Психофизиология внимания 2

Тема 4. Психофизиология внимания

Психофизиология внимания 2

Внимание – это одно из самых популярных понятий в современной когнитивной психологии, психофизиологии и связанных с ними областях науки.

Джеймс (James) утверждал: «Каждый знает, что такое внимание. Это «овладение» умом в четкой и яркой форме одним (одной) из нескольких одновременно наличествующих объектов (мыслей).

Фокусирование, концентрация сознания — суть этого процесса. Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы эффективно заниматься другими.

Состояние внимания является прямо противоположным «смешанному», «затемненному», «рассеянному» состояниям…»

В настоящее время внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объект (предмете, событии, образе, рассуждении т.д.)» (Психология. Словарь, 1990).

Наиболее часто внимание описывают по следующим характеристикам: селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное).

Селективность, или избирательность внимания описывает его направленность на какой-либо аспект стимула. Внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности.

Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.

Считается, что физиологическую основу развития и функционирования непроизвольного внимания, составляет ориентировочная реакция.

Ориентировочный, или исследовательский, рефлекс (ОР) был описан И.П.Павловым и назван им рефлексом «Что такое?». Первым рефлексом, которым организм отвечает на действие любого нового раздражителя, является ориентировочный рефлекс, обеспечивающий настройку анализатора на лучшее восприятие появившегося раздражители.

Ориентировочный рефлекс выражается в деятельности мускулатуры, обеспечивающей специальное движение век, глаз, ушей, а также установку головы, туловища животного. Одновременно ориентировочный рефлекс тормозит другие безусловные и условные рефлексы. Е.Н.

Соколовым были получены данные о зависимости формирования условного рефлекса от наличия ориентировочного, который обеспечивал необходимую для обучения активацию мозга. Было введено понятие «условного ориентировочного рефлекса», который рассматривается как основа произвольного внимания. ОР угасает по мере повторения раздражения. Е.Н.Соколов описал систему компонентов ОР.

На уровне неокортекса ОР вызывает ЭЭГ-реакцию активации (блокада альфа-ритма, усиление высокочастотных (то есть бета и гамма) колебаний ЭЭГ), которая коррелирует с ростом возбудимости, реактивности и лабильности у нейронов коры.

К вегетативным компонентам ОР относится расширение зрачков, увеличение кожной проводимости, снижение ЧСС, изменение дыхания, рост дыхательной аритмии в частотном спектре ритмограммы сердца, расширение сосудов головы и сужение сосудов рук.

Как и двигательные компоненты ориентировочного рефлекса, вегетативные компоненты осуществляют повышенную сенсорную и моторную готовность организма, Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех испытуемых (вследствие индивидуальных различий).

При достижении раздражителем значительной интенсивности возникает оборонительный рефлекс, который направлен на ограничение действия раздражителя. Ориентировочный рефлекс направлен на контакт с раздражителем, а оборонительный — на ограничение действия раздражителя. Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ОР, связанный с возбуждением РФ ствола мозга.

Он характеризуется ЭЭГ-активацией, которая охватывает всю кору в течение достаточно длительного времени и рассматривается как тонический ОР. С позиции психофизиологии тонический ориентировочный рефлекс может быть сопоставлен с функциональным состоянием. Генерализованный ОР имеет тенденцию к быстрому угашению в отличие от локального ОР. Генерация локального ОР связана с активацией неспецифических ядер таламуса, которые порождают локальную активацию коры. При этом сохраняется ЭЭГ-активация в сенсорной коре, соответствующей модальности повторяющегося стимула.

Механизм возникновения и угашения ОР находит свое объяснение в концепции нервной модели стимула Е.Н.Соколова. Согласно данной концепции, в результате повторения стимула в нервной системе образуется «модель», определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула.

Центральной структурой модели является компаратор, который сопоставляет уже сформированную модель стимула с текущими сигналами сенсорных систем при воздействии раздражителя. Ориентировочная реакция возникает тогда, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью».

По мере формирования нервной модели она подавляет систему неспецифической активации при предъявлении этого стимула, что и ведет к угашению ОР.

Такая модель может быть сформирована мозгом различными способами. Непроизвольное, пассивное формирование происходит после предъявления любого стимула даже в отсутствии внимания.

Далее эта модель хранится только в кратковременной памяти. На физиологическом уровне ее существование обнаруживается в наличии негативной волны ВП, развивающейся через 100 мс после начала действия стимула.

Пассивная и активная модели сосуществуют иногда в разных областях мозга.

При работе с целевыми стимулами также возникает его нервная модель. Она называется следом внимания, так как формируется и поддерживается стимулом, к которому привлечено внимание. След внимания появляется тогда, когда имеется ясный образ стимула. Распознавание стимула происходит благодаря совпадению сигналов, получаемых при его восприятии, с нервной моделью стимула, предшествующей в мозге.

Электроэнцефалографические корреляты внимания. При предъявлении стимула в электроэнцефалографии наблюдается подавлении альфа-ритма и наступление реакции активации.

Исследование суммарной электрической активности при мобилизации внимания выявило закономерности изменения в характере совместной деятельности различных зон коры.

В передних зонах левого полушария существенно увеличивается уровень пространственной синхронизации по сравнению с фоном. В ситуации ожидания стимула наблюдается рост когерентности в полосе альфа-ритма в передних зонах коры.

Эти данные свидетельствуют о тесном взаимодействии передних отделов левого полушария в обеспечении произвольного внимания.

Обнаружена связь тета-ритма с интенсивностью концентрации внимания и связь тета-ритм с усилием, направленным на концентрацию внимания.

Предполагается, что появление тета-ритма связано с «расслабленной концентрацией» внимания, которая появляется с возрастанием уровня мастерства в выполнении задания.

Другими словами, появление тета-ритма отражает интеграцию навыков, необходимых для достижения успеха в выполнении задания.

С гипотезой «расслабленной концентрации» внимания хорошо согласуются некоторые данные, согласно которым тета-ритм появляется во время медитации, которая связана с умственной релаксацией. При этом испытуемые, у которых во время медитации наблюдался тета-ритм, не испытывали сонливости и хорошо ориентировались в ситуации, а у испытуемых, находящихся в состоянии сна или расслабления, тета-ритм не наблюдался.

Нейрофизиологические механизмы внимания. Для объяснения механизмов внимания Ф.Крик (Crick, 1984) предложил «теорию прожектора».

Вся информация, согласно данной теории, поступает в кору по сенсорным путям через переключательные ядра в дорсальном таламусе (включал коленчатые тела).

Возбудимость этих переключательных ядер может быть изменена за счет коллатералей от нейронов ретикулярного комплекса таламуса, входящего в его вентральный отдел.

Взаимоотношения между этими частями таламуса построены так, что в каждый момент времени одна из нейронных групп дорсального таламуса оказывается в состоянии высокой возбудимости, что значительно усиливает импульсный поток к соответствующим отделам коры, в то время как другие группы оказываются заторможенными, Ф.

Крик полагает, что область наиболее высокой импулъсации представляет в данный момент как бы «центр внимания», а благодаря перемещению «прожектора» в другие участки становится возможным

их объединение в единую систему.

В этом процессе большую роль играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте, что также происходит за счет влияния восходящих таламических проекций с кратковременной модификацией активности: соответствующих синапсов.

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры. Подобная интеграция, скорее всего и обеспечивает осуществление высших психических функций, включая сознание.

Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов».

Данная концепция была разработана, в первую очередь, для обработки зрительных сигналов, но автор предполагает, что описанная схема является общей для всех анализаторов.

Внимание поддерживается за счет функционирования разных анатомических зон, образующих сетевую структуру, и выполняющих различные функции. Выделяется ряд функциональных подсистем внимания, которые обеспечивают три главные функции: ориентацию на сенсорные события, обнаружение сигнала для сознательной обработки и поддержание бдительности или бодрствующего состояния.

В обеспечении первой функции существенную роль играют задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, второй – латеральные и медиальные отделы фронтальной коры, третьей – за счет деятельности правого полушария.

Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что активизация лобных отделов усиливается при увеличении трудности задачи и наличии конфликтной информации и уменьшается по мере усвоения и автоматизации навыка.

1. Проблема внимания в психофизиологии

2. Модели внимания (Д.Е.Бродбент, С.Черри, А.М.Трейсман, Дж. и Д.Дойч, Д.А.Норман)

3.Нейрофизиологические механизмы внимания.

4. Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания.

5. Концепция Е.Н.Соколова о нервной модели стимула.

6. Исследование автоматизма в процессах обработки информации Р.Наатанена.

7. Негативность рассогласования (НР), характеризующая процессы предвнимания.

8. Процессная негативность (ПН) как мозговой потенциал, характеризующий произвольное внимание.

9. Структуры мозга, ответственные за внимание.

Темы рефератов:

1. Модель внимания Д.Е.Бродбента и ее экспериментальная проверка.

2. Проблема внимания в традиционной и системной психофизиологии.

3. Взаимодействие внимания и функционального состояния мозга.

4. Активация мозга при различных видах внимания.

5. Роль правого и левого полушарий мозга в процессе внимания.

6. Детекторная теория восприятия.

7. Исследования процессной негативности (ПН) в работах Р.Наатанена.

8. Нейрофизиология ОР.

9. Концепция Е.Н.Соколова о нервной модели стимула.

10. Концепции внимания с позиций психофизиологии.

11. Внимание и автоматизированность информационных процессов.

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. – М., 1992.

2. Данилова Н.Н.Функциональные состояния: Механизмы и диагностика. – М., 1985. – 287 с.

Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 1998. – 378 с.

3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.

4. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: учебное пособие/ Пер. с англ. Под ред. Е.Н.Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 560 с.

5. Психофизиология. Учебник для вузов /Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб., 2001. – 496 с.

6. Соколов Е.Н. Нейрональные механизмы ориентировочного поведения. Нейрофизиологические механизмы внимания.- М., 1979.

7. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в современной нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. – 1996. — Т.46, вып. 2. – Сс. 229-240.

8. . Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. – Л., 1985.

9. Эрнандец-Пеон Р. Нейрофизиологические аспекты внимания //Нейрофизиологические аспекты внимания. – М., 1979.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_96264_tema--psihofiziologiya-vnimaniya.html

Психофизиология внимания

Психофизиология внимания 2

Московская Государственная академия водного транспорта

(МГАВТ)

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Психофизиология профессиональной деятельности

Тема: Психофизиология внимания

Студентка: 5 курса, 080400,  Дружинина Ольга Олеговна    ______________

                                                                 (курс, группа, Ф.И.О.)                            подпись

Руководитель работы:                                                            _____________

                                      (Ф.И.О.)                                               подпись

Курсовая работа принята на проверку _______________

Оценка работы по результатам защиты ______________

Кунгур, 2013 г.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Свойства и основы внимания……………………………………….6

1.1. Внимание и его свойства………………..………………………..6

1.2. Физиологические основы внимания……………………………11

Глава 2. Виды и этапы внимания…………………………………………….17

2.1.Виды внимания……………………………………………………17

2.2.Этапы развития внимания………………………………………..22

Глава 3. Индивидуальные особенности внимания…………………………25

Заключение…………………………………………………………………….27 Список использованной литературы……………………………………….29

Введение

Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мысли на саму мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность.

Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления.

Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самосознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания – одна из сложных проблем в психологии.

В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е.

как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.

Другая трактовка внимания представлена в книге «общая психология» С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает селективность протекания всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом.

Психофизиологические исследования модально-неспецифических нарушений произвольного и непроизвольного внимания у больных с поражением различных уровней неспецифических структур (методом оценки изменения спектра ЭЭГ и др.) показали, что непроизвольное внимание связано преимущественно с нижними отделами ствола и со средним мозгом, в то время как произвольные формы внимания являются бесспорно корковой функцией.

У больных с поражением нижних отделов ствола и феменологией нарушения преимущественно непроизвольных форм внимания введение сигнального значения стимулов с помощью инструкций ведет к усилению и неугасимости ориентировочных реакций, как это наблюдается и в норме, что указывает на сохранность у них механизмов произвольного (сенсорного) внимания. У больных с поражением лобных (преимущественно медиальных) отделов мозга введение сигнального значения раздражителя не отражается на динамике процессов активации, что коррелирует у них с грубыми нарушениями произвольного внимания.

Результаты психофизиологического изучения интеллектуального внимания так же, как и данные клинического нейропсихологического исследования, свидетельствует, что с интеллектуальным вниманием связана прежде всего кора лобных долей мозга.

С помощью метода оценки локальной пространственной синхронизации биопотенциалов в различных областях мозга (индекса ПС) было показано, что у здоровых испытуемых произвольное интеллектуальное внимание сопровождающее длительное выполнение различных заданий (например, серийного счета), сопровождается совершенно отчетливой активацией передних отделов мозга, что выражается в повышении индекса ПС в этих областях. При оценке корреляционных связей, объединяющих различные корковые структуры по методу М.Н. Ливанова), при счете выявляются специфически активные поля и в передних и в задних отделах полушарий.

При выполнении вербальных тестов (например, при придумывании слов по определенному правилу), когда требуется производить звуковой анализ слов, у здоровых испытуемых отчетливо повышается уровень активации речевых зон (средних отделов левого полушария).

Одновременно наблюдается повышение индекса ПС и в передних отделах мозга. В целом любые интеллектуальные задания приводят к значительному повышению активности передних отделов мозга, что указывает на важную роль отделов коры в реализации интеллектуальной деятельности.

Эта способность к избирательному повышению функционального состояния в разных областях мозга как физиологическая основа интеллектуального внимания отсутствует (или грубо нарушена) у больных с поражением лобных отделов и сохранена в целом у больных с другой локализацией поражения.

Психофизиологическое исследование модально-специфических нарушений внимания (зрительного) методом вызванных потенциалов в клинике локальных поражений мозга показало, что в основе его лежат изменения локальных неспецифических активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Внимание как более высокое функциональное состояние может избирательно нарушаться в корковых зонах анализаторных систем, что связано с патологией талано-кортикальных связей в пределах данной анализаторной системы.

Таким образом, психофизиологический анализ нарушений внимания у больных с локальными поражениями мозга указывает на различные механизмы произвольных и не произвольных форм внимания и на участие в них разных структур мозга.

ГЛАВА 1. Свойства и основы внимания

1.1. Внимание и его свойства.

Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания.

Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения.

Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма.

Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание.

При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче.

Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание.

Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий.

Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования к этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функции.

Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления.

Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности.

Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.

Долгое время проблема внимания игнорировалась исследователями, это было связано с влиянием идей бихевиоризма, предметом которого является освобожденное от психики поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая.

Другая причина незначительного интереса к проблеме внимания – влияние гештальтпсихологии.

В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает структуру (гештальт) отражающую целостность объекта и имеющую преимущество над её элементами.

Интерес к проблеме внимания возродился в середине 60-х годов XX века. Он был связан с появлением новых направлений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В настоящее время внимание – одно из самых популярных понятий в психофизиологии.

Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения.

Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).

Избирательность

Объем

Распределение

Устойчивость

Переключение

Интенсивность

Концентрация

Свойства

 внимания

Рисунок 1 – Свойства внимания.

Во многом представление о процессах внимания и их функционировании интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом. Он дал следующую характеристику внимания.

Внимание – «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких объектов. Суть этого процесса – фокусирование, концентрирование сознания.

Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию».

Внимание характеризуется следующими свойствами.

Избирательность (селективность) внимания отражает его направленность на любой аспект стимула: его физическую или лингвистическую характеристику.

Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса прожектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула.

В связи с этим внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием различных факторов фокус внимания может расширяться или сужаться.

В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта. Внимание концентрируется на объекте тем чаще, чем выше его субъективная значимость.

В свою очередь, значимость обусловлена мотивационной силой и информационной насыщенностью объекта. Сосредоточение внимания на объекте прямо пропорционально его мотивационной силе и обратно пропорционально к информационному содержанию.

В состоянии стресса фокус внимания обычно суживается, а также проявляется тенденция фокусировать внимание на наиболее выраженных признаках. В этом случае именно они и становятся значимыми.

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество критериев объекта может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Емкость внимания зависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания до необходимости к доступным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время.

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на главной деятельности, отвлекаясь от всего, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/psihofiziologiya-vnimaniya/151975-2167712-place1.html

Refy-free
Добавить комментарий