Религия как форма культуры

Тема. 2. Основные формы культуры

Религия как форма культуры

План

2.1. Миф как древнейшая форма культуры

2.2. Религия как форма культуры

2.3. Мораль как формакультуры

2.4. Искусство какформа культуры

2.5. Политика всистеме культуры общества

1. 1. Миф как древнейшая форма культуры

Миф(от греч. mythos — предание, сказание) — этофантастическое эмоционально-образноеповествование о деяниях богов, подвигахправителей и героев.

Авторы мифов, какправило, неизвестны. м мифовявляются рассказы:

  • о сотворении мира;
  • об основании древних государств и городов;
  • о поступках культурных героев;
  • о месте человека в мире и его назначении;
  • о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф- это первая из исторически известныхформ культуры, объясняющая смыслмироздания, космоса, частью которыхвсегда являлся человек. Миф возникаетна начальной фазе становления человеческогообщества и сохраняет свое значение ина последующих этапах его развития.

Длямифов характерна сопричастность кприродным стихиям, которые представленыв мифах в образах богов: Зевса (Юпитера),Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Всеобъясняется через их волю. Человеквыступает в роли агента божественныхсил.

Для мифологическогосознания характерно:

  • растворение человека в мире, отождествление человека с природой;
  • обожествление природы;
  • фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;вера в сверхъестественные свойства особых предметов
  • анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифаотносится к периоду первобытно — общиннойформации.

Практическаяситуация, в которой находился первобытныйчеловек, отличалась крайней сложностью.В ней было много случайного, непредвидимого:индивид был очень слаб, а бесконечномогущественная природа слишком суровак нему.

Коллектив (община) играл длячеловека роль защитника. Именно черезобщину индивид приспосабливался вприроде и к общественной жизни.

Коллективформировал систему правил и ценностей,а человек моделировал свое поведениес учетом существовавших условийобщественной жизни.

Мифысистематизировали коллективный опытлюдей, воплощали его в наиболее сжатом,концентрированном виде.

Мифстал и самой ранней формой донаучногознания. Постепенное овладение человекомсилами природы, переход его сознанияот мифа кприродопониманиюделает возможным появление зачатковнаучного познания.

2.2. Религия как форма культуры

Религия(латин. religae — связывать) — этосистема учений, верований и культовыхдействий, связанных с единением человекасо сверхъестественным и священнымсуществом, именуемым Богом или Абсолютом,Творцом всего существующего на Землеи управляющим мыслями и поступкамилюдей.

Сущностьюрелигии является верав Бога. Каксказано в Евангелии: «вераесть осуществление ожидаемого иуверенность в невидимом».Она реализует себя:

  • в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);
  • в объединениях верующих (церковь, религиозная община);
  • в мировоззрении верующих людей.

Происхождениерелигии связано с зависимостью человекаот окружавших его природных сил, сневозможностью древнего человекарационально подчинить и взять подконтроль условия своего бытия. С моментасоздания человеческого общества религиябыла своеобразным средством защитылюдей от природной стихии.

Функциирелигии:

  • мировоззренческая, создающая религиозную картину мира;
  • компенсаторная, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Разобщенность заменяется братством в общине, а бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению.

-коммуникативная,способствующая сближению и общениюверующих между собой.

Религиясуществует в многообразных формах.Наиболее известными первоначальнымиформами религииявлялись:

  • тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») — поклонение рода, племени — животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;
  • анимизм (латин. anima — душа) — вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
  • фетишизм (франц. fetiche — амулет) — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
  • магия (греч. mageia — волшебство) — вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (магия бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Сегодня,кроме сохранившихся ранних религиозныхформ, существуют национальныерелигии:

  • иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);
  • индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);
  • конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);
  • синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. — по 1945 г. — государственная религия Японии)
  • и другие.

Средимногообразия религий, выделяютфундаментальные, получившие названиемировых. В мире существуют тримировые религии:буддизм, христианство, ислам.

1.Буддизм -самая ранняя по времени создания мироваярелигия. Буддизм возник в VI в. до н. э. вИндии и назван по имени своего легендарногооснователя — принца СидхартхаГаутамы (623-544 гг. до н. э.

),получившего впоследствии имя Будда(просветленный). Согласно буддизму, вмире все непостоянно, преходяще, а потомуполно скорби и неудовлетворенности.

Центральной идеей данной религииявляемся учениео четырех благородных истинах:

  • истина страдания, существующая на протяжении жизни;
  • истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;
  • истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;
  • истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдяэтот путь, человек достигает нирваны(санскр. — угасание, остывание) — т. е.полной отрешенности от внешнего мира,отсутствия любых желаний.

Одна изважнейших заповедей буддизма — принципненасилия,любовь и милосердие ко всем живымсуществам: людям и животным. Главныйбуддийский ритуал — это медитация,заменяющая собой молитву.

Медитируя,человек отстраняется от внешнего мира,сосредотачивается и погружается в своеЯ и соединяется с духовным миром.

2.Христианствовозникло в I в. в Палестине. Основоположникомхристианства считается ИисусХристос,принявший мученическую смерть радисчастья человечества. Основы христианскойверы изложены в Библии. Главными из нихявляются:

  • понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;
  • идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;
  • учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;
  • вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная — в Ад);
  • идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

ВXI веке христианство раскололось на двасамостоятельных направления: православиеи католицизм.В XVI веке широкое антикатолическоедвижение в Европе — Реформация— способствует появлению третьегоглавного направления христианства —протестантства.В свою очередь каждое направление имеетразличные течения, секты.

3.Ислам, мусульманство(араб. — покорность) — третья мироваярелигия, возник в VII веке в Аравии.Основателем ислама считается Мухаммед,которого, по преданию Аллах(Бог) избрал своим пророком. Вероучениеислама изложено в Коране.Здесь сформированы пять основныхдогматов:

  • единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк);
  • молиться (совершать намаз) пять раз в день;
  • соблюдать пост (уразу);
  • совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;
  • давать милостыню (закят).

Возникновениемировых религий — это результат длительногосвязей между различными странами инародами. все мировые религии предлагаютверующим практически общийдля всех кодекс поведения,который, в основном, может быть сведенк десятиМоисеевым заповедям:

1. Дане будет у тебя других богов пред лицомМоим.

2. Неделай себе кумира.

3. Непроизноси имени Господа, Бога твоего,напрасно.

4.Помни день субботний.

5.Почитай отца твоего и мать твою.

6. Неубивай.

7. Непрелюбодействуй.

8. Некради.

9. Непроизноси ложного свидетельства.

10. Нежелай дома ближнего твоего.

Сравнитес 10 заповедями в буддизме:

  1. Не убивать

  2. Не красть

  3. Не прелюбодействовать

  4. Не лгать и не клеветать

  5. Не использовать дурманящих веществ

  6. Не сплетничать о других буддистах

  7. Не превозносить себя и не уничижать других

  8. Не скупиться к нуждающимся

  9. Не держать зла и не побуждать ко злу

  10. Не клеветать на Три Драгоценности (Будда, Закон, Община)

В мировых религияхбыло много общего, что позволило имперешагнуть национальные границы идостаточно широко распространиться повсему земному шару.

Источник: https://studfile.net/preview/2899513/

Религия как форма культуры

Религия как форма культуры

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Религия (латин. religae — связывать) — это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. Как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

в мировоззрении верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии.

Функции религии:

мировоззренческая, создающая религиозную картину мира;

компенсаторная, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Разобщенность заменяется братством в общине, а бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению.

— коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих между собой.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») — поклонение рода, племени — животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

анимизм (латин. anima — душа) — вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

фетишизм (франц. fetiche — амулет) — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

магия (греч. mageia — волшебство) — вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (магия бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Сегодня, кроме сохранившихся ранних религиозных форм, существуют национальные религии:

иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. — по 1945 г. — государственная религия Японии)

— и другие.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

1. Буддизм — самая ранняя по времени создания мировая религия. Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя — принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.

), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности.

Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благородных истинах:

истина страдания, существующая на протяжении жизни;

истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. — угасание, остывание) — т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний.

Одна из важнейших заповедей буддизма — принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал — это медитация, заменяющая собой молитву.

Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

2. Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

— понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

— идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

— учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

— вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная — в Ад);

— идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе — Реформация — способствует появлению третьего главного направления христианства — протестантства. В свою очередь каждое направление имеет различные течения, секты.

3. Ислам, мусульманство (араб. — покорность) — третья мировая религия, возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов:

— единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк);

— молиться (совершать намаз) пять раз в день;

— соблюдать пост (уразу);

— совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

— давать милостыню (закят).

Возникновение мировых религий — это результат длительного связей между различными странами и народами. все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям:

1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства.

10. Не желай дома ближнего твоего.

Сравните с 10 заповедями в буддизме:

  1. Не убивать
  2. Не красть
  3. Не прелюбодействовать
  4. Не лгать и не клеветать
  5. Не использовать дурманящих веществ
  6. Не сплетничать о других буддистах
  7. Не превозносить себя и не уничижать других
  8. Не скупиться к нуждающимся
  9. Не держать зла и не побуждать ко злу
  10. Не клеветать на Три Драгоценности (Будда, Закон, Община)

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Date: 2015-09-03; view: 486; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/5-93563.html

Религия как форма культуры (стр. 1 из 2)

Религия как форма культуры

Вопрос 1. Культура и природа.

Одним из основных детерминирующих факторов возникновения культуры является природа. Поэтому взаимоотношения природы и культуры остается одной из ключевых тем культурологии на протяжении многих тысячелетий.

Многочисленные исследования этой взаимосвязи показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу, но и культурное начало в человеке есть не что иное, как природное, преобразованное человеческой деятельностью.

Но в таком случае возникает: противостоит ли природа культуре или она находится в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, подчеркивая, что культурой становится только ее природные элементы, которые переработаны человеком.

С другой стороны, сторонники социобиологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы:

· Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии;

· Животные адаптируются через сочетание процессов изменчивости со сменой стериатипов поведения;

· Человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая и включает в себя множество аспектов.

С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы.

Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в известной мере ее частью. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда были и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей.

С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из годовых природных материалов он создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения.

В этой своей деятельности он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду («вторую природу») своего обитания.

«Вторая» созданная человеком, природа представляет собой природную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию.

На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку природа – это неприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой.

Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой – она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства, словом, с рождением духовной культуры.

Воздействие культуры на человека.

Анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны человеческой жизни. Очевидность этого факта требует более подробного объяснение и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру.

1. Природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развития мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал.

2. Природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов, культур.

3. Природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые условия Севера породили разделение труда между мужчинами и женщинами.

4. Природа была и остается важным фактором удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут оказать благотворное воздействие на интеллект человека, способность хорошему расположению духа, приливу бодрости, творческого вдохновения.

5. Природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает сырье для создания тех или иных предметов искусства.

6. Очень сильное воздействие природа оказывает на традиционную народную культуру. Это находит свое отражение в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов. Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры.

Воздействие культуры на природу.

Влияние природы на культуре является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоотношений природы и культуры. Обратной стороной взаимосвязи является воздействие культуры на природу, следствием которого стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу.

Агросфера является результатом воздействие человека на почву, растительность, животных и др. Последствие этого воздействия очень велики, поскольку человек в процессе своей жизни отбирал из растительного и животного мира те экземпляры, которые наиболее полно отражали его потребности.

Также в процессе культурного воздействия на природу были созданы новые породы животных, отличающиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д.

Можно уверенно утверждать, что подавляющая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня, — это культивированная природа, а все домашние животные и продукты нашего питания – ее результаты.

Другой частью культурного ландшафта является техно сфера, которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. ЕЕ содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобным и полезным для людей.

Однако воздействие человека на природу имеет и негативное воздействие. Техно сфера привела к необратимым изменением многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы.

Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.

Вопрос 2. Религия как форма культуры.

Как и искусство, религия – одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.

В религии заложен особый опыт человечества, связанный с ведением общей картины мира, с пониманием отношений природы и человека, космоса и общества друг с другом.

Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864 — 1920) считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений деятельности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и др.

По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасения людей от бед и несчастий, идея воздаяния за страдания, которая пронизывает повседневную жизнь людей, природа ей смысл и значение.

Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с возникновением отчуждения (превращение человеческого труда и его результатов в силу, господствующую над людьми), с особой формой отражения вида, в которой он удваивается (в виде естественного и сверхъестественного миров). Среди факторов возникновения религии выделяются:

· Зависимость общества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов деятельности на любом уровне развития;

· Зависимость каждого человека от существующих общественных отношений, которые также становятся чуждой, вне индивида стоящей властью;

· Психологическин факторы, связанные как с отдельными человеком, так и с обществом в целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в обществе, личное страдание или горе)

Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается это определение самой религией или религиоведением. Для любой религии она сама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо пороком или праведником непосредственно самого божества.

Так согласно Библии основные положения религии были переданы Молисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания.

В которой признается существование естественного и сверхъестественного, земного и потустороннего миров.

Источник: https://mirznanii.com/a/132853/religiya-kak-forma-kultury

Религия как форма культуры.

Религия как форма культуры

Религия (латин. religae — связывать) — это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

— в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

— в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

— в мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:

— мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

— компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

— воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

— коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура — это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

— религиозная мораль;

— религиозная философия;

— религиозное искусство;

— религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились.

Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.

), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:

— душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

— внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения.

Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей.

Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво.

Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру.

Вместе с тем, вера и разум — это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова — культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

— тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени — животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

— анимизм (латин. anima — душа) — вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

— фетишизм (франц. fetiche — амулет) — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

— магия (греч. mageia — волшебство) — вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

— иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

— индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

— конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

— синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. — по 1945 г. — государственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм — самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя — принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг.

до н. э.), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности.

Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах:

— истина страдания, существующая на протяжении жизни;

— истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

— истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

— истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. — угасание, остывание) — т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний.

Одна из важнейших заповедей буддизма — принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал — это медитация, заменяющая собой молитву.

Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

— понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

— идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

— учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

— вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная — в Ад);

— идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе — Реформация — способствует появлению третьего главного направления христианства — протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. — покорность) — третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов:

— единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк);

— молиться (совершать намаз) пять раз в день;

— соблюдать пост (уразу);

— совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

— давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий — это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

Мораль в системе культуры.

Мораль (от латин. moralis — относящийся к нраву, складу души, привычкам) — это сочетание норм, правил, принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения.

Мораль возникает как исторически первая форма общественного сознания задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют два уровня интересов:

— интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т. д.);

— интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности сочетание этих двух уровней интересов всегда конкретно — исторически обусловлено, носит противоречивый характер.

Моральное (нравственное) сознание включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д. На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления менялись. Принципы морали — более широкого диапазона, чем нормы.

Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как: «уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т.

п.

Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно так же, как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь, проявляющиеся в том, что:

— мораль и право имеют общий объект для регулирования -общественные отношения;

— мораль и право имеют сходные структуры для осуществления процесса нормотворчества;

— мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

— мораль и право не должны противоречить друг другу.

Однако между правом и моралью существует и ряд отличий:

— в правовых актах выражается государственная воля: в моральных нормах и принципах — общественное мнение;

— нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные государством: моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе;

— нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании; понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования.

Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Основными нравственными понятиями являются:

— добро и зло (противоположные нравственные начала в человеке, выражающие: добро — позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло — агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

— долг — необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;

— совесть — соотнесение поступков человека с общепризнанными нормами морали;

— гуманизм — признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т. н. «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами сформулировать «золотое правило» можно так: «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала.

Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семейной жизни является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь и семья.

Отсюда смыслом семейной жизни является сохранение и поддержание той атмосферы, которая способствовала созданию семьи.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x77a5.html

Refy-free
Добавить комментарий