Русская философия XI–XX вв.

Русская философия XIX-XX вв

Русская философия XI–XX вв.

Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке.

В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г.

, проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения.

Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.

Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794-1856) — мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». (Прочитайте: Чаадаев П. Философические письма к даме. — М., 2000.)

После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Основная тема философии Чаадаева — историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади.

Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль.

Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны — религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой — материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.

Видными представителями западников являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В. Г. Белинский (1811-1848).

По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.

Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов были А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860).

Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности.

В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей.

Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный поря­док, религиозные устои (представители: Н. Ф. Федоров (1828-1903), К. Н. Леонтьев (1831-1891)).

Представителями философского религиозного направления были русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие.

Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни.

Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом.

Л. Н. Толстой (1829—1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам.

Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям.

Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни — в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. — Н. Г. Чернышевский (1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а человек — биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах.

Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро — свойство, полезное большинству людей.

Его соци­альные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьян­скую общину, а крестьянина считал главной революционной силой

Основные тенденции русской религиозной философии XIX в. впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900).

Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга.

«Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: тео­логии, философии и опытной науки.

В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории — богочеловечество.

Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П. А. Флоренским (1882-1937), С. Н. Трубецким (1862-1905) и Е. Н. Трубецким (1863-1920), С. Н. Булгако­вым (1871-1944), С. Л. Франком (1877-1950) и др.

П. А. Флоренский, развивая на новом этапе идеи «философии всеединства», стремился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения.

Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовно-материальных структур, первичных символов, организующих природу и культуру в формах «всеединства».

Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов, сочетающую идеи современного естествознания с религиозным мировоззрением, что и приводит его к созданию «конкретной метафизики» всеединства.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером.

Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.

Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление — естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Яркий представитель космизма — Н. Ф. Федоров (1828-1903) — основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов.

Основной вопрос его философии — найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии — объяснить мир и дать проект его преобразования.

Более того, он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

В. И. Вернадский (1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

К. Э. Циолковский (1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика».

А. Л. Чижевский (1897-1964) — основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса.

https://www.youtube.com/watch?v=4XWxzf4x00g

В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяева (1874-1948), С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова,С. Л. Франка и др.

Н. А. Бердяев — один из виднейших представителей русской религиозной философии Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева — «позна­ние смысла бытия через субъекта», т. е. человека.

Проблема человека, философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог.

Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода — есть проявление божественной любви.

В Российской философии XX в. господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность — в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.

Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В.

Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870-1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм.

Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И.

Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации об­щества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В Плеханова, В. И. Ленина.

Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей.

Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы.

Конечной целью всей природной и социальной эволюции явля­ется достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

В русской философии XIX-XX вв. можно выделить несколько философских направлений.

Направления русской философии XIX-XX вв.

Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые — за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

Материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России — направленность на изменение общественно-политического строя.

Религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивидуальность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис — измену гуманистическому духу философского сознания в целом.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. В чем отличие русской философии от философии европейской?

2. Какой период в русской философии является периодом ученичества и с какого времени зарождается самобытная русская философия?

3. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?

Вы познакомились с классической немецкой философией, постклассической европейской и русской философией. К классической философии относят философские учения И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха, философию которых отличают высочайший уровень и значимость решаемых проблем.

Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Развитие классической философии завершилось к середине XIX в. Философия второй половины XIX-XX вв. получила название постклассической, или неклассической.

Если классическая философия объясняет картину мира с идеалистических позиций, то постклассическая философия — с материалистических и идеалистических неклассических позиций. Можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы.

Здесь формируется спектр философских направлений, некоторые из них мы рассматриваем в тексте.

Мы попытались с Вами подробно рассмотреть историю русскойфилософии, становление которой проходит в три этапа. Русская философия, начиная с принятия христианства и до философских систем начала XX в., являет собой поступательное движение философской мысли. Русская философия внесла достойный вклад в общемировую философию.

Уяснив тенденцию развития классической немецкой философии, постклассической европейской и русской философии, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этих периодов. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.

Основные понятия и термины

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1764; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-40428.html

Русская философия как уникальное течение мировой философии. Развитие русской философии в XI – начале XIX вв

Русская философия XI–XX вв.

Русская философия— феномен мировой философской мысли.

Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философииявляются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философиисоставляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России — между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

• период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в.

До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания.

Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт.

Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний. Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа.

В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.

Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философско-религиозные проблемы, можно назвать митрополита Иллариона (XI в.). В трактате «Слово о законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии.

Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором — их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати».

Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни.

Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского» и крещение открыло людям путь к жизни вечно, к истине и благодати.

Теме природы человека посвящена «Молитва» Иллариона, где подчеркивается ее греховность и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется его обращение к богу, который воплощает в себе совершенное, великое и благое.

Значительно фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок.1130-1182). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается как аморальное явление. Туровский первым на Руси предложил учение о естественном происхождении разума.

Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» — целостное знание о мире и Боге.

В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали различные еретические учения. Среди них наиболее значимым было то, которое зафиксировано в оригинальном источнике древности, в «Молении Даниила Заточника».

В этом произведении воспеваются разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, ученость и справедливость противопоставляются богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума».

Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. О монахах и попах он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудный нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен».

В этой работе отстаивается сильная политическая власть и высказывается тревога о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.

Для русской культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам богословия. Особое влияние на нее имел исихазм — учение основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой.

Представлению о непостижимости божественной сущности исихасты противопоставляли утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Исихазм прочно вошел в русскую религиозно-философскую традицию.

Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления — иосифляне и нестяжатели.

Если иосифляне считали, что книги Священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования. К нестяжателям относился Нил Сорский (1433-1508), написавший «Большой Устав». В нем подробно рассматриваются человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи).

Идеи нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший такие произведения как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума».

Здесь он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души.

Для него философия — это «вещь весьма почитаемая и наибожественная».

В XVII в. исследователи обращались к анализу исторических событий недавнего прошлого, пытаясь философски осмыслить проблему человека и его предназначения, проблемы власти и исторических судеб России.

Определенную роль в развитии философской мысли сыграла апокрифическая литература, в которой наряду с мистикой и астрологией содержались сведения по метеорологии, экономике и т.д.

Многочисленные «сборники», распространявшиеся среди населения, заключали в себе отрывки из философских построений отцов церкви, а также античных философов. Однако отрывчатые следы пробуждения философских интересов укладывались в рамки религиозного мировоззрения.

Центрами философского образования в это время были Киево-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская духовные академии. Из их стен вышли многие видные деятели русского просвещения, а религиозная философия находила известный отклик в образованной среде русского общества.

Таким образом, первые шаги русской философии не отмечены крупными достижениями, но влияние ее на развитие духовной культуры было значительным. Философия понималась в средневековой Руси не только как отвлеченное теоретизирование, но и как практическая мораль.

Русская мысль не сводится к языковым (вербальным) формам выражения, но запечатлена и в памятниках неязыкового характера: в произведениях живописи, пластики, архитектуры и др.

Так, рублевская «Троица» является не только памятником живописи, но и философско-мировоззренческим источником, своеобразной «философией в красках» (Е. Трубецкой).

Значение первого этапа в истории русской философии весьма велико. Прежде всего в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.

Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры.

Прежде всего следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Как писал Г. Флоровский «научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует» в древнерусском культурном запасе.

Не успев сложиться на базе язычества, философия сразу же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.

Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений.

Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.

Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.

В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность.

Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам.

Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.

В-четвертых, в отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.

В-пятых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

При этом принцип софийности имеет значение не только для церковной жизни, но и для решения многих социальных вопросов в духе синтеза индивидуализма и коллективизма, для рассмотрения проблем светской духовной и материальной жизни.

В-шестых, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций. Это сказалось на отсутствии в ней глобальных логически завершенных философских систем, что было характерно для западноевропейской философии.

Пройдя длительный путь своего развития, русская философия выступала в различных формах на разных этапах своего развития. Можно выделить следующие основные этапы ее развития:

1) становление философии (X-XVII вв);

2) обособление философии от религии и формирование ее в качестве самостоятельного социального института (XVIII- сер. XIX вв.);

3) начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX-начало XX вв.);

4) советский период (1917-1991 г.);

5) возрождение русской национальной философии (с 1991 г.).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s160146t5.html

Русская философия XI–XX вв. (стр. 1 из 4)

Русская философия XI–XX вв.

Русская философия XIXX вв.

План

Введение

1. Становление русской философии (XI-XVII вв.)

2. Философия просвещения в России XVIII в.

3. Важнейшие течения в русской философии XIX века (период классики)

Введение

Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой духовной культуры.

На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России в мире («Восток — Запад»), национальное самосознание и другие обстоятельства.

В ее содержании непреходящими является наличие таких идейных потоков, как историософский религиозный нравственный, естественнонаучный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства.

В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны.

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.

1. Становление русской философии (XIXVII вв.)

Отечественная философия мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI — XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях, как важной форме древнерусской духовной культуры.

Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро.

В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариоиа (ХI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность.

Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое.

Свободная воля ведь поражает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею.

К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между человеком и обществом.

Основой поведения человека должен быть Страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души — вот что является важнейшей задачей всей жизни человека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философии мысли, наряду с историко-философскими и нравственно — практическими, появилась и натурфилософские учения.

В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм («безмолвствие») — практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни.

Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца.

Он представляет собой как бы «микрокосм» и ограниченно соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности Нил Сорский. Он проповедовал нравственного восхождения личности по ступеням совершенства.

К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень от падения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестяжательства — движение за отказ монастырей на право владение собственной землей, за видение монахами аскетического образа жизни.

В XIV-XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергей Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно — философских представлений о человеке, укреплении русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и д.р.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственною распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV-XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики.

В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства.

Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народно творчестве, также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве, как о «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевание варварами.

«Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «Третьему Риму» (Москве) как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать».

Учение «Москва-Третий Рим» обосновывало таким образом притязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формы государственности является неограниченное самодержавие.

Правитель должен иметь все необходимые властные полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М.

Курбский был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспотичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли – историко-философской, религиозной и нравственной.

В последующем эти тенденции дополнились новым содержание, это обогатило национальную философию. Хотя в XII-XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево-Могилянская академия и д.р.

) и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.

2. Философия просвещения в России XVIII в.

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур.

В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители.

В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ, сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Контемир, И.Т. Посошков, которых называли «ученой дружиной» Петра Великого.

Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания.

Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиции науки в общественно жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель.

Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики.

Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты.

Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.

) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

Источник: https://mirznanii.com/a/232183/russkaya-filosofiya-xixx-vv

Русская философия XI – XVIII веков

Русская философия XI–XX вв.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА.Философия («любомудрие»)зародилась в Русском государстве послепринятия в IXвеке христианства. Время с XIпо XVIIвек охватывало ее предысторию, процессформирования.

Вкультуре древней Руси имел место синтезязыческих и христианских элементов,что оказало сильное влияние на философскуюмысль. С одной стороны, сохранялосьязыческое любование природой,приверженность ценностям земной жизни,но, с другой стороны, христианскоемироощущение отражало мистическоечувство единства человека с Богом,стремление к вечной гармонии.

Устремленностьк Богу не означала отрицания земногомира: соединение человека с Богомпонималось как момент «любовного»преобразования земного бытия ксовершенному состоянию. Отсюда – акцентна духовныхценностях,любви в «обожении»мира. «Сердце»,а не разум, считалось основой достиженияистины, которую надлежит не понятьрационально, а прочувствовать.

ФИЛОСОФСКИЕИДЕИ XIXIVВЕКОВ.Наличие языческого и христианскогоначал нашло отражение в первых сочиненияхрусских средневековых авторов.

Христианское начало было представлено,прежде всего, в «Словео законе и благодати»Илариона,который может считаться первым русскиммыслителем (XIвек).

Если иудаизм провозглашаетверховенство формального закона,подчиняющего человека и не оставляющегоместа его свободе, то христианствооткрывает путь для свободного общениячеловека с Богом, что противопоставляетзакону обретениеблагодати.

Русский народ и государство ожидаетвеликое будущее вследствие приобщенияк христианству. ФеодосийПечерскийкак основатель доктрины аскетическогомонашества,считал, что необходимо отречение отземной жизни, умерщвление плоти, отказот мирских благ и радостей.

Этомунаправлению противостояло другое,отстаивающее мысль о значимости человекаи земной жизни. В «Поучении»ВладимираМономаха(XIвек) подчеркивается значимость мирскихдел человека, мирской жизни.

«Словоо расслабленном»КириллаТуровского(XIIвек) указывает на ценность земногобытия, сотворенного Богом ради человека;соотношение веры и разума он понимал спозиций умеренного рационализма,близкого доктрине Ф.Аквинского и зрелойсхоластики о гармонии веры и разума.

В«Молении»ДаниилаЗаточника(XIIIвек) говорится, что человек значим,земная жизнь прекрасна и ценна, аподлинная вера в Бога имеет не внешний,показной, а внутренний характер, исвязана с рациональным осмыслениемчеловеком своего места и предназначенияв мире.

ФИЛОСОФСКИЕИДЕИ XVXVIIВЕКОВ.Противостояние религиозной и – условно– светской тенденций продолжилось и вэти столетия. В XVвеке с религиозной доктриной выступилНил Сорский.

Он проповедовал аскетизм, отстранениеот земного мира, духовную концентрациюличности в молитве; главным принципомжизни человека рассматривал нестяжание– отказ от обладания материальнымиблагами и стремления к этому.

По вопросусоотношения светской и духовной властион выступал против подчинения церквигосударству.

ВXVIвеке против этой идеи выступил ИосифВолоцкий:между церковью и государством необходимсоюз, церковь должна служить интересамгосударства, а оно – быть оплотом истиннохристианской – православной – веры.Эта идея затем превратилась в один изважнейших моментов официальной идеологии.

МонахФилофейобосновалдоктрину«Москва – третий Рим»:после падения Римской и Византийскойимперий Русскому государству сужденостать новым центром христианского мира;поскольку «четвертому Риму не быть»,то России принадлежит особая – мессианская– роль в истории – быть хранительницейхристианства и центром притяжения всеххристианских народов.

ВXVI– XVIIвеках расширялись связи Русскогогосударства с Европой, началосьпроникновение элементов западнойкультуры. Возникло противостояние двухточек зрения – «латинофильства»и «грекофильства»,котороеможно рассматривать как прообразбудущего спора западников и славянофилов.

Сторонники«грекофильства» считали для Россииболее естественной опору нагреко-византийскую традицию, а неэлементы западноевропейской культуры.

Сторонники «латинофильства», наоборот,выступали за европеизацию России,заимствование и усвоение западногообраза жизни и стиля мышления, традицийзападной философии и богословия.

Например, АндрейКурбскийперевел на русский язык труды многихантичных и средневековых авторов.

Особоеместо в философии этого времени занимаетМаксим Грек.Он был знаком с лидером флорентийскойшколы неоплатоников гуманистом М.Фичино,переводил греческих авторов для Пикоделла Мирандолы и привнес в Россиютрадиции философствования античностии Возрождения. Платона М.

Грек считалвысшим среди философов и в духе его идейпризнавал дуализм души и тела, в которомона насильственно заточена.

Он отстаивалидею итальянских гуманистов о свободечеловека, но стремился синтезироватьее с доктриной нестяжания: к праведнойи духовной жизни ведет аскетическоеотстранение от мирских страстей,следование строгой морали и религиознаяконцентрация души. М.Грек впервые врусской литературе выдвинул идею«просвещенного абсолютизма».

РУССКАЯФИЛОСОФИЯ XVIIIВЕКА.Преобразования Петра Iв первой четверти XVIIIвека дали мощный импульс европеизацииРоссии, масштабному проникновениюзападной культуры. Этот век и сталвременем рождения русской философии вполном смысле этого слова. Новоевропейскийстиль философствования утвердился вРоссии именно в эпоху Просвещения.

Врусской философии XVIIIвека выделяют направления – «философияразума», «философия веры», «философиячувства» и «философия свободы».

«Философияразума» быланаиболее близка философии Просвещения:

 соратникПетра IФеофан Прокопович критиковалдогматизм, защищал идею развития науки просвещения народа, поддерживалдоктрину «просвещенного абсолютизма»,обосновывал идею религиозной терпимости;

ВасилийТатищеввыдвинул идею самоценности разума инаучного познания природы, его значениядля человека и был сторонником теориидвойственности истин, с одной стороны,философии и науки, а с другой, богословия;

АнтиохКантемирпридерживался теории естественных правличности и рассматривал разум какглавную движущую силу общественногопрогресса.

М.В.Ломоносовбыл основоположником материализмав русскойфилософии. В понимании природы онпридерживался деизмаи механистическогоматериализма.

Материя – это всеобщая субстанция,основа сущности всех тел; мир управляетсяестественными закономерностями,доступными познанию; в основе природныхявлений лежит движение протяженных,непроницаемых частиц материи («элементов»и «корпускул»), подчиненных законусохранения вещества и энергии.

Явленияприроды следует рассматривать в ихэволюции, не ограничиваясь идеей, что«Бог так сотворил». В теории познанияМ.В.Ломоносов стремился к синтезуэмпиризма ирационализма:элементами научного познания он считалэксперимент, математику и теорию,базирующуюся на «опытах».

Прогресс обществаон связывал с развитием образования ипросвещения (выступил инициаторомсоздания Московского университета),был сторонником светского государства,свободного от диктата церкви, поддерживалидею внесословной ценности человека,разрабатывал проекты экономическогоразвития России и общественныхпреобразований в духе идеологииПросвещения.

«Философиячувства»была представлена учением Г.С.Сковороды.Он обосновывалидею существования «трехмиров» –макрокосма (Вселенной), микрокосма(человека), и «символической» реальности,связующей первые два и их в себеотображающей – Библии.

Каждый из этихмиров состоит из «двухнатур» – видимой и невидимой, которую образуетБог. В обнаружении невидимой натурычерез видимую натуру состоит основнаяпроблема бытия человека.

Она решаетсятолько через самопознаниеи раскрытие «внутреннего», «сердечного»,«истинного» человека. «Сердце»– это глубочайшая, божественная сущностьчеловека, состоящая из разума, воли и«чувства».

Бог есть заинтересованнаяв человеке личность и вечная «форма»,организующая «материю». Г.С.Сковородабыл сторонником пантеизма,а земной мир считал безначальным ибесконечным.

Такжеон разработал учение о «сродности»– склонности каждого человека копределенному виду деятельности, чтовыявляется через самопознание. Человек,распознавший свою «сродность», становитсясчастлив.

Но не всякий человек способенк творческому усилию самопознания:задача наставника – не внушение иинтеллектуальный диктат, а деликатнаяпомощь ученику в поиске призвания (этотподход напоминает майевтику Сократа).В этике Г.С.

Сковорода был сторонникомидей стоицизма; критиковал и феодальную,и раннебуржуазную идеологию с ее культомматериального благополучия: толькочерез духовное устроение отдельнойличности можно прийти к совершенномуобществу.

«Философиясвободы»была представлена учением А.Н.Радищева.Он был не только материалистоми сенсуалистом,но и родоначальником революционнойидеологиив России. А.Н.

Радищев дал революционнуюинтерпретацию теории естественногоправа и общественного договора, осуждалсамодержавие как «наипротивнейшеечеловеческому естеству состояние». Онутверждал, что цари никогда не поступятсясвоей властью ради «вольности»(свободы).

Залогом освобождения«страждущего общества» А.Н.Радищевсчитал восстание доведенного до крайностинарода. Эта идея получила обоснованиев работе «Путешествиеиз Петербурга в Москву»:в ней А.Н.

Радищев выступил противкрепостничества и выдвинул идею, чтопопытки помочь народу путем просвещениямонархов бесплодны, доктрина «просвещенногоабсолютизма» ложна, и потому единственным,реальным путем является революционноепросвещение народа.

Источник: https://studfile.net/preview/7091496/page:4/

Лекция 11. Русская национальная философия (XI-XIX вв.)

Русская философия XI–XX вв.

Вопросы

1. Развитие русской философии: основные черты и проблемы русской философии.

2. Философские воззрения западников и славянофилов.

3. Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф. М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Философия всеединства В. С. Соловьева. «Новое религиозное сознание» Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и П.Л. Флоренского.

В VI-IX вв. на Руси изменяются мировоззренческие представления. На смену культу природы (солнца, огня, воды, земли) с поклонениями фантастическим существам — упырям и берегиням — пришел земледельческий культ Рода и рожениц, символа жизни, всеобъемлющего бога Вселенной Перуна. Начинается движение к монотеизму.

В Х веке, в 988 году Русь, благодаря князю Владимиру, принимает православие. И с XI века начинает формироваться русская философская мысль, основанная на византийском православии и кирилло-мефодиевском наследии. Через переводы Иоанна Дамаскина Русь знакомится с идеями Аристотеля. Наряду с этим, появляются собственные тексты.

Первым русским философом можно считать митрополита киевского Иллариона. Он автор «Слова о законе и благодати», где высказаны идеи двухступенчатой всемирной истории, опирающейся на идею смены состояния «закона» и «благодати». Отсюда вывод о равноправии «новых народов», о включении истории русского народа во всемирную историю.

В основе работы лежит анализ Ветхого и Нового Завета, определение роли Нагорной проповеди Иисуса Христа в формировании мировоззрения русского народа. Закон утверждает, но не просвещает, так как он создан человеком. Благодать, дарованная Всевышним, наоборот, оживляет ум.

Закон разобщает народы, появляется зависть, тяжба, преступления, а благодать уничтожает рабство, делает людей равными перед Богом. Характерным является решение Илларионом гносеологических проблем — проблем богопознания и постижения людьми истины через веру, надежду и любовь.

Далее в философии развивается нравственно-практическое обоснование особого предназначения православия для мировой цивилизации. Формируется мессианская идея «Москва — третий Рим», основанная на признании самобытности русского православия и возможности вписания России в процесс развития европейской культуры.

Русской философии чуждо стремление к абстрактной, чисто

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии___________________________ 98

интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые постигаются не сведением к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.

Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью народа, поэтому ей характерен романтизм старины, апокалипсическое предчувствие конца мира. Основными ее проблемами являются проблемы души, личностного начала и самопознания; проблема истинного Божьего Бытия, бессмертия, свободы, смерти и воскресения; проблема греха, стыда и жалости, соборности.

Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, которая должна показать, как человек совместно с Богом может гуманистически преобразовывать мир, прийти к Богочеловечеству.

Данное преобразование мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, источником морали, при котором возможно развитие каждой индивидуальности.

В центре всеединства — человек как связующее звено между Богом и миром. Назначение человека — познать скрытую в мире Божественную Премудрость. Но она выше сил человеческого разума, непостижима им.

Необходим особый путь познания — мистическая интуиция в форме сердечного знания, позволяющая постигать непостижимое. Основой же реальности и истины, способом преобразования мира и воссоединения с Абсолютом является любовь.

Любовь — центральная проблема русской философии.

Первым русским мыслителем и публицистом, развивавшим идею божественной сущности мира, был Петр Яковлевич Чаадаев. В учении о человеке он подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я».

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии___________________________ 99

П. Чаадаев явился одним из основоположников русской историософии (философии истории). Характерной чертой его историософии является провиденциализм. Движущей силой общественного прогресса является нравственность, основанная на христианских ценностях и идеалах. Чаадаев считает, что у России высокая общественно-историческая миссия, основанная на православии.

Православие является фактором становления единства самосознания русского народа. Оно смогло выступить основой синкретизма христианства с элементами языческого культа, бытовавшего на Руси (включение языческих богов в новый пантеон в качестве «святых», сохранение семейных обрядов и традиционных праздников, элементы фетишизма).

Благодаря православной культуре в европейском сознании смогли различать такие понятия как «истина» и «правда», «община», «соборность», «софийность». Русская православная культура оказала влияние на формирование российской государственности.

Наконец, она в значительной мере определила нравственные искания крупнейших представителей русской художественной культуры.

В 40-60 годы XIX века сформировалось два направления русской общественной и философской мысли — западничество и славянофильство. Для западников, как и для славянофилов, характерны стремление осмыслить историю России и Европы, их будущее, осуждение самодержавия и крепостничества. К западникам принято относить таких мыслителей как

А. Герцен, В. Белинский, И. Тургенев, Н. Чернышевский. Они делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политической.

Целью социально-политических преобразований российского общества являлось установление либерально-демократических порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова.

Для достижения этих целей они предусматривали необходимость радикальных методов борьбы. Западники скептически относились к исторической роли православия и не находили в

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии____________________________ 100

нем достаточного потенциала быть основой для будущего развития России. Допетровский период русской истории оценивался ими отрицательно.

Славянофилы выступали против подражательства Западу. Основой самобытности России считали православие и идею о мессианской роли русского народа. Только в православии гармонически сочетается свобода и необходимость, индивидуальная религиозность с церковной организацией.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков. Центральной идеей славянофилов является стремление к целостности и единству, поиск путей преодоления разрозненности.

В этой связи ими развивалось учение о соборности. Соборность — это итог взаимодействия свободного начала человека и начала божественного. Не только разум, но и воля, чувства способны открыть истину.

Особенно подчеркивался дух крестьянской общины, которая построена на принципе единогласия.

На идеях западников и славянофилов построены художественные произведения Ф. Достоевского и Л. Толстого. Ф. Достоевский не является философом в обычном смысле этого слова, — у него нет ни одного чисто философского произведения — Достоевский мыслит как художник.

Его творчество сосредоточено вокруг вопросов философии духа, — это темы антропологии, этики, религии. Его размышления обладают экзистенциальной напряженностью духовно-нравственных исканий, в которых он предвосхитил многие идеи философии ХХ века. В его работах нет ничего, кроме человека, все раскрывается в нем, все ему подчинено.

Человек не часть бытия, не преходящее явление, а глубина бытия, уходящая в недра божественной жизни.

Л. Толстой также рассуждал о человеке, христианстве, добре и зле. Он отвергал Христа, воскресшего из мертвых, его чудеса и страшный суд, отвергал церковь, вторгающуюся в мирские дела и подавляющую свободу совести. Но он принял этику христианства. Он верил в существование добра как источник нравственности.

Доброта от Бога, но не христианского, а того, который заключен в душе человека, его природе. Человек — существо нравственное и поэтому жить он должен по совести. Это значит по любви. Любовь — это самое сложное деяние человека, потому что она преодолевает его эгоизм. Любовь до самозабвения — это путь к спасению души, к воскрешению нравственного начала.

Идеи Добра, Всеединства, Софии составляют и основу философии

В. Соловьева. Смысл человеческой жизни в осуществлении Добра. Добро — это высшая сущность, воплощенная в индивидуальном бытии и истории человечества. Воплощение Добра в человеческой природе проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания).

Испытывая стыд, человек преодолевает в себе животную природу. Стыд есть достоинство человека. Чувство жалости — это основа отношений к другим людям и всем живым существам.

Благодаря этому, человек способен различать добро и зло, воспринимать и вырабатывать собственные моральные нормы.

Онтологической основой Всеединства является Божественная Троица. «Все едино в Боге». Всеединство — это единство творца и творения. Бог, у Соловьева, это космический разум, существо сверхличное. Все в мире изменяется под влиянием мировой души. Она одухотворяет все существующее, но толчок она получает от Бога.

Вечная божественная идея — София — мудрость, это душа мира, связующее звено между творцом и творением, она придает общность Богу, миру и человечеству. Их сближение раскрывается через концепцию богочеловечества.

Реальным и совершенным воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос — это идеал, к которому должен стремиться каждый, это высшая цель развития всего исторического процесса.

Цель всей истории — одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества.

Для начала нужно принять вероучение христианства. Христос открыл человечеству всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.

Идею двух миров — материального мира, где царствует вражда, и подлинного мира, где царствует любовь и свобода, — продолжает Н. Бердяев. Задача человека — освободить свой дух и войти в космическую любовь. Это возможно только благодаря творчеству.

Человек способен творить, так как он есть образ и подобие Бога- творца. Цель человека не спасение, а творческое восхождение, для этого нужно спасение от зла и греха.

В основе всего лежит Дух, уходящий в Божественное Ничто, оно сотворило все и поэтому человек свободен.

Творчество свободно. Высшим его проявлением является любовь. Любовь создает новую жизнь, способную победить этот материальный мир. Любовь тоже свободна, она поднимает человека к высшей жизни, к новому бытию. Это выход из себя, творчество всегда индивидуально и связано с воображением. Творчество помогает совершить прорыв свободы через необходимость.

К философии В. Соловьева обращается С. Булгаков. Его философское учение представляет целостную религиозную систему с довольно подробным изложением природы религиозного сознания, а также изложение учения о Божественном Ничто, о тварном мире и софийности творения, о конце света.

С. Булгаков размышляет от космоса к Богу. София, как идеальная основа мира, стоит между ними. Мир принадлежит самому себе, космос есть живое одушевленное целое. София выступает как вечная женственность, содержащая мир идей, и реализуемая в тварном мире.

Божественное Ничто — это зло, которое как хаос разрушает уже созданный мир. Только человек искупая свои грехи, способен спасти мир, победить зло.

Спасению мира от зла посвящено и учение П. Флоренского. Человек через культуру, связанную с культом и верой, способствует продолжению жизни мира. Материальный мир несет духовный смысл, софийность, которая продолжает творение.

Таким образом, значение русской национальной философии состоит в том, что она является современной интерпретацией христианского учения, в частности православия. Она способствует объединению христианских народов на основе православных, а значит, общечеловеческих ценностей и преодолению разделенности христианской церкви.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы формирования мировоззренческих оснований России.

2. Какие проблемы поднимаются русскими философами?

3. Проведите сравнительный анализ проблематики русской философии и европейской философии.

4. Что можно отнести к истокам русской философии?

5. Почему П. Чаадаев обращается к историософии?

6. Почему именно русская философия вводит понятие «софийность»?

7. В чем смысл «русской идеи»?

8. В чем смысл учений западников и славянофилов?

9. Почему в русской философии основной проблемой является проблема нравственности?

10. Какие идеи русской философии могут культивироваться в современном мире?

Источник: https://sci-book.com/osnovyi-filosofii/lektsiya-russkaya-natsionalnaya-filosofiya-64538.html

Читать

Русская философия XI–XX вв.
sh: 1: —format=html: not found

А. Ф. Замалеев

Лекции по истории русской философии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства.

Ставя развитие философии в зависимость от «степени образованности отечественной», «духа времени» и «направления умственных сил» общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа.

На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм».

Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума — стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «духовные лица», занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское «самобытничество» (И.В. Киреевский), перекинулось и на «веховскую» историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно «нормировкой» мистики «в интересах русской культуры».

Такова, на его взгляд, отличительная черта «нашего национального философского творчества». Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский.

Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших «начало самостоятельной философской мысли в России», все наше любомудрие было ни чем иным, как «попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства».

«…Русская мысль, — заявлял также Зеньковский, — всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…». Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления — труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870).

По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой.

Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя».

Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и представляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа».

Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли — это вообще «история усвоения чужой мысли».

Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу.

Как же «приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?» — спрашивал Ключевский и отвечал:

«Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания — первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации.

Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры.

Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу».

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее «за свой исконный и вечный образец». Она ничего не прибавила последней, «кроме разве ошибок и искажений».

«Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, — утешался Ключевский, — не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом».

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия IX–XIX вв.» (1989).

Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали «более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания». Это, по их мнению, обусловило то, что она «вплоть до XVII в.

развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов». Только с XVII в., благодаря усвоению «западноевропейских культурных ценностей», русская мысль «в кратчайшие сроки» принялась наверстывать «упущенное». Так возникают основные направления материализма и идеализма.

На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего «коренную перестройку» всего русского философского миросозерцания.

Отныне «старые доктрины обнаружили свою архаичность», и русская мысль устремилась «в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…». Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм.

Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции «по пути к марксизму», либо к идиллической «встрече философии и православия».

В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Объективное историческое исследование не может проигнорировать ни того, что русская философия глубоко укоренена в православно-христианской традиции, ни того, что ее связывают кровные узы с западноевропейской мыслительностью.

Но сама по себе констатация этих фактов недостаточна; она не должна стать самоцелью.

Главное состоит в том, чтобы понять, какие мотивы побуждали национальную мысль обращаться к работе над чужеродным материалом и какие идеалы выставлялись в процессе национального духовного творчества.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=190510&p=1

Refy-free
Добавить комментарий