Синергетический подход в педагогике

Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе

Синергетический подход в педагогике

Шамуратова Г. Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/156/44215/ (дата обращения: 10.03.2020).



В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, педагогика, образование, многовариантность, педагогические технологии, интеракция, сотрудничество

This article considers and analyzes the implementation of synergistic pedagogical technologies in the process of education. Some problems in the adaptation of the synergetic method with traditional dialectics are critically evaluated.

Key words: synergy, synergetic approach, pedagogy, education, diversity, pedagogic technologies, interaction, cooperation

XXI век — это век интеллектуальной собственности, информационных технологий, новшеств и инноваций. И в этих условиях, сегодня, система образования должна отличаться своей многофункциональностью.

Теперь она обязана не только выпускать квалифицированных специалистов в разных областях, но и формировать настоящих представителей гражданского общества, воспитать лидеров, которые смогут определить перспективные направления развития человечества.

Чтобы достичь такого многофункционального уровня, в систему высшего образования должны быть внедрены новые, более интерактивные методы и подходы преподавания. Одним из таких инноваций в процессе обучения, несомненно, является синергетический подход.

Нужно отметить, что много ученых и педагогов посвятили свои научные работы таким темам как «синергетика в педагогике», «синергетический подход» и «системно-синергетический метод», синергетика как педагогическое понятие находится на стадии разработки.

Термин синергия или синергетика происходит от древнегреческого слова «synergos» что означает работать вместе, комбинировать действие [5]. Данный термин также используется как синоним словам сотрудничество и содружество.

В науке термин синергетика имеет очень широкий смысл. Во многих гуманитарно-философских словарях синергетика определяется как современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос [4, С. 31–36].

Таким образом, в широком смысле синергетика означает многовариантность или альтернативность выбора. А в более узком смысле, например, в организации процесса деятельности по какой-либо сфере синергетический подход требует креативной нелинейности, системности и прогнозирования результатов.

Что касается внедрения синергетического подхода в систему образования, то здесь он в первую очередь требует сотрудничество участников образовательного процесса:

– прямых участников учебного процесса, т. е. преподавателей и учащихся,

– непрямых участников и заинтересованных сторон, т. е. родителей, администрации учебного заведения, государственных органов образовательной системы, негосударственных образовательных структур, других научно — академических институтов и т. д.

Синергетический подход — это не разовый педагогический метод, он выходит за рамки одного урока и охватывает весь учебный процесс и образовательную систему конкретного учреждения.

Данный подход упрощает процесс обучения, давая студентам и преподавателям возможность мобильности и выбора. Студент научится работать в группе и самостоятельно в разных сложных и кризисных условиях.

выделяют три важнейшие аспекты внедрения методов синергетики в образовании [2, C.22–26]:

– дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;

– использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;

– применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Синергетическое обучение происходит, когда студенты сосредоточены на двух основных вещах — на чем они учатся (содержании и навыках курса) и как они учатся. Студенты должны развивать понимание себя как учеников и уметь оценивать себя как преподаватели. Синергетический метод работает, когда учащиеся учатся у других людей и вместе с ними.

Они учатся у учителя, у которого есть соответствующий опыт и знания. Они также учатся у других студентов, которые предлагают объяснения. Когда студенты выступают в роли учителей, их уверенность возрастает, равно как и уверенность тех, кто учится у них.

Благодаря этой синергии студенты обнаруживают, что они могут очень легко понять и даже осмыслить трудные темы.

Однако имплементация синергетических технологий в процесс обучения очень трудоемка. Особенно, когда речь идет о соотношении синергетического подхода с традиционными педагогическими технологиями.

Многие ученые и эксперты придерживаются мнения, что синергетика предполагает отказ от педагогических методов, основанных на жестком ограничении действий обучающихся в пользу самоорганизованного процесса обучения путем [1, cтр. 3]:

  1. создания образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы;
  2. Формирования адекватной самооценки учащимися собственных действий, своих способностей и увлечений, саморегуляцию;
  3. составления индивидуальных модулей из системы учебных курсов, выбора преподавателя, времени и темпа обучения;
  4. взаимосвязи с научными организациями, сетевыми открытыми образовательными учреждениями, позволяющими осуществлять информационное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности, обеспечивать связь школьных предметов с актуальными потребностями информационного общества;
  5. создания «единого информационного педагогического поля семьи и школы», позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями.

Однако, по нашему мнению, синергетический подход может адаптироваться не только с другими интерактивными педагогическими методами. Он должен использовать достижения традиционной формы обучения и дополнять ее. Как отмечено в работе В.

Игнатова в использовании синергетики нельзя отбрасывать того позитивного, что было выявлено до нее с использованием классической диалектики.

Это две взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга формы постижения законов и закономерностей образовательного процесса [3, cтр. 24].

Итак, в образовательном процессе, синергетические педагогические технологии являются гарантами обеспечения многовариантности.

Синергетическое обучение предоставляет каждому студенту возможность самостоятельного и неординарного движения к успеху путем создания условий для выбора и альтернативы.

Студент начинает понимать себя, свои возможности, интересы, сильные и слабые стороны, таланты и жизненные приоритеты.

Кроме того, в ходе синергетического обучения учащиеся начинают понимать других и принимают их такими, какими они являются. Данная особенность синергетики позволяет нам, педагогам более эффективно организовать процесс обучения и четко представить результаты данного процесса.

Литература:

1. Бабич И. Н. Синергетический подход в обучении и воспитании в школе — результаты эксперимента //ссылка: http://spkurdyumov.ru/misc/sinergeticheskij -podxod-v-obuchenii-i-vospitanii-v-shkole/;

  1. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. — 1999. — № 2;
  2. Игнатова В. А. Синергетика в образовании// жур. Образование и наука.- 2010, № 1
  3. Князева Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественно -научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 1994. — № 4;
  4. Online Merriam Webster dictionary// https://www.merriam-webster.com/ dictionary/synergy.

Основные термины(генерируются автоматически): синергетический подход, процесс обучения, студент, синергетика, синергетическое обучение, образовательный процесс, образовательная система, синергетический метод, учебно-воспитательный процесс, учебный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/156/44215/

Синергетический подход в педагогическом исследовании

Синергетический подход в педагогике

«Синергетика — современная теория самоорганизации, новое ми-ровидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И. Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции».

Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. Педагогическая синергетика, считает В. И. Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

В некоторых педагогических источниках синергетика определяется как «наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности». Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новойг областью знаний.

В. А. Игнатова выделяет три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании:

* дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;

* использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;

* применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Теория самоорганизации оперирует такими понятиями, как точки бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор, фрактальность
Систему образования можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.

Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.

В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.

Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т.

п.

Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в открытых неравновесных системах новых структур.

Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса.

Герменевтика и педагогика.

В центре герменевтического учения находится проблема понимания человека и реальности, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного методического приема. Имеются обоснованные доказательства важности герменевтической проблематики для педагогики (И. И. Сулима), а также научные труды по психологической герменевтике (А. А. Брудный), однако понятие педагогической герменевтики до настоящего времени не было предметом специальных научных исследований.

С учетом многоаспектности, многомерности педагогических процессов назрела необходимость на основе паритетного подхода (Ш. А. Амонашвили, В. И.

Загвязинский) уточнить сущность взаимодействия, выявить возможности и сочетания противоположных научных подходов, категорий, рекомендаций.

Думается, герменевтика имеет большой гуманистический потенциал, поскольку особое значение придает вненаучным формам духовного постижения человека, требующим выявления их педагогических возможностей и координации с научно-педагогическим знанием.

С позиций герменевтики важнейшим фактором достижения понимания является язык. Для современной педагогики характерны сложные взаимоотношения содержательных характеристик педагогического знания и языковой формы их воплощения.

Сложившаяся в советский период (в основном на базе понятий естественнонаучного и технократического содержания) терминологическая система педагогики становится тесной для нового педагогического мышления, сковывая свободное творчество.

Переход к новому педагогическому миропониманию сопровождается интенсивным обновлением понятийно- терминологического аппарата науки и практики, рождающегося на стыке собственно педагогического, философского, эзотерического знания, художественно-эстетических подходов.

Данный процесс требует специального герменевтико-интерпретационного исследования взаимовлияний внутреннего содержания педагогики и ее языка.

Особо следует отметить, что актуальность научного исследования герменевтических проблем педагогики обусловлена потребностями образовательной практики.

Активно идущий процесс разработки и реализации гуманистической концепции образования вызвал подъем инициативы педагогов, стремление к осмыслению инновационного опыта, поискам новых форм и методов обучения и воспитания.

Однако попытки педагогов выйти на контакт с большой наукой не всегда успешны из-за сложности, а нередко и избыточного наукообразия педагогической литературы, а также в силу сложившихся стереотипов отношения к официальной науке как вместилищу готовых «правильных» рецептов.

Полагаем, что дополнительная поддержка со стороны нашей науки может выразиться в том, что она предложит не только конкретные содержательные разработки, но также методики интерпретации и творческого осмысления воплощенных в разного рода текстах педагогических знаний на основе сочетания рационального познания с интуитивным пониманием и эстетическим чувствованием.

Гуманистическая педагогика.

Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности.

В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее.

В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания.

Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

Задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод

Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы.

Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности.

Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.

Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания

Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам.

«Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл.

– Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным».

Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели.

Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.

Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность.

Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.

Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…

Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.

Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания.

Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.

Источник: https://cyberpedia.su/6xecdb.html

Синергетический подход в педагогике

Синергетический подход в педагогике

Синергетический подход в педагогике

Доктор медицинских наук, профессор С. Н. Симонов
Аспирант О. В. Копаев

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

Ключевые слова:

синергетика, педагогика, образование.

Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia» «содружество», «сотрудничество» [12] и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.

Философский словарь [11] содержит более развернутое определение: «Синергетика — современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И. Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции».

По нашему мнению, синергетика входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому ее и называют теорией самоорганизации.

«Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек» [13].

Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне» [2].

По словам Г. Хакена [14, 15], свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы. Процессы же самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы.

Отличительной особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

Процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости.

Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

Как показали исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, различных его подсистем, в том числе и образования.

В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса образования, а под педагогической синергетикой понимается только становящаяся на прочную позицию область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.

Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В. А. Аршинова, В. Г. Буданова, В.Г. Виненко, В. А. Игнатовой, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, Н. М. Таланчука, Л. Н. Макаровой, Ю. В. Шаронина, С. С. Шевелевой, В. В. Маткина, О. Н. Федоровой и др.

Несмотря на то что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие понятия как «педагогическая синергетика», «синергетический подход» еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся в стадии разработки.

Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в самой науке.

Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «синергетика» характеризуется относительной новизной.

Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы так же быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики синергетические исследования проводятся разобщенно, каждая наука при этом использует «свой» словарь.

Как справедливо отмечает В. А.

Игнатова [5], активному внедрению идей синергетики в образование препятствуют прежде всего традиционное педагогическое мышление и убежденность разработчиков содержания образования в том, что будто бы должно пройти не менее полувека между утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в образовании. По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не вполне определен.

Тем не менее вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность, и это осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные вопросы этой теории. Так, А. А.

Ворожбитова [3] рассматривает педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся.

В. И.

Андреев [1] предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В. И. Андреев [1], дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

В некоторых педагогических источниках [10] синергетика определяется как «наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности».

Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.

В. А. Игнатова [5] выделяет три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании:

• дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;

• использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;

• применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Таблица соотношения понятий синергетики традиционной педагогики

Основные понятия синергетики Понятия педагогики
Самоорганизация Это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования
Состояние неустойчивости нелинейной среды Неопределенность и возможность выбора, способность к которому следует считать жизненно важным качеством человека, находящегося в критических ситуациях, аномальных условиях существования и выживания
Хаос Возникновение ситуаций неопределенности, отсутствие единого решения и подхода, проблемная ситуация. Неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого
Случайность Отход от жестких учебных программ, подчеркивание важности импровизации, интуиции, способности изменить весь сценарий занятия из-за, казалось бы, случайной реплики студента или другого «малого» события
Бифуркация Альтернативные развилки веера возможностей. Критический момент неопределенности будущего развития
Аттрактор Относительно устойчивые возможные состояния, на которые выходят процессы эволюции в открытых нелинейных средах; видимо, можно судить о некой предопределенности будущего, т. е. о том, что будущее состояние системы как бы «притягивает, организует, формирует, изменяет» ее настоящее состояние
Флуктуация Постоянные изменения, колебания и отклонения. Порождают состояние нестабильности, неравномерности

Как отмечает В. Д. Грачев [4], распространение синергетических идей в современных условиях стало: мощным фактором, обеспечивающим стирание границ между естествознанием и обществоведением и построение универсальной эволюционной картины мира; средством гуманитаризации образования; своеобразным «методологическим инструментом» при исследовании массовой психологии, а также механизмов творчества.

Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в образовании, необходимо определить, насколько система образования может рассматриваться как синергетическая. Для этого она должна изучаться с позиции методологии синергетики, как открытая, самоорганизующаяся, нелинейная система.

Основными понятиями синергетики являются открытость, нелинейность, неравновесность. Теория самоорганизации оперирует такими понятиями, как точки бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор, фрактальность

Систему образования можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения.

Во-вторых, меняется содержание образования, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников.

В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.

Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.

В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.

Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т.

п.

Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в открытых неравновесных системах новых структур.

Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса.

Прочие важнейшие понятия синергетики также достаточно корректно соотносятся с понятиями традиционной педагогики (см. таблицу).

Таким образом, синергетика может выступить «в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в современном мире. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы» [6-9].

С использованием идей синергетики, во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития; в-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего [7, 8].

С позиции синергетики в обучении нет абсолютной бесструктурности, абсолютного беспорядка; даже хаос становится предметом науки. И хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но в определенных обстоятельствах заключают в себе созидательное и конструктивное начало.

Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей.

Новая синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, эволюционирующих, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе система образования.

Литература

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.

3. Бочкарев, А. И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. … докт. пед. наук / А.И. Бочкарев. — М., 2000. — 52 с.

4. Виненко, В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: дис. … докт. пед. наук / В. Г. Виненко. — Саратов, 2001. — 322 с.

5. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. — 1999. — № 2. — С. 22-26.

6. Грачев, В. Д. Философия ума / В. Д. Грачев. — Ставрополь: изд-во СГУ, 1999. — 108 с.

7. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 26-31.

8. Князева, Е. Н. Синергетический вызов культуре / Е. Н. Князева / Московский международный синергетический форум / http://www.iph.ras.ru/~mifs.

9. Князева, Е. Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Общественные науки и современность. 1993. — № 2. — С. 38-47.

10. Князева, Е. Н. Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов / http://www.uni-dubna.ru.

11. Князева, Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 31-36.

12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

13. Макарова, Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: монография: [В 2 ч.] / Л. Н. Макарова. — М: МГПУ, ТГУ им. Г.Р. Державина. — М.: Тамбов: изд-во ТГУ, 2000. — Ч. 2. — 2000. — 142 с.

14. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.

15. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.

16. Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз.,1988.- 608 с.

17. Современная западная философия: Словарь / сост.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М.: Политиздат, 1991. — 414 с.

18. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М.Таланчук // Магистр. — 1997.- СВ. — С.32-41.

19. Хакен, Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. Г. Хакен. — М.: Мир, 1985. — 423 с.

20. Хакен, Г. Синергетика: пер. с англ. Г. Хакен. — М., 1980. — 406 с.

21. Шаронин, Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю. В. Шаронин // Высшее образование. — 1999. — № 4. — С. 14-18.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Источник: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2007N8/p29-31.htm

Принципы синергетического подхода

В качестве принципов синергетического подхода применяются паттерны – модели синергетического мышления. Паттерны позволяют расширить представление о многих процессах и явлениях педагогики, за счет содержания новых знаний о методах самоорганизации и саморазвития систем нелинейного типа.

Основными принципами или паттернами синергетического подхода являются:

  1. Принцип нелинейности и открытости всех мировых систем. Поскольку все системы способны обмениваться энергией, информационными данными, веществами с окружающей средой, находятся на удаленном расстоянии от точки равновесия и могут подвергнуться разрушению структуры при неравновесности системы, то такие системы являются открытыми и нелинейными и функционируют на базе процессов самоорганизации и саморазвития.
  2. Принцип хаотичности. Хаос является механизмом построения системы, поскольку он способствует объединению простых элементов в сложное системное строение, посредством координации темпов эволюционных процессов и при этом, может разрушить ее структуру при сложной системной организации. Хаотичность выполняет роль разрушителя, что необходимо для последующего построения чего-то нового, которое также разрушится после построения.
  3. Принцип жизнедеятельности. Саморегулирующиеся системы должны быть, как устойчивыми и способным к противодействию внешних факторов, так и функционировать на основе протекания случайных, неустойчивых процессов.
  4. Принцип признания последовательного развития системных процессов. Система функционирует по конкретной логике и алгоритму, представляющему определенную поэтапность действий. Нельзя навязывать системе нелогичный и противоречащий ее сути порядок деятельности.
  5. Принцип резонансного воздействия на все системные элементы. Внешнее воздействие на систему и ее отдельные элементы должно согласовывать с внутренними характеристиками и особенностями ее функционирования. При этом, важно, правильно распределить внешнее воздействие, не акцентируя внимания на его интенсивности и силе.
  6. Принцип недопущения закрытия системы. Система должна иметь открытый характер, чтобы принимать внешнюю энергию и позволять внедрять в себя новаторские разработки. Закрытая система будет устойчивой к изменениям, легко противостоять им, что в итоге приведет к ее торможению в развитии, замораживанию эволюционных процессов в образовательной сфере.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/podhody_k_vospitaniyu/sinergeticheskiy_podhod_v_pedagogike/

Синергетический подход в педагогическом исследовании: сущность, принципы, условия

Синергетический подход в педагогике

Синергетический подход в педагогическом исследовании: сущность, принципы, условия

Синергетика возникла на стыке физики и химии в 70-е гг. XX веке. Она занималась изучением открытых неравновесных систем, которые обмениваются энергией, веществом и информацией с внешним миром. Позже синергетика приобрела статус междисциплинарного подхода. Термин «синергетика» происходит от греч. Sinergia – сотрудничество, совместное действие.

Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик, профессор Штутгартского университета Г.

ерман Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения, профессор Брюссельского университета Илья Романович Пригожин, химик-экспериментатор Борис Павлович Белоусов (Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР), биофизик Анатолий Маркович Жаботинский (Институт биофизики АН СССР).

Синергетика изучает системы с обратной связью. Она исследует механизмы возникновения новых структур за счет разрушения старых, а не процессы стабилизации. Синергетические системы функционируют в соответствии с принципом положительной обратной связи.

Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.

Синергетика претендует на открытие универсальных механизмов самоорганизации, как в живой, так и в неживой природе.

В дальнейшем синергетические программы стали включать в качестве объектов изучения социальные явления, тем самым ученые стремились выявить общие принципы и закономерности процессов самоорганизации и саморазвития в системах самой разной природы.

Постепенно идеи синергетики проникают в педагогическую науку и практику, формируя новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, как личность ребенка и учителя, как ученический коллектив и сообщество педагогов, как учреждение образования и его окружающая среда.

Основные понятия и принципы синергетического подхода

Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «аттрактор». Они редко используются в педагогической литературе, поэтому их необходимо раскрыть:

самоорганизация – это процесс или совокупность про­цессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования.

открытость – это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

неравновесность — это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия;

бифуркация (в переводе с латинского языка означает «раздвоение») – это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

флуктуация (в переводе с латинского языка означает «колебание») – это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к возникновению новой системы;

диссипативные– это новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия.

аттрактор (близко к понятию «цель») – это относительно конечное, устойчивое состояние системы.

Несомненно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных открытых систем. В частности Е. Н.

Князева подчеркивает целесообразность применения специальных методик сценарного мышления, в том числе и методики мозгового штурма, для обсуждения сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации. Такие методики направлены на преодоление стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности.

Руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений важно осознавать, что они имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития.

В психологических и педагогических исследованиях неоднократно показано, что в коллективе любого учебного заведения существуют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (складывающиеся на базе саморазвивающихся личных контактов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициальные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутренними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведения, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельности саморазвивающегося сообщества.

Использование синергетического подхода в практической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия.

А это, в свою очередь, интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов.

Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственной и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.

Сложность предмета психолого-педагогического исследования, его многоплановость делает практически невозможным его непосредственное познание как целого.

На практике такие попытки приводят к хаотичности и бессистемности анализа. Поэтому нет иного пути глубокого познания сложных явлений, кроме выделения определенных позиций для рассмотрения, аспектов.

Для конкретной темы должен быть свой ведущий аспект (угол зрения, ракурс).

Аспект изучения тесно связан с целями и характером исследования. Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно, привлекает разных специалистов – психологов, социологов, врачей, педагогов, каждый из которых может иметь свою позицию, выделять свой аспект.

При этом важно, во-первых, последо­вательно выдержать принятый аспект; во-вторых, учесть возможность других аспектов; в-третьих, реально оценивать полученные результаты, понимая необходимость их соотнесения и синтеза с данными анализа изучаемых процессов в иных аспектах.

При соблюдении указанных условий аспектность не превращается в односторонность, а выступает условием полного, многоаспектного, целостного изучения предмета. Именно синтез аспектного знания приводит к конкретному знанию.

Итак, синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Рассмотрение педагогического процесса как в значительной степени самоорганизующегося основано в современной науке не только на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающих неоднозначно, подвергающихся закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным внутренним и внешним влияниям.

Библиографический список:

1. Стрельник, О. Н. Концепции современного естествознания [Текст]: Краткий курс лекций / О. Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.194 – 198.

2. Степанов Е. Н..Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 141 – 147.

3. Управление воспитательной системой школы: пробле­мы и решения [Текст] / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 233 – 241.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]:: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 46 – 47.

Источник: https://infourok.ru/sinergeticheskij-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-sushnost-principy-usloviya-4030077.html

Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов

Синергетический подход в педагогике

Синергетика – (от греч. «синергейя) – совместное действие, сотрудничество. Этот термин в науку ввел немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен.

Синергетика – достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX века. Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.

Коснулись идеи синергетики и педагогической науки и практики, сформировав новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем как:

  • личность ребенка и учителя;
  • ученический коллектив и сообщество педагогов;
  • учреждение образования и его окружающая среда.

Основные понятия синергетического подхода:

Основными понятиями синергетики являются:
Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, способствующих достраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;

Открытость – это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникативных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

Неравновесность – это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия;

Принципы синергетического подхода:

Роль принципов в синергетическом подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления. Опираясь на публикации известных ученых-синергеттиков, назовем те паттерны, которые содержат в себе новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обогатить наши представления о педагогических явлениях и процессах.

К числу таких паттернов относится:

  • Практически все существующие системы являются нелинейными и открытыми. А, следовательно, их функционирование и развитие строится на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития.

Для возникновения и протекания процессов самоорганизации и саморазвития служат предпосылками: а) способность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; б) достаточная удаленность системы от точки равновесия;

в) неравновесность системы может привести к дезорганизации прежней структуры.

  • Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации с одной стороны, но разрушителен так как хаотичность в определенных условиях приводят к разрушению сложных систем; с другой – он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.
  • Для жизнедеятельности саморегулирующихся систем важное значение имеет не только устойчивость и необходимость, но и неустойчивость и случайность.
  • Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с ее внутренним содержанием и логикой развертывания ее внутренних процессов. Эффективное управление системой возможно при осознании тенденций ее развития и осуществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния.
  • Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать ее развитию или даже привести к эволюционному тупику.

Итак, синергетический подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Синергетический подход
Основные понятия Принципы Методы
· Самоорганизация
  • Открытость
  • Нелинейность
  • Неравновесность
· Идея о нелинейности, открытости и неравновесности систем
  • Идея о конструктивной роли хаоса
  • Идея о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности
  • Идея о невозможности полного и точного прогноза
  • Идея о резонансном воздействии и др.

   

· Диалог

  • Метод сценарного мышления

Идея синергетического подхода:

Воспитание зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать многочисленные влияния на ребенка, формирующие у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.

Соотношение управляемости и спонтанности процесса воспитания может быть в полной мере реализовано в синергетическом подходе. Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию.

В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству).

Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, что сделает более интенсивным процесс развития учащихся и личностно-професссиональный рост педагогов.

Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, раскрытию и развитию индивидуальности каждого.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели.

При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений.

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории.

К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность – (по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.

Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне.

Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода.
К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.

Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности.

Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_165902_sovremennie-podhodi-k-organizatsii-pedagogicheskogo-protsessa-sinergeticheskogo-i-aksiologicheskogo-podhodov.html

Refy-free
Добавить комментарий