Проблема творчества в истории философии

Проблема творчества в философии

Проблема творчества в истории философии

ЛЕКЦИЯ 1

Понятие о творчестве как философском и психологическом явлении

План

1. Проблема творчества в философии

2. Понятие творчества в психологии

3. Концепции творчества в западной науке

4. Концепции творчества в отечественной психологии

Проблема творчества в философии

На протяжении всего исторического периода развития философиипредставления о творчестве существенно менялись. Интерес к проблематике творчества у античных мыслителей зародился практически одновременно с появлением систематизированного философского знания.

Древние философы считали, что творчество может существовать в двух формах: божественной и человеческой. Если божественное творчество представлено в актах творения космоса и жизни, то человеческое — в форме искусства и ремесла.

Человеческое творчество ставилось в зависимость от божественных предначертаний, когда человек лишь реализует божественную волю в «земных делах».

В период античности мыслители делали первые предположения о роли

обмена идеями в познании и творчестве. Так, еще Сократ указывал на важность диалогического способа рождения нового знания — майевтики. Поиск истины осуществлялся посредством преодоления противоречий.

С помощью специально сформулированных вопросов собеседники имели возможность выделить ложные представления и отказаться от них, а также продвинуться на пути поиска истины. Сократ неоднократно указывал на важность влияния мыслителей друг на друга в процессе общения, когда создаются благоприятные возможности для обмена идеями, мыслями, соображениями.

Проблематике творчества уделял внимание и Аристотель. Придавая довольно большое значение чувствам человека, Аристотель подчеркивал чрезвычайно важную роль искусства в его жизни.

В христианской философии проблема творчества нашла свое отра- жение в сочинениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества.

В Средние века бытовало представление о том, что талант или особые способности (которые приписывались преимущественно мужчинам) являются проявлениями «божественного выбора». Носители этих способностей воспринимались все еще «проводниками» божественного творческого замысла.

Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть.

Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов. По его мнению, в открытии созидательной силы человека решающую роль будет играть христианство.

Одним из факторов, обусловившим вклад средневековых философов в понимание смысла творчества, является то, что они начинали рассматривать его во многом как «творчество истории», представляющее собой созидательную активною активность большого количества людей. Очевидно, что такая деятельность может протекать только в условиях взаимодействия между ее участниками.

Следующим заметным этапом в философском осмыслении природы творчества является период Возрождения (Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Б. Телезио, М. Монтень и др.).

Одной из важнейших особенностей этого периода в развитии человеческой цивилизации является перемещение акцента от Бога в сторону человека. Это, конечно же, не могло не найти своего отражения и в изменении приоритетов в области воззрений на смысл, источники и процесс человеческого творчества.

В этот исторический период творческая активность человека перестает рассматриваться лишь как проявление божественного замысла. Он «освобождается» от Бога и начинает творить самостоятельно. В период Возрождения под творчеством понималась прежде всего его художественная форма.

Поэтому особую роль начинали играть оригинальность и необычность творческой продукции автора, что явилось

предпосылкой того особого внимания, которое уделяется этим характеристикам творчества в современных философских и психологических представлениях о нем.

В период Нового времени в качестве одной из основополагающих ценностей начинает рассматриваться свобода человека, отрицающая какие-либо формы давления со стороны государства, религии, а также социальные ограничения (Ф. Бэкон).

В свете этих идей меняется представление о творчестве и о различных аспектах его изучения. Так, Т. Гоббс одним из первых указал на огромную важность «творческого воображения».

Споры о содержании и границах понятия творчества и творческих способностей человека в этот период привели к появлению постулата о том, что потенциал гениальности и ее проявление зависят от социально-политической атмосферы.

К концу XVIII столетия многие философы отмечали, что ни гениальность, ни талант не могут выжить в репрессивных и тоталитарных обществах, когда затруднен свободный обмен идеями между людьми. Отмечается также важность внешней, прежде всего социальной, поддержки творческой деятельности.

Значительный толчок в осмыслении важности обмена продуктами творческой активности человека дало появление в этот период первых научных журналов. Это позволило поднять организацию обмена идеями на более высокий уровень и создало предпосылки для понимания преимуществ совместного творчества.

В период Нового времени и Просвещения был дан дополнительный толчок развитию уже упомянутого выше ассоцианистского подхода к изучению творчества человека. Это произошло главным образом благодаря усилиям Дж. Локка и Т. Гоббса. Некоторые положения развитого ими учения нашли продолжение в психологии творчества и в настоящее время.

В период развития немецкой классической философии относительно стройная концепция творчества создается И. Кантом и развивается Ф. Шеллингом. Кант рассматривает творческую деятельность как «продуктивную способность воображения».

При этом он увязывает указанное представление о творчестве с протестантской идеей о нем как об активной деятельности, изменяющей окружающую реальность и связывающей чувственный и рассудочный миры. Взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных компонентов творческой деятельности в дальнейшем изучалась исследователями-психологами.

Определенное место в разработках проблематики творчества в рамках немецкой классической философии занимает исследование вопроса о важности его бессознательных сторон. По мнению Ф. Шеллинга, творческое воображение —это синтез сознательной и бессознательной активности человека.

Гениальность рассматривается как особый вид творчества, поскольку предполагается, что гений главным образом творит бессознательно, будучи подвластным особому влиянию свыше, божественному импульсу. Вместе с тем отмечается, что творческая активность гения протекает в субъективной реальности самого человека.

Конец XIX —начало XX века знаменуется появлением нескольких философских направлений, уделяющих особое внимание духовным и иррациональным сторонам жизни и, в частности, творчеству. Эти подходы

сложились главным образом в противовес механистическим и технократическим тенденциям, связанным с достижениями естественных наук. Особое место среди них занимают философия жизни и экзистенциализм.

Философия жизнирассматривает творчество как феномен человеческой жизни, детерминированный самой биологической сущностью

человека. Одним из ярких представителей этого направления, предложившим развернутую концепцию этой категории, является А. Бергсон.

Творчество, по его мнению, тесно связано с иррациональной интуицией, которая является божественным даром, свойственна далеко не каждому человеку и характеризуется целостностью, ненасильственностью, органичностью. В качестве одной из основных характеристик творчества А.

Бергсон признавал открытость миру как готовность взаимодействовать с ним. В философии жизни творчество рассматривается не только в рамках биоприродного детерминизма, но и в качестве созидания культуры и истории, которое невозможно без совместных усилий большого числа людей.

В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в этот исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и

нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла

оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека.

Другое основное положение заключается в том, что творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налагания на нее идеальных форм.

В творческий акт человека привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, в его составе, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы».

Акцент на просветительской свободе означает признание социальной и гуманитарной важности творческого акта, меняющего не только того, от кого он исходит, но и других людей.

Ориентация философов конца XIX — начала XX веков на поиск смысла человеческого творчества и признание его экзистенциальной важности означает выделение и включение в рамки философского анализа не только его целевых и результативных, но и процессуальных сторон.

Это подготовило основание для постановки уже в рамках науки психологии вопроса о механизмах творчества и тех способах взаимодействия человека с окружающей его действительностью (прежде всего социокультурной), которые детерминируют творческий процесс и делают возможным существование различных форм обмена идеями между людьми.

Истоки современного понимания смысла творческой деятельности человека можно обнаружить уже в работах М. Хайдеггера и Х.Г. Гадамера, в их философской герменевтике. Свобода человека в их понимании проявляется в его собственной интерпретации текста.

И автор, и интерпретатор текста выступают как равноправные «творцы» единого и интегрального творческого продукта.

Опосредованный текстом обмен мыслями и представлениями между автором и интерпретаторами текста обеспечивает его семантическую гибкость, а также дает почву для возникновения оригинальных идей не только на стадии его создания, но ина стадии прочтения и интерпретации.

Свое дальнейшее развитие идея «освобождения» человека в творчестве нашла в постструктурализме (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева), когда объектом исследования становится не порядок, а хаос, лежащий за пределами всевозможных структур. В этом хаосе, обеспечивающем существование и столкновение самых различных мнений и эффективный обмен идеями, человеку открываются необозримые перспективы для творчества и всевозможных интерпретаций.

В значительной степени тенденции к освобождению человека в его творчестве проявились и в постмодернистском направлении в философии

(Ж. Бодрийар, Ж. Батай, Ж. Делез). В рамках указанного философского направления это произошло прежде всего благодаря отрицанию жесткой естественнонаучной картины мира, построенной на выявлении причинно-следственных связей.

Уход от канонов формальной логики и признание равноправности практически любых мнений и суждений означает вовлечение в единый творческий процесс бесконечного числа соавторов.

В целом анализ основных философских подходов к осмыслению природы и роли творчества показал, что понимание его сущности и значения в жизни человека менялись от одной исторической эпохи к другой.

Мистические представления уступили место реалистическим, уделяющим основное внимание взаимодействию человека не с высшими силами, а с самим собой и себе подобными. По мере развития философской мысли все чаще делались попытки решить более узкие философско-психологические проблемы, связанные, например, с ролью бессознательного в творческом процессе, с важностью социальной оценки продуктов творческой деятельности субъекта.

.

Источник: https://mylektsii.ru/8-69044.html

Эссе на тему: «Философские проблемы творчества»

Проблема творчества в истории философии

Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

Творчество в настоящее время является достаточно волнующей темой для многих мыслителей. Популярность, доступность поглощения чужого творчества, рост массовой культуры, приводит сегодня к угасанию творческих потенциалов; посредством новых технологий творчество превращается в готовые схемы.

Истинное творчество доступно человеку в моменты наиболее значимых переживаний. «Подобные мгновения, могут вызывать, особого рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания» — писал И.В. Гете1.

Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность (например, научную) производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди.

В философской интерпретации, творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Однако можно сказать, что любая деятельность, осуществляемая человеком, является заранее уникальной в определенной степени. Ведь деятельность – это, по сути, создание того, чего не было до этого времени в природе, то есть это всегда что-то новое, по сравнению с тем, что уже имеется в природе.

Творчество же является результатом созидательной деятельности.2 Рассматривая детальнее, в самой деятельности можно видеть как моменты особенной изобретательности, так и такие моменты, в которых практически нет творческого начала.

К примеру, человек, которому принадлежит изобретение колеса, бесспорно, являлся гением.

Однако ведь впоследствии, людям необходимо было воспроизводить данное изобретение в достаточно объемных, массовых количествах, что также является деятельностью, но ее уже достаточно трудно назвать творчеством.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало новаторов и изобретателей. Вообще, разграничить творческую и нетворческую деятельность нелегко. Допустим, человек, занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством.

К примеру, князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное дело можно привести выдумку, нестандартность, оригинальность.

По мнению Н. Бердяева, творчество неразрывно с понятием свободы. Творить может только относительно свободный человек. Тайна творчества, по мнению этого великого мыслителя, и представляет собой тайну свободы, которая, в свою очередь, не имеет на данный момент конкретных и исчерпывающих объяснений.

Каждый человек имеет творческий, и даже гениальный потенциал, который раскрывается, зачастую, неосознанно для него же самого.

Гениальными у одних являются размышления о смысле бытия, у других – в умении выражать свои мысли и чувства, третьи могут быть гениальны в умении любить. Н.Бердяев писал: «…

гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни…»3

Творчество представляет собой, прежде всего, отвлечение от повседневности, от сложившихся жизненных стереотипов и устоев.

Знания, переданные нам посредством передачи опыта, а не основанные на личном наблюдении, зачастую приводят к возникновению стереотипов, в рамках которых, не представляется возможным открыто мыслить по мере возникновения новых ситуаций. Способность к творчеству постепенно угасает, когда человек остается в плену созданных стереотипов.

Творческие способности у человека проявляются в той или иной мере, как правило, как в качественных, так и в количественных характеристиках новизны приемов деятельности, использованных им. Кроме того, новизна может проявляться в формулировке проблемы, в ее осмыслении, в познании неизвестного.

Проблема новизны также актуальна в рассмотрении данного вопроса. То, что новое для определенного человека, может оказаться уже известным обществу. Подлинное творчество может определяться лишь принципиальной новизной «в масштабах их исторической значимости»4.

Определенно все сферы деятельности человека могут быть проявлением его творчества. Так, например, рассматривая творческую сторону морали, можно определить, что она имеет два основных момента: закон и творчество.

Человек нравственный, по сути, соблюдает законы, однако понимание этих соблюдений, зачастую является механическим, а отнюдь не творческим.

У каждого человека должно быть особенное самосовершенствование, то есть совершенствование внутреннего строя души, своей личности.

Вопрос творчества как самосовершенствования человека подталкивает к вопросам соотношения закона и благодати.

Отсутствие законов, социального регулирования общества, морального регулирования, привели бы, к невозможности жизни в данном обществе. Соблюдение закона представляет собой эмпирический уровень, тогда как благодать является состоянием души. Благодаря благодати человек получает моменты блаженства, радости5.

Вообще, говоря, о вопросах социальной регуляции, нужно отдать должное творческой деятельности. Именно результаты творчества людей в свое время, послужили причиной вступления общества в цивилизацию. Причем эти результаты имеют как материальную, так и гуманитарную разновидности.

Так, к материальным результатам творческой деятельности, в рамках данного вопроса, относят появление избыточного продукта в материальном производстве, а к гуманитарным – возникновение кардинально нового гуманитарного начала в обществе, то есть появление таких качеств у отдельных людей как автономная личность, индивидуальность, стремление к свободе, способность к самостоятельной творческой деятельности.

Именно в это время общество стало структурированным, что нашло выражение, в первую очередь, в признаках отношения к разумной творческой деятельности.

6 Это придало определенные черты государству, повлекло за собой коренную революцию во всей системе социального регулирования, и нашло свое отражение в изменении со стороны запретов в социальном регулировании, а также в возникновении самостоятельной роли дозволений и ее постепенное возрастание.

Возникновение правовых систем связано так или иначе с социально оправданной свободой поведения участников общественных отношений, в том виде, в каком она непосредственно продиктована условиями жизнедеятельности.

Следует сказать, что право – это также явление культуры, творчество, самовыражение личности.

И прежде всего это находит отражение в том, что право отражает жизнь во всех ее проявлениях — от главных и глубинных пластов жизни — до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых.

В определенной степени, создание правовой сферы в обществе представляет собой особую форму общественного сознания, явления мысли, истинно творческую деятельность. Через право выражается потенциал разума, накопленных духовных богатств творчества, что наиболее важно для защиты человека от непреклонных демонических сил природы и общества.

Литература

  1. Алексеев С. Право. Азбука. Теория. Философия/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.textfighter.org/raznoe/Pravo/Alex_2/v_tom_chisle_vyzvali_glubokuyu_revolyutsiyu_v_sotsialnom_regulirovanii_sistemy_razvitiya.php

  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека), М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

  4. В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

  5. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

  6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

  7. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2000.— 240 с.

  8. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mironov_filosofija/

  9. «Философия» Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН — Остожье, 2001

  10. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

1 Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

2 Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

3Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

5 В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

Источник: https://infourok.ru/esse-na-temu-filosofskie-problemi-tvorchestva-2432292.html

Проблема творчества в истории философии | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Проблема творчества в истории философии

1. Античность. Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе. Творчество при этом выступает в двух формах:

а) как божественное – акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Творчество как создание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество понимается очень своеобразно: демиург творит мир «…сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению».

Таким образом, античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место.

Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.

2. Христианство. Иное понимание творчества возникает в христианской философии Средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции:

1) теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

2) пантеистическая – от античной философии.

Первая связана с пониманием Бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель – Фома Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог Фомы – это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это «…

совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной». Поэтому понимание божественного творчества у Фомы близко к пониманию его у Платона. Человеческое творчество выступает в христианстве, прежде всего, как «творчество истории».

Неслучайно философия истории впервые выступает на христианской почве («О граде Божием» Августина): история, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире.

Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к Богу и ограничен им; и поэтому Средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.

3. Возрождение. Это своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от Бога и начинает рассматривать самого себя как творца.

Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала по преимуществу.

Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но столь характерна именно для нового времени.

4. Реформация. В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие. 

5. Понимание творчества в Новое время несет на себе следы обеих тенденций.

Пантеистическая традиция в философии Нового времени, начиная с Бруно, а в еще большей степени у Спинозы, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы.

Напротив, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английский эмпиризм) склонно трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более Гоббса, Локка и Юма. Творчество, в сущности, есть нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения.

Кант наследует протестантскую идею о творчестве, как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей как бы новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания.

Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия.

«Трансцендентальное» воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой основе познания – таков вывод Канта, противоположный платоновскому.

Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, оно есть коррелят изобретательства, поскольку уже в нем присутствует момент необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него – с нравственным миром. Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом.

По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью – гений – творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, творчество и, прежде всего, творчество художника и философа, – высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с Богом. Вместе с культом художественного творчества у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества. Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от ее античного, так и средневекового понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в философии Гегеля. Маркс рассматривает ее как предметно-практическую деятельность, как «производство» в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место Бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего, как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.

7. Зарубежная философия конца Х1Х – начала ХХ века творчество рассматривает, прежде всего, в его противоположности механически-технической деятельности.

Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, по Бергсону, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании – в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования.

Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое.

Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам, признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве носителей творческого начала органически душевных процессов или экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое. Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера – как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение человеческого существа, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭСТЕТИКА, Дедюлина М.А.

Источник: http://uclg.ru/education/estetika/lecture_problema_tvorchestva_v_istorii_filosofii.html

Refy-free
Добавить комментарий