Самураи Японии в бытовом аспекте

Самураи Японии в бытовом аспекте

Самураи Японии в бытовом аспекте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ САМУРАЯ

ГЛАВА 3. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ САМУРАЕВ

3.1 ОТНОШЕНИЯ МУЖА С ЖЕНОЙ

3.2 РОДСТВЕННИКИ

3.3 БЕРЕЖЛИВОСТЬ

3.4 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА

3.5 СЛУГИ И ОРУЖИЕ

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА САМУРАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

4.1 МАНЕРЫ И ВНЕШНИЙ ВИД САМУРАЯ

4.2 СЕКСУАЛЬНЫЕ НРАВЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению сословия самурайства. Самураи одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет как последние официально перестали существовать.

Тема данной курсовой работы актуальна и сегодня, так как влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько сильно в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

Вся история Страны Восходящего Солнца пронизана духом самурайства. У многих людей Япония ассоциируется с самураями и наоборот, для многих эти два слова «самурай» и «Япония» превратились почти в синонимы. По сути вся история Япония до второй половины 19 века и есть история самурайства.

А как известно нет полностью до конца изученных тем, поэтому мы решили раскрыть эту проблему глубже.

Целью же данной курсовой работы является точное рассмотрение быта и условий жизни самурайства с момента его зарождения и до исчезновения в 19 веке.

При написании работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Осветить воспитание самурая

2. Исследовать бытовые условия жизни самураев

3. Проанализировать сексуальные нравы самураев.

Данная работа позволяет понять особенности воспитания и условия жизни самураев, понять основные тенденции развития сословия самураев в Японии.

Особое внимание уделено кодексу самурайской чести бусидо и различным историческим источникам. Мы попытались максимально близко показать идеологию самурайства при помощи цитат из кодекса их дальнейшего пояснения.

Бусидо являлось для самурая священной силой, которая помогала ему «правильно» жить.

Также в данной курсовой работе мы уделяем большое внимание сексуальным нравам самураев, попытались показать причины формирования их в среде самураев и их роль в жизни самураев.

Мы попытались осветить отношения самурая с родственниками, женой, слугами и другими самураями. При освещении начальных этапов развития самурайства мы исследовали причины появления данного сословия в Японии, основополагающие факторы способствовашие появлению самураев.

Ведь не из пустого места самураи появились в Японии. Этому способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Также в этой данной курсовой работе будет показана роль самурайства в период междоусобных феодальных войн и до реформ Мэйдзи.

И все перемены в социально культурном и бытовом аспекте жизни самураев в этот период.

В работе уделяется внимание и культуре в самурайской среде, манерам и внешнему виду сословия, воспитанию самураев.

При написании данной курсовой работы использовались: историко-описательный, историко-объяснительный и историко-системный методы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

Проблема изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием, идеологией и культурой занимались многие историки. Мы лишь опишем работы тех авторов, которые использовали для написания данной курсовой работы.

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести бусидо [28]. Кодекс это своего рода «книга жизни» самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь.

Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт.

Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии» [35].

В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии.

Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Особый интерес представляет работа Спеваковского А.Б. «Самураи военное сословие Японии» [37]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня.

Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки. Это, пожалуй, на сегодняшний день одна из лучших работ по истории сословия самураев.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм» [16]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно хорошо и ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

Монография Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» [38] посвящён истории японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла одно из лучших обобщающих исследований по данной теме.

Как и должно быть в военной истории здесь имеются описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой, религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев. Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль самурайства в истории Японии.

Также хочу отметить ещё один труд этого же автора под названием «История японской военной аристократии» [39] в котором Стивен Тёрнбулл в присущей ему манере описывает все аспекты жизни самурайства.

Публикация Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов» — это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении [40]. Книга сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые помогут воссоздавать облик людей того времени.

Работа Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей культуры [26]. Не мало в этой работе говорится и о бусидо.

Часть информации о истории японской религии содержится в сети Интернет:

  1. [http://www.jinja.or] на этом сайте можно найти информацию о религии синто [36].
  2. [http://www.kalachakranet.org ]

Сайт посвящён истории японского буддизма [20].

  1. [http://www.univie.ac.] на этом сайте содержится общий обзор всех религиозных течений Японии [43].

Информация об обряде харакири (сэппуку) содержится на сайте [http://ichiban.narod.ru]. Этот сайт посвящён истории Японии, японскому языку и культуре [44].

На историко-культурном форуме «Удел Могултая» [http://www.wirade.ru] можно найти статьи по разным периодам истории Японии, в том числе информацию про самурайство [42].

Также статьи по истории Японии можно найти на сайте журнала «Япония сегодня» [http://www.japantoday.ru]. При написании данной курсовой работы мы использовали статью Бедняковой О., Куланова А. «Судьба самурайства после реформ Мэйдзи» за июнь 1998 года.

В своей работе авторы рассказывают, что стало с самураями, когда они перестали быть нужными государству. Что стало с целым сословием после реформ Мэйдзи. Авторы показывают как трансформировалось самурайство в течение конца 19 в.-20 в. [5].

Также на этом сайте можно найти статьи других авторов по различным периодам Японии.

Интересна монография профессора Эйдуса Х.Т. «История Японии с древнейших времён до наших дней. Краткий очерк». В своей работе профессор Эйдус упоминает о влиянии самурайства на культуру Японии и его роль в истории Японии [41]. Работа хотя и не очень нова, но в то же время интересна.

Также среди работ по истории Японии можно выделить коллективный работу Кузнецова Ю.Ф., Навлицкой Г.Б., Сырицына И.М. «История Японии». В работе помимо описания всех аспектов истории Японии особое внимание уделяется сословию самурайства, его появлению, развитию на протяжении тринадцати столетий и его роль в истории Японии [27].

Достойна внимания ещё одна монография — Светлова Г.Е. «Колыбель японской цивилизации» [33]. Исследователь рассказывает в своей книге не только об истории Японии в целом, но и об истории культуры и религии, где немаловажное место занимают самураи.

Также интересна монография всё того же Арутюнова С.А. «Айны Народы Восточной Азии» [2]. В своей работе он рассказывает о народности айнов, живших в юго-восточной Азии и мигрировавших в раннем неолите в Японию. К концу 19 века айны были полностью ассимилированы японцами. Автор рассказывает о борьбе айнов с японцами, о культуре айнов, их религии и быте. Также автор описывает обычаи

Источник: https://www.studsell.com/view/155823/

Самураи в Японии – кто это такие их история и культура

Самураи Японии в бытовом аспекте

Современная Япония – уникальная страна, причудливым образом соединяющаямноговековые традиции и современные технологии. Рядом с поразительныминебоскребами горделиво стоят древние храмы. Поэтому до сих пор вызывают живойинтерес самураи в Японии. Истории об этих удивительных и гордых людях прочновошли не только в восточную, но и западную культуру.

Кто такой самурай

Название война «самурай», появилось как производное отглагола  侍ふ «сабурау», обозначающего действие –  «служить», перевод – служилый человек.

Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии вовремя правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывалиськак относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войныбольше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевымискусствам

Когда к власти пришёл японский клан сегунов Токугава, тоположение самураев кардинально изменилось. Их количество увеличилось, у нихпоявился свой Кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо».Следуя которому, самурай должен беспокоиться о жизни и чести своего господина иподчиняться беспрекословно, а также не жалеть свою жизнь ради господина.

Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существуетупоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнениеобязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясьзажиточными людьми.

К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:

Хатамото – вассалы сегуна, привилегированный слой.

Даймё – вассалы князей.

Ронины – войны потерявшие хозяина, но не павшие в бою, становились горожанами и ремесленниками.

Синоби – японский аналог ниндзя, наёмные убийцы.

Но уже в конце 18 века самурайское сословие началораспадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратилисьв земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая частьнесогласных погибли, как бунтовщики.

Воспитание и становление самурая

Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарнымиперсонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то смалых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети жесамураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода итрадиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалосьразработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали вбеспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчинаединственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная изстрогих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураевприучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различнымибоевыми искусствами, считалось необходимым  полностью владеть собственным телом и духом.Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Также требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку навыносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темнотеи голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставитьсыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холоднуюпогоду или выполнять сложную работу.

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущимвоином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этогомомента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а такжеосвоение умений плавать и держаться в седле.

Поскольку самурай находится рядомсо своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать,знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог.

Такжежелательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобыпрокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становилсявоином,  то есть самураем.

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё.Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то естьсвященными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневноухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали визголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которойстоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана,напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм изметаллических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15кг.

Знаменитые самураи в истории

Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёкихсказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:

Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы  и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и  активно участвовать в передаче трона внуку.

Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога.

В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое.

Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”

Хаттори Хандзо (1542 – 1596)  известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.

Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии.  Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.

Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.

Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в  поединке.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности,соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника,который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепноепредсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.

Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и  воплотившись в стилизованных костюмах.

современный самурай в Японии

Источник: https://ojapan.ru/samurai-v-yaponii/

Образ самурая в японской культуре: путь от варвара до идеала

Самураи Японии в бытовом аспекте

Сегодня самурай — один из самых узнаваемых и тиражируемых символов Японии. Однако во многом идеализированный, романтический образ воина «без страха и упрека» сложился лишь к середине XIX столетия.

О том, как трансформировался образ самурая в японской традиционной культуре и почему в душе каждого современного японца по-прежнему живет воин, рассказал старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Максим Гамалей на лекции в музее Востока в рамках проекта «Университет, открытый городу».

К первым произведениям, в которых дано описание характера и образа жизни самураев, можно отнести гунки («военные повести»), появившиеся в XII-XIV веках.

Гунки писали аристократы, так как на ранних этапах своего развития самурайство было слабо образовано, и самурай в силу своей специфической профессиональной деятельности отводил наукам и искусству незначительную роль.

Самураи противопоставили закостеневшему куртуазному, женственному, чувственному миру Хэйанской аристократии динамичную культуру, основанную на брутальности и маскулинности.

При дворе самураев зачастую называли «восточные варвары», так как большая их часть пришла с равнины Канто, расположенной на востоке страны.

Самураи, не умеющие слагать стихи и тонко чувствовать окружающий мир, занимали в глазах аристократов очень низкое положение, они были грубыми, необразованными людьми, больше приспособленными к тому, чтобы проливать кровь, нежели поддерживать приятную беседу. Самураи с равнины Канто занимались сельским хозяйством (низшие ранги) и обеспечением безопасности обширных феодальных владений.

Немного лучше аристократы относились к самураям, пришедшим с западных земель Японии. Западные самураи были вовлечены в торговые отношения между Японией и Китаем, вели более спокойный образ жизни, позволяющий им уделять наукам и искусству больше времени.

В тексте Хэйкэ-моногатари («Повести о доме Тайра») один из героев описывает разницу между восточными и западными самураями.

«Сражаться с восточными самураями будет сложно, — говорит герой повествования, — потому что, если во время битвы между западными самураями погибает сын, битва останавливается на день, если отец — на неделю, пока не будут справлены все траурные церемонии, самураи же востока сражаются до конца и только потом придаются печали и трауру. Если заканчивается провизия, то западные самураи приостанавливают военную компанию, пока не будет собран новый урожай. Восточные же самураи ведут войну несмотря ни на что, ограничивая свои потребности и тем самым достигая победы». Конечно, это несколько идеализированное представление самураев XIII в. о самих себе. Но оно очень хорошо передаёт восприятие различий в мировоззрении и образе жизни воинов Канто и Кансай.

Восхваление простоты

Важные чертами образа самурая являлись его простота, искренность и природная естественность. Герой ранних гунки — человек прямой, что не всегда бывало хорошо, но при этом неизменно искренний и честный. Очарования «дикарской» простоты и правдивости самурайства не избегли даже аристократы.

Кроме того, внешняя аскетичность и нетребовательность в быту и жизни стали идеалом самурайской культуры задолго до начала доминирования принципов «ваби-саби» в японской эстетике.

В попытках сохранения единства хрупкого изменчивого мира средневекового самурайства политические лидеры военного сословия фактически первым шагом провозглашали возврат к образу жизни времен, когда в походе воин спал на земле, ел простую пищу, а под голову клал не подушку а собственный шлем или руку.

Кроме того, в ранних повестях самураи начинают проявлять черты мощного коллективизма, но при этом коллективизм опирается не на кровные узы (которые очень быстро теряют значение в контексте институциональной истории самураев), а на экономико-географические связи.

Такой подход усиливал трагизм повествования, так как представители одной семьи часто вынуждены были сражаться друг с другом.

Между собой самураев объединяла приверженность к определенному образу жизни и строгое подчинение специфическим нормам, правилам и обычаям конкретного военного дома.

В текстах часто подчеркивается личная верность господину, при этом самурай мог быть не предан общему делу, но преданность своему сюзерену считалась обязательной. Превалирование личных связей над коллективными интересами — еще одна неотъемлемая черта самурая в ранних военных повестях.

Проигравший герой

Любопытно, что главными героями военных хроник раннего периода были вовсе не победители, а проигравшие. Понятие «героического» в средневековой Японии наиболее полно воплощал в себе образ Минамото-но Ёсицунэ.

Ёсицунэ — молодой юноша, наделенный разнообразными талантами и прекрасный как девушка, был одним из вождей клана Миномото, сражавшегося с домом Тайро.

Интересен эпизод, в котором Ёсицунэ, прибегнув к военной хитрости, нанес своему противнику смертельный удар в спину.

Интересен эпизод, в котором Ёсицунэ нанес своему противнику смертельный удар в спину. Подобный довольно подлый с европейской точки зрения поступок в средневековой Японии расценивался как часть самурайской доблести

Подобный неэтичный, если не сказать довольно подлый, с европейской точки зрения, поступок в средневековой Японии расценивался как часть самурайской доблести наряду с такими безусловными достоинствами, как хитрость и храбрость.

Однако героем Ёсицунэ делают вовсе не его таланты тактика и стратега и не его храбрость и удивительная красота в сочетании с образованностью и умением играть на флейте. Ёсицунэ герой, потому что, проиграв последнее сражение, был вынужден убить свою семью и совершить самоубийство.

Трагичность героя становится характерной чертой всего героического в японской культуре. Свой жизненный путь японский герой проживает стремительно: от быстрого взлета до такого же быстрого падения, и эта предопределенность трагического финала, смертельная схватка с собственной судьбой и превращает его в героя.

Верность своему жизненному пути, идеалам и принципам до последнего вздоха в японском мировоззрении заслуживает восхваления и почитания.

Первые признаки элитарности

Первой подлинно самурайской военной повестью принято считать «Повесть о великом мире» (1318-1367 гг.), в которой рассказывается об установлении сегуната Асикага и начале войны между северным и южным военными домами.

Если предыдущие тексты о самураях отражали буддистское мировоззрение аристократии, с ужасом наблюдавшей, как «восточные варвары» рушат утонченный мир императорского дворца, и, по сути, любая неудача героя объяснялась законом кармы), то в «Повести о великом мире» начинает доминировать учение Конфуция.

Во главу угла встают идеи служения, чести и верности долгу, впервые звучит мысль, что данные добродетели — признак элитарного сословия. Только самурай мог понять, что такое мужество, храбрость и самоотверженность, другие сословия, в силу своего низкого происхождения, априори лишены данных качеств.

Воплощением образа героя эпохи становится полководец Кусуноки Масасигэ, который выступал на стороне проигравшего Южного двора. Он впервые провозгласил идею о необходимости служения государству и обществу и стал первым самураем в истории самурайской культуры, служившим не по принципу экономических связей, а императору.

Впоследствии это превратило Масасигэ в одного из основных героев имперской идеологии Японии XX столетия.

Преданность — не добродетель

После того как время относительно спокойного правления Асикага ушло в прошлое, Японию вновь сотрясла гражданская война, длившаяся почти столетие.

В этот сложный для страны период каких-то масштабных литературных произведений, описывающих образ самурая, не создавалось, зато появились домашние законы и предписания отдельных семей и княжеств, в которых были собраны соображения о том, как нужно жить, практические рекомендации, цитаты из различных конфуцианских и буддистских текстов.

https://www.youtube.com/watch?v=hM-HXhqZna8

Поскольку самурай был лишен возможности проявить чувственную любовь к своему сюзерену, как он мог бы это сделать по отношению к своей возлюбленной, следовало жертвовать ради господина своей жизнью, достатком и интересами

В период гражданской войны в мировоззрении самурая начинает доминировать прагматичность, а главной доблестью становится умение побеждать, причем совершенно неважно, какой ценой. Если победа достигается при помощи предательства и подлости — это хорошо.

Один из наиболее успешных полководцев данного периода писал в своих наставлениях: «Не важно, как будут называть самурая, тигром или собакой, важно, чтобы самурай побеждал».

Поскольку верность своему сюзерену перестала быть наивысшей добродетелью, данное обстоятельство послужило поводом выработать четкие предписания о том, как хорошо править и как хорошо служить (до этого вопрос о различиях высших и низших рангов мало интересовал самураев).

Господин отныне должен был быть внимательным к потребностям своего вассала, для того чтобы его не предали в самый ответственный момент. «Застраховать» верность своего вассала можно было, например, награждая его землей после каждого успешного похода, или удерживая его семью в заложниках.

Возникновение диалогического социально-экономического пространства между вассалом и господином, между крестьянином, на чьих полях велись сражения, и самураями привело последних к мысли о необходимости учиться балансировать между миром и войной. Отныне «искусство войны должно быть правой рукой самурая, а искусство мира — левой».

Самурай начинает учиться быть не только воином, но и образованным администратором. И поскольку в Японии того периода единственной наукой управления было конфуцианство, то «искусством мира» для самурая становится изучение конфуцианских текстов. К XVII веку это привело к семантическому изменению иероглифа, обозначающего слово «самурай».

Вместо «дзи» — слуга, подчиненный, в обиход вошел иероглиф «си», обозначающий не только воина, но скорее администратора, человека на службе, в первую очередь — у государства.

Воин без войны

Мир, царивший в Японии 250 лет, оказался бомбой замедленного действия, который привел впоследствии самурайство к краху.

До прихода к власти сегуна Токугава каждый человек, имеющий цель, желание, а главное талант и силу для реализации своей мечты, мог занять в обществе любое положение. Например, хорошо известна биография Тоетоми Хидэёси, крестьянского мальчика, проделавшего путь от вассала до сегуна.

Однако в период Токугава в японском обществе установилась фиксированная жесткая социальная структура, сделавшая практически невозможным никакие сословные миграции.

Отныне самураи признавались высшим сословием, в чьих руках сосредоточилась вся власть и военная мощь, прочим сословиям было запрещено носить оружие и проявлять силу.

Конфуцианский философ Ямага Соко сформулировал учение «сидо» — путь служивого мужа, появились идеи врожденного понимания самураями чувства справедливости и долга, недоступного иным сословиям.

Помимо этого самураи начинают воспринимать себя в качестве хранителей традиционных ценностей древности.

Идя на работу в скучный офис и приколов на лацкан пиджака значок с эмблемой компании, японец ощущает себя доблестным и бесстрашным самураем

Помимо жесткой иерархии Токугава разделил и сферы профессиональной деятельности каждого сословия. Таким образом, самурай не имел права заниматься торговлей, обрабатывать землю, серьезно увлекаться каким-то ремеслом, но мог выполнять только контрольно-административные функции.

В отсутствии войны самурайство не богатело, удержаться в своем клане становилось все тяжелее и тяжелее, феодалы, разнеженные миром, постепенно забывали о своих обязательствах перед подчиненными, пока из самурайского кодекса вообще не исчезли предписания для хорошего господина.

В подобных условиях стало не совсем понятно, почему надо хранить верность господину, но в XVIII столетии философы нашли ответ — любовь. Отныне самураю предписывалось любить господина пылкой и страстной любовью.

И поскольку самурай был лишен возможности проявить чувственную любовь к своему сюзерену, как он мог бы это сделать по отношению к своей возлюбленной, следовало жертвовать ради господина своей жизнью, достатком и интересами.

Самое страшное, что могло случиться с самураем в период правления Токугава — потеря покровительства своего сюзерена. Став ронином (самурай без хозяина), несчастный мог преподавать конфуцианскую науку, обучать военному искусству, перейти в другое сословие без права возвращения обратно или сделаться разбойником и убийцей.

Национальное достояние

Самурайский режим пал по многим причинам, отчасти по внутренним противоречиям и невозможности в рамках кодекса реализовать собственные идеалы. К концу XIX столетия Япония благодаря самураям вернула себе императорскую власть и открылась западным идеалам.

Стремясь во всем подражать европейским «друзьям», японское общество начало стыдливо отвергать самурайскую идеологию как признак отсталости и надоевшего консерватизма.

Однако, так и не сумев стать для Западного мира равноправным партнером, быстро вернулось к поиску своей собственной национальной уникальности.

В 1914 году Инадзо Нитобэ пишет на английском языке знаменитый трактат «Бусидо. Душа Японии», в котором формулирует во многом идеализированное представление о роли самураев в японской культуре.

Он пишет о том, что в японской национальной культуре нет ни одного феномена, на который не повлиял бы образ самурая, и все лучшее, что есть в японской нации, воплощено в идеалах кодекса Бусидо. В эпоху Японской империи верность самурая своему господину уравнивается с преданностью японца своему императору.

Из культурной и сословной идеологии образ самурая трансформировался в инструмент государственного контроля.

Даже в послевоенной Японии ренессанс национального самосознания и культуры начинается с реабилитацией самурайских идеалов. Заметную роль в конструировании нового идеала самурая в XX в. сыграл Юкио Мисима.

Будучи в детстве хилым и болезненным мальчиком, тяжело переживавшим момент трусливого бегства от единственного в его биографии соприкосновения с войной, писатель смог воплотить в жизнь идеальный образ самурая.

В 1970 году он предпринял неудачную попытку поднять военный мятеж. Как настоящий японский герой Мисима, проиграв сражение, совершил самоубийство по всем канонам самурайской культуры.

В поступке Мисимы японцы увидели пример подлинной жизни, национальной гордости и героизма, а западные исследователи вновь обратили внимание на еще далеко не разгаданную японскую традиционную культуру.

«Благодаря самурайской культуре в Японии появилось представление о самих себе. Сегодня, когда японец хочет почувствовать себя успешным, он прибегает к воплощению образа самурая.

Японский менеджмент не является продолжением управленческих идей военных домов средневековой Японии — это во многом миф, японская корпорация вовсе не зеркальное отражение военного клана, но идя на работу в скучный офис и приколов на лацкан пиджака значок с эмблемой компании, японец ощущает себя доблестным и бесстрашным самураем», — заключил Максим Гамалей.

Анастасия Чумак, новостная служба портала НИУ ВШЭ

Источник: https://www.hse.ru/news/communication/143513316.html

История самураев: чем прославились японские средневековые воины

Самураи Японии в бытовом аспекте

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит».

Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия.

Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора.

По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи.

В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией.

Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние.

Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства.

Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу.

Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна.

Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии.

К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину.

Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение.

Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место.

Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь.

Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века.

Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия.

В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено.

Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину.

Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти.

Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку.

И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны.

В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина.

Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию.

Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками.

Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками.

Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел.

Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам.

Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев.

Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Источник: https://KnowHistory.ru/journal/istoriya-yaponskih-samuraev

ABCHistory

Самураи Японии в бытовом аспекте

Проблема изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием, идеологией и культурой занимались многие историки. Мы лишь опишем работы тех авторов, которые использовали для написания данной курсовой работы.

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести – бусидо [28]. Кодекс – это своего рода «книга жизни» самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь.

Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт.

Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии» [35].

В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии.

Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Особый интерес представляет работа Спеваковского А.Б. «Самураи – военное сословие Японии» [37]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня.

Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки. Это, пожалуй, на сегодняшний день одна из лучших работ по истории сословия самураев.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм» [16]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно хорошо и ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

Монография Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» [38] посвящён истории японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла– одно из лучших обобщающих исследований по данной теме.

Как и должно быть в военной истории здесь имеются описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой, религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев. Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль самурайства в истории Японии.

Также хочу отметить ещё один труд этого же автора под названием «История японской военной аристократии» [39] в котором Стивен Тёрнбулл в присущей ему манере описывает все аспекты жизни самурайства.

Публикация Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов» — это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении [40]. Книга сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые помогут воссоздавать облик людей того времени.

Работа Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей культуры [26]. Не мало в этой работе говорится и о бусидо.

Часть информации о истории японской религии содержится в сети Интернет:

1. [http://www.jinja.or] на этом сайте можно найти информацию о религии синто [36].

2. [http://www.kalachakranet.org ]

Сайт посвящён истории японского буддизма [20].

3. [http://www.univie.ac.] на этом сайте содержится общий обзор всех религиозных течений Японии [43].

Подобные материалы:

Святослав.
Рассказ об этом князе будет довольно большим, хотя Святослав и не прославился ничем более, кроме своих грандиозных военных походов и своим великим патриотизмом. Но сами эти походы достойны подробного рассмотрения, ибо в них проявились все …

Северная Америка
Человек пришел в Северную Америку из Азии в конце самого последнего оледенения. В те времена большая часть северной половины континента находилась под колоссальным покровом льда. Узкая полоска земли связывала между собой восточную оконечн …

Вывод
К середине ХIХ века в российской исторической науке твёрдо установилось отношение к царю Ивану Васильевичу, как к тирану. Н.М. Карамзин дал яркое представление об эпохе этого царя. Он взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную …

Источник: http://www.abchistory.ru/ahistorys-849-1.html

Refy-free
Добавить комментарий