Роль Государственных дум в политической жизни страны

Роль Государственных дум в политической жизни страны (стр. 1 из 2)

Роль Государственных дум в политической жизни страны

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Саратове

Барабаш Дарья Сергеевна

Роль Государственных дум в политической жизни страны

(1907 – 1917 гг.)

специальности «Финансы и кредит»

по курсу «Отечественная история»

Научный руководитель

К.и.н. Мизь А.Б.

Саратов 2009г.

ПЛАН

1. Введение

2. Первая государственная дума

3. Вторая государственная дума

4. Третья государственная дума

5. Заключение

6. Список использованной литературы

Введение

Принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение.

Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой).

Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления.

Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика) Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы.

В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др.

Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса.

Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике.

В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.

Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки “незаконности” , 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с 7 правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.

Премьер – министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами.

В соответствии со статьей № 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству) , пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот” .

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП” , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой”.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября” , консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Наученная предшествующим опытом, Дума решила действо­вать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Ко­миссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г.

спо­ры разгорелись по двум вопросам: аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Правительство потре­бовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проала против «незаконных действий» полиции.

Тем временем повсюду возобновились террористические и контр­террористические акции (только за май погибло несколько сот человек).

Под давлением консервативной прессы, в которой Дума называлась «рассадником бунтов и неповиновения», «при­бежищем еврейского мракобесия и терроризма», правительство решило объявить о ее роспуске, но, чтобы не связывать его вновь с аграрным вопросом, обвинило многих депутатов в заго­воре против царской семьи. 1 июня Столыпин потребовал от Ду­мы исключения 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II сам объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на 1 ноября 1907 г.

ЧЕТВЕРТАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу.

Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии. Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы.

Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко.

В атмосфере растущего общественного напряжения в марте 1914 г. состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эссеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе.

На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г.

Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г.

лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством.

Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

Источник: https://mirznanii.com/a/341758/rol-gosudarstvennykh-dum-v-politicheskoy-zhizni-strany

Третьеиюньская монархия. Роль Государственных дум в политической жизни страны (1906-1917 гг.)

Роль Государственных дум в политической жизни страны

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

3 июня 1907 г. царизм произвел политическую акцию, выразившуюся в роспуске II Государственной думы, проведении изменений в нарушение манифеста 17 октября 1905 г. и других законодательных актов.

Вдохновителем третьеиюньского государственного переворота был «Совет объединенного дворянства». С ведома председателя Совета Министров П.А. Столыпина охранное отделение сфабриковало обвинение социал–демократической фракции в Государственной думе в подготовке антигосударственного переворота.

Царское правительство потребовало предания суду 55 социал–демократов – депутатов Думы. В ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, полиция их арестовала.

3 июня 1907 г. был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах.

Согласно этому положению выборы в III Думу должны были проводиться по куриям с резким изменением числа избирателей на одного выборщика: сокращением для одних курий и увеличением – для других.

Многие национальные окраины были вообще лишены представительства «во всенародной» Думе, почти в три раза сокращалось представительство Кавказа и Царства Польского. Новый избирательный закон предоставил большинство в Думе помещикам и крупной буржуазии.

Третьеиюньский государственный переворот означал поражение революции 1905–1907 гг. в России, временную победу сил контрреволюции. Начался период массовых и жестоких репрессий, черносотенного террора против рабочего класса и крестьянства, активистов революционного движения.

Руководил подавлением революционного движения 44–х летний председатель Совета Министров (совмещая эту должность с должностью Министра внутренних дел) П.А. Столыпин (1862–1911 гг.).

Он поощрял деятельность военно–полевых судов и применение смертной казни; его именем веревка для повешения стала называться в народе «столыпинским галстуком».
Царское самодержавие, устоявшее в 1905 г.

, собиралось с силами, соединилось с помещиками и капиталистами в III Думе и снова ввело в России старые порядки. В 1906–1910 гг. было закрыто около 500 профсоюзов, отказано в регистрации более 600 профсоюзам.

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906г. Она формировалась в соответствии с манифестом от 6 августа 1905г. «Об учреждении Государственной Думы» и Положением о выборах в Государственную Думу.

Политическое противостояние Государственной Думы и Государственного Совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный Совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственные Думы.

Вторая Государственная Дума:

Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление. Правительство 2 июня 1907 г. Разогнало Вторую Государственную Думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

Третья Государственная Дума:

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы – представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав думы позволил провести ряд важнейших преобразований.

Выборы в Четвертую Государственную Думу прошли 15 ноября 1912 г. В обстановке социально-политического кризиса.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства.

33. Программа модернизации страны П.А.Столыпина: цели, направления, результаты. Причины незавершенности реформ.

Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти.

При этом он решительно отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счет помещиков. При таком подходе укрепить зажиточных хозяев можно было только за счет других слоев крестьянского населения.

По этому пути и пошел Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины.

Указ, положивший начало этому процессу, был принят правительством еще в 1906 г. В соответствии с ним выход из общины для всех желающих был максимально облегчен.

Выходя из общины, каждый крестьянин мог требовать укрепления в личную собственность причитающейся ему части общинной земли.

Более того — по желанию такого «укрепленца» эта земля, как правило, разделенная на разрозненные полоски, должна была быть сведена к одному месту.

К 1916 г. из общины выделилось 2,5 миллиона крестьян (22% всех крестьянских хозяйств), причем более половины из них продали свою землю. Эта земля, как правило, скупалась все теми же «крепкими хозяевами», которые таким образом еще более улучшали свое положение.

На укрепление слоя зажиточных крестьян была направлена и деятельность Крестьянского банка. Этот банк был учрежден еще в 1882 г., однако, при Столыпине его деятельность значительно активизировалась. Он служил посредником между помещиками, желавшими продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.

Если первые два направления аграрной политики Столыпина — разрушение общины и деятельность Крестьянского банка — должны были способствовать укреплению сельской буржуазии, то проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. За счет этого процесса он рассчитывал, с одной стороны, ослабить земельный голод в центральных губерниях, с другой — переместить наиболее ожесточенную часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений.

Основная масса переселенцев отправлялась в Сибирь. Однако сам по себе процесс переселения и землеустройства был плохо организован.

Из трех с лишним миллионов переселенцев более пятисот тысяч (около 16%) предпочли вернуться в родные края. Откровенное пренебрежение власти к «слабым и голодным», проявленное в этом важном деле, еще больше ожесточили бедноту.

Не удалось Столыпину выполнить и свою главную задачу: расширить социальную опору власти за счет зажиточных хозяев. По мере того, как сельская буржуазия росла и крепла, росли и крепли ее аппетиты: удовлетворить их нищей общинной землей было невозможно.

Кулаки мечтали прибрать к рукам землю своих главных конкурентов — помещиков и готовы были использовать с этой целью любые, в том числе и революционные, события, что и произошло в 1917 г.

Найти компромиссное решение этой проблемы, которое, сохранив для государственной власти поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии, Столыпину не удалось. Очевидно, это вообще была неразрешимая задача.

В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но основной причиной ее относительной неудачи явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности

В 1911 г. Столыпин был убит в Киеве при загадочных обстоятельствах провокатором Д.Богровым. Но еще при жизни главы правительства становилось все яснее, что его политика, на время успокоившая Россию, не может предотвратить нового революционного взрыва.

34. Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.). Её влияние на общественно политическое развитие страны.

В отношении артиллерии, особенно тяжёлой, русская армия оказалась хуже подготовленной, чем Германия, по насыщенности автомобилями хуже, чем Франция, русский флот уступал германскому. Имели место нехватки снарядов, патронов, стрелкового оружия, обмундирования и снаряжения.

Но справедливости ради надо сказать, что никто из планировщиков войны ни в одном генеральном штабе любой страны не предполагал, что она продлится 4 года и 3 с половиной месяца. Ни одна страна не имела ни вооружения, ни снаряжения, ни продовольствия на такой огромный срок.

Генеральные штабы рассчитывали максимум на 3-4 месяца, в худшем случае на полгода.

Русское командование вступило в 1915 год с твёрдым намерением завершить победоносное наступление своих войск в Галиции.

Шли упорные бои за овладение карпатскими проходами и Карпатским хребтом. 22 марта после шестимесячной осады капитулировал Перемышль с его 127-тысячным гарнизоном австро-венгерских войск. Но выйти на венгерскую равнину русским войскам не удалось.

В 1915 году Германия и её союзники направили основной удар

против России, рассчитывая нанести ей поражение и вывести её

из войны. К середине апреля германское командование успело

перебросить с Западного фронта лучшие боеспособные корпуса,

которые вместе с австро-венгерскими войсками образовали новую ударную 11-ю армию под командованием германского генерала Макензена.

Военная кампания 1915 года на Западном фронте не принесла

каких-либо крупных оперативных результатов. Позиционные бои лишь затягивали войну. Антанта перешла к экономической блокаде Германии, на что последняя ответила беспощадной подводной войной. В мае 1915 года германская подводная лодка торпедировала английский океанский пароход «Лузитания», на котором погибло свыше тысячи пассажиров.

К концу 1916 года совершенно отчётливо выявилось превосходство Антанты как в численности вооружённых сил, так и в военной технике, особенно в артиллерии, авиации и танках. В военную кампанию 1917 года Антанта на всех фронтах вступила с 425 дивизиями против 331 дивизии противника.

Однако разногласия в военном руководстве и своекорыстные цели участников Антанты часто парализовали эти преимущества, это ярко проявилось в несогласованности действий командования Антанты во время крупных операций в 1916 году.

Перейдя к стратегической обороне, австро-германская коалиция, ещё далеко не поверженная, поставила мир перед фактом затяжной изнурительной войны.

Мировая империалистическая война 1914 -1918 годов была са-

мой кровопролитной и жестокой из всех войн, какие мир знал до

1914 года. Никогда ещё противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей.

Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулемёты, снаряды тяжёлых орудий, огнемёты — всё было направлено на уничтожение человеческой жизни. 10 млн. убитых, 18 млн.

раненых – таков итог войны.

Очень сильные влияния на общественно политическое развития страны. Первая мировая война стала своего рода катализатором к и без того уже накипавшим ещё с 80-х годов 19 века вопросе о революции. Неудачи в ней повлекли свержение сначала самодержавия, а потом и Временного Правительства. Да и истощила эта война и без того загнувшуюся экономику Российской империи.

35. Февральская революция 1917г.: причины, характер и историческое значение.

События в Петрограде февраля 1917 года, в результате которых в России де-факто была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета.

Оценки причин, а также последствий и значения Февральской революции до сих пор весьма противоречивы.

Механизм вызванного войной социально-экономического кризиса был типичным и не раз проявлял себя в войнах, которые вела Россия и другие страны. Особенность состояла лишь в интенсивности действия этого механизма, определяемой, с одной стороны, масштабами войны, а с другой стороны, глубиной того социального раскола, который поразил русское общество.

Этот раскол был, в свою очередь, следствием крестьянской нищеты и малоземелья, следствием тех глобальных экономических и социальных причин, которые подняли крестьян на восстание 1905 года. Этот социальный раскол проявлялся в статистике предвоенной преступности, а потом, во время войны — в нежелании крестьян воевать за эту власть и в массовых сдачах в плен.

Другой стороной социального раскола и нищеты был финансовый кризис, который породил инфляцию и разрушение рынка; это привело к голоду в городах и голодным бунтам.

Продовольственный кризис неминуемо должен был дойти до Петрограда и породить грандиозный голодный бунт — и ненавидящая власть крестьянская армия должна была поддержать этот бунт, а затем — немедленно потребовать землю.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1636. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-55952.html

Государственная Дума в политической системе РФ

Роль Государственных дум в политической жизни страны

Государственная Дума в политической системе РФ

П.А. Гудев

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Без Государственной Думы не может быть осуществлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную.

В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, рассмотрение места и роли Государственной Думы в политической системе РФ является актуальной темой для исследования.

-Дума является основным законодательным органом, ей принадлежит главная роль в законодательном процессе. Но, по сути дела, это право Думы ограничено с двух сторон: правом отклонить принятые ею законы обладает как Совет Федерации, так и Президент РФ.

Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации об отклонении закона, но только если за отклоненный закон проало квалифицированное большинство депутатов – две трети от общего числа. Вето Президента может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы.

Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом.

За все время существования нижней палаты она рассмотрела и приняла огромное количество законов. Всего за 1996 – 1999 годы в Государственную Думу было внесено 3583 законопроекта. Было рассмотрено более 1700 законопроектов, из них принято около 1 тысячи законов, свыше 700 были подписаны Президентом.

Но в законодательном процессе наблюдаются и недостатки. Прежде всего, это касается ситуации, когда больше всего законопроектов на рассмотрение Думы вносят сами депутаты. Так, за 1993-1995 гг. депутаты внесли 55% законопроектов, Правительство – 20%, Президент – 10%. Это достаточно не типичное обстоятельство с точки зрения мировой практики.

Такая лавинообразная реализация права индивидуальной законодательной инициативы во многом отрицательно сказывается на работе Государственной Думы. Из-за того, что многие депутаты соревнуются в выдвижении новых законопроектов, планы законотворчества становятся перегружены.

Это приводит к их невыполнению, а время прохождения многих законопроектов затягивается.

Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам.

Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству.

Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

-Другой важной функцией Государственной Думы являются её контрольные полномочия.

Но депутатские запросы часто не являются для органов исполнительной власти фактом, который подлежит обязательному рассмотрению и ответу на него.

“Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения

против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы.

Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета.

Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека.

Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа – депутатами в своей деятельности.

Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти.

Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы.

-Реальные полномочия Государственной Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ. В Конституции фактически закреплена новая ветвь власти – “президентская”.

В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”.

Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности.

-Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии на исполнительную власть.

Поэтому взаимодействие исполнительной и законодательной властей было в последнее время противоречивым. Правительство и Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Выборы 1999 года в Государственную Думу вывели на первое место фракцию “Единство”.

Ее руководитель Б. Грызлов отметил, что впервые согласие

законодательной и исполнительной власти – факт свершившийся. Он заявил, что его фракция является проправительственной и главная ее задача – это налаживание нормальной работы с исполнительной властью.

Но такая ситуация может привести к тому, что исполнительной власти ничто не будет мешать оказывать первостепенное влияние на процесс прохождения законопроектов через Государственную Думу. Это обязательно скажется на механизме разделения властей и тогда станет непонятным, зачем вообще нужна представительная власть и выборы.

Несомненно, плохо, когда парламент поглощен борьбой за власть; ничем не лучше, однако, будет послушный законодатель, с умилением внимающий всему, что делает правительство.

-В заключении хотелось бы сказать, что в стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента.

Государственная Дума — это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная

Источник: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/gudev.htm

Третьеиюньская монархия. Роль Государственных Дум в политической жизни страны 1906-1917 гг

Роль Государственных дум в политической жизни страны

Ответ: Преобразованный в 1906 г. в равноправное с Государственной думой законодательное учреждение, он превратился фактически в верхнюю палату российского «парламента» и сыграл важную роль в судьбе третьеиюньской монархии.

Третьеиюньская политическая система как средство осуществления бонапартистского курса не исчерпывалась Государственной думой, ее механизмом двух болыпинств. Важнейшим элементом ее был Гос.совет: по замыслу творцов реформы 1906 г. он должен был играть роль «спасительного тормоза», умеряя реформаторский пыл Думы и корректируя одобренные ею законопроекты.

Однако в условиях усиливающегося размежевания внутри третьеиюньского блока Гос.совет превращается в оплот правых и парализует законодательную деятельность и Думы, и правительства.

Аграрная реформа Столыпина, будучи по своему характеру буржуазной, грозила еще более увеличить пропасть между отсталым политическим строем и уровнем развития капитализма в стране.

Поэтомустолыпинский план реформирования, в полном соответствии с политическими целями самодержавия и по образцу буржуазных реформ 60-х годов прошлого столетия, включал еще и целую серию надстроечных реформ, о которых Столыпин впервые заявил в правительственной декларации 24 августа 1906 г.

Реформы местного суда, земского самоуправления, волостная, начального образования и др. были, по справедливому заключению В. С. Дякина, политическим выводом из аграрной реформы, «базировались» на ней и «вытекали из нее как логическое следствие».1

Получив одобрение большинства III Думы, эти реформы не смогли преодолеть Гос.совет. В этих условиях аграрная реформа из фактора, укрепляющего самодержавие, неизбежно превращалась в обстоятельство, усугубляющее его положение. Попытка решить «сверху» объективные задачи буржуазной революциипровалилась, что делало неизбежной новую попытку решить их «снизу».

В годы мировой войны, в условиях обостряющегося революционного кризиса, правое большинство Гос.совета парализовало все поползновения Прогрессивного блока.

Очевидна, таким образом, крупная роль Гос.совета в провале политики мирного трансформирования самодержавия в буржуазную монархию. Выяснение этой роли открывает более широкие возможности для конкретно-исторического обоснования закономерности Февральской революции.

В некоторой степени эта роль определялась местом Гос.совета в системе высших государственных учреждений, однако в гораздо большей мере она была обусловлена личным его составом и соотношением сил его политических групп.

Создается впечатление, что Е. Д. Черменский не придавал большого значения роли Гос.совета в истории третьеиюньской монархии.

Объясняется это, по-видимому, тем, что он отрицал объективную возможность реформ в третьеиюньский период.

Ещё в докторской диссертации, отмечая, что «дво рянство цепко держалось за свои привилегии и не желало «потесниться» в пользу буржуазии», что «оправившись от «революционного испуга» 1905

1906 годов, крепостнические зубры сами переходят в наступление», Е. Д. Черменский вместе с тем утверждал, что «октябристско-кадетские реформы»

37 были обречены на провал «в силу глубины русской революции». Это проти

38 воречие взглядов Е. Д. Черменского, отмеченное А. Я. Аврехом, сохранялось долго.39 Постепенно, однако, акцент смещался с нежелания дворян «тесниться» на «глубину объективных противоречий», концепция преодолела указанное противоречие и, при всей внешней заостренности против точки зрения А. Я.

Авреха, оказалась, на наш взгляд, по сути свой весьма ей близкой: «Буржуазные реформы, на которые вынуждено было пойти под натиском революции царское правительство, вместо смягчения классовых противоречий открывали новые возможности для расширения и углубления революционного процесса».

В этих условиях либералы, не видя реформистских возможностей, «симулировали» оппозиционную борьбу, «притворно» обвиняя правительство в невыполнении обещаний манифеста 17 октября; правящие «сферы», убедившись в непримиримости интересов помещиков и крестьян, «противодействовали» реформам.

Всем им — илибералам, и «сферам» — оставалось одно: «поддерживать конституционную фикцию». Возвращение к дореволюционным порядкам также считалось невозможным «из-за опасения, что такой шаг может привести к революции».

Вот они и «бились в порочном icpyry неразрешимых противоречий и, взаимно порой отталкиваясь, не могли обходиться друг без друга».40

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-70468.html

Место и роль государственной думы в политической системе российской империи

Роль Государственных дум в политической жизни страны

В.А. Меркушев

Волго-Вятская академия государственной службы (филиал в г. Кирове). Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов специальности 030501.65 – Юриспруденция

Учебным планом по специальности 030501.65 — Юриспруденция предусмотрено выполнение курсовых работ по ряду учебных дисциплин. В предлагаемом методическом пособии излагаются основные требования и форме курсовых работ, а также порядок их защиты.

Выбор темы

Учебная часть института предлагает перечень предусмотренных учебным планом дисциплин, по которым студент может написать курсовую работу. В учебно-методических комплексах по этим дисциплинам существует перечень тем для курсовых работ. Студент может самостоятельно выбрать учебную дисциплину и тему из данного перечня.

Если студент интересуется какой-либо проблемой, не отраженной в перечне тем, он может проконсультироваться с преподавателем, руководящим подготовкой курсовых работ, и сформулировать тему курсовой работы с учетом своих интересов.

В целом тема должна быть проблемной, предусматривающей вариативность точек зрения и подходов, актуальной и требующей самостоятельного исследования.

Консультации с научным руководителем

Преподаватель, руководящий подготовкой курсовых работ, консультирует студентов по всем вопросам, возникающим в ходе их подготовки. Как правило, преподаватель специально предусматривает дни и часы консультаций, в которые к нему следует обращаться.

Литература

Подготовка курсовой работы начинается с подбора источников и литературы. На данном этапе студент должен поработать с информационными правовыми системами и каталогами библиотек и отобрать всю литературу, непосредственно касающуюся его темы.

В списке источников и литературы должны быть представлены:

А) нормативные акты и акты официального толкования;

Б) монографии;

В) научные статьи, опубликованные в журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Известия вузов. Правоведение» и др.

Кроме этого может быть использована учебная литература, материалы правоприменительной практики, информация с официальных сайтов «Интернет» со ссылками на эти источники.

В целом для написания курсовой работы должно быть использовано не менее десяти различных источников.

Подготовленный перечень источников и литературы целесообразно обсудить с научным руководителем.

работы

Работа должна иметь четкую структуру, которая отражается в рубрикации.

А) Введение

Здесь студент доказывает проблемность и актуальность выбранной темы, определяет цель, задачи и предмет научного исследования, его методологию, а также дает краткую характеристику источников и литературы. Объем введения не должен превышать двух листов.

Б) Основная часть

В зависимости от выбранной темы и предмета исследования основная часть может делиться на главы, параграфы, пункты и т.д. Каждый их них должен иметь свое название и заканчиваться промежуточным выводом. Рубрикацию основной части целесообразно обсудить с научным руководителем.

В основной части всесторонне рассматривается предмет научного исследования: его история, теория, структура, функции, общее и особенное, форма и содержание, взаимосвязь со смежными явлениями и т.д. Автор должен приводить аргументы в пользу той или иной точки зрения, делать самостоятельные выводы, основанные на правилах формальной логики.

В) Заключение

Заключение содержит основные выводы и подводит общий итог научного исследования, который должен соотноситься с поставленной целью и задачами работы. Выводы должны быть четкими и конкретными.

Если автор выполняет различные схемы, таблицы, графики и т.п., их целесообразно оформить как приложение и поместить после заключения.

Объем работы

Объем курсовой работы должен составлять 20-25 печатных листов.

6. Требования к оформлению работы

Курсовая работа должна быть представлена в печатном и сброшюрованном виде.

Текст набирается печатным шрифтом № 14 с полуторным интервалом. Размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее — 2 см.

Страницы должны быть пронумерованы, причем титульный лист считается первой страницей и не нумеруется. Нумерация начинается со второй страницы с цифры 2.

Работа должна содержать аппарат ссылок на источники и литературу. Ссылки целесообразно делать внизу страницы, на которой находится цитата, с нарастающей нумерацией.

В тексте работы не допускаются какие-либо сокращения помимо общепринятых.

Титульный лист любой курсовой работы оформляется по единым правилам и выглядит следующим образом.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волго-Вятская академия государственной службы»

(филиал в г. Кирове)

Место и роль государственной думы в политической системе российской империи

Специальность 030501.65 – юриспруденция

Курсовая работа по (название дисциплины)

студента группы Ю-21

Сидорова Ивана Петровича

Научный руководитель кандидат

юридических наук Петров И.С.

Киров – 2007

На второй странице работы должно быть расположено содержание с полным перечнем рубрик и указанием страниц. При этом введение, заключение и приложение не нумеруются. Последней строкой в содержании должна быть указана литература.

может выглядеть следующим образом:

Введение 3 — 4

Глава I.

1.1. 5 — 8

1.2. 8 — 10

1.3. 10 — 12

Глава П.

2.1 13 — 15

2.2 15 — 17

Глава III.

3.1 18 — 20

3.2 20 — 21

Заключение 22

Примечания 23

Список источников и литературы 24

Приложения 25

Перечень источников и литературы прилагается в конце работы.

Библиографический список должен оформляться в соответствии с установленными требованиями.|

Источники в списке литературы располагают по алфавиту.

Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких, как монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы; дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете.

Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

• сведения об авторах;

• заглавие;

• сведения об издании;

• выходные данные;

• количественная характеристика.

Сведения об авторах — это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Между фамилией и инициалами ставится запятая.

Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек. После заголовка в квадратных скобках с прописной буквы приводится слово [Текст].

Далее после «/» повторяются инициалы и фамилия автора.

Балыбердин, Ю. А. Общественно-политическая жизнь в Вятско-Камском регионе в начале XX века (1900-1914 годы) [Текст] / Ю. А. Балыбердин — М.: Изд-во «Прометей», 2005. — 400 с.

Если у книги два или более авторов, то в начале описания приводится фамилия первого, а сведения обо всех даются после заглавия и отделяются от него косой чертой «/». Например ::

Кульков, Е. Н. Война 1941-1945. Факты и документы [Текст} / Е. Н. Кульков, М. Ю. Мягков, О. А. Ржешевский — М.:»ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 479 с.

Сведения, является ли книга переводом с иностранного языка (какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., приводятся после фамилии автора и разделяются «;». Например:

Дюби, Дж. Европа в Средние века [Текст] / Дж. Дюби; под. ред. В. Ружо; пер. с фр. — М.: Прогресс, 1989. — 320 с.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием. Например:

Куликов, В. В. Деятельность губернской администрации и сенатская практика по земским делам: Историко-правовой очерк [Текст] / В. В. Куликов. — Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — 81 с.

Далее обычно приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (учебное пособие, курс лекций, книга для учителя и т. п.). Вид издания указывается после слова [Текст], отделяется от него двоеточием и пишется со строчной буквы. Например:

Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: учебник для юридических вузов / И.А. Исаев. — М.: Изд-во «Юрист», 1996. – 544 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том. Например:

Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры [Текст]: в 3 т. / П. Н. Милюков. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1993-1995. — Т. 1. — 528 с.; Т. 2, ч. 1. 416 с.; Т. 2, ч. 2. – 496 с.; Т. 3. – 480 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), затем описание сведений об издании, выходных данных, о количественной характеристике. Например:

Россия и Вятский край в исторической ретроспективе [Текст] / отв. ред. М. С. Судовиков. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. — 150 с.

https://www.youtube.com/watch?v=zwH8iLHsfSI

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они обычно приводятся на титульном листе, а часто на его обороте.

Место издания — это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении соответственно «М.», «Л.», «СПб.».

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например,

М.: Наука, …

Если книга издана университетом, то указание на издательство дается в следующей форме:

М.: Изд-во Моск. ун-та, …

Если на титульном листе или его обороте издающая организация не указывается, этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от места издания (или издательства, если оно указано) запятой. После него ставится точка. Количественная характеристика издания отделяется от выходных данных точкой и тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» с точкой.

Например:

М.: Смысл, 1998.-286 с.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломныхработ в списке литературы приводится в такой последовательности:

Фамилия автора, его инициалы. Заглавие работы [Текст]: дис. … канд. юрид. наук (или дис. … д-ра юрид. наук, или автореф. дис. … канд. юрид.

наук, или курсовая работа, или дипломная работа — здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать) / Инициалы и фамилия.

— Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа, год представления работы к защите. Количество страниц в источнике. Например:

Николаев, Д.А. Нижегородское земство в 1865-1918 гг.: обзор хозяйственной деятельности и анализ социально-политических инициатив [Текст]: дис. … канд. ист. наук. / Д.А. Николаев. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2000. – 195 с.

Абрамов, В.Ф. Земства в России, (1905 — февраль 1917): опыт организационной и культурно-хозяйственной деятельности [Текст]: автореф. дис. … докт. ист. наук. / В.Ф. Абрамов – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. – 561 с.

Данный тип работ печатается на правах рукописей — обычно в двух, пяти, семи или ста экземплярах.

Поэтому указание города и полного названия учебного (или научного) заведения очень важно, поскольку только на соответствующих кафедрах и лабораториях этих учебных (или научных) заведений можно найти текст данной работы (в случае диссертаций еще и в Отделе диссертаций РГБ, а авторефераты диссертаций в крупнейших библиотеках и информационных центрах страны).

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье — фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Если это книга, то сведения даются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию этого вида изданий (как описано выше), кроме количественных характеристик.

Если это журнал или газета, то описание включает:

— название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении оно пишется с заглавной буквы, без кавычек, после него ставится точка;|

— год издания (отделяется от названия знаком «-», после него ставится точка);

— номер (отделяется от года знаком «-», сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «-», далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Кирюхина, Е. И. Патриотическая деятельность ученых в годы Великой Отечественной войны: Сборник научных статей [Текст] / Е. И. Кирюхина // Вятская земля и актуальные проблемы отечественной истории XIX-XX вв. / под ред. В. И. Бакулина. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. — С. 82-89.

Бородин, А.П. Усиление позиций объединенного дворянства в Государственном совете в 1907-1914 годах [Текст] / А. П. Бородин // Вопросы истории. — 1977. — № 2. — С. 56-66.

Лактионова, Н. Насильственное «самоопределение» нации [Текст] / Н. Лактионова // Литературная газета. — 2007. — № 2 (6102). — С. 4.

Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференцийописываются аналогично перечисленным выше типам статей.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Например:

Шалаев, И. К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника/ http://www/asuimp/ru.

Источник: https://poisk-ru.ru/s21842t8.html

Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.) | Политика

Роль Государственных дум в политической жизни страны

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация.

Эти выборы принесли убедительную победу кадетам — Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали.

Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.

Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.

Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство.

Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г.

один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.

Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва.

Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная.

Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы — 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами.

Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли.

Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г.

глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии.

Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) — открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г.

Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом.

3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) — 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. — изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система — второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) — председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Источник: https://maxpark.com/community/13/content/5143900

Refy-free
Добавить комментарий