Прыгучесть, её сущность и компоненты

1.6. Понятие прыгучести

Прыгучесть, её сущность и компоненты

Похарактеру мышечной деятельности прыжокотносится к группе скоростно-силовыхупражнений с ациклической структуройдвижений, в которой в главном звенетолчке развивается мышечное усилиемаксимальной мощности, имеющиереактивно-взрывной характер. Такимобразом, прыгучесть является одним изглавных специфических двигательныхкачеств определяющимся скоростьюдвижения в заключительной фазеотталкивания. Чем быстрее отталкивание,выше начальная скорость взлёта.

Различаютобщую прыгучесть, под которой понимаютспособность выполнять прыжок (вверх, вдлину) и специальную прыгучесть -способность развить высокую скоростьотталкивания. Основным звеном в воспитаниипрыгучести следует считать сочетаниеразбега с отталкиванием.

Основныетребования при воспитании прыгучестипредъявляются к работе нервно мышечногоаппарата, работа которого зависит отфункциональной подготовки и функциональногосостояния организма, т.е. от величиныстартовой скорости.

Вместе с тем длявыполнения прыжка необходимо обладатьвысоко развитой ловкостью, котораяособенно необходима в полётной опорнойфазе прыжка. Прыжок является краеугольнымкамнем во многих видах спорта (баскетбол,волейбол и др.).

Эффективностьпрыжка рассматривается специалистамикак функция силы.

Глава 2. Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений

Дляразвития выносливости применяютсяразнообразные методы тренировки, которыеможно разделить на несколько групп:непрерывные и интегральные, а такжеконтрольный или соревновательный.Каждый из методов имеет свои особенности.

Равномерныйнепрерывный метод.

Этимметодом развивают аэробные способностиразличных видах спорта, в которыхвыполняются циклические однократно-равномерныеупражнения малой и умеренной мощности(продолжительность 15-30 мин, ЧСС — 130-160уд/мин.).

Переменныйнепрерывный метод.

Заключаетсяв непрерывном движении, но с изменениемскорости на отдельных участках движения.Иногда этот метод называется метод игрыскоростей или «фартлек». Предназначендля развития как специальной, так иобщей выносливости.

Интервальныйметод (разновидность повторного метода)- дозированное повторное выполнениеупражнений относительно небольшойинтенсивности и продолжительности сострого определённым временем отдыха,где интервалом отдыха служит обычноходьба, либо медленный бег. Используетсяпредставителями циклических видовспорта (лыжи и др.).

Проявлениевыносливости, можно представить какрезультат различного сочетания трехее компонентов: аэробного, гликолитическогои алактатного.

Изменяяинтенсивность упражнения, время еговыполнения, количество повторенийупражнения, интервалы и характер отдыха,можно избирательно подбирать нагрузкупо ее преимущественному воздействиюна различные компоненты выносливости.Совершенствование же двигательныхнавыков, повышение техническогомастерства приводит к снижениюэнергозатрат и повышению эффективностииспользования биоэнергетическогопотенциала, т.е. к увеличению выносливости.

Полностьюизбежать подключения анаэробногогликолиза в реальном поединке вряд ливозможно, а иногда и нецелесообразно втактическом плане и к этому необходимобыть готовым. Но стратегия развития исовершенствования специальнойвыносливости для рукопашной) боя в целомдолжна основываться на двух основныхпредпосылках.

1.Совершенствования специальнойвыносливости за счет улучшения компонентовмощности и емкости алактатных анаэробныхспособностей.

2.Развития и совершенствования компенсаторныхмеханизмов: увеличения мощности аэробныхспособностей.

Совершенствованиеалактатной анаэробной мощностиосуществляется при выполнении специальныхупражнений в сериях продолжительностью6-10 секунд, повторяемых 5-6 раз с отдыхомот 10-15 секунд до 1-3 минут. Всего в тренировкеможно выполнить 2-4 таких серий нагрузкис отдыхом между ними 4-5 минут. Чем меньшеВаша тренированность, тем болеепродолжительными должны быть интервалыотдыха.

Эти промежутки отдыха необходимозаполнять упражнениями на растягиваниеили плавным и медленным выполнениемкомплексов формальных упражнений, поаналогии с комплексами оздоровительнойгимнастики ушу. Увеличивая постепеннопродолжительность выполнения серийспециальных упражнений до 15-20 секунд,можно добиться увеличения алактатнойемкости.

Главный критерий контролянаправленности нагрузки — высокая, неснижающаяся от серии к серии мощностьвыполнения упражнения и отсутствиечувства забитости, локальной «тяжести»работающих мышц.

Если же повторять10-секундные серии упражнения с10-15-секундными интервалами отдыха подряд10-15 раз и более, то можно изменить общуюнаправленность нагрузки на совершенствованиеаэробной мощности, а при увеличениипродолжительности пауз отдыха до 30секунд нагрузка будет направлена наувеличение аэробной емкости и эффективностииспользования энергетического потенциала.

В таком режиме выполнения серий упражненийрешаются не только задачи развитияспециальной выносливости, но одновременнои совершенствования техники, развитияспециальной силы и быстроты. При короткихинтервалах отдыха заполнять их другимиупражнениями, конечно, не следует.

Длясовершенствования гликолитическиханаэробных возможностей необходимоувеличить продолжительность выполнениясерий упражнений от 20 до 30-45 секунд. Приинтервалах отдыха 3-6 минут нагрузкабудет направлена на увеличение мощности,а при сокращении их от 1,5 минут до 10секунд — на емкость анаэробногогликолиза.

 Дляразвития и совершенствования специальнойвыносливости, проявляющейся в Вашейспособности вести поединок на уровнесвоей максимальной мощности, применяютспециальные подготовительные упражненияв различном режиме мышечной деятельности:в основном рекомендуется использоватьдля этого «бой с тенью», выполнениесерий упражнений на снарядах, впередвижениях и др. Например:

1.При тренировке на снарядах необходимовыполнять: 10-15″включений» по 3-4 мощных и быстрыхударных или защитных действийпродолжительностью 1,0-1,5 секунды каждоевключение и чередовать их с болееспокойными движениями для восстановленияорганизма в виде перемещений, изменениястоек и т.д. Всего следует выполнять 5-6таких серий через 1,5-2,0 минуты отдыха.

2.При выполнении прыжковых упражнении:10-15 секунд интенсивной работы (или 10-15прыжков) повторить 5-6 раз через 1,5-2,0минуты отдыха или работы малойинтенсивности.

3.

Для совершенствования гликолитическойанаэробной способности и адаптации кацидотическим сдвигам во внутреннейсреде, приводящим к резкому снижениюработоспособности (в том числе и точностидействий) — выполнять специальныеупражнения на снарядах, «бой с тенью»,сочетания ударов и передвижений: 5-6серий по 20-30 секунд интенсивной работыв чередовании с работой малой интенсивностив течение 1-3 минут.

С ростом тренированностипродолжительность восстановительнойработы можно сокращать равномерно илис уменьшением к концу серии, например- 90 секунд — 75 — 60 — 45 — 30 секунд отдыха.После такой серии требуется отдых до10 минут, в течение которого необходимопо возможности выполнять дыхательныеупражнения, упражнения на расслаблениеи гибкость.

 Нагрузкуможно увеличить за счет дополнительныхотягощении при выполнении специальныхупражнений (в виде манжет, накладок,жилетов, поясов, гантелей и т.д.). Примерытаких упражнений для развития силовойвыносливости были рассмотрены в разделесиловой подготовки. Вместе с тем дляболее избирательной направленностиупражнений с тяжестями на тот или иноймеханизм обеспечения локальной мышечнойвыносливости необходимо придерживатьсяследующих правил:

1.Для увеличения максимальной анаэробноймощности используются упражнения сотягощением 30-70% от предельного сколичеством повторений от 5 до 12 раз.

Выполнять их надо с высокой скоростью,в максимально возможном темпе спроизвольными интервалами отдыха междуподходами — до восстановления.

Количествоподходов определяется опытным путем -до снижения мощности выполняемой работы,но обычно выполняется до 6 подходов.

2.Для увеличения анаэробной алактатнойемкости и повышения эффективностииспользования энергетического потенциала:упражнения с отягощением от 20 и до 60% отпредельного с количеством повторений15-30 раз с высокой скоростью и темпомдвижений. Выполняется 3-4 подхода сотдыхом 2-3 минуты. В процессе работынеобходим постоянный контроль затехникой выполнения упражнения.

3.

Для совершенствования компенсаторныхмеханизмов и адаптации к работе вусловиях резких ацидотических сдвиговповторить не более 4 серий упражненияв высоком темпе с отягощением 20-35% отпредельного и с работой «до отказа»в каждой серии. При больших (до 10 минут)интервалах отдыха (в течение которыхнеобходимо выполнять упражнения нарасслабление, гибкость, различные махи)работа будет направлена преимущественнона совершенствование анаэробнойгликолитической производительности,а при относительно небольших интервалах(1-3 минуты) — на истощение анаэробныхвнутримышечных ресурсов и совершенствованиеих емкости.

Аэробныевозможности развиваются эффективнопри выполнении длительных непрерывныхупражнений, таких, как кроссовый бег,ходьба на лыжах, плавание. Можно дляэтих целей применять и спортивные игры.Аэробные возможности относительномалоспецифичны и не очень сильно зависятот вида упражнения.

Поэтому, если Вы,например, в беге или плавании сумелиповысить свои аэробные возможности, тоэто улучшение скажется и на выполнениидругих упражнений. Чем ниже мощностьвыполняемой работы, тем меньше еерезультативность зависит от совершенствадвигательного навыка и больше — отаэробных возможностей.

Функциональныевозможности вегетативных системорганизма при этом будут высокими привыполнении всех упражнений аэробнойнаправленности. В связи с этим выносливостьк работе такой направленности приобретаетобщий характер и ее называют общейвыносливостью.

 Общаявыносливость является не только основойподдержания высокой работоспособностив поединке, компенсируя неблагоприятныесдвиги в организме и восстанавливаяэнергоресурсы в ходе самого боя, но иобеспечивает переносимость высокихобъемов тренировочных нагрузок, т.е.физическую работоспособность человека.

В литературных источниках недаромподчеркивается то большое значение,которое придавали этому важнейшемукачеству мастера древности. Упражненияаэробной направленности, как правило,выполнялись в утренние часы. Это быличаще всего длительные пробежкипродолжительностью до 1-2 часов, иногдав сочетании с ходьбой.

Опытпоказывает, что в общем объеме тренировочнойнагрузки целенаправленную работу надразвитием общей выносливости удобнеевсего выполнять в утренние часы нафизической зарядке. Такая работа должнабыть «фоном», на который накладываютсявсе объемы специальных упражнений.

Рекомендуется, в зависимости от Вашегосамочувствия и подготовленности,ежедневное непрерывное пробегание 5-6км в равномерном темпе со скоростью от6,0 до 4,5 минут на один километр. Чем вышеуровень Вашей общей выносливости, темболее высокой может быть и скоростьбега.

Один раз в 2-3 недели, лучше всегов выходной день, можно пробежать и болеедлинную дистанцию — до 10-15 км в равномерномтемпе с той же скоростью. Периодическиможно пробегать с более высокой скоростью(3-4 минуты на 1 км) и Вашу обычную дистанциюв 5-6 км, но такая работа может выполнятьсяне чаще чем 1 раз в неделю.

 Втеплые летние дни беговую тренировкуможно заменить плаванием до 30 минут воткрытом водоеме, а в зимнее время -ходьбой на лыжах до 1-2 часов.

Источник: https://studfile.net/preview/6178823/page:7/

Прыгучесть ,как один из главных компонентов успеха в современномволейболе

Прыгучесть, её сущность и компоненты

Физическая культура испорт / 4. Исследование физической трудоспособности у спортсменов.

Широков В. М., Вяря А. А.

МАОУ СОШ № 20имени Кирилла и Мефодия, Великий Новгород, Россия

Прыгучесть, как один из главных компонентов успеха в современномволейболе

120 лет прошло с того дня, когда в 1895 г.в США преподаватель физической культуры колледжа в городе Гелиок штатаМассачусетс Ульям Морган предложил игру, которая получила название волейбол(англ. Volleyball – «отбивать мяч на лету»).

Мяч подолгу находился ввоздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мячв воздухе» и др. В 1900 г. волейбол выходит за пределы США и приобретаетпопулярность на всех континентах.

Многое произошло с момента создания игры донаших дней: менялись размеры площадки, высота сетки, совершенствовались правилаигры. Неизменно одно, что с каждым годом популярность игры в мире неуклонновозрастает, в том числе и от того, что российские спортсмены входили в элитумирового волейбола.

Так мужская сборная России – Олимпийские чемпионыОлимпийских игр в Лондоне в 2012 г., победители последнего розыгрышаМировой волейбольной лиги, действующие чемпиона Европы. Российские девушки, такжедействующие чемпионки Европы. Этот титул они завоевали в 2013 г.

Много ярких,незабываемых побед было у наших спортсменов и в предыдущие годы. А такие успехина мировой арене возможны только благодаря настоящей массовости этого горячолюбимого народом вида спорта в нашей стране.

Однако, волейбол интересен также тем, чтоон удовлетворяет самые разнообразным запросам и потребностям, он существует вомногих разновидностях: игра полными составами (6×6), игра неполнымисоставами (5×5, 4×4, 3×3, 2×2, 1×1), игра наограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, мини-волейбол,лесной волейбол, волейбол на открытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол,волейбол на роликах, волейбол без рук (ногейбол, сепактакроу, теннисбол).

Во время игры в волейбол создаютсяблагоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости,волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Это вомногом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуредля учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Современный волейбол – необыкновеннозрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощные нападающиеудары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании ив поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и заднейлинии.

В настоящие время тренера стремятсяукомплектовать свои команды высокорослыми игроками. Так в сборных мужскихнациональных командах нападающие игроки, имеющие рост, как правило, более 200см, связующие (пасующие) игроки приближаются к этому уровню. В сборных женскихкомандах рост нападающих составляет 185-190 см, пасующих 180-184 см.

Игроки стакими данными имеют высокий уровень физической и технико-тактическойподготовленности. Игроки с меньшими ростовыми данными должны компенсировать этовиртуозным технико-тактическим мастерством при атлетической физической подготовленности.

Чтобы не уступать в борьбе за мяч на площадке, когда игра ведется на «второмэтаже» более рослыми соперниками, незаменимым качеством становится прыгучесть.Следует отметить, что понятие прыгучесть, как физического качества (такого каксила, быстрота, выносливость, гибкость) в теории и методике физическоговоспитания не существует.

Исследования в этой области показали, что прыгучестьюобладают люди, способные тонко координировать свои двигательные действия.Другими словами, прыгучесть – это способность спортсмена взаимодействовать сопорой во время отталкивания.

В игре в волейбол применяется, как правило,два вида прыжков. Это прыжок в высоту с отталкиванием двумя ногами с короткогоразбега и прыжок в высоту с места, также с отталкиванием двумя ногами. Понятно,что основным элементом прыжка является отталкивание. От эффективностиотталкивания зависит высота прыжка.

Известно, что любое движение в пространстверассматривается относительно какой-либо точки. В нашем случае такой точкойявляется волейболист с опорой в момент отталкивания. К моменту постановки ногна место отталкивания игрок в разбеге набирает скорость, таким образом, еготело обладает количеством движения, которое равно массе тела, помноженной наскорость.

При постановке ног на место отталкивания происходит упругое сгибаниеног в коленных суставах, руки в этот момент отведены назад для замаха. Это фазапрыжка получила название «амортизационная». На смену «амортизационной фазе вотталкивании идет фаза, когда ноги стремятся как можно быстрее разогнуться, сообщивпри этом наибольшую скорость общей массе тела игрока.

Руки, «подхватывая» тело,активно выносятся вверх. Становится ясно, что сила и быстрота (особенно в фазеактивного отталкивания) являются определяющими качествами эффективностиотталкивания в прыжках. Прыжки в волейболе, как и все виды прыжков в легкойатлетике, относятся к так называемым скоростно-силовым упражнениям ипредставляют собой некие комплексные способности.

В волейболе, как и в другихвидах спорта, ведущим направлением силовой подготовки спортсмена являетсявоспитание скоростно-силовых способностей. Вместе с тем, максимальныепоказатели скорости движения не связаны прямо пропорционально с максимальнымипроявлениями силы.

Напротив, с механической точки зрения они находятся вобратной зависимости (согласно так называемому «основному уравнению мышечнойдинамики» А.Хилла). В связи с этим, при воспитании скоростно-силовыхспособностей нужно по иному нормировать внешние отягощения, чем при воспитаниисобственно силовых способностей.

Методика воспитания скоростно-силовыхспособностей характеризуется в волейболе применением непредельных отягощений иустановкой на максимально возможную скорость выполняемых действий. Так,скоростно-силовые упражнения с отягощением у волейболистов, применяются внебольшом объёме и редко превышают 20-30 % индивидуального максимума.

Важность силовой подготовки обусловленаусилиями, развиваемыми в большей степени в амортизационной фазе прыжка. Отвозможной величины усилий в этой фазе зависит скорость разбега игрока и, какследствие, велики напряжения мыщц-разгибателей.

Необходимо отметить, что силаволейболисту в прыжке нужна не абсолютная, а относительная. Относительной силой,называется сила, которая приходится на единицу веса спортсмена. Становится ясно,что вес спортсмена играет определённую роль.

Следовательно, и методика развитиясилы должна быть направлена на увеличение её без существенного роста весаигрока. Это достигается за счёт локальной направленности специальных силовыхупражнений, развития строго определённых групп мышц, несущих основнуюфункциональную нагрузку при прыжке.

При отталкивании в прыжках в волейболеведущую роль играют мышцы, а также мышцы голени и стопы. Скорость разгибанияголеностопного сустава определяет во многом эффективность прыжка. В фазеактивного отталкивания сила также имеет большое значение, однако решающую рольздесь приобретает быстрота.

Следовательно, качество силы спортсменаопределяется скоростью её нарастания. Для того, чтобы волейболист в максимальнокороткий промежуток времени смог развить силу в отталкивании, ему необходиморазвивать быстроту.

Под быстротой, как физическим качеством, мыпонимаем способность человека совершать двигательные действия в минимальный дляданных условий отрезок времени. Существуют три основные (элементарные) формыпроявления быстроты: а) латентноевремя двигательной реакции, б) скорость одиночного движения, в) частотадвижений.

В качестве средств воспитания скоростныхкачеств спортсменов чаще всего используют упражнения, выполняемые смаксимальной скоростью.

Упражнения должны быть настолько хорошо освоенызанимающимся, чтобы во время их выполнения основные волевые усилия былинаправлены не на способ, а на скорость выполнения.

Продолжительность упражненийдолжна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствиеутомления.

При развитии быстроты важным условиемявляется оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы(ц.н.с.) занимающихся, которое может быть достигнуто лишь в том случае, еслиони не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражненияобычно выполняют в начале занятий.

В тренировочном микроцикле развитие быстротылучше планировать на первый или второй день после отдыха. Следует отметить, чтоскоростно-силовые качества поддаются развитию с большим трудом и в значительноменьших пределах, чем другие физические способности.

Следует заметить, что принаборе занимающихся в секции волейбола, преимущество изначально имеют дети случшими антропометрическими данными, например, размер стопы (человек, имеющийбольшую стопу, может сильнее выполнять отталкивание), соотношение звеньев тела(длина ног по отношению к туловищу, длина голени относительно длины бедра). Этопреимущество должно сохраниться и с возрастом и по мере тренированности.

Для измерения высоты прыжка вверх толчкомдвух ног с места или с разбега служит экран прыгучести, на специальном стендеуказываются нормативные требования, результаты лучших волейболистов страны, данногоколлектива.

Устройство должно давать возможность измерять: а) длину теластоя с вытянутой вверх рукой (руками), б) высшую точку касания во времяпрыжка вверх.

Получают два показателя: первый – величину прыжка по разницепоказателей «а» и «б», второй – максимальную высоту касания рукой (руками). Вэтих же целях используется лента Абалакова. (см. рис. 1)

Развитию скоростного компонента мощноститолчка способствует большая группа, прыжковых упражнений. Хорошо, если родителиуделяли внимание физическому развитию своего ребёнка, приучали его бегатьбосиком по песку, траве, захватывать пальчиками стопы различные предметы, игрушки.

Ведь именно в раннем детстве лучше всего поддаются тренировке мышцы стоп, которыевыполняют, можно сказать, главную роль в эффективном отталкивании. Очень хорошееупражнение для развития мышц стопы, т.н. «гусеница» — передвижение босиком пополу, подтягивая себя за счёт сгибания пальцев ног.

Вообще, чтобы развить всебе способность высоко прыгать, нужно выполнять, желательно ежедневно, какможно больше отталкиваний.

Вот примеры некоторых упражнений дляразвития прыгучести:

1.          Прыжокна одной и нескольких ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком и спинойвперёд.

2.          Прыжки-многоскокиу щита с прикосновением на максимальной для занимающегося высоте.

3.          Прыжкисо скакалкой. Поочерёдно на одной и двух ногах.

4.          Прыжкис ноги на ногу.

5.          Прыжкина одной ноге с продвижением вперёд.

6.          Двапрыжка на одной ноге, два на другой ноге, с поочерёдной сменой ног.

7.          Спрыгиваниеи напрыгивание на гимнастическую скамейку или на опору высотой до 50 см.

8.          Прыжкина обеих ногах через барьеры.

9.          Подниманиена носки, стоя на нижней жерди шведской стены, держась руками за шведскуюстенку на уровне груди (поочерёдно на правой ноге, на левой ноге, на двух ногах)

10.       Прыжки в глубину.Спрыгивание с возвышения или гимнастического коня высотой 70-90 см споследующий быстротой отталкивания и прыжком вверх

11.       Имитация нападающегоудара и блокирования с разбега и с места

Уже эти упражнения можновыполнять с отягощением, используя для этого специальные манжеты для голени, утяжелённыепояса.

Исключительно полезными являются упражненияна специальных качелях (рис. 2). Эти упражнения можно проделывать вразличном силовом режиме, подвешивая к качелям блины от штанги. Направлятьразвитие мышц можно избирательно: для бедра, для голени и стопы.

Упражненияможно выполнять, отталкиваясь одной или двумя ногами. Также очень эффективноедля развития взрывной силы упражнение на скользящий тележке.

Использованиеданного тренажёра предполагает огромное количество упражнений, выполняемых вразличных вариациях.

Изменяя условия исполнения упражнений,можно избирательно тренировать мышцы в различных режимах работы, а именно: преимуществов уступающем (силовом режиме), преодолевающем (скоростно-силовом) режиме икомплексным уступающее-преодолевающем режиме (с быстрой сменой режима работы).

Примерами работы в уступающем режиме могутслужить упражнения с повышенной нагрузкой в первой фазе, т.е. в фазеамортизации, упражнения с большим весом отягощения, прыжки в глубину, упражненияна качелях с большим добавочным отягощением.

Из упражнений в преодолевающем режимеособенно важны прыжки вверх с места, отталкиваясь одной ногой от повышеннойопоры 50-60 см, с махом другой, согнутой ногой вверх, вбегание на лестницу, прыжкина одной ноге по лестнице вверх, прыжки в шаге вверх по лестнице.

Особеннобольшое значение для развития прыгучести и умения координировать движения впрыжке имеет третья группа упражнений, т.е. упражнения с быстрым переходом суступающего режима работы на преодолевающий.

К этой группе относятся упражнения,направленные на совершенствование развития двигательных качеств исовершенствование координации работы ног и рук при выполнении нападающегоудара, подачи в прыжке или блокировании.

Лучшими упражнениями для развития мышцзвена «голень-стопа» являются прыжковые упражнения при закреплённых коленныхсуставах: силовые упражнения с отягощениями и с пружинными амортизациями, пружиннаяходьба на передней части стопы с тяжестями на плечах, статические напряженияпри упоре ноги в переднюю часть стопы.

Стопы привести также комплекс упражненийсо штангой:

1.    Приседания со штангой наплечах (отягощение от 20 кг до возможного максимума).

2.     Приседания со штангой наплечах по 5 раз на время (вес отягощения от 20 до 100 кг).

3.     Выпрыгивание изполуприседа (сгибание ног в коленном суставе до 90 градусов) со штангой наплечах (отягощение от 20 кг до возможного максимума).

Прыжковые упражнения с отягощением (вес отягощения от 20 до60 кг):

1.     Прыжок перекатом с пяткина носок сериями до 25 раз.

2.     Прыжки на двух ногах, несгибая ноги в коленях.

3.     Прыжки на двух ногах сглубоким приседом.

4.     выпрыгивание вверх, поставиводну ногу на опору высотой до 50 см.

5.     Спрыгивание инапрыгивание на возвышение от 10 до 30 см.

Учитывая всё вышесказанное и используяпредлагаемые упражнения, в тренировочном процессе можно реально улучшить своирезультаты в прыжках, вплоть до самого высокого уровня. Результаты лучшихволейболистов мира поражают воображения. Так, мужчины волейболисты выпрыгиваютвверх на 115 см и выше, женщины – на 100 см и выше.

Впечатляюще! Есть к чемустремиться. Таким образом, можно констатировать факт, что прыгучесть вволейболе поддаётся тренировке и её можно существенно улучшить, доведя до самыхвысоких стандартов.

А обладая хорошей прыгучестью, игроку намного легчевыполнять сложные технические действия в атаке (нападающий удар, подача впрыжке) и защите (блокирование).

Только представьте себе, ведь подача впрыжке, в исполнении высокорослых, прыгучих игроков, превращается в настоящийнападающий удар с задней линии, который невозможно закрыть блоком. Играстановится ещё более динамичной, приобретает новый зрелищный характер.

Такимобразом, высокоразвитая прыгучесть способствует умению у игроков предельноэффективно использовать отдельные технические приёмы, что представляетнемаловажную роль в игре и приводит к успеху в достижении победы надсоперниками.

Игра приобретает ещё больше своих поклонников и почитателей, становитсяещё более массовой, что, в свою очередь, ведёт к укреплению здоровья иповышению трудовой активности населения.

Литература

1.          Матвеев Л.П. Основыспортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.

2.          Зациорский В.М.Физические качества спортсмена. М., 1966.

3.          Остапенко А.Н., СеливерстовБ.И., Чистяков Ю.М.. Лёгкая атлетика. Учебное пособие, М.: Высшая школа, 1979.

4.          Хоменков Л.С. Книгатренера по лёгкой атлетике изд. 3-е, перераб М.: Физкультура и спорт, 1987.

5.          Луткоский Е.М., ФилипповА.А. Лёгкая атлетика М. : Физкультура и спорт, 1977.

6.          Портных Ю.И., Спортивныеигры. М.: Физкультура и спорт, 1975.

7.          Клещев Ю.Н., Айряйнц А.Г.Волейбол учебник для институтов физической культуре. М.: Физкультура и спорт, 1985.

8.          Крир В.А., Попов В.Б.Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорта, 1986.

9.          Платонов В.Н. Подготовкаквалифицированных спортсменов, М.: Физкультура и спорт, 1986.

10.      Железняк Ю.В., ПортновЮ.М. Спортивные игры, М.: ACADEMA, 2002.

11.      Клещев Ю.Н., Спортивныеигры. М.: Высшая школа, 1980.

12.      Алабин В.Г., КривоносовМ.П. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. М.: Физкультура испорт, 1982.

13.      Дьячков В.М., Стрижак А.П.,Прыжок «Фосбери-флоп» М.: Физкультура и спорт, 1975.

Рис. 1  Экран прыгучестиРис. 2   Качели

Источник: http://www.rusnauka.com/45_VSN_2015/Sport/4_203680.doc.htm

Прыгучесть, её сущность и компоненты

Прыгучесть, её сущность и компоненты

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Компоненты прыгучести…………………………………………………..4
  2. Факторы развития прыгучести……………………………………………5

3. Особенности развития детей среднего школьного возраста……………..8

     4. Упражнения для развития прыгучести……………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………………17                          

      Введение

      Прыгучесть — очень важный момент во многих видах спорта. Чтобы научиться прыгать, надо прыгать, и с этим ничего поделать нельзя. Надо прыгать тысячи, десятки тысяч раз, но как уговорить ребенка проделывать много раз подряд одно и то же упражнение?

      Многие  авторы [4, 6, 9-12 и др.] называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. Так, В.П. Портнов [9] подчеркивает, что у прыгунов в высоту главное внимание уделяется прыгучести. Б.А.

Бураков [2] считает, что прыгучесть для акробатов-прыгунов имеет наиболее важное значение.

Это качество — довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено [1,3,7, 8,12,13 и др.].

      Ни  одно двигательное качество не может  быть изолировано от других. Например, штангисту для поднятия рекордного веса недостаточно даже значительного развития мышечной силы.

Можно обладать большим потенциалом силовых качеств, но реализуются они лишь при наличии необходимого уровня развития подвижности, точности, гибкости и др., т.е.

без соответствующего развития координационных не могут полностью реализоваться физические качества.

      Задача реферата изучение прыгучести как двигательно-коор динационного качества (ДКК), ее основных компонентов, факторов, влияющих на развитие основных проявлений, а также критериев оценки.

      Прыгучесть  как двигательное качество – это способность человека отталкиваться одной или двумя ногами для перехода в безопорное положение.     

     Важные  компоненты прыгучести — сила и быстрота мышечных сокращений. Как известно, прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направляется вниз — к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер.

В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры и характер работы меняется на преодолевающий. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники [14,15 ].

Таким образом, следующий важный компонент прыгучести — это ритм движений .

      Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в  ее реализации играют характер импульсации  мотонейро нов активных мышц — частота  импульсации в начале разряда  и синхронизация импульсации разных мотонейронов [5]. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы.

      Величина  усилий, развиваемых за максимально  короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений.

Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий.

Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.

      Быстрота  движений как следующий компонент  прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышцсинергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.

      Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой  скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях.

Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий.

Таким образом, структуру прыгучести составляют три основных компонента: взрывная сила, быстрота и ритм движений. 

    1. Факторы развития прыгучести

 

      Развитие  прыгучести определяется многими факторами. Один из них — уровень межмышечной  и внутримышечной координации.

Это  связано с вовлечением в работу значительно го количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации.

Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации.

      Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку. Большое значение имеют последовательность включения в работу определенных мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения.

      Высокая лабильность нервных центров — следующий фактор, определяющий развитие прыгучести, он позволяет спортсмену в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия.

      Важным  фактором, обусловливающим развитие прыгучести, являются особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов .

Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности. Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц.

Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.

      Нервно-психическое  и эмоциональное состояние также  оказывает определенное воздействие  на проявление прыгучести. При устойчивом нервно-психическом состоянии, при  концентрации волевых усилий спортсмен, как правило, достигает более высоких результатов.

На эмоциональное состояние атлета могут воздействовать соревновательная атмосфера, уровень подготовленности соперника, поведение зрителей, состояние материально-технической базы. Положительные эмоции стимулируют все функции организма, повышают работоспособность.

      Один  из важных факторов развития прыгучести — степень проявления физических и  координационных качеств.

Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы — важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы — одного из основных компонентов прыгучести.

Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. Выносливость — также необходимое условие для раз

gn=»justify»>      вития и совершенствования прыгучести как длительного целенаправленного процесса.

      Развитие  прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами , в частности  ловкостью . Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей  ловкости. 

      Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения телом  в фазе полета (в длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела — также  важное условие успешного выполнения прыжка.

      Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.

      Сохранение  равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также существенно  влияет на результат спортсмена. При  выполнении прыжка в длину атлет  дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе.

      Таким образом, прыгучесть имеет свои структурные  особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, тесно взаимосвязана с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе.

      Высота  и дальность прыжка в значительной степени зависят от способности  спортсмена к максимально быстрому развитию усилий. Движение руками создает  начальный импульс, обеспечивающий определенную скорость движений, и способствует проявлению взрывной силы. Высота положения о.ц.т.

тела прыгуна определяется в первую очередь оптимальным сочетанием вертикальной и горизонтальной скоростей вылета. Самая сложная фаза прыжка — переход от разбега к толчку.

Эффективность действий спортсмена в данной фазе определяется также величиной совпадения момента завершения отталкивания с вертикальным положением тела над опорой.

      Итак, прыгучесть определяется целым рядом  слагаемых, включая и оптимальный угол вылета, и скорость маховых действий. Это предъявляет повышенные требования к ритму двигательных действий. Без достижения необходимой согласованности движений всех звеньев тела в каждой фазе прыжка, и особенно в момент отталкивания, его эффективное выполнение невозможно.

      Cледовательно, прыгучесть — это способность к  максимальной концентрации мышечных  и волевых усилий в минимальный  отрезок времени при преодолении  вертикального и горизонтального  расстояний. 

      3. Особенности развития  детей среднего школьного возраста 

      В 13-15 лет, когда в достаточной степени  у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась  возможность тонко анализировать  мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблю-даются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая склонность под-ростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.

      Правильно и рационально построенная система  занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует сти-муляции биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.

      Основной  задачей физической культуры детей  этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям . При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники  основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания).

Параллельно с этим углубляются их знания — по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнени-ями на системы организма (центральную нервную систему, кровообра-щения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств.

При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта.

Здесь же даются представления и об основных «нетрадиционных» видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах.

Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности подростков и их функционального состояния.

      В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями.

Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся.

Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств.

Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности.

В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.).

      Отмечено  также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные  условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

      К 13-14 годам у подростков достигается  предельная частота движений, которая  доходит до величин взрослых, чем  создаются физиологические предпосылки  для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

      Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества — быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упраж-нениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями.

      Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости.

Источник: http://DipLand.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82/%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0%B3%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C,_%D0%B5%D1%91_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B_147702/

Refy-free
Добавить комментарий