«Сборники Ахматовой: «»Четки»» и «»Белая стая»»»

Сборники Ахматовой:

"Сборники Ахматовой: ""Четки"" и ""Белая стая"""

МОУ СОШ №3

РЕФЕРАТ по литературе

«Четки» и «Белая Стая» —

два сборника Ахматовой.

п. Ванино

2007г.

План

  1. Введение.
  2. «Четки» интимные переживания героини
  3. Особенности сборника «Четки»

а) История создания

б) индивидуализм речи

в) основные мотивы

2. Почему «Четки»?

а) Чем обусловлено деление книги на четыре части

б) Композиция и содержание первой части

в) Движение души лирической героини во второй части

г) Философские мотивы в третей части

д) тема памяти в четвертой части

III. «Белая стая» ощущение личной жизни как жизни национальной,

исторической

1. Исторические публикации и символика названия

2. «Хор» начинания и основные темы

  1. Заключение. Сходство и различие двух сборников
  2. Список используемой литературы
  3. Приложение

Вступление.

А. А.

Ахматову в настоящее время рассматривают как поэта того периода ХХ столетия, который, начиная с 1905 года, охватывает две мировые войны, революцию, гражданскую войну, сталинскую чистку, холодную войну, оттепель. Она смогла создать свое собственное понимание этого периода через призму значимости собственной судьбы и судьбы, близких ей людей, которые воплотили в себе те или иные аспекты общей ситуации.

Не всем известно, что на протяжении десятилетий Ахматова вела титаническую и обреченную борьбу за то, чтобы донести до своих читателей «царственное слово», перестать быть в их глазах только автором «Сероглазого короля» и «перепутанных перчаток».

В своих первых книгах она стремилась выразить новое понимание истории и человека в ней. Ахматова вступила в литературу сразу как зрелый поэт.

Ей не пришлось пройти школы литературного ученичества, совершавшейся на глазах читателей, хотя этой участи не избежали многие крупные поэты.

Но, несмотря на это, творческий путь Ахматовой был долгим и трудным. Он делится на периоды, одним из которых является раннее творчество, к которому относятся сборники «Вечер», «Четки» и «Белая стая» переходная книга.

Внутри раннего периода творчества происходит мировоззренческий рост сознания поэта. Ахматова по-новому воспринимает окружающую ее действительность. От переживаний интимных, чувственных она приходит к решению нравственных глобальных вопросов.

В данной работе я рассмотрю две книги Ахматовой, вышедшие в период с 1914 по 1917, а именно: «Четки» и «Белая стая».

Выбор темы моей работы, особенно глав, связанных с определением символики заглавия поэтической книги, не случаен. Данная проблема мало изучена. Ей посвящено сравнительно небольшое число работ, в которых исследователи в различных аспектах подходят к анализу книг А. Ахматовой.

Нет работы, посвященной целостному анализу сборников, включающему анализ символики заглавий книг А. Ахматовой, что, на мой взгляд, является важным, так как Ахматова, создавая книгу, всегда особое внимание уделяла ее названию.

Таким образом, целью моей работы является исследование книг, а также того, какое значение имеет заглавие книги в творчестве А. Ахматовой. В результате этого я получу весьма яркое и многоплановое представление о духовно-биографическом опыте автора, круге умонастроений, личной судьбе, о творческой эволюции поэта.

В связи с этим передо мной встают следующие задачи:

1. проанализировать два сборника Ахматовой;

2. обозначить главные сходства и различия книг;

3. раскрыть в реферате такие актуальные темы, как тема памяти и народности;

4. подчеркнуть религиозные мотивы, «интимность» и «хоровые» начала в этих сборниках;

5. сопоставить мнения разных критиков по одному из вопросов, сравнить их и сделать из этого для себя вывод;

6. ознакомиться с теорией заглавия, проанализировать заглавия указанных книг с точки зрения отражения в них всех возможных ассоциаций и проследить динамику становления мировоззрения поэта.

§1. «Четки» интимные переживания героини

1.Особенности сборника «Четки»

Вторая книга стихов Ахматовой имела необыкновенный успех. Ее выход в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой всероссийски известным. Первое издание вышло немалым для того времени тиражом 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались.

До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были многочисленными и в основном одобрительными. Сама Ахматова выделяла статью (Русская мысль. 1915. — № 7) Николая Васильевича Недоброво, критика и поэта, с которым она была хорошо знакома.

К Недоброво обращено стихотворение «Целый год ты со мной не разлучен…» в «Белой стае».

Эпиграф из стихотворения Е. Боратынского «Оправдание».

Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии.

В ней обретает голос ряд немых до сих пор существований, — женщины влюбленные, лукавые, мечтающие и восторженные говорят, наконец, своим подлинным и в то же время художественно-убедительным языком.

Та связь с миром, о которой говорилось выше и которая является уделом каждого подлинного поэта, Ахматовой почти достигнута, потому что она знает радость созерцания внешнего и умеет передавать нам эту радость.

Тут я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное — их подробной разработкой.

Эпитеты, определяющие ценность предмета (как-то: красивый, безобразный, счастливый, несчастный и т. д.), встречаются редко. Эта ценность внушается описанием образа и взаимоотношением образов. У Ахматовой для этого много приемов.

Укажем некоторые: сопоставление прилагательного, определяющего цвет, с прилагательным, определяющим форму:

…И густо плющ темно-зеленый

Завил высокое окно.

Или:

…Там малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

повторение в двух соседних строках, удваивающее наше внимание к образу:

…Расскажи, как тебя целуют,

Расскажи, как целуешь ты.

Или:

…В снежных ветках черных галок,

Черных галок приюти.

претворение прилагательного в существительное:

…Оркестр веселое играет…

и т. д.

Цветовых определений очень много в стихах Ахматовой, и чаще всего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии. И, может быть, как подтверждение неслучайности этого ее вкуса, большинство эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

Ритмика Ахматовой служит могучим подспорьем ее стилистике. Паузы помогают ей выделять самые нужные слова в строке, и во всей книге нет ни одного примера ударения, стоящего на неударяемом слове, или, наоборот, слова, по смыслу ударного, без ударения.

Если кто-нибудь возьмет на себя труд с этой точки зрения посмотреть сборник любого современного поэта, то убедится, что обыкновенно дело обстоит иначе. Для ритмики Ахматовой характерна слабость и прерывистость дыхания. Четырехстрочная строфа, а ею написана почти вся книга, слишком длинна для нее.

Ее периоды замыкаются чаще всего двумя строками, иногда тремя, иногда даже одной. Причинная связь, которою она старается заменить ритмическое единство строфы, по большей части не достигает своей цели.

Стих стал тверже, содержание каждой строки плотнее, выбор слов целомудренно скупым, и, что лучше всего, пропала разбросанность мысли.

Но при всей своей ограниченности поэтический талант у Ахматовой, несомненно, редкий. Ее глубокая искренность и правдивость, изысканность образов, вкрадчивая убедительность ритмов и певучая звучность стиха ставят ее на одно из первых мест в «интимной» поэзии.

Почти избегая словообразования, в наше время так часто неудачного, Ахматова умеет говорить так, что давно знакомые слова звучат ново и остро.

Холодком лунного света и нежной, мягкой женственностью веет от стихов Ахматовой. И сама она говорит: «Ты дышишь солнцем, я дышу луною». Действительно, дышит она луною, и лунные мечты рассказывает нам, свои мечты о любви, осеребренные лучами, и мотив их простой, неискусный.

В ее стихах нет солнечности, нет яркости, но они странно влекут к себе, манят какой-то непонятной недоговоренностью и робкой тревогой.

Почти всегда поет Ахматова о нем, о едином, о том, чье имя «Любимый». Для него, для Любимого, бережет она свою улыбку:

Источник: https://www.studsell.com/view/156141/

«Сафо XX столетия»

"Сборники Ахматовой: ""Четки"" и ""Белая стая"""
Так называли современники Анну Ахматову. «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго.

В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова.

Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь неё меня назвали Анной…

» (из воспоминаний Анны Ахматовой)

Будущая великая поэтесса Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года в семье морского инженера, капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и его жены Инны Эразмовны, в девичестве Стоговой на ст. Большой Фонтан под Одессой.

У Анны были три сестры – Ирина, Инна, Ия и два брата – Андрей и Виктор. Через год после рождения Анны семья переехала в Царское Село, где глава семьи стал коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. У детей наибольшая близость была с матерью, которая была добрым и чутким человеком, начитанная женщина, любившая стихи, смогла привить любовь к поэзии и дочери. Став взрослой, Анна Ахматова в одной из «Северных элегий» посвятила матери такие строки: «…женщина с прозрачными глазами (Такой глубокой синевы, что море Нельзя не вспомнить, поглядевши в них), С редчайшим именем и белой ручкой, И добротой, которую в наследство Я от неё как будто получила,

Ненужный дар моей жестокой жизни…»

В Царском Селе Анна прожила до шестнадцати лет. Её первые детские воспоминания таковы: «Зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал». Но каждое лето Анна проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. А говорить по-французски начала сама, просто присутствуя на занятиях учительницы со старшими детьми.

В 1900 году Анна поступила в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию, где училась сначала плохо, потом всё лучше, но учёбу в гимназии никогда не любила.

Позднее Ахматова писала о себе: «Я делала всё, что полагалось в то время благовоспитанной барышне.

Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец… брал с собой в оперу (в гимназическом платье). в Мариинский театр (ложа).

Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III. Весной и осенью в Павловске на музыке – Вокзал… Музеи и картинные выставки… Зимой часто на катке в парке…»

Своё первое стихотворение Ахматова написала в одиннадцать лет. Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, то, назвал ее «декадентской поэтессой» и сказал: «Не срами моё имя». По мнению отца, дочь дворянина не должна писать стихи, а тем более публиковать их. Анна ответила: «И не надо мне твоего имени!». Так и появился её псевдоним Ахматова по фамилии прабабки по материнской линии.

В Царском Селе в 1903 году совсем ещё юная Анна познакомилась в Рождественский сочельник с Николаем Гумилевым.

В свои 14 лет Аня Горенко была стройной черноволосой белокожей красавицей с огромными серыми глазами, и точёным профилем. А 17-летний Гумилёв красотой не блистал, однако влюбился в Анну, сделав её своей Музой и Прекрасной дамой. Безответная любовь только раззадоривала юношу. А Анна Горенко влюбилась в репетитора из Петербурга. Владимира Голенищева-Кутузова. В 1905 году после развода с мужем Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию. У Анны обострился туберкулёз и ей был полезен морской воздух. Во время продолжительных прогулок она наслаждалась морскими пейзажами. В 1906 году Гумилев уехал в Париж, решив вырвать из своего сердца роковую любовь и примерить маску разочарованного героя. А Анне стало недоставать его влюблённости. Последний класс Горенко проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. Жила она в это время у родственников в Киеве. В 1908-1910 годах она училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и вела переписку с уехавшим в Париж Гумилевым. В это же время состоялась первая публикация её стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев. Юной Анне всё это время хотелось вырваться из-под надзора взрослых. В 1910 году она приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. А через месяц она оказалась в Париже, где встретилась с тогда ещё никому неизвестным художником Модильяни. Он попросил разрешение написать её портрет. И у них случился страстный, но короткий роман. В том же 1910 году Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Родственники Гумилёва на венчании не присутствовали, так как считали, что их брак скоро распадётся. В мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, вернувшись в Россию, провели лето в Слепневе, тверском имении матери Николая Гумилева. После чего супруги переехали в Петербург, где Анна посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева. Весной 1911 года снова побывали в Париже, по возвращению в Петербург вышла первая публикация Анны под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение «Старый портрет» во «Всеобщем журнале». Весной 1912 года супруги путешествовали по Северной Италии. В сентябре этого же года у супругов родился сын Лев Гумилев. В 1912 году вышел и первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина. «Милый, радостный и горестный мир». Своим учителем Анна Ахматова считала Анненского, она сама писала: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью». В 1912 году Анну Ахматову избирают секретарём недавно образованного «Цеха поэтов». Её слава растёт, в 1913 году Ахматова выступает перед огромной аудиторией на Высших женских Бестужевских курсах, художники пишут её портреты, поэты посвящают ей стихотворные послания, в их числе Александр Блок. В это время появились слухи об их тайном романе. Модильяни пишет ей страстные письма из Парижа. Но в личной жизни Ахматовой далеко не всё гладко. В 1912 году Гумилев влюбился в свою юную племянницу Марию Кузьмину-Караваеву, которую встретил в имении своей матери. Девушка ответила ему взаимностью, но она была больна туберкулёзом и вскоре скончалась. Однако даже рождение сына не разожгло в сердце Гумилева прежней любви к жене. Позже Ахматова писала: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым». Но и сама она не чувствовала себя хорошей матерью и отправила сына к свекрови. Весной 1913 года Ахматова познакомилась с Николаем Владимировичем Недоброво и между ними завязалась трепетная дружба. В августе Николай Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушёл на фронт. В 1914 году вышла книга Ахматовой «Чётки». Стихотворения этого сборника во многом носили автобиографический налёт. Многие современники видели в них лирический дневник автора. После «Чёток» слава обрушилась на Ахматову.

Сборник высоко оценили М.И. Цветаева и Б.Л. Пастернак.

В годы первой мировой войны Ахматова надолго замолчала, выразив свою боль в «Молитве» и «в Июле 1914». В эти годы обострился её туберкулёз, который пришлось долго залечивать. В 1915 году она лечилась в Финляндии, а лето 2016 года провела под присмотром врачей в Севастополе, здесь же состоялась её последняя встреча с Недоброво. В марте 1917 года Анна проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус, где он впоследствии был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, а сама уехала в имение матери мужа Слепнево, где всё лето провела с сыном и свекровью и писала стихи. Осенью в 1917 году вышел поэтический сборник Анны Ахматовой «Белая Стая». Несмотря на разрозненную эмоциональность лирических переживаний, сборник кажется единым целым. Не зря Владимир Маяковский написал: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины». В 1918 году, когда Гумилев вернулся в Россию, Ахматова сообщила ему, что ей нужен развод, так как она полюбила другого человека. Гумилёв, несмотря на то, что их брак трудно было назвать счастливым, был ошеломлён. Он пытался отговорить жену от принятого решения, но она осталась непреклонна. И получив развод, связала свою судьбу с известным специалистом по Древнему Египту Владимиром Шилейко. Сын Лев остался с бабушкой и отцом. Гумилев не раз потом приводил сына в гости к матери в их с Шилейко квартиру. После Октябрьской революции Ахматова не захотела эмигрировать, оставшись в «своём краю глухом и грешном». В 1921 году вышли сборники Ахматовой «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», основной лейтмотив которых печаль о судьбе своей родины и мистические грёзы о «великой земной любви». В 1922 году М. С. Шагинян написала о поэтессе: «Ахматова с годами всё больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». Послереволюционные годы оказались тяжёлыми для Ахматовой – умер Блок, расстрелян Гумилев, с Шилейко она рассталась. Но Ахматова находит в себе силы и участвует в работе писательских организаций, в литературных вечерах, публикуется в периодике. Потом находит работу в библиотеке Агрономического института. В 1922 году Ахматова выходит замуж за искусствоведа Н. Н. Пунина, с которым проживёт 15 лет. В 1924 году новые стихи Ахматовой последний раз появляются в печати, на её имя наложен негласный запрет. А в печати появляются только её переводы и статья «О Сказке, о золотом петушке» А.С. Пушкина. В 1935 году арестованы её сын Л. Гумилев и Н. Пунин. Ахматовой помог составить письмо обращение к Сталину Булгаков, к хлопотам подключились Л. Сейфуллина, Э. Герштейн, Б. Пастернак, Б. Пильняк и Гумилёва с Пуниным освободили. В 1937 НКВД готовило материалы на саму Анну Ахматову для обвинения её в контрреволюционной деятельности. А в 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Тогда поэтесса начинает писать свой знаменитый цикл «Реквием», который долгие годы не решалась записать на бумаге. В 1939 году на приёме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой очень любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Издательства бросились выполнять волю вождя – после 17-летнего перерыва в 1940 году выходит её сборник «Из шести книг», в который вошли и старые и новые стихи после тщательной цензуры. Но сборник обругала критика, и его изъяли из библиотек. Поэма Ахматовой «Реквием» была опубликована только в 1987 году. Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. В 1941 году она написала стихотворенье «Клятва», в 1942 «Мужество». По распоряжению правительства, Анну Ахматову, у которой уже начались дистрофические отёки, эвакуировали в Ташкент, где она провела два года. В этом городе она напишет много стихов и начнёт работу над «Поэмой без героя». В мае 1943 года был издан ташкентский сборник стихотворений Ахматовой «Моя азиатка». И в этом же году она получила медаль «За оборону Ленинграда». 15 мая 1944 года Ахматова прибыла в Москву, где жила у своих друзей Ардовых на Большой Ордынке, а летом вернулась в Ленинград, и выехала на Ленинградский фронт с чтением стихов. В ленинградском Доме писателей с большим успехом прошёл творческий вечер Ахматовой и начиная с 1946 года её творческие вечера регулярно проходили в Ленинграде и в Москве. Но 16 августа состоялось Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции, на котором с разгромным докладом выступил А. Жданов. Творчество Ахматовой И Зощенко было объявлено идеологически чуждым и вредным. Собрание единогласно поддержало линию ЦК. Уже подготовленные к выпуску сборники Ахматовой «Анна Ахматова. Стихотворения» и «Анна Ахматова. Избранное» не вышли в свет. Причиной гонений на Ахматову, скорее всего, послужило посещение её английским историком И. Берлином. 1 сентября 1946 года Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей. Анна Ахматова осталась без средств к существованию, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате несколько раз устраивались обыски, после чего было установлено прослушивающее устройство. С большим трудом Борис Пастернак выхлопотал выделения 3000 рублей от Литфонда для голодающей Ахматовой. А в 1949 году снова были снова арестованы Пунин и Лев Гумилев. Ахматова постоянно ходила по кабинетам, прилагая все усилия, чтобы освободить сына, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина. Несмотря на то, что ради освобождения сына из лагерей Ахматовой пришлось написать Сталину хвалебное стихотворенье, впрочем, впустую, своё истинное отношение к деспоту она выразила совсем в других стихах:«Я приснюсь тебе чёрной овцою, На нетвёрдых, сухих ногах, Подойду и заблею, завою: «Сладко ль ужинал, падишах? Ты вселенную держишь, как бусы, Светлой волей Аллаха храним… И пришёлся ль сынок мой по вкусу

И тебе и деткам твоим?»

После смерти Сталина редакторы стали меньше дрожать и, несмотря на препоны, по-прежнему расставляемые бюрократами, стихи Ахматовой стали появляться в печати. 19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева Ахматова была восстановлена в Союзе писателей. В мае у Ахматовой случился первый инфаркт миокарда, она жила в это время в Москве у Ардовых. Перед тем, как лечь в больницу Ахматова вызвала Э. Герштейн и передала ей на хранение свои рукописи и документы. А выписавшись из больницы и всё ещё находясь в Москве, Анна Андреевна узнала, что выселена из Фонтанного Дома на улице Красной Конницы. 21 июня 1953 года она получила известие о смерти Николая Пунина в воркутинском лагере в поселке Абезь. А 5 февраля 1954 года она подала на имя Председателя Президиума ВС СССР Ворошилова прошение о пересмотре дела Льва Гумилева. И только 11 мая 1956 года сын был реабилитирован из-за отсутствия состава преступления. За год до этого, в мае 1955 года Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой в писательском поселке Комарово дачный домик. Ахматова назвала его «Будкой». В октябре 1961 года Анна Ахматова была прооперирована в хирургическом отделение первой Ленинградской больницы, куда она попала из-за обострения хронического аппендицита. После операции у неё случился третий инфаркт миокарда. Новый 1962 год она встретила в больнице. А в августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию, которую она не получила. К началу 60-х годов вокруг Ахматовой образовался круг учеников. В 1963 году Анна Ахматова была выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина». 30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвящённый 75-летию Анны Ахматовой. 1 декабря 1964 года Анна Ахматова выехала в Италию, где на торжественном приёме в Риме в замке Урсино Ахматовой была вручена литературная премия «Этна-Таормина» за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений. А 15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень и мантию почётного доктора литературы. В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой «Бег времени» и в октябре состоялось последнее публичное выступление Ахматовой на торжественном вечере в Большом театре, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте. В это время Ахматова жила в Комарово, куда к ней приезжали друзья. 10 ноября 1965 года у Ахматовой случился четвёртый инфаркт миокарда. 19 февраля 1966 года она переехала из больницы в подмосковный кардиологический санаторий. 4 марта она сделала последнюю запись в своём дневнике: «Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию». 5 марта 1966 года в Домодедово Анна Ахматова скончалась, она была отпета 10 марта по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда и похоронена кладбище в посёлке Комарово под Ленинградом. Но закончился только земной жизненный путь Анны Ахматовой, её поэтическая и духовная жизнь продолжается и оказывает влияние не только на умы и сердца россиян, но и на людей живущими далеко за пределами России. Творчество Ахматовой получило мировое признание. И в завершение хочется привести слова Н.Струве: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». Несомненно, поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть русской культуры. Но не только. Она вошла и в мировую и в советскую культуру и продолжает жить в современной русской культуре.

В 1988 году об Анне Ахматовой был снят документальный фильм «Реквием», в котором принял участие тогда ещё не ушедший из жизни её единственный сын Лев Николаевич Гумилев.

Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=18735

Refy-free
Добавить комментарий