Секреты Агнии Барто

Секреты Агнии Барто

Секреты Агнии Барто

Глава 1.Агния Барто – кто она?

    1. Биография Агнии Львовны Барто.

Агния ЛьвовнаБарто (Волова) родилась в феврале 1906года в Москве в семье ветеринарноговрача Льва Николаевича Волова [Русскиедетские писатели ХХ века, 1998, С.48].

Вспоминатьсвое детство Агния Барто не любила.Домашнее начальное образование,французский язык, парадные обеды сананасом на десерт — все эти приметыбуржуазного быта не украшали биографиюсоветского писателя [Тюкова, эл. ресурс].Поэтому о тех годах Агния Львовнаоставила самые скупые воспоминания:няня из деревни, страх грозы, звукишарманки под окном.

А еще сохранилаБарто воспоминания об отце, так как, поее признанию, они ей были чрезвычайнодороги: «Явственно слышу и сейчас голосотца, читающей мне, маленькой, басниКрылова. Он очень любил Крылова и зналнаизусть почти все его басни» [Светловскаяи др., 1978, С.27].

Лев Николаевич такжечрезвычайно любил писателя Толстого ипо его детским книжкам учил дочь читать.

Судя поотрывочным воспоминаниям, Агния всегдабольше любила отца. О матери она писала:«Помню, моя мать, если ей предстоялозаняться чем-то для нее неинтересным,часто повторяла: «Ну, это я сделаюпослезавтра». Ей казалось, что послезавтра— это все-таки еще далеко. У меня всегдаесть список дел на послезавтра» [Тюкова,эл. ресурс].

Стихи АгнияЛьвовна начала писать с четырех лет[Плешакова, эл. ресурс].

Лев Николаевич,поклонник искусства, видел будущеедочери в балете. Агния прилежно занималасьтанцами, но большого таланта в этомзанятии не обнаруживала. Рано проявившуюсятворческую энергию направляла в другоерусло — стихотворное [Тюкова, эл. ресурс],начала писать озорные эпиграммы научителей и подруг, лирические наивныеподражания А. Ахматовой [Зубарева,1989, С.284].

На выпускномвечере в балетном училище Агния подмузыку Шопена со сцены читала своестихотворение «Похоронный марш»,принимая при этом трагические позы.Сидевший в зале нарком просвещенияЛуначарский едва сдерживал смех. А черезпару дней пригласил юную поэтессу ксебе и посоветовал ей всерьез занятьсялитературой для детей [Полозова, 1998,С.406].

Первая книгаАгнии Барто «Китайчонок Ван Ли» вышлав 1925 году, когда поэтессе было 19 лет[Писатели нашего детства, 1998, С.45]. Свойтворческий путь она начала с оченьважной и почти не разработанной в 20-егоды интернациональной темой [Зубарева,1989, С.284].

В серединетридцатых Агния Львовна получила любовьчитателей вместе с выходом цикластихотворений «Игрушки» в 1936 году[Тюкова, эл. ресурс; Русские детскиеписатели ХХ века, 1998, С.49].

Карьерадетской писательницы не мешала Агнииввести бурную личную жизнь. В раннеймолодости она вышла замуж за поэта ПавлаБарто, родила сына Гарика, а в двадцатьдевять лет ушла от мужа к мужчине, которыйстал главной любовью ее жизни. Агниясохранила фамилию Барто, но всю оставшуюсяжизнь провела с ученым-энергетикомЩегляевым, от которого родила второгоребенка — дочь Татьяну.

Барто многопутешествовала в составе советскихделегаций [Тюкова, эл. ресурс].

В июле1937 года Агния Львовна поехала на второйконгресс писателей в защиту культуры,который проходил под бомбежками встолице Испании [Русские детские писателиХХ века, 1998, С.49].

По словам поэтессы восажденном пылающем Мадриде она впервыесобственными глазами увидела, что такоефашизм [Светловская и др., 1978, С.28].

В концетридцатых она ездила в Германию, эту«опрятную, чистенькую, почти игрушечнуюстрану», где слышала нацистские лозунгидаже от детей. Ей, искренне верящей вовсемирное братство если не взрослых,то хотя бы детей, все это было дико истрашно. Но с ней самой война обошласьне слишком сурово.

Она не разлучаласьс мужем даже во время эвакуации: Щегляев,ставший к тому времени видным энергетиком,получил направление на Урал. Семьяобосновалась в Свердловске, где Бартодовелось познакомиться с Бажовым.

Тамже, в Свердловске, Барто получилапрофессию токаря второго разряда ивместе с уральскими подростками работалана оборонном заводе. Поэтесса многовыступала по радио.

В столицуБарто вернулась в 1944 году.

4 мая 1945 годапогиб сын Агнии Львовны, Гарик. Велосипедмальчика сбил грузовик. После смертисына Барто обратила всю материнскуюлюбовь на дочь Татьяну [Тюкова, эл.ресурс].

Стихотворение«Веревочка» легло в основу замыслакинофильма «Слон и веревочка», снятогорежиссером И. Фрезом в 1946 году [Стихидетям, 1981, С.617]. Позже Агния Львовнанаписала сценарии к фильмам «Подкидыш»и «Алеша Птицын вырабатывает характер».

В 1947 году онаопубликовала поэму «Звенигород» —рассказ о детях, потерявших родителейво время войны [Тюкова, эл. ресурс](подробнее об этом произведении будетнаписано в других разделах курсовойработы).

В 1950 году А.Барто стала лауреатом Государственнойпремии за книгу «Стихи детям» [Стихидетям, 1981, С.617].

В 1958 годуАгния Львовна написала большой циклсатирических стихов для детей: «Лешенька,Лешенька», «Дедушкина внучка», «Леночкас букетом» и другие. Позже она продолжаларазвивать детскую сатиру в своихстихотворениях: в 1962 году вышла книжка«Кого считать красивым», в 1966 – «Что сним такое?» [Светловская и др., 1978, С.28].

В 60-е годы втечение девяти лет А. Барто вела нарадиостанции «Маяк» передачи «Найтичеловека», с помощью которых искалидетей, потерянных в годы ВеликойОтечественной войны [Полозова, 1998,С.409].

В 1970-м умерее муж, Андрей Владимирович Щегляев[Тюкова, эл. ресурс].

В 1972-м засборник «За цветами в зимний сад»писательница удостоена Ленинскойпремии.

В 1976 г. Бартовыпустила книгу «Записки детскогопоэта», обобщающую многолетний творческийопыт поэтессы [Писатели нашего детства,1998, С.46].

Среди наградАгнии Барто также — орден Ленина, дваордена Трудового Красного Знамени,«Знак Почета», орден Октябрьскойреволюции, медаль Льва Толстого «Зазаслуги в деле создания произведенийдля детей и юношества» [Стихи детям,1981, С.617]. Агния Львовна была членомМеждународного совета по детскойлитературе, президентом Ассоциациидеятелей литературы и искусства длядетей Союза Советских обществ дружбыс народами зарубежных стран [Полозова,1998, С.409].

Поэтессамного путешествовала (в послевоенныегоды бывала в Болгарии, Исландии, Японии,Англии), даже в пожилом возрасте игралав теннис, танцевала, в том числе на своем75-летии.

Ее не стало1 апреля 1981 года [Тюкова, эл. ресурс].

    1. Три главных учителя А. Барто.

Сама А.Л.Барто и исследователи ее творчества нераз отмечали, что у нее были три главныхучителя: В.В. Маяковский, К.И. Чуковскийи С.Я. Маршак [Полозова, 1998, С.406].Они по-разному отразились в ее творчестве[Сивоконь, 1990, С.245].

Решающуюроль в литературной судьбе Агнии ЛьвовныБарто, по ее признанию, сыграл В. Маяковский[Арзамасцева, 2001, С.

283]: «В первые годымоей работы у меня было немало сомнений:писать ли мне для детей или пора ужестановиться «взрослым» поэтом? …Но мнепосчастливилось встретиться с Маяковскимна первом празднике детской книги…Маяковский говорил о том, как нужнанашим детям принципиально новая поэзия,обращенная к ребенку… Встреча сМаяковским многое для меня прояснила…я окончательно утвердилась в своемжелании писать для детей» [Жизнь итворчество Агнии Барто, 1989, С.10; Разова,1978, С.360].

ВлияниеМаяковского на творчество молодойпоэтессы сказалось, прежде всего, наинтересе к общественно-политическимтемам в раннем творчестве. От него идетритмическая свобода стиха и не оченьхарактерная для других советских поэтовассонансная рифма [Разова, 1978, С.360;Сивоконь, 1990, С.

245; Русские писатели ХХвека, 1998, С.48]. От Маяковского же идет уБарто интерес к изучению детских писем,в том числе почты «Пионерской правды».По материалам детских писем вырасталицелые циклы стихов. Особенно –сатирических.

К слову сказать, сатирическаяструя в ее творчестве тоже обязанавлиянию Маяковского [Сивоконь, 1990,С.246].

Своим интересомк фольклору, к звучащей детской речипоэтесса обязана К.И. Чуковскому [тамже]. Вслед за ним А. Барто вносила в«детский стих» самые различные формы,бытующие в детской речи, — такие, каксчиталки, дразнилки, прибаутки, придаваятакому языку живость, энергичность,ритмическую напряженность, стремительностьдвижения [Соловьев, Мотяшов, 1979, С.173].

В стихотворенияхБарто, даже сатирических, всегдаприсутствует мягкая лирическая интонация.В этом также сказалось влияние КорнеяЧуковского, дававшего ей уроки мастерства.Он требовал от молодой поэтессы лиричности(«…только лиричность делает острословиеюмором», — писал он ей), тщательной отделкиформы рифм [Арзамасцева, 2001, С.284].

Сложнее всегоразвивались отношения Барто с третьимее учителем – С.Я. Маршаком, которыйдолго и упорно не хотел признавать ееуспехов. Влияла на его отношение к Бартои ревнивая конкуренция московской иленинградской школ детской литературы(Маршак в ту пору принадлежал кленинградской) [Сивоконь, 1990, С.247].

И все жетворчество Маршака являлось для поэтессытой «школой стиха», уроки которойсказались и в ее собственном творчестве[Дановский, 1997, С.296]. По собственному еепризнанию, Барто училась у СамуилаЯковлевича «завершенности мысли,цельности каждого, даже небольшогостихотворения, тщательному отбору слов,а главное – высокому, взыскательномувзгляду на поэзию».

В главе «Укого я училась писать стихи» в книге«Записки детского поэта» Барто, говоряо влиянии на ее творчество В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака,тщательно отграничивает понятиетворческой учебы от бездумного подражания[Записки детского поэта, эл. ресурс].

Итак, главныхлитературных учителей у Барто былотрое, и у каждого из них она успешноучилась. Чужие уроки растворились вней, обогатив ее творческую личность иудержав от подражательства. В результатеона стала самой собой – Агнией Барто[Сивоконь, 1990, С.247].

    1. Страницы: следующая →

      1 2 3 4 5 Смотреть все

      1. Дипломная работа >> Религия и мифология

        … этом боге – олицетворении божественного огня. Агни – бог священник, посредник между … разжигается, там является и Агни. Единство образов Агни-огня и Агни-бога в Ведах приводит к … тибетские ламы стали открывать свои секреты. Начало выходить множество книг по …

      2. Закон >> Религия и мифология

        … это «главный эф­фект» стилистики Корана и секрет его внушающей силы. Понятно, что … до бесконечности. Именно поэтому Агни-Йога может представлять живой интерес … Наглядный пример весьма эффективного ис­пользования Агни-Йоги в повседневной жизни — лечебно …

      3. Дипломная работа >> Финансовые науки

        … лучших поваров Грузии, который знает секреты множества блюд грузинской кухни. В … лаймовый сок (для добавления в рагу) (Д) Агни чай (Д) Меню для людей питта … ) (Мо) Чай с мятой или Агни чай (Д) Чапати(З) «Простой рис»(3) … лимон (Д) Чатни с куркумой (Д) Агни чай

      4. Научная работа >> Исторические личности

        … Запада. Бык также является атрибутом Агни — Быком Мощным и формой Индры … и вырубая леса с помощью бога-защитника — Агни-огня {הגנה /агана — «защита, покровительство» … ХИМИКАМИ, ВРАЧАМИ и прочими мастерами, хранящими секреты, недоступные для прочих. В начале Х …

      5. Сочинение >> Литература и русский язык

        … нської літератури. Можливо, головний секрет їїпривабливості і для нас, тепер … роздільний, і в цьому секрет його дивовижної популярності. Син … іднімається бог вогню Агні і переконує Раму у невинност … і творчість змінювалися. Секрет його популярності у сучасників …

      Хочу больше похожих работ…

      Generated in 0.0020480155944824

Источник: https://works.doklad.ru/view/2WXvhBEm6J0.html

Невосполнимая утрата Агнии Барто: От каких бед поэтесса искала спасения в творчестве

Секреты Агнии Барто

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Знаменитая детская писательница Агния Барто | 24smi.org и iledebeaute.ru
17 февраля исполняется 113 лет со дня рождения знаменитой советской писательницы, автора стихотворений для детей Агнии Барто.

Ее книги издавались огромными тиражами, стихи переведены на многие языки мира, именно с ее произведений для многих поколений детей начиналось знакомство с поэзией. Это факты, хорошо известные всем. Но о том, что творчество стало для нее спасением после пережитых потрясений, знают немногие.

От чего искала спасения и забвения Агния Барто в литературе – далее в обзоре.

Агния Барто в молодости | stories-of-success.ru

Будущая писательница появилась на свет в 1906 г. в семье ветеринарного врача. По некоторым сведениям, при рождении она получила имя Гетель Лейбовны Воловой, – ее родители были евреями – однако информация об этом имени не подтверждается в ее официальных биографиях.

Кроме того, точно не известен даже год ее рождения: во всех энциклопедиях указан 1906 г., но ее дочь утверждает, что на самом деле она родилась в 1907 г. и в 17 лет добавила себе один год в документах, чтобы устроиться на работу.

А фамилия Барто – это не литературный псевдоним, она досталась ей от первого мужа, писателя Павла Барто, за которого она вышла в 18 лет.

Писательница с мужем, Павлом Барто | bartofamily.org

Отец Агнии очень любил Крылова, знал наизусть почти все его басни и часто читал их дочери, с детства заразив ее страстью к литературе. В автобиографии поэтесса позже признавалась: «Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам». Ну что ж, поэтам положено писать о любви, и я сполна отдала дань этой теме, когда мне было лет одиннадцать». Впрочем, вскоре на смену интимной лирике пришли эпиграммы на подруг и учителей.

Агния Барто в молодости | 24smi.org и iledebeaute.ru

В юности Агния намеревалась стать балериной – она училась в престижной гимназии и занималась в хореографическом училище. Однако стесненное материальное положение семьи заставило ее в 17 лет устроиться продавщицей в магазин «Одежда» – его сотрудникам выдавали паек, селедочные головы, из которых можно было варить суп. Ее литературная судьба решилась на выпускном вечере в хореографическом училище, где она прочитала свое стихотворение «Похоронный марш» под аккомпанемент пианиста, «принимая при этом трагические позы», по выражению ее дочери. Присутствовавший при этом наркомпрос Луначарский едва сдерживался от смеха, но спустя несколько дней вызвал юную поэтессу к себе и предложил ей всерьез заняться литературой для детей.

Знаменитая детская писательница Агния Барто | 24smi.org

Впрочем, после окончания хореографического училища Агния Барто поступила в балетную труппу, но вскоре ее коллектив эмигрировал, а ее отец был против ее отъезда за границу. На этом ее сценическая биография и завершилась. А литературная началась. Начиная с 1925 г.

, она регулярно публиковала свои стихи для детей. Во время войны она продолжала писать детские стихи, выступая с ними на радио и в школах и даже читала их солдатам, которые во время ее выступлений плакали, вспоминая о своих детях.

Писательница с сыном | iledebeaute.ru

А в самом конце войны, 5 мая 1945 г., случилась трагедия: сын Агнии Барто от первого брака Гарик, катаясь на велосипеде, попал под колеса машины. Спасти его не удалось – он скончался на месте. На тот момент ему было 18 лет.

Писательница переживала смерть сына очень тяжело и так и не смогла справиться с этим горем. На несколько лет она замкнулась, ушла в себя. Спасением для нее стало творчество. В 1947 г. она написала поэму «Звенигород» о детях войны, оставшихся без родителей.

Писательница со своими любимыми читателями | 24smi.org

Через несколько лет эта поэма попала в руки женщине, которая потеряла во время войны связь с маленькой дочерью и 10 лет не могла ее найти. Она написала письмо Агнии Барто, рассказав о своей беде, писательница обратилась в отдел милиции, занимавшийся розыском пропавших, и спустя несколько лет дочь удалось найти! Так Агния Барто обрела новый смысл жизни – с тех пор она помогала разлученным войной семьям объединяться. На протяжении 9 лет она вела на радио «Маяк» передачу «Найти человека» и соединила 927 семей! С тех пор работа для нее стала спасением ото всех жизненных невзгод. Она повторяла: «Если я в день хоть несколько строчек не напишу, я чувствую себя бездарностью». И такое отношение к творчеству имело свои плоды: ее книги расходились миллионными тиражами, по поводу чего Расул Гамзатов как-то отметил: «Тираж ее книг больше, чем население некоторых континентов». А Юрий Гагарин говорил о ее произведениях: «Это первая книга о добре в моей жизни».

Знаменитая детская писательница Агния Барто | 24smi.org

Писательница со своими любимыми читателями | tverdyi-znak.livejournal.com

Многие удивлялись тому, как на протяжении всей жизни Агнии Барто удавалось создавать такие наивные и трогательные, простые и волшебные детские стихи. Секрет был прост: она просто очень любила детей и никогда не теряла к ним интереса. Ее дочь от второго брака Татьяна Щегляева рассказывала: «Мама всю жизнь училась у детей, наблюдала за ними. Она часто пристраивалась недалеко от детской площадки, смотрела, как дети играют, слушала, о чем говорят. Так, «Дом переехал» она написала, услыхав слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста. Иногда мама работала под прикрытием: представляясь сотрудником районо, садилась за последней партой в классе и слушала, о чем говорят дети. Правда, однажды ее рассекретила девочка-первоклассница: «Вы в районо работаете? А раньше работали писательницей, я вас по телевизору видела».

Знаменитая детская писательница Агния Барто | 24smi.org

Писательница со своими любимыми читателями | biography-life.ru

Многие свои стихи Агния Барто посвящала внукам – Володе и Наташе. К сожалению, свою правнучку она смогла увидеть только раз: Ася родилась в январе 1981 г., а в апреле писательницы не стало. Она всегда была очень энергичной и активной, на своем 75-летии она танцевала, а спустя месяц ее забрали в больницу – оказалось, это был инфаркт. Врачи удивлялись тому, как ей удалось прожить такую долгую жизнь – ведь ее сердце оказалось совсем изношенным, сосуды были очень слабыми, и было непонятно, как вообще кровь поступала в сердце в последние 10 лет. Как тут не вспомнить фразу, которую Агния Барто часто повторяла: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может».

Знаменитая детская писательница Агния Барто | 24smi.org

Ее стихи до сих пор согревают душу не только детям: «Разговор с дочкой» – взрослое стихотворение Агнии Барто

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170219/42255/

Неизвестные факты об известных писателях. Агния Барто

Секреты Агнии Барто

пользователем сайта

♦ Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище.

♦ Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт Павел Барто, у которого были английские и немецкие предки, сразу понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но… Ничего, кроме поэтических изысканий, их души не связывало.

Да, у них родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо. И они разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.

♦ Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов, хотел, чтобы его дочь стала известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца.

Однако в перерывах между занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли. Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих кумиров она стала сочинять все больше и чаще.

♦ Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент в зал зашел Александр Луначарский.

Он сразу разглядел талант Агнии Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой.

Позже он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она в будущем будет писать веселые стихи.

♦ Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин «Одежда» — слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало, чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет, пришлось солгать, что ей уже 16. Поэтому до сих пор юбилеи Барто (в 2007-м было 100 лет со дня рождения) отмечают два года подряд.

♦ Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи.

Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты.

Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..

♦ В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».

За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней Чуковский сказал, что Агния Барто — большой талант. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем.

Кстати, несмотря на его нежелание, она оставила себе его фамилию, с которой и прожила до конца своих дней. И именно с ней она прославилась на весь мир.

♦ Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т. д.) — в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться гигантскими тиражами…

♦ Судьба не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым. Этот талантливый молодой ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой. На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик» и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей.

Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто, за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали известными, каждый в своей области.

Муж Агнии прославился на поприще теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.

♦ У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда, что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет». Но это не так: стихи появились раньше. Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей вместе с женами-мужьями детей и внуками — так хотела Агния.

♦ В конце тридцатых она ездила в эту «опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну», слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,»украшенных» свастикой. Она поняла, что война с Германией неизбежна. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно.

Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми.

Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми — у них она черпала вдохновение и сюжеты.

Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что «тоже человек». В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать «взрослым писателем». Вернее — фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск.

Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

♦ В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться.

Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала.

Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно.

                                                С сыном Игорем

♦ Надо отдать должное силе духа Агнии Львовны — она не сломилась. Тем более ее спасением было дело, которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии к фильмам.

Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как «Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет.

И после войны, и после личной драмы она не перестала быть в центре жизни страны.                                                         Кадр из к/ф «Подкидыш»

                            «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953)

♦ Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска, но жизнеспособными для «сарафанного радио».

Например, кто-то писал, что, когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей.

Когда программу закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали в 1968 году.

♦ Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям – Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому.

Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала.

Хотя однажды категорически отказалась: собрание, решавшее в начале 30-х годов судьбу ее «Игрушек», решило, что рифмы в них – в частности в знаменитом «Уронили мишку на пол…» – слишком трудны для детей.

                                                     Татьяна Щегляева (дочь)

«Она не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы, – вспоминает дочь Татьяна – Мама вообще была человеком принципиальным и часто категоричным. Но у нее было на это право: она не писала о том, чего не знала, и была уверена, что детей надо изучать.

Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и детские сады – иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования, – слушала, о чем говорят дети, просто гуляя по улице. В этом смысле мама работала всегда.

                                             В окружении детишек (еще в молодости) 

♦ Дома  Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все в порядке.

«Мама была главным рулевым в доме, все делалось с ее ведома, – вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна. – С другой стороны, ее берегли и старались создавать рабочие условия – пирогов она не пекла, в очередях не стояла, но была, конечно, хозяйкой в доме.

С нами всю жизнь прожила няня Домна Ивановна, которая пришла в дом еще в 1925 году, когда родился мой старший брат Гарик. Это был очень дорогой для нас человек – и хозяйка уже в другом, исполнительном смысле. Мама всегда с ней считалась.

Могла, например, спросить: «Ну, как я одета?» И нянечка говорила: «Да, так можно» или: «Странно собралась»

♦ Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Она ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками.

Разъезжая по разным странам, пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.

Стихи Барто переведены на многие языки мира.

♦ Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь.

♦ Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета — лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.

♦ Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма.

Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: «Черная икра — для академиков», «Красная икра — для членов-корреспондентов», «Крабы и шпроты — для докторов наук», «Сыр и ветчина — для кандидатов», «Винегрет — для лаборантов и студентов». Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, — некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

♦ Семидесятые годы. В Союзе писателей встреча с советскими космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин пишет: «Уронили мишку на пол…» и протягивает его автору, Агнии Барто. Когда впоследствии Гагарина спросили, почему именно эти стихи, тот ответил: «Это первая книга о добре в моей жизни». 

Обновлено 08/12/14 14:07:

Упс… забыла в начало поста вставить кусочек от себя лично)) Наверное, именно стихи Агнии Барто повлияли на то, что мне с детства жалко собачек, кошечек, бабушек и дедушек, которые просят милостыню (я не про тех, кто как на вахте каждый день стоят в одних и тех же переходах метро…).

Помню, в детстве смотрела мультик «Кошкин дом» и буквально рыдала  — так мне было жаль Кошку и Кота, потому что у них сгорел дом, но их пожалели котята, у которых самих-то ничего нет))))) (я знаю, что это Маршак).

Но ведь плакал бедный ребенок (я) от своей чистой, наивной, детской доброты! А узнавала я доброту не только от мамы с папой, но и из таких книжек и стихов, которые писала Барто. Так что Гагарин очень точно сказал… 

Обновлено 08/12/14 15:24:

Травля Чуковского в 30-е годы

Такой фактбыл. Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто, и от Сергея Михалкова.

 В среде партийных критиков редакторов возник даже термин — «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого.

Хотя другие источники говорят, что она не совсем травила Чуковского, а лишь не отказалась подписать какую-то коллективную бумагу. С одной стороны, не по-товарищески, а с другой…

Сами решайте) Кроме того, в последние годы Барто навещала Чуковского в Переделкино, они поддерживали переписку… Так что либо Чуковский такой добрый, либо Барто попросила прощения,  либо мы многого не знаем.

Кроме того, Барто замечена и в травле Маршака. Цитирую: «Пришла Барто в редакцию и увидела на столе гранки новых стихов Маршака. И говорит: «Да такие стихи я могу писать хоть каждый день!» На что редактор ответил: «Умоляю, пишите их хотя бы через день…» 

Обновлено 09/12/14 09:44:

Продолжаю раскрывать тему травли)) Что касается Маршака и прочих. 

В конце 1929 — начале 1930 гг. на страницах «Литературной газеты» развернулась дискуссия «За действительно советскую детскую книгу», которая ставила три задачи: 1) вскрыть всякого рода халтуру в области детской литературы; 2) способствовать становлению принципов для создания действительно советской детской литературы; 3) объединить квалифицированные кадры настоящих детских писателей.

С первых же статей, открывших эту дискуссию, стало ясно, что она пошла по опасному пути, по пути травли лучших детских писателей. Произведения Чуковского и Маршака были подведены под рубрику «бракованной литературы» и попросту халтуры.

Некоторые участники дискуссии «обнаружили» «чуждую направленность литературного дарования» Маршака, сделали вывод о том, что он «явно чуждый нам по идеологии», а его книги «вредные, бессодержательные». Начавшись в газете, дискуссия скоро охватила и некоторые журналы.

Дискуссия раздувала ошибки талантливых авторов и пропагандировала нехудожественные произведения некоторых писателей.

Характер нападок, тон, которым эти нападки выражались, были абсолютно недопустимы, о чем и заявила группа ленинградских писателей в своем письме: «нападки на Маршака носят характер травли».

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/102407_neizvestnye-fakty-ob-izvestnykh-pisatelyakh-agniya-barto

Refy-free
Добавить комментарий