Сатира Гоголя

Сатира Гоголя

Сатира Гоголя

Н.В.Гоголь.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти-

хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого-

ля, ведь сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто обще-

человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый,

иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал Гоголь)

именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу-

жить к его исправлению. Смех — это оружие, острое, боевое оружие, при

помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской дейс-

твительности».

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта,

нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи-

санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза

художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто-

жество обывателей. «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба»,

«Нос», «Мертвые души» — едкая сатира на существующую действительность.

Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили

ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го-

голя главой новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет

«Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое

направление». Критик считал, что «совершенная истина жизни в повестях

Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но

не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек-

расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб-

разия».

Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным,

раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувс-

твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о

трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся

от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:

«Кто же как ни автор должен сказать святую правду!» Только истинный

сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на

свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва-

нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению

России вперед.

В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России»,

вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов

и т.п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города

принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с необыкновенной

легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из трусливого «елистра-

тишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генера-

ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да-

мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Гоголь не вывел в своей комедии «положительного героя». Поло-

жительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравс-

твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры,

стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был смех, пи-

сал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека… по-

тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля-

ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без

проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так

человека».

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество,

никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь

бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно

этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен-

ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят

себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро-

де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о

некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате-

лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он поймут

И как любил он, ненавидя.

Источник: https://studopedia.su/14_48287_satira-gogolya.html

Refy-free
Добавить комментарий