Религиозные войны

Содержание
  1. Урок 6: Религиозные войны во Франции
  2. Распространение протестантизма во Франции
  3. Начало религиозных войн
  4. Варфоломеевская ночь
  5. Примирение католиков и гугенотов
  6. Правление Генриха Наваррского
  7. Жестокие религиозные войны Европы
  8. Религиозные войны во Франции: причины, хронологические рамки войны между католиками и гугенотами-протестантами и их значение в истории
  9. Что такое религиозные войны
  10. Предыстория и причины войн во Франции
  11. Ущемление прав протестантов
  12. Амбуазский заговор
  13. Соперники и действующие лица
  14. Католики
  15. Протестанты-гугеноты
  16. Ход религиозных войн во Франции
  17. Первая
  18. Вторая
  19. Третья
  20. Четвертая
  21. Пятая
  22. Шестая
  23. Седьмая
  24. Война трех Генрихов
  25. Завоевание королевства
  26. Итоги и последствия событий
  27. Религиозные войны в мировой истории
  28. Крестовые походы на Ближний Восток (1096 – 1272)
  29. Альбигойские войны (1209 – 1229)
  30. Реконкиста (790 – 1309)
  31. Шмалькальденская война (1546 – 1547)
  32. Религиозные войны во Франции (1562 – 1598)
  33. Тридцатилетняя война (1618 – 1648)
  34. Конфликт между Индией и Пакистаном (1947 – н.в.)
  35. Арабо-израильские войны (1948 – н.в.)
  36. Современные религиозные конфликты — vreligion
  37. Исламский фундаментализм
  38. Религиозные войны во Франции

Урок 6: Религиозные войны во Франции

Религиозные войны

Распространение во Франции протестантизма

Начало религиозных войн

Варфоломеевская ночь

Примирение католиков и гугенотов

Правление Генриха Наваррского

Сегодня граждане любого цивилизованного государства могут сами решать, какую им религию исповедовать. Никто не может им этого запретить, заставить перейти в другую веру. Но так было не всегда. В период Нового времени, как и эпоху Средневековья, европейское общество не знало веротерпимости.

Распространение протестантизма во Франции

Реформационное движение во Франции началось значительно позже, чем в Германии и Швейцарии. Дело в том, что во Франции королевская власть была достаточно сильной, не допускала всевластия католической церкви. Поэтому религиозного недовольства среди французов долгое время не возникало.

Распространение протестантизма во Франции было связано с социально-экономической неудовлетворенностью разных категорий населения:

  • родовитые дворяне были недовольны усилением королевской власти, с грустью вспоминали период феодальной раздробленности, когда вся власть находилась в руках феодалов;
  • буржуазия мечтала завладеть богатствами церкви, отобрать у нее земли по примеру Англии или Германии;
  • горожане стремились к отмене налогов, которые непосильным бременем ложились на их плечи;
  • крестьяне желали избавиться от податей в пользу католической церкви.

Постепенно социально-экономический протест приобретал религиозную окраску, Франция разделилась на католиков и протестантов.

Протестантов поначалу было немного, они старались скрыть от властей собственную религиозную деятельность: тайно собирались для обсуждения новой веры, скрытно молились и пели религиозные гимны.

Протестанты и католики во Франции занимали неодинаковое положение. В то время как положение протестантов было бесправным, последователей католицизма поддерживал сам король.

Католики насмешливо называли гугенотами всех французских протестантов (название произошло от слова «гуго» — пренебрежительного прозвища кальвинистов во Франции).

Поначалу королевская власть относилась нейтрально к приверженцам Реформации, но когда они стали организовывать публичные выступления,открыто раздавать на улицах листовки с учениями Мартина Лютера — на протестантов начались гонения.

Обстановка обострилась в 1534 году, когда гугеноты по всей стране распространили листовки с насмешками над католическими священниками. Начались массовые казни и расправы над французскими гугенотами, пролилась первая кровь.

Король Франции Франциск I запретил гугенотам распространять протестантизм, совершать молитвы и религиозное богослужение. Всех кто решался ослушаться королевского указа — ожидал арест и смертная казнь, следовавшая после жестоких пыток.

Тем не менее, гугеноты продолжали заниматься реформаторской деятельностью, но уже скрытно. Север и юг Франции разделились: в южных землях в большей степени придерживались протестантизма, население северных земель преимущественно исповедовало католицизм.

Так Франция окончательно оказалась расколотой на два враждующих лагеря: гугенотов и католиков.

Источник

Начало религиозных войн

В 1562 году противостояние католиков и протестантов переросло в религиозные войны во Франции. Поводом к ним послужила кровавая расправа над гугенотами герцога де Гиза, из королевской династии Валуа.

Герцог случайно услышал религиозные песнопения протестантов и набросился со своей свитой на безоружных людей. Герцог де Гиз убил более 25 и ранил около 100 гугенотов, что послужило поводом к началу религиозных войн во Франции.

Гугеноты стали открыто бороться за установление равенства между протестантами и католиками, их поддерживала Англия и часть Германии, вмешавшиеся во внутренние дела Франции. Протестанты захватывали города – центры католицизма, разоряли в них католические церкви. Однако в ходе религиозных войн гугеноты проявляли себя не так жестоко как католики, они не убивали мирное население.

Католики стремились к полному физическому уничтожению гугенотов, они сжигали на кострах всех последователей Реформации, уничтожали их имущество, убивали даже женщин и детей. Французским католикам оказывала помощь Испания, ставшая на тот момент времени центром борьбы с протестантизмом.

Герцог де Гиз (Источник) 

Варфоломеевская ночь

Несмотря на то, что король Франции – Карл IX активно поддерживал католицизм, спустя десять лет с начала религиозных войн он стал серьезно задумываться о примирении двух враждующих сторон. Религиозные войны негативно сказывались на социальном и политическом развитии Франции, страна была разорена бесконечными раздорами, экономика пришла в упадок.

Карл IX решил устроить примирительный брак между лидером французских протестантов — Генрихом Наваррским и собственной сестрой Маргаритой де Валуа.

Девятнадцатилетняя Маргарита не желала выходить замуж за Генриха, она была влюблена в непримиримого врага гугенотов – герцога де Гиза.

Однако ее брат Карл IX решил использовать свою сестру для установления равновесия между католиками и протестантами и запретил ей даже думать о герцоге Гизе.

Свадьба состоялась 18 августа 1572 года накануне дня Святого Варфоломея. Отпраздновать свадьбу приехало более 20 тысяч сторонников Реформации, которые были рады отметить столь знаменательный день примирения двух враждующих религий.

Опьяненные красочными представлениями, вином и свадебными угощениями гугеноты не заметили, что католические лидеры готовят на них покушение. Под покровом ночи все жилища, в которых разместились протестанты, были помечены крестами.

Спустя шесть дней после свадьбы, 24 августа 1572 года в аббатстве Сен-Жармен прозвучал колокол, послуживший тайным знаком для начала расправы над гугенотами, — началась Варфоломеевская ночь.

Разъяренные католики, опасавшиеся усиления протестантизма, врывались в дома спящих мирным сном гугенотов и расправлялись с ними на месте. Убивали всех, кто находился в доме, даже женщин, стариков и детей. Всего за время Варфоломеевской ночи во Франции было убито около 30 тысяч человек.

Кровавые расправы над последователями Реформации продолжались еще в течение 3 суток. Генрих Наваррский остался жив только благодаря тому, что отрекся от протестантизма и перешел в католицизм.

Так свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа не привела к прекращению религиозных войн, а лишь к еще большему ужесточению борьбы между враждующими сторонами.

Источник

Примирение католиков и гугенотов

События Варфоломеевской ночи вдохновили гугенотов к возобновлению военных действий против католической власти. На этот раз им на помощь пришла партия недовольных — группа умеренных католиков, выступавших за прекращение религиозных войн, утверждение принципов веротерпимости.

Совместными усилиями протестанты и умеренные вели военные действия против короля на южных провинциях страны. После смерти короля Карла IX престол возглавил его брат – Генрих III, однако ему также не удалось добиться единства в государстве, прекратить войны.

В 1589 году Генрих III погиб и на престол взошел лидер гугенотов Генрих 4 Наваррский. И хотя страна изнемогала под тяжестью гражданской войны, французский народ признал нового короля только после того, как он вновь принял католичество. Генрих 4 решился на этот шаг ради прекращения религиозных раздоров, достижение компромисса между представителями двух враждующих религий.

Запоминаем даты!

13 апреля 1598 года Генрих Наваррский принял Нантский эдикт – документ, утверждавший в стране веротерпимость.

Нантский эдикт не уравнял в правах католиков и гугенотов, но закрепил условия для достижения между ними компромисса:

  1. Католицизм признавался главной государственной религией.
  2. Все имущество и земли, отобранные у католической церкви во время войны с гугенотами, были ей полностью возвращены.
  3. В стране провозглашалась веротерпимость, следовательно, все протестанты получили право свободно исповедовать выбранную ими религию.
  4. Протестанты получили право принимать участие в управлении государственными делами, право на пользование и распоряжение собственным имуществом, на получение образования.

С другой стороны, французские гугеноты были урезаны в своих правах: им запрещалось устраивать богослужения, петь молитвы в крупных французских городах (таких как Париж, Дижон); им запрещалось трудиться во время католических праздников.

Нантский эдикт Генриха Наваррского вызвал возмущение как со стороны католического, так и протестантского духовенства.

Католическая церковь была недовольна предоставлением свободы выбора религии населению, протестантская церковь считала данные ей права недостаточными, настаивала на равном правовом положении с католиками.

Но, несмотря на всеобщее недовольство, Нантский эдикт обеспечил долгожданный мир между католиками и протестантами более чем на 80 лет.

Маргарита Валуа (Источник)

Правление Генриха Наваррского

Когда Генрих Наваррский стал французским королем, страна находилась в бедственном положении. Религиозные войны полностью истощили экономику, цены выросли во много раз, а доходы рабочих наоборот, упали.

Кроме того, в то время как король Генрих 4 взошел на престол, во Франции наступило резкое и сильное похолодание. Вымерзали поля засеянные зерном, обледенели виноградники, люди замерзали в плохо утепленных домах, многих находили замершими до смерти на улицах.

Страну охватили крестьянские восстания, которые можно было остановить, только изменив политику.

Политика Генриха 4 была направлена на улучшение положения крестьян, на скорейшее восстановление экономики. За годы его правления были изданы указы:

  • запрет на арест крестьян за долги, на изъятие у них личного имущества;
  • предоставление крестьянам налоговых льгот;
  • постановление об использовании в сельском хозяйстве болот (после их осушения).

Ряд жестоких законов Генрих 4 принял против бродяг и банд наемников, которые стали настоящим бедствием для населения. Особое внимание уделял король развитию промышленности и торговли. Он выделял деньги на строительство новых мануфактур, установил взаимовыгодную таможенную систему с Англией и Голландией, поощрял разведение тутовых деревьев для получения шелка.

Период правления Генриха Наваррского стал временем укрепления абсолютной монархии во Франции, преодоления экономической разрухи и установления внутреннего мира. Генрих 4 вошел в историю как добрый король, главным достижением которого было принятие Нантского эдикта.

Генрих Наваррский (Источник)

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-6-religioznye-vojny-vo-francii

Жестокие религиозные войны Европы

Религиозные войны

История  западной цивилизации полна свидетельств массового кровопролития и зверств, ставших обыденностью  не только  в жизни средневековой Европы, но и в недавнем ХХ веке.

По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превосходит средневековье, и нет гарантий, что европейская цивилизация не вернётся к привычной для себя практике.

Самолюбование западной цивилизации выглядит достаточно странной, когда она имеет наглость учить морали и нравственности Россию.

Один из виднейших историков современности, оксфордский профессор Норман Дэвис сказал «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».

Екатерина Медичи (1519 — 1589) — королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов  (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572  года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек.

Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов мира, и означает жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности сопротивляться. В других городах Франции Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан от рук убийц погибло около 6 тысяч гугенотов (протестантов).

Первая коронованная в 1553 королева Англии  Мария I Тюдор (1516—1558) получила прозвище Мария Кровавая (англ. Bloody Mary).

Вступив на английский престол Мария I дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество.

16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех  жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Убить всех не удалось, но королевская армия сделала, что смогла – уничтожила в Нидерландах – 100 тысяч человек, только в Харлеме было убито 20 тысяч жителей.

Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году цитировал отчёт Оливера Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» (Джон-Ричард Грин “История английского народа”, т.3, М., изд. Солдатенкова, 1892, с.218)

Целью «усмирения Ирландии»  в 1649-53 годах  войсками Оливера Кромвеля (1599 – 1658 г.г.) была  подчинение католической Ирландии властям протестантской Англии.

 Карательная  экспедиция  Кромвеля была направлена на физическое уничтожение резню ирландцев -католиков в Дрохеде и Уэксфорде, 32 тысячи ирландцев бежали из страны.

1\6 ирландского населения Ирландии покорилась Англии, от этого смертельного удара Ирландия уже никогда не смогла оправиться.

Исторические предпосылки раскола (схизмы) Христианской церкви начались в поздней античности — 410 году н. э.

, когда Рим был разгромлен войсками вестготов под предводительством короля Алариха I.

В Христианской церкви появились новые элементы в церковных обрядах, возникли этические и эстетические различия в между западной и восточной традициями христианства.

Разрыв между западным и восточным христианством продолжался и во времена раннего Средневековья. По настоянию короля франков и лангобардов Карла Великого (768-774 г.г.

) на соборе епископов в Ахене в 809 году, в «Символ Веры», вопреки протесту Папы римского Льва III, было внесено слово «filioque» — «…и от Сына», то есть Дух Свят исходит равно «от Отца и от Сына…»

Карл Великий отличался особой жестокостью не только в религиозных вопросах. Во время войны с саксами он приказал казнить 4 500 пленных саксонских воинов Германии.

Когда Христианская церковь была единой. До 1054 года Христова церковь была единой. Константинопольские патриархи не признали притязаний Папы Римского Льва IX, на полноту власти Рима над всех Христианской Церковью. Церковный раскол 1054 года разделил Христианскую церковь на западную и восточную.

Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Западную христианскую церковь стали называть латино-католической, с центром в Риме.

Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их земли с Евангельской вестью. ‘Путь Андрея Первозванного по Скифии, вокруг Понта.

 Святой  Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего греко-православного Восточного христианства.

Чем дальше латино-католическая церковь отдалялась от греко-православной церкви, тем более жестокими становились методы насаждения её  церковных догматов.

После взятия Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, царь приказал архиепископу  Гурию обращать жителей Казани в православие исключительно по собственному желанию каждого человека (свобода вероисповедания), и пригласил  к себе на службу всю казанскую знать.

 В 1555 году послы сибирского хана просили Ивана Грозного, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя… и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать».

  Астраханское ханство присоединилось к русскому царству, при свободном вероисповедании для всех новых граждан Руси.

Источник: http://ru-sled.ru/zhestokie-religioznye-vojny-evropy/

Религиозные войны во Франции: причины, хронологические рамки войны между католиками и гугенотами-протестантами и их значение в истории

Религиозные войны

Говоря о причинах религиозных войн во Франции, следует понимать значение веры в истории и политике.

Крестовые походы помимо идеи освобождения Гроба Господня имели и политическую подоплеку, а вовлечение Византии во Флорентийскую унию тесно связано с торговыми и политическими интересами Венеции в регионе.

При этом религия до образования современных наций часто выступала чуть ли не главным фактором самоопределения. XVI-XVII века стали временем многолетних и кровавых распрей в ряде стран Европы.

Что такое религиозные войны

Под этим термином обычно понимаются войны между католиками и протестантами, ставшие следствием Реформации. Протестантизм был закономерным результатом развития новых экономических отношений и кризиса католической церкви. Он охватывает широкие массы населения и находит приверженцев как среди простого народа, среднего класса и буржуазии, так и знати.

Борьба под знаменем новой веры, в том числе вооруженная, приводит в ряде стран к укреплению местных королевских династий, формируется институт национальной церкви, главой которой является сам монарх.

Тем самым закладывается основа для формирования будущих европейских наций и светских государств, свободных от влияния папского престола — новая эпоха началась после подписания в 1648 году Вестфальского мира, который подвел черту под целым столетием кровавых религиозных конфликтов, сотрясавших Европу.

Воюющие стороны разделились на два блока. Первый, католический, возглавляла династия Габсбургов, сначала испанских, а позднее австрийских. Коалиция отличалась большей сплоченностью и действовала агрессивнее противника — в целом ряде стран удалось задавить протестантов, что известно как Контрреформация.

В политическом отношении союз ориентировался на укрепление влияния Священной Римской империи и папского престола в международных отношениях. Условный протестантский блок был менее единым.

Однако новая религия смогла стать мощным идеологическим оружием в борьбе за независимость и суверенитет государств в основном Северной Европы — Англии, Шотландии, Нидерландов, скандинавских стран и целого ряда немецких княжеств.

Предыстория и причины войн во Франции

Во французских землях распри на религиозной почве уже имели давнюю историю. Еще в XII-XIII веках еретические движения катаров и альбигойцев создали целые институты, открыто идя на раскол с Ватиканом.

Результатом стала кровавая резня и фактический геноцид, охвативший целые города и провинции. Однако другим еретикам, вальденсам, удалось сохраниться.

Вплоть до XVI столетия они вели свою деятельность и после наступления Реформации фактически стали одним из протестантских движений.

Вальденсы заключают союз с реформатами Швейцарии и участвуют в подготовке французского перевода Библии. Конфликт обостряется — люди вооружаются и создают укрепрайоны в горной местности.

В 1546 году правительственные войска вместе с папскими солдатами устраивают резню на юге страны, в провансальском местечке Мерендоль. Погибло до 4000 человек, целиком уничтожались целые деревни.

События стали прологом к грядущей череде гражданских войн на религиозной почве. Их хронологические рамки приходятся на период 1562—1598 гг.

Ущемление прав протестантов

Новая вера начала проникать в страну из Германии и Швейцарии, а к 1557 году кальвинистами стали 35% населения. При этом в отличие от соседей протестантские общины возникли по всей стране, а фактическим главой местной католической церкви был не Папа Римский, а король, который по политическим мотивам долгое время проявлял терпимость к идеям Реформации.

Однако радикализация анабаптистов в Германии испугала власти, начались аресты гугенотов. В ответ те распространяют листовки, признанные богохульными и оскорбляющими католицизм.

Протестантов массово арестовывают, устраиваются показательные казни, в том числе сожжения заживо. Лютеранство приравнивается к оскорблению монарха, лидеры движения вынуждены покинуть страну.

С 1535 года французская Реформация уходит в подполье.

Несмотря на преследования, гугеноты в 1559 году проводят съезд в Париже, где принимают Галликанское исповедание, составленное Жаном Кальвином. Текст содержал основы вероучения, а также призыв к королю прекратить гонения.

Амбуазский заговор

Почти сразу после подписания документа умирает Генрих II. С приходом нового монарха, юного и болезненного Франциска II, связываются надежды на установление терпимости и прекращение гонений. Однако регентами при малолетнем короле стали аристократы из рода Гизов, бывшие ревностными католиками.

Религиозный раскол проник и в ряды знати. В итоге гугеноты готовят переворот, сделав ставку на герцога Антуана де Бурбона и его брата Людовика. Готовится похищение Франциска и его регентов. Однако братья Гизы узнают о готовящемся заговоре и перевозят короля в замок Амбуаз в целях безопасности. В итоге первый отряд заговорщиков был успешно блокирован и арестован 10 марта 1560 года.

Неделю спустя предпринимается неудачная попытка штурма замка. Глава заговорщиков Ла Реноди был пойман и четвертован, а всего к смертной казни суд приговорил до 1500 человек.

Также под недолгим арестом оказался Людовик де Бурбон-Конде. В итоге власти прекратили работу Огненных палат — своего рода трибуналов для судилищ над гугенотами.

Однако собрания протестантов и проведение публичных богослужений оставались вне закона. Обстановка продолжала накаляться.

Соперники и действующие лица

Религиозные войны между католиками и гугенотами-протестантами во Франции представляли собой серию из 9 гражданских войн с активным вмешательством внешних сил — в условиях сложных династических отношений конфликт носил по сути международный характер. Однако фигурантов нетрудно свести в таблицу, ибо они делятся на две воюющие коалиции.

Католики

Дома Валуа и Гиз:

  • король Карл IX;
  • король Генрих III;
  • принц Франсуа Анжуйский;
  • граф и герцог Франсуа I Лотарингский;
  • герцог Генрих I.

Другие лидеры:

  • барон Анн де Монморанси;
  • маркиз Жак де Сент-Андре;
  • герцог Карл Эммануил I Савойский;
  • герцог Анн де Жуайез;
  • герцог Антуан де Бурбон Наваррский;
  • маршал Гаспар де Таванн.

Союзники:

  • Католическая лига;
  • Испанская империя;
  • Савойское герцогство.

Семья де Гиз, желавшая полностью искоренить протестантизм во Франции с одновременным ограничением королевской власти, возглавляла радикальное крыло. «Умеренные» же стремились сохранить католицизм доминирующим, но были готовы к компромиссам и допускали свободу вероисповедания.

Протестанты-гугеноты

Дом Бурбон:

  • король Генрих IV Великий;
  • принц Людовик I де Конде;
  • принц Генрих де Конде.

Другие лидеры:

  • адмирал Гаспар де Колиньи;
  • граф Габриэль де Монтгомери;
  • принц Вильгельм Оранский;
  • полководец и писатель Франсуа де Лану.

Союзники:

Наварра;

Англия;

Соединенные Провинции Нидерландов.

Гугеноты объединяли городскую буржуазию, богатых торговцев и банкиров, чьи средства позволяли вербовать большие отряды профессиональных наемников, особенно из Швейцарии. Также протестантский лагерь имел сильную поддержку среди знати.

Ход религиозных войн во Франции

Спустя два месяца после неудавшегося заговора молодой король умирает, трон занимает его несовершеннолетний брат Карл IX. Регентом становится мать короля, Екатерина Медичи, которая склонялась к веротерпимости и межконфессиональному миру.

В январе 1562 года издается Сен-Жерменский эдикт, позволяющий протестантам легально исповедовать свою религию в частном порядке и совершать богослужения за городскими стенами.

Среди радикально настроенных католиков растет недовольство, де Гизы, Монморанси и Сент-Андре объединяются в тройственный союз (так называемый «триумвират») и ищут поддержки у Испании, начав готовиться к военным действиям.

Уже 1 марта в местечке Васси отряд Франсуа де Гиза устраивает резню гугенотов, собравшихся на богослужение, погибло более 50 человек. Этот день и стал датой начала войны.

Первая

После событий в Васси точка невозврата оказалась пройдена. Под силовым давлением триумвирата Карл IX и королева-мать отменяют Сен-Жерменский эдикт. В ответ гугеноты берут Орлеан и делают его центром сопротивления, заключив союз с английской королевой и протестантскими княжествами Германии.

Однако войска триумвирата смогли помешать подкреплению англичан, шедшему на помощь гугенотам в Нормандии. При этом гибнет Антуан Наваррский — один из главных лидеров роялистов. Кульминацией противостояния стала битва при Дре, где победу одерживает армия триумвирата, но при этом гибнет королевский маршал Сент-Андре, а главнокомандующие с обеих сторон оказываются в плену у противника.

Стороны начинают искать мира. Тем временем королева-мать ставит канцлера из умеренной фракции роялистов и выступает в роли посредника. В марте 1563 года заключается Амбуазский мир, давший кальвинистам ограниченную свободу вероисповедания — фактически возврат положения Сен-Жерменского эдикта. На несколько лет во Франции наступает мир.

Вторая

Сделанные уступки не устраивают Гизов. Они продолжают искать поддержку извне, однако кальвинисты не отстают, продолжая укреплять связи с англичанами и немецкими князьями. Масла в огонь подливают события в соседних Нидерландах, где восстание местных протестантов превратилось в борьбу за независимость от католической испанской монархии.

Гугеноты подозревали Екатерину Медичи в тайном союзе с ней, и обстановка накалялась. Почти одновременно происходит попытка кальвинистов захватить короля и массовая резня католических служителей церкви в городе Ним на юге страны.

Людовик де Конде собирает войска и в ультимативной форме требует от королевы-матери полной свободы вероисповедания.

Протестантов поддерживают отряды германских наемников — и на сей раз перевес в силе оказался на их стороне.

В битве гибнет Монморанси, роялисты вынуждены искать мира, который стороны подписали в марте 1568 года. Он закрепил статус-кво и по сути лишь отсрочил возобновление боевых действий.

Третья

Заключенный мир всеми воспринимался как временный, отряды продолжали занимать позиции, а мелкие стычки не прекращались. Маршал Гаспар де Таванн открыто переходит на сторону кальвинистов. Карл IX объявляет католичество единственной законной религией, требует от кальвинистов сдать все занятые города и убрать из страны проповедников. В ответ те поднимают оружие.

Военные действия шли преимущественно на юге, в провинции Лангедок. Погибает Людовик де Конде. С помощью немецких союзников гугеноты успешно громят королевские войска и вынуждают роялистов пойти на переговоры.

В августе 1570 года заключается Сен-Жерменский мир.

Свобода вероисповедания кальвинистов значительно расширяется: они получают право занимать государственные должности и контроль над 4 крепостями, включая стратегически важный порт Ла-Рошель.

Четвертая

В борьбе двух лагерей наступает новый этап — стороны начинают соперничать за влияние на короля. Адмирал Колиньи, один из кальвинистских лидеров, завоевал доверие монарха, мир был скреплен браком гугенота Генриха Наваррского с принцессой Маргаритой де Валуа.

Однако этот шаг только обострил ситуацию. Париж был настроен роялистски, и позиции кальвинистов здесь оказались слабее.

Ультракатолики готовят убийство Колиньи и арест гугенотских лидеров, но в итоге все оборачивается массовой резней на улицах города 24 августа 1572 года, более известной как события Варфоломеевской ночи. Погромы шли по всей стране, число жертв составило от 5000 до 30 000 человек.

Более 200 000 протестантов стали беженцами и покинули Францию. Наступает перелом — позиции кальвинистов пошатнулись, многие их лидеры были перебиты либо силой обращены в католицизм.

Своей жестокостью резня шокировала всю Европу и заслонила собой все остальные проявления насилия. Фактически боевые действия свелись к осадам двух крепостей. Наконец, в 1573 году заключается Ла-Рошельский мир. Кальвинисты получают свободу религии в трех городах и возвращают ранее утраченные должности и имущество.

Пятая

В 1574 году умирает бездетный Карл IX, его сменяет младший брат Генрих III. Гизы усиливают свои позиции. Король фактически теряет контроль над целыми регионами, где правят бал гугеноты и их германские союзники.

На сцену выходит новый фигурант — группировка умеренных католиков, так называемая «партия недовольных». Последние выступали за компромиссные решения и в итоге создали вместе с кальвинистами общую коалицию против короля.

Позиции «недовольных» были особенно сильны на юге, здесь же находился и основной театр военных действий. Протестанты давят на монарха, требуя полной свободы и равноправия религий.

Роялисты под командованием Генриха де Гиза разбивают войско коалиции, но благодаря помощи союзников оно возвращает себе перевес в силе.

В мае 1576 года король подписывает эдикт о свободе вероисповедания везде, кроме Парижа, и равноправное представительство обоих конфессий в судебных органах.

Шестая

Перемирие длится недолго. Генеральные штаты отказались ратифицировать эдикт, Гизы при поддержке Папы Римского, ордена иезуитов и испанской короны формируют роялистскую Католическую лигу и обеспечивают себе перевес в силе. Армия Лиги уверенно побеждает противника на суше, а гугенотский флот Ла-Рошели терпит поражение и на море.

Впрочем, короля не устраивал такой дисбаланс и он инициировал мирные переговоры. Подписанный в сентябре 1577 года Бержеракский договор сильно ограничил права кальвинистов, но точку в борьбе не поставил.

Седьмая

В соседних Нидерландах происходит революция — местные протестанты начинают борьбу за независимость от испанской короны, которая, как известно, имела давние союзнические отношения с французским королевским домом Валуа.

Принц Франсуа Анжуйский вместе с Вильгельмом Оранским вмешивается в борьбу и выступает на стороне восставших. Генрих де Конде захватывает территории на севере Франции — в отличие от кампаний прошлого, основные военные действия теперь идут здесь. В 1580 году заключается договор в Ле-Фле, который в целом подтвердил статус-кво в плане религиозных свобод. На несколько лет наступает мир.

Война трех Генрихов

В это время назревает династический кризис. Законным наследником престола становится Генрих Наваррский — гугенот, отлученный от церкви самим папой. Это становится поводом для борьбы за трон между домами Бурбон, Гиз и Валуа. Генрих Гиз вместе с Католической лигой и королевой-матерью стремится взять власть в свои руки.

При его поддержке и не без помощи испанского посла в мае 1588 года в Париже происходит восстание, известное как День баррикад. Завладев городом, де Гиз навязывает королю свою повестку. Последний обязуется бороться с «еретиками», назначать на публичные должности и ставить наследником престола только католиков.

Однако вскоре по приказу монарха Генрих де Гиз и его брат были убиты.

Екатерина Медичи ведет переговоры и продвигает в качестве наследника кардинала Карла де Бурбона — последнего католика из этого знатного дома. Однако тот отказался от претензий на власть и вскоре умер. Ультракатолики мстят за смерть Гизов — от рук убийцы гибнет король Генрих III.

Завоевание королевства

2 мая 1589 года Генрих Наваррский вступает на престол. Однако ни большинство населения, ни Католическая лига не признают его законным монархом. Неоднократно менявший веру, он терял сторонников как среди протестантов, так и немногочисленных симпатизантов-роялистов.

Королевская армия сократилась вдвое. Генрих с трудом отбивается от войск Лиги и оставшихся Гизов.

Во время боевых действий он стремится оградить гражданское население от посягательств и берет под охрану церкви, теряя симпатии кальвинистов, но укрепляя при этом позиции в городах, подконтрольных Лиге.

В стране царит безвластие. Однако Генриху удается занять Париж.

В 1591 году он ограничивает свободы протестантов, а в 1593 публично и торжественно принимает католичество, заручившись поддержкой аристократии, народа и папы.

Путем подкупа была получена лояльность губернаторов целых провинций и возвращен контроль над целым рядом провинций. Год спустя Генрих торжественно коронуется и окончательно упрочивает свои позиции.

Новый король объявляет войну Испании и выбивает из страны интервентов. Однако он начинает терять поддержку среди кальвинистов. Завершив объединение страны покорением провинции Бретань, Генрих заключает с испанцами мир и подписывает в 1598 году Нантский эдикт.

Документ подвел черту под чередой гражданских войн и даровал свободу вероисповедания:

  1. Полное равноправие католиков и протестантов.
  2. Обе религии восстанавливались в местах своего былого распространения.
  3. Католическое духовенство возвращало утраченные имения.
  4. Запрет на преследования и принуждению к смене веры.
  5. Амнистия арестованных по религиозным мотивам и изгнанников.
  6. Государственные субсидии и ряд привилегий гугенотам.

Итоги и последствия событий

Результатом эдикта стало укрепление абсолютной монархии во Франции и централизация государства. Страна усиливается на международной арене и начинает активную колониальную экспансию. Наступает золотой век Франции — в культурном становится в известной мере гегемоном континента, а французский превращается в язык дипломатии. Растет галломания среди знати других европейских государств.

Абсолютизм и воцарившийся мир упорядочил экономику — активно развиваются ремесла и торговля. Генрих IV остался в народной памяти как «добрый король Анри».

Однако сам он в итоге погиб от руки католического фанатика, а религиозные противоречия сохранились. В XVII столетии протестанты поднимают серию восстаний, которые подавляются, а их права урезаются.

В 1685 году король Людовик XIV аннулирует Нантский эдикт. Гугеноты потерпели окончательное поражение и были изгнаны из страны.

Из видео вы узнаете о Варфоломеевской ночи — самой кровавой в истории.

Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/sekty/religioznye-voyny.html

Религиозные войны в мировой истории

Религиозные войны

Из всех противоречий, приведших к войне, религия встречается наиболее часто. Ниже перечень наиболее важных конфликтов, произошедших из-за вероисповедания.

Крестовые походы на Ближний Восток (1096 – 1272)

Первоначально поход европейских королей являлся военно-духовной экспедицией по изгнанию из Иудеи последователей ислама. В дальнейшем так стали называть любую войну, ведомую в интересах Папы. Существовали походы немецких крестоносцев в Прибалтику и против славян.

Всего было 9 экспедиций в Палестину, и лишь одна принесла победу христианам. Все последующие походы либо заканчивались провалом, либо даже не добирались до Ближнего Востока.

Альбигойские войны (1209 – 1229)

В XIII в. в вопросах европейской политики своей значимостью Церковь могла поспорить со многими монархами Старого света.

Рим активно боролся не только с иноверцами, но и с ересями внутри религии. Одной из главных задач в начале столетия для Римского Папы стала ликвидация катарской ереси, вотчина которой располагалась во французской Окситании.

Войска были предоставлены франкским королем в обмен на земли катаров и часть военной добычи.

Катары отчаянно сопротивлялись, понимая, что их ждет в случае поражения, но долго противостоять двум мощнейшим силам средневековой Европы были не в состоянии.

Реконкиста (790 – 1309)

Впервые христиане и мусульмане столкнулись отнюдь не в святых землях Палестины. Еще в VIII в. произошли сражения между Халифатом и Франкским королевством. Арабы, воспользовавшись царившей в Европе после гибели Рима неразберихой, захватили бывшие африканские провинции Империи, пересекли море и довольно быстро покорили Пиренейский полуостров.

Процесс отвоевывания испанских земель обратно начался в конце VIII в. и продолжался следующие полтысячи лет. Арабы постепенно отступали под натиском европейцев, пока в 1309 г. испанский король Фернандо не вышел к Гибралтарскому проливу, окончательно освободив Испанию от мусульман.

Шмалькальденская война (1546 – 1547)

Этот военный конфликт открыл в Европе эпоху религиозных противостояний.

По сути, война была внутренним конфликтом Священной Римской империи, которая как государство на протяжении всей своей истории было в большой степени децентрализованным.

Несмотря на имеющийся перевес, лютеране поначалу терпели поражения, однако, через некоторое время сумели собрать силы и добиться признания лютеранства официальным религиозным течением.

Религиозные войны во Франции (1562 – 1598)

Братоубийственная война между католиками и протестантами во Франции стала первым полномасштабным противостоянием, произошедшим на почве конфессиональных разногласий.

Внутреннее противоборство быстро трансформировалось в общеевропейскую бойню. Последователей Римского Папы поддерживали Испания и государства католической лиги. На стороне сторонников протестантизма выступали англичане, наваррцы и голландцы.

За время конфликта на французском троне поменялась правящая династия. Все завершилось заключением Нантского эдикта, по которому христиане могли проводить обрядовые служения в любой форме. Однако в течение нескольких последующих десятилетий в стране то и дело вспыхивали гугенотские бунты.

Тридцатилетняя война (1618 – 1648)

Стартовала как междоусобный внутригерманский конфликт, но быстро переросла во всеевропейское противостояние и, по сути, стала первой войной, которую можно было бы назвать мировой.

Несмотря на то, что основным поводом считалось сопротивление гегемонии дома Габсбургов, вопрос веры также имел большое значение в той кровавой бане, которую европейские монархи устроили на континенте.

Тридцатилетняя война завершила религиозные военные конфликты в Старом Свете. После ее окончания и католики, и протестанты смогли научиться жить вместе. Немало этому способствовало огромное количество убитых и колоссальный экономический ущерб.

Конфликт между Индией и Пакистаном (1947 – н.в.)

Истоки этого противостояния уходят корнями в колониальное время. В те годы две страны находились под властью Британской империи. Когда англичане ушли, колония разделилась по религиозному признаку. Последователи ислама образовали Пакистан, а индуисты – Индию. Спорной стала область под названием Кашмир, где почти все население исповедовало ислам, но являлось гражданами Индии.

Вялотекущая война идет с середины XX в.

Арабо-израильские войны (1948 – н.в.)

Вообще серию пограничных стычек и коротких войн между израильским государством и ближневосточными мусульманскими странами нельзя сводить только к конфессиональным противоречиям. Тем не менее, противостояние иудаизма и ислама считается одной из причин этого противоборства, которое длится уже 70 лет.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b859c06397d4300a9f0f973

Современные религиозные конфликты — vreligion

Религиозные войны

«У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце»

Денис Фонвизин

1. Прочитайте небольшие тексты и посмотрите видеосюжеты о наиболее сложных религиозных конфликтах современности.

2.Как Вы понимаете высказывания писателей Свифта и Фонвизина.

3.На Ваше усмотрение выберите один из конфликтов и предложите свой вариант решения данной проблемы.

4.Как вы думаете, что способствует возникновению такого рода проблем.

5.Что бы Вы посоветовали будущим поколениям для предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов.

Исламский фундаментализм

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения.

Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм.

Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них — «Аль-Каида» — Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка.

Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи.

Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения.

На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно.

Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о «гармонии», которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими.

Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских «сепаратистов».

Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК («Армии освобождения Косово») очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. «истинной» ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве — это развернувшаяся война за Святую землю Палестины.

Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора — Иерусалим — имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий.

Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось.

Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира.

Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев.

И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние — покажет время.Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить.

23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета — тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества.

За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример — в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, «волшебной» стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий — индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку.

Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий.

Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане.

Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам.

В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, «Фронт освобождения Джамму и Кашмира»). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий.

Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении.

Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов — русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма.

Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. «Русский корпус», состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции.

Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

Источник: https://www.sites.google.com/site/vreligion/sovremennye-religioznye-konflikty

Религиозные войны во Франции

Религиозные войны
XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.

Датой начала религиозных войн стал 1562 год, но поводом к первому военному конфликту являлись события 1559-1562 годов. Во Франции внезапно умер король Генрих II и престол занял юный Франциск II. При нем фактическими правителями королевства стали кардинал Шарль Лотарингский и герцог Франциск де Гиз.

Они усилили гонения на французских протестантов – гугенотов, а в ответ получили Амбуазский заговор. Гиз узнал про него и сначала пошел на уступки протестантам, а потом решил расправиться с заговорщиками.

Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.

В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:

  • Франциск де Гиз.
  • Коннетабль Монморанси.
  • Маршал Сент-Андре.

В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан.

В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт.

В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.

Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси.

Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского.

В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.

По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.

Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.

В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч.

Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли.

Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.

Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.

Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.

Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.

Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон.

Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости.

Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.

Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.

Рис. 3. Генрих IV 1598.

В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 91.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/religioznye-voyny-vo-francii-7-klass.html

Refy-free
Добавить комментарий