Происхождение Аполлона

Содержание
  1. �������
  2. ����� � ���������
  3. ����
  4. ���, ������� � ��������
  5. ������� �� �������� � ���������
  6. ������� � �������������
  7. Аполлон (Феб) — сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка
  8. Аполлон — Мифология и Обычаи
  9. Рождение и детство
  10. [править] Основные мифы
  11. [править] Культ
  12. [править] Многие Аполлоны
  13. [править] В искусстве и науке
  14. [править] Возлюбленные Аполлона
  15. [править] Юноши
  16. [править] Женщины
  17. Потомство Аполлона
  18. [править] Эпитеты Аполлона
  19. [править] Окружение Аполлона
  20. Происхождение Аполлона (стр. 1 из 2)
  21. Аполлон
  22. История создания
  23. Биография и образ
  24. Интересные факты
  25. Аполлон [contact-form-7 404 "Not Found"], семимесячным [5]. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его [6]. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией [7]. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы [8].

    Пас быков Пифона [9]. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения [8]) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.

    В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище.

    Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.

    За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину [10]. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой [11].

    [править] Основные мифы

    Аполлон-Ящерицобойца (античная копия с оригинала Праксителя)

    Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

    Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием [12]. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку [13].

    За убийство циклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона [14]) и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету [15], где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

    Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои [16], либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков [17].

    Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

    Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.

    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза [18]. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

    Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.

    Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.

    Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.[19]

    Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.

    На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою [20].

    Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды [21]. Превращался в ястреба и льва [22].

    [править] Культ

    В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н.э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа[23]

    Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

    Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

    Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.

    Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни).

    Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире.

    Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.

    Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона [24].

    В последней главе Библии Аполлон назван апокалиптическим ангелом бездны (Откр.9:11)

    [править] Многие Аполлоны

    Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо[25]:

    • Сын Гефеста, хранитель Афин.
    • Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
    • Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
    • В Аркадии, его называют Номион.

    По Клименту[26], их шесть:

    1. сын Гефеста и Афины,
    2. сын Корибанта на Крите,
    3. сын Зевса,
    4. аркадский, сын Силена, он Номий,
    5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
    6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

    Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем[27].

    Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона[28], либо коршуна[29]. Ястребов египтяне посвящают Аполлону[30] (точнее, соколов Гора).

    Аполлон почитался в Тире[31].

    Его называли «четвероруким» и «четвероухим»[32][33].

    [править] В искусстве и науке

    Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

    Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен [34]. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом [35].

    Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».

    В философии Ницше Аполонническое начало является одиним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса

    Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества[36][37].

    [править] Возлюбленные Аполлона

    Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея. Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

    [править] Юноши

    Аполлон и Гиацинт

    Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

    [править] Женщины

    Аполлон и Дафна

    Его отвергли: богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

    • Амфисса. Возлюбленная.
    • Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
    • Гипсипила. Возлюбленная.
    • Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона [40].
    • Исса (дочь Макарея).
    • Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном.
    • Ниса (дочь Адмета).
    • Окироя.
    • Профоя. Некая возлюбленная Аполлона [40].
    • Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона [40].
    • Халкиопа (дочь Комета).

    и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

    Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

    Потомство Аполлона

    • Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
    • Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
    • Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
    • Акрефий.
    • Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
    • Амфисс. От Дриопы.
    • Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
    • Аний. От Рео.
    • Апий.
    • Араб. От Вавилоны.
    • Аристей. От Кирены.
    • Асклепий. От Корониды или Арсинои.
    • Бранх. (версия)
    • Гектор. (версия)
    • Гилаира и её сестра. (версия)
    • Гименей. От Каллиопы (версия).
    • Гриней. (версия)
    • Дафнис. (версия)
    • Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
    • Дий (отец Мелиты).
    • Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
    • Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
    • Евмолп. От Астикомы (версия).
    • Евридика (жена Орфея). (версия)
    • Зевксипп. От Гиллиды.
    • Иалем. От Каллиопы.
    • Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
    • Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
    • Ион. От Креусы.
    • Исмений и Тенер. От Мелии.
    • Кентавр. От Стилбы (версия).
    • Кеос. От Мелии.
    • Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
    • Кикн. От Фирии или Гириеи.
    • Кикон. От Родопы.
    • Кинир. От Пафы.
    • Кирка. От Эфеи (версия).
    • Кларос. От Креусы.
    • Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
    • Лапиф. От Стилбы.
    • Ликомед. От Парфенопы.
    • Ликор. От Корикии.
    • Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
    • Мараф.
    • Мегарей. (версия)
    • Меланей. От Пронои.
    • Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
    • Мопс. От Манто (версия).
    • Оилей. От Уреи (версия).
    • Онкий.
    • Орфей. От Каллиопы (версия).
    • Пан. От Пенелопы (версия).
    • Парфенос. От Хрисофемиды.
    • Патар. От Ликии.
    • Пис, царь кельтов.
    • Пифаей.
    • Сир. От Синопы.
    • Тельмисс. От дочери Антенора.
    • Тенн. От Проклии (версия).
    • Троил. (версия)
    • Фагр. От Офреиды.
    • Фемоноя. Из Дельф.
    • Фестор. От Аглаи (версия).
    • Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
    • Филаммон. От Филономы или Левконои.
    • Херон. От Феро или Арны.
    • Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
    • Элевфер. От Эфусы.
    • Эней (из Фракии). От Стилбы.
    • Эпидавр. (версия)
    • Эриманф.
    • Эриопида. От Арсинои.
    • Янус. От Креусы (версия).

    [править] Эпитеты Аполлона

    Аполон-Кифаред

    • Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона [44]. en:Abaeus
    • Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц [45], его алтарь в Фивах [46].
    • Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона [47]. В Актии святилище акарнанов [48]. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам [49].
    • Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона [50].
    • Атимний. Эпитет Аполлона [51].
    • Афетей.
    • Белен.
    • Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона [52].
    • Вакхий. Также эпитет Аполлона [53].
    • Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах [54].
    • Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом [55].
    • Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
    • Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
    • Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе [56].
    • Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде [57].
    • Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона [58] на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
    • Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха [59].
    • Гиперборейский.
    • Гортинский.
    • Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона [60]. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл [61]. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс [62].
    • Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона [63].
    • Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона[64], связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина [65].
    • Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
    • Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев [66]. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает [67].
    • Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете [68].
    • Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне [69].
    • Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона [70].
    • Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра [71] близ храма Гекаты.
    • Иатр. Также эпитет Аполлона [72].
    • Ией. (Иэй.) Имя Аполлона [73].
    • Исмений [74]. Эпитет Аполлона [75]. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха [76].
    • Карнейский.
    • Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона [77].
    • Киллейский. Эпитет Аполлона [78].
    • Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето [79].
    • Кинфий. Эпитет Аполлона [80].
    • Кипей. Эпитет Аполлона [77].
    • Кифаред. Имя Аполлона [81].
    • Кларосский.
    • Левкадийский.
    • Лесхинорий. Эпитет Аполлона [82].
    • Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками [83]. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
    • Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
    • Ликорейский. Эпитет Аполлона [84]. Город у Парнаса также называют Ликурия.
    • Локсий. Эпитет Аполлона [85]. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца [86].
    • Малеат. Эпитет Аполлона [87].
    • Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе [88]. Также эпитет в Киликии [89].
    • Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову [90]
    • Молосс. Эпитет Аполлона [77].
    • Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона [91].
    • Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе [89].
    • Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы [92].
    • Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона [93].
    • Орхией. Эпитет Аполлона [94].
    • Пагасейский. Эпитет Аполлона [95].
    • Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона [96]. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
    • Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии [97].
    • Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона [98]. Имя Асклепия [99]. Имя Гелиоса [100].
    • Пеон [101]. Имя Аполлона [102].
    • Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев [69].
    • Птой. Эпитет Аполлона [103].
    • Сарпедонский.
    • Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах [104].
    • Скиаст. Эпитет Аполлона [94].
    • Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона [105]. Его святилище в Тенедосе [106] и Хрисе [107]. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков [108]. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества [109].
    • Тильфосский. Эпитет Аполлона [110].
    • Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе [111].
    • Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев [112]. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение [113].
    • Фанет. Эпитет Аполлона [82].
    • Феарий.
    • Феб. Эпитет Аполлона [114].
    • Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона [115].
    • Фимбрей. Эпитет Аполлона [116]. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои [117].
    • Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий [118].
    • Филесии. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков [119]. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э.[120].
    • Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида) [121]. Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху [59].
    • Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей [122].
    • Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона [123].
    • Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова [124]. См. Феро.
    • Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера [125] и Пиндара [126]. В Тарсе есть священный меч Аполлона [127].
    • Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
    • Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика [128].
    • Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты [47].
    • Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона [129].
    • Эпопсий. Эпитет Аполлона [130].
    • Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе) [131].
    • Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы [59].

    Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

    [править] Окружение Аполлона

    • Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона [132].
    • Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах [133].
    • Главка. Родила от Опида дочь Опиду [92].
    • Кориталея. Кормилица Аполлона [132].
    • Опид. Его жена Главка, дочь Опида [92]. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах [133].
    • Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами [134].

    Источник: https://www.sites.google.com/site/mifologiaiobichayi/home/mify-drevnej-grecii/bogi-drevnej-grecii/apollon

    Происхождение Аполлона (стр. 1 из 2)

    Происхождение Аполлона

    Происхождение Аполлона.

    Аполлон (A p o l l v n) · бог, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций — как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон).

    Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа.

    Попытки древних авторов разгадать значение имени Аполлона не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций Аполлона: стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

    Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю.

    Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона.

    Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.

    Аполлон-губитель.

    В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры. Получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне).

    Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода.

    В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы.

    В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон борется с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

    Аполлон – целитель.

    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, Алексикакос («Помощник»), защитник от зла и болезней, прекратившей чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

    Эпитет Аполлона — Феб — указывает на чистоту, блеск, прорицание.

    Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя эти божества — антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой — бог темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э.

    образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитет Диониса — плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

    Аполлону — прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

    Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей.

    Среди детей Аполлона также были прорицатели: Бранх, Сибилла, Мопс — сын Аполлона и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов.

    Независимый нрав храброго Бога.

    Аполлон — пастух и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына.

    Так, у схолиаста к тексту Гомера сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по «Илиаде» вместо Аполлона в нем участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им условленной платы. Когда сын Аполлона, врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

    Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов.

    Миф о любви Бога Аполлона и нимфы Дафны.

    Неравнодушен был Аполлон, как и его отец Зевс, к смертным девам и нимфам, и они обычно с радостью отвечали на его любовь, увеличивая на земле число героев. Среди возлюбленных Аполлона называли нимфу Кирену, родившую от него в Ливии, куда он ее переселил, полубога Аристея, охранителя посевов от засухи и града, покровителя пастухов, зачинателя пчеловодства, виноградарства, оливководства.

    В отличие от Зевса, приходилось вечно юному богу знать и поражения. Так, отвергла его любовь дочь троянского царя Кассандра, но особенные страдания принесла ему любовь к нимфе Дафне.

    Как бог музыки и поэзии Аполлон считался владыкой Парнаса, где он ведал играми муз. Его оракулы имели стихотворную форму. Он считался вдохновителем поэтов, так же как Дионис. Но вдохновение, посылаемое Аполлоном, было иным, чем у Диониса. В нем дышали гармония и разум, а не неистовство хмеля.

    Казалось, нет на свете такой силы, которая могла бы посеять раздор между богом Апполоном и сыном царя Спарты, Гиацинтом. Апполон любил Гиацинта как брата и все считали их неразлучными. Сын Зевса был поклонником прекрасного, и каждое утро восходил на вершину горы, чтобы приветствовать солнце, которое, отдохнув после долгого пути вокруг земли, вставало со своего морского ложа.

    Апполона в его прогулках неизменно сопровождал Гиацинт. Проводив солнце в его странствие, юноши ходили осматривать стада, пасшиеся на росистых лугах, и счастлив был скотовод, чьи стада благословлял Апполон.

    Они шли мимо зреющих пажитей и нивы, по которым скользил взгляд Апполона, дарили щедрый урожай.

    После полудня Апполон и Гиацинт отдыхали в дубраве, слушая арфу Эола, а вечерами Апполон собирал поэтов, которые читали ему оды, воспевавшие красоту, дружбу, любовь.

    – Мой божественный друг, я благодарен тебе за то, что я самый счастливый человек на земле, – уверял каждый день Гиацинт Апполона, и в словах этих не было ни тени лести или неискренности.

    Однажды оба красавца, – бог и человек, – долго оставались на берегу реки. Они купались, в камышах ловили голубых стрекоз, соревновались в метании диска. Их дружба была чудесна, и им было так хорошо друг с другом. Должно быть, они чересчур расшумелись, ибо из воды вынырнула нимфа и окликнула их:

    – Эй вы, озорники, нельзя ли потише? Мой отец лег отдохнуть после обеда.

    Апполон, повернувшись к реке, опустил руку с диском занесенной для броска. И увидел красавицу не виданную даже среди дочерей богов: белое как молоко лицо, зеленые, точно водяные травы, волосы, а груди – налитые спелые яблоки. От изумления он выпустил диск, и тот покатился в воду.

    – Красавица, кто ты такая? И кто твой отец? – спросил Апполон.

    – Мой отец – речной бог, а я – его дочь Дафна, – гордо отвечала нимфа.

    Даже боги способны влюбится с первого взгляда. Случилось это и с Апполоном. Ему казалось, что воздух раскалился, и только воды реки могут охладить тело. Не согласись дочь речного бога выйти к нему, он отказался бы от прекрасных утренних зорь, от поэзии, даже от дружбы Гиацинта, только бы разделить с Дафной свою судьбу и остаться с ней, хоть примаком в водяном царстве тестя.

    – Дафна, прекраснейшая из прекрасных, я – бог света Апполон. Выйди ко мне и раздели со мной мою любовь и царство, – предложил Апполон нимфе.

    Дафна тряхнула мокрой головой, и голова ее украсилась короной из сверкающих капель.

    –Ты, рожденная повелительница, даже прекрасная Елена не может соперничать с тобой! – воскликнул в восторге Апполон, протянув Дафне руки.

    – Ты горяч, как твое солнце, – Нимфа опустилась в воду, только белое лицо ее покачивалось над потоком, словно водяная лилия.

    – Дафна, если ты не выйдешь ко мне, я кинусь к тебе! – Воспылавший страстью Апполон хотел броситься в реку.

    – Постой, не баламуть воду, отец спит, разбудишь его раньше времени, он рассердится и поднимет на реке такие волны, что все лодки перевернутся, – остановила Дафна Апполона, решив остудить огненную страсть бога.

    Подняв со дна реки диск, она кинула его Апполону со словами: – Пускай нашу судьбу решают боги. Я полюблю того из вас, кто, метнув трижды диск, дальше кинет его.

    Бедный Гиацинт! Он от души желал другу победы, но от волнения у Апполона дрожала рука и два первых броска оказались неудачными, а Гиацинт, как ни поддавался другу, метнул оба раза дальше Апполона.

    В третий раз Гиацинту метать не пришлось. Разъяренный Апполон замахнулся и метко прицелившись, швырнул диск ему в голову. Гиацинт упал и уснул вечным сном. Когда царские слуги унесли его бездыханное тело, на траве осталась лужа крови. Дафна была потрясена. Благородный юноша погиб по ее вине. Она легкомысленно распалила в боге ревность, жертвой которой стал человек.

    К ночи, когда над кипарисами поднялся круглый месяц, из реки вышли Дафна и ее подружки. Нимфы со свечами в руках двинулись к месту несчастья, проводить в вечность душу Гиацинта. От лучей месяца они зажгли белые, красные, голубые, розовые и желтые свечи и воткнули их в землю, увлажненную кровью Гиацинта.

    Вдруг из ближней рощи показалась огненная фигура, еще издали обжигающая жаром.

    – Бежим, нимфы, это Апполон! – закричала Дафна и кинулась бежать.

    Источник: https://mirznanii.com/a/131855/proiskhozhdenie-apollona

    Аполлон

    Происхождение Аполлона

    Повелитель солнца, покровитель музыкантов, талантливый предсказатель, врачеватель, отважный герой, многодетный отец – греческий Аполлон включает в себя множество образов. Вечно молодой и амбициозный бог честно завоевал собственное место на Олимпе. Любимец женщин и смелых мужчин занимает второе место в пантеоне божественных правителей.

    История создания

    По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.

    Статуя Аполлона

    Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. Плутарх выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

    Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – Зевсу.

    Аполлон и Зевс

    Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим.

    Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству.

    На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

    Биография и образ

    Греческий бог родился на берегу острова Делос. Одновременно с мальчиком на свет появилась сестра-близнец Артемида. Дети – плод любви Зевса-Громовержца и титаниды Лето (в другой версии Латоны). Женщине пришлось скитаться по небу и воде, так как Гера, официальная жена Зевса, запретила титаниде ступать на твердую почву.

    Близнецы Артемида и Аполлон

    Как и все дети Зевса, Аполлон быстро вырос и возмужал. Боги Олимпа, гордые и довольные пополнением, преподнесли юному божеству и его сестре подарки. Самым запоминающимся стал дар Гефеста – серебряный лук и золотые стрелы. С помощью этого оружия Аполлон совершит немало подвигов.

    Описание внешности вечно юного божества своеобразно. В отличие от большинства героев Греции Аполлон не носил бороды, предпочитая открывать лицо окружающему миру. Метафора «златовласый», часто используемая в отношении бога, позволяет сделать вывод, что Аполлон – блондин.

    Юноша среднего роста и среднего телосложения быстро и бесшумно передвигается по свету, с легкостью догоняя спортивную сестру. Нигде не упоминается обескураживающая красота бога, но количество любовных побед подсказывает, что Аполлон излучает магнетизм и обаяние.

    Аполлон и Дафна

    Впрочем, в жизни бога была и несчастная любовь. Дафна, миф о которой отлично характеризует юность Аполлона, стала жертвой неприятной истории. Юный бог, уверенный в собственных силах, высмеял Эрота (бога любви), за что получил в сердце любовную стрелу. А стрела отвращения полетела прямиком в сердце нимфы Дафны.

    Влюбленный Аполлон бросился за девушкой, которая решила спрятаться от настойчивого поклонника. Бог солнца не отступал, поэтому отец нимфы, видевший мучения дочери, превратил Дафну в лавровое дерево. Юноша украсил листвой лавра собственную одежду и колчан для стрел.

    Свободное от подвигов и забот время юноша проводит за музыкой. Любимым инструментом для Аполлона стала кифара. Молодой бог гордится собственными успехами в музыке и часто покровительствует талантливым музыкантам. А чего не терпит Аполлон, так это хвастовства.

    Бог Аполлон

    Весельчак-сатир Марсий, подобравший флейту Афины, однажды вызвал юного бога на состязание. Мужчина недооценил талант сына Зевса. Марсий проиграл состязание, а гордый и своенравный Аполлон в наказание за дерзость содрал с сатира шкуру.

    Молодому богу бывает скучно на Олимпе, поэтому Аполлон часто спускается на землю, чтобы пообщаться с друзьями. Однажды приятельская встреча закончилась смертью. Сын Зевса и Гиацинт, сын местного царя, запускали в небо металлический диск.

    Аполлон не рассчитал силы, и снаряд угодил Гиацинту в голову. Любимец бога погиб, Аполлон не смог спасти друга. На месте трагедии расцвел цветок. Теперь каждую весну распускает бутон растение гиацинт, напоминающее о дружбе бога и человека.

    Отличительная характеристика Аполлона – всепоглощающая любовь к матери и сестре. Ради благополучия близких женщин герой идет наперекор грозному отцу. Вскоре после рождения Аполлон убивает Пифона – могучего змея, преследующего Лето. За несогласованный акт мести Зевс свергает бога Солнца, и Аполлон должен восемь лет прослужить пастухом, чтобы загладить вину.

    Второй раз Аполлон заступается за мать, когда Лето оскорбляет царица Ниоба. Подруги поспорили, кто из них более плодовит. Чтобы отстоять честь матери, Аполлон и Артемида перестреляли всех детей Ниобы.

    Аполлон на колеснице

    Несмотря на часты стычки, за Аполлоном закрепилось звание любимчика отца. Такое расположение угнетает Геру – жену владыки Олимпа. Богиня прикладывает максимум усилий, чтобы причинить вред Аполлону. Впрочем, солнечный бог только посмеивается над проделками мачехи.

    На божестве лежит серьезная обязанность – Аполлон с колесницей, в которую запряжена четверка лошадей, проезжает по небу, освещая Землю. Часто в путешествии златокудрого бога сопровождают нимфы и музы.

    Возмужавший Аполлон часто заводит романы. В отличие от отца, мужчина предстает перед возлюбленными в истинном обличии. Исключением стали Антенора (принял облик собаки) и Дриопа (приходил дважды в виде змеи и черепахи). Несмотря на внушительный любовный стаж, Аполлон так и не женился. Более того, зачастую возлюбленные бога не хранили мужчине верность.

    Еврипид, Пифагор, Асклепий — дети Аполлона

    Зато собственных сыновей Аполлон опекает чрезмерно. Среди отпрысков бога значатся Еврипид, Пифагор, Янус, Орфей и Асклепий. Последний сильно прогневал дедушку, за что был убит Зевсом. Оскорбленный Аполлон в отместку перебил циклопов, которые создавали для владыки Олимпа волшебные молнии.

    Интересные факты

    • Ницше утверждал, что Аполлон – олицетворение порядка и света, а противоположные качества в мифологии представляет Дионис. Бог виноделия призывает сторонников нарушать правила, которые навязывает сын Зевса.
    • Аполлон имеет хорошую физическую подготовку. Юноша с легкостью победил бога войны Ареса в кулачном бою.
    • Писатель Рик Риордан представил собственное видение персонажа. В книге «Перси Джексон и Олимпийцы» читатель знакомится с современным бесшабашным сыном Зевса.

    Роман Волознев

    Певец, музыкант, композитор, рэпер

    Источник: https://24smi.org/person/2591-apollon.html

    Аполлон [contact-form-7 404 "Not Found"]
    • Поделитесь данными о стоимости ▲▼

    Аполлон, по прозвищу Феб («лучезарный, сияющий») – в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида – Луну).

    Классический образ Аполлона включает в себя архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития, что порождает разнообразие и двойственность его проявлений:

    • губитель, карающий бог;
    • бог защитник, помощник и врачеватель;
    • солнечный бог;
    • бог-прорицатель;
    • пасторальный бог;
    • блюститель гармонии (космической и человеческой);
    • бог поэзии и музыки;
    • бог юности, эфебов.

    Место рождения Аполлона – плавучий остров Астерия, принявший Лето, скрывающуюся от гнева ревнивой Геры. С рождением божественных близнецов остров прекратил свои скитания и получил наименование Делос – греч. «являю». Место рождения Аполлона и пальма, под которой Лето разрешилась от бремени, стали священными.

    Как грозное божество Аполлона, вместе с Артемидой, приносит внезапную смерть старикам, иногда они поражают без всякого повода.

    Ещё совсем юным (на четвертый день, тотчас по рождении) Аполлон тысячью стрел сражает опустошавшего окрестности Дельф змея Пифона и забирает себе его оракула.

    Вместе с сестрой Аполлон поражает своими стрелами великана Тития и детей Ниобы, карая за оскорбления нанесенные ими Лето. Он убивает ковавших молнии Зевсу киклопов, участвует в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

    В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам:

    • его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму;
    • он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром;
    • с его помощью совершается убийство Ахилла Парисом.

    Гнев Аполлона выражается не только в потоке губительных стрел.

    Победив в музыкальном состязании сатира Марсия, разгневанный его дерзостью Аполлон, сдирает с него кожу, а Царя Мидаса, который счел лучшим игроком на лире Пана, Аполлон наградил ослиными ушами.

    Воинственный характер Аполлона проявился и в его схватке с Гераклом, пытающимся овладеть дельфийским треножником, вызвавшей гнев Зевса, который прекращает распрю, метнув свою молнию.

    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи свойства помощника и защитника:

    • он целительи врач;
    • владычествуя над морем он защищает мореходцев от бурь и посылает ветры, облегчающие вход в гавань;
    • споспешествует созреванию полевых посевов и плодов;
    • защищает посевы от всевозможных вредных влияний, г.о. от саранчи и мышей.

    В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

    Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой – бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н.

     э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитеты Диониса – Плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

    Внешность, характер, атрибуты

    Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами – эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба – длинные волосы и отсутствие бороды.

    Можно также более подробно представить себе Аполлона.

    Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: «Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза».

    Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки. Скульптуры изображают его либо стройным, либо – полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица.

    Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода – он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: «Познай себя», «Ничего сверх меры»).

    Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты – кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

    Культ Аполлона

    Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции.

    Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим – здесь в его честь учредили вековые игры.

    Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища – от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно.

    Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса – их заменили копиями.

    Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

    Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

    Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

    Аполлон – одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

    Праздники в честь Аполлона

    Аполлон был главным племенным богом дорийцев и богом-покровителем Спарты. Дорийцы совершали два великие праздника в честь ему, Карнеи и Иакинфии (Иакинфии). Оба праздника были ежегодные.

    Карнейский совершался в честь Аполлона, как военного бога, каким изображала его, в шлеме, с копьем и луком, древняя колоссальная статуя его в лаконском местечке Амиклах. Карнейский праздник совершался в священном месяце карнее (августе).

    Народ ставил себе шатры; герольды возвещали о начале праздника; его принадлежностью была военные пляски, пение, музыка, гимнастические состязания и (с 665 года) пляски и игры нагих мальчиков (гимнопедии).

    Иакинфский праздник, приходившийся в Древней Греции на месяц гекатомвей (июле) и длившийся девять дней, начинался печальными обрядами, в воспоминание о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов.

    По древнегреческим мифам, он был любимец бога Аполлона, но по несчастной случайности диск, брошенный Аполлоном, убил его (то есть, диск солнца убил своим зноем цветы). Но Гиацинт был воскрешен и взят на Олимп; потому за печальными обрядами следовало веселье: юноши и девушки, увенчанные цветами, ходили торжественными процессиями, танцевали.

    Смерть и воскресение Иакинфа символизировали в мифах Древней Греции ежегодную смену погибели и возрождения растительности. В финикийском богослужении были обряды, имевшие тот же смысл.

    Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского Оракула

    Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой2 в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане.

    Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком.

    Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.

    Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы.

    Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места.

    Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом.

    В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона.

    Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю.

    Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

    С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы3 и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

    Дафна

    Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

    — На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

    Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

    — Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

    Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну – ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую – убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

    Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

    — Стой, прекрасная нимфа, – взывал Аполлон, – зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника.

    О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух. Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее.

    Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

    — Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

    Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

    — Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!

    А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

    Аполлон у Адмета

    Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету.

    Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой.

    Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад.

    Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты.

    Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

    Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму.

    Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев.

    Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

    Аполлон у музы

    Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами.

    Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.

    Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

    Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе.

    Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса.

    В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов.

    Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

    Сыновья Алоэя

    Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:

    — О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.

    Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице.

    Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз.

    Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.

    Марсий

    Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

    — Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

    Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

    Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

    Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон.

    Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость.

    А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

    Асклепий (Эскулап)

    Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона.

    Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя.

    Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

    По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя.

    Аполлон – покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда.

    Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

    Источник: http://mfina.ru/apollon/

Refy-free