Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Проблематика в рассказе ворон бунин. Cочинение «Рецензия на рассказ И.А. Бунина

Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).

В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни.

Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника.

Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца…

Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника.

“ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, — отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы.

Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны.

Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника.

Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев…

Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства.

И впрямь “ворон”. Что тут скажешь?

Трагический намек…

Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”.

“Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?”

Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных.

Радоваться бы надо счастью сына!

Да не тут-то было.

Срочный вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”.

Пришлось подчиниться воле отца…

А любовь?

Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой.

Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой помощи.

Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата…

Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны.

Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи.

Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец…

Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…

Книга «Темные аллеи» особенно похожа на книгу стихов. Стихотворений и малых поэм, баллад. Тридцать восемь стихотворений и размер, самый хороший для сборника. И тематическое содержание, единство идеально соблюдено: любовь и смерть — только об этом.

Таинственны, необычайно новы все подряд рассказы, все одинаково наполнены печалью воспоминаний, глубокой тоскою обо всем, что здесь говорится,- о каждом женском образе, каждой истории, рассказанной с полной искренностью и беспримерной, жарко-плотской откровенностью.

«Отец мой был похож на ворона.

Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в «Ниве» картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в «Полярных путешествиях» Богданова, – так похож показался мне Наполеон на пингвина, – а потом грустно подумал: а папа похож на ворона…»

Читает А.Демидова
Демидова Алла Сергеевна — актриса, народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), лауреат премии Президента России (2001). Лауреат премии имени К.С.Станиславского (1993), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства.

Биография И.А. Бунина Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю — 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки». В 1901 году в издательстве символистов «Скорпион» вышел сборник стихотворений «Листопад». За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г.

Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений И.А. Бунина.

В 1905 году Бунин, живший в гостинице «Националь», стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Анализ рассказа Бунина «Ворон».

рассказ бунин ворон

Уварова Наташа

В рассказе Бунина «Ворон» рассматривается любовный треугольник, состоящий из девушки и влюбленных в неё отца и сына. То есть в треугольнике три связи: сын — девушка, отец — девушка, сын — отец. Эти связи по отдельности достаточно тривиальны: любовь двух молодых людей, любовь стареющего человека к молодой девушке, взаимоотношения отца с сыном.

Но, когда эти связи переплетаются в одном произведении, закручиваются в общий треугольник, то получается уже совершенно небанальный рассказ. Но подобные треугольники можно найти в русской литературе: например, в повести Тургенева «Первая любовь» и в романе Достоевского «Братья Карамазовы» (хотя там несколько братьев и отец влюблены в одну девушку).

Условно выделим в рассказе первую часть: это предыстория жизни семьи героя и описание его отца. Интересно, что в этом рассказе Бунина предыстория вообще присутствует (часто в цикле «Темные аллеи» читатель сразу «попадает» в действие рассказа). Герой упоминает свою умершую мать и говорит о том, что у него сестра Лиля.

Большая же часть предыстории посвящена как раз описанию отца, похожего на ворона. Хотя эту первую часть мы условно назвали предысторией, она тоже начинается резкой и неожиданной фразой: «Отец мой похож был на ворона».

Рассказчик объясняет сходство отца с вороном исключительно внешним видом: «высокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон — особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих…». Отец противопоставлен своему окружению дважды в рассказе. Первый раз это благотворительный вечер: «поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, из подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, — рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным». И второй раз это конец рассказа: «Он, во фраке, сутулясь, вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу. Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом — на теплый, сверкающий люстрами, мягко шумящий, наполняющийся партер, на вечерние платья, фраки и мундиры входящих в ложи. На шейке у нее темным огнем сверкал рубиновый крестик, тонкие, но уже округлившиеся руки были обнажены, род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом». В обоих случаях мы видим, что отец противопоставлен девушке, рядом с которой находится. Она — нарядная, оживленная, он же — «вороном». Но при этом отец выглядит живым, естественным, хотя и хмурым. А вот девушка, находящаяся рядом с ним, выглядит несколько искусственно, деланно. В первом случае, она продаёт дешевое шампанское рукой в бриллиантах, а её нос напудрен настолько, что кажется «искусственным». В конце, бывшая гувернантка описана в основном по наряду и прическе, что тоже часто ассоциируется у человека (читателя) с ненатуральностью, кукольностью черт героини.

Несмотря на то, что рассказчик сравнивает отца только по внешним чертам с вороном, мы можем рассмотреть образ ворона в целом.

Ворон в народной традиции, с одной стороны, символ мудрости и долголетия, с другой — черная, греховная птица с пронзительным и страшным криком, предвещающая смерть и несчастье. В Библии ворон проклят Ноем; символ ада, в противовес голубю.

В древнерусской литературе ворон часто птица-вещун, а у Пушкина в «Капитанской дочке» ворон — птица, питающаяся мертвечиной. То есть ворон достаточно мрачный, недобрый образ, но наделенный мудростью. И мы видим, что отец рассказчика хмурый и неласковый человек.

В рассказе дважды упоминается Наполеон — картинка в журнале и название пасьянса. Первый раз рассказчик вспоминает отца, проводя свои «птичьи» сравнения, второй раз — слушает разговор отца с гувернанткой. Возможно, есть какое-то сравнение отца с Наполеоном.

В антитезу образу отца- «ворона» можно поставить образ гувернантки, отчасти похожей на голубя — она худенькая, белокурая, робкая. Сестра рассказчика тоже маленький «ворон» — черноглазая, темноволосая, страшно капризная и очень требовательная. Но и она не лишена фантазии, таланта — рисует какие-то сказочные города, когда болеет.

Вторая часть начинается со слов «В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное» (я провожу такое условное деление, исходя из того, что предыстория закончилась и началась завязка рассказа — встреча гувернантки и рассказчика). Читатель сразу видит, как изменился дом, отец с приездом гувернантки.

И мы понимаем, что отец питает к девушке какие-то особые чувства, недаром произошли такие большие перемены: он пьет чай за общим столом, «пытается шутить» и т.д.

Отец уже и косо посматривает на сына: «чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей, скрыт был совсем иной страх, — радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга».

От отца слышаться и странные намеки на красивые гардеробы девушки и на то, что он мало оставит сыну наследства. Но во второй части всё это лишь намеки. Однако в третьей части (третьей частью назовём ту часть рассказа, которая начинается с поцелуя героев), мы видим значительные перемены.

Как это свойственно Бунину в цикле рассказов «Темные аллеи» после поцелуя отношения героев резко меняются. Поцелуй происходит во время грозы. С самого начала все внешние события дня кажутся неудачными: истерика Лили, гроза, пожар, но для героев это только повод коснуться друг друга, таща ребенка, постоять перед окном, глядя на грозу.

Вопреки внешним обстоятельствам, герои счастливы, происходит поцелуй.

Всё изменилось после поцелуя: «Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, — этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами». После второго поцелуя героев всё опять переворачивается, но уже не в лучшую сторону. Отец велит сыну уехать.

Герой не осмеливается ослушаться отца и уезжает. Почему? Скорее всего, здесь действует именно практическое соображение — лишение наследства. Потом, когда герой уже вырастет и по отцовской протекции устроится в Министерство иностранных дел, он откажется от отцовской помощи.

Но пока он ничего не имеет, он выбирает не любовь, а обеспеченное будущее. Но ведь и героиня, выходя замуж за отца героя, делает точно такой же выбор. Может быть, все могло бы сложиться иначе — если бы герой с самого начала пошел против воли отца, то и героиня могла бы пойти за ним.

Как в третьей части рассказа вопреки капризам Лили и грозе, герои оказались счастливы, так и в той же третьей части героиня говорила: «Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!».

Она хотела быть счастливой, как тогда, вопреки воле отца.

Однако в конце рассказа мы видим, что героиня кажется вполне довольной своим положением. И рассказчик, глядя на нее, не вспоминает их любовь, он просто описывает её, никак не говоря о своих чувствах к ней.

Вряд ли она полюбила этого тяжелого человека, и вряд ли рассказчик сохранил свои чувства к девушке, хотя об этом ничего не сказано.

Когда Бунин писал этот рассказ, ему было уже 74 года. Возможно поэтому, мы не можем сказать, что любовь (если она была) отца к этой девушке пошлая или неправильная. Любовь героев в этом рассказе неоднозначна.

Отец героя имел такое же право любить эту девушку, как и сам герой. В конце концов, она живет в благополучии и кажется вполне довольной.

С другой стороны, возможно у девушки не было другого выхода — отец героини служит у отца рассказчика, у неё пять младших братьев и сестёр.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» герой думает, о том, что они с отцом любят одну и ту же девушку, но это его отец и он его прощает. В рассказе Бунина этот момент неоднозначен. Внутренне герой, возможно уступает отцу и прощает его.

Подобные документы

    Желание любви в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание». «Случайная» любовь в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». Чистая любовь в рассказе «Чистый понедельник». Необычайная сила и искренность чувства, которые свойственны героям бунинских рассказов.реферат , добавлен 14.12.2011Общая характеристика лексических особенностей языка И.А. Бунина в рассказе «Ида», тематические группы слов и их частеречная принадлежность. Индивидуальные художественные стили, система словесных форм и их эстетическая организованность в рассказе.

Источник: https://centerkik.ru/dizajjn-kuhni/problematika-v-rasskaze-voron-bunin-cochinenie-recenziya-na.html

Иван Бунин «Темные аллеи — Ворон. Cочинение «Рецензия на рассказ И.А. Бунина

Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Произведение И.А. Бунина «Ворон» — это небольшой рассказ, повествующий о том, что отец и сын влюбляются в одну девушку.

Но любовь их отличается: если у молодого человека это восторженное, в какой-то степени пылкое чувство, то у другого, наоборот, это чувство скрытое, неявное, с небольшими нотками покровительства.

Несмотря на то что рассказ небольшой, его сюжет интересен и позволяет задуматься о том, правильно ли поступили герои. Ниже представлено краткое содержание «Ворона» Бунина.

Главные герои

Рассказчик — это молодой человек (его имя в тексте не упоминается), сын богатого чиновника. Впечатлителен, импульсивен. Влюблен в няню своей младшей сестры — Елену.

Отец рассказчика — чиновник, занимающий видный пост в губернском городе. По внешности и характеру напоминает своему сыну ворона: угрюмый, строгий, тяжелый. Неравнодушен к молодой девушке Елене.

Елена Николаевна — молоденькая девушка, ровесница рассказчику. Работает няней у важного чиновника. Скромная, тихая, отвечает взаимностью молодому человеку.

Знакомство с «вороном»

Повествование ведется от лица молодого человека, рассказывавшего об истории, из-за которой его отношения с отцом разладились. Краткое содержание «Ворона» Бунина нужно начать с того, что молодой человек объясняет, почему его отец напоминает ему эту птицу. Такое сравнение пришло ему еще в детстве.

Отец был важным чиновником в их губернском городе, и это общественное положение только усилило такие его черты, как угрюмость, трудности в общении, некую холодность в движениях, действиях. Да и внешность у него была не самая привлекательная: невысокого роста, сутулый, с черными волосами, вытянутым лицом и большим носом, он действительно напоминал ворона.

Богатый чиновник был вдовцом, кроме сына и дочери у него больше никого не было. Но и по отношению к своим детям он не проявлял теплоты, привязанности. Их квартира была большой, чистой, но неуютной, холодной. Сын проводил большую часть времени в Москве, что его особенно радовало. Но в один из его приездов он заметил перемены, которые повлияют на его отношения с отцом.

Новая няня для Лили

В кратком содержании «Ворона» Бунина рассказывается о том, что молодой человек заметил изменения по приезду из Москвы.

Словно солнце поселилось в их квартире, и свет исходил от одной юной особы, сменившей старую няню его младшей сестры Лили. Эта девушка была ровесницей молодого человека, ее отец был подчиненным у «ворона», но семья жила бедно.

Поэтому юная особа очень обрадовалась тому, что оказалась на таком хорошем месте после окончания гимназии.

Девушку звали Елена, «ворон» же всегда обращался к ней по имени-отчеству — Лена была пуглива, робка, всегда неловко себя чувствовала за чинными обедами этого семейства.

Но рассказчик заметил, что даже не только сам дом изменился, но и некоторые повадки его отца. Он стал терпимее к слугам, стал немного больше разговаривать. Когда он обращался к молодой няне, она смущалась и краснела.

Но еще Лена старалась не смотреть в сторону его сына.

Это не укрылось от взора сурового «ворона»: чем сильнее девушка старалась не поднимать глаз на рассказчика, тем холоднее относился отец к своему сыну.

Все понимали, что эта робость от страха того, что она чувствует себя счастливой рядом с молодым человеком. Однажды за чаем строгий хозяин сказал, что Елене Николаевне подойдут пунцовое платье и рубиновый крестик, но об этом ей можно только лишь мечтать.

Однако мечты могут и сбыться. Тогда еще ни его сын, ни юная девушка не знали о чувствах «ворона».

Развитие отношений девушки и юноши

Кульминационным моментом в рассказе и кратком содержании «Ворона» Бунина является тот эпизод, когда однажды вечером случился пожар из-за грозы, Елена и молодой человек поцеловались. Это было их объяснением. С того момента не проходило и дня, чтобы они не встретились в какой-либо из комнат и не поцеловались.

Но такое положение не устраивало молодую девушку. Однажды, когда Лиля заболела, Елена спросила у возлюбленного, когда он скажет своему отцу, что они любят друг друга. Юноша ее поцеловал, и в этот момент зашел его отец.

Молодая жена чиновника

В конце краткого содержания «Ворона» нужно сказать о том, как сложилась дальнейшая судьба героев этой истории. После эпизода с поцелуем отец велел сыну уехать, а потом пойти на службу в Петербурге. И пригрозил ему тем, что если он его ослушается, то не получит наследства. Также он сказал, что больше сын с Еленой не увидится.

Позднее молодой человек по протекции отца устроился на хорошее место. Он написал ему, что отказывается от наследства и дальнейшей его помощи.

Рассказчик узнает, что его отец оставил службу и приехал в Петербург с молодой женой. В театре он увидел, что избранницей отца стала Елена.

Теперь она уже не выглядела скромной, боязливой девушкой, теперь она стала светской женщиной. А на шее у нее был рубиновый крестик.

Рассказ «Ворон» Бунина затрагивает не только тему первого робкого чувства, но и семейные взаимоотношения.

Возможно, его отец выбрал тихую робкую Елену потому, что ему хотелось направлять ее, сделать такой, какой он хотел бы ее видеть. Поэтому делается акцент на украшении у девушки.

Автор не говорит о том, счастлива ли Елена, что почувствовал рассказчик, когда их увидел. Это позволяет читателю более вдумчиво отнестить к прочтению и составить собственное мнение.

Урок литературы в 11 классе. Цветовая символика в рассказе И.А.Бунина «Ворон».

Тип урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : анализ текста художественного произведения.

Цель урока : выявление главной мысли рассказа через анализ цветовых символов.

Задачи:1)учить, опираясь на символическое значение слова, понимать главную мысль произведения, верно интерпретировать его; 2)развивать умение самостоятельно находить в авторском тексте языковые средства в соответствии с поставленной задачей, использовать их в собственном речевом высказывании; 3)воспитывать любовь к родному слову, формировать жизненные ценности на примере важных нравственных категорий.

Оборудование: текст рассказа, карточки для самостоятельной работы, портрет писателя, иллюстрации к рассказу.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (предполагаемый результат)

Приветствую класс. Объявляю тему и цель урока.

Записывают тему в тетради.

2.Актуализация мыслительной деятельности учащихся.

Выявление первого впечатления о тексте.

Какой теме посвящён рассказ? Какую любовь изображает автор? В каких произведениях вы встречались с этой темой?

Предлагаю безотносительно к тексту подобрать определения к слову «ворон». Отмечаю определение «чёрный». Какие ассоциации вызывает этот цвет?

Отвечают на вопросы.

Рассказ посвящён теме любви. Речь идёт о первом чувстве, о несостоявшихся отношениях. Тема известна по произведениям «Евгений Онегин», «Первая любовь» и другим.

Чёрный, хищный, мрачный, мудрый и др.

Зло, агрессия, хищность и др.

3.Анализ текста.

Этап 1 . Выявление символики чёрного цвета.

Беседа. Чтение.

Прочитайте 1 абзац рассказа.

От чьего лица ведётся повествование, то есть через кого мы воспринимаем происходящее?

Почему у рассказчика возникла мысль о том, что отец похож на ворона?

Убедимся в верности нашего предположения. Прочитаем следующий фрагмент рассказа из 2-й части.

Практическая работа.

Из прочитанного фрагмента выпишите слова, характеризующие отца. Распределите их по 2-м колонкам: черты внешности/черты личности.

Какой цвет доминирует?

Как связаны между собой слова, определяющие внешность и личность отца? Видит ли главный герой в отце что-то хорошее?

Обратите внимание на выражение «медлительный в словах и поступках». Какой поступок ему предстоит совершить?

Вспомните, что такое символ, символика. В каком столбце вашей таблицы находятся слова, раскрывающие символику (ряд значений) чёрного цвета?

Подведём предварительный итог.

Дайте краткую характеристику отца.

Этап 2 . Выявление символики белого цвета.

Чтение эпизода. Беседа.

Прочитайте фрагмент, рассказывающий о появлении в доме Елены Николаевны.

Как девушка появляется в доме?

Какое впечатление она производит на юношу?

Найдите цветовые определения. Какой цвет является определяющим в её внешности и характере?

-Сделайте предварительный вывод.Восстановите недостающее звено в ассоциативной паре:

Ворон:чёрный – хищник.

Елена Николаевна:белый — …

Кроме значения «жертва», какие ещё значения может иметь белый цвет?

Этап 3. Выявление символики красного, жёлтого, оранжевого цветов.

Прочитайте эпизод, изображающий пожар.

Обратите внимание на краски. Какие оттенки имеет огонь? Какие значения красного цвета вам известны? Что он здесь символизирует?

Найдите в финале рассказа другие детали, указывающие на красный цвет. «Чей» это цвет? Что он означает для молодого человека?

Чтение текста (выполняется в продолжение урока заранее подготовленными учениками) со слов «Отец занимал в нашем губернском городе…» до слов «…на подходящих к киоску…».

Повествование ведётся от 1 лица (от лица главного героя – юноши).

Мысль о сходстве отца с вороном возникла по цветовой ассоциации – «чёрный».

Выписывают в тетради признаки.

Черты внешности

Черты личности

Черноволосый,

Темный,

С длинным бритым лицом,

Большеносый,

В чёрном фраке,

Сутулый,

С большой вороньей головой,

Вороньи глаза.

Тяжёлый,

Угрюмый,

Молчаливый,

Холодно жестокий,

Медлительный в словах и поступках.

Преобладает чёрный цвет.

Через внешность показан характер героя. Внешние черты определяют его сущность. Примечательно, что рассказчик видит отца только с негативной стороны.

Отец неторопливо, но упорно добивается того, чтобы Елена Николаевна была с ним. Как ворон-хищник, он не торопясь дожидается добычи.

Дают определения символа и символики. Указывают, что слова, раскрывающие символику чёрного цвета, находятся во второй колонке.

Отец- тяжёлый и мрачный человек, подобно ворону, обладающий хищнической натурой.

Читают эпизод со слов «Весной того года…» до слов «в лёгкой белой блузке…».

Елена Николаевна – «дочь одного из мелких подчинённых отца». Юноша влюбляется в неё. Для него она – воплощение света. Можно отметить в её описании сравнение «точно солнце». Это «белокурая девушка» в «белой блузке». Белый цвет определяющий.

Ассоциативная пара «белый – жертва».

Не менее важны такие значения белого цвета как чистота, неискушённость.

Читают эпизод со слов «Мы побежали в столовую…» до слов «и она стала спокойнее и серьёзнее за обедом».

Отмечают эпитеты «медными » (красками), « бесовски » (игриво), определение «красным » (баком). Делают вывод о том, что оттенки огня передают сильные переживания: волнение, страсть. Пожар становится пиком разгорающегося чувства влюблённости главного героя.

Другие значения красного цвета – тревога, кровь, гибель. Значения красного цвета могут быть противоположными.

В конце рассказа встречаем следующие детали: пунцовое платье героини, ее рубиновый крестик и рубиновый аграф. Здесь они отзываются мыслью о крови, жертве (конечно же, в сознании молодого человека — рассказчика).

4.Распределительный диктант.

Распределите символы в соответствии с цветами. Надпишите над ними буквы «Ч» — чёрный, «Б» — белый, «К» — красный:

Агрессия, жертвенность, неискушённость, робость, угрюмость, жестокость, тревога, волнение, сила чувства, слабость, настойчивость, кровь, бесчувственность, чистота, холодность, тревога, мудрость, мука, сила, хищность, гибель, одиночество.

(Учителю необходимо учитывать, что символика цветов амбивалентна и даёт некоторую свободу в трактовке образов. Цвета помогают читателю взглянуть на героев как бы поверх взгляда рассказчика).

Выполняют работу по карточкам.

Примерные ответы:

Чёрныйагрессия, угрюмость, жестокость, холодность, бесчувственность, настойчивость, мудрость, сила, хищность, одиночество.

Белыйжертвенность, чистота, неискушённость, робость, слабость.

Красныйсильное чувство влюблённости, волнение, тревога, кровь, мука.

5.Творческая работа. Рассуждение по аналогии.

Герои рассказа имеют «свои» цвета: отец – чёрный, Елена Николаевна – белый. «Окрашены» даже события. У кого из героев нет «своего» цвета? Какой цвет вы для него избрали бы? Объясните почему. Какими деталями-символами можно было бы окружить героя?

Запишите ответы на вопросы в виде творческой работы (примерный объём – 4-7 предложений, 5-7 минут). По возможности используйте цветовые эпитеты.

Нет «своего» цвета у рассказчика.

Возможные цветовые ассоциации – серый (отражает слабость, нерешительность), зелёный (молодость, неопытность), белый (т.к. рассказчик, как и Елена Николаевна, становится жертвой).

Возможные детали: зелёная ветка, серые стены.

6. Выводы к уроку. Интерпретация текста.

В произведении есть некоторая недосказанность, сюжетный провал. Это период от момента, когда отец застаёт сына наедине с Еленой Николаевной, до отъезда молодого человека. Какие вопросы вызывает эта часть сюжета?

Этот момент даёт повод для различных интерпретаций текста. В рецензиях на рассказ встречаем обвинения и в адрес рассказчика, и в адрес героини. Если же принять во внимание «настойчивость» цветовой символики, какой вывод можно сделать?

Кто или что виной несостоявшейся любви героев? Объясните смысл названия рассказа.

Недосказанность между этими частями сюжета вызывает вопросы. Необъяснённость юноши и Елены Николаевны – некоторая загадка для читателя. Что это – проявление слабости, несамостоятельности главного героя, осознание им бесполезности каких-либо действий или подчинение воле отца?

Скорее всего, в том, что любовь не состоялась, не виноваты ни юноша, ни девушка. Цветовая символика настойчиво диктует предопределённость событий: так назначено судьбой. Цветопись в рассказе усиливает именно фаталистичность происходящего. При этом правит событиями, безусловно, «ворон»: он хищник, а значит, те, кто рядом – жертвы.

6. Домашнее задание.

Практическая работа: 1вариант — «Символика жёлтого цвета в рассказе И.А.Бунина «Человек из Сан-Франциско»; 2 вариант – «Символика чёрного цвета в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».

Анализ рассказа Бунина «Ворон».

рассказ бунин ворон

Уварова Наташа

В рассказе Бунина «Ворон» рассматривается любовный треугольник, состоящий из девушки и влюбленных в неё отца и сына. То есть в треугольнике три связи: сын — девушка, отец — девушка, сын — отец. Эти связи по отдельности достаточно тривиальны: любовь двух молодых людей, любовь стареющего человека к молодой девушке, взаимоотношения отца с сыном.

Но, когда эти связи переплетаются в одном произведении, закручиваются в общий треугольник, то получается уже совершенно небанальный рассказ. Но подобные треугольники можно найти в русской литературе: например, в повести Тургенева «Первая любовь» и в романе Достоевского «Братья Карамазовы» (хотя там несколько братьев и отец влюблены в одну девушку).

Условно выделим в рассказе первую часть: это предыстория жизни семьи героя и описание его отца. Интересно, что в этом рассказе Бунина предыстория вообще присутствует (часто в цикле «Темные аллеи» читатель сразу «попадает» в действие рассказа). Герой упоминает свою умершую мать и говорит о том, что у него сестра Лиля.

Большая же часть предыстории посвящена как раз описанию отца, похожего на ворона. Хотя эту первую часть мы условно назвали предысторией, она тоже начинается резкой и неожиданной фразой: «Отец мой похож был на ворона».

Рассказчик объясняет сходство отца с вороном исключительно внешним видом: «высокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон — особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих…». Отец противопоставлен своему окружению дважды в рассказе. Первый раз это благотворительный вечер: «поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, из подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, — рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным». И второй раз это конец рассказа: «Он, во фраке, сутулясь, вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу. Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом — на теплый, сверкающий люстрами, мягко шумящий, наполняющийся партер, на вечерние платья, фраки и мундиры входящих в ложи. На шейке у нее темным огнем сверкал рубиновый крестик, тонкие, но уже округлившиеся руки были обнажены, род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом». В обоих случаях мы видим, что отец противопоставлен девушке, рядом с которой находится. Она — нарядная, оживленная, он же — «вороном». Но при этом отец выглядит живым, естественным, хотя и хмурым. А вот девушка, находящаяся рядом с ним, выглядит несколько искусственно, деланно. В первом случае, она продаёт дешевое шампанское рукой в бриллиантах, а её нос напудрен настолько, что кажется «искусственным». В конце, бывшая гувернантка описана в основном по наряду и прическе, что тоже часто ассоциируется у человека (читателя) с ненатуральностью, кукольностью черт героини.

Несмотря на то, что рассказчик сравнивает отца только по внешним чертам с вороном, мы можем рассмотреть образ ворона в целом.

Ворон в народной традиции, с одной стороны, символ мудрости и долголетия, с другой — черная, греховная птица с пронзительным и страшным криком, предвещающая смерть и несчастье. В Библии ворон проклят Ноем; символ ада, в противовес голубю.

В древнерусской литературе ворон часто птица-вещун, а у Пушкина в «Капитанской дочке» ворон — птица, питающаяся мертвечиной. То есть ворон достаточно мрачный, недобрый образ, но наделенный мудростью. И мы видим, что отец рассказчика хмурый и неласковый человек.

В рассказе дважды упоминается Наполеон — картинка в журнале и название пасьянса. Первый раз рассказчик вспоминает отца, проводя свои «птичьи» сравнения, второй раз — слушает разговор отца с гувернанткой. Возможно, есть какое-то сравнение отца с Наполеоном.

В антитезу образу отца- «ворона» можно поставить образ гувернантки, отчасти похожей на голубя — она худенькая, белокурая, робкая. Сестра рассказчика тоже маленький «ворон» — черноглазая, темноволосая, страшно капризная и очень требовательная. Но и она не лишена фантазии, таланта — рисует какие-то сказочные города, когда болеет.

Вторая часть начинается со слов «В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное» (я провожу такое условное деление, исходя из того, что предыстория закончилась и началась завязка рассказа — встреча гувернантки и рассказчика). Читатель сразу видит, как изменился дом, отец с приездом гувернантки.

И мы понимаем, что отец питает к девушке какие-то особые чувства, недаром произошли такие большие перемены: он пьет чай за общим столом, «пытается шутить» и т.д.

Отец уже и косо посматривает на сына: «чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей, скрыт был совсем иной страх, — радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга».

От отца слышаться и странные намеки на красивые гардеробы девушки и на то, что он мало оставит сыну наследства. Но во второй части всё это лишь намеки. Однако в третьей части (третьей частью назовём ту часть рассказа, которая начинается с поцелуя героев), мы видим значительные перемены.

Как это свойственно Бунину в цикле рассказов «Темные аллеи» после поцелуя отношения героев резко меняются. Поцелуй происходит во время грозы. С самого начала все внешние события дня кажутся неудачными: истерика Лили, гроза, пожар, но для героев это только повод коснуться друг друга, таща ребенка, постоять перед окном, глядя на грозу.

Вопреки внешним обстоятельствам, герои счастливы, происходит поцелуй.

Всё изменилось после поцелуя: «Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, — этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами». После второго поцелуя героев всё опять переворачивается, но уже не в лучшую сторону. Отец велит сыну уехать.

Герой не осмеливается ослушаться отца и уезжает. Почему? Скорее всего, здесь действует именно практическое соображение — лишение наследства. Потом, когда герой уже вырастет и по отцовской протекции устроится в Министерство иностранных дел, он откажется от отцовской помощи.

Но пока он ничего не имеет, он выбирает не любовь, а обеспеченное будущее. Но ведь и героиня, выходя замуж за отца героя, делает точно такой же выбор. Может быть, все могло бы сложиться иначе — если бы герой с самого начала пошел против воли отца, то и героиня могла бы пойти за ним.

Как в третьей части рассказа вопреки капризам Лили и грозе, герои оказались счастливы, так и в той же третьей части героиня говорила: «Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!».

Она хотела быть счастливой, как тогда, вопреки воле отца.

Однако в конце рассказа мы видим, что героиня кажется вполне довольной своим положением. И рассказчик, глядя на нее, не вспоминает их любовь, он просто описывает её, никак не говоря о своих чувствах к ней.

Вряд ли она полюбила этого тяжелого человека, и вряд ли рассказчик сохранил свои чувства к девушке, хотя об этом ничего не сказано.

Когда Бунин писал этот рассказ, ему было уже 74 года. Возможно поэтому, мы не можем сказать, что любовь (если она была) отца к этой девушке пошлая или неправильная. Любовь героев в этом рассказе неоднозначна.

Отец героя имел такое же право любить эту девушку, как и сам герой. В конце концов, она живет в благополучии и кажется вполне довольной.

С другой стороны, возможно у девушки не было другого выхода — отец героини служит у отца рассказчика, у неё пять младших братьев и сестёр.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» герой думает, о том, что они с отцом любят одну и ту же девушку, но это его отец и он его прощает. В рассказе Бунина этот момент неоднозначен. Внутренне герой, возможно уступает отцу и прощает его.

Refy-free
Добавить комментарий