Роль государственных корпораций в российской экономике

Роль государственных корпораций в экономике России

Роль государственных корпораций в российской экономике

Попова О.Н

Научный руководитель: Шубина Т.В.

Роль государственных корпораций в экономике России.

    2011 год – это очень важный год в жизни россиян, в жизни нашего правительства, в жизни страны, прежде всего это обусловлено выборами 2012 года. Сейчас много споров о том, как Россия будет развиваться дальше, какое будущее ее ждет.

Особый интерес имеет Программа инновационного развития России до 2020 года.

К разработке этой программе привлекаются лучшие экономические умы России, для модернизации Стратегии-2020 создана 21 экспертная группа, в их состав войдут специалисты федеральных научных институтов и университетов, представители гражданского сектора, региональные и международные эксперты. Подобная работа с привлечением экспертов велась в 2000 году при разработке Стратегической программы развития России до 2010 года, поэтому многие из тех, кому поручена доработка Стратегии-2020, участвовали в работе над Стратегией-2010.

    Это важная программа, так как призвана решать вопросы об уровне человеческого капитала в стране, об уровне его развития, об уровне образованности.

Так же важна проблема об уровне концентрации капитала в руках определенных собственников, в том числе государства.

Рассматриваются два пути развития России: либо по пути усиления государственного капитализма, либо по пути демократии и либерализации экономики.

    Важным элементом государственной политики в настоящее время стало создание государственных корпораций, активное расширение масштабов и направлений их деятельности.

Госкорпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества и средств федерального бюджета.

Процесс динамичного создания государственных корпораций и расширения масштабов их деятельности породил множество дискуссий о рациональности такого направления государственной политики.

    Черты государственных корпораций:

1) прежде всего, это некоммерческая организация, что означает отсутствие цели получения прибыли в качестве основной цели деятельности;

2) организация, не имеющая членства, что подразумевает строго фиксированное участие государства;

3) учредителем организации, является Российская Федерация, от имени которой выступают отдельные государственные органы;

4) создается на основе имущественного взноса Российской Федерации; 

5) имущество государственной корпорации является ее собственностью;

6) создается на основании специального федерального закона, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность и который выполняет функции учредительных документов;

7) государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации;

8) создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению названных целей. 

    Рассматриваемое явление госкорпоративизации представляет огромный интерес в силу того, что, во-первых, на их создание были направлены огромные ресурсы: по грубым подсчетам более 37 млрд.

дол финансовых средств и производственные активы стоимостью свыше 80 млрд.дол.

А, во-вторых, данное явление напрямую затрагивает вопрос экономической безопасности страны, поскольку проводится в отраслях промышленности, относящихся к системообразующим, ключевым.

    Основной причиной создания государственных корпораций в столь короткий срок является желание усиления роли государственного капитализма, в то время, как сложившиеся в этот момент формы управления государственной собственностью показали свою неэффективность.

    При создании и развитии государственных корпораций преследовались следующие макроэкономические цели:

  • Создать действенный механизм стимулирования инновационных направлений развития экономики;
  • Упорядочить структуру собственности  в стратегических отраслях;
  • Сформировать предпосылки для роста в наиболее капиталоемких отраслях экономики;
  • Защитить наукоемкие и высокотехнологичные производства от явления рейдерских захватов, получивших широкое распространение  в отечественной практике в последние годы.
  • Кроме того необходимо было найти механизм решения огромного числа социальных проблем, такими являются проблемы связанные с ЖКХ, с вкладами населения  и др.

    Нужно сказать,  что госкорпорация сочетает в себе признаки, как хозяйствующего субъекта, так и органа управления.

Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон «О некоммерческих организациях», необходимых для создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Характерно, что в тот же день президент подписал и Закон «О реструктуризации кредитных организаций».

    В 2004 году на основе АРКО (закрытой после выполнения ее задачи — санации банковской системы после кризиса 1998 года) была создана госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов». Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ.

    Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

    Так, «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», был принят ФЗ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

  История появления такова: этот был создан  еще 18 августа 1922 года как Российский коммерческий банк,  в последствии, был преобразован в Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР) в1924 году, который затем в 1987 году в ходе реформы банковского сектора преобразован в Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР) и, наконец, в 2007 году он начал носить название «Внешэкономбанк».  Председатель — Владимир Дмитриев.

Его цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФи за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Чистый убыток банка за октябрь 2008 года составил 46 млрд. рублей. 

    ГК Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принята ФЗ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулированию реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Также фонд используется для финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда доходы от размещения временно свободных средств — 11,7 млрд рублей уже направлено в регионы.

Первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда за счет дополнительных доходов государства составляет 240 млрд руб. (декабрь 2007 г.) В 2010 году дополнительно было выделено еще 15 млрд рублей.

    ГК «Российская корпорация нанотехнологий» принята ФЗ от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий».  Генеральные директор — Чубайс Анатолий Борисович

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».

Чистая прибыль ОАО «Роснано» за 2010 год уменьшилась на 67,7% — до 3,6 миллиарда рублей. В 2009 году чистая прибыль госкорпорации «Роснано» составила 11,2 миллиарда рублей и сформировалась, в основном, за счет процентов, полученных от размещения средств на депозитах в коммерческих банках.

Цель создания (РОСНАНО) — реализация государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

 
На обеспечение деятельности Корпорации Правительством Российской Федерации было выделено 130 млрд рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года.

В июне 2008 года временно-свободные средства были размещены на счетах в 8 коммерческих банках в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ. 

    ГК «Олимпстрой»принята ФЗ от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»

(единственная имеет четкую задачу и ясный критерий эффективности, хотя и весьма отдаленный; до 2014 года ей предполагается выделить для освоения 186 млрд.руб. — 7,6 млрд.долл. при оценках стоимости Олимпиады от 12 до 18 млрд.долл..

Президент: Сергей Анатольевич Гапликов.

Корпорация является правопреемником ФГУП «Дирекция развития г. Сочи» по заключенным государственным контрактам на проектирование олимпийских объектов.

За 2008 годвыручка у компании отсутствовала, чистая прибыль в размере 4,3 млрд руб.

была в основном сформирована за счет полученных процентов по депозитам, на которых были размещены полученные от государства денежные средства (остатки денежных средств на 31 декабря 2008 года составляли 69,5 млрд руб.). 

    ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции (Ростехнологии) принят ФЗ от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации „Ростехнологии“». Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович.

К концу 1990-х годов в России действовали два госпосредника-спецэкспортёра — ФГУП Государственная компания «Росвооружение» и ФГУП «Промэкспорт». В 2000 был создан единый государственный посредник по экспорту/импорту продукции военного назначения ФГУП «Рособоронэкспорт». В дальнейшем эти активы были переданы госкорпорации «Ростехнологии».

Цель корпорации:  содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внешнем рынке российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. 

    ГК по атомной энергии «Росатом» принят ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“». Генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович. Создавался за счет слияния Федерального агентства по атомной энергии и ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс»; ей были переданы ФГУПы, находившиеся на балансе агентства.

Цель: обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса; наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель: 25-30 % к 2030 году) при повышении уровня безопасности работы отрасли; расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

Чистая прибыль в 2009 году 38,7 млрд руб. 

    ГК Агентство по страхованию вкладов (АСВ), принят Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович.

Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

Источник: https://student.zoomru.ru/finans/rol-gosudarstvennyh-korporacij-v-jekonomike/20097.157328.s1.html

Роль государственных корпораций в российской экономике (стр. 1 из 3)

Роль государственных корпораций в российской экономике

Министерство образования Российской Федерации

Контрольная работа

Дисциплина: Корпоративное управление

Тема: Роль государственных корпораций в российской экономике

Екатеринбург, 2009г.

Введение

1. Предпосылки формирования государственных корпораций в 2007 году

2. Государственная корпорация как организационно-правовая форма

3. Контроль со стороны учредителя за достижением уставных целей

4. Риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации

Заключение

Список литературы

Введение

Новая рыночная система в России функционирует на экономической основе государственной собственности — на базе крупных производств и производственных комплексов. Таким образом, создание госкорпораций становится основным направлением государственной макроэкономической политики, начиная со второй половины 2007 г.

За это время в России уже появилось несколько таких компаний, обладающих весьма значительными полномочиями и капиталами: «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Роснанотех», «Банк развития», ГК «Олимпстрой», «Российские технологии».

Кроме того, в результате консолидации активов в отраслях гражданского авиастроения, судостроения и атомной энергетики были созданы «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В ряде капиталоемких отраслей, относящихся к сфере ведения федеральных властей, осуществляется подготовка к созданию еще нескольких госкорпораций.

Именно на госкорпорации возлагаются главные надежды на успехи в экономическом развитии России.

Госкорпорации должны оказаться эффективными участниками рынка, поскольку они имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций, следовательно, могут быть надежными партнерами для частного бизнеса.

Таким образом, госкорпорации призваны скоординировать взаимодействие государственного и частного капитала в направлении развития национальных проектов.

1. Предпосылки формирования государственных корпораций в 2007 году

До 2007 года — в течение более чем семи лет с момента появления организационно-правовой формы «государственная корпорация» — государство всего дважды использовало данную форму.

Первая госкорпорация – «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» — была создана в 1999 году в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций, а вторая – уже только в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, предусматривающий, в том числе создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. В этот период нормы по созданию и деятельности госкорпораций «погружались» в более широкий контекст регулирования в соответствующих областях, а сами корпорации четко позиционировались как инструмент, а не самостоятельная сверхзадача. В 2007 году ситуация принципиально изменилась: в течение года, в очень сжатые сроки были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций (табл. 1).

Таблица 1. Принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году

Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы:

1. Внешэконобанк, «Роснано» — компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций;

2. Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» — повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций;

3. «Росатом», «Ростехнологии» — повышение конкурентоспособности отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующей государственных активов.

Таблица 2. Государственные корпорации в России

Если создание Банка развития (Внешэкономбанка), Фонда содействия реформированию ЖКХ можно рассматривать как некоторые элементы «эволюции» в применении организационно-правовой формы «государственная корпорация», то создание других государственных корпораций существенно выбивается из этой линии и в значительно большей степени связано с реализацией отраслевых приоритетов, а также корректировкой административной системы. Большинство созданных госкорпораций (за исключением ГК «Олимпстрой») были сформированы за счет достаточно большого имущественного взноса Российской Федерации, хотя его структура (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т.п.) применительно к каждой из корпораций достаточно индивидуальна. Некоторые из корпораций в определенной степени «замещают» в новом качестве ранее существовавшие структуры, в том числе на уровне отдельных полномочий. Административный статус созданных госкорпораций весьма высок: руководители и наблюдательные советы большинства этих корпораций назначаются Президентом РФ, определены достаточно длительные сроки их назначения.

Рассматривая причины столь кардинального усиления внимания государства к созданию государственных корпораций, следует выделить следующие основные факторы:

1. Существенно усилился дисбаланс между обновленным (расширенным) составом приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися в распоряжении государства инструментами их решения.

Торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих из существующих инструментов привели к сдвигу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства.

2. Недостаточное качество административной системы, ее преимущественная ориентированность на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики обусловили потребность в формировании дополнительных субъектов реализации государственной политики, определенной трансформации отдельных ведомств для решения долгосрочных задач.

3. Значимым фактором «переключения» внимания государства на создание государственных корпораций представляется ограниченность времени до вероятной смены властных элит в сочетании со стремлением в этих условиях дополнительно зафиксировать отдельные приоритеты в государственной политике, сформировать под них необходимые имущественно-финансовые заделы.

2. Государственная корпорация как организационно-правовая форма

Согласно Федеральный закону «О некоммерческих организациях», государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусмотрено иное.

До 2001-2005 года были в основном статусы ФГУП и ОАО.

• ФГУП. Преимущества: тотальный контроль над активами, возможность не публиковать отчетность. Недостатки: высокий уровень контроля со стороны правительства, проверки Счетной палаты, ответственность по обязательствам РФ, санкции со стороны иностранных государств. Наиболее известные примеры – «Рособоронэкспорт», «Почта России»

Источник: https://mirznanii.com/a/252034/rol-gosudarstvennykh-korporatsiy-v-rossiyskoy-ekonomike

Роль российских корпораций в обеспечении экономического роста (Хаматханова А.М., 2014)

Роль государственных корпораций в российской экономике

Всовременных условиях корпорации играют решающую роль в развитии экономики,обеспечивая ее экономический рост и высокую конкурентоспособность. Крупныекорпорации в различных странах нередко контролируют целые отрасли производства,торговлю, поставки сырья, вывоз капитала, потоки инвестиций, обеспечиваютмодернизацию не только в рамках национальной экономики, но и за ее пределами.

Становлениекорпораций в российской экономике

В зарубежнойи в российской экономической литературе понятие «корпорация» имеет множествоинтерпретаций.

Однако существует ряд общих признаков, позволяющих определитькорпорацию, среди которых наличие статуса юридического лица, долевая собственность,сосредоточение функций управления в руках менеджмента, согласованнаядеятельность.

В отечественном законодательстве термин «корпорация» не определен(есть только понятие «государственная корпорация») и чаще всего онаотождествляется с акционерным обществом.    

Вотличие от зарубежных стран становление корпораций в российской экономикевесьма специфично. В основе их возникновения лежал процесс разгосударствления,обусловленный высоким уровнем монополизации советской экономики, усложненныйострым дефицитом денежного капитала.

Формированиюакционерной формы собственности в индустриальной России способствоваломножество факторов.

В их числе высокий уровень монополизации советскойэкономики, усиленный управлением из единого экономического центра.

Становлениеакционерной (а не индивидуальной) собственности на крупные объекты реальногосектора было обусловлено еще и  дефицитом денежного капитала, который заведомоне мог быть накоплен в советский период.

Процесспреобразования отношений собственности осуществлялся посредством приватизацииобъектов государственной собственности, важнейшим способом которой  явилосьакционирование бывших ПО и НПО, завершившееся концентрацией крупных пакетовакций в руках заводского менеджмента приватизируемого предприятия. Часть акцийбыла продана ЧИФами, а также на денежных аукционах и конкурсах.

Акционированиеносило ярко выраженный номенклатурный характер.

Оно было проведено в интересах«красных директоров», получивших реальную возможность стать собственникамиприватизируемых предприятий и не допустить прихода новых собственников.

Акционированием предусматривалось три варианта льгот трудовому коллективу. Однако70% предприятий выбрали возможность приобрести контрольный пакет акций безпредоставления льгот.

Этапыразвития корпоративного сектора

Российскаямодель корпоративного управления в ходе акционирования приобретала черты какаутсайдерской, так и инсайдерской модели. Инсайдерская модель предполагает, чтоакции должны быть сосредоточены внутри трудового коллектива, но при этомрассеяны среди всех его членов.

Однако сокращение реальных доходов населения вусловиях гиперинфляции, административные меры, запрещавшие трудовому коллективупродавать акции аутсайдерам под угрозой увольнения,  лишения пенсионных и другихсоциальных выплат, а также неликвидность акций приватизируемых предприятий вусловиях неразвитости фондового рынка способствовали консолидации крупногопакета акций в руках заводского менеджмента.

Инапротив, денежный этап приватизации 1994–1997 гг. характеризовалсяактивным участием аутсайдеров, представленных в основном финансовымиструктурами. Формально данный этап приватизации должен был способствоватьпривлечению денежных средств в бюджет и инвестиций на предприятия, которые столкнулисьс их острым дефицитом. Было проведено 12 залоговых аукционов.

Поитогам денежного этапа приватизации, в России модель корпоративного управлениясохранила черты инсайдерской модели, изменения заключались в появлении новых собственников.

Они были представлены акционерами-аутсайдерами, сумевшими за короткий срокнакопить денежный капитал посредством торговой и банковской деятельности. Ихдоля увеличилась за счет сокращения доли менеджеров-инсайдеров.

Консолидированныйпакет акций в руках новых собственников-аутсайдеров сохранился и поныне.

Следующий важный этап в развитии корпоративногосектора наметился в  2007 г. и охарактеризовался созданием в России крупныхгосударственных корпораций (ГК). На основании Федерального закона от 12.01.

1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»государственной корпорацией «признается не имеющая членстванекоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса исозданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественнополезных функций»  [1]. Согласно этому закону, имущество, переданное государственной корпорации РФ,является ее собственностью.

Фактически собственностью распоряжается руководствогоскорпорации. Однако использование данного имущества и осуществлениекакой-либо предпринимательской деятельности государственными корпорациямидолжны соответствовать целям их создания.

По существу, это означает размываниеправ собственности, когда корпорация является государственной, а имущество,переданное ей, перестает принадлежать государству. Спорным является вопрос и онекоммерческом характере государственных корпораций, функционирующих в реальномсекторе и конкурирующих с частным сектором и, при этом, извлекающих прибыль.

Необходимоотметить, что из-за схожести определений государственных корпораций игоскомпаний, а также нечеткости их формулировок в вышеперечисленном ФЗ этитермины зачастую отождествляются.  Однако это не совсем правомерно, т.к.

государственные корпорации обладают широкими управленческими возможностями вотношении их имущества, тогда как государственные компании не всегда наделяютсятакими полномочиями. Согласно вышеупомянутому Федеральному закону «О некоммерческих организациях»,имущество, переданное госкорпорации, является ее собственностью.

В отличие от государственныхкорпораций госкомпаниям госимущество может передаваться либо в собственность,либо в доверительное управление, т.е. для госкомпаний уточняются видыимущества, на которые право собственности не распространяется.

Создание, организационная деятельность и цели госкорпораций

ПомимоФедерального закона «Онекоммерческих организациях», деятельность государственных корпораций,касающаяся вопросов ответственности ГК, их имущества и обязательств,регулируется принятыми в соответствии с этим ФЗ рядом нормативно-правовых актовПрезидента РФ и Правительства РФ, а также иными законодательными актами РФ. Вопросы,затрагивающие создание, организационную деятельность и ответственностьгоскорпораций, регулируются специально принятыми федеральными законами, например, Федеральный законот 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и другие.

Средигосударственных корпораций в России, созданных до 2007 г., стоит выделить Агентство по реструктуризации кредитных организаций(создано в 1999 г., ликвидировано в 2004 г.) и Агентство по страхованию вкладов (создано в 2003 г.).Начиная с 2007 г.

были организованы следующие госкорпорации: «Банк развития и внешнеэкономическойдеятельности» (Внешэкономбанк), «Российская корпорациянанотехнологий» («Роснано»), «Фонд содействия жилищно-коммунальногохозяйства»,«Олимпстрой», «Ростехнологии» (ГК по содействию разработке, производству и экспортувысокотехнологичной промышленной продукции),«Росатом», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительнаякорпорация» и многие другие.

Приоритетной целью государственных корпораций в отличие отчастных являются  не финансовые показатели, а социальные, политические, общенациональные. Однако неопределенность «общественно-полезных» целей в Федеральном законе «Онекоммерческих организациях» создает трудности контроля над выполнениемвозложенных на ГК функций.

Зарубежный опыт показывает, что государственные корпорации,как правило, возникают в стратегически важных отраслях (авиастроение, нефтегазовая отрасль,оборонно-промышленный комплекс, ЖКХ, телекоммуникации и т.д.), не всегда привлекательных длячастного капитала из-за большой капиталоемкости, малой прибыльности,рискованности и медленного оборота капитала.

Среди примеров успешныхгосударственных компаний в мире стоит выделить авиакомпанию «Emirates» и портового оператора «Dubai Ports World» в ОАЭ, китайскую телекоммуникационную компанию «China Mobile», южнокорейскую корпорацию «Корейские железныедороги», Федеральнуюкорпорацию по страхованию депозитов вСША и другие.

Появление государственных корпораций сопряжено спровалами рынка и нестабильностью экономики.

Государственная собственность невытесняет частную, но занимает экономические ниши, назначение которых требуетпроизводства общественных благ (оборонно-промышленный комплекс, инфраструктура,природные ресурсы, наука, медицина, образование, социальная защита населения),подлежащих совместному потреблению и, следовательно, создаваемых всемобществом.

Деятельность государства выходит за пределы этих отраслей вэкстремальных условиях (войны, кризиса и т.д.), а по мере их преодолениягосударственная собственность полностью или частично ликвидируются посредствомприватизации. Таким образом, соотношение государственной и частной собственностейв экономике должно быть оптимальным, чтобы частная собственность могла реализовыватьсвой бизнес-потенциал.

ВРоссии государственные корпорации возникли в целях повышенияконкурентоспособности и инновационного развития стратегических отраслей,эффективности и гибкости управления государственными активами, а такжеобеспечения национальной безопасности.

За счет инвестирования средствгосударственными корпорациями в инновации и исследовательские разработкипланировалось обеспечить экономический рост. Для каждой государственнойкорпорации цели создания прописывались отдельно.

Так, целью создания корпорации«Росатом» явилось осуществление государственной политики в области атомнойэнергетики, безопасное функционирование и развитие данной отрасли,осуществление мирового сотрудничества в этой сфере, а также развитие атомнойнауки и техники  [2].

Вместес тем, следует обозначить и трудности функционирования, с которыми сталкиваетсячастный корпоративный сектор в России.

К ним относятся: проблема защиты прав собственности,коррупция, выборочный инфорсмент, рейдерство, административные барьеры,проблема доступа к капиталу, нехватка новых технологий и инноваций, дефицитквалифицированного персонала, высокий износ основных фондов, конкуренция со стороныиностранных фирм и т.д.

Однако все эти проблемы преодолимы при соответствующейгосударственной политике в области защиты прав собственности,усовершенствовании законодательства, прозрачности и информационной открытости.

Масштабы огосударствления предприятий в России

Согласно официальной статистике из общего числаорганизаций и предприятий, зарегистрированных на конец 2012 г., нагосударственную собственность приходится всего 2,3%, тогда как на частнуюсобственность – 85,9%  [3].

Несмотря на то, что государственнаясобственность сокращается по сравнению с 2005г.

(3,4%),она сохраняется в стратегически значимых отраслях и представлена крупнейшимигосударственными компаниями, такими как Газпром, Роснефть, ВТБ, Сбербанк и др.

По официальным данным на 1 января 2013 г.,представленным в Программе приватизации, в федеральной собственности значилось1795 федеральных унитарных предприятий и 2337 акционерных обществ (АО)  [4].Из них в федеральной собственности находится: в 1256 АО – 100% акций, в100 АО – от 50 до 100% акций,  в 227 АО – от 25 до 50% акций, в754 АО – от 25% акций и менее.

Согласно данным World Bank, доля государства в ВВП страны(включая все расходы государства, за исключением затрат на военную индустрию,включенных в формирование государственного капитала) в 2012 г. составила19% против 21% в 2009 г.  [4].

Однако если взять все формы участиягосударства в экономике, то цифра получится гораздо выше. Так, в 2009 г., пооценке зам. министра минэкономразвития А. Клепач, государственная доля в ВВП была равна 45–50%. При этомдоля государственных  компаний в индексе РТС в 2013 г. составила 49% (длясравнения в 2009 г.

– 64%)  [4]. По рыночным критериям государственнаясобственность в России чрезмерна.

Средняя капитализация государственныхкомпаний в нефтегазовой отрасли по данным Росимущества в 2013 г. составляет35,7 млрд долл. (в 2007 г. – 82 млрд долл.), втранспорте – 1,7 млрд долл. (в 2007 г. – 3,3 млрд долл.), вфинансовых институтах – 27 млрд долл. (в 2007 г.

– 42,7 млрд долл.). Средняя капитализация частных компаний внефтегазовой отрасли составляет 20,3 млрд долл. (в 2007 г. –21,9 млрд долл.), в транспорте – 0,9 млрд долл. (в 2007 г.– 1,9 млрд руб.), в финансовых институтах – 2,3 млрд долл.(в 2007 г. – 4,2 млрд долл.)  [4].

Согласно исследованию аналитиков банка BNP Paribas в2012 г., в нефтедобывающей  отрасли государственным компаниям принадлежалооколо 40–45%, в транспортном секторе доля госсобственности составляла 73%,в банковском – 49%  [5]. По данным Росстата на 2012 г.

, госсектор вотрасли услуг связи был равен 13,8%, в производстве и распределении воды,электроэнергии и газа – 25,8%  (в 2009 г. – 14%), в газовой промышленности– 48%, в судостроении, производстве летательных и космических аппаратов – 57%.

Возросла доля госсобственности и в добыче полезных ископаемых – от 10–11% в2009–2010 гг. до 16,5% в 2012 г.  [5].

Статистические данные нагляднодемонстрируют отрасли, где преобладают государственные компании. Среди них авиастроение («Объединеннаяавиастроительная компания», «Оборонпром»), автомобилестроение («Автоваз»,«КАМАЗ»), оборонно-промышленный комплекс (Ростехнологии, Оборонсервис и др.

), космический сектор («Российская корпорация ракетно-космического приборостроенияи информационных систем»), финансы и кредит, страховое и пенсионное обеспечение(ОАО «Сбербанк», ОАО «Газпромбанк», ВТБ, Внешэкономбанк, «Росгосстрах»),судостроение («Объединенная судостроительная корпорация» и др.),электроэнергетика («РусГидро», «Росатом», «ИНТЕР РАО ЕЭС» и др.),  транспорт исвязь («Ростелеком», «Автодор», «Транснефть», «РЖД», «Почта России», «Аэрофлот»и т.д.), наука («Роснано»), добыча и первичная переработка сырья («АЛРОС»,«Газпром  нефть», «Газпром», «Роснефть» и др.).

Вопросы передачи госкорпораций вчастный сектор

Многие перечисленные сферы деятельности, в которыхфункционируют государственные корпорации, могли быть переданы частному сектору.Таковы отрасли промышленности в границах гражданского комплекса, банковскоедело, строительство.

Также это касается естественных монополий, подвергшихсярыночному реформированию в развитых странах на исходе ХХ в. в целяхпередачи в частные руки рыночного сегмента.

  Однако нецелесообразность передачинефтегазовых компаний в частные руки обусловлена глубокой сырьевой зависимостьюэкономики России, когда источники бюджета страны зависят от нефтегазовыхдоходов и налогов государственных корпораций.

Другие сферы деятельности – фундаментальнаянаука, экология, отрасли инфраструктуры не представляют интереса для частногосектора, а потому традиционно для современной рыночной экономики развиваются засчет государственных средств.

Частный сектор в России концентрируется в следующих отраслях:пищевая («Вимм-Билль-Данн», ОАО «Группа Черкизово», ОАО «Синергия»),легкая («Восток-сервис», Альянс «Русский текстиль»), угледобывающаяпромышленность («СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Полосухинская»), черная ицветная металлургия («Норильский никель», ОАО «Северсталь», «Русал»,ОАО «Мечел»,  ОАО «ЧТПЗ», ОАО «Трубная металлургическаякомпания» и др.), торговля и строительство. Собственниками крупных частныхкомпаний в пищевой промышленности являются иностранные компании. Так, предприятие«Вимм-Билль-Данн» принадлежит американской компании PepsiCo, ОАО «Группа Черкизово» – компаниям MB Capital Partners и JPMorgan Chase Bank, предприятие «Snickers» принадлежит американской компании Mars Incorporated, «Danone Group» является французской компанией и т.д.   

Эффективность деятельности государственных корпораций

Создание «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК)было обусловлено кризисом отрасли гражданского авиастроения, отсутствиеминвестиций в ней, острой  необходимостью обновления парка гражданских самолетов.В состав ОАК вошли 16 авиастроительных компаний и заводов. Среди стратегическихцелей создания ОАК были выделены следующие  [6]: к 2025 г.

достижение10% доли мирового рынка в гражданской авиации и свыше 50% внутреннегорынка; увеличение объема общей выручки с 4 до 12–14 млрд долл. вгодовом исчислении к 2015 г. и 20–25 млрд долл. к 2025 г.;увеличение поставок гражданских самолетов до 180 штук (относительно 2011 г.увеличение в 26 раз) и военных самолетов в количестве 130 штук(увеличение в 1,4 раза) к 2025 г.

Разработанная в 2012 г. государственнаяпрограмма РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.»предусматривает инвестиции в авиационную промышленность в объеме 1,7 трлн руб.в ценах соответствующих лет (свыше 50 млрд долл.). Для сравнения,капитализация крупнейшей американской компании Boeng в 2012 г. составила 84 млрд долл.

  [7],а европейской компании Airbus – 55,6 млрд долл. Таким образом, инвестиции в российское авиастроениесопоставимы со стоимостью или превышают стоимость компаний-гигантов, чтовызывает вопрос о правомерности и реальности таких затрат. Согласно отчетам ОАКза 2012 г. [8], выручка составила 171 млрд руб., то есть свыше5 млрд долл. (для сравнения, в 2009 г.

выручка составляла98,5 млрд руб.), а поставкизаказчикам гражданских самолетов за 2012 г. – 22 самолета (в 2010 г.– 7 самолетов). Отсюда можно сделать вывод, что стратегические цели ОАК к2015 г. недостижимы. Поставки зарубежных компаний, например,Boeing  [9] иAirbus  [10], занимающих доминирующее положение в мировойотрасли авиастроения, свыше 40% каждая, составили в 2012 г.

601 и588 самолетов соответственно, что лишь подтверждает неэффективностьфункционирования ОАК. 

Если проанализировать деятельность ГК «Олимпстрой», то,несмотря на успешность проведения XXII Олимпийскихзимних игр 2014 г. в Сочи, общие затраты на проведение олимпиады превысили1,5 трлн руб., что в пять раз превышает первоначальную смету в 2007 г.(300 млрд руб.)  [11].

За период строительства олимпийских объектов 4 разасменилось руководство, заводились уголовные дела, растягивались срокистроительства и росла смета расходов. Минувшие олимпийские игры признаны самымидорогими за всю историю их проведения.

Такие затраты в условиях рисканеокупаемости и невостребованности объектов Олимпиады по ее завершению,огромное бремя, ложащееся на бюджет и налогоплательщиков, заставляют усомнитьсяв целесообразности функционирования данной корпорации  [12].

Не оправдалсяпрогноз и на привлечение иностранных инвесторов, финансирование объектовпроизводилось в основном за счет российского бюджета.

ГК «РЖД»создавалась с целью удовлетворения рыночного спроса на перевозки, повышенияэффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции вевро-азиатскую транспортную систему  [13]. Согласно проверке, проведеннойСчетной палатой в 2014 г., были выявлены провалы в реформированиижелезнодорожной отрасли.

В их числе стоит выделить: блокировку развитияконкуренции в перевозках грузов, низкий уровень технической оснащенности сетижелезных дорог, высокие тарифы, недостаток железнодорожного оснащения в рядерегионов, высокая изношенность грузовых вагонов и локомотивов, отсутствиедоступа значительной доли населения к транспортным услугам инфраструктуры ит.д.  [14]. При этом выплаты членам компании в 2012 г. составили2,5 млрд руб. (в 2011 г. – 1,79 млрд руб.), тогда какчистая прибыль снизилась более чем на половину и составила в 2012 г.78 млрд руб.  [15]. Несмотря на заморозку тарифов, инвестиции в2014 г. составили 392,8 млрд руб.  [16].

Выявленныенедостатки в деятельности государственных корпораций

Обобщаянедостатки в деятельности государственных корпораций, необходимо выделить следующие:рост коррупции и полная безответственность перед обществом, отсутствиеконкурентной среды,  вытеснение частных компаний из отрасли, которые могли бызанять достойное место, неэффективность и консервативность государственного иадминистративного управления и т.д. Так, безвозмездная передача имуществагосударственным корпорациям при отсутствии должного контроля со стороныгосударства способствует оппортунистическому поведению их топ-менеджеров. Крометого, последние имеют реальную возможность для вывода государственных средств вцелях личного обогащения, что достигается, например, на основе льготногокредитования и субсидирования ГК и иных форм государственного содействия путемзавышения затрат на закупки, строительство и ремонт.

Всеэто усугубляется отсутствием действенногоконтроля над менеджментом государственных корпораций, эффективного способаоценки результативности их управления,высокой доли риска и неопределенности инвестиционных проектов и поставленныхзадач, отсутствием санкций за их невыполнение, жесткого контроля зарасходованием государственных средств. Более того, монопольное положениегосударственных корпораций способствует консервации отрасли ввиду слабоймотивации к эффективному инвестированию.

Крометого, государственные корпорации (в их числе «Роснефть») демонстрируют самыйвысокий уровень вознаграждения топ-менеджмента в России, что противоречит самойцели создания госкорпораций. Так, в 2013 г.

, согласно рейтингу наиболеевысокооплачиваемых генеральных директоров, подготовленному журналом Forbes  [17],суммарное вознаграждение топ-менеджеров в «Роснефть» за 2012 г. составило292,6 млн долл. (причем глава компании И. Сечин заработал50 млн долл. и стал самым высокооплачиваемым гендиректором в России в2012 г.).

Данная компания не является исключением, кроме нее еще 12 государственныхкомпаний с вознаграждением 226 млн долл. (в 2012 г. 11 госкомпанийс общим вознаграждением 147 млн долл.) вошли в рейтинг Forbes.

Частныекомпании также выплачивают вознаграждения, но они значительно нижевознаграждений государственных компаний. Так, в 2013 г., согласно Forbes,они выплатили 99 млн долл. (в 2012 г. – 97 млн долл.).Для сравнения, частная компания «ЛУКОЙЛ» выплатила в первом полугодии2013 г. членам правления премии на сумму 2,166 млрд руб.(69 млн долл).

Рекомендации по совершенствованию деятельности госкорпораций

Средирекомендаций, представленных в 2008 г. в докладе «Государственныекорпорации в современной России» Экспертным советом при комитете СоветаФедерации РФ по промышленной политике  [2] и направленных на совершенствованиедеятельности государственных корпораций, стоит отметить следующие:

–возвращение властных, правоприменительных функций ГК  государству;

–принятие единого кодекса правил для всех руководящих органов государственныхкорпораций;

–разработка и реализация программы акционирования с последующей приватизациейгосударственных корпораций.

Необходимокачественное управление в ГК, способное довести до реализации управленческиерешения и осуществить контроль за исполнением этих решений на всех уровнях.

Кроме того, из-за низкой прозрачности большинства государственных корпораций и неэффективногокорпоративного управления в них, согласно международной практике корпоративногоуправления, предлагается увеличить количество независимых директоров  (не менеечетверти в совете директоров) в ГК.

  Последняя рекомендация вызывает сомнениепри наличии служебной зависимости независимых директоров от топ-менеджмента вгосударственных компаниях. Учитывая масштаб затрат на государственныекорпорации из бюджета, целесообразным будет  направить эти средства на снятиебарьеров для частного бизнеса.

Выводы

1. Государственныекорпорации играют существенную роль в экономике, концентрируясь в стратегическизначимых отраслях экономики, где они занимают монопольное положение. Фактическиеданные деятельности государственных корпораций наглядно показывают, что цели изадачи, возложенные на государственные корпорации, выполняются не самымэффективным образом.

2. Выявленомножество недостатков в функционированиигосударственных корпораций, среди которых стоит выделить: рост коррупции,отсутствие конкурентной среды, вытеснение частных компаний из сфер деятельностигосударственных корпораций, неэффективность и консервативность государственногоуправления и т.д.

3. Монопольное положение государственных корпораций способствуетконсервации отрасли, подрывает экономическую мотивацию к неуклонному повышениюэффективности функционирования, к наращиванию инвестиций.

При этом природа государственной собственности,которая при таких масштабах совместного присвоения обезличивает собственника,ослабляет экономическую мотивацию ее субъектов к эффективному использованию ееобъектов.

При отсутствии жесткого контроля со стороны государства и общества всеэто усугубляется безвозмездной передачей имущества государственным корпорациям.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/8545

Государственные корпорации в экономике России

Роль государственных корпораций в российской экономике

Введение

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию экс-президент Д. А.

Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически иссякло. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития.

В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Если этого не удастся сделать, страна уже никогда не сможет догнать по уровню жизни развитые страны.

Народ – победитель страшной войны, не должен жить хуже, это будет большой несправедливостью по отношению к людям защищавшим нас.

Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях.

Государственные корпорации действуют в тех отраслях, куда бизнес идет с неохотой, либо где у бизнеса недостаточно средств. Для осуществления деятельности госкорпораций были выделены из бюджета большие деньги. Госкорпорации были наделены достаточными для осуществления своих функций полномочиями.

Но в процессе работы стали возникать проблемы, которые накапливались и, в конечном счете, образовали критическую массу. Стало понятно, что существующую структуру надо менять. И в своём послании президент уже говорит, что институт госкорпораций нуждается в реформировании. К этому вопросу нужен деликатный подход.

При реформировании нельзя забывать, что функции, которые выполняли госкорпорации, должны сохранится независимо от их будущего.

Сама идея, создания подобных институтов развития вполне перспективна. Но раз они не оправдали своего существования, следовательно, при их разработке были допущены ошибки.

В данной работе автор намеревается рассмотреть законодательство регулирующее деятельность госкорпораций, выявить существующие в нем пробелы и ограничения. Госкорпорации неоднородны по своему составу, следовательно, имели различные цели.

Для большего понимания нужно проследить функционирование каждой госкорпорации с момента создания. Положительный опыт нужно использовать при реформировании и не допустить проявления уже выявленных отрицательных качеств.

В заключительной части, на основе изучения опыта деятельности госкорпораций, будут рассмотрены возможные пути и проблемы при реформировании каждой из них.

Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы, изучаемые в ней, активно обсуждаются на самом высоком уровне. Их решение определит будущее состояние экономики нашей страны.

Госкорпорации охватывают наиболее перспективные отрасли экономики. Успешное развитие данных отраслей – большой шаг в развитии экономики, а провал – почти наверняка означает увеличение отставания от развитых экономик.

Поэтому у государства в этой ситуации нет выбора. Необходимы взвешенные решения.

1. Переходная экономика

1.1 Переходная экономика России

Современное понимание переходной экономики было сформировано в последней четверти XX века. Марксистская теория предполагала смену капитализма на социализм.

Для этой смены, в соответствии с теорией, предполагался переходный период, заключавшийся в борьбе пролетариата и буржуазии. Но социализм, строившийся в некоторых странах, со временем был признан неподлинным и не имеющим дальнейших перспектив.

Тогда начали изучать возможные пути трансформации экономики. Было две альтернативы:

  • переход от ложного социализма к истинному (устранение существующих недостатков)
  • переход от социализма к капитализму ( проведение рыночных реформ)

Но даже внутри среди этих двух стратегий было несколько вариантов реализации. Однако среди них имелось одно общее – они рассматривали возможности перехода к новому виду экономики.

Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только создается.

Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Переходная экономика представляет собой некую смесь элементов (отношений, связей, институтов) централизованной и современной рыночной систем. Сюда иногда добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

В России переход от господствовавшей административно-командной экономики к рыночной начался на рубеже 80-х и 90-х годов. Были объективные факторы, которые мешали успешному осуществлению перехода:

  • искаженная структура экономики (преобладание ВПК)
  • неконкурентоспособность отечественных товаров
  • крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики
  • население страны не имело опыта существования в рыночных условиях

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Основными направлениями рыночных реформ стали:

  • либерализация
  • стабилизация
  • приватизация

Необходимость либерализации цен аргументировалась следующим образом: в отсутствие государственного вмешательства, т.е. директивного ценообразования и дотаций, цена станет отражать соотношение спроса и предложения. Что касается стабилизации, теоретически она была направлена на сдерживание инфляции и улучшение финансового положения государства.

Контролировать инфляцию было необходимо, поскольку она негативно влияет на инвестиции и потребление. Быстрая приватизация стала третьим элементом стратегии радикальных реформ, означающим передачу государственных предприятий в частные руки. Предполагалось, что это станет побудительным мотивом для владельцев, руководителей предприятий и рабочих.

Но первые два элемента создали преграды для третьего. С потерей сбережений в стране оставалось мало людей, способных покупать акции приватизируемых предприятий. А дороговизна кредита и отсутствие соответствующих финансовых учреждений не позволяли вкладывать средства в восстановление приватизируемых заводов.

Приватизация государственных предприятий, когда новыми владельцами становились обычно старые управляющие, привела к созданию монопольных фирм с весьма предсказуемым монопольным поведением.

https://www.youtube.com/watch?v=R8NSmPLf_hE

В России не возникло взаимодействие и разграничение функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики.

В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике.

На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

1.2 Роль государства в переходной экономике

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все основные функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Условно все функции государства можно разделить на две группы:

  • создание условий для развития рыночной экономики
  • устранение провалов рынка

К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования конкуренции и её защита, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов среди различных групп населения, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Для осуществления своих некоторых функций в переходной экономике государство создало институт госкорпораций.

2 Государственные корпорации

2.1 Особенности правовой формы госкорпораций

Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 году специально для придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. В период 2003 по 2008 год было создано 7 госкорпораций.

 Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Статус некоммерческой организации для госкорпораций предполагает, что целью их создания не является прибыль. И вся прибыль, полученная госкорпорациями должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними.

Также законом ограничивается предпринимательская деятельность структур, госкорпорации не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе о их создании.

Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.

Отличие госкорпораций от ГУПов — в выводе из-под контроля госорганов.

Они не обязаны отчитываться о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых иных документов.

Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать даже указанную отчетность.

Для государственных корпораций, срок деятельности которых ограничен временными рамками, в законодательстве не прописаны вопросы реорганизации и ликвидации (за исключением Фонда ЖКХ срок деятельности которого ограничен периодом до 1 января 2012 года).

Институт госкорпораций – способ выполнения функций государства на рыночной основе. Это своеобразный симбиоз государственной и частной структуры. Преимуществом госкорпораций, по сравнению с другими государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность в принятии решений.

Госкорпорации создавались, когда у государства были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие. В экономической теории всех стран считается, что частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях.

Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций.

Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.

В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам.

У госкорпораций очень специфическая структура управления. Руководителей некоторых госкорпораций назначает президент. Председателем других является премьер-министр. Вообще правительство имеет очень большое влияние на госкорпорации, в наблюдательные советы входит большое число министров. Также интересно, что большинство госкорпораций создано в 2007 году.

К этому периоду тогдашний президент, скорее всего принял решение в будущем возглавить правительство. И государственные корпорации создавались, специально для расширения полномочий правительства.

Мною не исключается возможность того, что решение принятое господином Медведевым по реформированию госкорпораций имеет кроме экономической основы, также и политическую подоплеку.

2.2 Цели создания и функции госкорпораций

Первоначально государство пыталось решать задачи экономической политики с помощью классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным участием, созданием институтов развития и реализацию федеральных целевых программ.

Одним из классических примеров является компания «Газпром». В середине 2000 годов компания активно развивалась при помощи государства. Во-первых, компания увеличила свои активы внутри страны. Во-вторых, государство увеличило долю в акционерном капитале компании до контрольной.

Также государственной «Роснефтью» были выкуплены активы бывших структур «ЮКОСа».

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/123519_2004947_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Государственные корпорации в экономике современной России

Роль государственных корпораций в российской экономике

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт Государственного управления и права

Кафедра Государственного и муниципального управления

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

на тему: «Государственные корпорации в экономике современной России»

Выполнил: студент Высотин Р.Г.

3 курса 2 группы Специальности ГиМУ

Проверил: к.э.н, доцент Зуденкова С.А

Москва 2013

f

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 История создания госкорпораций в России

1.2 Сущность и виды государственных корпораций в современной России

1.3 Экономическое обоснование и роль госкорпораций в экономике страны

2. Аналитическая часть

2.1 Анализ правового статуса госкорпораций. Госкорпорация как субъект экономических отношений

2.2 Правовая ответственность госкорпораций

2.3 Влияние госкорпораций на экономику России. Положительные и отрицательные аспекты деятельности госкорпораций

2.4 Проблемы современных госкорпораций как субъектов экономики РФ

3. Проектная часть

3.1 Идеи по оптимизации деятельности и контроля за госкорпорациями

3.2 Совершенствование государственных корпораций как нового института экономики России

Заключение

Источники

fВведение

государственный корпорация экономика ответственность

Становление и развитие рыночной экономики в России ознаменовало полную трансформацию форм, инструментов, и механизмов её функционирования. Современная модель экономики страны представлена различными финансовыми институтами, появившимися относительно недавно.

Среди этих институтов ускоренными темпами развиваются структуры корпоративного управления, среди которых отдельного внимания заслуживают госкорпорации. Идея создания подобных структур пришла к нам из-за рубежа.

Ни для кого не секрет, что в мировой практике финансово-промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью к разной степени рисков, которые часто возникают в условиях рыночных отношений.

Это и объясняет повышенный интерес к госкорпорациям не только практиков, но и ученых-экономистов, тем более в условиях необходимости привлечения инвестиций в экономику страны и не способности российских фирм конкурировать на больших финансовых рынках.

Говоря о степени научной проработанности данной темы, я хочу сказать, что моя тема, ровным счетом, как и все, что относится к госкорпорациям РФ уже неоднократно анализировалось различными авторами и экспертами в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, а также в веб-ресурсах.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятия «государственная корпорация», уточнении экономических механизмов эффективного управления государственной собственностью, оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме.

Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы создания и функционирования государственных корпораций и их значения в экономике России.

Теоретико-методологическая база проекта представлена тремя группами источников. В первую входят авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй принадлежит учебная литература.

Третья содержит в себе научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Актуальность исследования определена значимостью процесса модернизации российской экономики через госкорпорации, так как их статус совмещает в себе публичные и хозяйственные функции, осуществлению которых отдают наиболее приоритетное направление, особенно в сферах корпоративной деятельности. В этих целях необходимы дополнительные аналитические исследования публичных форм деятельности государственных корпораций.

Цель моей работы — проанализировать причины и условия создания государственных корпораций в России, выявить их влияние и роль в экономике страны, обозначить трудности и проблемы, присущие современным российским госкорпорациям, а также дать свои рекомендации по их решению.

Поставленные цели реализуются через следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «госкорпорация» и смежные ему термины;

2. Определить текущее состояние госкорпораций в современной России;

3. Систематизировать имеющуюся информацию о функционировании государственных корпораций в России и их роль в экономике страны;

4. Рассмотреть административную базу и принципы регулирования госкорпораций для наиболее эффективного достижения её целей.

5. Провести анализ актуальных проблем, связанных с деятельностью госкорпораций в условиях экономики РФ. Предложить идеи по улучшению показателей деятельности госкорпораций.

Объектом моего проекта являются государственные корпорации в экономике современной России. Предмет исследования — система экономических отношений по поводу государственных корпораций.

f1. Теоретическая часть

1.1 История создания госкорпораций в России

Само понятие «госкорпорация» было введено в Росии в конце 1999 года, однако вплоть до 2007 года было создано лишь две организации этого типа. Первой этот статус получило учрежденное в 1999 году «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», которое было модернизировано в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций.

Вторая госкорпорация была создана лишь спустя 4 года, в 2003, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в рамках которого была создана государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в экономической сфере, и предполагали некий стык полномочий Правительства России и Центрального банка РФ.

На тот момент законодательство, определяющее деятельность госкорпораций было в значительной степени ориентировано на конкретную соответствующую им отрасль, а сами корпорации скорее являлись неким инструментом, чем самостоятельным образованием со своими задачами. Та форма госкорпораций, которую мы видим сейчас, официально утвердилась лишь в 2007 году, когда в законодательство были внесены серьезные изменения.

Первый вариант новой госкорпорации создавался внутри Федерального агентства по промышленности в течение 2005 года и увидел свет в ноябре 2006 г. в виде Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в 2007-м Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

ОАК возникла в связи с тотальным кризисом гражданского авиастроения, вызванным отвратительным инвестиционным климатом отрасли, её фрагментации, и соответственно неспособностью к конкуренции не только за зарубежные, но из российские заказы.

Острая необходимость в модернизации самой отрасли гражданских авиаперелетов и используемой техники, а также полная неспособность конкурировать с Boeing и EADS в области «средне» и «дальне» магистральных самолетов требовали срочных решений и действий по авиастроению в целом, поскольку отечественные компании ежегодно производили менее 10 гражданских самолетов, и постепенно превращались в поставщиков отдельных узлов авиалиний.

Создание единой госкорпорации было связано с тем, что конкуренция в этой отрасли не ограничивалась масштабами одной страны, а переносилась за рубеж, а государственный контроль — с тем, что именно государство инвестировало в новую корпорацию основную долю средств и занялось продвижением и лоббированием её интересов на уровне международных отношений. Госкорпорация объединила 16 военных и гражданских авиастроительных компаний, и заводов, и при этом учла интересы их частных владельцев. Остаётся только надеяться, что ОАК сможет добиться поставленных целей: занять 50% российского и 10% мирового рынка гражданских самолетов, и при этом увеличить продажи до 25 млрд. долларов к 2025 году. Задача с увеличением продаж может показаться странной, ведь госкорпорации — некоммерческие организации, но стоит отметить, что хотя эта корпорация и находится в собственности государства, она, тем не менее, обладает самостоятельностью в управлении и остаётся важным субъектом рыночных отношений с присущими рынку критериями успеха и эффективности, такими как общая доля на рынке и рентабельность продаж. Через год по этой же схеме была создана аналогичная госкорпорация для реорганизации судостроительной отрасли. Само строительство гражданских судов, которое, в отличие от военного, было неразвито даже в Советском Союзе и никогда не отличалось большими достижениями, теперь находится на грани уничтожения. Низкая загруженность заказами, которые удовлетворяют лишь около 6% российских потребностей, тотальное отсутствие кадров, мощностей и современных технологий отталкивают энергетические и торговые компании, которые предпочитают строить свои корабли за рубежом. Консолидация всех верфей и последующая модернизация судостроения должны, по мнению руководства страны, создать базу для обеспечения выполнения заказов, связанных с дальнейшим развитием Арктики и Дальнего Востока, в частности для ведения шельфовых разработок на этой территории. Но, как и в случае с гражданским авиастроением, стимулировать российское компании на заказ соответствующей техники у отечественных предприятий имеет смысл только тогда, когда последние будут в состоянии качественно и в срок выполнять свою работу. Для этого недостаточно одних инвестиций в техническое переоснащение и на закупку оборудования. Требуется тотальная реорганизация устаревшей системы ФГУПов, ведь, как показала практика, эффективно управлять ими министерства не в состоянии.

Несколько иной вариант реорганизации государственных активов был придуман группой Сергея Чемезова, осуществляющей контроль над деятельностью «Рособоронэкспорта». Идея состояла в использовании юридической формы НКО «Госкорпорация» для дальнейшей реорганизации и возвращения в собственность государственных активов.

В дальнейшем, этот вариант и реализовал Владимир Дмитриев, автоматически конвертировавший государственный «Внешэкономбанк» в госкорпорацию «Банк развития». В новую структуру сразу же было инвестировано порядка $7 млрд. из государственного бюджета.

В свою очередь, «Банк развития» становился неким источником и гарантом инвестиций во внутреннюю инфраструктуру страны, экологические проекты, а также способствовал развитию особых экономических зон и других долгосрочных проектов.

Ещё одна функция этой госкорпорации реализовалась в период экономического кризиса, и «банк развития — ВЭБ» выступил в качестве инструмента передачи государственных средств экономическому и финансовому сектору для преодоления дефицита ликвидности.

На этом преобразования через «госкорпорации» не закончились, и в августе 2007 года президент подписал еще 2 закона, образовавшие и регламентирующие действия Российской корпорации по нанотехнологиям («Роснано») и Фонда содействия реформе ЖКХ.

По-сути, появилось два новых фонда, выдающих гранты на исполнение некоторых общественно-значимых работ и изобретений. «Роснано» поддерживает разработку проектов материалов с заданными молекулярными свойствами, которые станут основой для будущей технологической революции.

Деятельность Фонда содействия реформе ЖКХ направлена на замену труб и канализаций в городах, ремонта ветхого жилья и обустройства дворовой территории до 2016 года.

Через некоторое время была упразднена федеральная целевая программа по строительству олимпийских объектов в Сочи, а её основные положения, задачи и функции взяла на себя новая учрежденная госкорпорация «Олимпстрой». Наконец, зимой 2007 года были созданы госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом».

Имущественным взносом в данном случае выступили холдинги и корпорации, контролировавшиеся ФГУПом «Рособоронэкспорт. Вместе с этим новые корпорации получили в свою собственность ряд госпредприятий и пакетов акций. В дополнении к этому, «Росатом» получил все активы Федерального агентства по атомной энергии, некоторую часть бывшего РАО «ЕЭС» («Энергоатом») и одновременно создающегося ОАО «Атомэнергопром».

1.2 Сущность и виды государственных корпораций в современной России

Таблица 1

Государственные корпорации в России

Корпорация

Дата создания

Акт

АРКО

08.07.1999

№144-ФЗ

Агентство по страхованию вкладов

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00399302_0.html

Refy-free
Добавить комментарий