Ресурсы политической власти 3

Ресурсы политической власти

Ресурсы политической власти 3

 
Введение……………………………………………….…………………3

1. Экономические  ресурсы……………………………………………..5

2. Социальные  ресурсы…………………………………….……………8

3. Силовые  ресурсы………………………………………….…………..8

4. Информационные  ресурсы……………………………….………….9

5. Юридические  ресурсы………………………………….……………10

6.Административно-силовые  ресурсы……………………………..……………………………….……10

7.Культурно-информационные ресурсы………………….…………………………………………………10

8. Организационные  ресурсы………………………………….…..….11

Заключение……………………………………………………….……….12

Список литературы…………………………………………………….13                       

      Введение     

Власть  — одно из фундаментальных начал  общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения  людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти.

Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Мотивация подчинения достаточно сложна.

Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.

Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

   Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида).

Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств.

Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью.

Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.      

Ресурсы политической власти — это потенциальные  возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно — политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны.

На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

     

Ресурсами политической власти могут выступать  также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы.

Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно — политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.     

Политическая  власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения  и возможностей субъекта и объекта  этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться.

Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных.

Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. 

     

Экономические ресурсы. Распространяя свое воздействие  на все сферы жизнедеятельности  общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие  в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая.

Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы.

Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов.

Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше — для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.     

Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических  программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика.

Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: «Новый курс» (Ф. Рузвельт), «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди), «Война против бедности» (Л.Джонсон).

За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно — программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти.

Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.     

В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности.     

  аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств. Таким образом, огромные экономические ресурсы  нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.     

Политическая  власть использует экономические ресурсы  для решения многих проблем общегосударственного и междуна- родного характера. С  помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое:

• заставить  экономические процессы, набравшие  слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);

* стимулировать  структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;

• стимулировать  инвестиции в национальную экономику;

•не допустить  монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;

• предотвратить  перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;

• замедлить  темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.     

Для достижения указанных целей политическая, государственная  власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны.

При этом налоги — это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала.

Налоги не случайно называют настоящим «экономическим чудом»: с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это — результат налоговой политики.

Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят «Америка инкорпорейтед», подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала.

Важными экономическими ресурсами, которыми располагает политическая власть, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое.

Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие «экономическая власть». Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.

Источник: https://www.freepapers.ru/65/resursy-politicheskoj-vlasti/39703.254339.list1.html

3.3 Ресурсы политической власти

Ресурсы политической власти 3

Вструктуре властных отношений важнымэлементом являются ресурсы власти.Ресурсывласти –это все те средства (материальные инематериальные), использование которыхобеспечивает влияние субъекта на объектвласти. Р.

Даль отмечал, что ресурсы –это все то, что индивид или группа могутиспользовать для влияния на других.

Ресурсы связаны с важнейшими сферамижизнедеятельности общества: экономическими,социальными, культурно-информационными,принудительными.

Экономическиересурсы –это материальные ценности, необходимыедля общественного и личного производстваи потребления.

Социальныересурсы –это способность изменения (повышенияили понижения) социального статуса,места в социальной структуре общества.

Культурно-информационныересурсы –знания и информация, а также средстваих получения и распространения. Каксчитает известный американскийсоциолог-прогнозист О. Тоффлер, в концеXX века знания и ресурсы становятсяважнейшим ресурсом власти.

Принудительныересурсысчитаются наиболее эффективным источникомвласти, так как их использование способнолишить индивида жизни, свободы,материальных ценностей.

Принудительныересурсы – это оружие и специальноподготовленные для этого люди.

Вгосударстве их ядро составляет армия,полиция, служба безопасности, суд ипрокуратура с их вещественными атрибутами:знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмамии т.д.

Специфическимресурсом власти является сам человек– демографическийресурс.Человек – это универсальный ресурс,производящий другие ресурсы. Причем,человек выступает не только ресурсомвласти, но и ее субъектом и объектом.

Ресурсамивласти также являются и убеждения,интересы людей, их чувства и эмоции. Вэтом плане следует подчеркнуть, чтоэффективным ресурсом могут статьменталитет народа, его религиозные инациональные чувства.

4.1 Политическая система: структура, функции и типология

Выдающийсянемецкийбиолог Л.Фон Барталанфи ввел в научный оборот впервой четверти XXвека такое понятие как система, объясняяобменные процессы клетки с окружающейсредой. А американский политолог Т.Парсонс перенес данное понятие уже нарассмотрение общества. Он выделял такиепризнаки систем, как:

  • наличие нескольких элементов или единиц;
  • наличие определенного принципа связи между элементами;
  • разнокачественность данных элементов;
  • наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т.Парсонс представлял общество, каквзаимодействие нескольких подсистем,которые находятся во взаимодействии,выполняют определенные функции, реагируютна требования среды или самих подсистеми тем самым обеспечивают жизнедеятельностьобщества.

Нарастающеевнимание к системному характеру политикизакрепило термин «политическая система»в политологии в середине XXвека для описания властных отношений.

Политическаясистема какмеханизм власти, обеспечивающийфункционирование единого социальногоорганизма, представляет собой многиеподсистемы, структуры и процессы, черезкоторые она взаимодействует с ними ивыступает по отношению к ним доминирующимфактором. По мере развития и усложненияобщественной жизни структура политическойсистемы модифицируется: либо меняетсяс изменением окружающей среды, либоадаптируется к ней, либо опережает.

Структурнымикомпонентами (подсистемами) политическойсистемыявляются:

1. Институциональнаяподсистема, состоящая изобщественно-политических институтови организаций, где главное местопринадлежит государству, котороеобладает максимальной политическойвластью.

2. Нормативно-регулятивнаяподсистема, основу которой составляетправо, выступающее главным нормативнымрегулятором всех общественных отношений.В праве выражается государственнаяволя, установленная властью.

3.Коммуникативная (функциональная)подсистема, состоящая из политическихотношений и политического режима ивключающая в себя разнообразные формыи принципы взаимодействия внутриполитической системы и между политическимисистемами других стран.

4.Культурная подсистема, включающаяполитическую культуру и политическоесознание.

5. Идеологическаяподсистема, т.е. совокупность политическихидей, теорий, лозунгов, формирующихразличные общественно-политическиеинституты.

Жизнедеятельностьполитической системы проявляется черезвыполняемые ею функции, в которыхвыражается социальная сущность ипредназначение политической системы.

К приоритетным функциям политическойсистемы относятся: целеполагание,мобилизация, консолидация, легитимация,адаптация, сохранение системы,регулирование политических отношений,выработка правил политическойдеятельности, политическая социализация,политическое рекрутирование и другие.

Политическаясистема, являясь сложным, богатым посодержанию явлением, подлежит классификациипо различным критериям. Так, марксистскиеученые, исходя из формационного подхода,различают политические системырабовладельческого, феодального,капиталистического и социалистическогообщества.

Западные ученые выделяютоткрытые и закрытые политическиесистемы, в зависимости от динамичностиполитической системы и ее связи сокружающей средой. В соответствии стипом политического режима – политическиесистемы делятся на демократические,авторитарные и тоталитарные.

В зависимостиот типа общества и уровня его развитиялогично выделять доиндустриальные,индустриальные и постиндустриальныеполитические системы. По шкале политическойкультуры выделяют четыре типа политическихсистем – англо-американские,континентально-европейские, доиндустриальныеи тоталитарные.

По содержанию и формамуправления различают – либеральныедемократии, коммунистические(авторитарно-радикальные), традиционные,популистские и авторитарно-консервативныеполитические системы. Можно упомянутьи другие типологии: по стилю правленияили по типу государства.

Источник: https://studfile.net/preview/4293114/page:9/

Ресурсы политической системы

Ресурсы политической власти 3

В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:

  1. Власть – это один из серьезнейших способов влияния, которое один человек может оказывать на других, навязывая свою волю, ценности и мировоззрение;
  2. Власть представляет собой достижение определенных целей (в первую очередь связанных с усилением своего влияния на других людей);
  3. Власть как возможность использовать определенные средства для дальнейшего развития и усиления своего влияния;

Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения.

Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства.

Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.

Основания власти и политической системы

При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем.

Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей.

Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.

Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:

  1. Источники политической власти – авторитет человека или отдельной социальной группы, сила и престиж, закон, которому он следует. Особую роль играет богатство, личные качества, харизма, умение убеждать, быть услышанным, заинтересовать публику и избирателя;
  2. Основания власти – в первую очередь экономический аспект (ресурсы государственной власти и политической системы), социальные, юридические и правовые основания для совершения деятельности, административно-силовые меры, а также культурные и информационные ресурсы;
  3. Субъекты власти – институты государства (экономические, политические, социальные, духовные, образовательные, трудовые и многие другие), само государство, политическая элита и лидера политических партий и общественных организаций, которые вправе осуществлять власть и решения по будущему страны;
  4. Объекты политической системы – непосредственно индивид как гражданин государства, избиратель. Также объектом становится более обширная социальная группа или класс;
  5. Функции власти, такие, как контроль, руководство, принятие особо важных решений, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Также к функциям относится мобилизация, координация, управление и организация различных органов и систем для их целесообразного функционирования и регулирования более узких сфер жизни человека;
  6. Ресурсы власти – насилие, принуждение, убеждение, традиции, правовая составляющая. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.

Ресурсы власти и политической системы

Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям.

Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли.

В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.

Замечание 2

Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.

При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться.

Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей.

К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.

Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей.

При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия.

Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.

Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/resursy_politicheskoy_sistemy/

Сущность, ресурсы и формы политической власти

Ресурсы политической власти 3

Сущность власти

Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть — это стержень всякой политики, необходимо понять, что она собой представляет.

В научной литературе существует множество определений понятия «власть», поскольку есть разные подходы к выявлению ее сущности. Так, например, бихевиористский подход (одно из направлений психологии) рассматривает власть как тип поведения, основывающийся на возможностях изменения поведения других людей.

Телеологический подход анализирует власть как способ достижения определенных целей, получения намеченных результатов. С этой позиции власть — это способность человека или группы людей навязывать свои цели другим.

(Так, в частности, рассуждает о власти известный американский экономист Джон Гэлбрейт в своей книге: «Экономические теории и цели общества».) Инструменталистский подход трактует власть как возможность использования определенных средств, например, насилия, для достижения какого-либо определенного результата.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своем «Манифесте коммунистической партии» говорят именно в этом ключе о власти как организованном насилии одного класса над другим [1]. М.

Вебер, подчеркивая, значение уже не класса, а того или иного человека властвовать над другими, также утверждает, что власть — это возможность лидера осуществлять свою власть вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, или при их согласии.

Наиболее распространенным подходом при анализе власти выступает структурно-функциональный подход.

Сторонники этого подхода определяют власть как особый род управленческого отношения между людьми, где имеет место господство и подчинение, то есть навязывание человеком или группой людей своей воли другим. Так, по мнению Э.

Фромма, власть — это не качество, которое человек «имеет», как имеет какую-либо собственность или физическое свойство. Власть является результатом межличностных отношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе.

Многообразие подходов в определении власти не является свидетельством размежевания и возникновения «непроходимых границ» между различными исследовательскими направлениями.

Напротив, каждый из этих подходов выражает как бы крайний случай одной общей теории, то есть ситуацию, когда все они истинны, но и ограниченны.

Именно поэтому все эти подходы в определении власти должны рассматриваться не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга.

Рассуждая о власти как форме отношений между людьми, С.Л. Франк отмечает, что ее основной чертой является сверхиндивидуальный характер.

Власть, пишет он, это совокупность сверхиндивидуальных правил и велений, не приуроченных ни к кому в отдельности, живущих как самостоятельные, объективные сущности [2]. Нетрудно заметить здесь стремление С.Л. Франка раскрыть психологическую природу власти.

Ведь власть, с его точки зрения, — это как бы психическое давление той неопределенной массы сознаний, которая стоит за участниками отношения господства и подчинения. Получается, что власть — это коллективная воля, выраженная в определенных фиксированных нормах и правилах.

Действуя от имени общества, государства, данные нормы и правила принимают характер объективно существующих велений. Естественно, эти веления живут в таком виде в сознании людей, составляя определенный образ их настроений и мыслей.

Ресурсы политической власти

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О.

Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация.

Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди.

Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п.

Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Формы политической власти

Формы политической власти:

• государственная;

• партийная;

• власть общественно-политических организаций и движений.

Привилегированное положение в обществе по сравнению с другими формами власти занимает государственная власть. Это высшая форма политической власти в обществе [см. схему 1].

Специфика государственной власти состоит в том, что, во-первых, осуществляется специальным аппаратом, имеющим на это полномочия от всего общества; во-вторых, она реальна на территории, на которую распространяется государственный суверенитет; в-третьих, прерогативой государства является законодательство, правосудие, использование в случае необходимости институализованного принуждения. Изложенное выше соотношение политической и государственной властей не всегда может выдерживаться. Политическая власть может расширяться и за границы компетенции государственных органов. Скажем, власть политической оппозиции или мафиозных структур при определенных обстоятельствах становится более влиятельной, чем официальная государственная власть, и оказывает решающее воздействие на принимаемые решения и поведение граждан. В современном правовом государстве уместно и совмещение понятий государственной и политической власти, так существуют надежные механизмы предотвращения формирования нелегальных центров власти, а политическая власть в наиболее полной форме реализует социальные и групповые интересы через государственные органы управления. Таким образом, политическая власть выражает реальную способность субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).



Источник: https://infopedia.su/3x29ab.html

Ресурсы политической власти 3

Ресурсы политической власти 3

Ресурсы политической власти

Одна из сторон взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Осуществление властной воли достигается посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы политической власти — это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны.

В зависимости от этапа общественно — политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги.

В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О.

Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация.

Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди.

Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п.

Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы.

Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно — политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных.

Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями.

В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

Источник: https://mirznanii.com/a/183669/resursy-politicheskoy-vlasti-3

Refy-free
Добавить комментарий