного человека. Все остальное покрывается государством. В случае, если суммарные расходы на медицину (семейного доктора, специалистов, итп) превысят 1880 крон в год, все, что выше этой суммы государство возвращает. Таким образом, больше чем на 1620 крон в год «попасть» нельзя. Исключений из этого правила два (насколько я знаю): это физиотерапевт и стоматолог. Расходы на этих врачей не покрываются обязательной страховкой и не входят в 1620 крон в год. Прием у физиотерапевта, например, стоит около 340 крон. Стоматолог обходится дороже. Обычная пломба и ее установка будут стоить не менее 1500 крон. Коронка – от 10 тысяч крон. Обычно я лично трачу на стоматолога порядка 2000-2500 крон в год. Главное – это регулярно проходить профилактические осмотры.

3. Пенсии.

Пенсионный возраст в Норвегии составляет 67 лет, причем он никак не зависит от пола: тут равноправие. С одной стороны может показаться, что люди очень поздно выходят на пенсию, однако если учесть, что средний возраст жизни в Норвегии около 90 лет (у мужчин чуть меньше, у женщин чуть больше), то получается, что на пенсии старики проживают в среднем еще 20 лет. Можно выйти на пенсию досрочно, начиная с 62 лет. Подробностей не знаю… Если честно, я не особо силен в пенсионных вопросах. Существует обязательная (социальная) пенсия, которая платится всем, а также что-то типа накопительной в зависимости от работы, на которой работал человек до выхода на пенсию. Размер пенсии не очень большой. Сейчас это порядка 220-270 тыс. крон в год, однако не следует забывать, что к пенсионному возрасту все уже давно выплатили кредиты за жилье, и, кроме того, пенсионеры имеют дополнительные налоговые вычеты. Таким образом, практически все деньги, получаемые в виде пенсии, идут исключительно на жизнь, которая у норвежских пенсионеров весьма насыщенная. Например, когда мы летаем на Канары, в самолете минимум половина мест занято людьми, которым глубоко за 70, а некоторым даже за 80. Многие пенсионеры приобретают себе небольшое жилье где-нибудь в Испании (благо оно стоит там совсем недорого), и отправляются туда «зимовать»: свежий воздух, солнце, витамины, – что еще нужно в старости! В Норвегии не принято помогать своим детям в воспитании внуков. Если в России сплошь и рядом можно встретить, что родители оставляют своих детей на попечение бабушек-дедушек, то тут такого встретить можно крайне редко. Логика проста: бабушки с дедушками в свое время уже вырастили своих детей и теперь они хотят пожить в свое удовольствие, без бессонных ночей и смен подгузников. Они уже свое наменяли! Если родители не справляются сами – нанимайте няню, а бабушка с дедушкой поедут на месяцок на Канары. Но не стоит думать, что норвежские пенсионеры не любят своих внуков и внучек. Если посетить какой-нибудь крупный магазин игрушек за месяц-другой до Рождества или Пасхи, то можно поразиться тому, сколько всего накупают пенсионеры своим внукам. Тележки просто ломятся. Я столько подарков в детстве никогда даже близко не видел. Помните в фильме про Гарри Поттера его двоюродный брат Дадли бился в истерике, когда на его день рождения ему подарили «всего» 36 подарков. Судя по тележкам норвежских пенсионеров, это число действительно очень занижено. Дети в Норвегии не помогают материально своим родителям. Ну еще бы, зачем им помогать, если у них пенсия по 2500 евро в месяц и расходов минимум. Скорее можно встретить обратную картину: родители дают денег своим детям, просто потому, что тратить их им особо некуда. Дома престарелых в Норвегии не имеют ничего общего с одноименными «досрочными кладбищами» в России. Здесь пенсионеры (особенно одинокие пенсионеры) стремятся попасть в дом престарелых, потому что там им обеспечен уход, питание, путешествия, а главное – общение! Пенсионеров из северных районов Норвегии организованно вывозят в Испанию на 4-5 месяцев, чтобы у них не было зимней депрессии из-за полярной ночи. Разумеется, жизнь в доме престарелых стоит денег, но пенсии вполне хватает.

4. Пособия по безработице.

В Норвегии выплачивается много различных пособий. Если человек потерял работу (например, после окончания временного контракта) или по какой-то еще причине, он имеет право встать на учет на биржу труда и получать пособие по безработице. Насколько я знаю, размер пособия составляет 80% от последней заработной платы в первые несколько месяцев после потери работы и 60% после. С момента постановки на биржу труда государственная служба занятости начинает предлагать кандидату различные работы, которые подходят по профилю его деятельности. Если таковых работ нет в течение нескольких месяцев, то человеку предлагается пройти курсы переквалификации, чтобы потом он смог найти новую работу. Про пособия, связанные с детьми, я пока говорить тут не буду, это будет в следующей части.

5. Компенсация расходов на транспорт.

Иногда в Норвегии можно встретить, что человек работает далеко от дома, и следовательно, тратит много времени и денег на дорогу. Для таких людей предусмотрены специальные компенсации. В конце года, когда придет время подавать налоговую декларацию за прошлый год достаточно просуммировать расстояние, которое проехал с и на работу, умножить его на 1,50 кроны за 1 километр (8 руб. за 1 км), и вычесть 13700 крон, и получишь сумму компенсации. Другими словами, если дорога на работу длиннее, чем 18 километров, то за каждый километр сверх этих 18-ти государство заплатит по 1,50 кроны. В моем случае это не применимо, потому что у меня до работы 9,6 киломеров… Это лишь малая часть айсберга, который называется «Социальной системой Норвегии». Я многого наверняка еще даже не знаю, поскольку не сталкивался с этим сам.

Осознав ее масштаб норвежской социалки, становится понятно, куда идут довольно существенные налоги, которые платит каждый налогоплательщик в стране. И приятно, что идут они на хорошее дело!                         

wwworld.livejournal.com, фотография с сайта nddc.org

Источник: https://online812.ru/2011/05/12/004/

Социальная работа в Норвегии

Социальная работа в Норвегии

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В НОРВЕГИИ

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются насилию, и т.д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением свыше 4 млн. человек) часто определяют как государство всеобщего благоденствия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от добычи и переработки нефти.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который является компетенцией Министерства здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется за счет налогов с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по Акту 1964 г.

предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование.

Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков.

Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области.

Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится так называемая работа на улице. Она имеет цель помочь молодым людям «завязать» с наркотиками и алкоголем.

Основная задача социальной защиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей».

Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер.

Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер — улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т.д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание.

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома.

В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться в семью.

Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т.д.

Но все они в большей или меньшей степени являются «семейными» институтами. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь должны быть упомянуты некоторые основные профилактические меры службы здоровья.

Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них довольно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

1.  Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

2. Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

3. Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и употребление наркотиков.

4. Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

5. Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

6. Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

Кроме того, среди молодых людей с девиантным поведением проводится работа на улице. При этом ставится задача их реабилитации. Также проводится общественная работа для улучшения жизненных условий в определенном окружении, чтобы уменьшить или предотвратить социальные проблемы.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня:

1) социальный работник (соционом) — работа в городских социальных офисах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог — профессионально работает с детьми в детских учреждениях;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных учреждений.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/socialnaya-rabota-v-norvegii/

Refy-free
Добавить комментарий