Развитие клинической медицины Нового времени

12. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Терапия (внутренние болезни)

Развитие клинической медицины Нового времени

Утверждениеклинического метода

Обучениеискусству врачевания у постели больногобыло свойственно древнегреческоймедицине и медицине народов древнегои средневекового Востока.

Однако вЕвропе в период господства средневековойсхоластики преподавание медицины велосьтолько по книгам церковными служителями.Возрождение клинического (у постелибольного) преподавания в Западной Европев 16 в.

связано с именем Джованни БаттистыМонтано (1489—1552)—профессора Падуанскогоуниверситета, который утверждал, что«учить можно не иначе, как посещаябольных».

Вконце 17 — начале 18 в. решающая роль вразработке и внедрении клиническогопреподавания в Западной Европепринадлежала Лейденскому университету(Голландия). При университете былаорганизована клиника, которой руководилврач, химик и педагог Герман Бурхааве(1668—1738), возглавлявший кафедры медициныи ботаники, химии, практической медицины,ректор университета.

По его утверждению,«клинической называется медицина,которая наблюдает больных у их ложа».Тщательное обследование больного Г.Бурхааве сочетал с физиологическимобоснованием диагноза и анатомическимиисследованиями. Бурхааве первым применилв клинической практике усовершенствованныйтермометр Г. Д. Фаренгейта и использоваллупу для анатомических исследований.

Клиническаяшкола, созданная Г. Бурхааве, сыгралаисключительную роль в развитии европейскойи мировой медицины. К нему съезжалисьстуденты и врачи из многих стран. ЛекцииБурхааве посещали видные деятели тоговремени, в том числе Петр I

Медицинскоедело и медицинское образование в Россиив 18 в.

ПреобразованияПетра I существенно способствовалиразвитию медицинского дела. Петр всегдапроявлял интерес к медицине. Во времясвоих поездок по странам Западной Европыон познакомился с известнымиестествоиспытателями и врачами тоговремени: Г. Бурхааве, Ф. Рюйшем, А. ванЛевенгуком, И. Ньютоном, и их научнымидостижениями.

ДоПетра I в России не было ни одного высшегомедицинского учебного заведения.Подготовка лекарей началась во второйполовине XVII в., когда при Аптекарскомприказе была открыта первая лекарскаяшкола (1654).

Существовала она недолго ивыпустила лишь несколько десятковлекарей.

Потребность во врачах ощущаласьи некоторые русские люди направлялисьдля получения высшего медицинского образования  в  передовые университетыЗападной Европы (главным образом  Падуанский   и   Лейденский).

Так,в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича   Посникова (Постников,  1676—1716).Уже через два года П. В.

Посниковблестяще защитил докторскую диссертацию«Признаки, указывающие на возникновениегнилостных лихорадок» и получил«дохтурский градус» в философии имедицине «с высокой похвалой».

Затем втечение года он совершенствовал своизнания в области медицины в Венеции,Париже, Брюсселе и Лейдене; овладелнесколькими иностранными языками. В 1698 г. он сопровождал Петра 1 в составеВеликого посольства в Голландии иАнглии.П. В.

Посников был первым русскимврачом, зачисленным в Аптекарский приказ(1701). Он известен как первый русскийфизиолог. Однако ему так и не удалось вполной мере заняться этой наукой —большая часть его жизни была отданадипломатической службе на благоРоссийского государства.

Вначале 18 в. в российской армии и во флотеслужили главным образом приглашенныев Россию врачи-иностранцы. Экономическоеи политическое развитие Российскогогосударства требовало подготовкинациональных кадров медиков внутристраны.

Становлениевысшего медицинского образования вРоссии связано с именем НиколаяЛамбертовича. Бидлоо (1670—1735). В 1702 г. Н.Бидлоо был приглашен в Россию и стал«ближним доктором» Петра I. В 1707 г.

онвозглавил первую в России госпитальнуюшколу, открытую в Москве по инициативеПетра I при первом военном сухопутномгоспитале за рекой Яузой (ныне Главныйвоенный госпиталь имени Н. Н. Бурденко).

В школу принимались «изо всех чиновлюди», выпускники семинарий иСлавяно-греко-латинской академии.

Впрограмму обучения входили анатомия,хирургия, десмургия, внутренне болезнис патолого-анатомическими вскрытиями,аптекарская наука, латынь и рисование.Преподавание анатомии велось на трупах.Аптекарскую науку изучали в аптекарскомогороде. Учебников не было, и Н. Л.

Бидлоообучал студентов по своим рукописнымкнигам «Наставления для изучающиххирургию в анатомическом театре»,«Зерцало анатомии», «Сокровищемедико-практических лекций». Преподаваниевнутренней медицины также былопрактическим и велось у постели больного(на латинском языке).

Впоследствиигоспитали были открыты в Петербурге(1718, 1719), Кронштадте (1720) и других городах.При них создавались госпитальные школы(в Петербурге и Кронштадте в 1733 г., вБарнауле — в 1758 г. и т. д.).

Послереформы медицинского образования,которую произвел П. 3.

Кондоиди — архиатри главный директор Медицинской канцелярии(1753), в программу медицинских школ быловведено преподавание физиологии,акушерства, женских и детских болезней,установлен семилетний срок обучения иэкзаменационная система. С именем П. 3.

Кондоиди связано так же создание первойроссийской медицинской библиотеки(1756). В 1786 г. госпитальные школы былиотделены от госпиталей и преобразованыв самостоятельные медико-хирургическиеучилища.

Большоевлияние на развитие медицинскогообразования в России оказали открытиеАкадемии наук и деятельность М. В.Ломоносова.

Академиянаук в Петербурге была учреждена указомПетра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первымпрезидентом (1725—1733) был лейб-медик ПетраI Лаврентий Блюментрост. Академияявлялась не только научным, но и учебнымучреждением.

При академии были созданыгимназия, академический университет(развивавший три направления:математическое, физическое, гуманитарное),библиотека,.

Кунсткамера (1728), астрономическаяобсерватория, анатомический театр иботанический сад.

Первымрусским по национальности членомПетербургской Академии наук был МихайлоВасильевич Ломоносов (1711—1765)—гениальныйотечественный ученый, энциклопедист ипросветитель.

В1745 г. М. В. Ломоносов был избран профессоромхимии и членом Петербургской Академиинаук.

Его плодотворная деятельностьбыла направлена на утверждение опытногометода и способствовала развитию многихестественных наук: физики, химии геологии,географии, астрономии, технологиистекла, горного дела и металлургии,российской истории и грамматики. Важноеместо в его трудах уделено вопросаморганизации медицинского дела в России.

В1755 г. Московский университет был открытв составе трех факультетов: философского,юридического и медицинского. Занятияна медицинском факультете начались в1765 г. на .трех кафедрах: анатомии (спрактической медициной), физической иаптекарской химии и натуральной истории.

Первым профессором медицинскогофакультета стал известный московскийакушер Иоган Фридрих Эразмус (приехалв Россию в 1750 г., умер в 1777 г.). Он первымначал читать лекции по анатомии, хирургиии бабичьему ' искусству. В 1771 г. И. Ф.

Эразмус принял активное участие в борьбес эпидемией чумы в Москве.

Первымрусским профессором, медицинского  факультета Московского I университетабыл Семен Герасимович I Зыбелин (1735—1802).В 1765г.он начал преподавание теоретическоймедицины (физиологии и патологии с общейтерапией и диететикой).

СГ. Зыбелин разрабатывал вопросы гигиеныи общественной медицины (борьба  сдетской  смертностью, эпидемиями идр.), которая в то время находилась наэтапе своего становления В  1784 г. онбыл избран в Петербургскую Академиюнаук.

Некотороевремя на медицинском факультете. небыло ни лабораторий ни клиник. Перваяклиническая палата на 10 больных былаоткрыта в 1797 г. при Московском военномгоспитале. Ею заведовал Е. О. Мухин —выдающийся российский физиолог и хирург

Первыеметоды и приборы физического обследования

Вначале 18 в. в клиниках Европы не применялосьни одного диагностического прибора, небыло инструментальных или лабораторныхметодов обследования больного. Припостановке диагноза врач исходил изрезультатов анамнеза, прощупыванияпульса и осмотра больного и его выделений.Теплоту тела определяли эмпирически(приложением руки) вплоть до второйполовины 19 в.

Первыйнадежный спиртовой (1709), а затем и ртутный(1714) термометр предожил один из выдающихсяученых своего времени Д. Г.Фаренгейт(1686— 1736), работавший в Голландии

ВВоенно-медицинской академии вСанкт-Петербурге хранится 13 писемФаренгейта к Г. Бурхааве, который былпервым врачом, применившим собственнуюмодификацию термометра Фаренгейта дляопределения температуры тела больного.Термометр Фаренгейта первым вошел вклинику, но большие размеры значительнозатрудняли его практическое применение.

В1730 г. французский естествоиспытательРене Антуан-Фершо Реомюр (1683—1757) изобрелспиртовой термометр

ТермометрРеомюра оказался весьма удобным, однакопоследнее слово принадлежит шведскомуастроному и физику Андерсу Цельсию(1701— 1744).

Вклиническую практику термометриявходила с трудом. Еще в 1861 г известныйнемецкий врач Карл Геохард (1833—1902)считал ее «слишком сложной процедурой».В России успешное внедрение термометриив клинику (1860) тесно связно с именем С.П. Боткина.

Важнаяроль в развитии методов физическогообследования принадлежит венскомуврачу Леопольду Ауэнбруггеру — авторуметода перку ссии (лат. percussio —ударяю)те выстукивания.

Втечение семи лет Ауэнбруггер тщательноизучал звуки, издаваемые при простукиваниигрудной клетки в здоровом и больноморганизме.

Свои клинические наблюденияон систематически сопоставлял с даннымипатолого-анатомических вскрытий и в1761 г.

изложил результаты своих исследованийна 95 страницах сочинения «Новый способ,как путем выстукивания грудной клеткичеловека обнаружить скрытые внутригруди болезни»

Несмотряна очевидную сегодня важность новогометода, перкуссия разделила участьмногих.великих изобретений: ее встретилинасмешливо, даже враждебно.

Забытоеимя Ауэнбруггера и его метод возродилЖан Николя Корвизар де Маре(1755—-1821)—-основоположник клиническоймедицины во Франции, лейб-медик НаполеонаI.

Источник: https://studfile.net/preview/5871955/page:6/

Развитие клинической медицины Нового времени (стр. 1 из 3)

Развитие клинической медицины Нового времени
Реферат

Развитие клинической медицины Нового времени

Определяющее влияние на развитие диалектических взглядов на природу и медицину периода Нового времени оказали великие естественно-научные открытия конца XVII – первой половины XIX в.

Среди них важнейшее значение имеют: Теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения энергии, эволюционное учение.

На их основе плодотворно развивались и медицинские науки, такие как, общая биология и генетика, анатомия, гистология, эмбриология, общая патология, микробиология.

Микробиология как наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе, возникла во второй половине XIX века. В истории микробиологии выделяют два основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) и экспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.

Эмпирический период. Классическим примером успешного эмпирического исследования является история оспопрививания. Борьба с оспой — выдающаяся глава в истории человечества.

Клинику натуральной оспы изучали Т.Сиденхам, Дж. Фракасторо, И. Meркуриалис (который в 1584 г. впервые заговорил о специфичности оспы).

Еще древности, желая защититься от этого опасного заболевания, жители разных континентов пришли к идее предохранительного самозаражения оспой, т.е. «оспопрививанию», которое известно в истории науки под названием инокуляция (лат.

inoculatio — искусственное заражение; от лат. inoculare — пересаживать), или, что равнозначно, вариоляция (лат. variolatio, от лат. названия оспы — variola).

В Китае прививка против оспы известна с XI в. до н. э. Ее проводили посредством кусочка материи, пропитанного содержимым оспенных пустул, который вкладывали в нос здоровому ребенку.

Существовал и другой — «сухой способ «посеять оспу», когда в нос закладывали сухие оспенные корочки завернутые в материю. Более того, еще в древности китайцы умели ослаблю «оспенный яд» на пару, а также сохранять оспенный материал в закупоренных воском фарфоровых сосудах.

В таком виде оспопрививание в Китае сохраняли до XVIII в. Из Китая метод инокуляции перешел в Индию, страны Малой Азии, Египет, на Кавказ.

В России предохранительные меры против оспы были известны задолго до открытия Дженнера. Так, крестьяне Казанской губернии растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Как правило, после искусственного заражения заболевание оспой проходило в легкой форме.

Со временем оспопрививание стали делать «с руки на руку», что значительно снижало возможность заражения тяжелой формой заболевания (так как ослабляло вирус оспы). В печати стали появляться научные публикации по инокуляции. По примеру Англии инокуляция стала широко распространяться в странах Западной Европы и США.

В России инокуляция вошла в практику в середине XVIII в. — сначала в Дерпте (1756 г.), а затем и в других городах Империи.

Однако вариоляция не гарантировала длительной и полноценной защиты от оспы. Уже через несколько лет некоторые из числа привитых стали заболевать натуральной оспой (и нередко со смертельным исходом).

Врачи вели широкую полемику о положительных и отрицательных сторонах инокуляции. Решение проблемы пришло только в 1796 г., когда Эдвард Дженнер открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio; от vacca — корова).

Эдвард Дженнер (1749—1823 гг.) — английский врач графства Глостершир, ученик Дж.Хантера, основоположник вакцинации (прививки коровьей оспы с целью предотвращения оспы натуральной). Идея прививки «оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре с пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями.

На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянка ответил этой болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболела оспой «коровьей». Прошло много лет, прежде чем Дженнер решился на эксперимент. Он провел его 14 мая 1796 г.

, привив восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу содержимое (лимфу) пустулы с руки крестьянки Сары Нельме, заразившейся коровьей оспой (рис. 182). Полтора месяца спустя (1 июля 1796 г.) Дженнер ввел Джеймсу лимфу из пустулы больного натуральной оспой — мальчик не заболел.

Повторные попытки заразить мальчика оспой спустя несколько месяцев, а затем и пять лет, также не вызвали никаких симптомов заболевания — Джеймс Фиппс стал невосприимчивым к натуральной оспе. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование приичин и действий… коровьей оспы».

Коровья оспа стала известна как «variolae vaccinae». Вскоре Дженнер нашел способ сохранения прививочного материала путем высушивания содержимого оспенных пустул и хранения его в стеклянной посуде. Упакованный таким образом сухой прививочный материал Дженнер пересылал в различные страны Европы (включая Россию), Азии и Америки.

Судьба Эдварда Дженнера — редкий и счастливый пример признания его заслуг при жизни. Тем не менее долгое время широко бытовало скептическое отношение к методу вакцинации: невежды полагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта и другие элементы анатомического строения коровы. Экспериментальный период. Э.

Дженнер, придя к открытию вакцинации эмпирическим путем, не представлял (и на том этапе развития наук еще не мог представлять) механизм процессов, происходящих в организме после прививки. Эту тайну раскрыла новая наука — экспериментальная иммунология, основоположником которой стал Пастер.

Источник: https://mirznanii.com/a/280202/razvitie-klinicheskoy-meditsiny-novogo-vremeni

Развитие клинической медицины Нового времени

Развитие клинической медицины Нового времени

Реферат

Развитие клинической медицины Нового времени

Историко-медицинские источникиПисьменные (труды ученых, мед. документация), вещественные (мед. оборудование, инструменты, предметы ухода, наградные знаки и др.), фотодокументы (фотографии врачей и пациентов, мед.

манипуляций, операций в процессе выполнения).Медицинское образованиеВысшие учебные заведения, клиники при университетах. Госпитальные школы. В России первая мед. библиотека (1756).Этиология и патогенезШлейден и Шванн: клеточная теория.

Мендель: учение о наследственности.

Теория Дядьковского: этиология нарушение целостности организма и природы, нарушение иннервации. Теория Сиденгама: этиология — острые болезни «от Бога», хронические «от нас самих»; патогенез «болезнь усилие природы восстановить здоровье путем удаления болезнетворного начала». В психиатрии теории «психиков» и «соматиков».

Методы диагностики и исследованияОпрос. Осмотр. Ощупывание. Уриноскопия. Аускультация. Новое: Термометры Фаренгейта, Реомюра, Цельсия. Перкуссия (Ауэнбруггер, Корвизар). Посредственная аускультация (Лаэннек). Поср. перкуссия с пом. плессиметра (Пьори). Глубокая методическая скользящая пальпация (Образцов). Рентгенологические методы.

Методы леченияТерапевтическое (эксперимент. терапия). Фармакологическое (клинич. фармакология). Прививка против чумы (Самойлович). Хирургическое: новые методы, военно-полевая хирургия.

Введение эфирного наркоза (Пирогов). Привлечение сестер милосердия. Широкое распространение антисептики и асептики. Полостные операции (Пеан, Бильрот). Инструментальная остановка кровотечения.

Переливание крови.

Профилактика, санитарное благоустройствоПрофилактика инфекций, школьная гигиена. Карантинные дома. Сжигание зданий после карантина. Комиссии по предупреждению и лечению инфекционных заболеваний. Санитарное просвещение населения. Государственная организация противоэпидемических мероприятий. Окуривание зараженных предметов.

Развитие гигиены: научная, экспериментальная и общественная гигиена.Место оказания медицинской помощиНа дому. Земские лечебницы. Больницы, госпитали. Клинический городок в Москве. Выдающиеся врачиМ.И. Шеин, К.И. Щепин, А.П. Протасов (анатомы). А.М. Шумлянский («О строении почек»), И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт. Биша, Пуркинье, Догель (гистология).

Грааф, Ковалевский, Вольф, Бэр (эмбриология). Георг-Эрнст фон Шталь (теория флогистона). Самуэль Ганеманн. Г. Бурхааве. Н.Л. Бидлоо (высшее мед. образование в России, «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций»). Петр Кондоиди (реформа мед. образования). С.Г. Зыбелин (преподавание теорет. медицины, вопросы гигиены и общественной медицины). Р. Лаэннек (поср.

аускультация, описание туберкулеза, портального цирроза печени и др.). М.Я. Мудров (развитие военной гигиены, деонтологии, учения о единстве и целостности организма). С.П. Боткин (описание клинич. картины ряда заболеваний, развитие экспериментальной терапии, клинич. фармакологии, теории нервизма). В.П. Образцов (иссл.

ССС и ЖКТ, глубокая методическая скользящая пальпация органов брюшной полости, непоср. перкуссия органов одним пальцем, прижизненная диагностика инфаркта миокарда). Н.П. Суслова, В.А. Кашеварова-Руднева. А.Ф. Шафонский, Д.С. Самойлович (борьба с эпидемией чумы). Р. Кох (бактериология). Т. Сиденгам (детские болезни). У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Андервуд, С.Ф. Хатовицкий, Н.П.

Гундобин, Н.Ф. Филатов (педиатрия). Ф. Морисо, А. Левре, В.М. Рихтер, Н.М. Максимович-Амбодик (акушерство и гинекология), Ф. Пинель, Дж. Конолли, С.С. Корсаков (психиатрия). Г. Вольф, К. Ландштейнер, Ян Янский (учение о переливании крови). Л. Гейстер, Д.Ж. Ларрей, Ж.Л. Пти, Дж. Гунтер, Е.О. Мухин, Н.И. Пирогов (развитие научной и военно-полевой хирургии). Дж. Листер (антисептика), Э.

Бергманн (асептика), Т. Бильрот (хирургия ЖКТ), Т. Кохер (абдоминальная хирургия, травматология). Н.В. Склифософский (травматология «русский замок», военно-полевая хирургия). Ф. Дюбрель, П. Фошар, А.М. Соболев, И. Лузгин, Ф.И. Важинский, И.М. Коварский (стоматология). Б. Рамаццини (основоположник профессиональной патологии и гигиены труда). Дж.

Саймон (основоположник общественной гигиены). М. Петтенкофер (основоположник экспериментальной гигиены). А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман (возникновение научной гигиены).

Характерные черты медициныСтановление гистологии, микробиологии, патологической анатомии, физиологии, эмбриологии, их интеграция с медициной.

Функциональное клинико-экспериментальное направление в отечественной медицине (Боткин).

Развитие земской медицины в России.

Высшее медицинское женское образование.

Дифференциация медицинских дисциплин: инфекционные болезни, дерматология и венерология, педиатрия, психиатрия, неврология и др.).

Создано Международное общество Красного Креста и отдельные общества в государствах.

Формирование гигиены как науки, возникает общественная (социальная) медицина.

Определяющее влияние на развитие диалектических взглядов на природу и медицину периода Нового времени оказали великие естественно-научные открытия конца XVII первой половины XIX в.

Среди них важнейшее значение имеют: Теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения энергии, эволюционное учение.

На их основе плодотворно развивались и медицинские науки, такие как, общая биология и генетика, анатомия, гистология, эмбриология, общая патология, микробиология.

Микробиология как наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе, возникла во второй половине XIX века. В истории микробиологии выделяют два основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) и экспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.

Эмпирический период. Классическим примером успешного эмпирического исследования является история оспопрививания. Борьба с оспой выдающаяся глава в истории человечества.

Клинику натуральной оспы изучали Т.Сиденхам, Дж. Фракасторо, И. Meркуриалис (который в 1584 г. впервые заговорил о специфичности оспы).

Еще древности, желая защититься от этого опасного заболевания, жители разных континентов пришли к идее предохранительного самозаражения оспой, т.е. «оспопрививанию», которое известно в истории науки под названием инокуляция (лат.

inoculatio искусственное заражение; от лат. inoculare пересаживать), или, что равнозначно, вариоляция (лат. variolatio, от лат. названия оспы — variola).

В Китае прививка против оспы известна с XI в. до н. э. Ее проводили посредством кусочка материи, пропитанного содержимым оспенных пустул, который вкладывали в нос здоровому ребенку.

Существовал и другой «сухой способ «посеять оспу», когда в нос закладывали сухие оспенные корочки завернутые в материю. Более того, еще в древности китайцы умели ослаблю «оспенный яд» на пару, а также сохранять оспенный материал в закупоренных воском фарфоровых сосудах.

В таком виде оспопрививание в Китае сохраняли до XVIII в. Из Китая метод инокуляции перешел в Индию, страны Малой Азии, Египет, на Кавказ.

В России предохранительные меры против оспы были известны задолго до открытия Дженнера. Так, крестьяне Казанской губернии растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Как правило, после искусственного заражения заболевание оспой проходило в легкой форме.

Со временем оспопрививание стали делать «с руки на руку», что значительно снижало возможность заражения тяжелой формой заболевания (так как ослабляло вирус оспы). В печати стали появляться научные публикации по инокуляции. По примеру Англии инокуляция стала широко распространяться в странах Западной Европы и США.

В России инокуляция вошла в практику в середине XVIII в. сначала в Дерпте (1756 г.), а затем и в других городах Империи.

Однако вариоляция не гарантировала длительной и полноценной защиты от оспы. Уже через несколько лет некоторые из числа привитых стали заболевать натуральной оспой (и нередко со смертельным исходом).

Врачи вели широкую полемику о положительных и отрицательных сторонах инокуляции. Решение проблемы пришло только в 1796 г., когда Эдвард Дженнер открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio; от vacca корова).

Эдвард Дженнер (17491823 гг.) английский врач графства Глостершир, ученик Дж.Хантера, основоположник вакцинации (прививки коровьей оспы с целью предотвращения оспы натуральной). Идея прививки «оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре с пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями.

На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянка ответил этой болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболела оспой «коровьей». Прошло много лет, прежде чем Дженнер решился на эксперимент. Он провел его 14 мая 1796 г.

, привив восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу содержимое (лимфу) пустулы с руки крестьянки Сары Нельме, заразившейся коровьей оспой (рис. 182). Полтора месяца спустя (1 июля 1796 г.) Дженнер ввел Джеймсу лимфу из пустулы больного натуральной оспой мальчик не заболел.

Повторные попытки заразить мальчика оспой спустя несколько месяцев, а затем и пять лет, также не вызвали никаких симптомов заболевания Джеймс Фиппс стал невосприимчивым к натуральной оспе. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование приичин и действий… коровьей оспы».

Коровья оспа стала известна как «variolae vaccinae». Вскоре Дженнер нашел способ сохранения прививочного мат

Источник: https://www.studsell.com/view/140366/

Клиническая медицина Нового времени

Развитие клинической медицины Нового времени

(XVIII – начало XX в.)

План занятия

1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

2. Общественная медицина в Новой истории.

3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)

1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

Дайте определение понятию «клиническая медицина».

Развитие данного направления связано с эволюцией методов и приборов физического обследования больного. Рассмотрите её, опираясь на следующую схему:

А) Термометрия (XVI–XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия. Введение в клиническую практику (XVIII – XIX вв.).

Б) Перкуссия. (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар).

В) Посредственная аускультация, изобретение стетоскопа. (Р. Т. Лаэннек).

Г) Инструментальные, физические и химические методы лабораторной и функциональной диагностики.

Развитие хирургии было связано с поиском решения ряда проблем:

1. Отсутствие обезболивания.

2. Раневая инфекция и сепсис

3. Кровопотери, отсутствие научных основ оператив­ной техники.

Решение данных проблем было связано с успехами хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия:

А) открытием наркоза: эфирного (1846 г.); хлороформного (1847 г.);

Б) методов антисептики и асептики (1867 г.);

В) совершенствовании техники оперативных вмешательств;

Г) открытием групп крови (1900 г.)

2. Общественная медицина в Новой истории.Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.

Становление общественной медицины связано с развитием:

1) демографической статистики (Дж. Граунт);

2) профессиональной патологии (Б. Рамаццини);

3) экспериментальной гигиены (А. П. Доброславин);

4) идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).

Рассмотрите историю развития данных направлений.

3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)Реформы Петра I способствовали становлению медицинского дела.

Первый российский госпиталь и госпитальная школа были открыты в 1707 г. В 1725 г.

состоялось открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета (1755 г.) и медицинского факультета при нем.

В данный период влия­ние на становление естествознания и медицинского дела в России оказывали выдающиеся деятели национальной науки: М. В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор Петербургской Академии наук; первые российские профессора медицины: С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович.

Раскройте основные направления их деятельности.

Развитие клинического направления отечественной медицины продолжилось в XIX в. Основоположником клинической медицины в России являлся М. Я. Мудров.

Ведущими центрами меди­цинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.

В XIX в. происходит становление отечественных тера­певтических школ. Создателем крупнейшей в Рос­сии терапевтической школы являлся С. П. Боткин. Особое внимание уделялось клинике внутренних болезней.

Список литературы

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

Тема 9



Источник: https://infopedia.su/14xa428.html

Внутренняя медицина терапия. клиническая медицина

Развитие клинической медицины Нового времени

Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистический, метафизический материализм.

С другой стороны, сам механистический материализм того времени способствовал утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине.

Опираясь на законы механики,   механистический    материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и целостность живой природы и всего окружающего мира.

Таким образом, возникала почва для виталистических (лат. — vitalis — жизненный) концепций, т.  е.  объяснения жизненных процессов    сверхъестественными, непознаваемыми    факторами,  такими как «жизненная сила», порыв и т. п.

Крупнейшими представителями   витализма того  времени  были  известные медики:    Георг-Эрнст     фон     Шталь (Stal G. E., von, 1659—1734), сформулировавший теорию флогистона, и Самуэль Ганеман (Hahnemann S.

, 1755— 1834)—основоположник    гомеопатии.

Открытия в области    естествознания, и в частности медико-биологических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии), существенно ослабляли метафизические концепции в медицине и укрепляли позиции материализма.

В то же время представители материалистического направления XVIII в. (Ж. Ламетри, Ф. Г. Политковский и др.

) в силу объективных причин сами продолжали оставаться на позициях механистического материализма, так как время диалектического подхода еще не наступило.

В результате клиническая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, вооруженных экспериментальным методом, и мышлением врачей, которые до начала XIX в. практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

ВНУТРЕННЯЯ МЕДИЦИНА (терапия)

Утверждение клинического метода

Обучение искусству врачевания у постели больного было свойственно древнегреческой медицине и медицине народов древнего и средневекового Востока. Однако в Европе в период господства средневековой схоластики преподавание медицины велось только по книгам, «отрецензированным» церковными служителями.

Возрождение клинического (у постели больного) преподавания в Западной Европе в XVI в. связано с именем Джованни Баттисты Монтано (Montano, Giovanni Battista, 1489—1552)—профессора Падуанского университета, который утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных».

И все же инерция схоластики была слишком велика, обучение студентов в Западной Европе долгое время оставалось книжным.

.В конце XVII — начале XVIII в. решающая роль в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия).

При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве (Boerha-ave Hermann, 1668—1738, 129), возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, ректор университета. (В русском языке его имя иногда произносится как Бургав.)

По его утверждению, «клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа». Тщательное обследование больного Г.

Бурхааве сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями.

Бурхааве был пионером инструментальных методов обследования: он первый применил в клинической практике усовершенствованный термометр Г. Д. Фаренгейта и использовал лупу для анатомических исследований.

Клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран, называя его «totius Europae praeceptor» («всей Европы учитель»).

Лекции Бурхааве посещали видные деятели того времени, в том числе Петр I. Последователями Г. Бурхааве были А. Галлер, Ж. Ламетри, Создатели венской клинической школы Г. ван Свйтен и де Га-ен, Ы.

Бидлоо — основатель первого в России московского госпиталя и медицинской школы при нем.

Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII в.

На рубеже XVII—XVIII вв. в экономической,  политической  и  культурной жизни России произошли крупные перемены. В недрах феодального общества, еще не исчерпавшего возможностей развития, складывались новые товарно-денежные отношения, шло .

формирование всероссийского рынка. На разрешение возникавших в этой связи противоречий были направлены реформы Петра I (1682—I725), которые проводились в интересах главным образом дворянства. А. С.

Пушкин писал об этом периоде истории России в поэме «Полтава»:

Была то смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин. Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судьбы удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат.

В результате реформ первой четверти XVIII в. в экономике России произошли большие положительные сдвиги, укрепился ее международдый престиж. Россия стала великой европейской державой.

Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела. Петр всегда проявлял интерес к медицине. Во время своих поездок по странам Западной Европы он познакомился с известными естествоиспытателями и врачами того времени: Г. Бурхааве, Ф. Рюйшем, А. ван Левенгуком, И. Ньютоном, и их научными достижениями.

До Нетра I в России не было ни одного высшего медицинского учебного заведения. Подготовка< лекарей (главным образом для армии) началась во второй половине XVII в.

, когда при Аптекарском приказе была открыта первая лекарская школа (1654) Существовала она недолго и выпустила лишь несколько десятков лекарей.

Потребность во врачах ощущалась и некоторые русские люди направлялись для получения высшего медицинского  образования  в  передовые университеты Западной Европы (главным образом   Падуанский   и   Лейденский).

Так, в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра  Васильевича   Посникова (Постников,   1676—1716),    который  в 1691 г. окончил Московскую СлавянЬ-греко-латинскую академию. Уже через два года П. В.

Посников блестяще защитил докторскую диссертацию «Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок»     («Significant febres putridinus adventus causarum») и получил «дохтурский градус» в философии и медицине «с высокой похвалой».

Затем в течение года он совершенствовал свои знания в области медицины в Венеции, Париже, Брюсселе и Лейдене; овладел несколькими иностранными языками. В  1698 г.

он сопровождал Петра 1 в составе Великого посольства в Голландии и Англии, после чего был оставлен во Франции «для ознакомления с тамошним поведением», а затем в Англии для ознакомления с деятельностью Оксфордского университета.

П. В. Посников был первым русским врачом, зачисленным в Аптекарский приказ (1701). Он известен как первый русский физиолог. Однако ему так и не удалось в полной мере заняться этой наукой («живых собак мертвить, а мертвых живить») — большая часть его жизни была отдана дипломатической службе на благо Российского государства.

В начале XVIII в. в российской армии и во флоте служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. Экономическое и политическое развитие Российского государства требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны.

Становление высшего медицинского образования в России связано с именем Николая Ламбертовича. Бидлоо (Bidloo N. L., 1670—1735, 130). Уроженец Амстердама, он закончил Лейденский университет, где учился медицине у Г. Бурхааве. В 1702 г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал «ближним доктором» Петра I.

В 1707 г. он возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I при первом военном сухопутном госпитале за рекой Яузой (ныне Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). В школу принимались «изо всех чинов люди», выпускники семинарий и Славяно-греко-латинской академии.

В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренне болезни с патолого-анатомиче-скими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Аптекарскую    науку изучали в    аптекарском огороде. Учебников не было, и Н. Л.

Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре» («Instructio de chirurgia in theatro anatomico studiosis proposi-ta»), которая впоследствии была издана на латинском и русском ( 130) языках, «Зерцало анатомии» («Seculum anatomiae»), «Сокровище медико-практических лекций» («Ргае-lectoris thesaurus medico-practicus»).

Преподавание внутренней медицины также было практическим и велось у постели больного (на латинском языке).

Впоследствии госпитали были открыты в Петербурге (1718, 1719), Кронштадте (1720) и других городах. При них создавались госпитальные школы (в Петербурге и Кронштадте в 1733 г., в Барнауле — в 1758 г. и т. д.).

После реформы медицинского образования, которую произвел П. 3.

Кондоиди — архиатр и президент Медицинской канцелярии (1753), в программу медицинских школ было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установлен семилетний срок обучения и экзаменационная система. С именем П. 3.

Кондоиди связано так же создание лервой российской медицинской библиотеки (1756). В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

Большое влияние на развитие медицинского образования в России оказали открытие Академии наук и деятельность М. В. Ломоносова.

Академия наук в Петербурге была учреждена указом Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первым президентом (1725—1733) был лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Академия являлась не только научным, но и учебным учреждением, в задачи которого входило «науки производить й оные распространять».

При академии были созданы гимназия, академический университет (развивавший три направления: математическое, физическое, гуманитарное), библиотека,. Кунсткамера (1728), астрономическая обсерватория, анатомический театр и бо-, танический сад.

Вначале в составе академии преобладали приглашенные иностранные ученые, среди которых были выдающиеся деятели своего времени: Д. Бернулли, Л. Эйлер и другие.

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765)—гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель.

М. В. Ломоносов родился в деревне Денисовка Холмогорского уезда (ныне село Ломоносове Архангельской области) в семье рыбака-помора. Самостоятельно научившись читать, он освоил словесную грамматику Смот-рицкого и арифметику Магницкого и в 1731 г.

ушел с обозом в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В конце 1735 г. в числе 12 лучших ее учеников М. В. Ломоносов был направлен в Петербургскую Академию наук для продолжения образования.

Затем он совершенствовал свои знания в университетах и лабораториях Германии (1736—1741).

В 1745 г. М. В. Ломоносов был избран профессором химии и членом Петербургской Академии наук. Его плодотворная деятельность была направлена на утверждение опытного метода и способствовала развитию многих естественных наук: физики, химии (см. табл. 10), геологии, географии, астрономии, технологии стекла, горного дела и металлургии, российской истории и грамматики.

Важное место в его трудах уделено вопросам организации медицинского дела в России (си. с. 312). А. С. Пушкин писал о Ломоносове в своем «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Проект первого российского университета Ломоносов составил в 1754 г. А в 1755 г. Московский университет ( 131) был открыт в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Занятия на медицинском факультете начались в 1765 г. на .

трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Первым профессором медицинского факультета стал известный московский акушер Иоган Фридрих Эразмус (приехал в Россию в 1750 г., умер в 1777 г .). Он первым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему ' искусству.

В 1771 г. И. Ф. Эразмус принял активное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве.

Первым русским профессором, медицинского   факультета   Московского I университета был Семен Герасимович I Зыбелин  (1735—1802).    В  1758 г.

он j закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете  при Академии  наук,  которым руководил    М.   В.   Ломоносов,    и    в 1759 г.

был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.

В  1764 г. С. Г. Зыбелин успешно защитил докторскую    диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765 г., начал! преподавание теоретической медицины! (физиологии и патологии с общей те-! рапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университе-i та, который начал читать лекции на! русском    (1768), а не    на латинском) языке, как это было тогда принято.

С Г. Зыбелин разрабатывал вопросы гигиены и общественной медицины (борьба  с детской  смертностью, эпидемиями и др.

),    которая в то время находилась на этапе своего становления    (конец XVIII— начало XIX в) «Многие причины сей преждевременной погибели человечества находятся, которых    два    источника  полагаю — физический и политический», — утверждал С. Г.

Зыбелин в одной из своих актовых  речей — «Слове»,   произносимом в торжественные дни в Московском университете. В  1784 г. он был избран    в    Петербургскую Академию наук.

Некоторое время на медицинском факультете. не было ни лабораторий ни клиник. Первая клиническая палата на 10 больных была открыта в 1797 г. при Московском военном госпитале. Ею заведовал Е. О. Мухин — выдающийся российский физиолог и хирург (см. с. 289).

В 1791 г. Московский университет получил право присвоения ученой степени доктора медицины. До этого такое право с 1754 г. имела лишь Медицинская коллегия (учрежденная в 1763 г. вместо существовавшей ранее Медицинской канцелярии).

Первую докторскую диссертацию в стенах Московского университета защитил в 1794 г. Фома Иванович Барсук-Моисеев (1768—1811). Его работа «Dis-sertatio medico-practica de respiratio-ne» была посвящена физиологии дыхания. В 1795 г. Ф. И.

Барсук-Моисеев стал профессором Московского университета.

XViti век Явился периодом борьбы передовых врачей России за самостоятельное развитие отечественной медицины.

Она выражалась в борьбе за становление высшего медицинского образования, за право преподавать в высших медицинских учебных заведениях и вести это преподавание на родном русском языке, за утверждение национальных кадров/в научных, учебных и административных учреждениях. Число российских ученых (из «прирожденных россиян») неуклонно увеличивалось. Сбывалось пророчество М. В. Ломоносова:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Первые методы и приборы физического обследования

В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного.

При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в.

(в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).

Первый надежный спиртовой (1709), а затем и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени Даниэль Габриэль* Фаренгейт (Fahrenheit, D. G., 1686— 1736), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал три точки отсчета.

Первая — 0° определялась в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая— 32°F соответствовала точке таяния льда. Третья — 96 °F являлась нормальной температурой полости рта.

Температура кипения воды по Фаренгейту соответствовала 212 °F — на 180° выше точки таяния льда.

В Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге хранится 13 писем Фаренгейта к Г. Бурхааве, который был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения температуры тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клинику, но большие размеры значительно затрудняли его практическое применение.

В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан-Фершо Реомюр (Н. A. Reaumur, 1683—1757). изобрел спиРтовой термометр со шкалой от 0 до 80° (0° соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр ■ нагрел его до кипения что соответствовало 1080 единицам. Вот почему температура кипения воды по Реомюру принята за 80°.

Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику «НДерсу Цельсию (A. Celsius, 1701— 1744). В 1742 г.

он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° соответствовал температуре кипения воды, а — точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швеция) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0° точкой таяния льда и началом отсчета.

В таком виде термометр приобрел самую широкую мировую известность.

В клиническую практику термометрия входила с трудом. Еще в 1861 г известный немецкий врач Карл Геохард (Gerhardt, Karl, 1833—1902) считал ее «слишком сложной процедурой». В России успешное внедрение термометрии в клинику (1860) тесно СВЯ97т° С именем С- п- Боткина (см.

Важная роль в развитии методов физического обследования принадлежит венскому врачу Леопольду Ацэн-Ут*%*х\

Источник: http://www.bibliotekar.ru/423/27.htm

Refy-free
Добавить комментарий