Русская философия 20 века

Русская философия XX века

Русская философия 20 века

Русскаяфилософия ХХ в.

1.Основными направлениями русскойфилософии конца XIXХХвв. были:

• философия»золотого века» (религиознаяфилософия, космизм);

• естественно-научнаяфилософия;

• советскаяфилософия;

• философиярусского зарубежья.

Говоряв целом о современной русской философии,следует отметить две ее основополагающиечерты:

• сильноевлияние советской традиции (например,материа­лизм, формационный подход кистории);

• обновление,объединение ее различных направлений(совет­ской, зарубежной и др.),освобождение от догм, приближе­ние кмировой философии.

2.«Золотым веком» духовной жизниРоссии называется период 90-х годов XIXв. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелсяновый расцвет (ренессанс) русскойлитературы, искусства, философии.

Виднымипредставителями религиозногонаправления тогопе­риода были CH. Булгаков, братьяТрубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк идругие.

CH.Булгаков (1871- 1944) выдвинул идеюобъединения всех христианских церквейвединую христианскую «экумениче­скую»Церковь.

Причинувсех бед на Земле философ видел вразобщении. В обществе — это разделениена экономическую, политиче­скую,духовную сферы и разобщенность внутриних.

В религии— разобщенность христианских церквей(право­славие, католичество,протестантизм). Выход из создавшегосяположения Булгаков видел в объединениивсех в едином, абсо­лютном и всемогущемБоге и единой христианской Церкви.

Булгаковвыступал сторонником идеи Божественногопредо­пределения судьбы человека иответственности человека перед Богомпосле смерти.

Крупнымпредставителем религиозного направлениятакже был философ и священник П.А.Флоренский (1882— дата смер­ти спорна — 1937 или 1943, погибна Соловках в заключении).

Флоренскийрассматривал мир как единое взаимосвязанноецелое. По Флоренскому, целостный мирантиномичен (соткан из противоречий,например, хаотичность и логичностьмира, единство и прочность Бога и т. д.).

Знаниеоткрывается разуму непосредственно.Флоренский выдвинул идею, что в будущемв связи с но­вейшими техническимиоткрытиями будет найдено новое пони­маниевзаимоотношений материи и духа,относительность, не­постоянствовремени и пространства.

ИдеиФлоренского подтвердились благодаряоткрытиям в об­ласти квантовоймеханики, теории относительностиЭйнштей­на и др. физико-математическимоткрытиям.

Философскоетворчество П. Флоренского многогранно.По­мимо указанных направлений егоизыскания затрагивают все сферыфилософии.

3.Космизм —направление в философии, котороерассматривало космос, окружающий мир(природу), человека как единоевзаимосвязанное целое. Наиболеевыдающимися представителями данногонаправления были Н.В. Бугаев, В.И.Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский.

В.И.Вернадский (1863— 1945) — крупный русский и советскийученый и философ-космист. Подробнообосновал теориюноосферы.

По мереэволюции человека усиливается егопреобразующая деятельность окружающейприроды. Появляется ноосфера— сфера разума, жизничеловека, его материальной и духовнойкультуры. Ноосфера постоянно расширяетсяи охватывает другое области бытия.Биосфера (сфера жизни) постоянно, нонеуклонно пере­ходит в ноосферу.

ПоВернадскому, в будущем ноосфера станетведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э.Циолковский (1857— 1935) был сторонником идеи веч­ности,несотворимости, неуничтожимости материи.В основе материи Циолковский виделмельчайшие частицы — атомы. Атомы,принимая различные конфигурации, создаютвсе разно­образие материальных тел.

Разрушаясь,вещество, тело не исчезает совсем — онораспа­дается на атомы, из которыхвозникают новые вещества и тела. ВоВселенной существует круговорот атомов,а материя сохра­няется, периодическименяя форму.

Циолковскийне считал цивилизацию Земли единственнойи уникальной формой жизни во Вселенной.По Циолковскому, космос по своей сутиживой и жизнь — неотъемлемая чертакос­мического бытия. Поэтому воВселенной существуют и иные разумныемиры, разумные цивилизации.

Циолковскийверил в возможности науки и техники,человека покорить космос и в общениимежпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Н.В.Бугаев (1837— 1902) построил философскую системукосмическихмонад. Согласноданной теории, весь космос состо­итиз бесчисленного множества духовныхединиц — монад. Мо­нады концентрируютв себе энергию, знания, «воспоминанияпрошлого». Благодаря жизни ивзаимодействию космических монадвозможна как земная, так и вселенскаяцивилизация.

А.Л.Чижевский (1897— 1964) создал уникальную и ориги­нальнуюфилософскую систему космическойбиологии.

Суть ее в том, что развитиежизни на Земле (биосферы) происходит нетолько под влиянием внутренних причин,но и находится под сильнейшим влияниемкосмоса.

Определяющую роль в процессах,происходящих на Земле, в жизни биосферы,по Чижевскому, играет Солнце.Вспле­скиактивности Солнца влияют на поведениеживотных, приливы и отливы, социальныекатаклизмы — войны, революции.

Своиидеи Чижевский старался выразить ненаучными поня­тиями с помощью языканауки, а стихами, художественнымипроизведениями. Философия Чижевскогона Западе была при­знана оригинальной,но имеющей под собой научную почву.

ВСССР его «солнцепоклонническая»философия была объявлена ненаучной иабсурдной, философ подвергался гонениям.4. Естественно-научная философия былапредставлена в твор­чествеученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова,Д.И. Мен­делеева, М.М.

Ковалевского,К.А. Тимирязева и других.

Основныминаправлениями естественно-научнойфилософии были:

• материалистическое;

• социально-политическое.

Представителиматериалистическогонаправления (Сеченов,Менделеев, Тимирязев) рассматривалибытие с точки зрения естественных наук— биологии, химии, физики, медицины.

Имибыло доказано атомарное строение мира,сложная структура атома и различиевеществ в зависимости от внутреннегострое­ния атома и конфигурации атомов(например, Менделеевым).

Философы-естествоиспытатели допускаливозможность позна­ния, изучали егомеханизм, были сторонникамиматериалисти­ческого пониманиясознания.

Социально-политическоенаправление былопредставлено, глав­ным образом,творчеством Мечникова и Ковалевского.

Данные уче­ные рассматривали обществокак единое целое, имеющее много­факторнуюприроду, изучали факторы, воздействующиена общест­во (географические,климатические, экономические и т. д.).Разви­тие общества, по их мнению,происходит по объективным законам. 5.Начиная с 20-х гг.

ХХ в. и вплоть до начала90-х гг. ХХ в. легальная русская философия(как и философия других народов СССР)развивалась, главным образом, каксоветскаяфилософия.

В целомсоветская философия имела ярко выраженныйма­териалистический характер иразвивалась в жестких рамках мар­ксистскойфилософии (диалектического и историческогомате­риализма), что делало ее несколькодогматической.

Большоевлияние на советскую философию оказалофилософ­ское творчество В.И.Ленина, которыйпытался развить марксистскоематериалистическое учение и приспособитьего к условиям России.

Можновыделить триэтапа развития советской философии:

• 1917— 30-е гг. — время продолжающихся дискуссийпри сильном давлении официальногомарксизма-ленинизма;

• 30-е— 50-е гг. — период полной идеологизациифилософии, превращения ее в служанкуофициальной власти; сильное,определяющеевлияние на философию позиции И.В. Стали­напо ряду философских вопросов;

• 50-е— 80-е гг. — время возрождениясамостоятельности со­ветской философии.

Косновнымнаправлениям,которыми занималась советская философия60-х 80-хгг.,можноотнести следующие:

• проблемаценностей;

• проблеманового толкования марксизма-ленинизма,возвра­щения к «истинному Марксу»,»истинному Ленину»;

• проблемагносеологии;

• проблемасознания;

• проблемаидеальности;

• проблемакультуры;

• проблемафилософских методов.

Средиимен,оставивших наиболее яркий след всоветской фи­лософии:

• Н.И.Бухарин (проблемы сознания, психики);

• А.Богданов (теория систем — «тектология»);

• А.Ф.Лосев (проблемы человека, истории);

• A.M.Деборин (творческое пониманиематериализма);

• Л.Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

• М.Мамардашвили (проблемы человека, морали,нравственности);

• В.Асмус (широкий круг исследований);

• Ю.Лотман (общество, философия, история).

6. Далеконе все философы нашли возможность дляпродолже­ния своей жизни и философскихизысканий в СССР после ус­тановлениясоветской власти.

По этойпричине в эмиграции, в различныхиностранных государствах возниклоособое философское направление,полу­чившее название «философиярусского зарубежья». Еговидными представителями являлись Д.С.Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов,П.А. Сорокин и другие.

П. С.Мережковский (1864— 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношенийчеловека и Бога.

ПоМережковскому, в своей жизни человеческаяличность проходит три этапа:

• языческий;

• приобщенияк христианству;

• полнойвнутренней гармонии человека, егослияния с хри­стианством.

Идеалычеловека и общества Мережковского —христианин, гар­моничная и добродетельнаяличность, живущая с такими же другимиличностями в религиозном безгосударственномобъединении.

ФилософияЛ.Шестова (1866— 1938) была близка к экзи­стенциализму,и ее главной темой был человек, егожизнь, его поступки, его права.

СогласноШестову, человек и человеческая жизньуникальны, жизнь человека независимаот внешних обстоятельств, человек имеетправо активно добиваться реализациисвоих прав и интересов, «ге­рой»же имеет право открыто противопоставлятьсебя обществу.

ФилософияН.А.Бердяева (1874— 1948) носит многоаспект­ный характер,однако в ней преобладает экзистенциональнаяи религиозная направленность. Можновыделить следующие ос­новныеположения философии Бердяева:

• высшейценностью в окружающем мире являетсясвобода;

• свобода,»соборность» (единство духа и воли)составляют осно­ву существованиячеловека;

• свободачеловека подвергается угрозе извне;

• даннуюугрозу несут в себе прежде всего обществои госу­дарство, которые являютсясоответственно объективацией всеобщейволи и механизмом подавления; обществои госу­дарство стремятся подчинитьчеловека, подавить его инди­видуальность;задача человека — сохранить своюсамобыт­ность, не дать обществу игосударству ассимилировать себя;

• ключевуюроль в жизни человека играет такжерелигия;

• Богдолжен быть нравственным символом,примером для человека;

• отношениямежду Богом и человеком должны быть «нарав­ных»; Бог не должен выступатьв роли Господа (господина), а человек —в роли его раба;

• человекдолжен стремиться к Богу, но не пытатьсязаменить Бога самим собой.

В своихсоциально-политических взглядах Бердяевотводит значительную роль проблемеисторической судьбы России и русскогонарода.

По Бердяеву, строящийся в СССРсоциализм (коммунизм) имеет истоки врусском национальном характере (общность,взаимовыручка, стремление к равенству,справедли­вости, коллективизму).Россия не должна принимать сторону ниВостока, ни Запада.

Она должна статьпосредником между ними и выполнить своюисторическую миссию. Историческаямиссия России — построить»Царство Божие» (то есть общество,осно­ванное на взаимной любви имилосердии) на Земле.

ФилософияБердяева имеет эсхатологическуюнаправлен­ность (обосновывает «конецсвета» вбудущем).

Онатакже оказала большое влияние на развитиеевропей­ского экзистенционализма —учения о человеке и его жизни.

ПитиримСорокин (1889- 1968) — русский философ, жив­ший иработавший в США, сделал главной темойсвоей фило­софии проблемы человекаи общества.

Им былиподробно разработаны актуальные длязападного мира теории:

• стратификации;

• социальноймобильности.

Стратификация—разделение общества на многочисленныесоциальные группы (по уровню дохода,профессии, националь­ности, влиянию)— страты.

Важнейшимусловием демократии и устойчивостиобщества является социальнаямобильность населения— возможность пере­хода из однойстраты в другую.

История,по Сорокину, — процесс смены ценностей.Со­гласно мнению философа большуюугрозу для человечества в современныйпериод стали представлять ростбездуховности и неограниченное развитиенауки и техники.

Источник: https://studfile.net/preview/2094618/page:5/

Русская философия 20 века (стр. 1 из 7)

Русская философия 20 века

Введение

задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение.

Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.

При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею.

Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=4XWxzf4x00g

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е.

к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня.

Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры.

Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования.

Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.

Наиболее яркие философы появлялись в так называемые «трудные времена». Жизнь трубила в горн, и они шли на его зов.

Трудные годины, полные лишений и горя, стимулировали человеческое сознание индивидуумов, которые от безысходности начинали интенсивно искать любые выходы из создавшегося положения.

Преследование инакомыслящих, не согласных с идеологией господствующего режима, порождало в их сознании протест — протест, который созревал на ниве подавляемого свободного сознания, не могущего себе даже представить, что в современном обществе действуют порядки средневековой инквизиции.

С этой точки зрения Россия всегда отличалась «благодатной» нивой для стимулирования философской мысли.

Последняя никак себя не проявляла, пока не наступала одна из эпох глобальных перемен, которая требовала переосмысления, так как менялись ценности, расставлялись новые приоритеты, и все это требовало новой теории.

Спрос рождает предложение, а гениев, которые хотят и могут творить, русская земля порой порождает мирового масштаба.

Несмотря на позднее историческое появление так называемой «русской философии», она сразу заявила о себе в полный голос.

Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни — пока русского человека совсем «не прижмет к стенке», он и пальцем о палец не ударит, но когда он «созреет» — здесь уже никакие преграды не спасут — он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.

Промежуток времени, выбранный для рассмотрения, — а это начало двадцатого века и почти до шестидесятых годов, — не случаен. Он обусловлен теми событиями, которые произошли в течение двадцатого века.

Сначала будут рассмотрены некоторые общие аспекты.

1. Сущность русской философии

Несмотря на весь романтизм и ореол таинственности, сопровождающие любые потуги человека познать окружающий мир, зачастую вопросы и ответы на них ищут романтики, медовый месяц которых уже прошел.

Их можно назвать романтическими практиками, то есть людьми, которые пришли к пониманию жестокой реальности материи и бессмертию воинствующего духа от детской мечты о добре, справедливости и любви.

Последние три компонента, соединенные вместе, дали очень многим, вставшим на путь поиска истины, немалый заряд энергии, который смог напитать не только их самих, но и тех, кто пошел вслед за ними, ориентируясь на огонь знания, освещающий путь ищущих.

Эти люди уже родились философами. Можно сказать, что они родились хотя бы только для того, чтобы узнать «а что это такое — родиться?» Такое положение дел, по всей вероятности, сложилось достаточно давно.

Как показывает исторический опыт, данный процесс не всегда и не везде протекал благополучно и легко. Наиболее яркие философы появлялись в так называемые «трудные времена». Жизнь трубила в горн, и они шли на его зов.

[1]Трудные годины, полные лишений и горя, стимулировали человеческое сознание индивидуумов, которые от безысходности начинали интенсивно искать любые выходы из создавшегося положения.

Преследование инакомыслящих, не согласных с идеологией господствующего режима, порождало в их сознании протест — протест, который созревал на ниве подавляемого свободного сознания, не могущего себе даже представить, что в современном обществе действуют порядки средневековой инквизиции.

С этой точки зрения Россия всегда отличалась «благодатной» нивой для стимулирования философской мысли.

Последняя никак себя не проявляла, пока не наступала одна из эпох глобальных перемен, которая требовала переосмысления, так как менялись ценности, расставлялись новые приоритеты, и все это требовало новой теории.

Спрос рождает предложение, а гениев, которые хотят и могут творить, русская земля порой порождает мирового масштаба.

Несмотря на позднее историческое появление так называемой «русской философии», она сразу заявила о себе в полный голос.

Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни — пока русского человека совсем «не прижмет к стенке», он и пальцем о палец не ударит, но когда он «созреет» — здесь уже никакие преграды не спасут — он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.

Двадцатый век, наверное, является одним из самых драматичных и насыщенных событиями историческим интервалом бытия человечества.

Потрясения, которые Россия начала испытывать уже с начала своего «собирания», и которые являлись стимулом ее развития на протяжении всей ее истории, к началу 1900 года начали приобретать штормовой характер, что вылилось в известные нам события, буквально несколько раз «наизнанку выворачивавшие» нашу страну весь двадцатый век. Революции, войны, падения и взлеты — все это довелось испытать многострадальной защитнице мира.

В такие «лихие годины» выкристаллизовывалось то, что позднее назовут самосознанием России, ее историческим характером. Суть же менталитета русского народа и пути, по которому он шел, наиболее остро ощущали считанные единицы, то самое меньшинство, которое выражало мнение остального, менее «чувствительного» большинства.

Часто эти единицы «просветленного» духа не находили отклика в сердцах и умах своих современников, но многие из них осознавали свою значимость как предвестников ближайшего будущего.

[2] Несмотря на многообразие и противоречивость мировоззренческих «предвидений» этих философов, все они так или иначе глубоко осознавали последствия появления на свет своих творений, как способа выражения сконцентрированной мудрости своего народа.

Изучая эту мудрость, анализируя исторический характер и тенденции развития философских теорий, мы попытаемся прояснить для себя их суть и найти ответ на свой главный вопрос, результаты ответа у нас будут свои, уникальные, ведь так повелось, что размышлять может практически каждый человек, выросший в социуме. Это обусловлено особенностями его аппарата мышления — мозга (по крайней мере, об этом сегодня утверждает наука). Странно, конечно, но, может быть, человек всего лишь приемник, а сам процесс идет где-то в иных сферах? Как бы то ни было, а мыслящий человек так или иначе приходит к пониманию того, что для успешного взаимодействия с окружающим миром необходимо сначала четко представлять, что собой представляет этот мир. А для этого необходимо сформировать стройную систему мировоззрения.

2. Предпосылки развития русской философии в 20 веке

Начиная разговор о таком явлении, как русская философия, будет весьма кстати преамбула, включающая в себя исследования профессиональных современных русских философов, рассматривающих вопросы истории возникновения и развития особого менталитета, присущего исключительно русскому народу. До непосредственного знакомства с такой интересной областью совершенствования человеческого разума, как философия, обыденное описание одним обывателем другого словом «философ» давало повод думать о философии как о чем-то нечетком, расплывчатом, «затуманивающем мозги». После более близкого ознакомления с философией, первое впечатление полностью улетучилось, осталось лишь представление, что философия — это образец четкого, логически стройного и завершенного представления знаний о мире в человеческом мозге, которое составляет наше мировоззрение.

Источник: https://mirznanii.com/a/227316/russkaya-filosofiya-20-veka

реферат — Русская философия 20 века

Русская философия 20 века

  Введение

1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».

2. Судьба России — тематический центр русской философии. Западники — славянофилы. «Русская идея».3. Русская философия начала XX века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).ЗаключениеСписок использованной литературы               ВведениеУсиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. В этом и состоит актуальность данной темы.Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской, философской культуры. Цель данной работы–на основе анализа теоретических источников охарактеризовать состояние философской мысли в конце XIX–начале XX вв.Предмет исследования развитие философской мысли в XIX –начале XX века.Методы исследования: изучение учебной литературы; метод сравнения; метод обобщения независимых характеристик.Без философии нельзя говорить о наличии у нации, общества какой-либо системы познавательных, ценностных, нравственных и эстетических взглядов, т. е. речь идёт о проблеме, имеющей прямое отношение к духовному развитию русского народа.1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания». Русская философия конца XIX начала XX века связана с возникновением философских систем.В конце XIX в. начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами России представители русской православной философии — В. Соловьев и П. Флоренский. Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел таким образом к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как «соборность», «софийность», «всеединство» и «общее дело». Близко по воззрениям к ним стоял П.Я. Чаадаев.Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Бловацкой и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении «Живая этика». Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.К мыслителям этого времени следует отнести Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Н.О. Лосского и др. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, её религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная  с вышеназванными, сопряжена с развитием естествознания и техники. Она заключается в возникновении русского космизма — оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. В свою очередь русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое,   теологическое   (Н.Ф.   Федоров,   Вл.   Соловьёв, П.А. Флоренский) и естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).Особенности нынешнего этапа развития России выдвигают на первый план изучение вопроса о том, как происходит превращение одного типа культуры в другой. Да, мы переживаем переходный период в жизни общества, экономике, политике, государственном строительстве, в развитии нашей науки и культуры. Культуры в привычном, наиболее употребимом смысле, в смысле, так сказать, функциональном. А если взять культуру в культурфилософском, общецивилизационном, общеисторическом планах, мы должны еще только поставить вопрос и ответить на него; происходит ли смена типов в российской многовековой культуре?

Для России важно и научно-философское осмысление, и подключение инструментов религиозно-философского осмысления в лоне, по меньшей мере, православия и ислама, и понимание того, что, возможно, для России сознанием культуры является наука, философия, а ее самосознанием — искусство, литература, с присутствием религии и на том, и на другом «уровнях».

Напротив, «русский ренессанс», настаивающий на особом (хотя и не обособленном) пути России, должен быть оценен как явление культуры скорее западного характера. Об этом свидетельствует его элитаризм, толерантность, неприязнь к идеологизму и — самое важное — проповедь ценности личности, ее приоритета над иными ценностями.

Индивидуализм, который представители «ренессанса» противопоставили коллективизму марксистов, образует животворное начало их идей, хотя и смиряемое хранительной соборностью.Казалось бы, этот схематически обобщающий взгляд близок к исторической справедливости, к истине.

Но это так только в том случае, если мы будем продолжать оставаться в лоне европоцентристского мышления. Ведь та же элитарность, то же возвышение человеческой индивидуальности, та же внутренняя углубленность человека в свой собственный мир — это больше Восток, нежели Запад.

В конечном счете, говоря и о необходимости осмысления, использования богатейшего опыта всего человечества, всех культур (насколько это возможно и целесообразно), о нашем особом, можно сказать в данном случае «евразийском» положении, следует помнить, что прийти к единству могут разные явления, феномены, наконец, культуры, только реализовавшие себя.

Недореализованное конфликтно несоединимо. Оно органично соединимо с насилием, с противоречиями, которые это относительное единство, в конечном счете, взрывают изнутри. В этом не вся, но значительная часть того, что можно и нужно называть природой наших революций, потрясений и перестроек.

Без такого понимания мы не поймем объективно существующую, живущую в наши дни философию российского народа, его культуру. Без такого понимания мы не в состоянии выстроить и сформулировать философию нашей государственности, нашу национальную идеологию и политику.

           2. Судьба России — тематический центр русской философии. Западники — славянофилы. «Русская идея». 

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе.

В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизаций славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического прогресса1.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.К западникам относятся выдающиеся мыслители — В.Г. Белинский (1811 — 1848), Н.Г. Чернышевский (1828—1889), .А. Добролюбов (1836—1864), Д.И. Писарев (1840—1868), .И. Герцен (1812—1870). Это талантливые литературные критики, философствующие публицисты, общественные деятели. Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Г. Гегеля. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.) Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд «Об эстетическом отношении к действительности») Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, «прекрасное — это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.Александр Иванович Герцен своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие — это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях — альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» — он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования — освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом не какой-либо абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив, движение», причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) — возникновения и разрушения. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, — это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. Относительно России он считал, что для нее наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественного устройства, при этом от методов революционного преобразования он склонялся все же к реформистским путям совершенствования общества. Сущностные черты русской идеи не были даны заранее, раз и навсегда, а формировались в процессе многовекового творчества народа, и в этом смысле, по определению И. А. Ильина, «возраст русской идеи есть возраст самой России».В последнее время, однако, в развитии народного самосознания наблюдается глубокий кризис. В обществе распространяются нигилизм, утрата гордости за свое Отечество, его историю, эрозия нравственного достоинства, чувства ответственности за родную землю. Рядом политических деятелей и публицистов насаждаются настроения, для которых становится естественным воспринимать Родину как «эту страну» и даже мечтать о ее колонизации, чтобы получить доступ к прилавкам, заполненным импортными товарами. И не случайно, вероятно, то, что в наши дни так остро развернулись дискуссии вокруг русской идеи, ставящие проблемы бытия нации, ее духа и судьбы.Недооценка национального имела место и в дооктябрьскую эпоху. Скажем, осознание мирового художественного значения древнерусской религиозной живописи наступило в России довольно поздно, лишь в начале XX века. Неоценимую роль в раскрытии мира нашей древней иконописи как важного источника познания внутреннего духовного склада русского человека сыграли тогда исследования Е. Трубецкого «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Россия в ее иконе» (1917), пробудившие интерес к отечественной религиозной живописи и древнерусской культуре в целом. Однако нынешнее «незнанье России» достигло у нас небывалых ранее размеров, что порождает множество некомпетентных (подчас диаметрально противоположных), поверхностных рассуждений вокруг русской идеи. Это понятие неузнаваемо перекраивается по самым различным заранее заданным меркам и представлениям, в том числе и в угоду субъективным вкусам. Русская идея нередко объявляется порождением этноцентризма, идеализации и абсолютизации интеллектуальных и психологических свойств всей русской нации, иными словами, тем, что должно быть предметом разоблачения и осуждения и в конечном счете покаяния. Действительно, для русского самосознания еще со времен средневековья был характерен религиозный (христианский) мессианизм. Его исторические основы могут быть в известной степени объяснены тем, что историки называют «особой сопротивляемостью» Древней Руси азиатской Степи — длительным агрессивным воздействием на нее со стороны кочевых племен Востока. Самой своей исторической судьбой, географическим положением — между европейским Западом и азиатским Востоком — Русь была как бы обречена на мессианистскую роль защитницы Европы. А. Пушкин писал: «России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…».

Источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-180445

Русская религиозная философия XX века, основные представители

Русская философия 20 века

На рубеже XIX и XIX вв. характер русской религиозной философской мысли обозначается как философско-религиозный Ренессанс.

Сформировалось общество, которое носило название «новое религиозное сознание». Яркими персонами этого движения были Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, С. Л. Франка, С. Н. Булгаков.

Их стремления заключались в обновлении ценностей православного христианства.

Кризис российского общества стал первопричиной пересмотра взглядов на религию. Также среди причин осознание неприемлемости путей революционного переустройства общества после революции 1905-1907 гг. Поражение в ней приняли и осознали консерваторы и либералы.

Течения русской философской мысли

Чёткой классификации религиозно-философской мысли в начале XX в. в России нет. Исследователи, в числе которых В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий, Б. В.

Яковенко, в своих трудах предлагали множество вариантов классификации, но сложность состоит в том, что отнести того или иного мыслителя к какой-то одной конкретной практически невозможно. В период первого десятилетия XX в.

в России настолько было многообразно философское движение, что были практически все течения от марксизма до неокантианства, интуитивизма, философии всеединства, экзистенциализма, персонализма и др.

Подробнее остановимся на положениях оригинальных течениях русской философской мысли.

Философия всеединства XX в

В. С. Соловьёв сформировал идеи философского учения о всеединстве. Его последователи развивали эти положения и придерживались догматов, которые разработал Соловьёв. Среди его сторонников такие известные имена, как С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин и В. Ф. Эрн.

Эти люди были не просто защитниками Соловьёва, они сумели глубоко развить его начальные положения и положительно повлияли на развитие и формирование философии всеединства. Несмотря на то, что зачастую высказывались критически в адрес своего подвижника и первооткрывателя. Кроме того, они смогли внедрить идеи философского учения в социальную, духовную жизнь и даже в историю.

Философия хозяйства С. Н. Булгакова

Огромное значение в формирование течения всеединства привнёс Булгаков. Его тернистая дорога к позиции мыслителя религиозно-философского общества лежала через сложные этапы его жизни. Изначально он был экономистом-социалистом, позже стал священником, и только после нашёл себя в роли философа-идеалиста, священника и мыслителя.

Учёные-исследователи выделяют несколько стадий его эволюции:

  • Период легального марксизма (1896-1900 гг.).
  • Период религиозной философии (1901-1918 гг.).
  • Период богословия (с 1919 г.).

В своём сочинении «Философия хозяйства», которое имеет огромное значение для понимания процесса становления и обретения чётких очертаний философии всеединства, Булгаков продвигал идеи и укреплял их смысл, стараясь как можно более серьёзно закрепить их в хозяйственной сфере жизни человека.

Булгаков говорит о том, что хозяйственность имеет множество сторон осмысления. Её проблематика заключается в критике политической экономики и в осмыслении хозяйства с точки зрения религиозно-философского учения.

Первая проблема с позиций критического подхода к правящим в науке концепциям хозяйственной деятельности заключается в экономизме и пристрастию к прагматизму.

Булгаков говорит о том, что эта проблема есть плод капитализма, по своему смыслу попросту оправдывает и обслуживает этот устрой жизни общества. В свою очередь, философия хозяйства сможет в корне изменить ситуацию.

Именно поэтому в основе задач современников Булгакова лежит построение такой системы, которая даст ответ о смысле хозяйственной деятельности, включённой в мировой процесс.

С позиций второй проблемы, можно говорить о том, что Булгаков делает попытки справиться с непродуктивным отходом политической экономии от философской науки. Делает он это весьма оригинальным способом, соединяя философия хозяйства и экономическую теорию.

Возвращаясь к его сочинению «Философия хозяйства», логично будет отметить, что в произведении автор не обращается к классическим понятиям экономики типа «капитал», «деньги», «товарообмен», «цена» и пр. Главными терминами его работы становятся «Бог и хозяйство», «субъект хозяйства», «мир и хозяйство», «свобода и хозяйство».

Здесь автор поднимает проблемы до понимания и познания философии – целостной философии хозяйства.

Определение 1

По Булгакову хозяйство – это «борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм».

Трудовая деятельность лежит в основе жизни человека, который придерживается философии хозяйства. При условии, что обязательно должна поддерживаться связь между объектом и субъектом, природой и человеком. Труд, в свою очередь, для Булгакова – это основообразующий феномен жизни человека.

Пример 1

Булгаков писал: «Только тот живет полной жизнью, кто способен к труду и действительно трудится».

Булгаков в определении труда не опирается на узкий экономический смысл и даёт собственное, полагаясь на догмы учения философии хозяйства.

Интересно, что согласно теории Булгакова человек, не является отдельной личностью и позиционируется в купе со всем человечеством в целом как субъект хозяйствования и в отношении к природе как к объекту хозяйствования.

Процесс хозяйствования ведется в разных формах, при этом по сути своей, эта деятельность остаётся единой, в процессе которой субъект воздействует на объект, тем самым совершая акт взаимодействия природы творящей и сотворённой.

В силу этого хозяйственная деятельность аргументируется и подтверждается фактами, что хозяйство – это единый процесс, в котором творится общее дело для всего человечества.

Философия Е. Н. Трубецкого и поиск смысла жизни

Основным трудом Е. Н. Трубецкого является произведение «Смысл жизни». Оно полностью отражает его взгляды на существование человека и человечества.

Примечательно, что начал работу он над этим сочинением во время Первой мировой войны, а закончил, когда гражданская война была на пике.

В этой книге Трубецкой рассуждает о смысле жизни, говорит о непонимании того, как можно очерчивать ценность человеческого существования, если мир доказывает совершенно обратное. Ввиду этого время войн он называет «мировой бессмыслицей».

Пример 2

Трубецкой в своём произведении говорит: «Не безумие ли утверждать, что есть смысл и есть Бог, когда окружающий мир даёт столь неотразимые доказательства своего бессмыслия и безбожия?»

Поиск смысла жизни по Трубецкому – это поиск и нахождение Бога. В этом состоит самая важная ценность мироздания. Человеческая мысль должна подниматься к Богу, к вечному смыслу, и при этом быть воплощением этого вечного смысла во временном процессе.

Трубецкой пытался оправдывать Бога за зло, которое происходит в мире. В силу этого часто обращался к теодицее. В этом смысле он определяет человеческую жизнь не только временем, проведённым на земле, но и саму вечную жизнь, которая есть Бог и в Боге. Именно это должно быть сутью существования человека на земле.

Таким образом, можно утверждать, что основа учения Трубецкого о поиске смысла жизни, заключается в том, чтобы существовать в свободе. Ведь Бог существует отдельно от мира и возвышается над миром. При этом Творец создал мироздание для свободного существования и объединения с ним только посредством дарованной свободы.

Свобода человека – это способность сделать выбор между Богом и его отсутствием, жизнью или смертью. Иными словами возможность выбирать свою свободу. Трубецкой полагает, что только в таких взаимоотношениях человек наделён достаточной человеческой свободой и тем самым истолковывает вероятность самых крайних человеческих отпадений от Творца.

Философия символа

Русский Леонардо да Винчи П. А. Флоренский. Своё прозвище он получил благодаря тому, что был одарённым человеком и с лёгкостью был одновременно философом, богословом, инженером-изобретателем, лингвистом, искусствоведом и поэтом. Личность крайне интересная и разносторонне развитая.

Последователь Соловьёва активно развивал его первоначальные идеи и был сторонником объединения в одной системе мышления философии, науки и богословия. Собственно это и отражено в его книге «Столп и утверждение истины».

  Основная задача этого произведения состоит в том, чтобы донести до общих масс идею всеединства как главного принципа жизни человека.

По сути, всеединство у Флоренского заключается в любви, которая формирует и укрепляет единство.

Символ и символическая система становятся проблематикой поздних исканий Флоренского. Даже принято считать, что он стал единственным, кто так глубоко и всецело работал над поиском проблемы символа и символичности. Нельзя недооценивать его вклад в этот вопрос.

В роли богослова Флоренский исследует проблему духовной связи человека и космоса, бытия и космоса. Как богослов и религиозный мыслитель он утверждает, что выражение человеческого бытия происходит именно через символ, и благодаря символизму. По мнению Флоренского, космос – это бесчисленное множество символов, а единение человека в космосе значит совокупление его с миром символов.

Определение 2

Символ по Флоренскому – это бытие, которое больше самого себя.

Он постоянно задаётся вопросом, что же такое символ, каково его предназначение и природа. Выдвигает мнение о том, что в символе синтезируются два мира: к первому символ принадлежит, а на второй указывает.

Флоренский утверждает, что символы несут в себе духовную энергию и поэтому не могут быть чем-то неопределённым или произвольным. Помимо этого он полагает, что символы создаются духом, они появляются, зарождаются именно в сознании человека, но никак не могут быть придуманными, а скорее воспринятыми. Ведь конкретное духовное содержание образовывается в сознании в виде символов.

Слово – это совершенно новый действительный мир, в котором переплетаются энергии взаимодействующих объекта и субъекта.

Исходя из всех положений и идей Флоренского, можно говорить о том, что он работал над соединением богословия и символической философской антологией.

В завершении стоит отметить, что, к сожалению, судьба всех сторонников философии всеединства закончилась плачевно. Практически все они умерли в молодом возрасте. С. Н. Трубецкого настиг инфаркт, Е. Н. Трубецкой умер от непродолжительного заболевания тифом во времена разгрома Врангеля,  С. Н.

Булгакова в эмиграции поразила раковая болезнь, и он вскоре скончался, П. А. Флоренский был расстрелян на Соловецких островах, где долгое время был заключенным одного из самых страшных лагерей, Л. П. погиб в лагере под Интой, а В. Ф. Эрн скончался от неизвестной болезни в самом расцвете сил.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-20-veka/russkaja-religioznaja-filosofija/

Франк считает, что религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что говорят о совершенно разных вещах. А противоречия могут возникать лишь там, где сталкиваются два мнения по одному и тому же предмету

Разделение мироздания на видимый, т.е. доступный научному изучению, и невидимый, сакральный мир определяет границы компромисса между религией и наукой. В пределах того, что называется видимым, или тварным, миром религия идет по пути признания научного авторитета и приспособления к науке.

Основное противоречие с точки зрения образованных людей усматривается в религиозной вере в чудеса, несовместимые с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы.

Чудеса — это вмешательство Божества в естественный ход событий. Даже образованные люди, замечает Франк, часто обращаются к Богу с просьбой о чуде.

Ведь в сущности, всякая молитва, — а какая же религиозность возможна без молитв, — есть просьба к Божеству о его вмешательстве в жизнь.

Вполне естественно, что наука, встречаясь с каким-нибудь новым неожиданным явлением, прежде всего, старается отыскать, не есть ли оно действие каких-либо незамеченных ею раньше природных же причин, и потому не сразу верит в наличность чуда, и в этом смысле в пределах своей компетенции «не допускает» чуда. Но истинная наука всегда свободна от притязания на всемогущество, на неограниченное свое единодержавие и потому не содержит отрицания возможности действия сверхприродных сил, на входящих в ее компетенцию.

Таким образом, заключает Франк, религия и наука не только не противоречат друг другу, но как раз наоборот: тот, кто отрицает влияние божества на действительность, тот последовательно должен отрицать и науку, как возможность рационального мирообъяснения и совершенствования. И обратно: кто признает науку и вдумывается в условия, при которых она возможна, тот логически вынужден прийти к признанию основного убеждения религиозного сознания о наличии высших духовных и разумных корней бытия.

fЗаключение

Для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, B.C. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского и др.

Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Известный знаток русской философии отец Василий Зенъковский считал наиболее характерной чертой русской философии ее этический персонализм.

Этический персонализм, понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

Принцип цельности в русской философии применительно к проблемам теории познания конкретизировался в сочетании чувственного, рационального и мистического. Часто основу познания видят в интуиции.

Речь идет не об интеллектуальной интуиции Декарта, а о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим. В этой связи можно отметить, что в русской философии всегда достойнейшим образом было представлено интуитивистское направление.

Интуитивистами были Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев, В.А. Кожевников и др.

В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истинность сближается с праведностью.

Русский космизм в наши дни часто оценивают как визитную карточку русской философии в целом.

Это справедливо в том смысле, что концепция русского космизма довольно органично объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей и их действительности для науки, искусства и даже повседневной практики. По сути дела концепция русского космизма является конкретизацией характернейшей идеи русской философии, идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «распространении совершенства» (Циолковский) по Вселенной. Эта идея поражает своей масштабностью и смелостью, но для ее научного анализа все еще не достает данных.

Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма. Разумеется, в данном случае перечислены лишь главные, основополагающие принципы русской философии. Нет оснований считать этот список исчерпывающим суть русской философии.

Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения русской философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности нужно не иначе, как с использованием достижений современной мировой науки и философии.

fСписок использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2012. — 944с.

2. Вальяно М. Основы философии. М.: Дело и Сервис, 2014. — 544с.

3. Гурина М. Философия. / Пер. с фр. — М.: Республика, 2012. — 540с.

4. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 2. СПб.: Алетейя, 2010. — 415с.

5. Миголатьев А.А. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 639с.

6. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2014. — 816с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00640526_0.html

Refy-free
Добавить комментарий