Республика Бурятия в древние века

История происхождения бурят с глубокой древности

Республика Бурятия в древние века

Фото из соцсетей / Хоридой мэргэн – младший сын Барга-батура. Его одиннадцать сыновей примерно во II веке н.э. создали 11 хоринских родов

В дочингисовские времена монголы не имели письменности, поэтому рукописей по истории не было. есть только устные предания, записанные в xviii и xix веках учеными-историками

Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

В 1992 году вышла книга доктора историче­ских наук Ширапа Чимитдоржиева «История бурят» на бурятском языке. В этой книге собраны памятники бурятской литературы XVIII — XIX веков, написанные вышеназванными ав­торами. Общность этих произведений за­ключается в том, что праотцом всех бурят является Барга-багатур, полководец, при­шедший из Тибета. Это произошло на рубе­же нашей эры.

В то время на южном берегу Байкала жил народ бэдэ, территория которого была северной окраиной хуннской империи. Если учесть, что бэдэ были монголоязычным народом, то они себя называли бэдэ хунууд. Бэдэ — мы, хун – человек. Хунну — слово китайского происхождения, поэтому монголоязычные народы стали называть лю­дей «хун» от слова «хунну».

И хунну постепенно превратилось в хун — человек или хунууд — люди.

Хунны

О хуннах впервые написал китайский ле­тописец, автор «Исторических записок» Сыма Цянь, живший во II веке до нашей эры. Китайский историк Бань Гу, умерший в 95 году до н.э.,  продолжил историю хуннов. Третью книгу напи­сал южнокитайский ученый чиновник Фань Хуа, живший в V веке. Эти три книги соста­вили основу представления о хуннах.

Исто­рия хуннов исчисляется почти 5-ю тысячами лет. Сыма Цянь пишет, что в 2600 году до н.э. «желтый император» воевал против пле­мен жуны и ди (просто хунны). Со временем племена жуны и ди смешались с китайцами. Сейчас жуны и ди ушли на юг, где, сме­шиваясь с местным населением, образовали новые племена под названием хунну.

Возникли новые языки, культуры, обычаи и страны.

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз­дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира­лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ.

После распада импе­рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани.

Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль­пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись.

Долина Тунки защищена цепью гор. С севера — неприступ­ные гольцы Саянских гор, с юга — горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при­шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из­брал его своим ханом. У него родились три сына.

У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро­дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай.

Ито­го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

https://www.youtube.com/watch?v=bSi-zWnp4Zk

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов — убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов — алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Потомки Хоридоя и Баргудая стали называться барга или бар-гузон — народность баргу, в честь деда Барга-багатура. Со временем им стало тесно в Тункинской долине. Эхирит-булагаты ушли на западный берег Внутреннего моря (озе­ра Байкал) и распространились до Енисея. Это было очень тяжелое время.

Были посто­янные стычки с местными племенами. В то время на западном берегу Байкала обитали тунгусы, хягасы, динлины (северные хунны), енисейские кыргызы и т.п. Но баргу выжил и народ баргу разделился на эхирит-булагатов и хори-туматов. Тумат от слова «тумэд» или «ту­ман» — больше десяти тысяч.

Народ в целом назывался баргу.

Через некоторое время часть хори-туматов ушли на баргузинские земли. Обосновались у горы Бархан-Уула. Эта земля стала называть­ся Баргуджин-токум, т.е. баргу зоной тохом — земля народа баргу.

Тохом в старину называли местность, на которой жили. Монголы букву «з», особенно внутренние монголы, выговаривают как «дж». Слово «баргузин» на монгольском «баргуджин».

Джин — зон — народ, даже на японском языке нихон джин — нихон человек — японец.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про­живала оставшаяся часть коренных баргу.

Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред­горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие.

Хуннские племены совершали набеги на Ки­тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес­покойных соседей…

«Брацкие люди»

До прихода русских, как выше говорилось, буряты назывались баргу. Русским они гово­рили, что они баргуды, или баргудцы на рус­ский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

Сибирский приказ в 1635 году сообщал в Москву «… Петр Бекетов со служилыми людьми ходил в брацкую землю вверх Лены-реки на усть Ону реку к брацким и тунгус­ским людям». Атаман Иван Похабов в 1658 году писал: «Братцкие князьцы с улусными людь­ми… изменили и от братцких острогов прочь откочевали в Мунгалы».

В дальнейшем буря­ты стали называть себя барат — от слова «братцкий», что потом трансформировалось в бу­рят. Путь, который прошли от бэдэ до бар­гу, от баргу до бурят более двух тысяч лет. За это время исчезло или стерто с лица зем­ли несколько сот родов, племен и народов.

Ученые монголоведы, изучающие старомон­гольскую письменность, говорят, что старо­монгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и со­хранить уникальную культуру и язык бурят.

Буряты являются древним народом, произо­шедшим от народа бэдэ, которые, в свою оче­редь, были хуннами.

Монголы объединяют в себя многие племена и народности, но бурят­ский язык среди многообразия монгольских диалектов единственный и неповторимый всего лишь из-за буквы «h». В наше время сохраняются нехорошие, натянутые отно­шения между различными группами бурят.

Буряты делятся на восточных и западных, сонголов и хонгодоров и т.д. Это, конечно, нездоровое явление. Мы не суперэтнос. Нас всего 500 тысяч людей на этой земле.

Поэто­му каждый человек должен своим умом по­нять, что целостность народа в единстве, уважении и знании нашей культуры и языка. Среди нас немало известных людей: ученые, врачи, строители, животноводы, педагоги, люди искусства и т.д.

Давайте жить дальше, преумножать наше людское и материальное богатство, сохранять и беречь природное бо­гатство и наше святое озеро Байкал.

Отрывок из книги

Источник: https://www.infpol.ru/121687-istoriya-proiskhozhdeniya-buryat-s-glubokoy-drevnosti/

Доклад: Республика Бурятия в древние века

Республика Бурятия в древние века

Республика Бурятия в древние века

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура «плиточных могил», оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, «оленные» камни среди степей и множество рисунков на скалах и в пещерах.

Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода. Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими «плиточников» во 3-2 веках до нашей эры.

От многовекового господства этого конгломерата племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц. На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост — Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений.

Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.

После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.

В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей.

Республика Бурятия в XIII-XIX вв.

В XIII в. сюда переселяются монголоязычные буряты, занимающиеся скотоводством, охотой и рыболовством. К XVIII в. у этих племен происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, формируется бурятская народность. В XVII в. в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, построившие здесь ряд опорных пунктов — острогов.

Вокруг них со временем селились русские крестьяне, служивые и промысловые люди. В течение XVII в. вся территория Бурятии была мирно включена в состав России. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии — Улан-Удэ.

Однако распространение феодальных отношений вызывало стихийные протесты населения. Так, в 1685 г. вспыхнуло восстание бурят в Балаганской степи, а в 1696 г. восставшие русские крестьяне и буряты захватили Братский острог. Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира.

Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточносибирской администрации.

Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в XVIII-XIX веках к интенсивному экономическому развитию региона. Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX веков в Бурятии происходил рост товарно-денежных отношений.

Вместо прежних натуральных повинностей буряты стали платить ясак деньгами. Жившие здесь же эвенки начали переходить от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию.

С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту (к 1760 кяхтинская торговля составляла 67% общего торгового оборота России со странами Азии).

По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации – тайшами. В 18–19 веках наряду с шаманством, существовавшим у бурят, получают распространение православие и буддизм (ламаизм), проникший в Бурятию в конце 17 века из Тибета и Монголии.

Со 2-й половины 19 века Бурятия, как и вся Сибирь, постепенно втягивалась в общероссийский процесс капиталистического развития. Росла добыча золота (в 80-х гг. от 24 до 34 пудов в год); возникали кустарные промышленные предприятия: кожевенные, мукомольные, мыловаренные и др.

Проведение Великой Сибирской магистрали (строилась в 1891–1905) способствовало росту промышленности и вовлечению Бурятии в общероссийский рынок. Зарождалась каменноугольная промышленность. Формировался рабочий класс. Поднималась товарность сельского хозяйства, которое приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основным оставалось скотоводство. В конце 19 века часть бурятского населения перешла к оседлому образу жизни. В конце 19 – начале 20 веков в Бурятии была проведена волостная реформа. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских – 36%. Это вызвало резкое недовольство бурят. В 1904 в Бурятии было объявлено военное положение.

Республика Бурятия в первой половине XX века

В 1-ю мировую войну 1914–1918 буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции 1917 наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов.

В деревнях создавались волостные, сельские и станичные комитеты, среди бурятского населения – национально-административные единицы – аймаки, хошуны и сомоны. 5 февраля 1918 года власть в Верхнеудинске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля 1918 Советская власть была установлена на всей территории Бурятии.

Летом 1918 Советская власть в Сибири была свергнута: в Забайкалье при поддержке японских империалистов установилась военная диктатура атамана Г. М. Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, в апреле 1919 – американские войска. 2 марта 1920 части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск.

Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная – в Дальневосточную республику (ДВР). 9 января 1922 постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. Бурятская АО была также создана в Восточном Забайкалье в составе ДВР.

После изгнания интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922) обе автономные области 30 мая 1923 объединились в Бурят-Монгольскую Автономная Советская Социалистическая Республику (АССР; с центром в городе Верхнеудинске) в составе РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ.

За годы предвоенных пятилеток в Бурятии были построены десятки крупнейших современных промышленных предприятий (локомотивовагоноремонтный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база, развивались угольная промышленность, машиностроение. Посевная площадь увеличилась более чем в 2 раза.

К 1941 году колхозы объединяли 98,9% крестьянских хозяйств.

В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.

Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны

За годы Великой отечественной войны в армию было призвано около 100 тыс. военнообязанных из Бурятии. В Забайкалье, в том числе Бурятии формировались воинские части, проводилась подготовка военных кадров и резервов для армии. Население проходило всеобщее военное обучение.

Многие тысячи бурят приняли непосредственное участие на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. Они героически сражались на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. В большинстве своем они служили в сибирских дивизиях: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских и др.

Многие буряты командовали взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами и дивизией, занимали ответственные должности в штабах и подразделениях, выполняли особо важные задания командования. В годы войны из среды бурятского народа выдвинулись военачальники генерал-майор И.В. Балдынов, полковник В.Б. Борсоев, будущие (послевоенные) генералы И.О.

Тукеев, А.Б. Занданов, А.С. Шаракшанэ. Труженики тыла, рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция встали на боевую вахту и самоотверженно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Народное хозяйство было перестроено «на военный лад», трудящиеся перешли на военный режим работы.

На предприятиях работали фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Многие предприятия республики перешли на производство вооружения и боеприпасов. Улан-Удэнский авиационный завод производил самолеты для фронта. Он был расширен за счет эвакуированных из Москвы цехов. Завод увеличивал выпуск военной продукции.

На Улан-Удэнском паровозовагонном заводе были созданы новые цеха и освоен выпуск военной продукции. На заводе росло производство этой продукции. Оборонную продукцию давали мясокомбинат, судоремонтный завод и другие предприятия.

Джидинский вольфрамовомолибденовый комбинат отправлял самолетостроительным, танкостроительным, артиллерийским заводам так нужный для брони металл. Комбинат поставлял до 50% нужного стране вольфрама. Валовая продукция промышленности республики в 1944 г. увеличилась по сравнению с 1940 г.

на 24,5%, в том числе продукция металлообрабатывающей промышленности – 58%. В условиях военного режима напряженно работал железнодорожный транспорт. Им внесен большой вклад в перевозку войск, вооружения, военного снаряжения, продовольствия и других грузов.

В годы войны вплоть до 1944 г. не сокращались посевные площади, но урожайность резко упала. Поголовье скота за это время также сократилось.

Республика Бурятия в послевоенные годы

В послевоенные годы была сооружена дамба в нижней части Улан-Удэ. В 1946 г. завершено строительство самого крупного в Улан-Удэ предприятия легкой промышленности — суконной фабрики. В 1952 г. построено одно из красивейших зданий города — театр оперы и балета, по проекту московского архитектора А.

Федорова. В 1957 г. сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через р. Уду. В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР. В 1961 г.

построена первая телевизионная станция, обслуживающая город и близлежащие сельские поселения, а в 1962 г. на базе технологического и строительного факультетов сельскохозяйственного института создан крупнейший в Забайкалье вуз — Восточно-Сибирский технологический институт.

В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР.

Республика Бурятия

Краткая справка

Общая информация

История

Статистика

Статьи

Города

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-243527.html

Буряты — древнейший народ Байкала

Республика Бурятия в древние века

Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала.

Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты.

В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов.

Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

https://www.youtube.com/watch?v=mp4dkJ1Ru2w

Буряты подразделяются на этнические группы:

  • сартулы
  • узоны
  • забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
  • шошолоки
  • коринцы и батуринцы
  • шарануты
  • табангуты
  • сэгэнуты
  • корчины
  • икинаты
  • хонгодоры
  • булагаты
  • готолы
  • ашибагаты
  • эхириты
  • куркуты
  • хатагины
  • тэртэ
  • алагуй
  • шараиты
  • шуртосы
  • атаганы

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

  • закаменские
  • аларские
  • окинские
  • балаганские или унгинские
  • кудинские
  • идинские
  • ольхонские
  • верхоленские
  • нижнеудинские
  • кударинские
  • тункинские

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.

Численность

Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.

Название

До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:

  1. от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
  2. от слова бар (тигр);
  3. от слова буриха (уклоняться);
  4. от слова бури (заросли);
  5. от этнонима курыкан (курикан);
  6. от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
  7. от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».

Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.

Шаманизм

Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными.

Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались.

Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч.

Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена.

По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.

Буддизм

Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета.

На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи.

Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали.

Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

Христианство

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму.

Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами.

Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны.

После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

Язык

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники.

Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине.

Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.

Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло.

На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами.

Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ.

В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока.

Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.

Еда

В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.

Характер

По характеру буряты отличаются скрытностью, обычно они миролюбивые и кроткие, но мстительные и злые, если их оскорбить. Сострадательны по отношению к родственникам и никогда не отказывают беднякам в помощи. Несмотря на грубость внешнюю, любовь, справедливость и честность к ближнему у бурят очень развита.

Внешность

Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. у на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный.

В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие.

Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.

https://www.youtube.com/watch?v=PsMLmYOjlxg

Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику.

Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца.

Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.

Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду.

Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков.

Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.

Культура

Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:

  • легенды
  • улигеры
  • шаманские призывания
  • мифы
  • поговорки
  • сказки
  • загадки
  • легенды
  • пословицы
  • культовые гимны

Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:

  • эпические сказания
  • танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
  • лирические обрядовые

Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.

Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.

Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением.

Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь.

Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala

Буряты — кто такие?

Республика Бурятия в древние века

Спросите бурята о его семье – и он расскажет вам о своих далёких предках, о которых знает не меньше, чем о родителях или детях. Захотите поразить бурята – проявите небывалое красноречие. Давайте узнаем больше об этом народе.

Буряты – один из самых загадочных народов. Несмотря на свою многочисленность и значительную площадь расселения, многие их обычаи так и остаются непознанными представителями других наций. В этом народе сочетается верность старинным обрядам и стремление к познанию всего нового. Чтобы лучше понять их, нужно детальнее познакомиться с нюансами исторического и культурного развития бурятов.

О появлении в землях, расположенных неподалёку от Байкала, новых племён до сих пор идут споры. Одни утверждают, что бурятский народ произошёл от родственных наций, другие придерживаются мнения о прародителях-монголах. В любом случае, монголоидные черты достаточно заметны, что говорит о непосредственном родстве этих народов.

Исторические сведения о сформировавшемся народе относятся приблизительно к концу VIII века нашей эры. В тот период рассказывается о противостояние двух союзов, являющимися объединениями бурятской нации.

Как известно, между ними длилось довольно долгое военное противостояние.

Его результатом стало разделение племён, в ходе которого одни заняли земли в Предбайкалье, а другие вынуждены были отступить в северные регионы.

Более поздние сведения принадлежат арабским путешественникам и историкам. В них рассказывается о племенах, которые жили в лесах и были превосходными воинами и охотниками. Также арабы упоминают об этническом разнообразии этих народностей, что стало результатом смешения разных культур.

С начальных этапов формирования народа буряты находились в соседстве с другими племенами, а потому им нередко приходилось отстаивать свои территории. Кроме того, суровые законы тех времён требовали и самим вести наступление, чтобы расширять территории, а значит, и собственную власть. Такой подход давал возможность активно развиваться военному делу.

Многие буряты с раннего детства обучались стрельбе из лука и поездкам верхом, а затем занимали одну из самых почитаемых должностей, становясь воинами по призванию. Искусство нападения буряты во многом переняли у монголов, последовав их тактике.

При окружении города они сначала наносили решающий удар, затем якобы отступали, а вскоре, рассредоточившись в окружение, совершали решающий бросок.

На протяжении истории отношения с русским народом у бурят были достаточно напряжёнными. С первым приходом русских в земли этого народа последовали частые стычки, во время которых буряты нередко объединялись с казаками, выступая против своеволия военачальников. Впоследствии между двумя нациями было достигнуто согласие.

Сейчас бурятский край также не имеет своей однородности. В различных регионах буряты исповедуют разную религию – буддизм, православие или даже шаманизм. Традиции различных регионов также отличаются друг от друга, но нередко можно встретить и общие черты.

У каждого бурятского рода есть священное животное-прародитель, которому поклоняются и одаривают особыми почестями. Нередко им становился скот или домашняя птица, ведь в Бурятии издавна развивается скотоводство, которое помогало выжить в непростых климатических условиях.

В определённые дни религиозных праздников принято призывать удачу в свой дом, то есть стараться воспроизвести звуки, которые издаёт священный зверь или птица. Поэтому нередко возле бурятских юрт можно услышать гоготание гусей или мычание коровы.

Чем правдоподобнее будет воспроизведено – тем лучше.

Традиционными в праздники являются танцы и игровые забавы. Однако они носят не только развлекательную функцию – во многих элементах действа есть символизм и тонкости определённых обрядов, а игры служат своеобразной формой налаживания дружеских связей с другими семьями.

Буряты – очень открытый народ. Они прекрасно знают историю своего рода, причём, нередко бурятская семья осведомлена о своих предках 8-9 поколения.

Любой представитель бурятской национальности с удовольствием расскажет о своих родоначальниках, так как испытывает особенную гордость, говоря об этом. Кроме того, этот народ отличается щедростью.

Буряты любят помогать людям и делиться всем с теми, кто нуждается.

Практически все празднества и обряды требуют выражения почтения к божествам и принесения даров духам. Большое внимание буряты уделяют и природным явлениям.

Одним из самых главных праздников у них является день прихода весны, который они празднуют в первый весенний день в соответствии с лунным календарём.

Во время священного обряда сжигается зимнее зло, а огонь олицетворяет тёплые и светлые силы весны, которая уже вступает в свои права.

Особенное место среди бурятов занимают рассказчики и сказочники. Этот народ настолько ценит мастеров красноречия, что даже проводит между ними состязания, во время которых слушатели определяют лучшего. Но не только мастера слова могут показать себя во время гуляний. Большое внимание уделяется физическому развитию человека, силе и ловкости.

Победители спортивных соревнований считаются отмеченными высшими силами, а потому получают ценные награды. Кроме того, буряты очень любят людей с живым мышлением и быстротой мысли.

Для тех, кто считает себя ловким и на деле, и на словах проводятся «поединки», где участники стремятся задать друг другу сложные вопросы, ответ на которые должен быть молниеносным.

Буряты – один из народов, который смог успешно сохранить нажитое в прошлом, а также вникнуть в новые тенденции. В нашем веке среди них можно встретить людей, которые прекрасно ориентируются в современных технологиях и, в то же время, искренне верят в силу духов. Без сомнения, в будущем буряты сберегут свой удивительный культурный колорит, а возможно, смогут обогатить им другие народности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b80fe406a028a00aa57235f

Refy-free
Добавить комментарий