Руководитель и лидер

Содержание
  1. Руководитель и лидер. Какая между ними разница?
  2. Руководитель и лидер — Энциклопедия по экономике
  3. Чем отличается лидер от руководителя (формальное руководство от лидерства)
  4. Определение понятий
  5. Основные качества
  6. Стили поведения
  7. Выводы
  8. Руководитель и лидер. Кем быть?
  9. Роли и задачи
  10. Кем стать: лидером или руководителем?
  11. 10 отличий обычного начальника от настоящего лидера
  12. Лидер и руководитель: в чем разница?
  13. Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя
  14. Теория лидерства
  15. Особенности лидеров
  16. Виды лидерства
  17. Эмоциональное
  18. Деловое
  19. Информационное
  20. Типы лидерства
  21. Лидер и руководитель
  22. Особенности руководителя-лидера
  23. Кто такой лидер и какими качествами он должен обладать на сегодня
  24. Определение лидера
  25. Личностные качества современного лидера
  26. Свое видение перспективы
  27. Определение и достижение целей
  28. Адаптированность или стрессоустойчивость
  29. Гибкость
  30. Упорство, настойчивость
  31. Поведение
  32. Минусы лидерства
  33. Заключение

Руководитель и лидер. Какая между ними разница?

Руководитель и лидер

Но не так редко в организациях могут появиться лидеры, которые имеют не меньшее влияние на коллектив, чем руководитель. Сегодня роль лидерства особенно актуальна. Как жизнь показывает, настоящий лидер имеет большое влияние и способен добиваться с коллективом хороших результатов.
Времена Советского Союза воспитали прекрасных руководителей, но не лидеров.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди — это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей.

Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель.

Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован.

Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Подчиненные — это работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников.

Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства — как любви, так и ненависти.

Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают.

Руководители во имя достижение целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают над поощрениями. Недочеты и провалы обсуждаются больше, чем достижения и успехи.

Лидеры строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками.

Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления.

Руководитель при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций.
Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки по разработке новых и неоднозначных решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность — отличительная черта современного лидера.

Руководителю трудно стремится к ясности и четкости в выполнении работы. Он предпочитает бумажные отчеты больше чем реально-интересные, но нигде не зафиксированные протокольно события.

В коллективе неформально поддерживается посредственность, замалчивается и не признается одаренность сотрудников.

Лидеру свойственен постоянный анализ сложившихся дел в коллективе, поощряются наилучшие примеры, продвигается незапланированное, но заслуженное вознаграждение.

Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него.
Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей.

Руководитель не умеет налаживать отношения с «трудными» людьми. Не способен защитить коллектив в критические периоды жизни организации, спокойно относится к минимальному вкладу своих сотрудников.

Лидер может установить приемлемые отношения с «трудными» людьми, не конфликтуя с ними, но и не занимаясь попустительством в отношениях.

Лидер защищает своих коллег, но требует от них максимального вклада в общее дело.

Руководителю не получается установить критерий успеха в своей организации. И потому люди под таким руководством плывут безынициативно, без направления и вдохновения на рабочем месте.
Лидер имеет образ успеха организации в своем разуме и вдохновляет коллег. Умеет праздновать совместно с коллективом победу!

Большая удача, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива. Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером.
Сегодня мало быть руководителем. Требования дня — быть лидером коллектива.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@snezha/posts/33625/

Руководитель и лидер — Энциклопедия по экономике

Руководитель и лидер
Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей и факторов влияния руководителя на культуру и поведение организации, в том числе по отношению к персоналу, обозначим терминологическую определенность понятий руководитель , лидер , менеджер , поскольку специалисты и авторы трудов по управлению у нас и за рубежом зачастую вкладывают в эти понятия разное содержание.

Слова руководитель и лидер в английском языке имеют одно и то же значение в отечественной же науке сформировался такой подход руководитель — это лицо, формально, т. е. по приказу, назначенное на должность, а лидер — это человек, стихийно, спонтанно выдвинутый коллективом как наиболее авторитетный.

Таким образом, прослеживается связь между понятием лидер и неформальный руководитель , а идеальным случаем для коллектива, организации является слияние признаков формального и неформального руководителя в одном лице. Есть и некоторое разночтение в понятиях руководитель и менеджер .

Преобладает точка зрения, будто это синонимы, прослеживаемая в фундаментальном труде Основы менеджмента Мескона и
 [c.168]
Англо-американская модель характеризуется такой структурой органов управления, как совет директоров, который состоит из исполнительных и независимых директоров.

Количество независимых директоров в составе совета директоров американских компаний, как правило, равняется или превышает количество исполнительных директоров. Значительная роль отводится главному исполнительному директору, и успех самой компании тесно связан с его личными качествами руководителя и лидера.
 [c.

191]

Таким образом, руководство представляет социальную характеристику процесса взаимодействия между руководителем и подчиненным, а лидерство дает психологическую характеристику поведения отдельных членов группы. Однако, руководитель и лидер решают близкие задачи они стимулируют группу, стремятся сориентировать ее на выполнение определенных задач, изыскивают возможности и средства для их эффективного решения.
 [c.577]

Социальные роли и отношения в коллективе. Мотивационные основы управления. Содержательные концепции мотивации. Процессный подход к мотивации. Источники власти в организации. Руководитель и лидер. Стили управления. Ситуационные модели лидерства. Корпоративная культура. Влияние культуры на организационную эффективность.
 [c.103]

Доказано, что от характера отношений руководителя и лидера между собой и каждого из них с коллективом прямо зависят результаты деятельности коллектива. Моральный климат в коллективе — это прежде всего настроение коллектива.
 [c.63]

Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп.

Развивая эту мысль, Дэвис пишет Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации.

Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияйте MO V T подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации .  [c.447]

Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она — самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные.

Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Лидеры системы 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие трудящихся в управлении (теория F ).

Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
 [c.494]

Это делается в начале каждого года президентом в присутствии всех управляющих филиалами, президентов компаний, входящих в группу Мацуситы , руководителей зарубежных филиалов и лидеров профсоюза.
 [c.80]

Оценка этих факторов производится по следующим параметрам [130] I. Хороший работник 1) устремленность к сотрудничеству 2) чувство ответственности 3) желание трудиться 4) хорошее состояние здоровья 5) общительность 6) дух соперничества 7) удовлетворенность трудом. II.

Хороший мастер 1) умение слушать других 2) умение обучать 3) способность быть лидером 4) справедливость 5) умение поставить себя а место подчиненного 6) преданность делу 7) устремленность к общим целям. III.

Хорошие отношения между руководителем и подчиненными 1) совместное обсуждение деловых проблем 2) уважение мнений друг друга 3) умение вести обсуждение проблем 4) честное изложение своих взглядов обеими сторонами 5) внимательное ознакомление с мнением собеседника 6) стремление к объединенным усилиям. IV.

Хорошая рабочая обстановка 1) располагающая атмосфера 2) хорошие взаимоотношения со смежниками 3) слаженность в действиях 4) безопасность труда 5) ощущение справедливости в отношениях 6) рабочее место — это место, куда влечет 7) на рабочем месте приятное человеческое окружение.
 [c.140]

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.

е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
 [c.470]

На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинаково высокого уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности.

Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива.

Характерная черта данного этапа — достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.
 [c.222]

Обычно ожидается, что находящийся на верхней ступени властной пирамиды руководитель (своего рода отец семейства) — это не только менеджер, но и лидер, отличающийся знаниями, опытом, жизненной мудростью и т. п.

Кроме того, подразумевается, что он знает все маленькие хитрости, сильные и слабые стороны членов коллектива, имеет представление о том, чем они занимаются, и т. д. Это обеспечивает ему дополнительное уважение и высокую неформальную степень власти.

Система в целом базируется на патерналистских установках инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать пожеланиям и приказам руководителя ( отца ). Последний, в свою очередь, черпает ответы на вопросы и принимает решения на основе неформальных намеков и подсказок детей и родственников .

Причем процесс обратной связи зачастую не осознается сторонами. Мудрость окончательного решения отца по большей части приписывается членами семьи исключительно его жизненному опыту, проницательности, знанию людей и т. п., а отнюдь не подсказкам через обратную связь.
 [c.47]

Какие различия существуют между понятиями руководитель , менеджер и лидер  [c.521]

План проекта. Руководители проекта и лидеры группы создают рабочий план, вырабатывают требования к ресурсам и определяют цели, на основании достижения которых и оценивается их деятельность.
 [c.130]

Руководители являются лидерами своих коллективов, они наделяются широкими правами и выполняют наиболее ответственные функции  [c.189]

Как бы вы не стремились стать лидером, вы им никогда не станете, если окружающие не воспримут вас таковым. В руководстве же дело обстоит иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим данной роли или нет.

Можно сказать, что руководство есть по своей сущности социальный феномен, а лидерство — психологический. И в этом основное различие между ними, хотя в то же время у этих ролей и немало общего. Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Примеров такой трансформации множество.
 [c.19]

Можно выделить два типа команд 1) постоянные, рабочие команды, имеющие опыт совместной работы и включающие лидера-руководителя и подчиненных 2) специфические — только появившиеся, заново созданные благодаря организационным структурным изменениям, слияниям, задачам.
 [c.390]

Сегодня руководители компаний-лидеров по-новому подходят к проблеме и программе вовлечения персонала в инновационный процесс (табл. 9.1).
 [c.140]

Каковы основные черты инновационного руководителя и глобального лидера  [c.190]

В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер .

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее — взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Соответственно отношения начальник — подчиненный , свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями лидер — последователь 1.
 [c.392]

Г. Минцберг находит одну общую черту управленческой работы — роли руководителя, и считает, что роль руководителя является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности .

Таким образом, менеджер, занимая соответствующую должность, вырабатывает свою линию поведения, т. е. лично интерпретирует роли. Менеджеры выполняют роли роль лидера роль связующего звена информационную роль роль человека, принимающего решения.

 [c.406]

Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реализации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции.

Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают этому большого значения.

Так, местные политические лидеры и функционеры видят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рассчитывают на компанию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне.

Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может засохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она в конце концов упадет раньше срока.
 [c.222]

Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
 [c.67]

Сходство лидера и руководителя в том, что оба призваны стимулировать коллектив, нацеливать его на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Однако лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Хороший руководитель является лидером вверенного ему коллектива, но его работа только лидерством не ограничивается.
 [c.67]

Чем выше идеологическая унификация членов коллектива (например, большинство членов коллектива — члены КПРФ), тем более развита их структура, вероятнее появление лидеров и тем сильнее поляризация руководителей и подчиненных.
 [c.309]

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное — связано с назначением человека на руководящую должность, его положением в обществе, организации.

Неформальное лидерство основано на авторитете, приобретаемом в результате признания коллективом компетенции, высоких деловых, организационных и иных качеств личности, важных для руководителя.

Формальный лидер (например, директор фирмы) далеко не всегда признается в коллективе как неформальный. Инновационный менеджер должен быть неформальным лидером.
 [c.360]

Господствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, — ими могут быть лидер по качеству, лидер по сервису и лидер по издержкам. Они обслуживают весь рынок и получают прибыль главным образом за счет большого объема производства и низких издержек.

Гиганты окружены множеством фирм, занявших различные рыночные ниши (компании, специализирующиеся на обслуживании одного сегмента рынка, на производстве одного товара, а также ориентирующиеся на индивидуальных клиентов).

Руководители фирмы, работающей на зрелом рынке, должны решить стоит ли вступать в борьбу за место в большой тройке в расчете на высокие объемы производства и низкие издержки или обратиться к стратегии занятия ниши, когда основным источником прибыли выступают надбавки к цене.
 [c.330]

На этом этапе руководитель является лидером коллектива именно от него сотрудники ждут распоряжений, выдвижения идей и целей, организации работы. Руководитель представляет собой
 [c.148]

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.  [c.111]

В этом случае опасность представляет отрыв лидеров от остальных членов организации. Такие лидеры (нередко считающие себя выше всех окружающих) быстро утрачивают доверие коллектива, а потому их быстро смещают .

А это значит, что руководитель, который одновременно является и лидером, должен очень внимательно относиться к требованиям и ожиданиям окружения. Естественно, их не следует выполнять беспрекословно, но их не стоит и игнорировать.

Лучше просто объяснить, почему вы считаете невозможным или просто не считаете нужным выполнять эти требования.
 [c.197]

Руководитель — ключевое звено в системе управления, направляет деятельность всего коллектива. Он одновременно и представитель высшего звена управления в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Совокупность методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности, их определенное сочетание определяют стиль его руководства.
 [c.158]

Резник С,Д, Дипломатия служебного пользования стирает углы между руководителем и подчиненным // Лидеры образования, — 2003. —. № 4.
 [c.177]

ОРГАНИЗАЦИИ 1-ГО ТИПА (system one organizations) — в теории Р. Лай-керта эксплуататорский и авторитарный тип организации.

Здесь руководители и лидеры не доверяют своим ведомым, мотивация к труду основывается на страхе, угрозах и случайных поощрениях.

Поток информации направлен сверху вниз, а то, что идет снизу, — это неточная и даже фальсифицированная информация. Задания навязываются сверху, там же принимаются все важные решения.
 [c.244]

Соотношение этих феноменов имеет не только научный интерес, но и предполагает получение ответа сугубо прикладного характера.

Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации офицальной структуры, каково в таком случает оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы Иными словами, как должны соотноситься между собой действия руководителя и лидера, необходимо ли руководителю реализовывать все возможные (или хотя бы основные) лидерские роли или достаточно довольствоваться какой-то одной из них  [c.483]

ОФИС ГЛАВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ -коллективный орган управления организацией в ряде развитых зарубежных стран. Быстро меняющаяся экон. ситуация требует одновременного использования знаний, умений и талантов всех основных архетипов руководителя (см.

) (лидер, администратор, плановик, предприниматель). Поэтому единоличное руководство уступает место О.г.р., а подход, при котором во главе организации ставится тот ар-хитип, который учитывает специфику данного момента, все менее эффективен в динамично меняющихся экон.

условиях деятельности организации.
 [c.234]

До назначения на должность Евгений несколько раз посещал предприятие вместе с руководителями территориального агентства по банкротству, встречался с некоторыми из его руководителей и достаточно подробно знакомился с существующей документацией предприятия.

После решения арбитражного суда о передаче предприятия во внешнее управление А. М. Аркадьев, бывший директор завода, ушел в отпуск, чтобы затем уволиться и уйти на пенсию по возрасту. Управленческий персонал завода, проработавший на предприятии много лет, старше среднего возраста (50—60 лет).

Евгений считает, что, поскольку с бывшим руководителем их связывают многие годы совместной работы и, возможно, дружеские отношения, они могут отнестись к нему не очень доброжелательно. Кроме того, один из лидеров прежнего состава руководства — главный инженер М.Л.

Осетров — выставлял от предприятия свою кандидатуру на должность внешнего управляющего, но не прошел конкурс.
 [c.522]

Процедуры модуля А оказывают первоначальное воздействие на все последующие процессы, вплоть до выбора партнеров и лидеров в конце дня. Кроме того, этот этап имеет самостоятельное значение как определенный тренинг исполнения конечной процедуры (модуль К) — собеседования в экспертной комиссии.

Внимательный, осмотрительный, находчивый, рассудительный руководитель может, увидев и поняв эту связь, использовать модуль А для тренинга и подготовки к собеседованию в экспертной комиссии.

Дело в том, что разная способность корректировать свое поведение свидетельствует о соответствующей степени рефлексивности1 сознания и мышления руководителя, что проявляется в ходе диагностического процесса и учитывается членами экспертной комиссии.
 [c.216]

Уникальность каждой личности и организации не позволяет рассчитывать на достаточность типологии поведения, выведенной К. Томасом, для описания и анализа конкретной конфликтной ситуации.

Поэтому необходимо владение фундаментальными знаниями в области психологии и социологии каждым руководителем и специалистом.

Распознать и предвидеть конфликтную ситуацию на основе знания своей команды, уметь работать с любыми, даже конфликтными по характеру людьми, — проявление высшего уровня профессионализма у лидера.

Целый ряд работ содержит рекомендации по правильному поведению в проблемных ситуациях и в процессе урегулирования конфликта ( Методы практической психологии общения , …И проснешься боссом… , Личность и предприятие факторы успешного взаимодействия и другие работы по конфликтологии, психологии, организационному поведению).
 [c.286]

Источник: https://economy-ru.info/info/176464/

Чем отличается лидер от руководителя (формальное руководство от лидерства)

Руководитель и лидер

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям.

Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия.

Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников;отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника.

Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна.

Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего ания.

Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным.

Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам.

В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве.

В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе.

Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/chem-otlichaetsya-lider-ot-rukovoditelya.html

Руководитель и лидер. Кем быть?

Руководитель и лидер

Руководитель и лидер – два близких, но не взаимозаменяемых термина. Давайте поподробнее разберемся в этих двух понятиях.

В первую очередь, перед ними стоят разные задачи: лидер стремится влиять на коллектив или людей отдельно, руководитель – организовать и проконтролировать какой-либо процесс, как правило, рабочий.

Роли и задачи

Руководитель появляется в результате его назначения на основании приказа или устава общества. Если перед людьми стоит задача, которую нужно выполнить, для оптимизации процесса назначается руководитель, который буде направлять, организовывать и контролировать рабочую деятельность.

Лидер же выделяется стихийно и всегда группой. Даже в группе, в которой люди собрались не для совместной работы, зачастую выделяется один человек или несколько, к чьему мнению прислушиваются большинство, кто “ведёт” за собой остальных.

Этим же обусловлено то, что “руководитель” – официальная должность, в отличие от “лидера”, чьё положение является формальным и может быть оспорено или изменено самой группой. Однако, лидерство, как правило, и заключается в том, чтобы быть признанным руководителем без официальных подтверждений.

Например, такая личность как Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, известный как, команданте Че Гевара, был общепризнанным лидером, авторитет которого никем не оспаривался и не требовал официальных документов.

Лидер и руководитель, в тоже время, не являются взаимоисключающими понятиями. Если руководитель является и лидером одновременно, это укрепляет его власть и облегчает процесс управления коллективом.

 При этом лидер выделяется, в первую очередь, за счёт личностных качеств, которые близки участникам группы. Не зря существует выражение “прирождённый лидер”. Рождаются ли лидерами? На этот вопрос у науки пока нет однозначного ответа.

 Лидерами становятся в силу характера и личностных качеств, которыми обладает человек . А характер, как утверждают психологи формируется в первые 5 лет жизни.

В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги центра “Igrox” помогут найти действенные инструменты и отточить в себе навыки руководителя и лидера.

Познакомтесь с несколькими простыми, но очень мощными техниками коммуникации, которые мы даем нашим ученикам на Тренинге “Мастерство общения”. Примите участие в других мероприятиях в Москве. Телефон для связи: 8 (495) 755-44-92.

Руководителями же становятся вследствие труда, приобритенного опыта и управленческого решения вышестоящего руководства.

Чтобы управлять коллективом, необходимо постоянно повышать свои компетенции, знакомиться с различными стилями управления (либеральный, демократический, делегирующий, авторитарный стили) и выбрать оптимальный.

Признаком появления лидера в коллективе считается некий элемент необъяснимого притяжения на межличностном уровне.

Если в группе есть тот единственный, за которым все идут и которого коллектив слушает без применения им каких-либо рычагов давления – это лидер.

Если же необходимы дополнительные способы воздействия, такие как: материальные рычаги давления, назначения, увольнения и другие способы поощрения и наказания, это руководитель.

Руководитель официально берет на себя ответственность за работу коллектива перед начальством, лидер берет на себя ответственность только по собственной инициативе или по принуждению.

За результат лидер по большому счёту отвечает только перед совестью.

У этих двух понятий есть и общие черты. И лидер, и руководитель координируют межличностные отношения в коллективе, оба берут на себя принятие некоторых решений или оставляют за собой последнее слово.

Ошибочно полагать, что лидером быть правильно, а руководитель – “паразит” на здоровом организме коллектива, также ошибочно полагать, что руководитель – единственный возможный начальник, а лидер – выскочка, которого надо отстранить.

Ошибочно также бояться появления лидера в коллективе, которым вы управляете.

Наоборот, для опытного руководителя наличие лидера может пойти на пользу как самому руководителю, так и компании в целом.

  • Во-первых, целесообразно быть с лидером в хороших взаимоотношениях, так как в противном случае, лидер может настроить коллектив против руководителя и тогда поручения, и задачи будут выполняться либо с большим опозданием, либо некачественно.
  • Во-вторых, доверительные отношения между лидером и руководителем, позволят ему лучше понимать и принимать коллектив, регулировать конфликтные ситуации и влиять на настроение группы.
  • В-третьих, лидеру можно поручить управление коллективом при решении некоторых задач, что позволит руководителю переключить своё внимание на другие задачи. Лидер не всегда претендует на роль руководителя, он, напротив, сплотит коллектив, сделав из него настоящую команду.

Кем стать: лидером или руководителем?

Зачастую заедается вопрос “Кем быть лучше: лидером или руководителем?” Правильный ответ, на наш взгляд, и тем, и другим. Соединив в себе лучшее и от лидера, и от руководителя, управление коллективом будет упрощено, и вы сможете стать настоящим начальником мечты. Для этого необходимо развивать в себе и лидерские качества и навыки руководителя, постоянно совершенствоваться.

Если вы на данный момент являетесь лидером, постарайтесь профессионально дорасти до руководящих должностей, а если вы уже руководитель, но вам не хватает лидерских качеств, стоит развивать их в себе. Нельзя однозначно выбрать что-то одно, так как вопрос быть строго или лидером или руководителем сугубо индивидуальный и зависит от личностных качеств.

Источник: https://igrox.ru/relax-your-brain/posts/rukovoditel-i-lider.-kem-byit

10 отличий обычного начальника от настоящего лидера

Руководитель и лидер
В наше время недостаточно быть обычным начальником — так никого не вдохновишь свернуть горы и выполнить работу раньше дедлайна. Нужно быть настоящим лидером, способным повести коллектив за собой, как Джон Сноу — воинов Севера.

Но в чем принципиальные различия? Мы собрали 10 главных пунктов, выделенных российскими и западными специалистами. После прочтения вы поймете, как стать первоклассным начальником.

Кстати, для всех настоящих лидеров и руководителей нового поколения сейчас проходит конкурс «Лидеры России», который дает возможность выиграть образовательный грант в размере 1 млн рублей, познакомиться с самыми успешными управленцами со всей России и попасть на программу развития кадрового управленческого резерва. Принять участие может любой желающий в возрасте до 55 лет — регистрация открыта до 24 октября.

Обычный начальник зациклен на текущих целях, настоящий лидер смотрит в будущее

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

Обычный начальник редко видит дальше своего носа: его волнуют только текущие цели, в лучшем случае — квартальный отчет.

Как правило, все задачи он получает «сверху», не принимая участия в их постановке, поэтому относится ко всему индифферентно, без огонька, фантазии и энтузиазма: сказано — сделано, и лучше, если строго по регламенту.

Понятно, что при таком раскладе и подчиненные расценивают свою работу похожим образом: для них это не интересный квест, дарящий новый опыт и знания, а муторная рутина, по окончании которой они получат калач — точнее, премию (и то не факт).

Настоящий лидер вносит порядок в рабочий процесс, разбивая его на этапы. Он четко представляет себе конечный результат и знает, как его достичь. Лидер живет идеей, вдохновляя работников своим примером. Его энтузиазм побуждает коллег к саморазвитию.

За счет того, что лидер относится к подчиненным как к равным, они ощущают себя незаменимым звеном команды, чувствуют ответственность и стремятся справиться с задачей как можно лучше.

При этом настоящий лидер не зациклен на текущих задачах: он всегда смотрит в будущее, продумывая дальнейшие ходы и ставя долгосрочные цели.

Обычный начальник видит в сотрудниках рабочую силу, настоящий лидер — единомышленников

Обычный начальник получает власть в свои руки вовсе не потому, что коллектив считает его самым опытным/талантливым/компетентным. Просто кто-то назначил его на вышестоящую должность, и пошло-поехало. Сам начальник свято верит в значимость офисной иерархии, относясь с нескрываемым пренебрежением к людям, оказавшимся на несколько ступеней ниже.

Хочешь что-то предложить или возразить? Сперва нужно дорасти! Обычный начальник считает, что весь коллектив обязан подстраиваться под него, и не терпит людей с характером. В его понимании проще выставить таких бунтарей, вручив им в руки трудовую книжку, чем пытаться найти общий язык, даже если сложный человек — первоклассный профессионал.

Настоящий лидер создает команду, в которой все равны.

Он понимает, как важно установить с коллективом живые и доверительные отношения, стимулировать саморазвитие, вместе преодолевать трудности и исправлять ошибки.

Лидер способен найти общий язык со всеми работниками, даже сложными, избегая конфликтов и находя общие точки соприкосновения, благодаря которым рабочий процесс проходит без эксцессов.

Обычный начальник вызывает страх, лидер — уважение

Скажем честно: многие обычные начальники предпочитают устраивать в офисах мини-царства, в которых им отведена роль этаких средневековых монархов.

Вместо того чтобы выстраивать отношения с коллективом и заслуживать уважение, они используют страх — главный двигатель прогресса: «Хочешь поспорить? Книга жалоб в отделе кадров».

Понятно, что многие подчиненные будут безропотно и беспрекословно выполнять все указания (пусть даже нелепые, заранее обреченные на провал): кому захочется потерять рабочее место?

Мотивируют своих подчиненных обычные начальники не менее ужасным способом, сводя все взаимоотношения к денежному вопросу: «Я вам плачу? Делайте как я сказал!». Такой подход скорее отбивает желание работать, но кого это волнует? Вот так и протекает процесс: вяло, нехотя и с взаимной ненавистью.

Настоящий лидер понимает: не все в этой жизни сводится к финансам. Куда продуктивнее подбадривать подчиненных и хвалить за сделанные вещи, чем угрожать лишением премии. К своим сотрудникам настоящий лидер относится с уважением, и они отвечают взаимностью. Такой руководитель мотивирует команду, всякий раз подчеркивая: люди работают не на него, а вместе с ним.

Лидер не требует признания и никого не запугивает — он его заслуживает своими поступками. Тем, кто не до конца разобрался, как правильно выстраивать отношения со своим коллективом, но хочет продвинуться вперед, не обойтись без помощи известного наставника.

Получить советы от одного из лидеров бизнеса и госуправления можно приняв участие в конкурсе для руководителей нового поколения «Лидеры России».

Обычный начальник фокусируется на результате, настоящий лидер — на процессе и команде

Для обычного начальника главное во всем рабочем процессе — результат. Его не особо интересует, какие вопросы и трудности возникают у подчиненных по пути к намеченной цели, — важен отчет с выполненным планом, который можно предоставить вышестоящим. Если же начальник не смог заставить свою команду сделать все четко и идеально, его положение может пошатнуться. Кому это надо?

Настоящего лидера волнует не столько сам результат, сколько процесс и команда: важно, чтобы в ходе работы сотрудники набирались опыта и развивались, а сам процесс совершенствовался. Лидерам важно создать команду, в которой каждый сможет привнести новое видение и идеи. Обычные начальники просто раздают приказы — благополучие коллектива и развитие людей их не особо заботит.

Обычный начальник раздает приказы, настоящий лидер прислушивается к мнению

Этот пункт вытекает из предыдущих: если обычный начальник заинтересован исключительно в результате, относится к подчиненным как к людям менее одаренным, чем он, то зачем спрашивать их мнение и обращаться за советами (пусть в коллективе и есть более опытные сотрудники)? Как правило, постановка задачи выглядит как монолог: начальник диктует, что нужно сделать, еще и без разъяснений. Задание получено? Вперед!

Настоящий лидер осознает, насколько важно вовлекать подчиненных во все бизнес-процессы. Для того чтобы принять то или иное решение, он собирает всю команду, выслушивая каждое мнение и все идеи. В результате сотрудники понимают свою важность, лучше разбираются в поставленных задачах, а команда сплачивается, совершенствуется и развивается.

Обычный начальник все делает самостоятельно, настоящий лидер не боится делегировать задания

Обычный начальник предпочитает все делать самостоятельно, но вовсе не из-за вселенского человеколюбия: он не до конца уверен в своем авторитете, ему сложно доверить работу другим людям.

Обычно такие начальники подбирают в свою команду менее компетентных и опытных специалистов — лишняя конкуренция им ни к чему. Ну а поскольку свое окружение босс считает малосведущим, он уверен: никто не справится с работой лучше него.

Даже если он решит делегировать задание кому-то из подчиненных, начальник будет строго контролировать весь процесс, не позволяя исполнителю принимать самостоятельные решения.

Настоящий лидер уверен в своих силах, но знает и свои слабые стороны. Он создает команду, которая дополняет его. Лидер осознает: результат будет куда лучше, если доверять своим коллегам.

В отличие от обычного начальника лидер не просто озвучивает задачу, но и спрашивает у подчиненного, какие у него есть идеи по ее решению. У лидера нет необходимости в постоянном контроле: он передает полномочия исполнителю и просит обращаться с любыми вопросами.

Хороший лидер всегда знает, когда нужна твердость руки, а когда можно отойти в сторонку и не вмешиваться в процесс.

Если вы хотите пройти комплексную оценку своих лидерских компетенций и получить шанс попасть на программу развития кадрового управленческого резерва, у вас еще есть возможность стать участником конкурса «Лидеры России» — совершенно бесплатно.

Обычный начальник попрекает ошибками, настоящий лидер помогает их исправить

Обычный начальник не умеет признавать ошибки: если, не дай бог, что-то пошло не так, он сразу же приступает к поискам виновных, придумывая изощренные наказания. По сути, он может обвинить в провале проекта абсолютно любого сотрудника, не соблюдающего его точные указания. Ему не до анализа: главное — найти крайнего, а не разобраться в причинах, почему все пошло не так, как было задумано.

Настоящий лидер осознает, что ошибки подчиненных касаются и его. Он понимает свою ответственность и остается спокойным в случае поражения. В критических ситуациях настоящий лидер ищет выход из них, вместе с командой определяя решения. И как правило, находит их.

Обычный начальник приписывает все достижения себе, настоящий лидер разделяет успех с командой

Итак, обычный начальник очень не любит поражения и постоянно ищет виновных в любых провалах.

Но как обстоят дела с победами? Тут все с точностью до наоборот: он любит вставать на пьедестал и получать поздравления, отчего-то забывая, что не финишировал бы первым без помощи своей команды. Такой руководитель искренне уверен, что все достижения — исключительно его заслуга.

Ну и что, что половина сотрудников сидела в офисе до полуночи, чтобы быстрее закончить проект? Без самого умного и талантливого предводителя они бы ни за что не справились. Ведь правда же?

Настоящий лидер считает себя частью коллектива, а значит, что победы, что поражения — дело общее. Он всегда разделяет успех со своей командой, отмечая заслуги подчиненных, ведь понятное дело — к финишу привела работа не одного человека, а тяжелый коллективный труд. Такой подход стимулирует работников покорять новые высоты и ставить новые рекорды.

Обычный начальник — строгий консерватор, настоящий лидер иногда нарушает правила

У обычного начальника есть четкий набор представлений о том, как должен протекать рабочий процесс и как должна выполняться та или иная работа. Нововведения — совсем не его тема: начальник бежит от них как от огня. Все должно быть строго по регламенту: шаг вправо, шаг влево — расстрел.

Как правило, обычные руководители действуют исключительно по опыту прошлых лет, исключая поиск новых решений. Больше всего они доверяют отчетам — лучше, если они будут ежедневными и бумажными.

Если обычному начальнику приходится выйти за рамки, установленные в его сознании, дело обречено на провал: подобному человеку чужды импульсивность и креатив.

Настоящий лидер всегда смотрит на задачу под разными углами, пытаясь придумать новый способ ее решения. Он не боится брать на себя ответственность и идти на риски. В отличие от начальника-консерватора настоящий лидер знает: правила нужны, чтобы их нарушать. И все же делает он это только по веским причинам.

Обычный начальник боится конкуренции, настоящий лидер создает новых лидеров

Обычного начальника волнуют только две вещи: результат работы и его теплое место. Такие люди очень боятся конкуренции, сводя к минимуму возможность своих подчиненных проявить себя или предложить новые идеи. Чужое развитие им не просто неинтересно — оно нежелательно.

Настоящий лидер тратит время на развитие своей команды. Он не выделяет фаворитов, одинаково уделяя внимание всем подчиненным. Эта стратегия помогает им не только лучше справляться с задачами, но и стимулирует рост — как внутренний, так и карьерный.

Лидер не ставит перед собой задачу быть постоянным вожаком и, подобно Моисею, водить за собой вереницу коллег по пустыням из мира бизнеса. Его задача — передать свой опыт подчиненным, настроить их на нужный лад и в конце концов превратить в новых, самостоятельных, лидеров.

Чтобы стать первоклассным начальником и добиться успеха, необходимо беспрерывно работать над собой, выбирая в качестве примера успешных управленцев. Познакомиться с самыми известными из них возможно в рамках конкурса «Лидеры России». Заявки на участие принимаются до 24 октября.

Источник: https://woman.rambler.ru/other/41095614-10-otlichiy-obychnogo-nachalnika-ot-nastoyaschego-lidera/

Лидер и руководитель: в чем разница?

Руководитель и лидер

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль.

Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из , это делал Стив Джобс в Apple.

Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.

«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум».

— Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю.

Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус.

Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.

Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Источник: https://hh.ru/article/301532

Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя

Руководитель и лидер

Лидерство и руководство – две основные формы управления. Они имеют определенные отличия, но и немало сходства. Например, общую цель – управлять группой и создавать в ней благоприятный психологический климат.

Теория лидерства

Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные задатки и способности личности, помогающие человеку стать лидером.

Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.

Особенности лидеров

Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье «Харизма: что это в человеке и как ее развить». К другим отличительным чертам лидера относится:

  • высокий уровень притязаний;
  • высокая самооценка;
  • самоуважение;
  • самосознание;
  • адекватная оценка слабых и сильных сторон своей личности;
  • стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).

Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:

  • интеллект выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
  • самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
  • умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
  • знания и опыт в конкретной сфере;
  • хорошее здоровье, развитое воображение, внимание, память, мышление;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • способность к саморегуляции (умение снимать напряжение);
  • коммуникабельность;
  • способность к психоанализу;
  • красноречивость;
  • визуальность (внешняя привлекательность).

Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.

Виды лидерства

Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.

Эмоциональное

Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.

Деловое

Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.

Информационное

Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.

Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.

По направленности лидерство может быть:

  • Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
  • Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
  • Нейтральное. Не влияет на производительность.

Типы лидерства

Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:

  • Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
  • Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
  • Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.

По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:

  • «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
  • «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
  • «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
  • «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.

Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.

Лидер и руководитель

Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на стиль руководства они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.

Среди сходств можно выделить следующие:

  • ориентация на цели организации;
  • общение с людьми и группами людей;
  • мотивирование работников и иное влияние на них;
  • создание и поддержание благоприятного психологического климата.

Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.

Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример.

Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично.

Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают творческое и проблемное мышление.

Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.

Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.

Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:

  • Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
  • Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
  • Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
  • Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
  • Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
  • Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.

Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.

Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.

Особенности руководителя-лидера

Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:

  • Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
  • Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
  • Отличается эмпатией, тактичностью, доверием, умением общаться, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит конфликт.
  • Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
  • Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
  • Мыслит позитивно, чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.

В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.

Источник: https://psychologist.tips/1876-lider-kto-takoj-v-psihologii-upravleniya-ego-osobennosti-i-kachestva-otlichiya-ot-rukovoditelya.html

Кто такой лидер и какими качествами он должен обладать на сегодня

Руководитель и лидер

Всем привет! С вами Людмила Редькина, и мы продолжаем наше общение! Вам нравится быть в центре внимания и вы не терпите монотонности и “мямленья”? Вы хотели бы отвечать за какой-то проект, ведь лучше вас никто с ним не справится? Вам надоедают люди, которые не отвечают за свои слова и не доводят дела до конца? Считайте, что в вас есть огромный потенциал для развития лидерских качеств! В этой статье мы рассмотрим, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, а также почему такие требования к лидерам выдвигает большинство людей.

Определение лидера

Лидер не может быть вне группы, сам по себе. Поэтому, чтобы вам почувствовать себя лидером, нужно иметь как минимум небольшую группу людей, которых вы можете убеждать. Об этом говорит и определение лидерства.

Настоящий лидер – это человек, который ведет группу к определенной цели и, очень важно, не боится ответственности!

Целей он может достигать разными способами. Например, принимать решения самостоятельно, интересуясь только конечным результатом. Но уважением тогда долго пользоваться не будет. Он может делегировать полномочия и тогда будет способствовать развитию всех членов коллектива.

А теперь немного проще. Допустим, дано задание по разработке новой программы. Авторитарный лидер диктует, какого формата должна быть программа, как она выглядит, кто должен заниматься программированием, а кто – поиском информации и т. д. Это все делается без учета мнений работников.

Либеральный лидер сначала огласит задание, устроит мозговой штурм, кто как видит его выполнение. Посмотрит, кто какие идеи подает, проработает их вместе с группой и после этого делегирует полномочия тем людям, которые подали идеи.

Есть еще несколько стилей, которые используют лидеры в своем руководстве, добавлю вам немного интересной теории:

  • демократический – все принимают решение, лидеры все по чуть-чуть;
  • нарциссический – самовлюбленный руководитель вряд ли порадует своих подчиненных;
  • токсический – участникам группы с таким лидером все хуже и хуже, он как бы “высасывает из них все соки”;
  • авторитарный;
  • либеральный.

В общем, стилей руководства есть много, одни настроены на объединение коллектива, другие – на достижение цели без хорошей атмосферы внутри. Если руководитель и лидер в группе не одно и то же лицо, тут начинается лотерея. Это может послужить максимальной эффективности группы или, наоборот, отвратительной обстановке, недостижению целей.

Все эти процессы изучает социальная психология, а мы здесь говорим больше о практике.

Кому не приятно, когда вас уважают, прислушиваются и “заглядывают в рот”, когда вы говорите классные вещи? Конечно, всем! И многие хотели бы стать лидером в своей компании.

Как завоевать “приз зрительских симпатий” и стать лидером в коллективе, смотрите в этой статье, а мы рассмотрим основные качества лидера.

Личностные качества современного лидера

Лидер группы – человек, на котором много ответственности. Чтобы раньше времени эмоционально не выгореть, важно иметь набор качеств, позволяющих эффективно вести группу к цели. При этом важно всегда оставаться на высоте уважения коллектива. Какими же качествами должен обладать лидер?

Свое видение перспективы

Человек “у руля” обязательно должен видеть все глубже. Если дан проект на построение дома, его волнует все – от начала и до получения ключей жильцами, и он видит, как этого достичь. Если компания занимается производством детского питания, уважаемый руководитель видит, как достичь наибольшего количества заказов товара, он продумает все – от внешнего вида до добавок в питании.

Это способность видеть перспективу в неизведанном деле, возможность изменения стратегии, умение “заразить” своим видением всех участников коллектива.

Определение и достижение целей

Среди качеств современного лидера это, наверное, в тройке первоочередных. Целеполагание – качество, которое полезно всем, не только лидерам. Это искусство маленьких шагов, когда человек определяет необходимый объем работы на каждый день, чтобы достичь большой, важной, светлой, если хотите, цели!

Но здесь ответственность в том, чтобы донести всей группе важность выполнения тех или иных задач. Ведь не все в коллективе имеют видение.

Адаптированность или стрессоустойчивость

На руководителей постоянно обрушивается огромное количество информации, требований, постоянные изменения буквально сводят с ума. Но настоящий одаренный лидер, знаток своего дела, имеет такую черту характера, как адаптивность.

Человек умеет выбирать из кучи мусора бриллианты, из гигабайтов информации ту, что принесет пользу всему коллективу. Это реально, когда он имеет широкий кругозор, мало-мальский опыт и способности к руководству.

Гибкость

Человек, возглавляющий группу людей, должен хоть немного разбираться в психологии человека. Это поможет ему в проблемных ситуациях применить разные стратегии, чтобы лучше всего их преодолеть. Если он постоянно будет поступать по одному шаблону, это в конечном счете изучат его конкуренты, лидер будет предсказуем.

Упорство, настойчивость

Для любого руководителя важно доводить дело до конца. Но настойчивость должна быть обдуманной.

Есть негласное отличие лидера от руководителя: лидер идет вместе с командой, а руководитель “толкает” команду впереди себя.

Результат: лидер знает все проблемы в процессе достижения целей, что помогает ему мудро настаивать и упорствовать. А руководитель не видит объективной картинки процесса работы.

У кого в таком случае будет больше авторитета и поддержки? Я думаю, понятно. Хорошо, когда лидер и руководитель в коллективе – одно лицо. Он и команду толкает вперед и все процессы знает.

И еще немного наблюдений. Существуют разные исследования на тему личностных качеств людей “у руля”. В результате вырисовывается определенный портрет лидера. Я опишу основные позиции, каким должен быть главный человек в коллективе:

  • приятный внешне: как правило, рослый, нетолстый, симпатичный, голос низкий, представительный;
  • характеристика личности: экстраверт, сангвиник или холерик, властный, амбициозный, креативный, критичный, упорный, мужественный, агрессивный, уравновешенный и независимый;
  • интеллектуальные способности: логика и память на высоком уровне, интуитивный, умеет правильно общаться с людьми, широкий кругозор, оригинальный, проницательный, эрудированный, быстро принимает решения, обладает чувством юмора;
  • деловые характеристики: организованный, надежный и дисциплинированный, ответственный и обязательный, ведет себя как хозяин положения, рискованный, доброжелательный и тактичный, коммуникабельный, умеет ко всем найти подход.

Этот портрет еще дополняется такими характеристиками, как участливость, порядочность, честность. Но в последнее время, к моему сожалению, эти качества не в почете.

Поведение

Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.

Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.

  1. Конкурентная модель. Такой модели следуют в основном мужчины. Они постоянно с кем-то соревнуются в своих действиях. Им присущи агрессивность, доминантность, харизма, эгоцентризм, самодостаточность. Им важно иметь больше привилегий по сравнению с подчиненными, отличаться от них не только своим статусом, но и тем, что можно себе позволить.
  2. Кооперативная. Таких людей уважают, так как к лидерству они пришли не через “рейдерский захват власти”. Они коммуникативные, интеллектуальные, направлены на сотрудничество со всеми, кто принесет пользу всей группе. Чаще всего и в личной жизни у них все ОК, они лояльно относятся к женскому и мужскому руководству.
  3. Маскулинная. Это разновидность конкурентной. Лидер обязательно мужчина, хотя и женщины тоже бывают, но таких называют “мужик в юбке”. Они конкурентоспособные, сексуальные (здесь только мужчины, женщинам такой стиль в пользу не идет), доминантные, агрессивные.
  4. Феминная. Эта модель срабатывает только в случае, когда нет других претендентов на место руководителя. Как правило, это женщины, которых “бросили на амбразуру” за неимением других кандидатур. Такие руководители мало способны конкурировать и доминировать. Они больше подчиняются, агрессию не проявляют, стараются со всеми договориться.

Минусы лидерства

Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.

При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.

Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.

При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть.

Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д.

А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.

Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.

Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.

Отрицательное качество лидера

Заключение

Чтобы стать лидером группы, в которой вы находитесь, на работе, среди друзей, важно работать над собой. Развитие никогда не помешает, а взамен вы получите гораздо больше: признание, некоторую власть, уважение и, конечно, приятный бонус – повышение зарплаты.

Чтобы добиться этого, сделайте первый шаг, который определит вашу успешность в будущем – пройдите курс “Эффективное общение”. Онлайн-интенсив позволит вам достигать желаемого без лишних эмоций, справляться с проблемами с наименьшими потерями для себя, становиться счастливее, влиять на окружение.

Ведущий курса – Олег Калиничев. Очень опытный коуч и психолог, специалист по эмоциональному интеллекту и невербальному поведению человека. Уж с ним-то вы не сможете оставаться на одном уровне в развитии. У вас появится желание идти дальше и дальше, развиваясь и получая крайне необходимые навыки для лидера.

Хочу пожелать вам ВЕСТИ людей и УПРАВЛЯТЬ процессами, заряжать энергией всех вокруг себя и в своем руководстве оставаться человеком! Именно искренних, иногда строгих, но справедливых, мудрых и харизматичных руководителей нам не хватает, они на вес золота!

Источник: https://levelself.ru/navyki/kto-takoj-lider-i-kakimi-kachestvami-on-dolzhen-obladat.html

Refy-free
Добавить комментарий