Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор

Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя “Ревизор”

Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор

В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии – комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С.

Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”.

Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов – анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

В декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе “всем досталось”, а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего – персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы.

Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен.

Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек”, прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их.

Судья Ляпкин-Тяпкин прочел “пять или шесть книг” и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, – большой “проныра и плут”; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев.

Почтмейстер Шпекин -“простодушный до наивности человек”, обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым.

Главный персонаж комедии – Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и “без царя в голове”. Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично.

Гоголь широко использует прием “говорящих” имен.

Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола “гибнуть”.

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести.

Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора.

Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Любой человек сразу бы мог “раскусить” Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца – до чтения хлестаковского письма.

Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные “грешки”. Персонажи комедии представляют собой “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю.

Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. “Смотри! не по чину берешь!” – распекает он квартального, который вместо положенных “по чину” двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с “ревизором” Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги.

Можно сказать, что это уже стало нормой в городе.

Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия.

Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя – это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

В “Ревизоре” Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной “комедии нравов” и “комедии положений”.

Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный.

Гоголь нарушает традиции “классической” комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/satiricheskoe-izobrazhenie-dejstvitelnosti-v-komedii-nikolaya-gogolya-revizor/

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя “Ревизор”

Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор

Н.В.Гоголь.

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя «Ревизор».

        Сюжет комедии «Ревизор»,  так же как и сюжет бессмертной поэмы «Мертвые души»,  был подарен Гоголю А.С.Пушкиным.  Гоголь давно мечтал написать комедию о России,  высмеять недостатки бюрократической системы,  которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией  так  увлекла и захватила писателя,  что в письме Погодину он
написал : «Я помешался на комедии».

        В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает  «правду»  и  «злость»,  то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности.

При помощи смеха,  беспощадной сатиры Гоголь  обличает  такие  пороки  русской
действительности,  как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание.

  В «Театральном разъезде» Гоголь  писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и «электричества чин».  «Электричества чин» и породил ту трагикомическую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

        В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N.

        При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов,  которые усиливают характеристики персонажей.

        Открыв первую же страницу комедии и узнав,  что, например, фамилия  частного пристава — Уховертов,  а уездного лекаря — Гибнер,  мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

  Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа.

Городничий: «Хоть и взяточник,  но ведет себя очень солидно», Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах,  вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»,  Хлестаков:  «Без царя в голове.

  Говорит и действует без всякого соображения»,  Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых  лет»,  Ляпкин-Тяпкин:  «Человек,  прочитавший пять  или  шесть книг,  и потому несколько вольнодумен».  Почтмейстер:

«Простодушный до наивности человек».

        Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю.  Так,  говоря о Землянике, Хлестаков
называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей  в  ермолке».

        Основным литературным  приемом,  которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника,  является гипербола.

  В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными  по причине полного незнания русского языка,  и Аммоса Федоровича с почтмейстером,  решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну.

  Гиперболична поначалу и сама фабула комедии,  но по мере развития сюжетного действия,  начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни,  гипербола сменяется гротеском.

Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова,  как за соломинку, городское  купечество  и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша,  которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий

довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский» и т.п.

        Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко.  Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение,  что в этот момент оно выглядит для Городничего,  например, гораздо более неправдоподобным,  чем все хлестаковские фантазии.

Следует сказать пару слов об образе Городничего.  По всей видимости,  ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом.

Разумеется, он и сам не ангел,  но удар настолько силен,  что у Городничего наступает нечто вроде прозрения:  «Ничего не вижу:  вижу какие-то свиные  рыла  вместо
лиц, а больше ничего…»

        Далее Гоголь применяет прием,  ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь».

Этой репликой Гоголь показывает,  что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъ-
ятные просторы.  Ведь,  недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны.

  Есть даже легенда о том,  что Николай I,  посмотрев пьесу,  вымолвил: «Всем досталось, а больше всех мне!»

        Немая сцена:  как  громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза,  которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель.

  В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти,  бичуя тем самым,  по выражению Некрасова,  «маленьких воришек
для удовольствия больших».

  Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

        После постановки комедия вызвала шквал критики,  так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии.  Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в «Театральном разъезде»:»…Мне жаль, что никто не заметил честного лица,  бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное
лицо был — смех».

Стоит посмотреть следующий материал:

Источник: https://kartravel.ru/revizor.html

Сатирическое изображение действительности в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор

Комедия «Ревизор» — одно из лучших произведе­ний Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь ут­верждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий.

Гоголь выводит дей­ствие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинци­альными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю…

», — а потом доба­вил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Гоголь действительно нарисовал не просто чинов­ников отдельно взятого уездного города. Он создал со­бирательные, типичные образы.

Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует безза­конию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не толь­ко в беззаконии, но и в грязи.

Кругом мусор, пьянст­во, безнравственность. Городничий оказывается в ду­раках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он — не будущий тесть высокопоставленного пе­тербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, корруп­цию, злоупотребление служебным положением.

В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.

О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замеча­ниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить пра­восудие. Но вместо этого он сам нарушает закон — бе­рет взятки, о чем говорит открыто.

Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. На­пример, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему просто некогда этим заниматься. Судья не выпол­няет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника — большой «проныра и плут»; он очень услужлив и сует­лив.

С необычайной расторопностью Земляника предлагает  Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется.

Отведенные на богоугодные  цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.

Почтмейстер Шпекин «простодушный до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.

Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун.

Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже.

Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и просто захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.

Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что по­добные нравы распространены по всей стороне рос­сийской.

Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко вы­смеивает, бичует пороки современного ему общества.

Но мог ли он знать, что в строках его комедии чита­тель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники?..

Источник: http://5litra.ru/soch/123-satiricheskoe-izobrazhenie-deystvitelnosti-v-komedii-n-v-gogolya-revizor.html

читать похожие:

Источник: https://prepodka.net/satiricheskoe-izobrazhenie-dejstvitel-nosti-v-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Refy-free
Добавить комментарий