Римский календарь

Римский календарь

Римский календарь

История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула (середина VIII в. до н. э.

), римляне пользовались лунным календарем, который расходился с действительным астрономическим циклом на Земле. Год начинался с марта и состоял только из 10 месяцев (содержал 304 дня).

Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами.

В VII в. до н. э., т.е. во времена второго легендарного древнеримского царя — Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

лат. названиепримечание
Martiusмарт- в честь бога войны Марса, отца Ромула и Рема
  Aprilisапрель – возможно, от лат. aperire (раскрывать), т.к. в этом месяце в Италии раскрываются почки на деревьях; вариант – apricus (согреваемый солнцем)
  Majusмай – название месяца восходит к италийской богине земли и плодородия, нимфе гор, матери Меркурия – Майе
  Juniusиюнь — по имени богини Юноны, супруги Юпитера, покровительницы женщин и брака, которая дарует дождь и урожай, успех и победу
Quintilis, позже Juliusпятый, с 44 г. до н. э. – июль, в честь Юлия Цезаря
Sextilis, позже Augustusшестой; с 8 г. н. э.- август, в честь римского императора Октавиана Августа
Septemberсентябрь – седьмой
Octoberоктябрь – восьмой
Novemberноябрь – девятый
Decemberдекабрь – десятый
Januariusянварь — в честь двуликого бога Януса, у которого одно лицо было обращено вперед, а другое – назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее
Februariusфевраль – месяц очищений (лат. februare – очищать); связан с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля; этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis — месяц, напр., mensis Martius, mensis December.

Юлианский календарь. 

Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами.

Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года.

Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным.

Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия. Год стал начинаться с 1 января. Это совпало с началом римского хозяйственного года и со вступлением в должность новых консулов. Тогда же была установлена продолжительность месяцев, существующая и в настоящее время.

После смерти Юлия Цезаря пятый месяц Quintilis в его честь назвали Iulius (июль), а в 8 г. н.э. Sextilis был назван в честь императора Августа- Augustus.

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В 1582 году папа Григорий XIII внёс исправления в юлианский календарь, согласно которму год начинался на 13 дней раньше. Он был принят во всём мире. В России «новый стиль» был введён в 1918 году. Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарём.

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид. Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны.

День новолуния (1-й день месяца) назывался календы (Kalendae , сокр. Kal.). Первоначально о его наступлении возвещал верховный жрец (от лат. calare – созывать; зд.: для возвещения о новолунии). Вся система исчисления в течение года называлась Kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

День полнолуния (13-й или 15-й день месяца) назывался иды (Idus, сокр. Id.). По этимологии римского учёного Варрона – от этрусского iduare – делить, т.е. месяц делился пополам.

День первой четверти луны (5-й или 7-й день месяца) назывался ноны (Nonae, сокр. Non.). От порядкового числительного nonus — девятый, т.к. это был 9-й день до следующего рубежа в месяце.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

Даты обозначались путём отсчёта от этих трёх главных дней месяца, включая как этот день, так и день обозначаемой даты: ante diem tertium Kalendas Septembres – за три дня до сентябрьских календ (т.е. 30 августа), ante diem quartum Idus Martias – за четыре дня до мартовских ид (т.е. 12 марта).

Високосный год. Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря 24 февраля повторялось дважды, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium — в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis — с повторным шестым днём. По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».

Дни недели. Семидневная неделя в Риме появилась в I в. н.э. под влиянием Древнего Востока. Христиане ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 году император Константин Великий закрепил такую форму недели законодательно.

Римляне назвали дни недели по семи известным тогда светилам, носившим имена богов. Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели во многих европейских языках.

русскийлатинскийфранцузскийанглийскийнемецкий
понедельникLunae dieslundiMondayMontag
вторникMartis diesmardiTuesdayDienstag
средаMercuri diesmercrediWednesdayMittwoch
четвергJovis diesjeudiThursdayDonnerstag
пятницаVeneris diesvendrediFridayFreitag
субботаSaturni diessamediSaturdaySonnabend
воскресеньеSolis diesdimancheSundaySonntag

В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам. В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими.

Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию – Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру – Донар (Тор), богине любви Венере – Фрея. Название ”суббота ” является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) – покой.

Воскресенье первые христиане отмечали как ”день Господень”, то есть день воскресения Иисуса Христа.

Летоисчисление. В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов, которые избирались по два на год.

Благодаря тщательности исторической фиксации имён консулов и постоянному употреблению их в исторических сочинениях и документах, мы знаем имена консулов, начиная с Брута (509 г. до н.э.

) и кончая Басилием (541 г. н.э.), т.е. на протяжении более 1000 лет!

Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблативе, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея  (55 г. до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 г. до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 г. до н. э.): ab Urbe condita — от основания города, сокр. ab U. c. Перед номером года ставили аббревиатуру, например, 2009 году григорианского календаря соответствует 2762 год римской эры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_163637_rimskiy-kalendar.html

История Римского календаря

Римский календарь

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post187831365/
История календаря, названия месяцев и дней

Это рассказ понемногу о многом — об истории календаря, об идах  и календах, о названиях месяцев и дней недели на разных языках.

История календаря

Сейчас  все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.

Но календарь и счет дней у древних римлян сначала были довольно запутанные и странные…

Вольтер сказал  по этому поводу:

Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось… )))

Само слово Календарь произошло от лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Календы, так же, как и ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами — 24 февраля, и т. п.).

А слово «календы» — от латинского глагола «calo»— «объявлять, возглашать» —   в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце.

Известное выражение  «отложить дело до греческих календ»  значит  — «никогда не сделать», в греческом календаре календ не было!

Ноны (от nonus — девятый, то есть девятый день до Ид), в древнеримском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Ноны служили для счёта дней внутри месяца.

Иды (от этрусск. iduare, «делить») —  в римском календаре  день в середине месяца.  На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных  месяцах.

Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера приносил в жертву овцу .

В мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит Юлий Цезарь. Согласно Плутарху, предсказатель предупредил Цезаря, что в этот день ему надо опасаться смерти. Встретив предсказателя на ступенях Сената, Цезарь сказал ему с насмешкой: «Мартовские иды наступили». «Наступили, но ещё не прошли» — ответил предсказатель. Через несколько минут Цезарь был убит.

Фраза «Берегись мартовских ид!» из пьесы Шекспира «Юлий Цезарь» стала крылатой.

15 марта начинался новый год,  и происходили празднования в честь богини Анны Перенны.

Остальные дни обозначались указанием  количества дней,  оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день:  ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.

……………

Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т.д.

Год начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию.

Позже первые четыре месяца были переименованы:

Первый (весенний!) месяц года был назван в честь  бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был…  Марс!  Это уже потом он стал, как  Арес,   богом  войны.

А месяц был назван мартиусом (martius) – в честь Марса.

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –»согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере.
Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).

Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

квинтилис (quintilis) – пятый; секстилис (sextilis) – шестой;

септембер (september) – седьмой; октобер (october) – восьмой;

новембер (november) – девятый; децембер (december) – десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня.

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев – януариус – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода,  всякого начинания. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог  видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй  добавленный месяц – фебрариус – был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит от слова februare – «очищать», и связано с обрядом очищения.

Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней, и в связи с добавлением  51 дня (почему не 61?)  пришлось менять длину месяцев.

Но все равно  римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней. При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда  называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis).

Слово  «мерцедоний» происходит от «merces edis» — «плата за труд»: тогда  производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была  366,25 дня, то есть на  сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 – 44 гг. до н.э.). Разработала  новый  календарь  группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток.

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней.

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный  день «упрятали» между 24 и 25 февраля.

Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля. Февраль был выбран как последний месяц римского года.

Дополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил  число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре  на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го – заход  Арктура, 7-го – заход Плеяд и Ориона и т.д.  Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и  с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.

Юлий Цезарь является автором  традиции начинать отсчет нового года с первого января.

В благодарность за реформу, и  учитывая  военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус.

А через год, в этом же сенате,   Цезаря убили…

Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый)  год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды.

В связи с этим сенат  переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали  октоберу. Одновременно перенесли один  день новембера на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась  вплоть до XVI века. С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира,  и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Никейский собор, проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату, решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года.

В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад – от марта к февралю.

К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток.

Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным.

Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323.

Такая календарная система получила наименование григорианской или «нового стиля».

В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого стиля».

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 – 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января. Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два великих  писателя  скончались в один и тот же день.

На самом деле разница была в 10 дней!  Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет.

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Но счет годов велся от сотворения мира, которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил  на  юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г.,  в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.

…………

Теперь о славянских названиях  месяцев.

12 месяцев — любимая сказка 

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам…

Названия месяцев

Январь. Славянское название «Просинец» — от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль — «Сечень», «Лютень». Сечень — потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март

«Сухий» от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге — «Березозол», от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. «Протальник» – понятно почему.

Апрель

Древнерусские имена апреля: «Березень», «Снегогон». В украинском языке месяц носит название «квiтень» (цветущий).

Май  — названия «Травень», «Травный» – природа зеленеет и расцветает.

Июнь.

«Изок». Изок — кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название «Червень».

Июль.

«Червень» — название — от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли «Липец» – липа  цветет в июле. «Грозник» — от сильных гроз. И просто — «Макушка лета». «Страдник» — от страдных летних работ.

Август

А у славян все еще страда — «Серпень», «Жнивень», — время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» — от сияния зарниц.

Сентябрь

Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун — от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» – погода начинала портиться. В украинском языке месяц — «Вересень» (от цветущего медоноса — вереска).

Октябрь

Чудесное славянское название — «Листопад». Иначе – «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» — в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь —  «Грудень», от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь —  «Студень» – холодно!

Табличка славянских названий месяцев

Неделя и дни недели.

Неделя – это период времени в 7 суток, существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.

Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами (от греческого «блуждающий»). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая «управляет» им.

Счет часов был начат с субботы: первым ее часом «управлял» Сатурн, вторым – Юпитер, третьим – Марс и т.д., седьмым – Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день – Марсу, пятый – Меркурию, шестой – Юпитеру и седьмой – Венере.

Планета, управляющая  первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами — названия планет отождествлялись с именами богов. Они управляли днями недели, которые получили их имена. Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

«Планетарные» названия дней недели и в английском и скандинавских  языках, но названия в них произведены от имени языческих  богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название «шаббат» – покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У  славян  воскресенье называлось «неделя», «день, в который ничего не делают» (не занимаются делами). А  понедельник – это «день после недели»,  Вторник – «второй день после недели», итд.

Вот какая не деля…)))

Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим  в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник – Monday (англ.) перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник — в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс. В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу,  аналога Марса.

Среда — угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог  скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден — необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи — Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских «среда», «середа», а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг — латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера.  На хинди четверг — День Юпитера.

Пятница — хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).

Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени  скандинавской богини плодородия и любви Фрейи  (Фригге), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница — День Венеры.

Суббота — лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).

Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему «покой, отдых».

Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения». На хинди суббота — День Сатурна.

Воскресенье — День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова «Sun/Son» (Солнце).

Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают «День Господень» и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское «воскресенье» появилось таким же способом, заменив старое название этого дня «Неделя», сохранившиеся в других славянских языках — Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.).  На хинди воскресенье — День Солнца.

……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки – единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат – двенадцатым. И длина часа была переменной, зависела от длины светлого времени суток.

Важным шагом стало изобретение и использование механических часов,  в Европе это  IX – XII вв.

Старинные часы в Праге

Механические часы сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения дневной и ночной части суток.

Первые механические часы  в России были  установлены  великим князем Василием I в 1404 г. во  дворе за церковью св. Благовещенья. Знаменитые часы на Спасской башне установил в 1624 г. при царе Михаиле Федоровиче механик Галловей.

Вот такая непростая история календаря…

………………

Источники:

http://val4onok-v.livejournal.com/9192.htmlhttp://www.liveastrology.org/dni_nedeli.htmhttp://n-t.ru/tp/in/ik.htmhttp://www.erudition.ru/referat/ref/id.27091_1.htmlhttp://fapia.ucoz.ru/news/2009-03-15-16

Википедия и Рунет.

Источник: https://chispa1707.livejournal.com/3088596.html

Календарь Древнего Рима: Novus annus

Римский календарь

Смену времен и круговорот латинского года

Я объясню, и заход и восхожденье светил.

Ты же радушно прими стихи мои, Цезарь Германик,

Мой по прямому пути робкий направя корабль.

(Овидий «Фасты» кн. I, 1-4,

пер. М. Гаспаров и С. Ошерова)

Совсем немного дней осталось до начала Нового года. Но, если сейчас он наступает 1 января (по Григорианскому календарю), то что было, скажем, тысячелетия назад?

Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Часть людей заглядывает в электронный календарь, другая – по старинке срывает лист бумажного календаря. Однако все мы живём уже по установленным когда-то давно правилам и не задумываемся о неточности годового цикла. Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день, и никакая сила не сможет это изменить.

В современном мире у каждого человека есть под рукой календарь, поэтому ему не нужно иметь раба, который бы бегал на Красную площадь, чтобы узнать сегодняшнюю дату и время. Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности? Обратимся ко времени жизни Гая Юлия Цезаря, не зря же одна из календарных систем получила название в честь его родового имени.

Гай Юлий Цезарь

Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н.э. по лунному календарю. Уже в Раннем Риме было принято делить год на десять месяцев, первым из которых был месяц Март, названный в честь бога Марса – отца Ромула. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая.

За ними следовали шесть месяцев: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый, – в течение которых собирали этот урожай. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H.

Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю. Во время своего консульства Гай Юлий Цезарь обнаружил ряд неточностей, которые возникли в связи с нерегулярным следованием правил ведения календаря.

Количество дней в месяце постоянно менялось: по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния, однако оно не происходило на каждый 30 или 31 день, поэтому приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики.

Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената. В число их обязанностей входило добавление месяцев для согласования года с солнечным календарём.

Зачастую понтифики вносили изменения в календарь по своему усмотрению или по просьбе политических деятелей за определённую плату: подобные вольные действия привели к полному хаосу в календарной системе Рима, а к 46 году до н.э. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла.

Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н.э.. Он пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с математиком и астрономом Созигеном для разработки новой календарной системы.

Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, потому что ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря.

С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Год у египтян начинался в июле с появления на небе звезды Сириус и был равен двум периодам появления Сириуса на небе.

Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Общее количество дней равнялось 360. До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, поэтому египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.

Египетский календарь

Египетский календарь не учитывал високосный год, поэтому с течением времени отставание накапливалось. Известно, что в 238 году до н.э. Птолемей III сделал попытку внести изменения в египетский календарь, добавив 366-ой день каждый четвертый год, предвосхищая реформу Гая Юлия Цезаря. Однако это изменение не было принято во внимание.

Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365,25 дням. Округлив число до целого, было решено добавлять каждый четвертый год один дополнительный день в феврале, чтобы избежать отставания от светового года. Римляне не заносили его в календарь, в отличие от нашего современного календаря, в который мы добавляем день в феврале (29 февраля).

Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Этот день выпадал на 24 февраля, который являлся 6-ым днём до мартовских календ, получивший название биссектус (bis sextus – «второй шестой»), от которого произошло наше слово високосный. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды.

Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ, и они были промежуточной датой. На пятнадцатый или семнадцатый день, в зависимости от того, когда наступало полнолуние, происходили иды. Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид.

Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ». Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. Этой датой оказалось первое января, а для того, чтобы устранить отставание, Цезарь приказал добавить два дополнительных месяца.

Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней.

Римский календарь

В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название – июль. Эту традицию переняли и другие правители Рима. Когда Октавиан Август вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н.э.

, а связано это было с произволом понтификов, то он назвал в честь себя месяц Секстилий – месяц своего первого консульства. Однако на этом переименование не закончилось. Так, император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения) – Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором) – Домициан.

Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.

Римские календари выглядели следующим образом: на каменной плите по вертикали высекали цифры, обозначавшие дни месяца, а над ними по горизонтали изображения богов, давшие имена семи дням недели. Посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам.

В то же время можно обнаружить календари, в которых дни недели записывали в столбик, а сверху названия месяцев.

Другой формат римского календаря

Юлианский календарь долгое время был основным календарём для многих стран мира. Впоследствии он был заменён на Григорианский календарь папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года. В России же этот календарь был введён только 26 января 1918 году. Тем не менее, до сих пор юлианский календарь используется в богослужении.

В начале ноября на нашем факультете прошли ежегодные выборы в Студенческий совет, в состав которого вошли новые студенты.

 Несмотря на небольшой промежуток времени, прошедший с этого момента, уже заметна активность и инициативность нынешнего состава (по крайней мере, с тем фактом, что страница Студсовета в социальной сети «ВКонтакте» буквально «ожила», согласятся многие). Поэтому мы решили узнать, каковы дальнейшие планы у председателя и других членов Студсовета.

АРСЕНИЙ ПОПОВ

студент III курса бакалавриата, председатель Студенческого совета исторического факультета

«Мы начинаем активно работать и не собираемся останавливаться»

– Арсений, здравствуй! Скажи, какие проблемы существуют на нашем факультете? Что именно по твоему мнению нужно изменить прямо сейчас?

– Здравствуйте! Это всегда очень сложный вопрос, не в последнюю очередь потому, что ответ на него всегда будет субъективен. Когда на факультете появляются «общие проблемы», это чаще всего решается самим факультетом или администрацией МГУ. Я бы начал с того, что касается всего университета, а уже затем перешёл бы к проблемам нашего факультета.

К примеру, на заседании Студенческого совета МГУ был поднят вопрос об учебных программах, и Пётр Владимирович Вржещ (проректор – СЛ) подтвердил не просто возможность, а необходимость участия студенчества в вопросах, связанных с улучшением учебного процесса.

Злободневными являются вопрос о ценах в столовых, разнообразные вопросы, связанные с благоустройством: таких вопросов всегда миллион, как центральных, так и местных.

Для факультета важны всё те же вопросы, только в меньших масштабах: из благоустройства – возникающие в зимний период проблемы с отоплением в холле и лекционных аудиториях Шуваловского корпуса (в исключительных случаях – и в обычных аудиториях), отваливающаяся штукатурка и периодически встречающиеся кучи мусора, в последнее время возник вопрос с разрешением на парковку и т.д. Из учебной деятельности – вышеупомянутое улучшение учебного процесса, к примеру, путём аудиозаписи лекций (осуществить это, однако, весьма непросто).

Из информационной сферы – проблема информирования – студенты зачастую не знают не только об очень многих событиях и вещах, происходящих на истфаке, но и о своих правах, методах решения проблем, что действительно печально. И дело здесь не в отсутствии информации, отнюдь – всё это широкодоступно – чаще в отсутствии интереса со стороны студентов.

Это же сопряжено с социальной сферой – очень многие студенты не знают, к кому обратиться при возникновении проблем. Особняком, конечно же, стоит вопрос о ПГАС (Повышенная государственная академическая стипендия – СЛ), связанный с ошибками при проведении проверки в прошлые годы и многими спорными моментами – но он уже на финальной стадии решения.

Но, на мой взгляд, у нашего факультета есть одна действительно серьёзная проблема. Я никогда не был сторонником всеобщего единения и не фанат антиутопии Оруэлла, равно как и утопии Хаксли. Но истфак действительно очень разобщен, и на то есть множество причин.

Ну, хотя бы то, что на наш факультет приходят учиться совершенно разные люди, по-разному заинтересованные в исторической науке. В связи с этим, бывают случаи, когда студентам становится неинтересно на факультете – они не учатся, а «доучиваются» – и это далеко не единичный случай. Разумеется, такие люди не интересуются своим факультетом.

Уже отсюда растут корни многих прочих проблем: этих людей уже не вовлечь в жизнь факультета, ведь зачем радеть ради чего-то, что занимает минимальное место в твоей жизни?

На самом деле, это даже не сотая часть проблем, потому что для Студенческого совета, как для представительного органа студенчества, одной из крайне важных задач является, наряду с другими представительными студенческими организациями, решение частных проблем студентов, помощь и поддержка во всём, и каждая частная проблема для нас ничуть не менее важна, чем вопросы всего факультета.

– Каким образом наш Студсовет может всё это решить?

– Некоторые проблемы – никак, они всегда будут решаться Студенческим советом МГУ (не факультета), как, к примеру, цены в столовых. Но часто их можно решить весьма просто.

В скором времени, после последнего заседания, будет представлен отчёт председателя о деятельности Студенческого совета за весь этот не очень долгий период. Впоследствии, эти отчёты, как и отчёты глав отделов, станут постоянной и обязательной частью работы.

В нём я постараюсь осветить все аспекты деятельности и достижения Студенческого совета.

К примеру, по вопросу благоустройства – мы наладили контакт не только с Вадимом Евгеньевичем Чудаковым – заместителем декана по хозяйственным вопросам, но и с комендантом Шуваловского корпуса, да и в целом, практически со всеми людьми, отвечающими за здание. Это помогает нам оперативно сообщать им о проблемах, а им – не менее оперативно их решать.

Крайне активная работа ведётся в информационной сфере: это увеличение количества и качества контента на странице в «ВКонтакте», новый дизайн, постоянный контакт с сайтом исторического факультета. Помимо этого, ведётся работа по созданию широкого F.A.Q.

– списка ответов на наиболее частые вопросы студентов. Для того, чтобы привлечь внимание к деятельности Студсовета и попытаться как-то вовлечь студентов в жизнь факультета, сформирован целый ряд проектов: от самых простых до действительно сложных.

Два события уже успешно прошли: Благотворительная ярмарка и «Исторический MAXIMUM». Ещё одно, в подготовке которого Студенческий совет принимал непосредственное участие – День Историка, к сожалению, из-за технических причин, пришлось перенести на февраль.

Про запланированные я пока не хотел бы рассказывать, чтобы сохранить интригу.

Отдельно хотелось бы отметить шаги в направлении решения вопросов, связанных с ПГАС – на самом деле, ничего сложного здесь нет.

Три аспекта: первый – создана рабочая группа, занимающаяся формированием чем-то вроде методички о критериях для начисления баллов (какое количество баллов за какое конкретное мероприятие давать, как решать спорные вопросы) – это значительно упростит работу.

Второй – изменение метода проверки заявок: со следующего семестра заявки на ПГАС будут приниматься через портал Ломоносов. Что это даст? Это значительно упростит и ускорит проверку, сделает невозможным «технические ошибки», как было в прошлом году, и уберёт спорный момент о заявках, поданных после срока.

Плюс, опять же, людям будет проще оценивать свои шансы на получение стипендии.

И, наконец, открытость самой проверки: со следующего семестра проверка будет осуществляться рабочей группой не удаленно, а в здании Шуваловского корпуса, в заранее объявленный день (в случае слишком большого количества поданных заявлений – два дня), с обязательным приглашением на заседание «наблюдателей» – в первую очередь – представителей студенческих организаций, таких как Студенческий комитет и Студенческая комиссия профсоюзного комитета и представителей учебной части. Таким образом мы планируем избежать тех проблем, которые возникали при решении этого вопроса в прошлые годы.

Ну и, последняя ремарка, лично от меня, касающаяся «единения»: я лично, да и все члены Студсовета, действительно пытаемся привлекать к участию в своей деятельности самых разных людей, с самыми разными взглядами, интересами, или вообще без них. Мы рады помощи и потому, что она очень важна для нас, и потому, что каждый заинтересовавшийся студент – это маленькая победа.

– Расскажи, пожалуйста, подробнее о структуре Студсовета: насколько мы знаем, в этом году она была изменена.

– В этом году она действительно была серьёзно переформирована. На данный момент существуют четыре отдела: информационный и связей с общественностью, отдел по защите прав студентов и социальным вопросам, благоустройства и проектный.

Наиболее заметна для студентов работа информационного отдела, спасибо Алексею Серопегину, его главе – мы действительно «ожили» и вышли на новый уровень. Не менее важен и социально-правовой отдел, который возглавляет Дмитрий Гладышев – именно он занимается решением проблем студентов (и вышеупомянутым F.A.Q.

), а также всем, связанным с правовыми аспектами защиты прав студентов. Менее заметна, но, поверьте мне, как очень вовлечённому в это человеку – колоссальна, работа отдела благоустройства и его руководителя – Юлии Кузьминой.

Она и не будет заметна, ведь то, что клининг начал работать лучше – заслуга клининга, не будем же мы писать, что это вызвано нашим общением с Ингой Дмитриевной – менеджером по клинингу.

На деле же, этот отдел всегда «держит руку на пульсе», находится в постоянном контакте с комендантом и работниками управляющей организации Шуваловского корпуса, менеджером по клинингу – всеми, кто следит за состоянием здания, помогая им быстрее устранять возникающие проблемы. Кроме того, отдел занимается проектами, связанными с «облагораживанием».

И, наконец, проектный отдел. Само существование этого отдела всё ещё под вопросом, вполне вероятно, что в скором времени он будет переформирован. Этот отдел задумывался в первую очередь, как координационный, в отношении всех проектов любой направленности. Существует мнение, что прежняя система дробления на «культурный», «научный», «спортивный» – работала эффективней. Этот вопрос Студенческий совет решит в ближайшее время, так что, пока не хотелось бы давать подробные комментарии.

В заключение хотелось бы отметить для всех, кто прочтёт эту статью: следите за деятельностью Студенческого совета. Мы начинаем активно работать и не собираемся останавливаться. Нам нужна поддержка, это факт, но больше всего – нужно внимание и интерес.

Мы будем изо всех сил трудиться на благо студентов и исторического факультета, и ваша заинтересованность в этой части собственной жизни поможет сделать окружающую действительность лучше!

ДМИТРИЙ ГЛАДЫШЕВ

студент II курса бакалавриата, заместитель председателя

отдел по защите прав студентов и социальным вопросам

«Мы делаем всё возможное, чтобы защищать права студентов» 

Меня зовут Дмитрий Гладышев, и в новом созыве Студенческого совета я, вместе с исполнением обязанностей заместителя председателя, возглавляю социально-правовой отдел.

Основной задачей этого отдела является защита прав студентов: если студент считает, что его права были нарушены, он может обратиться в Студенческий совет за помощью.

В свою очередь, я и члены моего отдела сделаем всё возможное, чтобы решить возникшую проблему.

Помимо индивидуальной помощи, мы разрабатываем методические рекомендации для студентов. Итогом этой работы должен стать наиболее полный сборник вопросов и ответов, которые помогут нашим студентам в сложной ситуации.

В этом сборнике будет содержаться информация о том, к кому из руководства факультета с какой проблемой обращаться, где получать те или иные справки и подтверждения и т.д.

Таким образом, создание сборника повысит осведомлённость студентов в правовых вопросах.

Ещё одним направлением деятельности моего отдела является обеспечение проведения распределения ПГАС.

Наша цель – сделать процедуру оценивания достижений студентов максимально простой, открытой и понятной для всех.

Для этого мы планируем создать методическое пособие, в котором будет подробно описано то, как правильно создать заявление на получение ПГАС, а также то, как оцениваются те или иные достижения.

Хотелось бы подчеркнуть, что я всегда открыт предложениям и пожеланиям студентов, поэтому буду рад ответить на все вопросы и оказать всестороннюю помощь!

ЮЛИЯ КУЗЬМИНА

студентка 1 курса магистратуры, отдел благоустройства

«Мы являемся связующим звеном между студентами и администрацией» 

Отдел благоустройства, что понятно из названия, занимается поддержанием чистоты и порядка в Шуваловском корпусе.

Несмотря на общее неплохое состояние здания, у него есть некоторые «болезни»: например, холодные поточные аудитории, трещины в стенах, грязные доски в аудиториях, нехватка парковочных мест и т.д. Чтобы не допускать подобных инцидентов, лучше всего проводить профилактические меры.

Непосредственно устранением неполадок в здании мы не занимаемся, но мы являемся связующим звеном между студентами и администрацией. На деле, это работает так: мы собираем информацию о проблемах различного плана, проходим этап бумажной волокиты (сбор заявлений, обсуждение проблемных моментов с комендантом корпуса, проведение аналитики) и передаём это администрации.

Как бы странно это ни было, но основной проблемой отдела и факультета в целом является пассивное отношение студентов. Многие инициативы принимаются крайне скептически и без энтузиазма.

Лучшим примером было озеленение территории перед нашим корпусом, в котором приняло участие около десяти человек (и практически все они были членами Студсовета).

Хотя на уровне идеи проект был хорош, но реализовать посадку дюжиной человек было нереально.

Нашей главной целью является повышение уровня работы клининговых услуг (чёткая уборка аудиторий по расписанию), создание отработанной системы функционирования, устранение насущных проблем и проведение ремонта корпуса.

АЛЕКСЕЙ СЕРОПЕГИН

студент II курса бакалавриата, отдел связей с общественностью

«Мобильность и открытость — вот принципы работы нашего отдела» 

Отдел связей с общественностью появился месяц назад вместе с масштабным обновлением Студсовета. Наш прямой предшественник — информационный отдел — действовал не всегда эффективно. Отчасти из-за игнорирования работы над поддержанием имиджа орган студенческого самоуправления потерял свой авторитет среди студентов и преподавателей.

И это было, наверное, основной проблемой, с которой мы столкнулись после избрания. Почему мы не оставили старый отдел? Причина тут одна — цели и задачи стали шире, теперь это не только распространение информации, но и привлечение ярких и активных студентов к проектам Студсовета, выстраивание отношений со студенчеством других вузов.

Что мы уже сделали? Осуществлён ребрендинг официальной страницы в «ВКонтакте»: Студсовет получил новый логотип и фирменный стиль. Мы стали публиковать больше собственных материалов, сосредоточившись на оригинальном контенте и освещении студенческих проектов.

Отдел добился того, что все заседания Студсовета стали открытыми и прозрачными: теперь на нашей официальной странице обязательно публикуется анонс заседания и повестка дня. В течение нескольких дней после заседания появляется информация о том, что было на заседании, как это отразится на студентах, публикуется протокол.

Чем больше открытости и гласности, тем качественнее и продуктивнее Студсовет работает. Наш отдел запустил электронную приёмную, отвечающую на заявки и вопросы в режиме on-line. Сообщения, ответы на которые студенты раньше ждали месяцами, навсегда уходят в прошлое. Мобильность и открытость — вот принципы работы нашего отдела.

Всего лишь за два месяца наша страница «ВКонтакте» достигла наивысших показателей по посещаемости, активности и обратной связи с 2012 г. — с момента основания паблика.

Не стоит забывать и о межвузовских связях. Мы развиваем активное сотрудничество со Студенческим советом Института истории СПбГУ.

Уже 23 декабря смогли провести совместную образовательную акцию «Исторический MAXIMUM» на площадке, предоставленной Российским историческим обществом.

В дальнейшем мы планируем расширять взаимодействие с нашими петербургскими коллегами, впереди много интересных проектов!

Мы не планируем останавливаться. В самое ближайшее время будет установлен информационный стенд Студенческого совета на первом этаже около расписания.

В наши планы на ближайший год входит дальнейшее развитие деятельности по освещению студенческой жизни, а в перспективе — создание тьюторской системы для первокурсников (тут мы будем действовать уже в тесной связи с другими отделами).

Обязательно присылайте нам свои предложения и пожелания по работе Студсовета — только так, вместе, мы сможем построить настоящее студенческое самоуправление на историческом факультете!

У нынешнего состава Студенческого совета действительно большие планы на будущее. Желаем успешной реализации задуманного и дальнейшего развития!

Источник: http://sl.hist.msu.ru/?p=6789

Римский календарь: как считали дни до нашей эры – блог компании А-формат

Римский календарь

Первый римский календарь был совсем не похож на современные перекидные календари, удобно отделяющие месяцы и недели друг от друга. В первоначальном варианте и вовсе не было недель, а месяцы именовались с помощью порядковых номеров. Всего месяцев было десять, а дней, содержащихся в году, — триста четыре.

Календарь был позаимствован у древних греков и введен в 738 году до нашей эры царем Ромулом, в честь которого нередко можно увидеть названия «Ромулов календарь» или «календарь Ромула». В период правления царя год начинался с приходом весны, поэтому первым месяцем долгое время служил март.

Он, как и некоторые другие месяцы, получил свое название только к концу 8 века до н. э.

В честь отца легендарного Ромула, бога войны Марса, был назван март (мартиус). Апрель (априлис) имеет латинский корень «aperire» («открывать»), поскольку в этот период раскрывались почки на деревьях. В честь матери бога Гермеса, богини Майи, назван май (майус).

Последним месяцем, названным не по порядковому номеру, стал июнь (юниус), посвященный богине Юноне. Когда количество дней в календаре было упорядочено, шесть месяцев вмещали в себя 30 дней.

Остальные четыре, а именно март, май, июль (в те времена квинтилис) и октябрь, содержали 31 день.

Первые реформы в римском календаре

Календари, вмещающие 12 месяцев, появились благодаря одному из древнеримских царей — Нуме Помпилию.

Он прибавил к Ромуловому календарю два дополнительных месяца — январь, посвященный двуликому богу Янусу, и февраль, названный в честь Фебрууса — бога подземного царства. После нововведений в календаре присутствовало 354 дня, что уравнивало римский календарь с грецким.

Интересен способ, которым добывались дни для нового двенадцатимесячного календаря. Пятьдесят дней было прибавлено для получения равновесия с годом у греков. Еще по одному дню римляне забрали у месяцев с продолжительностью 30 дней.

Они сделали это для того, чтобы прибавить не 50, а 51 день — нечетные числа считались более счастливыми, нежели четные. В результате на новые месяцы выпало целых 57 дней: 29 на январь и 28 на февраль.

Получившийся год в 355 дней был практически идентичен лунному календарю, что нельзя назвать случайностью. Ведь каждый новый месяц начинался с появления первого лунного серпа.

Глашатаи громко объявляли это событие с наставления жрецов, таким образом доводя новость до сведения римлян.

Те календари были еще каменными и включали в себя знаки зодиака в центре, дни месяца по сторонам и дни недели сверху, помеченные под изображениями прикрепленных к ним богов.

Мерцедоний и проблемы римского календаря

Римский год отставал от тропического на 10 дней, из-за чего каждый второй год приходилось вводить промежуточный месяц — мерцедоний. Но и его введение не решало проблему, поскольку в этом случае год римлян обгонял тропический на сутки.

Поэтому понтификам (жрецам) была поручена важная миссия — регулировать длительность мерцедония таким образом, чтобы календарные дни соответствовали явлениям природы. Однако жрецы имели другие цели: подстраивали дни уплаты налогов, как им удобно, удлиняли сроки правления отдельных властей и укорачивали тех, кто был им непригляден.

Манипулируя временем в свою пользу, жрецы спровоцировали путаницу во времени празднования многих дат.

В период до 46 года до нашей эры планирование календарей в Риме было сложнейшим занятием из-за их хаотичности. Но во времена правления Юлия Цезаря римляне дождались желаемых реформ.

Группа астрономов под предводительством Созигена принялась за усовершенствование римского календаря.

Теперь он брал за основу годовое вращение Солнца, а не Луны, сохранял равновесие с тропическим годом и соответствовал четырехгодичному солнечному циклу.

Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. Это соответствовало новолунию после зимнего солнцестояния, и это единственная существующая связь между календарем Созигена и лунными циклами.
Начало года было смещено с первого марта на 1 января — день, когда в должность вступали консулы, и брал начало римский хозяйственный год.

Таким образом, римский календарь стал максимально похож на современные карманные календари. Чтобы уравнять проведение праздников с явлениями природы, в 46 году до нашей эры римлянам пришлось помимо мерцедония ввести в календарный год еще два месяца. Этот год продолжительностью в 445 дней известен как «год замешательства».

Совершенствование римского календаря можно проследить в таблице:

Название месяцаКоличество днейРомулов календарьКалендарь Нумы ПомпилияЮлианский календарь
Январь2931
Февраль2828 (29)
Март313131
Апрель302930
Май313131
Июнь302930
Июль (Квинтилис)313131
Август (Секстилис)302931
Сентябрь302930
Октябрь313031
Ноябрь302930
Декабрь302931

Счет дней в Древнем Риме был не таким, как в наше время. Первый день месяца раньше носил название «календы». Идами назывались каждое 13 или 15 число зависимо от месяца. Соответственно 5 или 7 день месяца назывался нонами. Март, май, октябрь и июль вмещали ноны 7 числа, а иды — 15. Дни считались не после, а до или от определенного события. К примеру:

  • 5 марта — второй день от мартовских нон;
  • 28 февраля — в канун мартовских календ;
  • 13 сентября — сентябрьские иды;

Каждый 4-й год являлся високосным. Поскольку изначально дополнительный день был не 29 февраля, а спрятанным между 23 и 24, то второе 24 февраля определялось как «биссектус» — «второй раз шестой». Но из-за неправильного произношения византийских греков современные календари включают в себя именно високосный год.

Источник: https://a-format.ru/blog/rimskij-kalendar

Календы, ноны, иды

Календы приходятся на начало месяца, после чего следуют ноны, затем иды.Иды марта, мая, июля и октября выпадают на 15-е число месяца, в остальные месяцы — на 13-е. Если отнять от даты ид 8 дней — получим дату на которую приходятся ноны.

Как уже говорилось ранее, в римском календаре использовалась система обратного отсчета дней до наступления события. День непосредственно до события, обозначался словом «накануне» — pridie, например, Pridie Idus Aprilis — накануне апрельских ид.

Остальные дни предшествующие событию обозначались числом дней до наступления события, причем число дней включало само событие, например: Ante diem III Idus Aprilis (три дня включительно до апрельских ид), следует трактовать как за 2 дня до апрельских ид. Ante diem часто записывается в виде сокращения a.d.

На латыни три даты календ, ид и нон записываются в творительном падеже, например: Idibus Aprilibus — апрельские иды. Предшествующие этим датам дни используются в винительном падеже, например: Ante diem III Idus Aprilis — за 2 дня до апрельских ид.

Високосный день помещался после 6-го дня предшествующего мартовским календам и обозначался так же, как и предыдущий, только с добавлением bis: a.d. bis VI Kal. Mar. Примечательно, что название дополнительного дня — високосный произошло именно от этой системы обозначения дня bis sextus — второй шестой.

Отсчет лет в римском календаре

Калькуляторы используют отсчет лет от основания города Рима — Ab Urbe Condita (A.U.C.). Принято считать, что Рим был основан 753 г. до Н.Э.

1 Однако встречаются и другие даты этого события, поэтому наши калькуляторы позволяют настроить этот параметр.

В действительности отсчет лет от основания города Рима не использовался в древнем Риме, вместо этого года принято было считать от начала правления консула.

Краткая история римского календаря

В раннем римском календаре было 10 месяцев, первым был Март, а последним Декабрь (December в переводе с латыни — десятый), позже появились Январь и Февраль. Длительность рядового римского года до реформы Юлия Цезаря составляла 355 дней. Для соответствия солнечному году понтифики древнего Рима периодически вставляли в календарь дополнительный месяц.

Соблюдая определенную цикличность вставок дополнительного месяца, можно было решить эту задачу, однако как показывают исторические документы, вставка производилась бессистемно, что порождало беспорядок и непонимание.

Календарная неразбериха достигла апогея во время правления Цезаря, который решил проблему, путем увеличения длительности месяцев и введения один раз в четыре года дополнительного дня в промежутке между февральскими идами и мартовскими календами. Реформа осуществилась в 45 г. до Н.Э., а в 44-м Юлий Цезарь был убит.

После его смерти, бывший 5-й месяц Quintilis стал называться Iulius в его честь.
Возможно из-за римской странной привычки считать даты включительно, указ Цезаря был неверно истолкован и високосный день прибавлялся не каждые четыре года, а каждые три в течение 36 лет.

К счастью император Октавиан Август взял на себя почетный труд исправить ситуацию и отменил високосные года на протяжении 12 лет. Еще во время правления Августа в 8г. Н.Э., бывший шестой месяц Sextilis был переименован в Augustus в его честь.

Некоторые, последующие за Августом правители Рима также пытались переименовывать месяца в честь себя и своей родни, но их нововведения до наших дней не дошли, по всей видимости из-за того, что кроме названий в календаре они ровным счетом ничего не меняли. Отдельная настройка калькулятора позволяет задать способ отображения переименованных месяцев. По умолчанию отображение зависит от даты, до 43 г. до Н.Э. и 8 г. Н.Э. июль и август соответственно будут отображаться под старым именем.

Источник: https://planetcalc.ru/8535/

Refy-free
Добавить комментарий