Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр.

Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре.

В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сергей Рахманинов в детстве | Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу.

Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи.

Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.

Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы.

Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории.

Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия.

На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.

Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу.

Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор.

Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.

Сергей Рахманинов в молодости | Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил.

Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани.

Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.

Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист.

Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины.

В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов.

Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии.

После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване.

Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения.

Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy».

Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня.

Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства.

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен.

За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».

Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон.

Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим.

Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля.

Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим.

А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.

С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет — Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины.

Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий.

Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев — Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.

С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами.

Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники.

Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.

Сергей Рахманинов | Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Владимир Мельников

Предприниматель, владелец компании «Глория Джинс»

Источник: https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — биография, история жизни и творчества русского композитора и пианиста

Сергей Васильевич Рахманинов

До недавнего времени местом рождения музыканта было принято считать имение Онег, расположенное поблизости Новгорода, но последняя информация свидетельствует что, вероятнее всего, это была усадьба Семёново Старорусского уезда. Родоначальником дворянского рода Рахманиновых, согласно легенде, является внук самого Стефана Великого, знаменитого молдавского правителя.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, родился в семье тамбовских дворян. Он был музыкантом-любителем. Его отец Аркадий, приходившийся Сергею дедом, был профессиональным пианистом, давал концерты в городах России и даже учился игре на фортепиано у самого Джона Филда. Сохранилось несколько музыкальных произведений его сочинения.

Мать Сергея была дочерью генерала П. И. Бутакова из Аракчеевского кадетского корпуса и тоже неплохо играла на фортепиано. Именно она была первым преподавателем мальчика, а затем его обучала А. И. Орнатская. Можно сказать, музыкальный дар был передан С. В. Рахманинову по наследству от родителей. Его творческий путь берёт начало с самых ранних лет.

В 1882 году композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на младшее отделение к профессору В. В. Демянскому. Но дела шли не очень хорошо, поскольку мальчик часто прогуливал.

В 1885 году было принято решение отдать его на обучение в Москву и поселить в пансионе известного педагога Н. С. Зверева, где в своё время проживали известные пианисты М. Л. Пресман, А. И. Зилоти, Ф. Ф. Кенеман, К. Н. Игумнов.

Сергей поступил на третий курс Московской консерватории в класс профессора Зверева.

Пансион, в котором будущий композитор проживал четыре следующих года, был заведением с повышенным уровнем дисциплины. Музыкальным занятиям нужно было уделять не менее шести часов в день, помимо этого, следовало в обязательном порядке музицировать в ансамбле и посещать оперу. В 13 лет мальчик познакомился здесь с П. И. Чайковским.

В 1888 году Рахманинов поссорился с хозяином пансиона Зверевым из-за разногласий по вопросам композиции, после чего ему пришлось покинуть это заведение. Но из Москвы он уезжать не стал, а продолжил жить у родственников Сатиных, чья дочь, тоже пианистка, впоследствии стала ему женой. Он поступил на старшее отделение в класс А. И. Зилоти, своего двоюродного брата.

Когда Рахманинову исполнилось 19 лет, он выпустился из консерватории с золотой медалью. Уже в процессе своего обучения он успел обрести известность в Москве в качестве пианиста и композитора.

Первый фортепианный концерт он сочинил как раз в консерватории. Другое известное произведение Рахманинова, написанное им в годы учёбы, — это Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2).

В придачу к ним он сочинил ещё несколько романсов и пьес.

Его дипломная работа, опера «Алеко», созданная по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», пришлась по душе П. И. Чайковскому. По его просьбе её сыграли в Большом театре. Если бы Пётр Ильич внезапно не скончался, её бы, скорее всего, даже включили в театральный репертуар вместе с «Иолантой».

Профессиональная деятельность в России

В 20 лет начинающий композитор начал преподавать поочерёдно в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Кроме того, он занимался частным репетиторством, хотя и не слишком любил это.

Когда ему стукнуло 24 года, Савва Мамонтов пригласил его дирижировать в Московскую частную оперу.

За один сезон пребывания в этом заведении он сумел крайне плодотворно поработать, прославиться как дирижёр и даже подружиться с Фёдором Шаляпиным.

Большое разочарование ждало Рахманинова 15 марта 1897 года. Его Первая симфония под дирижированием А. К. Глазунова оказалась провалена. Дело было как в неопытности дирижёра, так и в неподготовленности музыки к умам слушателей.

Негативные отзывы писали даже Н. А. Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Это сильно повлияло на веру композитора в свои способности и ввело его в трёхгодовую депрессию, из которой ему удалось выйти только благодаря Н. В. Далю.

Ему он посвятил своё следующее крупное произведение.

В 1900 г. музыкант совершил путешествие в Италию. 1901 год стал знаковым благодаря выходу Второго фортепианного концерта. Некоторое время спустя Рахманинова пригласили на место дирижёра в Большой театр.

Там он пробыл два сезона, в течение которых на его плечах лежал весь русский оперный репертуар. Но вскоре Сергей Васильевич понял, что хочет освободить это время для композиторства, поэтому покинул театр. 29 апреля 1902 года Рахманинов женился на Наталье Сатиной, своей кузине.

Впоследствии у них появилось двое детей, Ирина и Татьяна.

В 1906 по 1909 года композитор жил в Дрездене. Это стал один из самых продуктивных этапов в его карьере.

1909 год был ознаменован целой чередой концертов на территориях Америки и Канады, а также выходом в свет Третьего фортепианного концерта. Спустя 2 года, когда Рахманинов пребывал в Киеве, его друг А. В.

Оссовский попросил его оценить способности своей подопечной Ксении Держинской, начинающей оперной певицы. Во многом благодаря вмешательству Рахманинова она стала впоследствии известна.

В 1917 году, когда в России прогремела революция, композитору пришло приглашение выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов решил, что почему бы им и не воспользоваться. Вслед за этим он покинул Россию вместе с женой и дочерьми, почти не имея при себе никаких вещей и средств к существованию.

Эмиграция в Европу и США

Чтобы заработать хоть какие-то средства на жизнь, Рахманинов очень много тренировался и выступал. В середине февраля он появился в Копенгагене, сыграв свой Второй фортепианный концерт. Дирижёром был Георг Хёэберг. К концу зимы музыканту удалось принять участие в одиннадцати концертах и погасить все долги, которые у него имелись на тот момент.

1 ноября музыкант отправился в Нью-Йорк и сразу же стал там выступать. Его исполнительская активность, начатая в Европе, не снижалась. За один сезон он давал несколько десятков концертов.

Популярность композитора стремительно росла, от папарацци и репортёров порой не было никакого спасу. Во время одного из концертных турне он жил не в гостинице, а в личном вагоне, чтобы спастись от их внимания.

Очень долго из-под руки Рахманинова не выходило значимых произведений. Только в 1926 году он закончил свой Четвёртый фортепианный концерт и написал три песни на русском языке. Находясь в эмиграции, Рахманинов выпустил лишь шесть творений, но столь малое количество с лихвой компенсировалось качеством. Впоследствии эти произведения обрели мировое признание.

По мнению многих, в том числе и самого Рахманинова, подобный кризис был тесно связан с его тоской по родине. «Уехав из России, я потерял желание сочинять», — его прямая цитата. Тоска была настолько сильна, что композитор практически не имел друзей среди иностранцев. Исключением был Фредерик Стейнвей, стоявший во главе известной фирмы, производящей фортепиано.

https://www.youtube.com/watch?v=p0JbS5k5T88

Впоследствии музыкант отказался от гражданства США. По рассказам современников, застать его в хорошем расположении духа можно было только в моменты общения с соотечественниками.

В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 творений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

1930—1940 годах музыкант часто посещает Швейцарию и даже строит там свою виллу с видом на гору Пилатус и Фирвальдшетское озеро. Она была названа «Сенар» (по первым слогам имен супругов Рахманиновых) и обустроена в русском стиле, для чего там даже высадили несколько берёз. В 1940 году композитор сочиняет своё последнее произведение — «Симфонические танцы».

Несмотря на нелюбовь Рахманинова к советской власти, он очень тяжело переживал известие о начале Великой Отечественной войны. Один из своих гонораров, сумму около 4 тысяч долларов, он передал в поддержку советской армии. Многие его коллеги поступили таким же образом.

28 марта 1943 года, не дожив три дня до своего юбилея, Рахманинов умер. Причиной его смерти, скорее всего, стало излишнее курение, из-за которого у него развилась раковая опухоль. В завещании он попросил похоронить его в Нью-Йорке вместе с женой и дочерью. Он был похоронен на кладбище Кенсико, его могила и поныне находится там. В Новгороде ему установили памятник.

Хронологическая таблица

Краткое содержание биографии пианиста покажет хронологическая таблица его жизненного пути.

Она придётся как нельзя кстати тем, у кого есть желание бегло ознакомиться с основными вехами его жизни.

Год Событие
1873 Дата рождения великого композитора
1882 Поступление в Петербургскую консерваторию
1885 Перевод в Московскую консерваторию
1891 Окончание консерватории в качестве пианиста
1891 Написание Первого фортепианного концерта
1892 Окончание консерватории в качестве композитора
1892, январь Рахманинов начинает выступать
1892 Завершение дипломной работы, оперы «Алеко»
1893 Посвящение Римскому-Корсакову симфонической поэмы «Утёс»
1895 Написание Симфонии № 1
1898—1900 Многочисленные выступления совместно с Шаляпиным
1899 Первый концерт за границей (в Лондоне)
1901 Написание Второго фортепианного концерта
1902 Венчание с Натальей Сатиной
1903 Рождение старшей дочери Ирины
1904—1906 Дирижёрство в Большом театре, написание двух опер
1906—1909 Пребывание в Дрездене
1907 Написание Симфонии № 2
1909 Написание Третьего фортепианного концерта, гастроли в США
1910—1911 Турне по Англии и Германии
1910—1920 Сосредоточенность на крупных хоровых формах
1917 Композитор безвозвратно уезжает из России
1918 Начало жизни в Америке
1941 «Симфонические танцы»
1943 Дата смерти композитора

Творчество Рахманинова

Дискография Рахманинова весьма обширна. Одних только романсов было написано более восьмидесяти. Всё его творчество пропитано глубокой лиричностью и большой любовью к России. Если говорить о творчестве композитора кратко, можно выделить наиболее популярные или особо примечательные его произведения.

К одним из них относится романс под названием «Вокализ» — мелодия для голоса без слов. Это творение композитор посвятил А. В. Неждановой.

История его создания небезынтересна хотя бы тем, что романс писался на протяжении трёх лет, с 1912 по 1915 год, и Нежданова своими примечаниями помогала в его сочинении.

В зависимости от редакции его можно прослушать в разных тональностях: до-диез минор, ми-бемоль минор, ми-минор.

Одно из ранних сочинений композитора, написанное в 1892 году, — это цикл «Пьесы-фантазии», состоящий из пяти пьес. Их список:

  1. Элегия.
  2. Прелюдия.
  3. Мелодия.
  4. Полишинель.
  5. Серенада.

Эти пять музыкальных произведений Сергея Рахманинова стали особо популярными при исполнении студентами.

Еще одно известное произведение Рахманинова — романс «Сирень», отличающийся большой задушевностью. Композитор сочинил его сразу после женитьбы на Наталье Сатиной, находясь в свадебном путешествии.

Стих, который был написан для этой мелодии, принадлежит авторству Е. А. Красновой — старшей дочери профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета.

Его первым исполнителем была Антонина Нежданова.

Интересные факты о композиторе

Биография Рахманинова содержит множество запоминающихся моментов.

Вот лишь некоторые из них:

  1. После выпускных экзаменов Рахманинов и Зверев всё-таки помирились. Последний даже подарил музыканту золотые часы.
  2. Композитору принадлежит изобретение специальной муфты с грелкой, с помощью которой исполнители могли бы согревать руки перед концертом.
  3. У музыканта была почти феноменальная память, благодаря которой он мог без нот воспроизвести произведение, которое слышал всего один раз.
  4. Он охватывал на фортепиано сразу двенадцать белых клавиш, что было дано не многим.
  5. Музыкант отличался большой влюбчивостью. В 17 лет он одновременно писал романсы сразу для двух девушек — Анны Лодыженской и Веры Скалон.

О Рахманинове было снято множество документальных и околодокументальных фильмов. К наиболее приметным можно отнести:

  1. «Сергей Рахманинов».
  2. «Сергей Рахманинов. Две жизни».
  3. «Портрет Рахманинова».
  4. «Партитуры не горят».
  5. «Поэма о крыльях».
  6. «Ветка сирени».

Кроме того, постоянно растёт число фильмов, в которых можно услышать музыку Рахманинова. К ним относятся, например, «Дневники Бриджит Джонс», «Зверополис», «Нью-Йоркские ночи», «Доктор Живаго».

Источник: https://nauka.club/biografii/sergey-vasilevich-rakhmaninov.html

Сергей Рахманинов: биография, видео, интересные факты, творчество

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие.

Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными.

Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста.

Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать.

Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано.

Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников.

Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально.

В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев.

Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней.

За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+».

В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось.

Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью.

В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора.

В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.

В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда.

Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня.

Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.

Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта», если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.
  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.
  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.
  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.

Творчество Рахманинова

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой.

Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке.

Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

Фильмы о Рахманинове

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины.

В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова.

Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.

В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой.

Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле.

Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта  мечта, с которой он не расставался ни на миг.

Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им.

Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

: смотреть фильм о С. Рахманинове

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sergej-rakhmaninov

Биография Сергея Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов

2013-04-01T09:30+0400

2020-03-01T00:07+0300

https://ria.ru/20130401/929935299.html

Биография Сергея Рахманинова

https://cdn22.img.ria.ru/images/26911/31/269113182_0:0:2155:1220_1036x0_80_0_0_5ace6707f101f8e6c561b3e841a2d58c.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным – в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне – Новгородская область). Рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

Семь нот революции Сергея Рахманинова >>

В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.

Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1991).

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы». В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.

В 1897–1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» (1902) на стихи Некрасова.

В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его «специальностью» были оперы русских композиторов XIX века.

Тогда же он написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора.

Третья опера этого периода – «Монна Ванна» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно.

По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме.

В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.

Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков – Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.

В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов).

Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935–1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940).

В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Материал подготовлен на основе открытых источников

предоставлено ФГУП «Фирма «Мелодия»

Источник: https://ria.ru/20130401/929935299.html

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)

Сергей Васильевич Рахманинов

Сайт «Сенар»
Воспоминания, письма, статьи,ноты, фотографии и видео.Полное собрание аудиозаписей

Рахманинова-исполнителя

«С. Рахманинов»
Сообщество сети «В Контакте».Полное собрание аудиозаписей,

архив видео, обсуждения и пр.

Музыка Рахманинова в исп. автора

Полька В. Р. (Горовиц)

Прелюдия d-moll, op. posth. (Володось)
«Осколки», op. posth. (Володось)

Музыкальный момент op. 16 № 2
es-moll, Allegro (Горовиц)

Соната № 2 b-moll, op. 36(Ашкенази)
(Горовиц)
(Клайберн)

Вариации на тему Шопена, op. 22 (Луганский)

Вариации на тему Корелли, op. 42(Ашкенази)
(Луганский)
(Плетнёв)

Концерт № 1 fis-moll, op. 1(Ашкенази)
I ред. (Гиндин)
(Плетнёв)
Концерт № 4 g-moll, op. 40(Ашкенази)
I ред. (Гиндин)
(Микеланджели)

Юношеская симфония (1ч.) (дир. Ашкенази)

Симфония № 1 d-moll, op. 13 (дир. Ашкенази)

Симфония № 2 e-moll, op. 27 (дир. Ашкенази)

Симфония № 3 a-moll, op. 44 (дир. Ашкенази)

«Русская рапсодия» для 2-х фортепиано (Ашкенази и Превин)

Музыка Рахманинова в исп. Чубрика

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808–81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4-5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 — в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепиано), А. С.

 Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891; 2-я редакция 1917), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование.

Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа — опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899).

В 1909–12 активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества (РМО) (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений. В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США.

В 1918–43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом.

В 1941–42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии. Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19–20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы.

В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева.

Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям.

Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).

Полный каталог сочинений Рахманинова

Основные сочинения:Оперы — Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини (обе — 1904, постановка 1906, Москва); длясолистов, хораиоркестра — кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913); дляоркестра — 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.; дляфортепианосоркестром — 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерноинструментальныеансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893); дляфортепиано — сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.; 2 сюиты для 2 фортепиано; хоры (с оркестром, с фортепиано), хорыa cappella — Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и переложения.

© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru

Источник: https://classic.chubrik.ru/Rachmaninov/

Детство и юность

Сергей Рахманинов появился на свет 20 марта (1 апреля) 1873 года в родовом имении матери Онег, расположенном в Новгородской губернии. В этих местах прошло его раннее детство.

Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях.

Благодаря своей бабушке, вместе с которой юный Сергей посещал местные монастыри, он навсегда полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.

Любовь к музыке передалась композитору с кровью матери, ведь его старшие родственники имели к ней прямое отношение. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, а впоследствии стал пианистом, сочинял музыку и выступал с концертами в разных городах. Отец Василий Аркадьевич был от природы наделен музыкальной одаренностью, а мать Любовь Петровна с ранних лет учила играть сына на фортепиано.

Позднее его новым преподавателем стала А. Орнатская, поспособствовавшая устройству своего подопечного в Петербургскую консерваторию.

Однако учеба здесь явно не заладилась, и на семейном совете было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его наставниками станут также А. Зилоти и С.

Танеев. В это время Сергей знакомится с П.Чайковским, предрекшим ему большое будущее.

Композиторский дебют

В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П.

Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики.

Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.

Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения.

В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды».

Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.

Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту.

Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала.

Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне.

В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.

На пути к новым свершениям

Только в 1900 году композитор закончил Второй фортепианный концерт, ознаменовавший начало нового периода его творчества. В 1901 году это произведение прозвучало в Москве в авторском исполнении вместе с оркестром под руководством А. Зилоти.

Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее фрагменты произведения будут неоднократно звучать в различных кинофильмах. Сразу после этого Рахманинов пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая оказалась наполнена поэтически-взволнованным тоном.

Распевные темы произведения поражают эмоциональной насыщенностью и необыкновенной полнотой звучания.

Всеобщее признание композиторского гения Рахманинова привело его на сцену Большого театра, где он служил на протяжении двух сезонов.

В этот период он написал две одноактовые оперы «Скупой рыцарь» и «Франческо де Римини», которые, правда, не снискали большой славы в отличие от «Алеко». Еще одна опера «Монна Ванна» так и осталась незаконченной.

В 1906 году Сергей Васильевич отправился в путешествие на Апеннины, а затем переехал в Германию и три года прожил в Дрездене.

В 1909 году Рахманинов написал Третий фортепианный концерт, который не уступает по мелодизму и свежести вдохновения Второму концерту, превосходит его в зрелости и твердости мысли.

По мнению Асафьева, именно с этого произведения начинает складываться «титанический стиль рахманиновской фортепианности».

Вскоре он отправляется на гастроли за океан, а возвратившись, получает должность инспектора русской музыки.

Новая музыка

С начала второго десятилетия XX века Рахманинов увлекся крупными хоровыми формами, создав блестящие богослужебные композиции «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

В письме своему другу профессору Московской консерватории он так охарактеризовал работу над литургией: «Давно не писал…ничего с таким удовольствием».

Дебютное исполнение произведения Синодальным хором состоялось в Москве в ноябре 1910 года.

В 1913 году увидело свет очередное монументальное произведение- музыкальная поэма «Колокола», написанная на слова стихотворения Э. По, переведенного К. Бальмонтом.

Подтолкнуло Рахманинова к написанию музыки анонимное письмо, к которому был приложен русский перевод стихотворения По с комментарием, что он должен прекрасно лечь на музыку.

Этот поэтический труд сразу запал в душу Сергею Васильевичу, и он принялся «с лихорадочным жаром» работать над своим сочинением.

В эти годы он написал несколько романсов: «Сирень», «Маргаритки» (на стихи И. Северянина), «Здесь хорошо», а также ряд небольших пьес для фортепиано. Всего в творческой биографии Рахманинова насчитывается около 80 романсов, большинство из которых он посвящал женщинам.

Так, в 1916 году им были созданы шесть произведений, посвященных выдающейся исполнительнице Нине Кошиц. Сергей Васильевич неоднократно лично аккомпанировал ей на концертах и показывал свою восторженную влюбленность.

После отъезда из страны Рахманинов больше не напишет ни одного романса.

Жизнь в эмиграции

В 1917 году во время революционного лихолетья, кода к власти пришли большевики, Рахманинов отправился вместе с семьей на гастроли в Скандинавию и больше не вернулся на родину.

Этот шаг дался ему крайне тяжело, ведь в один момент была прервана та духовная связь, которая соединяла его со своей страной. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», — скажет позднее Рахманинов. В 1918 году он вместе с женой и детьми отправляется в США.

Здесь он проявил себя, прежде всего, как талантливейший пианист, за четверть века давший множество концертов. Лучше всего ему удавалось исполнять собственные произведения, а также различные варианты интерпретаций сочинений композиторов-романтиков — Листа, Шопена, Шумана.

Также здесь он очень редко выступал в качестве дирижера, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром и оркестром в Цинцинатти.

Большая занятость во многом объясняет длительный творческий застой Сергея Васильевича. Только в период 1926/27 годов после почти десятилетней паузы он пишет свой Четвертый концерт. Причем автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру.

Первое исполнение концерта прошло в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает в себя 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего им не одного композитора.

Рапсодию чаще всего исполняют без перерыва, но внутри она органично делится на три части.

В 1941 году Рахманинов закончил писать свое последнее произведение «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите отчетливо слышны любимые автором церковные мотивы, а также музыкальные нотки оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Вообще, все его зарубежные сочинения проникнуты неким трагизмом, мистицизмом, осознанием отрыва от своей почвы.

Несмотря на тяжелую болезнь (рак легких), Сергей Васильевич продолжал активную концертную деятельность. Всего за полтора месяца до смерти он вдохновенно играл первый концерт Бетховена, и только серьезный приступ болезни заставил его прервать гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Берерли-хиллз и похоронен на кладбище Кенсико.

Refy-free
Добавить комментарий