Романтические произведения М. Горького..

Ранние романтические произведения Горького. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Романтические произведения М. Горького..
Суббота, 13 Декабря 2008 г. 00:28 + в цитатник
Мечтательный_прохожий все записи автора Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения.

Огромный талант художника восходящего класса — пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького. Выступив, как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настроению. В 1920 г.

он писал: «Я начал свою работу возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — С.214. Это относится, прежде всего, к ранним романтическим произведениям Горького. В 1890-х гг.

он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью, которую можно определить словами Л.

Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. — М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. — С.614. Во всех звучит мотив неприятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям.

В центре этих произведений — фигура сильного, гордого, смелого человека, не покоряющегося никому, несгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливаются небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького — исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев — горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького — «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. — СПб.: «Паритет», 2002. — С.131. Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватывает чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цыган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов — все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призвании человека и его роли на земле. «Человек – раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», — рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. — М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. — С.18. И противопоставляет этому свое: «Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить — так царями над всей землей». Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье. В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое — в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье — в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»

Рассказ «Старуха Изергиль» — осознание личности человека

На морском берегу под Аккерманом в Бессарабии слушает автор легенды старухи Изергиль. Здесь все полно атмосферной любви: мужчины «бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Фантазия автора и ночь делают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин. По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, о своих возлюбленных: «Голос ее хрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века? Горький вложил в уста старухи Изергиль две легенды: о сыне орла Ларе, который считал себя первым на земле и хотел счастья лишь для себя, и о Данко, отдавшем свое сердце людям. Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они — смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Горький развенчивает популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Ницшеанская апология неравенства, идея аристократического превосходства избранных над всеми остальными были впоследствии использованы в идеологии и практике фашизма. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». В легенде о Ларе Горький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему — в нем самом», — говорит самый мудрый из людей после того, как Лара совершает преступление. И Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда — жизнью». Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи — это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: — «Что сделаю я для людей, — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…» Как мы видели, поэтическая метафора — «отдать сердце любимому» возникала и в рассказе «Макар Чудра», и в сказке о маленькой фее. Но здесь она превращается в развернутый поэтический образ, трактуемый буквально. Горький вкладывает новый высокий смысл в стертую банальную фразу, которой веками сопровождалось объяснение в любви: «отдать руку и сердце». Живое человеческое сердце Данко стало факелом, освещающим человечеству путь к новой жизни. И хотя «осторожный человек» все-таки наступил на него ногой, голубые искры в степи вечно напоминают людям о подвиге Данко. Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.

«Песнь о Соколе» — гимн действию во имя свободы, света

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни» — утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, — диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов — Сокола и Ужа. Тем же приемом пользовался писатель в других рассказах. Вольный чабан — антипод слепого Крота, эгоист Лара противопоставлен альтруисту Данко. В «Песне о Соколе» перед читателем выступают герой и мещанин. Самодовольный Уж убежден в незыблемости старого порядка. В темном ущелье ему прекрасно: «тепло и сыро». Небо для него — пустое место, а Сокол, мечтающий о полетах в небо, — настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж утверждает, что прелесть полетов — в паденье. В душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью он утверждает правоту подвига во имя свободы. Смерть Сокола — это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг. Девушка, вступающая в конфликт с царем, дерзко побеждает Страх, Судьбу и Смерть («Девушка и Смерть»). Ее смелость — тоже безумство храбрых, хотя оно и направлено на защиту личного счастья. Смелость и дерзость Лары приводят к преступлению, ибо он, как пушкинский Алеко, «для себя лишь хочет воли». И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига. Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества. «Безумство храбрых» приносит моральное удовлетворение самим смельчакам: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня — моя награда!» — декларирует горьковский Человек. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения Горького будили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков. Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. В рассказах Горького легко обнаружить характерные для романтизма исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Иногда таким обрамлением служит пейзаж — романтическое описание моря, степи, грозы. Иногда — стройная гармония звуков песни. Значение звуковых образов в романтических произведениях Горького трудно переоценить: мелодия скрипки звучит в рассказе о любви Лойко Зобара и Рады, свист вольного ветра и дыхание грозы — в сказке о маленькой фее, «дивная музыка откровения» — в «Песне о Соколе», грозный рев бури — в «Песне о Буревестнике». Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Образ орла как символ сильной личности, возникает при характеристике героев, имеющих ницшеанские черты: орлица Рада, свободный, как орел, чабан, сын орла Лара. Образ Сокола связан с представлением о герое-альтруисте. Макар Чудра называет соколом рассказчика, мечтающего сделать всех людей счастливыми. Наконец, Буревестник символизирует движение самих масс, образ грядущего возмездия. Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые подслушал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен. Заключение Раннее творчество Максима Горького примечательно разными стилями, отмеченной Л. Толстым, А.П. Чеховым и В.Г. Короленко. На творчество юного Горького оказало влияние многих писателей: А.С. Пушкина, Помяловского, Г. Успенского, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова, Байрона, Шиллера. Писатель обращался и к реалистическому, и к романтическому направлениям искусства, которые в ряде случаев существовали самостоятельно, но нередко прихотливо перемешивались. Однако на первых порах у Горького доминировала произведения романтического стиля, резко выделяясь своей яркостью. Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного человека (Данко, Лара, Сокол) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Лары остается тень, после Данко — искры. Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой» явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького. Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.

Источник: https://www.liveinternet.ru/community/2167955/post91740153

Романтические герои Горького

Романтические произведения М. Горького..

Алексей Максимович Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа.

В своих произведениях Максим Горький отразил эпоху, в которой жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение за окружающей жизнью. Чтобы лучше понять людей, молодой Горький исходил всю Россию.

Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик… Выполняя различные работы, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости.

Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.

Первым ярким произведением, с которым Алексей Максимович Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра». Рассуждения старого цыгана поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя.

Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…» «Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть», — так считают герои этого рассказа. Здесь пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе.

Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.

Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще не знал, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.

А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Алексей Максимович Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека получил новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль.

Сначала рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них».

В наказание за жестокость его обрекли на одиночество и бессмертие. Жизнь Ларры вне общества становится бессмысленной.

Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.

Свободолюбивая и независимая, старуха Изергиль жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за других — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко. «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать собой, не ожидая никакой ответной благодарности.

Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Алексея Максимовича Горького появились и персонажи, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.

Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе «Челкаш».

Сильный, трудолюбивый и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелой деревенской жизни Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, «учителя жизни».

Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. «Разве из-за денег можно так истязать себя?.. За пятак себя продаете!»

Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой и не избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила.

Романтические рассказы Алексея Максимовича Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

Источник: https://mel.fm/blog/lyubov-kozhevnikova/60971-romanticheskiye-geroi-gorkogo

Произведения Горького: полный список. Максим Горький: ранние романтические произведения

Романтические произведения М. Горького..

Великий русский писатель Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде — скончался 18 июня 1936 года в Горках.

В раннем возрасте «пошел в люди», по его собственному выражению. Жил трудно, ночевал в трущобах среди всякого сброда, странствовал, перебивался случайным куском хлеба.

Прошел огромные территории, побывал на Дону, в Украине, в Поволжье, в Южной Бессарабии, на Кавказе и в Крыму.

Начало

Активно занимался общественно-политической деятельностью, за что не раз подвергался аресту. В 1906-м уехал за границу, где стал успешно писать свои произведения. К 1910 году Горький приобрел известность, его творчество вызывало огромный интерес. Ранее, в 1904 году стали выходить критические статьи, а затем и книги «О Горьком».

Произведения Горького заинтересовали политиков и общественных деятелей. Некоторые из них считали, что писатель слишком вольно трактует события, происходящие в стране.

Все то, что писал Максим Горький, произведения для театра или публицистические очерки, короткие рассказы или многостраничные повести, вызывало резонанс и нередко сопровождалось антиправительственными выступлениями. В годы 1-й мировой войны писатель занял откровенно антимилитаристскую позицию.

Революцию 1917 года встретил восторженно, а свою квартиру в Петрограде превратил в явку для политических деятелей. Нередко Максим Горький, произведения которого становились все более злободневными, выступал с рецензиями на собственное творчество, дабы избежать неправильного толкования.

В 1921 году писатель отправляется за границу для прохождения курса лечения. В течение трех лет Максим Горький жил в Хельсинки, Праге и Берлине, затем переехал в Италию и поселился в городе Сорренто. Там он занялся публикациями своих воспоминаний о Ленине. В 1925-м написал роман «Дело Артамоновых». Все произведения Горького того времени были политизированы.

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство.

Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные.

Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ».

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем особняке Рябушинского на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей.

В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие».

Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам.

Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Популярность

М. Горький, произведения которого на протяжении многих лет вызывали ожесточенные споры в среде интеллигенции, старался принимать участие в обсуждении своих книг и особенно театральных пьес.

Время от времени писатель посещал театры, где мог воочию убедиться в том, что люди неравнодушны к его творчеству. И действительно для многих писатель М. Горький, произведения которого были понятны простому человеку, стал проводником новой жизни.

Театральные зрители ходили на спектакль по нескольку раз, читали и перечитывали книги.

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя «Макар Чудра» — о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что «пришла любовь и ушла», а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар — поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ «Макар Чудра» стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке «ранние произведения Горького».

Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького — это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. «Челкаш» — рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, соучастие в преступлении. Встреча двоих — один занимается привычным делом, другого приводит случай.

Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим.

Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и, наконец, в «Песне о Соколе» прослеживается мотивация «безумства храбрых». Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького «Старуха Изергиль» состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа — сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства.

Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что «хотелось бы остаться невредимым». Люди его отвергли, осудив на одиночество.

Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из дремучего леса, молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой.

А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер.

Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.

Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма «Девушка и смерть» — яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и «костлявая с косой» уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в «Песне о буревестнике». Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться. А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре — как бы ни замочить перья.

Человек в произведениях Горького

Особый, утонченный психологизм Максима Горького присутствует во всех его рассказах, при этом личности всегда отведена главная роль.

Даже бездомные бродяги, персонажи ночлежки, и те преподносятся писателем как уважаемые граждане, несмотря на их бедственное положение.

Человек в произведениях Горького ставится во главу угла, все остальное вторично — описываемые события, политическая обстановка, даже действия государственных органов находятся на втором плане.

Повесть Горького «Детство»

Писатель рассказывает историю жизни мальчишки Алеши Пешкова, словно бы от своего имени. История невеселая, начинается со смерти отца и кончается смертью матери. Оставшись сиротой, мальчик услышал от деда, на следующий день после похорон матери: «Ты не медаль, на шее моей висеть тебе не пристало… Иди-ка ты в люди…». И выгнал.

Так оканчивается произведение Горького «Детство». А в середине было несколько лет жизни в доме деда, поджарого маленького старичка, который имел обыкновение по субботам пороть розгами всех, кто был слабее его. А уступали деду в силе только его внуки, живущие в доме, их он и бил наотмашь, положив на скамью.

Алексей рос, поддерживаемый матерью, а в доме висел густой туман вражды всех со всеми. Дядья дрались между собой, грозили деду, что и его прибьют, двоюродные братья пьянствовали, а жены их не успевали рожать.

Алеша пытался сдружиться с соседскими мальчишками, однако их родители и прочие родственники находились в таких запутанных отношениях с его дедом, бабушкой и матерью, что общаться дети могли только через дыру в заборе.

«На дне»

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью.

В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М.

Горького «На дне» — это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев — Ваську Пепела — убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он «заливает», почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие.

Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством.

Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.

Творчество Максима Горького

  • «Макар Чудра» — 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • «Дед Архип и Ленька» — 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • «Старуха Изергиль» — 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • «Челкаш» — 1895 год. Рассказ о «заядлом пьянице и ловком, смелом воре».
  • «Супруги Орловы» — 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • «Коновалов» — 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • «Фома Гордеев» — 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • «Мещане» — 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • «На дне» — 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • «Мать» — 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • «Васса Железнова» — 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • «Детство» — 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • «Сказки об Италии» — 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • «Страсти-мордасти» — 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • «В людях» — 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • «Мои университеты» — 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • «Голубая жизнь» — 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • «Дело Артамоновых» — 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • «Жизнь Клима Самгина» — 1936 год. События начала XX века — Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей.

Анализ произведений Горькогопредполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.

Источник: https://FB.ru/article/160262/proizvedeniya-gorkogo-polnyiy-spisok-maksim-gorkiy-rannie-romanticheskie-proizvedeniya

Романтические произведения М.Горького

Романтические произведения М. Горького..

Цель:
– обогатить представление учащихся о романтизме; – помочь им овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений; – при анализе характеров героев выяснить, какие нравственные начала утверждает автор, как развенчивает психологию индивидуализма; – проследить, как через композицию рассказов “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра” раскрывается замысел писателя; – углублять навыки общения: диалога, монолога, рассуждений;

– формировать личностное восприятие произведения и его героев.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.

А ты можешь научиться сделать людей счастливыми?

М.Горький

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А.М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

Однажды Горький в письме к Чехову писал: “Настало время нужды в героическом”.

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с “солнцем в крови”, сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства.

Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: “Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…”.

Старуха Изергиль вторит ему: “И вижу я, не живут люди, а все примеряются”. О героях этих произведений мы будем говорить сегодня. (Обращение к теме и эпиграфу урока.) Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.

II. Романтические произведения М.Горького.

1. Художественный пересказ рассказа “Макар Чудра”.

2. Беседа с учащимися:

– Как раскрываются в композиции образы героев?

(Важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала.

“Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает”, “”один магнат”, “красивый, как черт в праздник”, “увидел ее и остолбенел”.

Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к такому магнату: “кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” гордость и красота в этой героине равновелики
Зато портрет Лойко нарисован подробно: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Образ не просто романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)

– В чем конфликт и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического героя.)

– Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен.

Воспринимающее сознание является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции.

Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

3. Анализ рассказа “Старуха Изергиль”.

– Какова композиция рассказа? (Это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.)

– Какой литературный прием использован в рассказе?

(Первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд, двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни.)

а) Обратимся к первой части рассказа. б) Беседа с элементами дискуссии “Гордость или эгоизм”: – За что был наказан Ларра? – Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени? – Где грань между гордостью и эгоизмом? – Красивые и гордые – всегда сильные и смелые? – Как вы понимаете слово “гордость” вообще?

– А в финале рассказа? (“ Вот так был поражен человек за гордость!”)

??? Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера образа? (Ему присуще гордыня.)

в) Обратимся к третьей части рассказа.

г) Беседа с элементами дискуссии “В чем смысл жизни?”: – Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? – Какая разница между долгом и подвигом? – В чем полнота жизни? – Верно ли, что каждый сам себе судьба?

– Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

??? – В чем смысл жизни героя?
??? – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?

(Резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм, эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь – становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм.)

??? К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?

(Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям. Вот истинный смысл жизни.

III. Заключительное слово. Выводы по теме.

Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во всех его произведениях.

Домашнее задание:

Статья учебника стр. 64–69, письменно ответить на вопрос: “Как соотносится романтизм и реализм в рассказах «Старуха Изергиль» и “Макар Чудра?”

Приложение.

5.12.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626811/

Refy-free
Добавить комментарий