Словообразование

Содержание
  1. Способы словообразования в русском языке
  2. Морфологический способ словообразования
  3. Таблица с примерами
  4. Лексико-синтаксический способ словообразования
  5. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  6. Лексико-семантический способ словообразования
  7. урок
  8. Основные способы образования слов в русском языке. урок. Русский язык 6 Класс
  9. Словообразование в русском языке
  10. Словообразовательная модель
  11. Словообразовательная цепочка
  12. Словообразовательное гнездо
  13. Словообразовательный разбор слова
  14. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы
  15. Словообразование
  16. Состав слова
  17. Основа и окончание.
  18. Корень слова.
  19. Суффикс.
  20. Приставка.
  21. Способы образования слов
  22. Приставочный способ.
  23. Суффиксальный способ.
  24. Приставочно-суффиксальный способ.
  25. Бессуффиксный способ.
  26. Сложение как способ образования слов.
  27. Сложение сокращенных основ.
  28. Переход слов одной части речи в другую.
  29. Способы словообразования слов в русском языке
  30. СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ

Способы словообразования в русском языке

Словообразование

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод   
  • при­пе­вать → при­пев   
  • свинья → свин   ой
  • золото → золот   ой
  • восемь → восьм   ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­шать →вслу­шаться
  •  нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  •  пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север   , восток   → северо-восток;
  • сухие фрукты  → сухофрук­ты;
  • свод     неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач;
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход;
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зам­пред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный;
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка;
  • сам, варить +    → самовар;
  • черные брови +    → чернобро­вый;
  • каша, варить +    → кашевар.

Таблица с примерами

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры
1. Приставочныйтекст → подтекст гнать → догнать
2. Суффиксальныйбелый → белизна пахать → пахота сотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальныйлюди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник
4. Бессуффиксальныйотды­хать → отдых зеленый → зелень супруг → супру­га
5. Постфиксальныйкакой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суф­фикс 3) сокра­щен­ных основ4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых словгусто, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый8. Переход из одной части речи в дру­гуюзаго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди; про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

  • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
  • сего дня → сего­дня;
  • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный рай­он;
  • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий чело­век;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работ­ник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бокоува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → вышеука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речивдру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
  • рабо­чий чело­век →  ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

урок

Средняя оценка: 4.7. Проало: 14

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/slovoobrazovanie/sposoby-slovoobrazovaniia.html

Основные способы образования слов в русском языке. урок. Русский язык 6 Класс

Словообразование

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;

4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

К глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин-  получается гусиный

Серый +  суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо.

2. Я люблю все новое.

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Домашнее задание (Источник)

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания  1. Из выделенного предложения выпишите:  а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2.

Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4.

Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Gramota.ru (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-2-slovoobrazovanie-orfografiyab/osnovnye-sposoby-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyke

Словообразование в русском языке

Словообразование

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.

В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные.

Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.

Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить».

Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет.

В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него. 

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».

Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом.

Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном.

В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный».

Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие». 

Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей. 

Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не- к прилагательному и получить «неумный». 

Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному.

Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса.

От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».

Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.

В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Существительные часто образуются:
от других существительных (дом — домик);
от глаголов (бегать — бег, читать — чтение);
от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).

Прилагательные часто образуются:
от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);
от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);
от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия.

Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным.

Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола. 

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный». 

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.

Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс,     а у производного существительного новый не появляется.

Суффиксальным способом образуются:
существительные от глаголов (петь — пение);
существительные от существительных (дом — домик);
существительные от прилагательных (синий — синева);
прилагательные от прилагательных (синий — синенький);
прилагательные от существительных (дом — домашний);
глаголы от глаголов (заходил — захаживал);
глаголы от существительных (стекло — стеклить);
глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);
причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);
наречия от прилагательных (медленный — медленно);
числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс.

Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует — 
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом.

Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как 
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет».

Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных.

Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь.

Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой».

Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее. 

Особые разновидности суффиксального способа — нулевая суффиксация и универбация.

Словообразовательная модель

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса 
-ло — точило, рубило.

Слово, которое обозначает лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, может быть образовано с помощью суффикса -ист: хоккеист, пианист, автомобилист.
Существительное со значением детёныша с суффиксом -онок-/-ёнок-: верблюд — верблюжонок, медведь — медвежонок, кит — китёнок, кот — котёнок.

Прилагательное со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом -оват-: лиловый — лиловатый, красный — красноватый.
Глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: кричать — закричать.
Глаголы со значением разового действия с помощью суффикса -ну-: прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть.

Глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: прыгать — попрыгать, кричать — покричать.

Словообразовательная цепочка

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательной цепью (или цепочкой) называется ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

Например, писать — писатель — писательница — писательницын; белый — белить — побелить —  побелка — побелочный; готовый — готовить — заготовить — заготовка — заготовщик — заготовительный.

Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: от глагола писать образовано существительное писатель (такие два слова называются словообразовательной парой), от имени существительного мужского рода писатель произведено имя существительное женского рода писательница (это также словообразовательная пара).

Такое единство, когда каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего, называется словообразовательной цепочкой. Словообразовательные цепи показывают ступенчатый, последовательный, не хаотичный характер русского словообразования.

Вы видите на иллюстрациях словообразовательные цепочки, выделенные в словаре среди словообразовательных гнезд. Гнездом называется совокупность всех слов, содержащих данный корень.

Словообразовательное гнездо

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательные цепочки могут ветвиться, образуя различные последовательности. Например, от метеор можно образовать и метеорит, и метеорный, и метеорический, а от метеорит — метеоритный. Единство таких словообразовательных цепочек называется словообразовательным гнездом.

Словообразовательные гнёзда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур — произведение бухгалтерских записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: принадлежать — принадлежность, приоритет — приоритетный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

Словообразовательный разбор слова

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
 -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет.

 Плести — корень плес-;
 -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-;
и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-;
 -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый;
 -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи;
 -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше;
 -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий.

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.

: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.
Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.

бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасывание
рыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.
3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу.

Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис.

 Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).

Лисий ←← лис.

Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором

при-бреж-н-ыйпри-бреж-н-ый
рас-сме-ёт-сярассмеётся ←← смеётся

   
 СЛОВА

уч-и-тель-ств-оучительство ←← учитель
вод-ян-ист-ыйводянистый ←← водяной
про-сматр-ива-ть-сяпросматриваться ←← просматривать
по-осен-н-емупо-осеннему ←← осеннему
что-нибудьчто-нибудь ←← что

Словоизменительные и словообразовательные аффиксы

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

По функции в языке все аффиксы делятся на формообразующие и словообразующие, а среди формообразующих выделяются словоизменительные.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Они не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями.

Как нам уже известно, аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове: приставки (префиксы), располагающиеся перед корнем, суффиксы и окончания (флексии), располагающиеся после корня.

Суффикс, располагающийся после окончания, получил особое название — постфикс. 

Приставка всегда выполняют словообразующую функцию, то есть участвует именно в производстве нового слова, уточняет смысл корня, передаёт оттенок лексического значения. Например, в глаголах приставки часто обозначают направление движения: прийти — уйти — выйти — подойти. Иногда приставка выражает и грамматическое значение (например, вид у глаголов). 

Морфемы, располагающиеся в слове после корня, подразделяются в зависимости от их функции на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и окончания (флексии, имеющие словоизменительное и реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс, как правило, выполняет словообразующую функцию, при этом может передавать как лексическое, так и грамматическое значение. Например, в слове прыгнуть  суффикс -ну- выражает грамматическое значение совершенного вида глагола, при этом передаёт также особое значение однократности действия, это одно из частных значение совершенного вида. А суффикс -еньк- в слове беленький выражает именно оттенок лексического значения («уменьшительно-ласкательное» значение, возможно, слабую степень проявления признака), а грамматических не выражает.

Именно суффикс может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция), что наблюдается, например, в следующих словах: лисий (прил.) от лиса (сущ.), синева (сущ.) от синий (прил.), подставка (сущ.) от подставить (гл.), бегом (нареч.) от бег (сущ.), вчерашний (прил.) от вчера (нареч.), десятка (сущ.) от десять (числ.) и во многих других словах.

Более того, в любом случае, когда слово было переведено из одной части речи в другую, мы должны знать — там «поработал» суффикс! И если его не видно «невооружённым глазом», значит, он нулевой.

Возьмём, к примеру, существительное бег. Это существительное называет действие (опредмеченное), следовательно, образовано от глагола бегать/бежать, так же, как пробежка — от глагола пробежаться,  только в слове пробежка суффикс материально выражен (-к-), а в слове бег он выражен нулём звука.

Но бывают и формообразующие суффиксы, например, суффикс -ее в слове быстрее выражает значение сравнительной степени, образуя данную форму имени прилагательного.

Окончания (флексии) — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов: лис-а, хитр-ая, беж-ит.

 Иногда возможны исключения — окончания могут располагаться в середине слова в составе сложных числительных, сложных существительных (пят-и-ст-ам, диван-а-кроват-и), после окончаний могут располагаться постфиксы (например, в словах крад-ёт-ся, к-то-то).

Некоторые суффиксы могут выполнять словоизменительную функцию, например, суффикс -л-, образующий глагольные формы прошедшего времени (глаголы по временам изменяются, следовательно, значение времени относится к словоизменительным).

Как мы могли убедиться, аффиксы часто выражают лексическое и грамматическое значения слитно, неотделимо друг от друга.

К окончаниям это относится в меньшей степени (всё-таки их главная задача — выражать именно словоизменительные значения), но они участвуют в выражении таких абстрактных компонентов значений слов, как принадлежность к предметам, признакам, действиям, а также значений категории рода — эти значения являются «лексико-грамматическими», то есть связаны как с собственно грамматическими свойствами слова, так и с отражением словом фрагмента действительности, то есть лексическим значением.

Источник: https://xn----7sbbjc4bgc0a9b7a8eva.xn--p1ai/slovoobrazovanie-v-russkom-yazyke

Словообразование

Словообразование

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    — де — — надеть, переодеть;
    — ня — — занять, нанять, отнять;
    — пт — — птенец, пташка, птица;
    — сяг — — присяга, досягать, посягать;
    — у — — разуть, обуть;
    — ул — — улица, переулок;
    — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.

Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня.

Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.

Сложные слова образуются:

  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
  3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie

Способы словообразования слов в русском языке

Словообразование

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы.

Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных.

При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.

).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается.

Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования.

Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол).

При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п.

, заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya — uchim.org

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. ПриставочныйДействует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголахписать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙмодный → СВЕРХмодныйвсегда → НАвсегда
2. СуффиксальныйЭтот способ действует в образовании всех основных частей речижелтый→ желтОК,мечтать→ мечтаТЕЛЬ,глаз →глазНой,красный → краснЕТЬ,красивый→ красивОдва → двоЕ,белый → белИЗНа
3. Приставочно-суффиксальныйЭтот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)город → ПРИгородНый,звук → ОзвучИТЬ,пятеро → ВпятерОМ,плотный → ВплотнУЮ,свеча → ПОДсвечНИКмечтать → РАЗмечтатьСЯ
4. БессуффиксныйЭтот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.синий → синьвходить → входпереходить → переход
5.Сложение:-слов или основ— сокращением основ— аббревиатураЭтот способ часто действует в образовании существительных.Язык, знание – языкознаниеФизическая культура – физкультураМосковский Государственный Университет – МГУ
6. Переход слов одной части речи в другуюУчительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ

Словообразование

Авторы: Е. С. Кубрякова, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов

СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, 1) об­ра­зо­ва­ние но­вых слов, на­зы­вае­мых про­из­вод­ны­ми и слож­ны­ми, обыч­но на ба­зе од­но­кор­не­вых слов или на ба­зе сло­во­со­че­та­ний по су­ще­ст­вую­щим в язы­ке об­раз­цам и мо­де­лям. С.

 – один из важ­ней­ших пу­тей по­пол­не­ния сло­вар­но­го со­ста­ва язы­ка (в т. ч. об­ра­зо­ва­ния тер­ми­нов), ус­та­нов­ле­ния свя­зей ме­ж­ду отд. час­тя­ми ре­чи.

2) Раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий все ас­пек­ты соз­да­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния, строе­ния и клас­си­фи­ка­ции про­из­вод­ных и слож­ных слов.

Раз­ли­ча­ют ди­а­хрон­ное и син­хрон­ное С. Ди­а­хрон­ное С. (см. Ди­а­хро­ния) изу­ча­ет пу­ти воз­ник­но­ве­ния про­из­вод­ных и слож­ных слов в раз­ные пе­рио­ды ис­то­рии язы­ка, их эти­мо­ло­гич. (пер­вона­чаль­ную) сло­во­об­ра­зо­ват. струк­ту­ру, ис­то­рич. из­ме­не­ния сло­во­об­ра­зо­ват.

струк­ту­ры слов (см. Оп­ро­ще­ние, Пе­рераз­ло­же­ние). Син­хрон­ное С. (см. Син­хро­ния) – при­су­щие кон­крет­но­му эта­пу раз­ви­тия язы­ка сис­те­му сло­во­об­ра­зо­ват. средств язы­ка и струк­ту­ру слов, оп­ре­де­ляе­мую их мо­ти­ва­ци­он­ны­ми от­но­ше­ния­ми с др. од­но­кор­не­вы­ми сло­ва­ми.

Центр. по­ня­тие син­хрон­но­го С. – «сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мо­ти­ва­ция» [се­ман­тич.

обу­слов­лен­ность зна­че­ния про­из­вод­но­го или слож­но­го (мо­ти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва зна­че­ни­ем ис­ход­но­го (мо­ти­ви­рую­ще­го) сло­ва (ис­ход­ных слов)].

Мо­ти­ви­ро­ван­ное сло­во со­сто­ит из мо­ти­ви­рую­щей ос­но­вы (об­щей с мо­ти­ви­рую­щим сло­вом) и фор­ман­та. Напр., в сло­ве «ко­тик» мо­ти­ви­рую­щая ос­но­ва – ко[т’]- (об­щая с мо­ти­ви­рую­щим сло­вом «кот»), фор­мант – суф­фикс -ик.

К важ­ней­шим по­ня­ти­ям тео­рии С. от­но­сят­ся так­же сле­дую­щие.

1.

Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный тип – схе­ма по­строе­ния слов той или иной час­ти ре­чи, для ко­то­рой ха­рак­тер­на общ­ность час­ти ре­чи, к ко­то­рой от­но­сят­ся мо­ти­ви­рую­щие сло­ва, фор­ман­та и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го зна­че­ния (обоб­щён­ное зна­че­ние ря­да мо­ти­ви­ро­ван­ных слов, имею­щих один и тот же фор­мант, ко­то­рое от­ли­ча­ет эти сло­ва от мо­ти­ви­рую­щих их слов). Напр., гла­го­лы «пой­ти», «по­бе­жать», «по­плыть» и т. д., имею­щие пре­фикс по-, мо­ти­ви­ро­ван­ные гла­го­ла­ми и обо­зна­чаю­щие на­ча­ло дви­же­ния, от­но­сят­ся к од­но­му сло­во­об­ра­зо­ват. ти­пу.

2. Спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния, вы­де­ляе­мый в за­ви­си­мо­сти от ис­поль­зо­ван­ных в ак­те С. фор­маль­ных средств. К спо­со­бам С. от­но­сят­ся: аф­фик­са­ция [«дом» – «дом-ик», «пла­тить» – «пе­ре-пла­тить» (см.

так­же Аф­фикс)], сло­во­сло­же­ние, кон­вер­сия (пе­ре­ход, или транс­по­зи­ция, слов из од­ной час­ти ре­чи в дру­гую), аб­бре­виа­ция (об­ра­зо­ва­ние аб­бре­виа­тур) и усе­че­ние по аб­бре­виа­тур­но­му прин­ци­пу («спе­циа­лист» – «спец») и др.

Об­ра­зо­ва­ние но­вых слов (с по­мо­щью фор­маль­ных средств) час­то име­ну­ет­ся так­же де­ри­ваци­ей. В за­ру­беж­ной лин­гвис­ти­ке су­ще­ст­ву­ет тен­ден­ция при­рав­ни­вать С. к де­ри­вац.

мор­фо­ло­гии как уче­нию о фор­маль­ных свой­ст­вах де­ри­ва­тов (слов, воз­ник­ших в ре­зуль­та­те де­ри­ва­ции) и реа­ли­зую­щих их мор­фо­ло­гич. струк­ту­рах.

3. Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная це­поч­ка – ряд од­но­кор­не­вых слов, свя­зан­ных от­но­ше­ния­ми по­сле­до­ват. мо­ти­ви­ро­ван­но­сти; напр., «пи­сать»→«пи­са­тель»→«пи­са­тель­ни­ца».

4. Сло­во­бра­зо­ва­тель­ное гнез­до – со­во­куп­ность сло­во­об­ра­зо­ват. це­по­чек с об­щим ис­ход­ным сло­вом. Напр., сло­во­об­ра­зо­ват. гнез­до (не­пол­ное) сло­ва «греть»: «на­греть» – «на­гре­вать» – «на­гре­вать­ся», «на­грев», «на­гре­ва­тель»…; «обогреть» – «обогревать»… – «обогре­ватель»…

В отеч. язы­ко­зна­нии к опи­са­нию яв­ле­ний С. об­ра­ща­лись И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, Ф. Ф. Фор­ту­на­тов, Н. В. Кру­шев­ский. Са­мо­сто­ят. объ­ек­том изу­че­ния оно ста­ло с сер. 1940-х гг.; до это­го слово­об­ра­зо­ват. ма­те­ри­ал в грам­ма­тич. опи­са­ни­ях ли­бо от­сут­ст­во­вал, ли­бо из­ла­гал­ся в мор­фо­ло­гич. раз­де­лах.

Вы­де­ле­ние С. в отд. лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­ну от­но­сит­ся к кон. 1960-х гг. Ос­но­вы но­вой тео­рии С. в отеч. язы­ко­зна­нии за­ло­же­ны ра­бо­та­ми М. М. По­кров­ско­го, Л. В. Щер­бы, А. И. Смир­ниц­ко­го, Г. О. Ви­но­ку­ра, М. Д. Сте­па­но­вой, В. М. Жир­мун­ско­го и осо­бен­но тру­да­ми В. В.

Ви­но­гра­до­ва, по­ка­зав­ше­го тес­ную связь С. с лек­си­ко­ло­ги­ей, с од­ной сто­ро­ны, и с грам­ма­ти­кой – с дру­гой, и впер­вые вы­дви­нув­ше­го кон­ст­рук­тив­ный те­зис об осо­бом мес­те С. в кру­гу лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин.

Ви­но­кур вы­ска­зал важ­ные идеи о спе­ци­фи­ке про­из­вод­но­го сло­ва как но­си­те­ля осо­бо­го ти­па зна­че­ния – сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го зна­че­ния.

Ста­нов­ле­ние тео­рии С. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось сме­ной не­сколь­ких под­хо­дов. При мор­фо­ло­ги­че­ском под­хо­де акт соз­да­ния де­ри­ва­та рас­смат­ри­вал­ся в тер­ми­нах ком­би­на­то­ри­ки мор­фем, ко­то­рые ква­ли­фи­ци­ро­ва­лись как ми­ним. еди­ни­цы С., яв­ле­ния же С. рас­смат­ри­ва­лись в ас­пек­те мор­фо­ло­гии и ино­гда чёт­ко от неё не от­ли­ча­лись.

Струк­тур­но-се­ман­ти­че­ский под­ход был свя­зан с по­ста­нов­кой во­про­са о со­от­но­ше­нии струк­ту­ры и се­ман­ти­ки про­из­вод­но­го сло­ва. В прак­ти­ку сло­во­об­ра­зо­ват.

ана­ли­за во­шло по­ня­тие мо­ти­ви­ро­ван­но­сти про­из­вод­но­го сло­ва и про­ти­во­пос­тав­ле­ния ис­точ­ни­ка мо­ти­ва­ции и мо­ти­ви­ро­ван­ных еди­ниц. Осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые по­пыт­ки оп­ре­де­лить сло­во­об­ра­зо­ват.

зна­че­ние и объ­яс­нить его при­ро­ду.

С кон. 1960-х гг. в отеч. и за­ру­беж­ном язы­ко­зна­нии сло­жи­лись 3 на­прав­ле­ния в С. Сто­рон­ни­ки син­так­си­че­ско­го (транс­фор­ма­ци­он­но­го, по­ро­ж­даю­ще­го) на­прав­ле­ния (Н. Хом­ский, Р. Лиз и др.

) объ­яс­ня­ли се­ман­ти­ку и струк­ту­ру де­ри­ва­тов раз­ных ти­пов про­цес­су­аль­но на ос­но­ве раз­ных син­так­сич. кон­ст­рук­ций, стре­ми­лись к вос­ста­нов­ле­нию це­пи пе­ре­хо­дов, не­об­хо­ди­мых для пре­вра­ще­ния ис­ход­ных син­так­сич. кон­ст­рук­ций в со­от­вет­ст­вую­щий де­ри­ват (ср.

«он чис­тит тру­бы» – «он тру­бочист»; «он прие­хал» – «его при­езд» и т. п.). При­вер­жен­цы оно­ма­сио­ло­ги­че­ско­го под­хо­да (его идеи вы­дви­ну­ты лин­гвис­та­ми Поль­ши и Че­хо­сло­ва­кии, в т. ч. М. До­ку­ли­лом) рас­смат­ри­ва­ли С.

с точ­ки зре­ния тео­рии но­ми­на­ции и осу­ще­ст­в­ле­ния но­ми­на­тив­ной дея­тель­но­сти го­во­ря­ще­го; в прак­ти­ку сло­во­об­ра­зо­ват. ана­ли­за бы­ли вве­дены по­ня­тия оно­ма­сио­ло­гич. ба­зи­са, оно­масио­ло­гич. при­зна­ка связ­ки и оно­ма­сио­ло­гич. ка­те­го­рии (см. Оно­ма­сио­ло­гия).

Функ­цио­наль­но-се­ман­ти­че­ский под­ход объ­е­ди­нил дос­ти­же­ния двух вы­ше­опи­сан­ных под­хо­дов; рас­смат­ри­вал про­бле­мы, свя­зан­ные с се­ман­ти­кой, функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем и соз­да­ни­ем про­из­вод­ных и слож­ных слов в жи­вой ре­чи и тек­сте.

В отеч. язы­ко­зна­нии раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся про­бле­мы сло­во­об­ра­зо­ват. гнез­да и др. сло­во­об­ра­зо­ват. объ­е­ди­не­ний (А. Н. Ти­хо­нов, П. А. Со­бо­ле­ва, Е. Л. Гинз­бург и др.), сло­во­об­ра­зо­ват. мо­ти­ва­ции (И. С. Улу­ха­нов, И. А. Шир­шов и др.), се­ман­ти­ки про­из­вод­но­го сло­ва (Е. С. Куб­ря­ко­ва, Улу­ха­нов, В. В. Ло­па­тин, М. Н. Ян­це­нец­кая, О.

 И. Бли­но­ва и др.), его уча­стия в раз­го­вор­ной ре­чи (Е. А. Зем­ская) и но­ми­на­тив­ной дея­тель­но­сти го­во­ря­щих (Куб­ря­ко­ва, Л. В. Са­хар­ный, В. М. Ни­ки­тевич, И. Г. Ми­ло­слав­ский), С. в он­то­ге­не­зе дет­ской ре­чи (А. М. Шах­на­ро­вич). Осо­бен­но ак­ту­аль­ны­ми в нач. 21 в. ста­ли во­про­сы ро­ли С.

в ор­га­ни­за­ции тек­ста, за­ко­но­мер­но­стей со­че­тае­мо­сти мор­фем, при­ме­не­ния син­хрон­но-ди­а­хро­нич. ме­то­да в С., сти­ли­стич. ре­сур­сов С. и др. Об­су­ж­да­ют­ся тео­ре­тич. во­про­сы С. с ког­ни­тив­ной точ­ки зре­ния, от­ра­же­ние в кон­крет­ных сло­во­об­ра­зо­ват. яв­ле­ни­ях осо­бен­но­стей рус. мен­та­ли­те­та.

Ис­сле­ду­ют­ся ак­тив­ные сло­во­об­ра­зоват. про­цес­сы, свой­ст­вен­ные язы­ку с кон. 20 в.

За ру­бе­жом про­бле­мы С. ак­тив­но обсу­ж­да­ют­ся [ср. ра­бо­ты В. Дрес­ле­ра, Д. Кас­тов­ско­го (Ав­ст­рия); Х. Брек­ле, Л. Лип­ки (Гер­ма­ния), Э. Уиль­ям­са, Т. Ре­пе­ра (США) и др.] и в трак­тов­ке С. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла т. н.

лек­си­ка­ли­ст­ская ги­по­те­за, со­глас­но ко­то­рой ме­сто С. в сис­те­ме язы­ка оп­ре­де­ля­ет­ся его при­над­леж­но­стью лек­сич. ком­по­нен­ту, внут­ри ко­то­ро­го С. су­ще­ст­ву­ет в ви­де на­бо­ра оп­ре­де­лён­ных сло­во­об­ра­зо­ват. пра­вил (ра­бо­ты В. Мот­ша, М. Хал­ле, М.

 Аро­но­ва, С. Ска­ли­зе, Дрес­ле­ра и др.).

Источник: https://bigenc.ru/linguistics/text/3838125

Refy-free
Добавить комментарий