Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Содержание
  1. НаСТОящее выживание в кризис
  2. Особой чертой казахстанского бизнеса является то, что маржинальность у нас зачастую оказывается неоправданно высокой. Все хотят прибыли здесь и сейчас. Оттого и стоимость услуг для автотранспорта в Казахстане нередко выше, чем в европейских странах, где умеют терпеливо нарабатывать постоянную клиентуру, а не гнаться за сиюминутной прибылью
  3. Нужны деньги? Продавайте дешевле!
  4. Внимание! Цена в вашем сервисе не должна быть «как у Баке»! Она должна складываться из реальных затрат и стоимости расходных материалов и запчастей
  5. Кадры решают все, оснащение – все остальное
  6. Заяви словом и подкрепи делом
  7. Найди свой путь и не сдавайся!
  8. Андрей Сафонов, Алеся Пегусова Фотоматериал: Ford, SKODA, Mazda©
  9. Читать реферат по технологии машиностроения:
  10. Проблемы экономики ремонта оборудования на российских промышленных предприятиях
  11. Совершенствование системы ТОиР оборудования в условиях централизации ремонтной службы предприятия
  12. Таблица 1 – Анализ рисков, обусловленных централизацией
  13. Таблица 2 – Характеристика стратегий ТОиР
  14. Выводы
  15.  Перечень ссылок
  16. Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса
  17. Актуальность и проблемы технического обслуживания оборудования в России
  18. ��������� ���������� �������� ���� � �������� �������: ��� ������� ���������� �����

НаСТОящее выживание в кризис

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Прежде всего уточним: предлагаемые антикризисные меры актуальны для всех форм сервиса вне зависимости от того, владельцем крупного центра вы являетесь или небольшой СТО. Хотя, пожалуй, маленьких мы жалеем чаще и охотнее бережем.

Несмотря на то что автосервис стоит рассматривать как непростой процессинговый узел, многие из владельцев этого бизнеса позволяют себе роскошь жить одним днем, не отслеживая развитие в динамике, не рассматривая взаимосвязи подразделений и служб, не планируя деятельность в долгосрочной перспективе. Если вы из таких, запомните: что не планируется, как правило, и не контролируется.

Не хотите все пустить на самотек? Да еще и в кризис? Тогда стоит начать с анализа показателей, отражающих количество клиентов вашего сервиса за прошлый и позапрошлый годы; отследить это количество по месяцам и даже по дням недели.

С этим аналитическим процессом «колесо в колесо» должен идти анализ средней стоимости каждого чека. Составьте рейтинг популярности услуг, предоставляемых вашим сервисом, и их стоимости. Трудно? Да, непросто. Но зато у вас зримо будут очерчены направления, наиболее эффективные с точки зрения маржинальности. Вот на них-то в период кризиса и стоит делать ставку.

Особой чертой казахстанского бизнеса является то, что маржинальность у нас зачастую оказывается неоправданно высокой. Все хотят прибыли здесь и сейчас. Оттого и стоимость услуг для автотранспорта в Казахстане нередко выше, чем в европейских странах, где умеют терпеливо нарабатывать постоянную клиентуру, а не гнаться за сиюминутной прибылью

Стоит обратить внимание на такой общемировой тренд: большинство запчастей и расходных материалов в цивилизованных странах продается именно в автосервисе. Что, кстати, можно рассматривать как хорошую возможность для увеличения прибыли сервиса, и об этом мы поговорим чуть позже. А пока вам как бизнесмену предстоит пережить нелегкий момент в своей жизни!

Для начала, подвергнув анализу стоимость услуг своего автосервиса, размер торговой наценки на продаваемые в нем запчасти, необходимо приучить себя к мысли, что в период кризиса нужно снизить наценку до уровня магазинной. Это привлечет много новых клиентов и позволит удержать старых.

Еще один психологический момент. Как бы тщательно и скрупулезно вы не планировали прибыль в предстоящем году, вряд ли ваш прогноз совпадет с реальным итогом. Поэтому, особенно в кризисный период, стоит снять розовые очки и забросить их подальше.

Избегайте неоправданно оптимистичных прогнозов! Даже если за прошедший год прибыль вашего автосервиса выросла по отношению к предыдущему, то лучше всего в своих планах опираться на позапрошлогодние данные.

А еще вернее в кризисное время брать за основу показатели «худшего года», выстраивая от них расходную часть бизнеса. Так вы сбережете свой сервис. Да и нервы.

Заметьте: мы заботимся не только о доходности вашего дела, но и о вашем здоровье. Так, если вы всю информацию о собственном бизнесе держите в голове, то от нас наградой за здоровье такой головы будет ржавый гаечный ключ. А если эти данные у вас «в записной книжечке», то и ключа вы не дождетесь.

Начните, наконец, пользоваться CRM-системами! Они позволяют продуктивно выстраивать продажи и планировать бизнес, опираясь на анализ и реальные показатели. А еще вести клиентскую базу на основе электронных карточек клиента. В базе будут отражены виды услуг и их стоимость за весь период, а также ваши собственные заметки относительно потребителей услуг.

В интернете можно найти немало подобных бесплатных программ и видеопособий к ним.

Итак, подведем промежуточный итог. Планирование деятельности и ведение статистики в автосервисе дает ясную картину финансового положения, позволяет оптимизировать расходы и выстраивать концепцию развития.

Нужны деньги? Продавайте дешевле!

Теперь позвольте сказать несколько слов о завышенных и заниженных ценах. Если вы радикально сбросите цену, это, несомненно, привлечет определенную часть клиентов. Но не стоит забывать о том, что удержать надолго такую публику будет невозможно, так как в погоне за дешевизной они могут вдруг умчаться от вас «в даль манящую».

Напротив, при неоправданном завышении цен продавать свои услуги вы не сможете совсем или сможете очень недолго. Таким образом, экспериментируя с ценами, старайтесь объяснить клиенту, за что он платит. Документально обосновывайте цены, выдавайте сметы с подробными расчетами стоимости услуг и запчастей.

Повесьте на видное место прейскурант.

Мониторинг цен конкурентов – вот что должно беспокоить вас всегда. Но, прежде чем вы приступите к сравнению их цен со своими, проанализируйте, из чего складываются ваши цены.

Как правило, их формирует расходная часть, то есть себестоимость товаров или услуг и наценки.

Себестоимость отражает прямые и косвенные материальные затраты, такие, как оплата труда, амортизация оборудования, налоги, аренда, расходы на маркетинг, рекламу и прочие непредвиденные расходы.

Внимание! Цена в вашем сервисе не должна быть «как у Баке»! Она должна складываться из реальных затрат и стоимости расходных материалов и запчастей

Не забывайте, что кризисные времена учат считать деньги не только вас – экономить начинают все. Если в вашем сервисе используются расходные материалы, имеет смысл для снижения закупочной стоимости перейти на мелкий опт. Это же касается и запчастей.

Взвесьте стоимость разных предложений, проведите своеобразный «закрытый тендер». Добившись снижения стоимости расходных материалов и запчастей от своих поставщиков, не спешите разницу относить в счет прибыли.

Будет разумнее либо снизить розничную стоимость услуг, либо пополнить за счет этих средств склад вашего автосервиса.

Кстати, о складе. Оперативность в автосервисе всегда была и будет ключевым показателем. Если за каждым болтом и гайкой вам потребуется обращаться к поставщику, это неизбежно увеличит простои, а значит, приведет к потере прибыли.

Выделите наиболее ходовые расходные материалы и запчасти, регулярно отслеживайте их наличие на складе, исходя из составленного ранее рейтинга популярности услуг. Не пренебрегайте программами складского учета.

На худой конец заведите складскую книгу!

Если же ваш автосервис является мультибрендовым, то содержать огромный склад запчастей, скорее всего, будет не по силам.

В этом случае целесообразно наладить устойчивый канал от поставщиков, обеспечивающих доставку запчастей в течение одного-трех часов.

И, как бы ни были крепки ваши деловые отношения, всегда имейте под рукой контакты их конкурентов – на тот случай, если у постоянного поставщика чего-то не окажется вовремя.

В тяжелые времена принцип выживания сводится к общему правилу: сократить расходы. Но! Прежде чем начать оптимизацию необходимо понять, что стоит уменьшить и какими путями пойти.

Например, вы можете варьировать продолжительность рабочего дня для персонала, предварительно выяснив, сколько времени уходит на выполнение той или иной операции и в какой период она наиболее востребована.

Однако следите, чтобы качество обслуживания не снижалось! Обратите внимание и на то, сколько вы тратите на покупку запчастей, проведите мониторинг поставщиков, выберите приемлемый вариант соотношения «цена – качество».

Задумайтесь и об износе оборудования, ведь иногда выгоднее приобрести новый станок, чем постоянно ремонтировать старый. С точки зрения правильного ведения бизнеса, имеет смысл создать материальный фонд, выделяя в него определенный процент от прибыли. Деньги фонда вам пригодятся как на непредвиденный ремонт оборудования, так и на плановую модернизацию.

Имейте в виду, что, оставаясь небольшой по размерам, сервисная станция может стать одной из ведущих при поставке услуг, общий спрос на которые сравнительно невелик.

Смысл этой стратегии состоит в сосредоточении усилий на пользующейся ограниченным спросом продукции. В данном случае возможно повышение маржи.

Но в условиях кризиса с целью сохранения клиентов повышение это должно быть минимальным.

Сконцентрируйтесь на качестве, а также на возможном расширении ассортимента услуг для автолюбителей. Предложите клиенту дополнительные или смежные услуги и по более низкой цене, чем при оплате их по отдельности.

Услуги, которые можно предложить клиенту, мы условно классифицировали так: — регулярные и сезонные; — пакетные;

— дооборудование и тюнинг.

Вот еще вопросы, которые могут быть важны для владельцев сервиса: «Как выгодно отличаться от конкурентов? Как сделать так, чтобы клиент снова пришел?» Предложите такую услугу, как сезонное хранение шин: тот, кто весной вам сдал шины, осенью вернется. А куда же он денется!

Но если серьезно, мы советуем выбрать ключевое направление, вокруг которого будет строиться вся работа автосервиса. Необходимо найти нишу, в которой станет хорошо заметна специфика именно вашего бизнеса: вы можете ремонтировать только определенные марки автомобилей, сосредоточиться на определенном виде работ и т.п.

А еще сделайте ваш автосервис не только качественным, но и удобным, чтобы клиент с комфортом мог ожидать, пока его автомобиль починят. Да, конечно, удобства требуют затрат, причем немалых, но ведь это и есть развитие бизнеса, переход со ступени на ступень.

Помните при этом, что, внедряя новую услугу, вы рискуете, а палочка-выручалочка – это основное направление.

Если вы не успели расширить цеха или закупить желаемое оборудование, с проблемой поможет справиться аутсорсинг. Передайте клиента в автосервис, с которым у вас есть договоренность и получите процент от прибыли. Но помните, что фактически вы несете ответственность за чужую работу! Обязательно предупредите клиента, что ремонтом его автомобиля займется сторонняя организация.

Итак, универсальность СТО – залог прибыли в кризисное время. Чем больше услуг вы предлагаете, тем больше вероятность того, что клиент выберет именно ваш автосервис.
Но ведь и специалистов вам потребуется больше! Тут уж, как говорится, думайте сами, решайте сами…

Кадры решают все, оснащение – все остальное

Далее поговорим о людях. Квалифицированные кадры ценятся всегда и везде, однако найти и привлечь их к сотрудничеству не так просто. Это тоже изрядная статья расходов.

Поэтому занимайтесь обучением персонала и повышайте квалификацию сотрудников.

Постарайтесь поставить дело так, чтобы при наиболее полном знании профильных функций ваши работники могли бы в случае необходимости заменять друг друга.

В кризис просто необходимо позволить рядовым сотрудникам более активно участвовать в управлении, это подчеркнет значимость мнения каждого для общего дела. Каждый из работающих в вашем автосервисе и все вместе должны видеть перспективный путь развития компании и уяснить шаги на этом пути, то есть стратегия и тактика компании должны быть прозрачны.

Сотрудникам также важно ясно представлять функциональные обязанности друг друга и быть информированными насчет их исполнения, чтобы как в случае наказания, так и в случае поощрения избежать подозрений в предвзятом отношении к кому-то со стороны руководства.
Еще один важный момент: в тяжелые времена сам Бог велел избавиться от балласта, от тех, кто ранее вызывал многочисленные нарекания, работал непродуктивно или неоднократно нарушал трудовую дисциплину.

Выстраивайте теплые доверительные отношения не только с клиентами, но и с персоналом. Стимулируйте их работу, всемерно поощряйте успехи, потому как по-настоящему высококвалифицированного специалиста трудно удержать от ухода «в свой гараж».

Некоторые предприятия внедряют в жизнь соревновательные приемы. Ничто не мешает и вам взять их на вооружение: предложите персоналу поучаствовать в соревновании «Лучший работник месяца», организуйте «Доску почета».

Может быть, стоит задуматься о регулярном предоставлении на льготных условиях услуг для персонала.

В процессе оптимизации работы автосервиса перед лицом кризиса важно вовремя задуматься о технической оснащенности. И мы сейчас снова заговорим об анализе. Что же делать, без него в бизнесе никак!

Четко определите, насколько продуктивно работают станки и приспособления, стенды, электрооборудование и приборы освещения в вашем сервисе. Так вы сможете снизить энергозатраты, а значит, повысить коэффициент полезного действия.

Задумайтесь, не стоит ли вам отказаться от некоторых технических устройств, соответствуют ли они профилю вашей основной деятельности? Попробуйте поискать многооперационную, полифункциональную технику, причем не обязательно дорогую. Отслеживайте новинки, следите за рекламой. К двигателю торговли советуем присмотреться пристальнее.

Заяви словом и подкрепи делом

Автосервис не крупная корпорация с громким именем и брендами. Ваши рекламные возможности ограничены и довольно жестко регламентированы. Ведь автосервис не может быть вдали от автодороги, а все, что находится у обочины, не должно отвлекать водителя.

Следовательно, чтобы заявить о себе в рамках правил, при этом весомо и громко, вам лучше обратиться к профессионалам, которые работают в рекламе много лет. Мы бы посоветовали алматинскую компанию «NOUVELLE.KZ».

Не тратьте деньги на рекламу, в эффективности которой вы не уверены. В условиях кризиса просто необходимо сделать так, чтобы ваша реклама била точно в цель. Не стоит пребывать в заблуждении, что реклама – это всегда огромные затраты.

Можно ведь напечатать листовки, буклеты и флаеры на обычной офисной бумаге, на визитках тоже можно и нужно заявить о себе.

Если ваш автосервис специализируется на обслуживании определенной марки автомобилей, то вам стоит обратить на это внимание клиента. Важно также, чтобы вы четко понимали, что, как и кому вы предлагаете.

Чтобы выгодно отличаться от конкурентов, формируйте уникальные предложения. Вы должны ответить себе на вопрос: «Почему клиент должен обратиться именно в мой автосервис?» Если вы знаете ответ, озадачьтесь подкреплением ваших ценовых предложений качеством обслуживания. Создайте интернет-магазин, через который клиенты предварительно смогут заказывать необходимые услуги или товары.

Свою уникальность можно строить на выгодном месте расположения, на режиме работы или скорости выполнения операций, на специализации. Но не забывайте, что это должно быть выгодно не только вам, а, в большей степени, клиенту.

Все данные, отражаемые в вашей рекламе, должны быть краткими, четкими и понятными клиенту. Не нужно нагружать предложение техническим описанием, оно должно четко отражать задуманную вами идею.

Не допускайте того, чтобы клиент неправильно или двусмысленно смог трактовать предлагаемую вами информацию. Стоит опасаться креативных слоганов, которые могут снизить эффективность рекламы.

Будьте аккуратны и с юмором: если дело касается трат, люди обычно бывают серьезны как никогда. Помните и о том, что ваше предложение должно быть конкретным.

Если возникли затруднения в поиске идей по привлечению новых клиентов, есть простой способ: спросите об этом тех, кто уже обслуживается у вас. Узнайте, почему они выбрали именно ваш автосервис, выясните, какие у них есть пожелания, опасения по поводу услуг вашего автосервиса и что они хотели бы усовершенствовать в его работе.

Вообще, привлекая новых клиентов, не забывайте о действующих, которых необходимо сохранить. Постарайтесь не только «держать марку» в контексте «цена – качество», но и не ленитесь напоминать о себе. И не затем лишь, чтобы оповещать клиентов о ваших акциях и новых услугах, но и, например, поздравить их с праздниками.

В этом случае эффективнее всего отправлять поздравительные открытки или письма почтой (либо курьером), нежели ограничиться электронными письмами или звонками потребителям услуг. Конечно, это дополнительные затраты, но они окупятся сполна, ведь люди будут чувствовать, что о них заботятся и помнят, не жалеют времени на то, чтобы обратиться к ним лично.

Электронные письма, по опыту, не всегда преодолевают пороги антиспама и не факт, что будут прочитаны перед удалением. Напоминать о себе клиенту необходимо не реже одного раза в месяц. Когда клиенты не получают от вас никаких вестей, шансы на то, что они к вам вернутся, снижаются.

А непреложное правило бизнеса гласит: гораздо проще сохранить старого клиента, чем привлечь нового.

Найди свой путь и не сдавайся!

Итак, процесс оптимизации можно выстроить по разным направлениям. К какому из них прибегнуть – решать только вам. Мы предложили лишь несколько вариантов, а у вас наверняка могут быть и свои. Если это так и вы уверены, что сами знаете многое о мерах по противостоянию кризису, высылайте свои «рецепты» в редакцию журнала. Мы будем рады опубликовать лучшие из них.

Помните: главное – не опускать рук и не сдаваться! Решение всегда есть!

Андрей Сафонов, Алеся Пегусова
Фотоматериал: Ford, SKODA, Mazda©

Источник: https://a-master.kz/rubriki/autobusiness/item/1732-nastoyashchee-vyzhivanie-v-krizis

Читать реферат по технологии машиностроения:

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

В результате текущего экономического кризиса многие отрасли российской экономики оказались в весьма тяжелом состоянии. Особенно сильно данный кризис ударил по производственной сфере. Так, например, автопроизводители несут огромные потери и значительно сокращают объемы выпуска продукции из-за сильного падения спроса на нее.

Например, только отечественная автомобильная промышленность произвела за первый квартал текущего года автомобилей почти в 3 раза меньше (123 тысячи единиц), чем за аналогичный период 2008 года. В подобных тяжелых условиях вопросы экономии различных видов ресурсов и использования резервов производства приобретают первоочередной характер.

Одним из «больных» мест российских промышленных предприятий является техническое обслуживание и ремонт оборудования. Положительные изменения в экономике страны в последние годы не позволили решить проблему замены устаревших основных фондов.

Сейчас крайне велика доля оборудования с высокими коэффициентами физического износа, а также таких станков, которые давно исчерпали свой ресурс.

Но и новое оборудование при неправильной эксплуатации также не сможет эффективно функционировать, будет часто ломаться и простаивать.

А вынужденные простои – это дополнительные потери времени и денежных средств, что недопустимо в кризисных условиях.

Таким образом, техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно для предприятий с крупносерийным и поточным производством, играет важнейшую роль в обеспечении рационального производственного процесса и экономии ресурсов.

В настоящее время мы можем выделить следующие проблемы в данной области, существующие на российских предприятиях:

высокий удельный вес сильно-изношенного оборудования, требующего частых ремонтов;

нехватка денежных средств для обновления/модернизации парка оборудования;

нерациональная организация служб технического обслуживания; и ремонта оборудования (ТОиР) и использование устаревшей системы ТОиР;

недоиспользование трудового потенциала специалистов и рабочих;

необходимость сокращения затрат на ремонт и обслуживание оборудования в условиях экономического кризиса.

Для их решения или минимизации целесообразным представляется провести мероприятий.

Рассматривая проблему изношенного оборудования и нехватки денежных средств для его замены, отметим, что в условиях кризиса объемы производства промышленной продукции падают, следовательно, часть наиболее изношенного оборудования становится возможным вывести из эксплуатации – законсервировать или продать.

Полученные средства (в том числе и от экономии на обслуживании, за счет сокращения парка оборудования и внедрения новых систем обслуживания оборудования), в совокупности с другими источниками финансирования (господдержка, банковские кредиты, прямые инвестиции) в зависимости от финансового и технического состояния предприятия можно направить на обновление основных фондов.

Нерациональная организация служб технического обслуживания и использование устаревшей системы ТОиР оборудования — одна из самых серьезных проблем наших средних и крупных предприятий. В настоящее время на большинстве из них используется

Тема: Проект станции технического обслуживания для легковых автомобилей с детальной разработкой зоны технического обслуживания и ремонта
Предмет/Тип: Транспорт, грузоперевозки (Реферат)
Тема: Организация технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка с разработкой участка технического обслуживания и диагностики машин
Предмет/Тип: Транспорт, грузоперевозки (Курсовая работа (т))
Тема: Расчёт графика технического обслуживания тракторов, трудоёмкости технического обслуживания и потребности в обслуживающем персонале подразделения сельскохозяйственного предприятия
Предмет/Тип: Транспорт, грузоперевозки (Курсовая работа (т))
Тема: Разработка крупной станции технического обслуживания для диагностики, ремонта, технического обслуживания легковых автомобилей
Предмет/Тип: Транспорт, грузоперевозки (Диплом)
Тема: Разработка крупной станции технического обслуживания для диагностики, ремонта, технического обслуживания легковых автомобилей
Предмет/Тип: Транспорт, грузоперевозки (Диплом)

Источник: https://referat.co/ref/699643/read

Проблемы экономики ремонта оборудования на российских промышленных предприятиях

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса
Неотъемлемой частью процесса инвестирования в машины и оборудование являются затраты предприятий на ремонт и техобслуживание. «ЭЖ» завершает публикацию материалов по результатам исследований, проведенных осенью 2008 г.

Затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования на российских промышленных предприятиях — важнейшая статья, формирующая себестоимость продукции. В зависимости от отраслевой принадлежности и масштаба предприятия эти затраты могут колебаться от 10 до 40%.

По некоторым оценкам на многих предприятиях, особенно машиностроительных, в ремонте простаивают до 50% технологического оборудования. Естественно, расходы на техобслуживание и ремонт негативно влияют на общую экономическую деятельность предприятия.

Причины высоких затрат на ремонт оборудования

Повысить экономическую эффективность предприятия в условиях инвестиционного кризиса невозможно без совершенствования принципов и методов технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР).

Как показали опросы, проведенные «ЭЖ» осенью 2008 г., на одну единицу затрат на новую технику приходилось до 1,37 единицы расходов на весь комплекс работ, направленных на поддержание оборудования в надлежащем работоспособном состоянии.

По всей вероятности, развитие кризисных явлений приведет к еще большему перекосу в сторону затрат на ТОиР.

Представляется, что причины столь масштабных расходов на ремонт по сравнению с затратами на приобретение новой техники обусловлены комплексом факторов.

Человеческий фактор

Сегодня средний возраст рабочих-­ремонтников — 50—55 лет. Это последнее поколение рабочих, получивших профессиональное образование в советских средних технических учебных заведениях. Их уровень квалификации не отвечает требованиям работы с новым оборудованием, разработанным исходя из новых технологических принципов.

Срок подготовки таких рабочих значительно превышает срок подготовки обычных рабочих­-станочников. На предприятии нужно отработать не менее 2—5 лет, чтобы освоить оборудование. Кроме того, его состояние и потребность в ремонте в значительной степени зависит от квалификации работающего на нем станочника или оператора.

Для современных российских предприятий проблемы человеческого капитала стали первоочередными.

Износ оборудования

Наиболее обобщенными показателями, характеризующими состояние основных фондов (ОФ), считаются показатели износа и доли машин с истекшим сроком службы. На начало 2008 г.

степень износа машин и оборудования по всем видам деятельности в коммерческих организациях достигла 51,1%, в том числе на предприятиях по производству транспортных средств — 67, по добыче полезных ископаемых — 54,9, по производству машин и оборудования — 51,2%. Из всего парка техники полностью изношенными признаны 21,1% единиц оборудования.

Среди промышленных видов экономической деятельности наиболее угрожающее положение сложилось в производстве транспортных средств, где доля полностью изношенной техники превысила 40%, химическом производстве и добывающих отраслях — около 1/4 всего парка машин.

Опрос «ЭЖ» выявил показатель доли оборудования со сверхнормативным сроком службы, по значению близкой официальной оценке: доля оборудования со сверхнормативным сроком службы достигает почти 30%.

Для отдельных видов и групп машин показатель доли переамортизированных средств заметно превышает усредненные официальные показатели Росстата. Так, среди некоторых видов горно-­шахтного оборудования доля машин с выработанным ресурсом превышает 50%.

Такая техника постоянно находится в «предотказном» состоянии, что приводит к увеличению доли затрат на ее содержание в себестоимости добычи и переработки продукции горного производства.

Если подобная тенденция сохранится, то через несколько лет затраты на ремонт (без реконструкции и модернизации) сравняются со стоимостью нового горно­шахтного оборудования.

При таком высоком показателе полностью амортизированного оборудования уровень ликвидации машин и оборудования находится на ничтожно низком уровне — 1,4% от всего парка машин и оборудования во всех сферах деятельности экономики (только коммерческие организации без субъектов малого предпринимательства).

По сути дела, в год подлежит ликвидации не более 7% полностью изношенной техники. По опросам Росстата, только 13% предприятий ликвидируют машины и оборудование из-за их экономической неэффективности. В то же время 71% предприятий при ликвидации техники ориентируются на ее физическую изношенность.

Таким образом, на предприятиях по-прежнему сохраняется не только физически изношенное, но и экономически неэффективное оборудование.

К сведению

Основные причины затрат на ремонт по сравнению с затратами на новую технику:

  1. крайне низкий уровень рабочих, занятых эксплуатацией оборудования и его техническим обслуживанием;

  2. плохое состояние активной части основных фондов, вызванное старением оборудования и низким уровнем его обновления:

  • большое количество машин и оборудования при низком коэффициенте их использования;
  • слабая организация и низкая эффективность деятельности ремонтных служб предприятий.

Неконкурентоспособные мощности

Как выяснила «ЭЖ», такое состояние ОФ привело к тому, что на предприятиях в значительной степени присутствуют мощности, которые сами предприятия относят к неконкурентоспособным. Их доля превышает 1/4 всех существующих на предприятиях производственных мощ­ностей.

Наличие неконкурентоспособных мощностей предопределено высокими возрастными параметрами передовых производственных технологий. По сути, «передовые» производственные технологии — это технологии автоматизации во всех сферах организационно-производственной деятельности предприятия.

Хуже дела обстоят в сфере производства, обработки и сборки: средний «возраст» технологий достигает 7,1 года, причем почти 37% из них используется десять и более лет. В обрабатывающих производствах средний срок использования подобных технологий — в пределах шести лет, причем свыше 20% из них применяется в течение десяти и более лет.

Именно такой характер использования и обновления передовых производственных технологий приводит к тому, что годовые темпы обновления технологической базы не превышают 0,1—0,5%. В результате удельный вес производств, отвечающих современным требованиям, находится в пределах 8—10%.

Несколько лучше ситуация в металлургии, где 30% применяемых технологических схем соответствует современному мировому уровню. Можно предположить, что столь приличный уровень технологического обновления объясняется экспортной ориентацией отрасли.

Если положение с обновлением автоматизированных технологий представляется критическим, то в целом активная часть ОФ отстает и от этих весьма низких показателей.

Между тем в технически передовых зарубежных странах технологическое оборудование обновляется каждые 7—10 лет, что позволяет с той же периодичностью совершать очередной технологический рывок.

Накопление на предприятиях низкокачественных устарелых фондов обусловливает, с одной стороны, наличие на них производственных мощностей, коэффициент использования которых зачастую находится в пределах 40%, а с другой — нехватку необходимого оборудования. В апреле текущего года отсутствие оборудования отметили 22% руководителей, опрошенных Аналитическим центром при Правительстве РФ.

Дисбалансы в составе машин и оборудования особенно заметны при сравнении размеров парка металлообрабатывающего оборудования России и США.

В начале нынешнего десятилетия и в России, и в США количество единиц металлорежущих станков и кузнечнопрессового оборудования было практически одинаковым, хотя по объемам машиностроительной продукции США опережали Россию не менее чем в 4—5 раз.

В немашиностроительных отраслях в России находилось несколько сот тысяч станков (около 30% парка), занятых при крайне низком коэффициенте использования изготовлением запасных и сменных частей к действующему парку.

Аналогичное положение с накоплением парка излишней техники с параметрами, не соответствующими современным потребностям, и в сфере грузового транспорта. При обследовании автопарков нескольких десятков промышленных предприятий было установлено, что в среднем износ машин составляет 60—80%.

При таком состоянии техники простой в ремонте в 2—3 раза превышает существующие нормативы, а коэффициент использования находится в пределах 0,6. Как следствие, на линию выходит лишь 40—60% техники. Параметры перевозимых грузов в 5—6 раз ниже грузоподъемности транспортных средств.

Это приводит к тому, что для выполнения необходимого объема перевозок на предприятиях накапливается излишняя техника с избыточными параметрами мощности.

В мае этого года ОАО «РЖД» объявило, что собирается избавиться почти от всех грузовых вагонов с истекшим сроком эксплуатации — почти от трети инвентарного парка страны (суммарно примерно 90 тыс. вагонов).

Очевидно, эти вагоны эксплуатировались редко и составляли резерв, постоянно требующий обслуживания и минимального ремонта. Прибегнут ли к таким революционным мерам иные отрасли и отдельные предприятия, покажет время.

В конце 2008 г., по данным Сервисного центра «Универсал-Спецтехника», резко увеличилось количество обращений клиентов с целью восстановления работоспособности погрузчиков с большим пробегом. Количество выполненных заказов по сравнению с предыдущим месяцем увеличилось на 26%.

Таким образом, критическое состояние активной части ОФ требует значительных затрат на реконструкцию, модернизацию и ремонт, включая текущее обслуживание.

Многочисленные эмпирические исследования показали, что осуществление реконструкции, модернизации и капитального ремонта эффективно лишь в том случае, если их проведение обходится не более чем в 60% стоимости нового аналога.

При этом продлевается срок службы дейст­вующего оборудования, но не проводится его технологическое обновление. По сути, такая практика консервирует существующие технологии и не обеспечивает развитие инновационного процесса.

Тем не менее для всего производственного аппарата промышленности, который должен быть использован в условиях кризиса, требуется непременное развитие ремонта и его совершенствование, поскольку надежды на массовое обновление машин и оборудования и сокращение объемов ремонта пока нет.

Основные черты ремонтных служб

Состояние ремонтной службы на промышленных предприятиях России характеризуется наличием смешанной системы. Ее суть в том, что определенную часть ремонтных функций выполняют приглашенные специалисты ремонтных предприятий и организаций. Это относится и к выполнению непосредственно работ по ремонту и обслуживанию оборудования, и к производству запасных и сменных узлов и деталей.

Другая часть всего комплекса работ, связанных с обеспечением функционирования оборудования, находится в зоне ответственности персонала предприятия.

Следует отметить, что лишь незначительная часть обследованных «ЭЖ» предприятий (около 4%) полностью изготавливала все узлы и детали на месте.

Почти половина предприятий полностью перешла на аутсорсинг при обеспечении запасными частями. Остальные использовали смешанную систему получения запасных и сменных частей и узлов.

Предприятия по показателю «покупка — приобретение запасных частей» распределялись следующим образом:

%
1 : 1 20,5
1 : 1,5 20,5
1 : 2 41,0
другое 18,0

Таким образом, среди предприятий, которые при наличии смешанной системы отдают на сторону часть работ по изготовлению необходимых запасных узлов, достаточно много таких, у кого масштабы собственного изготовления в 2 раза превышают объем закупок.

Дефицит запчастей

Изготовление запасных частей к старому оборудованию — процесс весьма дорогостоящий и малоэффективный.

Его осуществление обусловлено, во-первых, тем, что заводы — изготовители оборудования в условиях предкризисного относительного благополучия с заказами на новое оборудование не были заинтересованы в производстве запасных частей к старому, уже снятому с производства.

На этот факт обратили внимание около 42% предприятий из числа ответивших на вопрос «ЭЖ» о причине самостоятельного изготовления запасных частей к оборудованию. Во-­вторых, предприятия не имеют свободных средств для замены старого оборудования. На одном из машиностроительных предприятий в г.

Калуге не могут найти документацию на станок выпуска середины 50х гг. прошлого века. Для изготовления необходимого к нему узла станок приходится разбирать, выявлять дефектную часть и по ее параметрам заказывать у себя же в ремонтно-механическом цехе новый узел. Подобная практика — вынужденная мера для значительной группы предприятий.

Это связано с оставшимся с дореформенных лет недостаточным выпуском запчастей заводами — производителями основного оборудования. Эти запчасти отличаются высокой трудоемкостью и низкой эффективностью.

Для производителей горно-­шахтного оборудования прибыль на единицу трудовых затрат от реализации запасных частей в 2—3 раза меньше, чем от реализации полностью комплектного оборудования.

На первое место выходит обоснование принципа такого ценообразования, которое обеспечивало бы для заводов — изготовителей оборудования эффективность производства запчастей, а предприятиям-­потребителям их использование по сравнению с изготовленными в собственных цехах.

В рамках смешанной системы может быть использован и другой вариант ремонта оборудования.

Так, крупное предприятие энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге предпочитает приобрести один обрабатывающий центр, который по производительности и количеству выполняемых операций способен заменить 10—20 старых станков.

Отпадает необходимость в их ремонте и сокращается общая потребность в ремонтном персонале. Правда, подобное кардинальное решение — явление единичное. За последнее десятилетие на предприятиях машиностроения вряд ли появилось хотя бы несколько десятков подобных единиц техники.

Концентрация единичной мощности оборудования при форсированном развитии мелкого бизнеса не способна решить проблему ремонта и замены оборудования. По сути дела, обеспечение действующего оборудования произведенными непосредственно в ремонтно-механическом цехе запасными частями считается самым трудоемким и дорогостоящим элементом ремонтных работ.

Делать или покупать

В условиях кризиса на обеспечение предприятий запасными частями будут воздействовать две противоположные тенденции. С одной стороны, сокращение спроса на новое оборудование будет под давлением инвестиционного кризиса вынуждать предприятия в больших масштабах выпускать запасные части (возможно, и к старому, уже снятому с производства оборудованию).

С другой — предприятия будут стремиться сохранить квалифицированных рабочих. Им будет предложено изготовлять запасные части своими силами. В этом случае ярко проявляется проблема — делать или покупать, которая в условиях кризиса решается в пользу «делать». Последнее обстоятельство неизбежно приведет к ухудшению положения ремонтных служб и повышению затрат на ремонт.

Ремонтный сервис

Особое место в проведении ремонта принадлежит специализированным фирмам и специальным службам фирм — изготовителей оборудования. По данным «ЭЖ», почти 28% всех опрошенных предприятий прибегали к услугам специализированных фирм для выполнения ремонтных работ.

Но почти вдвое больше (52%) использовали для этих целей рабочих основных цехов. Подобная практика представляется рацио­нальной, поскольку рабочие, обслуживающие оборудование, лучше знают его индивидуальные особенности и слабые места.

Эту практику можно считать и перспективной: в условиях низкой загрузки рабочих производством основной продукции при спаде спроса на нее использование их на ремонтных работах позволит сохранить основных квалифицированных рабочих на предприятиях и обеспечит выполнение увеличившегося объема ремонтных работ, поскольку сократится ввод нового оборудования.

Иначе обстоят дела с ремонтом и обслуживанием импортного оборудования, а также производством и поставкой запасных узлов к нему. Практически именно сервисные услуги и выступают как одно из базовых преимуществ импортного оборудования перед отечественным.

«ЭЖ» было установлено, что ремонт и техническое обслуживание всего импортного оборудования проводят фирмы, которые являются сторонними по отношению к предприятию-собст­веннику. Среди них ремонт на предприятии осуществляют:

  • фирма — изготовитель оборудования — 21,6% предприятий;
  • специализированная фирма — 25,5% предприятий;
  • предприятие­-посредник, установившее импортное оборудование, — 33,3% предприятий;
  • другое — 19,6% предприятий.

Что касается запасных частей, основной удар принимает на себя фирма — изготовитель оборудования (52% предприятий), а также специализированное предприятие, расположенное в России (24,5% предприятий).

Итак, в условиях глубокого экономического кризиса проблемы воспроизводства активной части основных фондов приобретают особую остроту.

Проблемы реализации инвестиционного процесса и приобретения новых основных фондов заставляют расширять перечень работ по реконструкции и модернизации машин и оборудования, а также совершенствовать виды ремонта и обслуживания существующей техники.

Использование автоматизированных систем

Важнейший элемент совершенствования ТОиР — использование автоматизированных систем управления ремонтными службами. Их многочисленные проблемы в определенной степени могут быть решены включением управления ТОиР в системы управления предприятием. Для этих целей используются в основном системы класса EAM (Enterprise Assets Management) либо ERP (Enterprise Resource Planning).

Однако одним из главных препятствий на пути перехода к автоматическому управлению ТОиР является тот факт, что на большинстве предприятий учет информации о функционировании оборудования ведется в специальных эксплуатационных журналах (на бумажных носителях). Это делает совершенно бессмысленным даже попытки перехода к автоматизации управления ТОиР и получения на этом основании крупных организационно-экономических преимуществ.

Справка

    Преимущества от использования систем класса ЕАМ:
  • сокращение затрат на обслуживание оборудования — в среднем на 25—30%;
  • повышение готовности оборудования к работе — на 15—17%;
  • сокращение количества аварийных и сверхурочных работ — на 30%.

Между тем использование систем, подобных ЕАМ, позволяет получить ряд выгод, а срок окупаемости таких систем, как правило, не превышает двух лет, в отдельных случаях может быть сокращен до 3—4 месяцев.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/72389/

Совершенствование системы ТОиР оборудования в условиях централизации ремонтной службы предприятия

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Современный этап характеризуется поиском более эффективных подходов к организации и управлению РС промышленных предприятий.

Сложившаяся ранее система ТОиР показала недостаточную эффективность по обеспечению безопасной и безаварийной работы механического оборудования в условиях рыночной экономики.

В связи с этим насущной практической задачей является поиск путей совершенствования как организации управления, так и самой системы ТОиР.

Существуют три формы организации управления системой ТОиР оборудования предприятия: децентрализованная, смешанная и централизованная [1]. Каждая из них имеет как достоинства, так и недостатки, что неоднократно выносилось на обсуждение [2, 3].

В целом отечественными специалистами предпочтение отдаётся смешанной системе управления, в то время как зарубежная практика свидетельствует о высокой эффективности централизованных форм ТОиР оборудования.

Сложившееся положение во многом обусловлено теми отличиями в системе ТОиР, которые зачастую необоснованно выносятся за скобки. Подробный анализ указанной проблемы приведен в работе [4].

В последнее время наметилась устойчивая тенденция к централизации РС промышленных предприятий, зачастую с дальнейшим выводом их в аутсорсинг. Эта тенденция обусловлена стремлением к оптимизации и повышению эффективности существующих РС предприятий. Имеется как позитивный, так и негативный опыт централизации, положительное и отрицательное виденье указанного процесса [5].

В данной работе рассматриваются предложения по совершенствованию системы ТОиР оборудования в условиях централизации РС предприятия, которые направлены на снижение возможных рисков, связанных с осуществлением данного процесса, а также на достижение поставленных целей.

https://www.youtube.com/watch?v=LxnWwHufjI4

Централизация РС предприятия подразумевает реструктуризацию и оптимизацию с концентрацией управления и ресурсов (сил и средств) для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования производственных цехов в рамках Отдела главного механика (ОГМ) или подразделения, на которое возложены соответствующие функции. Централизацию можно рассматривать также как промежуточный шаг на пути к выводу РС в аутсорсинг.

Основными целями централизации являются:

  • повышение безаварийности и безопасности эксплуатации оборудования предприятия за счёт организационных мероприятий, в том числе разграничения областей ответственности персонала производственных цехов и ОГМ;
  • повышение эффективности и мобильности РС предприятия за счёт централизованного управ-ления имеющимися ресурсами;
  • раскрытие внутренних резервов по выполнению ТОиР оборудования производственных цехов за счёт обеспечения оптимального распределения трудовых ресурсов.

Достижение указанных целей потребует решения следующих задач:

  • реструктуризация ОГМ и РС производственных цехов предприятия для повышения уровня управляемости и эффективности;
  • оптимизация связей между подразделениями предприятия для повышения качества и оперативности их взаимодействия;
  • совершенствование стратегии ТОиР для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия.

Решение поставленных задач осуществляется посредством:

  • разграничения прав и обязанностей участников процесса обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия;
  • увеличения ресурсной базы ОГМ за счёт имеющихся внутренних резервов, в основном, за счёт РС производственных цехов предприятия;
  • оптимального планирования распределения имеющихся ресурсов для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия;
  • пересмотра существующей нормативно-технической базы, регулирующей взаимоотношения между подразделениями предприятия, в том числе документооборота;
  • автоматизация бизнес-процессов РС предприятия (ОГМ и производственных цехов) для обеспечения оперативности и повышения качества их реализации;
  • повышение квалификации ремонтного персонала путём внедрения и расширения программ непрерывного обучения;
  • переквалификация ремонтного персонала, исходя из фактических потребностей РС по обеспечению безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия.

Желаемыми результатами централизации являются:

  • снижение уровня отказов и простоев оборудования по вине РС предприятия;
  • общее сокращение численности ремонтного персонала предприятия за счёт более эффективного перераспределения имеющихся ресурсов;
  • увеличение объёмов и видов ремонтных работ, выполняемых собственными силами, без привлечения сторонних подрядных организаций.

Структура процесса централизации РС предприятия в разрезе целей, задач и путей их достижения приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура централизации РС предприятия в разрезе целей, задач и путей их достижения

Обеспечение безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия возможно только при наличии должного уровня финансирования и снабжения материально-техническими средствами деятельности РС предприятия, в том числе ОГМ, а также выполнения операций по ТОиР оборудования согласно разрабатываемым планам и графикам.

Анализ рисков, обусловленных централизацией РС предприятия, а также предлагаемых мероприятий по их снижению и устранению, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ рисков, обусловленных централизацией

РискМероприятие
Недостаточное качество выполняемых ремонтов вследствие снижения квалификации ремонтного персонала, что может быть обусловлено ориентацией на выполняемые ремонтные работы в противоположность ориентации на обслуживаемое оборудование производственных цехов, которая существовала прежде.Комплектация персоналом до штатного количества дежурных бригад цехов. Обеспечение руководства/кураторства ремонтами со стороны инженерно-технических специалистов РС цехов при выполнении работ бригадами ремонтных цехов ОГМ. Повышение квалификации ремонтного персонала путём внедрения и расширения программ непрерывного обучения.
Увольнение по собственному желанию высококвалифицированных специалистов в связи с изменением условий и характера труда.Индивидуальный подход в отношении высококвалифицированных специалистов при вовлечении в процесс централизации с формированием альтернатив при выборе дальнейшего места работы. Обеспечение уровня заработной платы и льгот не меньше, чем на прежнем месте работы.
Самоустранение РС производственных цехов от выполнения обязанностей по обеспечению безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования.Разграничение прав и обязанностей участников процесса обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования с закреплением соответствующих требований в должностных инструкциях, картах технического обслуживания и прочих документах, регламентирующих функциональные обязанности персонала.
Значительное увеличение нагрузки на ОГМ в вопросах планирования, организации и проведения ТОиР оборудования предприятия.Пересмотр существующей нормативно-технической базы, регламентирующей взаимоотношения между подразделениями предприятия, а также строгое соблюдение разработанных требований. Внедрение средств автоматизации бизнес-процессов РС предприятия и элементов электронного документооборота.
Снижение оперативности устранения при возникновении аварийных ситуаций.Снижение уровня отказов и простоев оборудования путём совершенствования стратегии ТОиР.

Для снижения и устранения рисков, обусловленных централизацией, данный процесс должен осуществляться постепенно и пошагово от одного устойчивого состояния к следующему с постепенным реформированием системы ТОиР оборудования.

Аварии промышленного оборудования приводят к прерыванию технологического процесса, что сопровождается неминуемыми материальными потерями, а также может стать причиной техногенных катастроф и гибели людей. Обеспечение безаварийной работы оборудования с переходом от устранения следствий аварий к предупреждению причин является основной задачей РС предприятия.

В условиях сложной финансовой ситуации, которая характеризует нынешнее положение в отрасли, стратегия планово-предупредительных ремонтов (ППР), получившая ранее широкое распространение, не может быть реализована в объёме, достаточном для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия. Это обуславливает необходимость внедрения более прогрессивных и экономически целесообразных стратегий ТОиР оборудования.

При этом сложившаяся по факту в настоящее время стратегия эксплуатации отдельных видов оборудования до отказа не может считаться допустимой альтернативой для промышленных предприятий, агрегаты которых зачастую являются объектами повышенной опасности.

Краткая характеристика существующих стратегий ТОиР приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика стратегий ТОиР

МодельСтратегии ТОиР
реактивныепроактивные
СТОХАСТИЧЕСКАЯ(на основе вероятностных/статистических показателей)I. Эксплуатация до отказа:
  • недорогое резервируемое оборудование;
  • минимальные затраты на ТОиР;
  • отказы и затраты по их ликвидации непредсказуемы.
II. ППР:
  • обеспечение подготовки к ремонту;
  • значительные затраты на ТОиР из-за замены работоспособных узлов и деталей;
  • возможность возникновения аварийных отказов.
ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ(на основе актуальной информации о ТС оборудования)III. По состоянию:
  • максимальное использование ресурса;
  • необходимость в ремонтных работах может превысить возможности РС;
IV. Проактивная:
  • рациональный выбор времени, видов и объёмов ремонтных воздействий;
  • снижение объёмов ремонтных воздействий с одновременным увеличением срока службы оборудования;
  • низкая вероятность аварийных отказов;
  • высокие требования к культуре труда и квалификации персонала.

Под реактивными подразумеваются стратегии ТОиР, необходимость ремонтных воздействий в которых обуславливается наступлением некоторого критического в рамках этой стратегии события (отказа, достижения предельных величин регламентируемых параметров).

Проактивные стратегии ТОиР направлены на предупреждение возникновения критического события и характеризуются возможностью осуществления предварительного планирования и подготовки ТОиР (заказ ремонтных бригад, материально-технического обеспечения) в противоположность реактивным стратегиям, когда необходимость проведения ТОиР, а, соответственно, и обеспечение их подготовки, до наступления критического события непредсказуема. В отличие от стратегии ППР проактивная стратегия базируется на данных о фактическом техническом состоянии (ТС) оборудования и прогнозе его развития (в отличие от стратегии ремонтов по состоянию).

Проведенный анализ позволяет определить проактивную стратегию ТОиР как наиболее эффективную и целесообразную для дальнейшего внедрения с целью обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования предприятия.

Краткое описание. На основе сведений о фактическом ТС оборудования определяются необходимые ремонтные воздействия, направленные на снижение скорости развития неисправностей.

Основное положение. Изначально все виды неисправностей присутствуют в зачаточном или явном виде во всех пускаемых в эксплуатацию машинах.

Различные факторы, сопровождающие эксплуатацию (проектные и непроектные нагрузки, воздействие факторов окружающей среды и близлежащего оборудования, условия проведения ТОиР и прочие), в той или иной мере приводят к развитию различных видов неисправностей.

Определяющее воздействие одного или группы факторов вызывает ускоренное развитие одной или нескольких неисправностей, которые становятся детерминирующими по отношению к работоспособности машины.

Выбирая ремонтные воздействия таким образом, чтобы уменьшить влияние определяющих факторов, можно снизить скорость развития неисправностей, поддерживая работоспособное состояние машины. Рациональный выбор и качественная реализация этих и только этих ремонтных воздействий является задачей РС.

Проактивная стратегия ТОиР базируется на оценке ТС оборудования, которая может осуществляться следующими методами:

  • мониторинг технологических параметров;
  • визуальный осмотр;
  • контроль температуры;
  • акустическая и вибрационная диагностика;
  • обследование с применением методов неразрушающего контроля.

Основанием для принятия решения о необходимости выполнения ремонтного воздействия является ситуация, когда ТС одного узла оборудования приводит к ухудшению ТС смежных (пространственно или функционально) узлов.

Ремонтные воздействия осуществляются в рамках следующих групп мероприятий по ТОиР оборудования:

  1. Профилактическое техническое обслуживание – комплекс мероприятий, проводимых периодически, которые направлены на предупреждение или снижение скорости развития дефектов путём обеспечения проектных условий взаимодействия узлов оборудования (очистка от технологических отходов, продуктов износа, коррозии, осадков, отложений и прочие; удаление пыли, грязи, масла, шлака, окалины, просыпи сырья, мусора и прочие; доливка, дозаправка рабочих жидкостей, досыпка, замена расходных материалов; замена или восстановление сменного оборудования и другие).
  2. Корректирующее техническое обслуживание – комплекс мероприятий, проводимых по необходимости, которые направлены на предупреждение или снижение скорости развития дефектов путём обеспечения проектных условий взаимодействия узлов оборудования (регулировка и наладка оборудования, в том числе центровка, балансировка; восстановление соединений деталей, обеспечение целостности металлоконструкций и трубопроводов; восстановление покрытий, окраски и другие).
  3. Прогностическое техническое обслуживание – комплекс мероприятий, направленных на установление фактического ТС оборудования с целью прогнозирования его изменения в процессе дальнейшей эксплуатации и выявления наиболее целесообразного момента применения и требуемых видов ремонтных воздействий (измерение технических параметров, отбор проб; контроль, испытание, проверка режимов работы оборудования; контроль ТС оборудования, в том числе методами технической диагностики; дефектоскопия методами неразрушающего контроля; технический осмотр оборудования, освидетельствование, обследование, ревизия и другие).
  4. Текущий ремонт – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности оборудования путём замены или восстановления отдельных его узлов, не являющихся базовыми, кроме сменного оборудования.
  5. Капитальный ремонт – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности оборудования путём замены или восстановления базовых его узлов и деталей.

Совершенствование системы ТОиР оборудования является непременным условием реализации целей, достижение которых определяет успешность процесса централизации РС.

Изменение только лишь структуры управления, без существенного пересмотра внутренних связей и организации ТОиР оборудования, игнорирование необходимости таких преобразований в большинстве случаев приводит к отрицательным последствиям, нежели к ожидаемым выгодам.

Поэтому только совместное внедрение прогрессивных технологий управления и непосредственно осуществления ТОиР оборудования, комплексный подход к совершенствованию РС предприятия является залогом успеха подобных преобразований.

Выводы

  1. Выявлена общая тенденция к централизации РС предприятий металлургической отрасли на современном этапе. Установлено наличие как успешного, так и негативного опыта, полученного в результате централизации РС предприятий.
  2. Рассмотрена структура процесса централизации РС предприятия в разрезе целей, задач и путей их достижения. Проанализированы возможные риски.
  3. Определена необходимость совершенствования системы ТОиР оборудования в условиях централизации РС предприятия.
  4. Проведен анализ стратегий ТОиР оборудования. Проактивная стратегия ТОиР оборудования выделена как наиболее эффективная и целесообразная для сложившейся в отрасли экономической ситуации.
  5. Рассмотрены основные компоненты проактивной стратегии ТОиР оборудования.

 Перечень ссылок

  1. Борисов С.Б. Организация управления ремонтным и техническим обслуживанием оборудования / Машиностроитель. – 2000. – №12. – С. 22-23.
  2. Розин М. Советы консультанта: Отдавать ремонт частями. – http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/253639/otdavat_remont_chastyami.
  3. Матюшин В., Тарасов А. МИФ 5: Организация ремонтных и инженерно-технических служб предприятия, нет путей для повышения эффективности. http://www.pacc.ru/analytics/toro/toro6.html.
  4. Сидоров В.А., Седуш В.Я. Изменения в ремонтных структурах металлургических предприятий / Металлургическая и горнорудная промышленность. – 2009. – №6. – С. 76-78.
  5. Ремонтная служба: вчера, сегодня, завтра // Компания НЛМК. – 2010. – №3. – С. 8-15.

Источник: https://eam.su/sovershenstvovanie-sistemy-toir-oborudovaniya-v-usloviyax-centralizacii-remontnoj-sluzhby-predpriyatiya.html

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

В результате текущего экономического кризиса многие отрасли российской экономики оказались в весьма тяжелом состоянии. Особенно сильно данный кризис ударил по производственной сфере. Так, например, автопроизводители несут огромные потери и значительно сокращают объемы выпуска продукции из-за сильного падения спроса на нее.

Например, только отечественная автомобильная промышленность произвела за первый квартал текущего года автомобилей почти в 3 раза меньше (123 тысячи единиц), чем за аналогичный период 2008 года. В подобных тяжелых условиях вопросы экономии различных видов ресурсов и использования резервов производства приобретают первоочередной характер.

Одним из «больных» мест российских промышленных предприятий является техническое обслуживание и ремонт оборудования. Положительные изменения в экономике страны в последние годы не позволили решить проблему замены устаревших основных фондов.

Сейчас крайне велика доля оборудования с высокими коэффициентами физического износа, а также таких станков, которые давно исчерпали свой ресурс.

Но и новое оборудование при неправильной эксплуатации также не сможет эффективно функционировать, будет часто ломаться и простаивать.

А вынужденные простои – это дополнительные потери времени и денежных средств, что недопустимо в кризисных условиях.

Таким образом, техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно для предприятий с крупносерийным и поточным производством, играет важнейшую роль в обеспечении рационального производственного процесса и экономии ресурсов.

В настоящее время мы можем выделить следующие проблемы в данной области, существующие на российских предприятиях:

высокий удельный вес сильно-изношенного оборудования, требующего частых ремонтов;

нехватка денежных средств для обновления/модернизации парка оборудования;

нерациональная организация служб технического обслуживания; и ремонта оборудования (ТОиР) и использование устаревшей системы ТОиР;

недоиспользование трудового потенциала специалистов и рабочих;

необходимость сокращения затрат на ремонт и обслуживание оборудования в условиях экономического кризиса.

Для их решения или минимизации целесообразным представляется провести мероприятий.

Рассматривая проблему изношенного оборудования и нехватки денежных средств для его замены, отметим, что в условиях кризиса объемы производства промышленной продукции падают, следовательно, часть наиболее изношенного оборудования становится возможным вывести из эксплуатации – законсервировать или продать.

Полученные средства (в том числе и от экономии на обслуживании, за счет сокращения парка оборудования и внедрения новых систем обслуживания оборудования), в совокупности с другими источниками финансирования (господдержка, банковские кредиты, прямые инвестиции) в зависимости от финансового и технического состояния предприятия можно направить на обновление основных фондов.

Нерациональная организация служб технического обслуживания и использование устаревшей системы ТОиР оборудования — одна из самых серьезных проблем наших средних и крупных предприятий. В настоящее время на большинстве из них используется классическая система предупредительно-плановых ремонтов (ППР), которая была разработана в СССР в середине 50-х годов ХХ века.

Основными чертами системы ППР являются плановый характер и профилактическая направленность. Плановый характер предполагает заблаговременное определение состава, объемов и периодичности проведения обслуживающих и ремонтных работ. Профилактическая направленность предполагает выполнение обслуживающих и ремонтных операций до наступления отказа оборудования.

Система ППР предусматривает поступление агрегата в ремонт после того, как он отработал определенное число часов. Основой для разработки системы ППР являлись статистические данные, полученные в дохе анализа отказов оборудования [1]. В настоящее время данная система безнадежно устарела.

Среди ее недостатков отметим игнорирование фактических условий работы оборудования, качества материалов и запасных частей, устаревшие неточные нормативы и значительные отклонения фактических данных работы оборудования от плановых.

Так на одном из предприятий машиностроительной отрасли использование типовой системы ППР привело к тому, что не более 28-30% оборудования выдерживало нормативный межремонтный пробег; на 15-18% возросло время простоя оборудования в ремонте, а также увеличились темпы физического износа оборудования на 15-18% [1].

Увы, но полностью отказаться от системы ППР не представляется возможным из-за требований российского законодательства. В соответствие с нормативными документами, система ППР является основным инструментом по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации оборудования.

Так неисполнение соответствующих требований, а также нормативно-технической документации может повлечь за собой определенные санкции вплоть до остановки производства.

В данных условиях привлекает особое внимание другой тип систем ТОиР, предусматривающий обслуживание оборудования по его реальному состоянию, но с сохранением профилактических работ.

Наиболее перспективной современной системой эксплуатации оборудования в настоящее время является система всеобщего обслуживания оборудования, известная в английском сокращении как ТРМ (Total Productive Maintenance).

Система ТРМ была разработана в Японии на рубеже 60-70-х годов в фирме «Ниппон Дэнсо» — поставщике электрооборудования для компании «Тойота», как методика повышения эффективности оборудования и является системой обслуживания оборудования по его фактическому состоянию.

Ее развитие тесно связано со становлением производственной системы фирмы «Тойота». Система ТРМ оставалась секретной разработкой до 1980 года, когда было опубликовано первое ее описание на английском языке. В январе 1998 года была представлена система ТРМ3- улучшенная и расширенная австралийская версия системы ТРМ третьего поколения [3].

Данная система включает набор методов, направленных на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось. Характерной чертой данной системы является постоянное наблюдение и акустические проверки оборудования для раннего обнаружения дефектов и предупреждения его отказа.

Особое значение придается совместной работе операторов оборудования и специалистов ремонтной службы, которые должны вместе обеспечивать повышение надежности оборудования. Поскольку операторы постоянно находятся рядом с оборудованием, поэтому именно они первыми определяют малейшие отклонения от правильной работы и играют важнейшую роль в его первичном обслуживании, диагностике и предупреждении неисправностей. В результате удается повысить эффективность использования оборудования и его производительность, существенно снизить затраты на его обслуживание и ремонт, сократить время на переналадки, уменьшить аварийность и травматизм на производстве.

В качестве примера реальных улучшений в области технического обслуживания и ремонта оборудования при внедрении системы ТРМ отметим следующее:

снижение количества случайных поломок и аварий в 10-250 раз;

увеличение загрузки оборудования – в 1, 5 раза;

снижения случаев выпуска бракованной продукции — до 10 раз;

снижение себестоимости продукции — до 30% [3].

Отметим также, что система ТРМ позволяет наиболее полно задействовать имеющийся потенциала специалистов и рабочих, предусматривая мероприятия по активному стимулированию рационализаторской деятельности, постоянному совершенствованию персонала, повышению его квалификации. Именно постепенное грамотное внедрение подобной системы технического обслуживания на российских предприятиях может помочь решить выделенные ранее насущные проблемы в данной области.

Список литературы

1. Митюшин В. С. МИФ 2: Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОиР) невозможно запланировать / В. С. Митюшин // Компас промышленной реструктуризации – №3 – 2004.

2. Кеннеди Р. Взаимодействие 5S и ТРМ в системе ТРМ3 / Р. Кеннеди, Л. Маца. // Стандарты и качество – 2004. – №8.

3. Пшенников В. В. Качество через ТРМ, или о предельной эффективности промышленного оборудования. Электронное издание – http://tpm-centre.ru, 2006.

Источник: https://mirznanii.com/a/195734/problemy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-oborudovaniya-v-usloviyakh-krizisa

Актуальность и проблемы технического обслуживания оборудования в России

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

Ерохин Е. А.

В результате текущего экономического кризиса многие отрасли российской экономики оказались в весьма тяжелом состоянии. Особенно сильно данный кризис ударил по производственной сфере. В подобных условиях вопросы экономии различных видов ресурсов и использования резервов производства приобретают первоочередной характер.

Одной из проблемных областей российских предприятий является техническое обслуживание и ремонт оборудования. Несмотря на позитивные изменения в экономике страны в последние докризисные годы, проблема обновления основных фондов сохранилась.

В настоящее время на производстве крайне велика доля оборудования с высокими коэффициентами физического износа и таких станков, которые давно исчерпали свой ресурс.

Но необходимо заметить, что и новое оборудование при неправильной эксплуатации будет неэффективно функционировать, часто ломаться и простаивать. Простои вызывают дополнительные потери ресурсов, увеличивающие себестоимость продукции, что недопустимо в кризисных условиях.

Учитывая усложнение и увеличение стоимости оборудования, нехватки различных видов ресурсов, рациональное техническое обслуживание и ремонт оборудования играют все большую роль в деятельности предприятий, оказывая существенное влияние на качество, стоимость выпускаемой продукции и конкурентоспособность предприятия в целом.

Перед тем как перейти к проблематике в данной области, представляется целесообразным уделить несколько слов современному пониманию технического обслуживания оборудования. В ходе проведенного анализа точек зрения различных авторов можно выделить два принципиальных подхода к его пониманию.

Во-первых, в соответствии с представлением МОТ, техническое обслуживание оборудования — это функция, цель которой состоит в обеспечении максимальной готовности производственного оборудования при оптимальных затратах, удовлетворительном качестве, соблюдении безопасности труда и требований защиты окружающей среды.

Во-вторых, это комплекс взаимосвязанных технических и организационных мероприятий, направленных на поддержание постоянной готовности, работоспособности и исправности оборудования при его использовании по назначению, во время хранения или транспортировки, и исключению его преждевременного износа ( Г. В. Дружинин, Г.В. Миронова).

Итак, заметим, что в настоящее время на российских предприятиях существуют следующие проблемы в области технического обслуживания и ремонта оборудования:

— высокий удельный вес сильно-изношенного оборудования, требующего частых ремонтов и работающего с низкой эффективностью;

— нехватка средств для обновления/модернизации парка оборудования и необходимость сокращения затрат на ремонт и его обслуживание в условиях экономического кризиса;

— нерациональная организация технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР), использование устаревшей системы ТОиР;

— недоиспользование трудового потенциала специалистов и рабочих.

Для их решения или минимизации целесообразным представляется предложить ряд мероприятий.

Рассматривая проблемы изношенного оборудования и нехватки средств для его замены, отметим, что в условиях текущего кризиса объемы производства продукции значительно сократились, следовательно, часть наиболее изношенного оборудования представляется целесообразным вывести из эксплуатации – законсервировать или продать.

Полученные средства (в том числе и от экономии на его обслуживании и содержании), в совокупности с другими источниками финансирования (господдержка, банковские кредиты, прямые инвестиции), в зависимости от финансового и технического состояния предприятия, можно направить на обновление основных фондов и/или использовать для создания более современной системы ТОиР. В свою очередь и создание современной рациональной системы ТОиР может позволить предприятию значительные средства, которые можно использовать для обновления парка оборудования или его оптимизации.

Нерациональная организация и использование устаревшей системы технического обслуживания и ремонта оборудования — одна из существенных проблем российских предприятий, которая наносит значительный урон их конкурентоспособности.

В настоящее время на большинстве из них используется классическая система предупредительно-плановых ремонтов (ППР), которая была разработана в СССР еще в середине 50-х годов ХХ века. Основными ее чертами являются плановый характер и профилактическая направленность.

Плановый характер предполагает заблаговременное определение состава, объемов и периодичности проведения обслуживающих и ремонтных работ, а профилактическая направленность подразумевает выполнение ремонтных операций до наступления отказа оборудования.

Система ППР предусматривает поступление агрегата в ремонт после того, как он отработал определенное количество часов. В настоящее время данная система безнадежно устарела.

Среди ее недостатков отметим устаревшие нормативы, игнорирование фактических условий работы и состояния оборудования, качества материалов и запасных частей, значительные отклонения фактических данных работы оборудования от плановых. Так на одном из предприятий использование типовой системы ППР привело к тому, что не более 25-30% оборудования могло выдержать нормативный межремонтный пробег; на 15-17% возросло время простоя оборудования в ремонте, а также увеличились темпы его физического износа на 15-18%.

В данных условиях привлекает особое внимание другой тип систем ТОиР, предусматривающий обслуживание оборудования по его фактическому состоянию, но с сохранением профилактических работ.

Наиболее перспективной современной системой в настоящее время является система всеобщего обслуживания оборудования, известная в английском сокращении как ТРМ (Total Productive Maintenance), которая была разработана в Японии на рубеже 60-70-х годов в фирме «Ниппон Дэнсо» — поставщике электрооборудования для компании «Тойота», первоначально как методика повышения эффективности оборудования. Ее развитие тесно связано со становлением производственной системы компании «Тойота». Система ТРМ оставалась секретной разработкой до 1980 года, когда было опубликовано первое ее описание на английском языке. А в 1998 году была представлена система ТРМ3 — улучшенная и расширенная австралийская версия системы ТРМ третьего поколения. Данная система включает набор методов, направленных на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось. Характерными ее чертами являются: охват всего жизненного цикла оборудования, повышение такого показателя, как «Полная Эффективность Оборудования» (от англ. «Overall Equipment Effectiveness»), отражающего степень эффективности его использования, постоянное наблюдение и акустические проверки оборудования для раннего обнаружения дефектов и предупреждения его отказа, а также совместная работа операторов оборудования и специалистов ремонтных отделов, которые вместе обеспечивают безотказную работу оборудования. Операторы постоянно находятся рядом с оборудованием, поэтому именно они первыми определяют отклонения от правильной работы и играют значительную роль в его первичном обслуживании, диагностике и предупреждении неисправностей. В результате удается повысить эффективность использования оборудования и его производительность, существенно снизить затраты на его обслуживание и ремонт, сократить время на переналадки, уменьшить аварийность и травматизм на производстве. В качестве примеров общих улучшений в области технического обслуживания и ремонта оборудования при внедрении системы ТРМ отметим следующее:

— снижение количества случайных поломок и аварий в 10-250 раз;

— увеличение загрузки оборудования – до 1, 5 раза;

— снижения случаев выпуска бракованной продукции — до 10 раз;

— снижение себестоимости продукции — до 30%.

Также система ТРМ позволяет наиболее полно задействовать имеющийся потенциал специалистов и рабочих, предусматривая мероприятия по активному стимулированию рационализаторской деятельности, постоянному совершенствованию персонала, повышению его квалификации. Именно постепенное грамотное создание систем ТОиР по образу и подобию ТРМ на российских предприятиях является действенным способом решения ранее выделенных насущных проблем в области технического обслуживания и ремонта оборудования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ekportal.ru/

Источник: http://www.vevivi.ru/best/Aktualnost-i-problemy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-oborudovaniya-v-Rossii-ref145409.html

��������� ���������� �������� ���� � �������� �������: ��� ������� ���������� �����

Проблемы технического обслуживания оборудования в условиях кризиса

������ ����������, ������������ �������� EAM �������� Datastream

����� ������� ���������� ����������� ������� ������� ���� (�������� – ��������������� � ����������������)?

������ ������������� �������� ���������� �������� ����� �������. �������� � ������� ��-������ ���������� ���� ���������� � ���� ������: «������» � «�������». ��� ����������� ����������� � ������������� (����������� «������») ����� �������� ������, ��������� ������������ ��������� � ���������������� ���������.

�������� ������� �� �������� «�������» (����������� ���������, ������� ��������) �������� ���������� ������������ ���������� ������������, ������������� ��������� ��������� ������� � ��������� ������������ ������������.

������� �����, ���������� ��� ����� ������, ������������ ��� ��� ��������� ����������� ��-������� ��� ���������� ��������� ������� � �� ����.

��������, �������������, ��������� �������� ��������� �������� ������� ������� ���������� ����.

��� ����� ���� ����������������� ������ ������������ �� �����, ������������ ���������������� ������ ��-�� ������������� �������� ������������ – � ����� �������, � ������������ ����������� ��������� ������������ ������������, ����� �������-������������ ���������, ������������� ��� ��������������� ����� ��������� ����������� – � ������. ����������� �������������� ������� ��� ���������� ��������� ������� (���-�������) – ��� ����������� �������������� ����������, ����������� ������ ��� ���������������, ��� � ���������������� �������� � ������� ���� �� �����������. 

����� ������ ������ ����� �������� ���� ���� ���������? ����� ����������� (������������, ������-��������) � ����� ���������� ������� (��)?

� ������� ��� ���� ��������� ������ ����� ��� �����, �� ������������ �������� �������� ��������������� ������������ �� ������������ ����������� �������� ����, ����������� ��� ����������� ������������� ������������.

���� �������� � ������������, ������������ ���-��������, �� � ���������������� �������� ��� ���������������� ������������, � ������������ �������� — ������� ������������� �����, � ����� ������������ ������������ – ������� ����������� ����������� ������, � �������� �������������� ������� — ��� � ��������������.

�� � ������������ �� ������, ���������� � ����������� � �������� ������������, ���������� � ��������������� ��������. ������� �������, ����� ������������, ������� ���������� ������������ � ��������������� ���������, ����� ���� �������� ���-��������.  

��� �������� ������-���������, �������������� ���, �� ����� �� ������� ������ ����� � �������� � ����������� ��������, ����������� ��������� ������������, ��������� �����������-������������ �����������.

��������� �� ��� ������ �� ��������� ���������� ������� ���� � �������� ����������� ��������-���������, ��� ��������� �� ������ ����� �������� ���������� ������� ��������?

��������� ��� ������ ������� ������ �����, ��, ��� �������, ���� ������� ���������� ���-������� ��������� � �������� ���������. ������, �������, ��� ������� ��������� ���� ��������. �� �� ������ ��������� ����� ����������� �������. ��������, � ����������� ���������� �������� ��������� ���� �������� � ��������������� �� �������, �.�.

��� ������� ����������� ������������, ��� �������������������� ����� ��������� �����. �������� � �������� ������ ���� ����� �������������� �������. � ���� ������ ���������� ������� ����� ���� ���� ������ ��� ������� ��������������� ���������.

� �����, ������, �������������� ����� �������� �� �������, ����� ������ �������� ����� ��������������� � ������������ ��� ����������� ������������ ����.     

������ ���������� ��������� ����� ����������� ������� ������� (��������, ������������ ����). ����������� ���-������� ���������� ������ ��� ����, ����� ����������� ���� ����� ������ ������� � ������� ���� J)) � ����� ����� ����� ���� �������, ����� � ���������� ������� �������� ������, �� �������� ��������� � ���. � �������, ���� �������������, ����, ����� � ��. ������������ �����.

� ������������ �������������� ������� �������� �� ������� ���� �����-�� ����� ��������, ����� ������������?

����������! � �������� ������� ������� �������� ����� ������������ � ������������ ����������� ��������, �������� ����� ��������, � ������ � � ��������� ������� � �������, ������� �������� ������� ���������.

��������� ��� ��� ��� ��������� � ���� ��������� ��������.

������ �� ��������� ����������� �� ���� ����������� �������, ��������� ���������� ������������, ���������� ��������� �������� � ������ ������ ������������, ���������� ������������ �����, ���������� ������ ������� �������.  

���� �������� � ��������������� ���������, �� ��� �� ����� � ���, ��� ��������� �� ��� ���� �� ����������� �������������� � ������������ ������������. ��� ������ ����� ��� ���������� ���-�������, ��������� ���� ����� ������������ ����� ������������� ��-�������, �� ������ � �������� ������ �������� �� ������ �� ����������, �� � ����������. 

�������� �� ��������� ������� ���� ����������� � ����� � ������������ ���������� ���������, ��� ��� ������� �� ������� �� �������?

��������� ������� ��� ������������ ���������� ���������� ������������ ������������ � ��������, ��� ��������, ��������� �� ��� �������. � ������������� �� �������������, ������- � ������������������ �������� ���������� ��� ������ ���������� �� ��������� ���������� ����������� ��������. � ����������� ������� �������� �������� �� ������� ���� ������� ������� �������.

��������, ����������� �����, ��� ������ �������� �������� ����������� ������������ �� �������� �������� ���� 10% ��������. ����� �� ��������� �������� � ������� ���� ����� � ��� ����� �� ����������� � ���������� ��������. �� ������� �� ������� �������� ����������� �������������� ������������� ���������� ��������.

�� ����� ����� ����������: ���� ������� ������� �� �������, �� �������� �� ��� � ����������� ��������� � �� �������� �� ��� ����������� �� ����������� ������������? ������ ������� ���������� ����� ��������� ��������� � ���� ��������, ��� ����, ����� ����������� ���������� ������ �� ��������� �������� ������������ ��������.

���������� ��� ��������� «�������������» ��������� �������� � �������� ������������� ��������.

� ��� ������� �������� ��������� ���������?

�������� ��������� ��������� ���-������� �������, ��-������, � ����������� ������ �� ������������. ���������� ���������� ������������������� ����� � ��������� ������������ ���������� ������� ������� ������������, ��������� �������������, ��������� ��������� �������� ����������� � ����, �.�. ��� ���� �����������, ���� ��� ����������� � �� ��������� ������ ������������ ���.

������ �������� ��� ��������� ��� ����� ������� � ����������� ��������� ������ � ������������ �������. ���� ���� �� ���������� ����������� ����������, �������������� ��� ����� ����. ������ ��� �������� ������ ����������� ���������� �����������. ��, ��� �������, �� ������� �������� � �� ������������� ����������� ��� ������� � ����������� ����������.

������ ������� ��-���������� ������� ����� – ��� ���� ����������� ��� ���������� ���-�������.

����� ����, �������� ������������ ��������� ������ ����� ��������� ������� ����������� � ������� ����������� ������������, ��� ������ �������� ���� � �������� ���������. ���� ��������������� ����� �.�.������, �� � ������ ������ ���������� ���, ��� «����� ����� ��������� ��-������, � ���� ����� ���� ��-�������».

�������� �� �� ����� �������� ����������� �������������� �����, �� �������� ������������ �� �����, ������������ ���.

����� ��������� ��� ��������� ��� �������� �������� ���������� ��� ��������������� ����� �������������� ��������� ��������. �������� ����� ����� ���������-������������� �������.      

����� ���������� �������� ����������� � ���������� ��������� ������� ���� (��������� ������������, ����������� ��������� � �.�.)? ���������, ����������, ������ �� ����� ��������.

���������� ���-������� ��������� ����� ������ ��������� �������� �������� ����������. �� ������������, ��� ������ ��� ���������� ������ �� ������, ������ ��� ���������� �������� � ������ ���� ������������������� �������. ��������� ������������� ���-�������, ���������� ��������� ���������� �������� ������������ ������������, ���������� ����������, ���� ������ � �������� �� ����.

��� ��������� ������������ ����������� ��������� ������������ � ��������� ����������� ������ ������� ����. ��� ����� �������� ������� �������� ������������� ���������� ��� ����� ����, �������������� �� ������� ������������ ���������� ������.  

��� ��������� ������ � ������������� ������, ������� � ��������� ��������� ��������. �������� �������� ����� ������������, ��� ��� ��������� ��������� ����-����� ��� ������ ������ �� ������������ ������������, ���������� ���������� ����������� � ���������� ���������� ������������� � �.�. 

Источник: http://www.up-pro.ru/library/information_systems/toir/kak-sdelat-vibor.html

Refy-free
Добавить комментарий