Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Содержание
  1. Путь к гениальности через творческое саморазвитие
  2. Типы творческих личностей: как найти себя
  3. Ложные представления о творчестве
  4. Основные пути творчества
  5. Существует всего 7 типов мышления:
  6. Определяем творческие способности за 2 минуты
  7. Саморазвитие творческой личности: 4 элемента творчества
  8. Творчество через миросозидание
  9. Эффект новизны: открытость
  10. Риск: выход из зоны комфорта
  11. Эффективное творчество
  12. ��������������������� ��������. �������� � ����������
  13. ����������
  14. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
  15. Самоактуализация и самосовершенствование личности. Творческий потенциал личности и его развитие
  16. Самосовершенствование
  17. Самосовершенствование личности
  18. Саморазвитие и самосовершенствование
  19. Пути самосовершенствования личности
  20. Способы самосовершенствования
  21. Программа самосовершенствования
  22. Профессиональное самосовершенствование
  23. Самосовершенствование педагога
  24. Стремление к самосовершенствованию

Путь к гениальности через творческое саморазвитие

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Саморазвитие творческой личности неразрывно связано с человеческим гением, душой и духовностью. Многим приходиться испытывать дискомфорт на своем тяжелом пути, сталкиваясь с осуждением окружающих и их непониманием.

Эта статья расскажет больше о том, как выявить в себе качества, присущие творческой личности и не растерять свой потенциал. Как понять человеческий гений и что нужно для того, чтобы развиваться не только профессионально, но и духовно.

Очень часто люди спрашивают – как можно стать творческой личностью? Многие хотят творить, создавать что-то новое, доселе неизведанное и даже таинственное, но лишь единицам удается достичь равновесия. Только единицы способны демонстрировать свои способности и мириться с тем, кем они являются.

Но стоит помнить о том, что все подобные вопросы непременно уводят человека в сторону от непосредственного творчества. С помощью всего этого вы никогда не достигните никаких значимых успехов в жизни!

Типы творческих личностей: как найти себя

Вы хотите реализовать себя через творчество, но не знаете с чего начать и где найти себя? Возьмите листок бумаги и запишите, какие качества присущи человеку, который живет своим хобби и творит себе в удовольствие. С чего начинается творческая личность в вашем представлении? Какие черты есть у таких людей?

Как вы думаете, саморазвитие творческой личности может происходить в условиях полной изоляции? Конечно же нет, ведь человек существо социальное, ему необходимо общество чтобы демонстрировать свои успехи.

Это значит, что между вами и творческой личностью не так уж и много различий. А может вы видите еще какие-либо схожие черты? Все люди разные и одинаковые одновременно, не стоит зацикливаться на каких-либо чертах характера или привычках, они сугубо индивидуальны и развиваются при разных обстоятельствах.

Не имеет значения, есть ли у вас способности к рисованию или поэзии, это абсолютно не значит, что вы не можете творить. Кроме того, любое сочетание самых разных качеств может внезапно привести к развитию творческой личности! Не важно, кем вы являетесь, творческим человеком может стать кто угодно!

Радуйтесь жизни, любите себя и мир вокруг. Это 3 основных правила, которые помогут настроить вас на новый лад. Чтобы правильно определиться с направлением творчества не нужно дни напролет просматривать страницы великих людей в Википедии. Сосредоточьтесь на себе, на своей жизни и своем миропонимании.

Саморазвитие вас в человека творческого происходит постепенно. Как только вы отходите от распространенных в обществе стереотипов — вы преображаетесь и находите свое место под солнцем.

Ложные представления о творчестве

Очень часто приходится слышать от людей самые разные причины того, что у них ничего не может получиться в творчестве, например:

  • Творчеству абсолютно невозможно научиться. Если ты родился творческим человеком – то это дар от Бога. Если ты не родился творческой личностью, то у тебя в этой области нет никаких перспектив!
  • Я мыслю логически, но логика и творчество абсолютно несовместимы, поэтому у меня ничего не получится!
  • Так как раньше я никогда ничего не создавал, то это значит, что и в будущем у меня нет никаких шансов сделать какое-то изобретение.

Все дело в том, что у большого количества людей в этом плане серьезные проблемы. Например, многим людям с самого детства внушали, что они никогда не смогут быть творческими натурами.

Кому-то кажется, что в современном обществе вообще не нужно творить, и поэтому нет смысла даже начинать.

А те люди, которые пытаются развить свои творческие способности, концентрируются на конечном результате, и это, естественно, приводит к полному провалу.

Однако, у вас могут быть другие представления о том, что творчество – это плохо. Подумайте над этим, и если что-то всплывет в вашем сознании, то необходимо записать основные причины отсутствия творчества в вашей жизни на листок.

Основные пути творчества

Земля слухами полнится и в эти слухи охотно верят все, даже те люди, которые уже обладают талантом, но не знают, в какой сфере его необходимо применить. Саморазвитие творческой личности всегда начинается со столкновения с мифами о творчестве и таланте.

Эти аргументы нередко приводят нам родители, когда мы настаиваем на своем выборе вуза или же профессионального пути:

  1. Человек может творить только на том уровне, на котором он развит в интеллектуальном плане.
  2. Творчество невозможно развить и дается человеку непосредственно от момента рождения.

Именно эти неприятные мифы могут убить творческое начало у каждого ребенка и даже взрослого и мотивированного человека.

Чтобы подробнее разобраться с темой саморазвития творчества, необходимо взглянуть глубже на мышление человека. Разобраться во всех возможных путях к творчеству и его дальнейшему развитию.

Существует всего 7 типов мышления:

  1. Вербально-лингвистический. Данный тип мышления является отражением слов и письма человека.
  2. Логико-математический. Это способности к математическим вычислениям, работа с формулами и понятиями логики.
  3. Пространственный.

    Данный тип позволяет видеть пространство и расчленять его на какие-то графические объекты, после чего манипулировать ими.

  4. Музыкальный. С помощью этого типа мышления человек может воспринимать различные мелодии, ритм, гармонию, сравнивать те или иные звуки и манипулировать ими.

  5. Телесно-кинестетический. Данный тип мышления применяется в танцах, спорте или других делах, где необходимо использовать собственное тело для движения.
  6. Внутриличностный.

    Данный тип мышления предполагает наличие у человека возможности мыслить, ощущать собственные чувства, философствовать.

  7. Коммуникативный. С помощью этого типа мышления человек в состоянии понимать других людей, понимать их мысли, чувства и намерения.

У большинства людей развито одно или максимум два типа мышления в большей степени. Но при этом, у каждого человека существует своя собственная комбинация из всех 7 типов, что делает его уникальным.

Часто, у детей тренируют и развивают или логико-математический, или вербально-лингвистический тип мышления, так как в современных школах упор делается именно на это. В конце концов человек сталкивается с тем, что он вообще не развивал свои способности после обучения в школе.

Остальные же типы мышления остаются неразвитыми. Если человек стремится достичь успеха только в чем-то одном, например, стать писателем или художником, то он сразу же ограничивает все свои возможности, ведь возможностей у человека намного больше, поэтому не стоит останавливаться на чем-то одном.

В развитии своего творчества необходимо развиваться по всем направлениям и не бояться выйти за пределы уже известных терминов и мыслей.

Определяем творческие способности за 2 минуты

Так как никто не собирается анализировать ваши творческие способности, то необходимо сделать это самостоятельно, и это не так уж и сложно. Из вышеописанных типов мышления выделите те, в которых вы разбираетесь лучше всего, и те, в которых вы вообще считаете себя менее одаренным.

На первое место поставьте тип, где вы максимально одаренный, на второе место – менее одаренный и так далее до 7 пункта. Не нужно смущаться того, что какие-то пункты у вас совершенно не развиты. Это вполне нормально, и у большинства людей развито всего 1-2 типа мышления в большей степени.

После того, как вы выполните данное упражнение, необходимо сравнить вашу работу и ваш преобладающий тип мышления. С помощью этого вы сможете понять, занимаетесь ли вы нужным делом или растрачиваете свои силы впустую!

Саморазвитие творческой личности: 4 элемента творчества

Необходимо понять, распознать и как можно скорее устранить все возможные страхи и предубеждения о творчестве, которые есть в вашей голове. Кроме того, возможно вы имеете чужое мнение на этот счет.

Чем быстрее вы откажетесь от подобных мыслей, тем быстрее вы поймете то, что творчество зависит от вас самих. Именно благодаря тому, что ваши личные качества являются индивидуальными, какие-то преобладают, а какие-то менее развиты, именно это позволит вам достичь максимального успеха в творчестве!

Для того, чтобы наполнить свою жизнь творчеством, необходимо понять, что такое творческий дух и немедленно начать его развивать.

Очевидно, что творчество зависит как от конкретных способностей и возможностей человека, например, атлетических и музыкальных, кроме того, это абсолютно не говорит о том, что невозможно оценить и воспитать свой творческий дух!

Основа творчества состоит из 4 элементов, благодаря которым можно повысить свои способности к творческой деятельности:

  1. Любознательность. Именно благодаря этому пункту человек хочет знать что-то новое и способен что-то придумать.
  2. Энергичность. В данном случае человек должен быть энергичным для того, чтобы действовать в любой момент времени.
  3. Готовность к риску. Рисковать необходимо для того, чтобы проверять свои гениальные идеи на практике.
  4. Открытость ко всему новому. Необходимо принимать новые идеи, новые навыки, новые возможности и т.д.

Творчество через миросозидание

Каждый творческий человек прежде всего является очень любознательным. Ведь если человек абсолютно не интересуется тем, что происходит вокруг него, то он просто не в состоянии творить.

Именно любознательность позволяет человеку раз за разом искать и при этом иногда находить гениальные пути для дальнейшего исследования. Благодаря любознательности человек хочет что-то построить, поэкспериментировать или что-то изобрести.

Самыми любознательными среди людей, конечно же, считаются дети. Они умудряются сами задавать себе какие-то непонятные вопросы и сами на них же отвечают.

А если посмотреть на всех взрослых людей, то у них вообще нет никакого любопытства к чему бы то ни было.

Очень часто любопытство пропадает из-за того, что человек чрезмерно скромный. Например, он говорит, что не сможет понять, как работает компьютер. Или человек говорит, что у него вообще нет времени. Например, он может сказать, что я хочу научиться готовить еду, но у меня для это нет времени, тем более, что жена готовит лучше. Лучше, если я найду какое-то другое занятие для себя!

Каждый взрослый ставит свою жизнь в определенные рамки, за которые, естественно, он не выходит. Обычно, люди находится в зоне комфорта, где им приятно, хорошо, и они вообще не хотят высовываться и делать что-то новое, искать какую-то новую информацию.

Но именно миросозидание и интерес к окружающему заставляют нас совершенствоваться.

Когда человек теряет свою любознательность, то тем самым, он теряет всякую возможность развития в творческом плане! Рутина, которая поглощает взрослого человека, не дает возможности встретиться с какими-то новыми людьми или воспринимать новые веяния всерьез.

Ученые и исследователи проявляли чрезмерное любопытство, благодаря этому они смогли понять большинство законов физики и освоить химию, раскладывать элементы на более мелкие частицы и помогать обществу развиваться.

Любознательность – это инструмент, который помогает человеку освоиться в этом мире и приобщить его к постоянному стремлению развиваться.

Это порог миросозидание, где начинается самосовершенствование человеческой личности.

Эффект новизны: открытость

Очень важно уметь открываться для новых людей и мыслей. Именно так вы сможете развить свое творческое мышление. Если вы будете думать только о том, что было раньше, и к чему вы уже привыкли, то никогда не сможете выйти за рамки, которые сами себе установили.

Открытость приводит людей на перекресток, где можно встретить самые разные новаторские идеи и творческую деятельность. Такие люди максимально открыты для всех новых вещей, мест, людей, которых они встречают.

Творчество развивается только в том случае, когда вы используете не только свои собственные мысли и умозаключения, но и контактируете с другими людьми. В этом случае вы сможете развить свое творчество и достичь максимального успеха.

Открытость и любознательность в чем-то похожи. Однако, если человек может стать любознательным, то с открытостью дело обстоит сложнее. Как только человек находит новое объяснение или факт из жизни, то он начинает отвергать его и замыкается в себе.

Было выяснено, что если типичному человеку дать какое-то новое изобретение или идею, то он уже через 10 секунд начнет говорить основные причины, почему все это работать не будет!

Например, вы можете прямо сейчас вспомнить о том, где вы побывали недавно. Это может быть какое-то заведение или незнакомое место. Например, вы попробовали новое блюдо, которое раньше не пробовали. И что получилось в конце? Вы приняли это место или блюдо, которое попробовали, или немедленно отвергли его из-за того, что вам что-то не понравилось?

Риск: выход из зоны комфорта

Для того, чтобы развиваться, необходимо рисковать. Неважно, чем вы будете рисковать – временем, деньгами, уважением. Зона комфорта и риск – это тесно связанные понятия.

То есть, если вы в состоянии выйти из зоны комфорта, то с легкостью сможете рисковать, однако если вы на данный момент не в состоянии выйти из нее, то и риск для вас будет восприниматься отрицательно.

Ведь вы можете не оправдать собственных ожиданий и получить целый ворох проблем.
Существует несколько видов риска:

  1. Прыжок в темноту. Данный риск человек может ощутить на уровне физиологии. Этот вид риска приводит к выделению адреналина и чаще всего встречается в каких-то спортивных мероприятиях или общественной деятельности.
  2. Искушение судьбы. Вроде бы вы хотите придумать что-то новое и необычное, но ваш разум вспоминает о том, что раньше вы уже это делали и потерпели неудачу.
  3. Поставить все на карту. Данный вид риска подразумевает под собой необходимость поставить все свои сбережения на то или иное дело в попытке получить еще большую прибыль.
  4. Стать посмешищем. Многие творческие люди выставляют собственные работы на публику. В этом случае присутствует как похвала, так и критика. Какие-то люди относятся к этому спокойно, и они рискуют. А те, кто не рискуют, вообще робеют и ничего не предпринимают.

Эффективное творчество

Если вы хотите достичь успеха в жизни, то необходимо быть энергичными. Все дело в том, что энергичность – это особое состояние мозга, которое позволяет реализовать собственные задумки в действительности!

Энергия – это уровень вашей заинтересованности в том или ином деле. Если вы очень увлекаетесь собственным проектом, то вы будете максимально ответственно работать над этой задачей и это отразится на конечном результате!

Все дело в том, что чем больше энергии вы проявляете на начальном этапе, тем выше результативность будет в конце. Так же и саморазвитие творческой личности зависит от того, насколько человек энергичен и сколько времени он уделяет тем или иным занятиям, что привносит в них.

Если вам нравится то дело, которым вы занимаетесь, то оно будет творческим. Вы будете проявлять инициативу, и оно будет развиваться. А если наоборот, у вас нет никакой энергии для движения вперед, то вы просто ничего не сможете достичь в собственной жизни и ваше творчество умрет.

Было установлено, что человек выполняет собственную работу более успешно, если он ощущает приток и прилив сил.

Это необычное состояние похожее на то, которое появляется у пловца, который подхвачен потоком воды!
Для того, чтобы быть максимально производительным, необходимо слиться воедино со своим делом.

В этом случае вы будете делать все очень быстро, качественно, с отличной продуктивностью, и работать будете всегда в состоянии вдохновения!

Развивайте в себе личность творческую, занимайтесь самообразованием и созиданием окружающего мира, ведь большинство новых идей созданны для того, чтобы облегчить работу тысяч людей. Принимайте участие в социальных инициативах, не сходите со своего творческого пути и вы непременно достигните уровня своего внутреннего гения!

Источник: https://salid.ru/stati/samorazvitie-tvorcheskoj-lichnosti-put-k-geniyu

��������������������� ��������. �������� � ����������

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

������������ ����������� ���������� ��������

���������� ����������� «��������� ��������������� ��������������� �����������»

������� ������� � �����

����������� ������

�� ����� «������ ���������� � ����������»

��������������������� ��������. �������� � ����������

���������:

��������� I ����� �������� �-��

��. ���-20

���� �081747

���������� �.�.

���������: ����������� �.�.

������� 2009 �.

��������������������� — ���� ����������������� ��������. ���� � ������� ������������ � ��������������������� ������������ � ������������������� ��������:

�������� — ���������� ��������, ���������� � ������������ ���������, ����������� � ������������ �������� � ����������� ������������ ������������ ����.

��������� ������� ����� ����� ������ � ���������� �����.

���� ������������� �������� ��� ��������� ��������, �� ������� ��������, ��� ������ �� ������������ ������ ������������ �������� ������ ���������� ���������.

���� ������� ��������������� ���������� ������������ �������������� ��������, ����������� �������� � ���������, ����������� ����������, ������ � ����������.

�� ���� ������ �������� ������� �������� ����������� �������������� �� ������ �� ���������� ����������������, �� ����� � �� ����������� ��������, ������� � ����� ����� ������ ����.

����� ������������� �������� XXI ���� ������������ ����� �������� �� �������������� � ���������������, �������������� ���������������� � ��������������������� � ��������.

� ������� «��������������» ������� ���������� �� ������ ������������ ���������� ���������, ����������� ������ ���������������� ������, �� � ���������� ������ �����, ����������� ��������� ������������� ������� � �������� ����� �� ��������� ��������, ����������� � ����������� � ����������� ������������, ��������������������� � ����������������� ����� � ������� ���� �����.

��������������������� �������� ����������� � �������� �������������� ��������������, �������������, ������ �� ���������� ��������� �����, ����������� �� �����-���� �������.

�������� ���������������� ������������������� �������� ��������:

�������� ����� � ���������� ����������,

����������,

���������� ��������� � ����,

����������� � �����,

�������������,

����������� � ������������ ��������������� � ����������������� ��������������.

��������, ������� ������������� �� ����� �����, ���������� ���, ��� ��������� ��������� ��������� ����� � ����� �������������, ��������� �������� ������� ����� ���������������� ��������������, ���������� ���������������.

����������������������� �� ����� ����� �������� ���� ����� ����������� ���������� ��� ���������� ����������.

�������������� ��������������������� ������������ ������ ������� ��������������, �������������� ���������� ������������� ���������.

������� ��������������� ��������, ��� �������������� � ������������������������ �� ����� ������� ������ �� ���������������� ������, ������.

��������� �������� ���������� �������� ������ ���������������� �������� ���������� ���� �����������.

�������������� ���������� �������� �������� ��������:

����������� � ����������� ����� �� ���� ��������������� �� ���� ��������;

������ ������������� ���� �����������, �����, �� ������� ������ ������;

���������� ������������ ������� � ���������������� ������������, ��� ��� ��� �������� ��������� �������������;

������� � �������������� � ������������ �����������������;

���������� ���������������� ��������� � ������ ���������� �����;

������ ������� ����������� �����, �������������� �������� �������� ����� ������-�������, �� ������� �������� �� ���������. ��� ����� ���� ���������� ������� ��� ������������� �����.

��� ��������������� �������� �������-���������� ��������� � ����, «������������» ������ ����, ������������ �� ����������������� ������������ ���������� �������, ������������� ������������� ����� ��������.

��������� ������ ��������������, ����������� ����� ��������: ��������������, ����������, �������������, ����������.

���� � ������� ������������ � ��������������������� ������������ � ������������������� ��������:

���������������������-��� ������� ��������� ������ ����� �������������� � ���������������������, �������� �������� ������� �������� � ������������ � ������������ ������� � ������ ���������� ������������.

� ����� ������ ����������� ����������, � ������ �������� ��������������������� ����� ���������� �������� ����������� ������������ ����� �������� ������� ����������� ����� � ��������� ������������ ��� ����������. ���� ��������������������� ����������� �������, ��� ������� ���������, ��� ����� ���������.

������� ������� ��������������������� �������� �� ����������.

� ����� ������������ ����� �������� ��� ������� — ���������� � ����������. ���������� �������� ������������ � �������� ���������������������. ����������� ����� ��������������� � ����� �������� �� ������ ����������� ���������, �� ���� ��������� ���������������� � �������� �������������.

������������ ������ ������� �� �������� ����������� ����������������� ����������, ������� ������, �������������� ����������.

���� �������� ����������� � ����������� �������� ��������� ������� ������������ ����������� ��� ����� ��������������� ��������� �������������. ����������� �����������, ������� ���������� �������.

������ � ���������� �� ����� ����������� ���� ���������, ������ ��������� ������ ����������� � ������������ ������ ���������������.

�������, �������������� ���� �������� � ��������, �������� �������� ����� �����, ������, �������. ��� ���� ������� ����� �������� ��� ���������, �����������, ��������.

���������� �������� ��� ��������� ��������� � ����� ������������� ����������� �� ��������, � ������� ���� ������� ����� � ����.

���������� ��������� �������� � ������� ��� ��������:

���������� — ��� ������������, ����������� ����� �����, ������� ����� �� ��������������. ��� ������� �� ������������ �������� ������������ �������. ���� ����� ������� ������ � ������� ��� ������� �������, ��������� ���������� — ��� ���������� �������������� � ������������ ������������ ��������. ����� ������������ ����� ������� ����� ��� ����� ����������.

� ����������������� �������� ���������� ��������� ��������� �������:

��������� ���������� ������� �������� ������ �����, �������� ������� ������� �������� �� ��������;

��������� ����� �������� �� �������;

�������� ��������� ����������������, �������������� � ��������������������� ��������.

���������� ���������� ��������� � �������� ������� ���������� �����, � ����� ������� �� �����-�� ����� ����� ����� �������.

���������� ������� � ������ «�����������»� ����� ���������� ������, ���� �� ������ ��� ���������� � ���������� ������������ �������������. ������������ �������� �� ��������� ������ � ��� ������, ���� ��� ��������� � ��� ������������.

���� ������� ������������ � ��������� ��������� ����������� �������� �� ������ ��������. ���������� ���� � ����� ����� ��������� �����������. ���������� ����� ����������� ����� ����������� � ��������� � ����������, ��������������.

��� ���� — ���������� ��������, ������ �������� � ����� ��������� ����� �������, ��� �������, ��� �������, ������������ � ���������, ��������������� � ������������ ��������� ����������� �� �������� ����������� �������������.

��������� ������������, ������� ������� ������ ��� ��������� ���������� ������� ���������� ������������, ���������� ������������.

��������� — ��������������� � ��������������� �������� ����������� ��������������� �����������, ������������ ���������� � ���������� ���� ����������� � ������ — ��������������� ���������.

�������, �������, �������������� �������������� ��� ��������� ��������; ������� �������� �������������; ��������� ����������� �����������; ��������� � ������������� ����������, ����������, ��������, �������������, �������� — ������������ ������; �������� �������, �������� ������� � ���������� ����������� ����; ���������������� ����������������.

���������� ������������ ������ ���� ����� ����� ���������������; �� ���������� �������� ���������; ��� ���� ���������� �������� �����.

��������������� �����������, ��� �������� ����������� ���������� ������� �� ����������� ���������� � ��������, ������ �� ��������, ������� ������� �������� ���������� ������������ ����������� �����.

���������� ���������� ������������ � ���� ������ ������������ �� ����� �������������� ������������ � ���������� �������������� ������� ������. ��� ��������� ��������� ��������� �������� ���� ����� � �������.

������ ����� ����������, ��� ���������� �������� ������������� ���� ������, ��� ������� �������. ��� �������� ������, �������� ������������ � �������� ������� ������������ ����. ����, ������� ���������� �����������, ��� �������, �������� ���������.

�, ������� �����: «����� ������ ��, ��� �������, ����� ���� ��������� �� ����������. » ����� �������, ���� ���������� — ��� ����, ��������� ���������� �������.

��������� ����������:

��������� — ��� ������� ������������ ������������ ��������, ��� �������� � ���������� � ������� � � ������������� ������� — ���������� ����������� � �������� ������������ ��� ���������.

���� ��������� ������� �� ������ �����������, �� ��� ���������� ����������. ���������, ������� ������ ������������ � ����� � �� ������, ���������� ������� ����������; ��� ������� �� ������ � ���� �������� ��� �����.

����� �� ������� ���������� ���������� ��������� �������� ���������� �����������, �� ���� ��������� �������� ��� �������������� ���������� ������������ ���������� ������������� ��� ��������� ����������� ������ �����, ����������� � �������� ���������� ��� ������������. ��� ���� ����� ���������� ���������� ������� ����������� «�����» � «������» �������.

��� «�����» ������� ����� ����� ����������� ��� �������� �������� ���������� ���������� � ���������� � ������������. «������» ������� ������������ �������� � ���������� ���������� �������� �� ��������� � ������� ������� � ��������� ������������� ������� �� �������� ������ �����������.

��� ����, ����� ������������� �������� � ����������, ���������� �������� ��� ���������� ���������. � ����������� ������� ��������� � ����������� �� ���� ������������� ������������ ������ ������� ��������� — ���������� ������� ������ �������, ���������� ������������� ��������.

� ��� �� � ����� � �� ������ ������� ��� ������������ ������������, ����� ��� �������������� ���������� ����������. ������ ������� �������� ��������� ������, ������� ���������, �� ������� �������� � ������������ ��������, ������������ � ������ �������.

���������� ��������� ���������� ��������� — ��� ���������������� � ������������ �������, ������� ��������� � �������� ���������� ������������.

����������������, ���������, ������� ������, ����������� � ���������� ����������� ������ � �������� ��� ��������, ������� ������ � ����� — ��� ������� ���������������-���������� ������.

�.�. ������� �������, ��� ����� ������ �����, ����� �� ��� � ��������� ������������������ ����������� �������� � ��������������.

�.�. ������� �������: «�� ������: ������ � ���� ������? — �������: �� ���� �������� �� ���� ���������� ������ ����� � ������, ��� �� ������ � �� ���. «

������ �������� ���������� ��������� ����������� � ����� ����� ������������� � �������� ����������� �������� � ����������������, �������������� � ���������������������.

����������

1. ������ �.�. ���������� � ������������ ����������. — ������ — �� — ����: ������, 2000.

2. ��������� �.�. ������ ����������. — �����: ����� ������, 2002.

3. ��������� �.�. ������ ���������� � ����������. — �����: ����, 2004.

4. ������� �.�. ������ ���������� � ����������: ������ �� ���������. ����. �����: ������������, 2007.

5. ������� �.�. ����������. -������: �����, 1998.

6. �������� �.�. ����������. � 2-� ������. — ������: ������, 1999.

7. ���� �.�., ���������� �.�. ����������. — ����� — ���������: �����, 2000.

����������   ..  403  404  405   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_07/404.htm

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Ключевые слова:творческое саморазвитие личности, среднее профессиональное образование, творческость, творческая активность, развитие личности.

Преобразования глобального характера, происходящие сегодня в нашей стране и в мире, обусловлены, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что, несомненно, требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека, его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности. Ускоряющийся темп жизни вынуждает современного человека реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на те, или иные изменения, личность должна активизировать весь свой творческий потенциал, развивать в себе творческость.

Такой подход становится возможным, когда образование, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармоничную, социально активную творческую личность, способную самостоятельно принимать решения, быть ответственным за их реализацию и предполагает постановку, а так же решение целого комплекса новых задач:

—               разработку новой парадигмы образования, имеющую в основе личностное развитие;

—               осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

—               признание разностороннего развития личности, понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для её реализации духовных затрат и самосовершенствования личности [1, с. 134].

Решение указанных задач ннепосредственно связано с реализацией такой педагогически важной задачи как творческое саморазвитие личности во всех звеньях образовательной системы, в том числе в системе среднего профессионального образования.

Роль данной системы образовании значительно возросла в настоящее время, в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации и является одним из основных каналов подготовки молодого поколения в качестве квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников.

Термин «творческое саморазвитие» рассматривается с различных позиций, представленных в исследованиях многих ученых.

Так, например, Н. Д. Толстолуцких определила сущность творческого саморазвития как самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности, возникающий в результате внешних и внутренних воздействий в разнообразных видах деятельности [4].

В. И.

 Андреев считает, что творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации направлен на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности. В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвития с позиций педагогики [2]. Обеспечение перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной позиции на основе стимулирования процессов творческого саморазвития личности обучающегося становится актуальной проблемой современного образовательного процесса.

По мнению А. И. Шаршова творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [5].

У А. И. Шаршова ценной является также мысль о том, что при саморазвитии человек приобретает много новых качеств и способностей, которыми раньше не обладал.

Во-первых, данная идея демонстрирует, что понятие «саморазвитие» является более широким, чем краеугольный камень западной гуманистической психологии — самоактуализация, поскольку утверждается развитие не только изначально заложенных качеств и возможностей, но и приобретение новых, ранее не имеющихся; во-вторых, устанавливает непосредственную связь саморазвития с творчеством, так как в данном процессе происходит создание чего-то нового, качественное изменение личности, преобразование в «другое существо» [5].

Как считает П. П. Блонский, основой учебного процесса является деятельность самого обучающегося, «постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя».

При этом саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально-потребностную сферу личности социально-культурологическим содержанием [3, 121].

Процесс творческого саморазвития, основанный на решении личностью постоянно усложняющихся творческих задач, имеет ряд существенных черт, главными из которых, по мнению исследователей данной проблемы (В. И. Андреев, В. С. Библер, В. А. Караковский, С. Ю. Курганов, А. Н. Тубельский и др.), являются:

—        изменения в личностной сфере детерминируются не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

—        изменения происходят не только в мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах личности, но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, саморегуляции, самореализации.

В рамках выделенных подходов творческое саморазвитие следует рассматривать, как многоаспектное явление, отражающее: 1) процесс, в ходе которого личность познаёт, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя; 2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер; 3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности; 4) определённую линию поведения учащихся профессионального лицея в процессе их деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций.

Творческое саморазвитие охватывает все сферы личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую; этот процесс поднимает на новый уровень функционирования самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию и самосовершенствование личности.

В структуре творческого саморазвития нами выделяются следующие компоненты: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий и аналитический.

Ценностный компонент — охватывает систему ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение к себе как к развивающейся личности, что обуславливает процесс саморазвития и творческого подхода к нему.

Мотивационный компонент — включает в себя формирование потребностей, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к творческому процессу саморазвития, а также развитие потребностей личности в творческой самореализации.

Когнитивный компонент — включает совокупность знаний, умений, навыков усвоения знаний о себе, углубление представлений об образе «Я», об отношениях между людьми, о творчестве и его связи с деятельностью, о процессах самосовершенствования и саморазвития.

Деятельностно-творческий — охватывает способность к продуктивному самоизменению, созданию качественно нового, оригинального в образовательной деятельности и проявление активности в восприятии нового.

Аналитический компонент — включает в себя правильное восприятие себя и других в деятельности, оценивание себя и других, спокойное восприятие ошибок в фактах и логике рассуждений.

Каждый компонент творческого саморазвития предполагает развитие определённых умений личности.

Несформированность умений — одного из компонентов — приводит к замедлению, к рассогласованности в творческом саморазвитии.

Современные условия развития учащейся молодежи требуют мобилизации внутренних ресурсов личности, активности и самостоятельности человека.

Это может быть обеспечено социально-культурными условиями жизни человека, содержанием и качеством того образовательного пространства и той образовательной среды, в которой происходит становление личности обучающегося и обогащение его человеческой индивидуальности.

В сфере среднего профессионального образования значимыми становятся приобретение обучающимися не только определенных профессиональных знаний, умений, навыков, что, несомненно, важно, но и развитие постоянного стремления к творческому саморазвитию, мотивации в самосовершенствовании, что делает будущего специалиста более гибким, динамичным в русле постоянных социальных, экономических, политических, культурных преобразований, востребованным на рынке труда.

Литература:

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

2.      Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития / В. А. Андреев. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. — Кн.1. — 617 с.

3.      Блонский, П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т., Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

4.               Толстолуцких, Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис…. канд. пед. наук / Н. П. Толстолуцких. — Саратов, 1997. — 22 с.

5.      Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И. А. Шаршов. — Тамбов, 2003. — 198 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/71/12242/

Самоактуализация и самосовершенствование личности. Творческий потенциал личности и его развитие

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. акме — вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития.

Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»).

Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека.

Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, оста ливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

· самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

· самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

· программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала — образца, на который хотелось бы равняться.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П.

Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания.

Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, — стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность — результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин

Ø Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Ø Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Ø Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Ø Неадекватная обратная связь и враждебность других.

Ø Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом.

Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям.

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Способность распоряжаться собой может быть определена как «ответственность за себя».

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности.

Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие.

Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом.

Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в само неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового.

Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей.

Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность.

Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.

Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым.

Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми.

Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5—12 человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, обсуждения.

Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе.

Синектика — процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_177365_ponyatie-i-funktsii-semi-obshchaya-harakteristika-semeynogo-vospitaniya-modeli-semeynogo-vospitaniya.html

Самосовершенствование

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя.

Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы.

Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными.

Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день.

Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения.

Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями.

Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты.

Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование.

Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума.

Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же.

Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка.

Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день.

Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими.

Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих.

В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др.

Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей.

Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных.

Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию.

Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете.

Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег.

Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так.

Природой заложена в человека необходимость личностного роста и самосовершенствования.

Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо.

Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать.

Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество.

Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути.

Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом.

Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций.

Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать.

Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами.

Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов.

С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях.

Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему.

Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками.

Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки.

Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование.

Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей.

Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.

Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях.

Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии.

Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— расширение кругозора;

— нравственное совершенствование;

— физическое совершенствование;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности.

Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды.

Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения.

Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/samosovershenstvovanie/

Refy-free
Добавить комментарий