Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия (стр. 1 из 5)

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Билет №1

1. Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия.

2. Речь «Я царь — я раб, я червь – я Бог».

1. Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства (988) византийские и южнославянские риторические образцы.

До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре речи; особенной высоты риторическая практика достигла в 11-13 веках, вплоть до монгольского нашествия, задержавшего развитие России на несколько столетий.

Древнерусские произведения свидетельствуют о мастерстве ораторского искусства: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, произнесенное в присутствии Ярослава Мудрого; «Золотое слово Святослава» (Слово о полку Игореве); «Моление Даниила Заточника», обращенное к князю и пронизанное идеей защиты обездоленных ;

«Поучение» Владимира Мономаха.

Традиции 11-начала 13 веков получили продолжение в произведениях последующих столетий: «Задонщина» (14в.); «Житие Сергея Радонежского» (15в.); «Переписка князя Андрея Курбского с Иоанном Грозным (16в); «Житие протопопа Аввакума» (17в.).

На древнерусскую риторику влияла западноевропейская, пришедшая из Польши и Чехии.

Старинному русскому красноречию были присущи следующие традиции: высокое уважение к книжному слову, к мудрой речи; вера в божественную природу мудрого слова, в то что дар слова – Божий дар и великая благодать; крепость и смирение в публичной речи и беседе; высокий эмоциональный накал обращений и призывов; полное отсутствие подобострастия и лести. Древнерусские ораторы умели вы, брать достойного собеседника, способного понять обращенную к нему речь. Ораторы серьезно готовились к выступлениям, демонстрировали богатство языка и выразительность речи.

2. «Я Царь — я раб, я червь — я Бог.»

3. Несмотря на бесконечные попытки Человека понять свою сущность, назначение и смысл бытия, он и по сей день является загадкой и самой великой тайной для себя. Кто же ты ,Человек? Откуда ты и куда идешь?

Биологи считают человека «разумным животным», историки — «животным, делающим оружия труда». Человека боготворят, и, наоборот, говорят, что он «из праха произошел и в прах и возвратится». Его жизнь то ничего не стоит, то сравнивается с бесценными сокровищами. Одни считают, что Человек — царь земли и всей вселенной.

Однако это не делает его могущественнее, а еще больше привязывает к обязанностям, возложенных на него как на правителя, делая его рабом своих желаний и собственного царства. Другие думают, что человек — это червь земли, рожденный лишь для того, чтобы жить, и что этого нельзя изменить — это заложено в его сущности.

Есть и другое мнение — Человек должен отвергнуть «презренную мысль», что он «червь земли», и доказать свое право на свободу, добиться своих целей и высот.

У человеческой сущности нет граней, и это доказывается в произведении Уильяма Шекспира «Гамлет», где он анализирует ее, показывая все достоинства и недостатки на примере своих героев.

Там мы встречаем человека и властного, и лживого, и простого. Я думаю что, благодаря его пьесе людям открываются многие секреты и горизонты собственного бытия.

Все таки, Человек – уникальное создание, ключ от замка главного секрета которого пока еще не найден.

Билет №2

1. Первые книги по риторике в России (ранние риторики 17 века)

2. Речь — «сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить» (Цзычен)

1. Первые русские руководства по риторике появились в 17 веке, их авторы – церковные служители, писатели, ученые: вологодский епископ Макарий, один из создателей славяно-греческой академии Самсон Полоцкий, сподвижник Петра 1 Феофан Прокопович.

Учебники риторики использовались в подготовке священнослужителей. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность.

Они служили пособиями для составления и произнесения церковных проповедей, для бесед с прихожанами, для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями.

Однако светские тексты, принадлежащие образованным государственным деятелям, носили следы риторического учения.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагают, что ее автор Митрополит Новгородский и Великолутский Макарий. В основу первой риторики «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, который был напечатан на латинском языке и издан в 1577 году во Франкфурте.

При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: убрана фамилия автора и некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в некоторых случаях введены новые примеры. Название «Риторика» Макария переписывалась 34 раза и изучалась втечение всего 17 века. До петровского времени – это основной учебник риторики в России.

Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре.

В 1699 году появилась новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев.

В начале 18 века было создано риторическое сочинение «О риторическом искусстве» Феофаном Прокоповичем ( 1681 – 1736 г.г), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, подтверждающим, что риторике следует обучать серьезно. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочтенного Ф. Прокоповичем на латыни в 1706-1707г.г в Киево — Могилянской академии.

2. «Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить».

Человек живет, работает, учится, стремится к цели, совершает поступки. Однако не всегда мы задумываемся о последствиях нами сделанного. Ведь часто бывает так, что цель приводит в тупик, а пути к отступлению и нет. Что делать дальше?

Время нельзя вернуть вспять, нельзя исправить сделанных ошибок. Прежде чем что-то предпринимать, обдумай все возможные варианты своего действия, попробуй спрогнозировать результат и ответь на вопрос: сможешь ли ты достойно принять поражение в случае неудачи, не обозлишься, не начнешь ли искать виноватого. «Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить», — мудро заметил Цзычен.

В произведении Дж. Лондона «Мартин Иден» главный герой мечтал стать писателем. Он потратил на осуществление своей мечты все свои силы и деньги, однако, никто не ценил его, как писателя. Мартина это не смущало он шел дальше, и в конце концов все-таки добился своей цели.

Прежде чем выбрать себе цель и начать к ней двигаться, лучше всего подумать, выполнима ли твоя миссия, и стоит ли она затраченных тобой средств. Как говорится в русской пословице: Семь раз отмерь, один раз отрежь».

БИЛЕТ № 3.

1. Развитие риторики в конце 18- начало 19 веков: «Краткое руководство к красноречию…» Ломоносова.

2. Понятие слова «справедливость».

1. Первый учебник на русском языке был написан М.В. Лермонтовым и напечатан 1848 году под названием «Краткое руководство к красноречию.

Книга первая, в которой содержится риторик, общие правила обоего красноречия, то есть о ритории и поэзии сочиненная в пользу любящих словесные науки» Ломоносов определяет риторику, как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных случаях, в которых затрагивались государственные, общественные и религиозно- философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, касающиеся прозы и стихов; Ораторию, то есть наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, то есть наставление к сочинению стихов.

Риторика Ломоносова состоит из 3 частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения риторики в книге Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

Все позднейшие русские риторики основывались на труде Ломоносова.

2. «Справедливость».

Все мы живем на одной планете, все подчиняются одним и тем же правилам и законам. Однако когда у нас что-то случается, нам кажется, что все против нас, везде царит несправедливость.

Справедливость – это честное, правильное отношение к чему-либо. Справедливым считается лишь тот человек, который действует беспристрастно, в соответствии с истиной.

Справедливость всегда на стороне правого человека. И даже если ситуация очень запутанная, рано или поздно справедливость будет на стороне того, кто этого достоин.

У меня справедливость ассоциируется с судьей, который защищает правого и наказывает виновного.

В произведении Дж. Лондона «Мартин Иден» главный герой дрался со своим старым врагом Масляной Рожей, у которого было оружие.

Мартин тоже мог схитрить, однако поступил справедливо, выбрав путь честного боя с противником.

Эту же мысль подтверждает и Менандр: «Справедливый лишь тот человек, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым». Я с ним полностью согласна.

БИЛЕТ №4.

1. Развитие риторики в конце 18 начало 19 веков.

2. Речь- «Человек прошлого – человек будущего».

1. Работа, оказавшая влияние на развитие риторики в России, это «Правила высшего красноречия», написанные известным государственным деятелем М.М. Сперанским ( 1772 – 1839).

В этой работе детально рассмотрены вопросы культуры публичного выступления , аргументации, композиции, выразительности речи.

Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижение поставленной оратором цели.

В конце 18 века риторика широко преподавалась в гимназиях и других средних учебных заведениях, Следовательно, были созданы учебники: «Краткая риторика Мерзлякова», «Опыт риторики Рижского», Книги Галича, Когланского, Греча.

В учебниках того времени видны следующие особенности: В значительной мере использовались традиции древнерусского красноречия, главенствовала идея величия русского народа и государства, использовалась героическая тематика из истории, прославлялся подвиг во имя Родины; риторика учила отвлекаться от повседневного, звала к высокому; сама риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образования.

Источник: https://mirznanii.com/a/132910/ritorika-v-rossii-traditsii-drevnerusskogo-krasnorechiya

Традиции древнерусского красноречия

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

Факультет менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

РИТОРИКА

На тему:

ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ

Выполнил: студентка специальности «Государственное и муниципальное  управление» по форме обучения экстернат с дистанционным сопровождением

Кохтенко Е.А.

Санкт-Петербург — 2012

Введение 3

1. Виды красноречия 5

2. Особенности древнерусского красноречия 7

3. Развитее риторики в России 11

4. Подготовка к выступлению 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Ораторская речь — вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское — красноречие.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, — одним словом, красиво», — утверждал великий оратор древности Цицерон.1

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».2

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (лат) искусство. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское слово «красноречие».

Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня — обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, — это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему.

Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика — это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать.

Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика — это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

1. Виды красноречия

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О.

Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения.

Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность.

Говорить просто о сложном — — вот задача, которую должен ставить перед собой лектор.

Вторая задача — научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.3

Судебное красноречие — род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого — В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса — законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить — составляющие судебной речи. Особенности судебной речи — знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания.

В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

«Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем».4

Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в.

Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым.

В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

«В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы».

2. Особенности древнерусского красноречия

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество — устное и письменное — было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое.

Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие — обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия — торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей.

После принятия Русью христианства развивается гомилетика — торжественное и учительное красноречие.

Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, — «Слово о Законе и Благодати».

Создано оно было митрополитом Илларионом — первым русским митрополитом на Руси — человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром.

Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи — «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем предполагаемого «Сказания о принятии христианства на Руси».

Некоторые историки считают, что именно он и князь Ярослав были инициаторами сооружения собора Софии в Киеве. И не исключено, что именно в этом храме — тогда самом величественном и роскошном — в присутствии самого князя и членов его семьи и произнес он свое «Слово».

«Слово о Законе и Благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, а очень скоро и само стало источником для заимствований и подражаний. Его часто читали и неоднократно переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники».

Столетие спустя после митрополита Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, замечательный мыслитель и проповедник — Кирилл Туровский. Его интересовал, прежде всего, человек — «венец творения», его Душа и тело.

«Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники XII в.

в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.

Любимейшим чтением русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале на Руси, естественно, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать и на собственном материале. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского.

Автором первых русских житийных произведений — о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском — был монах Нестор, один из составителей «Повести Временных лет».

Позднее жития включались в различные книги — «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники, содержащие жития святых, «Слова» и «Поучения», расположенные по календарному принципу — в соответствии с днями памяти каждого святого), «Патерики» (сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и деяния подвижников — монахов, отшельников — какой-либо одной местности). Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором описывались деяния монахов Киево-Печерской лавры.5

В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики.

Первые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.

Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Источник: https://www.freepapers.ru/12/tradicii-drevnerusskogo-krasnorechiya/165625.1017364.list1.html

Урок риторики на тему

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Урок № 7

Древнерусская речевая традиция.

Цель: дать представление о древнерусской риторической традиции, об особенностях русской культуры и специфике отечественного речевого идеала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Слово учителя.

По документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных формах, особенностях и принципах древнерусского красноречия.

Формы.

  1. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Это было первой формой древнерусского красноречия.

  2. Исследование русских летописей засвидетельствовало существование до X—XI вв. устной народной истории. Именно она и составит основу русских летописей. Это вторая форма древнерусского красноречия.

  3. Третьей формой древнерусского красноречия было красноречие политическое.

  4. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие (переговоры русских князей друг с другом, сношения с иностранными государствами). Это четвертая форма. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X в.

  5. Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие — обращение к войску с призывом проявить стойкость и мужество.

  6. Еще один вид красноречия — торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей.

  7. После принятия Русью христианства развивается ГОМИЛЕТИКА (лат. homileo — общаюсь с людьми) — торжественное и учительное красноречие.

    Оно было широко известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

    Выделяют в духовном красноречии проповедь — слово, которое произносят для прихожан с амвона (место перед иконостасом), и официальные речи, адресованные самим служителям церкви или другим официальным лицам.

  8. Слово. В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Наибольшей популярностью пользовались «слова» Кирилла Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников.

    Основу «слов» обычно составляет евангельский сюжет, но автор дополняет его новыми подробностями, сочиняет диалоги персонажей. Главный художественный принцип в «словах» — принцип риторической амплификации (лат. amplificatio — распространение, увеличение).

    Амплификация — стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений, образных выражений с целью усиления выразительности. Ту или иную тему он словесно варьирует, распространяет до тех пор, пока всё не станет понятно совершенно отчетливо.

    Творчество Кирилла Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы XII столетия свободно владели всем многообразием приёмов, выработанных античной риторикой и развитых классическим торжественным красноречием Византии.

    И, конечно, это не могло не повлиять на распространение соответствующих знаний в светской среде. Доказательства находим в двух классических произведениях эпохи — «Поучении» Владимира Мономаха и «Слове о полку Игореве».

Понятие риторики.

1.Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., а появление на Руси теории ораторского искусства история датирует началом XVII века.

Предположительно автором самой ранней из дошедших до нас риторик был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий.Первый учебник риторики на русском языке был написан М. Ломоносовым и опубликован в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию.

Книга I, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочинение в пользу любящих словесность».

2.В начале XIX столетия формируются понятия об общей и частной риторике. Первая исследовала законы, присущие всем письменным и устным произведениям, вторая занималась особенностями каждого из видов в отдельности (гомилетика, политическое, судебное, похвальное, академическое красноречие).

 3.Внимание к теоретическим проблемам риторики дало свои замечательные плоды в практическом развитии русского академического и судебного красноречия XIX — начала XX столетий.

Профессора Московского и Санкт-Петербургского университетов В.О. Ключевский, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, Т.Н. Грановский, К.А. Тимирязев, И.П.

Павлов снискали себе славу не только как гениальные профессионалы в своей области знания, но и как неповторимые ораторы.

4.Судьба риторики в советские времена сложилась нелегко. В учебных заведениях дисциплина была вычеркнута в 20-е гг. из учебных планов и появилась в них лишь в 80-е гг.

60 лет забвения не прошли даром: российская риторика утратила целостность и самостоятельность, не развивалась её теория, старые учебники стали раритетами, новые не издавались.

Только одной области ораторского искусства не коснулся кризис — гомилетику преподавали все эти годы в немногочисленных богословских учебных заведениях. Сегодня риторика возрождается. Одна из основных причин — потребности демократического развития общества.

Среди причин возрождения дисциплины можно назвать и растущий интерес людей к классической культуре. Риторика является одной из основных составляющих классического образования наряду с древними языками, литературой, историей. Наиболее эффективной системой такого образования признана система Царскосельского лицея.

Современная российская риторика, опираясь на классические традиции, использует достижения целого ряда относительно новых дисциплин — теории стилистики, культуры речи, теории коммуникации, психолингвистики.

  1. Самостоятельная работа с учебником. Параграф 202, стр.473

1.Истоки русской речевой традиции.

2.Сфера существования русской речевой традиции.

3.Речи отца Артемия Владимирова как образец реализации русской речевой традиции.

  1. Домашнее задание. Стр.478, вопрос 6 – монологическое высказывание-рассуждение по данному вопросу на 1,5 – 2 минуты.

Источник: https://infourok.ru/urok-ritoriki-na-temu-drevnerusskaya-ritoricheskaya-tradiciya-3205078.html

Традиции красноречия в России

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

федеральноегосударственноебюджетноеобразовательноеучреждениевысшегопрофессиональногообразования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Кафедрарусскогоязыкаилитературы

Реферат

По дисциплине: Русский язык и культура речи

Тема: Традиции красноречия в России

студент гр. ТПП-11 /Мильков А.В./

Проверил:

Руководитель работы доц. /Егоренкова Н.А./

Санкт-Петербург

2015

Оглавление

Аннотация

Введение

1. Из истории риторики в России

1.1 Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

1.2 Первая русская риторика(1620)

1.3 Появлением красноречия

2. Риторики Петровского времени

2.1 Софроний Лихуд

2.2 Михаил Усачев

3. Риторики XIII в.

3.1 М. В. Ломоносов. Руководства по риторике (1744-1747)

3.2 В. К. Тредиаковский. Слово о витийстве (1745)

3.3 А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)

4. Первые курсы красноречия

5. Современное состояние риторики

Заключение

Список используемой литературы

Аннотация

Данная работа направлена на раскрытие истории зарождения, развития красноречия в России. Также традиции и виды красноречия . В ходе выполнения были раскрыты все интересующие нас вопросы.

Пояснтельная записка данной работы состоит из 13 страниц.

This work is aimed at the disclosure of origin of history, eloquence development in Russia. Also, traditions and forms of eloquence. In the course of all our questions were disclosed.

The explanatory note of this paper consists of 13 pages.

риторика витийство письменность красноречие

Введение

Красноречие (от рус. красный — «красивый» и речь) — умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности (природные или приобретённые).

В древней Руси красноречие называлось вещанием. Вещание развивалось главным образом на народных собраниях — вечах. В этот период, кроме вещания, развивались и такие виды красноречия, как торжественная, или достохвальная, военная и дипломатическая речи. Центрами «ученой» риторики являлись Киевская и Московская духовные академии.

В 1620 была написана первая русская книга по риторике. По ней более 70 лет обучали православных священников искусству красноречия в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыне, Соловецком монастыре. «Риторика» состояла из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и ученика.

Русская церковь всегда уделяла много внимания совершенствованию вербального воздействия на слушателей. Развивалась гомилетика — разновидность ораторской речи, представленная в религиозных проповедях.

В 1804 году Синодом был издан учебник по гомилетике «Руководство к церковному красноречию», который включал в себя советы священнослужителю практически на все случаи жизни, а также примеры из ранее прочитанных образцовых проповедей.

1.ИзисториириторикивРоссии

1.1 СловаРиторика,ВитийствоиихсинонимывпамятникахписьменностиXI-XVIIвв.

Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика,ветийство и многочисленного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.

Слово риторика до XVII вв. встречаются только в формах риторикия и реже ритория , восходящихся к греческому слову retorike; впервые отмечено в «Житии Феодора Студийского»XII в..В этом же «Житии…»встречается слово ритор (от греческого rhetor). Форма риторика как перевод латинского rhetorika впервые отмечено в «Риторике» 1620год и в таком виде утверждается в XVII веке.

Важно заметить что древние русичи в XII-XIVвв. предпочитали греко-латинскую корню словянские слова ветийство, веет и подобные, обозначавшие говорение, речь и бывшие также переводами греческх rhetorike и rhetor(ср. современные слова ответ, совет, привет, завет, навет, и др.). Только с XVII в.

начинается преобладание латинского слова риторика над продолжавшим существовать словом витийство , которая пишется теперь преимущественно через букву «и» и осмысляется как (витье, плетение словес).

Оба слова риторика ивитийство соединяют в древнерусском языке два значения: искусство речи и мудрость; соответственно ритор ивитийя — оратор, мудрец (впрочем, и сами наука или искусство называются в Древней Руси мудростями).

Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословие и доброречие, элемент красно — начинает активно использовать лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется в положительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя- протопопа Аввакума.

1.2Перваярусскаяриторика(1620)

Первый Русский учебник по теории риторике был написан до марта1620года — этим временем дотируется единственный список с начальной редакцией текста. Он явился переводом латинской «Риторика» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия.

Русский переводчик не просто диктовал записывавшим вслед за ним писцам вой текст- к самым трудным и неудобопонятным статям оригинала он добавлял свои пояснения, причем эти пояснения стилистически сходны с текстом «Риторик» из «Сказания о седми свободных мудростех».

Предположительно «Сказание о седми свободных мудростех» было написано в первые десятилетия XVII в. Некоторые цитаты из главы «Мудрость третия. Риторика» появилась в тексте первой русской «Риторики» 1620 год, а сама эта глава из «Сказания» стала первым предисловием к тексту «Риторики».

«Сказание…» — образцовое учебное сочинение Древней Руси. Состав средневековых наук включал «семь свободных искусств, делящихся на тривиум гуманитарных дисциплин(грамматика, диалектика, риторика) иквадривиум технических дисциплин(арфиметика, мусика, геометрии, астрология).

Автор-переводчик первой русской «Риторики» пока не известен. Очевидно что учебник написан в великорусских землях-местами бытования рукописи были Москва, Соловецкий монастырь (шесть списков — и именно там, скорее всего, была сделана пространная редакция 1622год), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.

1.3Появлениемкрасноречия

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков не конфронтационный характер. Воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики .Если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

Сам термин «риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи «Об образах» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке.

Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»).

Первый переводной учебник :- упомянутая книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619).

Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) — «Об изобретении дел» и «О украшении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая «делам придает и прибавляет силы».

В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой не конфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику.

В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г.

— также написанный на латинском языке «De arte rhetorica» («О риторическом искусстве»).

2.РиторикиПетровскоговремени

2.1 Софроний Лихуд

Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)- греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.

Лохудам принадлежит ряд богословско-полемических сочинений, с которыми они выступали в защиту православной веры: против «латинствующих ересий» — «Мечец духовный» (1690 г.), «Щит веры» и «Остен» (1690-е гг.

); против старообрядцев — «Коллурий, или о страсти очеболения капитанского» (1700-е гг.). Лихуды вступали с торжественными орациями при дворе — из их слов сохранились, похвала царю Петру по случаю Азовской победы 1697г., в честь Полтавской победы 1709г.

, панегирики Петру I (между 1704 и 1711гг.) и др.

Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей — большинство этих сочинений написаны на греческом языке.

2.2Михаил Усачев

Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр.

Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699) год месяца в день».

Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в1697 г..

3.РиторикиXIIIв.

3.1 М.В.Ломоносов.Руководствапориторике(1744-1747)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) написал два риторических руководства: «Краткое руководство к риторике» (1744-1747) и «Краткое руководство к красноречию» (1747). Летом 1743 г.

Ломоносов был заключен на полгода под стражу вследствие прений с иностранными коллегами в Академии, где, должно быть, и был написан первый учебник риторике.

В ответ на отсылку Ломоносовым рукописи великому князю Петру Академии предложено было дать рецензию на книгу Ломоносова: академики, по рецензии Миллера, пришли к единодушному мнению о предложении Ломоносову составить руководство по «Риторике», более соответствующее нашему веку и притом на латинском языке, приложив русский перевод».

Первая попытка Ломоносова составить риторическое руководство интересна тем, что окончательный замысел создать три книги о «красноречии» у него еще не созрел, поэтому в руководство включены главы о разных жанрах публичной речи и письмах, и часть 4-ая «произношение»; эти главы и часть будут отсутствовать в «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.).

«Краткое руководство к красноречию» 1747 г. на первых порах ждала также не простая судьба: 5 декабря 1747 г.

в здании типографии случился пожар, вовремя которого сшитые листы «Риторики» были сброшены на землю из окна из кровли, причем, «многие листы разлетелись, иные замараны, затоптаны и подраны».

Часть тиража пришлось набрать заново и печатать в последующие 5 месяцев 1748 г. Вопрос о переиздании ставился через 2 года.

Значение руководства Ломоносова состоит в то, что в нем была отобрана и окончательна, закреплена терминология риторики, начиная с самого термина красноречия. Однако ломоносов осуществил лишь часть своего замысла, написав только книгу первую «Риторику, содержащую правила обоего красноречия: оратории и поэзии».

3.2В.К.Тредиаковский.Словоовитийстве(1745)

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) родился в Астрахани в семье священника. В1723 г. бежал в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Через два года пускается в смелое путешествие за границу, оканчивает в Париже Сорбонский университет.

В 1732 г. Тредиаковский вернулся в Петербург, с 1732 г. служил переводчиком в Академии наук. К 1730 г. относится его перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви». Здесь же Тредиаковский приложил собрание стихов и переводов с французского.

Книга имела шумный успех.

В начале 30-х годов Тредиаковский становится знаменит не только как автор популярных стихов, но и как теоретик — в 1735 г.

он написал «Рассуждение об оде вообще» и «Новый краткий способ к сложению российских стихов».

Необыкновенный труженик Тредиа4овский создал множество переводов(«Аргенида» Барклая, «Прохождение Телемака» Фенолона, изложенные гекзаметром, многотомные исторические сочинения Роллена).

«Слово о витийстве», произнесенное в Императорской Академии наук в 1745 г., показывает, какой была прозаическая программа Тредиаковского.

Красноречие, витийство, элоквенция — «царствующая» наука, ибо все другие науки и художества «токмо через элоквенцию говорят».

Традиционны для русской филологической традиции мысли Тредиаковского о «премудрости» истинного красноречия, значении витийства для счастия гражданских обществ; понятая как широкое использование языка «вся вообще филология… есть токмо что элоквенция».

«Слово о витийстве» написано по-латыни с параллельным переводом на русский язык.

3.3 А.П.Сумароков.ОРусскомдуховномкрасноречии(1770-егоды)

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) известен более всего как поэт и драматург. Трудно назвать жанр, в которой бы Сумароков не трудился: он писал трагедии, драмы, оды (торжественные, любовные, анакреонтические), песни, басни, элегии, эклоги.

Сумароков первым внес в русскую поэзию разговорную легкость стиха, он — основоположник русского романа, но и Сумароков же переложил в стихи всю «Пластырь», писал духовные оды о «Божием величестве», «на суету мира», о тщетных поисках истины, нравственных совершенствах и добродетелей.

Сумароков много печатался в различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая пчела», журналах московского университета, издававший под редакцией его ученика и его последователя М. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директором созданного в 1756 г. театра, где ставились его пьесы, но в 1761 г. был отстранен от театра и целиком придался литературе.

После смерти Сумарокого Н. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное собрание» его сочинений до сих пор являющееся единственным.

4.Первыекурсыкрасноречия

До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными. Его трактат «Краткое руководство к красноречию», изданный в 1747 году, стал и первым печатным учебником, и первым фундаментальным научным трудом. Здесь переработаны предшествующие сочинения, предложен стиль риторических описаний в России не только XVIII веку, но и последующим векам. Трактат состоит из нескольких частей:

1. Изобретение;

2. О украшении;

3. Расположение;

4. О произношении.

Во всех этих частях даются практические советы оратору.

Временем расцвета русской риторики следует считать первую половину XIX века, и особенно период после войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений побуждал к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, которая описывала как общие правила отдельных видов и родов словесности, так и правила создания сочинений. В русской риторике в основу подхода к «расположению» лег принцип семи античных основных компонентов речи (вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение), которые рассматривали логические правила и законы в тесной связи с вопросами выбора тона и стиля. «Изобретение давало способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой. Расположение учит соображать и, соображая, давать направление рассудку и нравственному чувству. Расположение есть действие Рассудка и Нравственного чувства, которые от частых соображений, от частых примеров, сами, наконец, образуются, укрепляются и принимают надлежащее направление».

Вторую половину XIX века можно назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаические деловые, научные, ораторские виды речи.

При обучении языку и литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к ораторскому искусству, используемые на практике.

Однако эти требования не находили широкого распространения в образовании.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 году был создан даже Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. и форма, так необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

Выходившие в свет брошюры отличались пропагандистской направленностью и не содержали всестороннего подхода к речевой деятельности, тем более к устной. «Обесцвеченный чиновничий язык», пропущенный через газетные фразеологизмы, нашел отражение в творчестве А.

Платонова.

Искусство публичного выступления советского направления в России связано с развитием университетского красноречия.

Лишенная парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса.

Динамизм социально-политических процессов современности предполагает по-новому оценить соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности решается в условиях средней школы. В советское время устная речь находилась несколько в стороне от государственных проблем образования.

Сегодня, недостаток знаний в области развития устной речипризвана компенсировать учебная дисциплина «Русский язык и культура речи».

Такое название дисциплины в Государственном образовательном стандарте маскирует риторический смысл и содержание изучаемого предмета, а также исключает возможность подготовки учителей и преподавателей риторики.

Введение обязательной риторической дисциплины для студентов предполагает соответствующую переподготовку всего преподавательского состава вузов. На кафедре культурологии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова соответствующий опыт уже накоплен и его следует распространить среди других кафедр и факультетов, а также технических вузов.

Стройная система проведения занятий по риторике сложилась в ряде вузов России.

При этом, отношение к этой дисциплине, как к развлекательной или даже экзотической, приводит к ситуации, когда практические занятия планируются в группах из 30 — 35 студентов.

По мнению самих студентов, подобное отношение к родному языку по сравнению с иностранными формирует у русских людей пренебрежительное речевое поведение в общении с соплеменниками…

5. Современноесостояниериторики

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, а затем символизм.

Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миров чувств и образных представлений.

Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой.

Заключение

Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой работе первой русской «Риторикой». Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18 веках.

К сожалению, до нас дошло мало работ петровского времени.

Но некоторые из них дошли: старообрядческая «Риторика», «Риторика» Михаила Усачева, «О силе риторичестей» Софрония Лихуда, «Книга всекрасного златословия» Козьмы Афоноиверского, «Наука проповедей» и «Книга сия философская» Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.

Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

Но всегда помните, что со словами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть словом.

Ваша обязанность, ваш долг перед обществом — всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.

Списокиспользуемойлитературы

1.Егоренкова Н.А. Культура устной и научной письменной речи: Методические указания для самостоятельной работы студентов / ООО “Издательство “ЛЭМА”.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. . Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика — Ростов Н/Д Феникс 1996.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-215593.html

5. http://rechetehnik.ru/krasnorechie

Источник: https://revolution.allbest.ru/languages/00676955_0.html

Ораторское искусство Древней Руси

Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х — начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран.

Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийских ораторов, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и других, оказало большое влияние на развитие южнославянского красноречия, на вдохновенные речи Константина Философа, Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского.

Киевская Русь, по существу, явилась наследницей греко-славянской риторической традиции.

Время рождения древнерусского красноречия – IX в. И в первых же оригинальных произведенияхораторской прозы отчетливо проявляются триеехарактерные черты:

• во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, несмотря на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа;

• во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов – митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского – поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок;

• в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает,что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались, прежде всего, как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к «слушающим и читающим».

Таким образом, древнерусское красноречие, оставаясь в общем русле византийско-славянской традиции, является при этом шагом вперед в литературном развитии стран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.

В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности:красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют свои тематика, язык, художественные средства.

Дидактическое красноречиеобычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников.

В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т. д. Таким образом, ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения.

Памятникипанегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения – успешному походу против врага, строительству собора и т. д.

В пределах избранной темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти.

Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину идеи, оценить искусство мастера в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением сложных тирад, синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к игре однокоренными словами, вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.

Классификация жанров древнерусскою красноречия сложна, но наиболее распространенными былипоучение (для дидактических сочинений) ислово (торжественное красноречие). Последнее характеризуется следующимижанровыми особенностями:

• слово в своей основе публицистично, его главные функции – воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

• автор слова – своеобразный «печальник Русской земли», понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных «малости», «худости», «недостоинства» – традиционно христианского выражения скромности – не может молчать, видя «великие настроения века сего» пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и «сильных мира сего»;

• церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.

Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия былимитрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

О жизни и судьбемитрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству «Повести временных лет» в 1051 г, великий киевский князь Ярослав Мудрый и собор русских епископов поставили Илариона, «русского родом», в митрополиты.

Это решение можно считать первым шагом к освобождению Русской церкви от административного влияния церкви Византийской, до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени уже было создано «Слово о Законе и Благодати» (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита скудны. Известно лишь, что в 1055 г.

на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.

«Слово о Законе и Благодати» (торжественное красноречие) достойностать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства. Митрополит, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции, поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем.

Его произведение – это своего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли, это стройное развитие единой патриотической концепции – независимости Руси от Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами.

Например, рассказывая о принятии русским народом учения Христа, Иларион ни словом не упоминает о том, что было это сделано под непосредственным влиянием Византии.

Наоборот, он утверждает, что Русь по собственному желанию стала христианской страной и не нуждается нив чьей религиозной опеке: «Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал – и спас нас, и в понимание истины привел».

В «Слове» воздается хвала Владимиру Святославовичу («Радуйся, во владыках апостол,не мертвых телом воскресил, но нас, душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобой приблизились к богу и Христа – жизнь вечную – познали»), его сыну – Ярославу Мудрому, продолжившему дело отца, его славным делам, благовествующим о будущем,еще большем величин Русской земли. В заключительной части «Слова» похвала переносится на конкретно-историческое событие – завершение постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

В «Слове о Законе и Благодати» можно найти, пожалуй, все приёмы красноречия, к которым прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры, антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы).

Есть в «Слове» и примеры ритмической организации речи: «То, что слышал ты, досточтимый, не для молвы оставил сказанное, не делом свершил: просящим подавая, падших одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая..». Много в «Слове» цитат из Ветхого и Нового Заветов.

Язык этого произведения – книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для «насытившихся сладостями книжными».

Если митрополит Иларион мог позволить себе обращаться к слушателям со словами «преизрядно украшенными», то у его современника новгородского проповедникаЛуки Жидяты была иная аудитория.

Проповедовал он в Новгороде – северном крае, где всегда с подозрением относились к словесным изыскам, характерным для Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру Новгорода, а 1034 г.

по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремоми три года содержался в Киеве, после чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.

Единственное дошедшее до нас произведение этого оратора – «Поучение к братии» – первое собственно русское произведение дидактического (учительского) красноречия.

Для него характерна простота языка, строгость образов: «Не ленитесь в церковь ходить к заутрене, и к обедне, и к вечерне; и в своей клети прежде Богу поклонитесь, а потом уже спать ложитесь.

В церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, не думайте ни о чем другом, по молите Бога всею мыслию, да отдаст он вам грехи. Любовь имейте ко всякому человеку, и больше к братии, и не будь у вас одно на сердце, а другое на устах, не рой брату яму, чтобы Бог тебя не вверг в худшую».

В «Поучении» нет места отвлеченным философским высказываниям, стилистическим красотам. Лука хорошо чувствовал своих слушателей и понимал, что утонченные обороты способны лишь затемнить для этих людей истинный смысл евангельских истин.

Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его представителем былКирилл Туровский. Известно, что Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением и толкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложению князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.

Со времени крещения Руси прошло более ста лет. «Властители мира сего и люди, погрязшие в житейских делах, прилежно требуют книжного поучениям, – писал Кирилл Туровский.

В то время многих верующих уже не удовлетворяло простое толкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства проповедника удовольствие. Хотели слушать проповеди, составленные по всем правилам ораторского мастерства. И этим требованиям в полной мере отвечали речи Кирилла Туровского.

Кирилл Туровский является автором «Притчи о душе и теле», «Повести о белоризце и мнишестве», «Сказания о чернородском чине», восьми слов на церковные праздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых).

Ритмичность и плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми оборотами и изысканными сравнениями, образы, красочные, абстрактные и одновременно зримые, почти реально осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается во всех своих смысловых и эмоциональных оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в результате она приобретает форму замкнутого в стилистическом отношении фрагмента – риторической тирады) – таковы стилистичские черты произведений Кирилла. Вот как, например, утверждал Кирилл Туровский важность духовных ценностей: «Сладки медвяные соты, и сахар – доброе дело, но добрее обоих книжный разум, ибо это сокровище вечной жизни». Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз и сердце видящих ее, то тем более приятна «духовная красота, праздники святые, веселящие верные сердца и души освещающие».

Замечено, что картины природы у Кирилла Туровского складываются в определенную систему символов: весеннее обновление – Воскресение Христово, ветры – греховные помыслы, песни – цветы, которые святую Церковь украшают. Таким образом, жизнь природы наполняется высоким духовным смыслом.

Обращает на себя внимание и такая особенность творчества Кирилла, как смелое объединение в одно художественное целое элементов двух культур – византийской и русской народной; двух поэтических систем – высокой риторики и устного творчества; двух языковых стихий – церковнославянской и русской.

Так, в «Слове об артосе» описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам (весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т. д.) близко к народным «веснянкам».

Сопоставление ветхозаветных и новозаветных образов напоминает в «Словах» Кирилла фольклорный параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится на народно-поэтический язык.

Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа – в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в «Слове об Иосифе».

Таким образом, опираясь на византийскую и русскую народную традицию, Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимость которого сопоставима со «Словом о полку Игореве». Современники именовали Кирилла, «Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси», Видимо, не позднее XII в. он был причислен к лику святых, и не последнюю роль в этом сыграло его ораторское мастерство.

Итак, эпоха средневековья дала миру таких великих проповедников, как Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Талант и мастерство этих представителей духовного красноречия дают право поставить их в один ряд с величайшими ораторами античности – Демосфеном и Цицероном.

Литература

1. Аврелий Августин, Исповедь. М., 2000.

2. Златоструй. Древняя Русь. X-X1II вв. М., 1990.

3. Карпенко В. Церковное красноречие // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. М., 1998.

4. Красноречие Древней Руси (IX – XVII вв.). М., 1987.

5. Курбатов Л. Г. Риторика // Культура Византии (IV — первая половина VII в.). М., 1984.

6. Памятники византийской литературы IV– IX веков. М., 1968.

7. Риторика. Курс лекций / Под ред. Л.А.Муриной.– Мн., 2002.

8. Рыбаков Н. Иоанн Златоуст // Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. М., 2000.

9. Столяров А. А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин, Исповедь, М., 2000.

10. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V– начала VIII века). М., 1989.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_57326_vostochnaya-vetv-duhovnogo-krasnorechiya-vizantiya.html

Refy-free
Добавить комментарий