Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

10.2.5. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:

·                    всего действовало 129 спасательных формирований (отрядов) поисково — спасатальной службы (ППС) министерства;

·                    силами спасательных отрядов проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

·                    военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково — спасательные и аварийно — восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

·                    учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

·                    формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

·                    части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

·                    силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

·                    воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

·                    силы и службы поискового и аварийно — спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

·                    восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

·                    аварийно — спасательные службы Военно — Морского флота России и других министерств;

·                    военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

·                    территориальные аварийно — спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

·                    подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

·                    военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

·                    аварийно — технические центры и специализированные отряды Минатома России;

·                    отряды и специалисты —  добровольцы общественных объединений.

10.2.6. Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно — территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

·                    руководящий орган — республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

·                    постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

·                    собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти.

Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения.

Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г.

Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности.

Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

·                    о стихийных бедствиях;

·                    о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

·                    о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

·                    о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

·                    об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

·                    о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1.                 Для атмосферного воздуха:

·                    содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:

·                    в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;

·                    в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

·                    в 50 и более раз (без учёта времени);

·                    визуальные и органолептические признаки:

·                    появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

·                    обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека — резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);

2.                 Для поверхностных вод суши, морских вод:

·                    разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;

·                    плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;

·                    сильный необычный запах от воды водоёма;

·                    попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;

·                    снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;

·                    увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;

·                    массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3.                 Для почв и земель:

·                    содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;

·                    содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;

·                    в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;

·                    наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4.                 Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

·                    мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;

·                    суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м2;

·                    концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни (ВДУ).

Защита населения в укрытиях

В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:

·                    укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;

·                    рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;

·                    своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:

·                    по назначению (для населения или для размещения органов управления);

·                    по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);

·                    по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);

·                    по характеру (убежища или укрытия).

Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.

По степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России убежища строятся, в основном, не выше 4 класса.

Современные убежища — это сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных систем и приборов, необходимых для обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие виды:

·                    малой вместимости (до 150 чел.);

·                    средней вместимости (150-600 чел.);

·                    большой вместимости (свыше 600 чел.).

В убежищах от воздействия ударной волны, обломков разрушающихся зданий, проникающей радиации, светового излучения и высоких температур защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни, ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для защиты от отравляющих бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.

Каждое убежище состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт) и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных материалов, фильтровентиляционной камеры, складских помещений, кладовой для продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).

Вместимость убежища определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и числом лежачих мест — на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения составлял не менее 1,5м3 на одного укрываемого.

При определении вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2 при двухъярусном расположении нар и 0,4м2 при трехъярусном. Высота помещения должна быть не менее 2,2м.

Количество мест для сидения при двух ярусах должно составлять 80%, а при трех ярусах — 70%.

В защитных сооружениях запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы, свечи, пахучие вещества, приводить животных.

Укрывающиеся люди обязаны держать в готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не следует без особой надобности ходить по помещению.

Сведения о наземной обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной сети или по телефону. Своевременная и спокойная информация необходима для предотвращения паники.

Убежища оборудуются всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.

Отчистка воздуха осуществляется:

·                    в режиме чистой вентиляции, когда наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13м3 на человека в час;

·                    в режиме фильтровентиляции, когда воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2м3 на человека в час.

Регенерация воздуха осуществляется посредством соответствующих патронов. Очищенный воздух вентиляторами нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.

Система водоснабжения обеспечивает людей водой для питья и гигиенических нужд. Она осуществляется от наружной водопроводной сети.

Предусмотрен также аварийный запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в стационарных баках. Санузел размещается в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, с вытяжкой.

Предусматривается отведение фекальных вод из расчета 2 литра на человека в сутки.

Убежища оборудуются также системами отопления, электроснабжения, освещения, радио и телефоном.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) — это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения проникающей радиации, ударной волны (частично), а также от непосредственного попадания отравляющих веществ и бактериальных средств.

Оборудуются ПРУ обычно в подвалах (погребах), цокольных этажах прочных зданий и сооружений с небольшими оконными проемами. При недостатке заглубленных помещений, которые могут быть использованы под укрытия, строят специальные ПРУ с применением для этого подручных материалов.

Планировка укрытия должна быть простой, входы в укрытие завешиваются мягким материалом (брезентом, одеялами, мешковиной). По возможности ПРУ оборудуется необходимыми системами жизнеобеспечения (воздухообмена, водоснабжения, канализации, освещения и медицинского обслуживания).

При отсутствии ПРУ можно быстро построить простейшее укрытие (щель), Такое укрытие представляет собой траншею глубиной 180-200см, шириной по верху 100-120см, а по дну — 80см, с выходом под углом в 90 градусов к его продольной оси. Длина укрытия определяется из расчета 0,5м на одного укрываемого.

Отрытая щель уменьшает в 1,5-2 раза вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией.

Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз.

Перекрытая щель предохраняет также от непосредственного попадания на кожу и одежду человека радиоактивных отравляющих и бактериальных средств.

В случае чрезвычайной ситуации необходимо помнить о защитных свойствах местности и уметь их использовать. Высокую степень защиты от ударной волны, проникающей радиации, светового излучения ядерного взрыва обеспечивают узкие, глубокие и извилистые овраги, карьеры, насыпи, ложбины, канавы, лесной массив и пр.

При нахождении на открытой местности в момент вспышки необходимо закрыть глаза для защиты от светового излучения, упасть лицом вниз спиной к взрыву, используя защитные свойства рельефа местности.

Помните, что опасно укрываться у стен зданий и сооружений из-за их возможного обрушения.

Эвакуация населения

Эвакуация — это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.

Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации.

При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством, — по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления).

Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта с пешнм порядком.

Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства индивидуальной зашиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки.

Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются привалы: малый (10-15 мин) — через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч) в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

10.3.2. Режимы радиационной защиты населения

Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для уменьшения возможных доз облучения.

Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты;

N1 — применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);

N2 — предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;

N3 — предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в мжогоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз. При этом необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают ур

Источник: https://obzh.my1.ru/publ/sily_i_sredstva_likvidacii_chrezvychajnykh_situacij/1-1-0-20

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС,предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера относятся [12]:

­ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

­ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Россельхознадзора;

­ военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;

­ формирования ГО регионального, муниципального и объектового уровней;

­ специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС, войск гражданской обороны;

­ аварийно-технические центры Росатома;

­ службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Росавиации;

­ восстановительные и пожарные поезда Росжелдора;

­ аварийно-спасательные службы и формирования Росморречфлота (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательные координационные центры);

­ аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, нештатные аварийно-спаса­тель­ные формирования субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и общественных объединений.

Ликвидация ЧС включает:

­ разведку зоны ЧС;

­ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

­ участие в проведение эвакомероприятий;

­ отыскание и спасение людей;

­ оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

­ тушение пожаров;

­ расчистку завалов;

­ ликвидацию аварий на коммунально-энергетических сетях;

­ разрушение зданий, угрожающих обвалом;

­ подготовку путей и ввод сил ГО в очаги поражения;

­ проведение пиротехнических работ;

­ санитарную обработку населения и одежды;

­ специальную обработку зданий, сооружений, участков местности и материальных средств;

­ организацию связи и оповещения;

­ организацию первоочередного жизнеобеспечения людей;

­ обеспечение индивидуальными и коллективными средствами защиты населения и формирований;

­ проведение мероприятий тылового и технического обеспечения.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работв зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения [11].

Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ (АСДНР) по ликвидации ЧС по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС.

Он же осуществляет руководство силами и средствами, привлеченными к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, и организацию их взаимодействия.

руководитель аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования), прибывший в зону ЧС первым, принимает полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС, назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Ввод сил и средств на участок (объекты) работ планируется и осуществляется с учетом их готовности к действиям. В первую очередь вводятся дежурные подразделения и подразделения постоянной готовности. Остальные подразделения — по мере их развертывания. Действия сил начинаются с разведки очагов поражения (зоны ЧС).

Для проведения АСДНР зона ЧС делится на районы, участки, объекты работ.

Размеры района (участка) и количество объектов определяется исходя из характера, масштаба ЧС, ожидаемого количества пострадавших, а также наличия сил и средств и их возможностей в данной обстановке.

Созданная группировка сил должна отвечать замыслу проведения работ: обеспечить развертывание их в короткие сроки, сосредоточение основных усилий и завершение в первые сутки работ на объектах с наибольшим количеством пострадавших; ведение спасательных работ в первую очередь в местах, где пострадавшим угрожает особая опасность, непрерывное ведение работ и завершение их в сроки, обеспечивающие выживание пострадавших; сохранение их работоспособности и удобство управления.

При крупномасштабных ЧС выдвижение подразделений (формирований) на участки (объекты) АСДНР осуществляется колоннами, под руководством их командиров (начальников), по назначенным маршрутам, в последовательности, установленной решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

С выходом на назначенные объекты работ командиры подразделений (формирований) на местности уточняют задачи спасателей, расчетов машин, определяют наиболее целесообразные приемы и способы, технологии ведения работ на данном объекте, руководят расстановкой людей и техники, обращая особое внимание на меры безопасности при проведении работ.

Организация проведения АСДНР, способы и технологии их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки.

При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия сосредотачиваются, прежде всего, на их спасении, в связи с этим основу группировки каждой смены составляют спасательные подразделения, усиленные инженерно-техническими подразделениями (формированиями). В первую очередь обследуются те участки (объ­ек­ты), где наиболее вероятно нахождение живых пострадавших. При необходимости производится деблокирование пострадавших, оказание им медицинской помощи и эвакуация на пункты сбора с последующей отправкой в лечебные учреждения.

В условиях ЧС, связанных с загрязнением (заражением) местности и объектов радиоактивными и опасными химическими веществами, основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения), локализации и ликвидации источника поражения.

Первыми, вслед за разведкой, вводятся подразделения (формирования) дегазации и дезактивации (обеззараживания и обезвреживания) и инженерно-технические, а также подразделения (формирования) специальной и санитарной обработки. Спасательные подразделения (формирования) действуют в тесном взаимодействии с ними. Развертывается пункт специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава.

В условиях наводнения или затопления местности основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зоны затопления, а также на ее локализации.

В первую очередь, вслед за разведкой, вводятся переправочно-десантные, инженерно-технические подразделения (формирования) с дорожной техникой — для оборудования причалов, спуска десантно-переправочных средств и спасательные подразделения. Автомобильные подразделения (формирования) могут привлекаться для обеспечения эвакуационных мероприятий.

При действиях в условиях химического заражения, радиоактивного загрязнения, в условиях пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работа организуется и ведется посменно.

Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия изолирующих средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих смен (рабочих циклов) устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

Смена подразделений (формирований) организуется по истечении установленного времени работы. Время и порядок смены определяются командирами подразделений (формирований).

В целях обеспечения непрерывности АСДНР смена личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемых подразделений и формирований, при необходимости, передается прибывшей смене на месте работы.

Во время смены старшим на объекте (участке) работ является командир сменяемого подразделения. Он обязан передать объекты (участок) работ командиру прибывшей смены, сообщив ему все необходимые данные о месте, условиях ведения работ, местах нахождения пораженных, которых не успели спасти, организации связи и т.п.

По завершении передачи объектов (участка) работ личный состав выводится на указанный пункт сбора, приводится в готовность к дальнейшим действиям, после чего следует в район отдыха.

Технологии выполнения АСДНР определяются командирами (начальниками) подразделений (формирований) непосредственно на местах работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных, наличия и характера опасных и вредных факторов и имеющихся возможностей.

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач проводятся мероприятия по всестороннему обеспечению органов управления, сил и средств, выполняющих АСДНР.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба от возникшей ЧС.

После окончания этих работ основная часть сил РСЧС выводится из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

После выполнения АСДНР создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС в целом.

Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти (местного самоуправления) или руководителям объектов социального и производственного назначения.

С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС создана система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (СИСТЕМА ЖОН В ЧС), представляющая собой совокупность органов управления, сил и средств жизнеобеспечения населения в ЧС.

Структура системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, представлена на рис. 4.1.

Рис.4.1. Структура системы жизнеобеспечения населения,

пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

Управление жизнеобеспечением населения в ЧС на всех уровнях осуществляется органамиисполнительной власти (местного самоуправления) с помощью органов управления ГОЧС как на стадии заблаговременной подготовки системы жизнеобеспечения и её подсистем к функционированию в ЧС, так и непосредственно после возникновения и в период ликвидации ЧС.

Органом управления органа исполнительной власти (местного самоуправления), непосредственно занимающимся организацией жизнеобеспечения населения и предоставления услуг в ЧС, является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) субъекта РФ (муниципального образования), в составе которой создаются подкомиссии по отдельным видам жизнеобеспечения.

Основными силами и средствами по первоочередному жизнеобеспечению населения в ЧС являются специально выделенные и подготовленные подразделения и формирования, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию жизнеобеспечения и осуществляющих свою деятельность в зонах ЧС.

Средства жизнеобеспечения населения в ЧС представляют собой коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения.

Услуги жизнеобеспечения населения в ЧС представляют собой минимально необходимую помощь, предоставляемую пострадавшему в ЧС населению (помывка, стрижка, обслуживание при кормлении, торговое обслуживание и т.п.).

Другими (не первоочередными) видами ЖОН в ЧС являются: противопожарное, эвакуация и расселение, охрана имущества и общественного порядка, санитарно-эпидемиологическое обеспечение и поддержание морально-психологической устойчивости пострадавших.

Организационной основой решения этих задач первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС являются «Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС», а также «Планы первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС».

Силами жизнеобеспечения населения в ЧСявляются подразделения и формирования, осуществляющие жизнеобеспечение населения в зонах ЧС и включают органы управления, выделенный личный состав федеральных органов исполнительной власти, межотраслевых государственных объединений, консорциумов, концернов и ассоциаций РФ, независимо от их форм собственности, в компетенцию которых входят функции, связанные с жизнеобеспечением населения в их повседневной деятельности, а также коммерческих структур торговли продовольственными и непродовольственными товарами и предприятий общественного питания.

На базе этих структур для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зоне ЧС создаются мобильные формирования (отряды, группы, команды и т.п.) в соответствии с их функциональной повседневной деятельностью.

Порядок привлечения сил, их состав и использование в зависимости от масштабов ЧС определяют органы исполнительной власти всех уровней.

Количество мобильных формирований, их численный состав, количество специалистов по жизнеобеспечению, а также материально-техническое и ресурсное обеспечение зависит от типа и масштаба ЧС, характера и тяжести их последствий для территориальных систем жизнеобеспечения, количества пострадавшего населения и видов первоочередного жизнеобеспечения и услуг, которые необходимо предоставить для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Средства жизнеобеспечения населения в ЧС– этофедеральные, региональные, муниципальные и объектовые материально-технические и финансовые средства, предназначенные или привлекаемые для организации жизнеобеспечения пострадавшего населения в зоне ЧС и районах его эвакуации.

К средствам жизнеобеспечения населения в зоне ЧС относятся: коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы (запасы) материально-технических ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в ЧС и восстановления поврежденных предприятий и объектов жизнеобеспечения.

Состав средств жизнеобеспечения населения в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, реально возникших потребностей населения в видах обеспечения.

К средствам обеспечения пострадавших водой относятся: техника и имущество для добычи, очистки и доставки воды (водозаборные скважины и шахтные колодцы, передвижные буровые установки, установки для добычи, очистки и опреснения грунтовых вод, водопроводные системы и т.п.).

К средствам обеспечения продуктами питания относятся склады и базы резерва и текущего довольствия, временные пункты питания, подвижные кухни, хлебопекарни, автотранспорт и т.п.

К средствам обеспечения жильём относятся сохранившийся после ЧС жилой и служебный фонд, здания и сооружения лечебно-оздоровительного профиля (санатории, дома отдыха, детские лагери и т.п.), а также развертываемые временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки и т.п.).

К средствам обеспечения коммунально-бытовыми услугами относятся стационарные и мобильные источники и линии (сети) тепло-, газо-, электроснабжения, бани, душевые, прачечные, туалеты и т.п.

; к средствам обеспечения предметами первой необходимости относятся уцелевшие после ЧС предприятия по производству одежды, обуви, тканей, посудо-хозяйственных товаров, склады, базы, а также средства их доставки в зону ЧС.

К средствам обеспечения медицинскими услугами относятся медицинское имущество, медикаменты, специальная техника и т.п.

Наиболее существенными санитарно-эпидемиологическими последствиями ЧС, прежде всего по наносимому экономическому и моральному ущербу, является: формирование эпидемических очагов со множественными случая­ми инфекционных заболеваний, возникновение эпидемических вспышек и хрониче­ских эпидемий с вовлечением в эпидемический процесс значительного количества пострадавшего населения и, в отдельных случаях, личного состава спасательных формирований.

Для ликвидации этих последствий потребуется проведение весьма трудоемкого и дорогостоящего комплекса противоэпидемических мероприятий, в т.ч.

широкомасштабных дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, массовых профилактических прививок и медикаментозной экстренной профилактики широкому кругу пострадавшего населения и личному составу спаса­тельных формирований, развертывания дополнительных инфекционных коек в ста­ционарах и изоляторах для лиц, подвергшихся риску заражения опасным инфекцион­ным заболеванием, использования для лечения и профилактики дорогостоящих лекарственных и иммунобиологических препаратов.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка – это характеристика среды обитания и состояния здоровья населения конкретной территории за определенное время, которая включает в себя показатели уровня заболеваемости, прежде всего инфекционной, населения, распространенности инфекционной (паразитарной) болезни на данной территории на момент проводимой оценки обстановки, наличие и состояние средств жизнеобеспечения населения, санитарное состояние территории и эпидемиологически важных объектов, характеристику организации питания, водоснабжения, системы сбора и удаления нечистот, мусора и отходов, наличие эпизоотий среди диких и домашних животных, природных очагов инфекционных заболеваний и их активность, наличие переносчиков инфекционных заболеваний, характеристику системы санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка может быть благополучной, неустойчивой, неблагополучной и чрезвычайной.

Благополучная СЭО: отсутствие массовых разрушений эпидемиологически важных объектов, незахороненных трупов погибших людей и животных, удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения и общественного питания, коммунальная благоустроенность; качественное проведение всего комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий; отсутствие массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); отсутствие карантинных инфекций и групповых заболеваний другими инфекционными болезнями; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивая СЭО: умеренный рост уровня заболеваемости или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); массовая гибель скота; наличие незахороненных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения и общественного питания, коммунальная неблагоустроенность; расположение в непосредственной близости от источников или зоны химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения; рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник возбудителя заболевания вне данной территории при качественном проведении комплекса мероприятий по санитарно-противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; территория находится в непосредственной близости от эпидемического очага опасного инфекционного заболевания.

Неблагополучная СЭО: возникновение среди населения групповых поражений или отравлений, либо единичных неинфекционных заболеваний (отравлений) с тяжелой клинической картиной и неблагополучными исходами; появление участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения; наличие значительного числа неубранных трупов погибших людей и животных (как последствие ЧС); неудовлетворительное санитарное состояние территории, производственных и социально-бытовых объектов; появление групповых эпидемических очагов опасных инфекционных заболеваний или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайная СЭО: резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) в короткий срок; залповый выброс (сброс, выпуск) на данной территории высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ; наличие большого числа незахороненных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, производственных и социально-бытовых объектов; резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация на данной территории природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний ими среди людей.

Источник: https://poisk-ru.ru/s31748t10.html

Перечислите силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящих в состав сил и средств РСЧС

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МЧС России;

· Государственную противопожарную службу МЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, пред­назначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-вос­становительные формирования министерств, ведомств и орга­низаций;

· учреждения и формирования служб экстренной меди­цинской помощи и другие.

Максимальная оценка задания6 баллов:

· за правильный ответ на задание — 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

Задание 3.Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос.Федеральным законом «О гражданской обороне» установ­лены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.

Ответ:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая

· оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);

· борьба с пожарами, возникающими при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий;

· разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению, химическому, биологическому и друго­му заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, террито­рий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, су-щественно необходимых для устойчи­вого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Максимальная оценка задания4 балла:

Задание 4.Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.

Ответ:

Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.

Ответ:

№ п/п Поражающие факторы ядерного взрыва Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва
Электромагнитный импульс Кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса
Световое излучение Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Воздушная ударная волна Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью
Проникающая радиация Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов  

Максимальная оценка задания8 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 5.Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.

Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.

Ответ:

Максимальная оценка задания2 балла:

· за правильный ответ на вопрос — 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 6.Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.

Это противорадиационное укрытие из тонких бревен и жердей: 1 – вход; 2 – грунтовая засыпка; 3 – перекрытия из бревен; 4 – вытяжная труба. Обеспечивает защиту людей от ионизирующих из­лучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, понижающий радиа-

Ответ:

Максимальная оценка задания7 баллов:

· за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;

· за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);

· за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;

Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7.Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.

Ответ:

1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 — противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 — сумка; 5 — клапанная коробка.

Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.

Ответ:

· уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;

· наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание переда­ваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);

· противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;

· противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечи­вающих возможность работать с оптическими прибо­рами.

Максимальная оценка задания9 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос — 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

· за правильный ответ на второй вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Источник: https://studopedia.su/14_46634_perechislite-sili-i-sredstva-likvidatsii-chrezvichaynih-situatsiy-vhodyashchih-v-sostav-sil-i-sredstv-rschs.html

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для проведенияработ по ликвидации ЧС привлекаютсясилы, указанные в предыдущем разделе.

Проведениеаварийно-спасательных работ в зонахчрезвычайных ситуаций условно делитсяна 3 этапа:

начальныйэтап– проведение экстренных мер относительнозащиты населения, спасания пострадавшихместными силами и подготовки группировоксил и средств ликвидации ЧС к проведениюработ;-

первыйэтап;–проведение аварийно-спасательных идругих неотложных работ группировкамисил и средств гражданской защиты

второйэтап–завершение аварийно-спасательных работ,постепенная передача функций управленияорганам исполнительной власти, выводгруппировок, проведение мероприятийпо первоочередному жизнеобеспечениюнаселения.

Силыи средства системы гражданской защитывыводятся из зоны ЧС после завершенияаварийно-спасательных иаварийно-восстановительных работ.

Следуетзаметить, что оперативноепостроение группировки сил и средствсостоит из нескольких эшелонов и резерва.Очередность эшелонов зависит от временина приведение в готовность и прибытиек очагу событий. К резерву подключаютсилы и средства, предназначенные длярешения внезапно возникших задач.

Какправило, ликвидация чрезвычайныхситуаций осуществляется силами исредствами того звена системы гражданскойзащиты, той подсистемы, на территориикоторой они возникли. В случае невозможностиликвидировать ЧС собственными силами,они наращиваются решением вышестоящейинстанции.

Режимработы устанавливается с учетом временизащитного действия средств защитыорганов дыхания и закономерностейизменения трудоспособности человекав случае работы в определенных условиях.

В случаекруглосуточного ведения работ,продолжительность рабочих смен (циклов),включая перерыв на отдых, не должнапревышать 8 часов и устанавливается вкаждом конкретном случае на основепоказателей, которые характеризуютпостоянную трудоспособность в течениеданного времени.

Ночьюпродолжительность работы спасателейуменьшается на 25 процентов, соответственноувеличивается время на отдых.

2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий

Землетрясения,как это уже подчеркивалось в первойлекции, являются наиболее разрушительнымстихийным бедствием, которое занимаетодно из первых мест среди другихчрезвычайных ситуаций по количествужертв, объему разрушений и материальногоущерба.

Сложностьспасания людей в условиях землетрясенийобусловлена внезапностью его возникновения,трудностями введения сил и развертыванияпоисково-спасательных работ в зонемассовых разрушений; наличием значительногоколичества пострадавших, которыенуждаются в экстренной помощи; ограниченнымвременем выживания людей в завалах;тяжелыми условиями работы спасателей.

Главнойцелью аварийно-спасательных и другихнеотложных работ являются: поиск испасание пострадавшего населения,заблокированного в завалах, поврежденныхдомах, сооружениях, предоставление импервой медпомощи и эвакуация тех, ктонуждается в дальнейшем лечении, а такжепервоочередное жизнеобеспечениепострадавшего населения.

Управлениеаварийно-спасательными и другиминеотложными работами во времяземлетрясений, как и во время другихЧС, состоит в целенаправленной деятельностируководства с эффективным использованиемимеющихся сил и средств во время спасенияпострадавших, предоставлении иммедпомощи, эвакуации с зоны бедствия идальнейшего жизнеобеспечения.

Основойдля организации управления являетсязаранее разработанный план действийотносительно предотвращения и ликвидациичрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательныеработы в случае землетрясений должныначинаться немедленно и проводитьсябеспрерывно, днем и ночью, в любую погоду,обеспечивать спасение пострадавших всрок их выживания в завалах.

Сцелью обеспечения постоянного управлениязона разрушений делится на участки, ате, в свою очередь, на объекты работ,которые включают определенную территориюс расположенными на ней домами исооружениями. Количество участков иобъектов работ определяется с учетомсложившейся обстановки, объема завалов,степени разрушения зданий, ожидаемогоколичества пострадавших и их состояния.

Поисково-спасательномуотряду назначается один-два объектаработ.

Организационно-технологическаясхема проведения аварийно-спасательныхработ избирается командиром (начальником)поисково-спасательного отряда (службы),исходя из обстановки, объема, условийработы в районе землетрясения и принятойтехнологии отдельных рабочих операций.

Вовремя спасательных работ в завалах и вдругих сложных условиях могут назначатьсямикропаузы – “ минуты тишины”продолжительностью 2-3 минуты длякратковременного отдыха и прослушиваниязавалов с целью поиска пострадавших.

Перерывыв работе продолжительностью 10-15 минутназначаются с учетом состояниятрудоспособности спасателей. Во времятяжелой работы отдых должен носитьпассивный характер.

Послезавершения последней (в течение времени)рабочей смены спасателям предоставляетсямежсменный отдых – не менее 7-8 часовполноценного сна, удовлетворение другихнужд, исходя из необходимости полноговосстановления трудоспособности.

Мероприятия поуменьшению масштабов последствийземлетрясений и действий в случае ихвозникновения должны быть предусмотреныв Планах действий относительнопредотвращения и ликвидации чрезвычайныхситуаций.

Источник: https://studfile.net/preview/2281055/page:4/

Refy-free
Добавить комментарий