Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант

В.Г.Короленко

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант

Темаурока: В.Г.Короленко «Слепой музыкант».Проблема

нравственноговыбора героев.

Целиурока:

• напримере главногогероя повести помочь учащимсяосознать остроту

проблемы нравственноговыбора человека;показать духовноеобновление

герояповести;

• развиватьаналитико -синтетическиеспособностиучащихся;отрабатыватьнавыки коллективнойработы; активизироватьустную речьучащихся;

• прививатьлюбовь к жизни,чувство собственногодостоинства

Типурока:урок — размышление

Формаурока:групповая,индивидуальная

Методурока: «Ротация»

Оборудование:учебник — хрестоматиядля 8 классаобщеобразовательныхшкол с казахскимязыком обучения,«Литература»З.И.Боранбаева,Р.С.Сверчкова, Алматы «Білім»2014 год, портретВ.Г.Короленко,ватманы, маркеры, интерактивнаядоска, слайды,видеозаписи,выставка книгВ.Г.Короленко

Ходурока:

Эпиграфурока:Твой взгляд- да будет тверди ясен.

Сотрислучайные черты- И тыувидишь: мирпрекрасен.

Познай,где свет, — поймешь,где тьма.

А.А.Блок

I.Организационныймомент.Психологическийнастрой класса.

Прозвенелзвонок для нас.
Всевошли спокойнов класс, Всталивсе у парт красиво, Поздоровалисьучтиво. Тихосели, спинкипрямо. Вижукласс наш хотькуда!

Ну, начнемурок, друзья!

II.Сообщениетемы, знакомствос целью урокаи формами егопроведения.

III.Вступительноеслово учителя.

-Сегодня мыпроведем необычныйурок по повестиписателя — гуманиста В. Г.Короленко«Слепой музыкант».Цель нашегоурока — попытатьсяпонять для чегорождаетсячеловек, в чемсмысл его жизни,какова былацель В.Г.Короленко,написавшегостоль бесценноепроизведение.

Чтобы достичь цели урока мыс вами будемработать вгруппах, отвечатьна вопросы,рассуждать,делитьсяразмышлениями.

Обратите вниманиена эпиграфнашего урока,на два высказыванияна доске, которыепомогут вампри рассуждении,используйтеих в речи: «Счастье- только в жизни,а жизнь всястремление,достижение,новое стремление». В.Г.Короленко

«Всевиды искусствслужат величайшемуиз искусств- искусствужить на земле».

БертольдБрехт

IV.Классделится нагруппы.Ученикам предлагаютсяжетоны красного,зеленого и желтого цветов.Выбрав свойцвет, ученикирассаживаютсяза столы.

V.Постановкавопросов.Учащимся раздаютсяпронумерованные (№ 1,2,3 ) ватманы свопросами.Каждая группав течение 5-6 минутна ватманахмаркерамисвоегоцвета отвечаетна свой вопрос. Вопросы:

1.Благодаря комуи чему ПетрПопельский одержал победунад своим

гореми выбрал правильныйжизненный путь?

2.Знаетели вы случаи,когда искусство играло неоценимуюроль в судьбе

слепогочеловека? (Назвать фамилии,имена)

3.Как вы думаете,какие нравственныезаповеди оставилВ.Г. Короленко

подрастающемупоколению всвоей повести?
VI.Стадия размышления,осмысления.Ученики отвечаютна вопросы,затем по сигналуучителя меняютсяватманами,дополняют ответ другой группы.Когда каждая группа получаетсвой ватмансо своим вопросомобратно, начинаетсяобсуждениевсех ответовна вопросы ипрезентацияокончательногоответа на вопросс учетом мненийвсех групп.

VII.Примерныеответы учащихсяна ватманах.

Вопрос:1. Благодарякому и чемуПетр Попельский одержал победунад

своим горем и выбралправильныйжизненный путь?

Ответ:Благодаряродителям,настойчивостиМаксима Яценко,взаимной

любви к Эвелин, волшебствумузыки.

Вопрос:2. Знаете ли выслучаи, когдаискусство играло неоценимуюроль в

судьбечеловека?

Ответ:Людвиг ванБетховен -композитор,Диана Гурская- певица,

казахскаягруппа «Сәт».

Вопрос:3.Как вы думаете,какие нравственныезаповеди оставил

В.Г.Короленкоподрастающемупоколению всвоей повести?
Ответ:Счастье- только в жизни,а жизнь всястремление,достижение,

новоестремление.

VII.Стадия осмысления,размышления.Ученики каждой группы поочередно читают своиответы, дополняяустно написанное.Выступает всягруппа. Во времяих выступленияна интерактивнойдоске демонстрируются

слайды,видеозаписи.

Презентацияответов навопросы всехтрех групп.

Выводпо первомувопросу: Петр Попельский был погруженв мир тьмы иличного горя.Разумеется,родители своейбезграничнойлюбовью оказывалиогромную моральнуюподдержку сыну.Неоцениматрепетная,бескорыстная любовь Эвелины.Но роль дяди,Максима Яценко,в прозрении,перерождении Петра достойнавысокого признания.

Безусловно,природный талант, страстьк музыке сыгралинемаловажнуюроль в победегероя над разъедающейболью (видеозапись«Музыка, расколовшаятемноту» ).

Выводпо второмувопросу: Сила искусствабесценна. Благодарямузыке ПетрПопельский,преодолев своеличное горе,выразил всюглубину общенародногогоря. «Он побеждалдуши этой толпыглубиной иужасом жизненнойправды», — пишетВ.Г.Короленко

Примеромпреодолениятьмы в себе иобретения светаслужат:

1.Лю́двиг ванБетхо́вен (1770- 1827) В1796 году, в 26 лет, Бетховен начинаеттерять слух.Несмотря наглухоту, композиторпродолжаетбыть в курсене толькополитических,но и музыкальныхновостей. ВершинойтворчестваБетховенасправедливосчитаетсяДевятая симфония, законченнаяв 1824 году.

Полнаяреволюционногооптимизма,величественнаясимфония венчаеттворческийпуть великогокомпозитора,сумевшегопреодолетьличное гореи страдания,сохранитьнепоколебимуюверу в человечествои его прекрасноебудущее и пронестиэту веру черезвсю жизнь(видеозапись«Бетховен,фрагмент финала9-ой симфонии…»).

2.Диа́наГуда́евнаГурцка́я( 2июля1978года,Сухуми) —российскаяэстраднаяпевица и общественныйдеятель. Заслуженнаяартистка России.Член Общественнойпалаты РоссийскойФедерации,председательКомиссии поподдержкесемьи, детейи материнства(видеозапись«Диана Гурцкая- Ты знаешь, мама»).

3.Группа «Сәт».Группасуществует6 лет. Немногоо членах группы.

СапарбайАбайұлы Алтыбай родился 7июля1995 года в селеШардара.

АзатАбилдаев родился21 ноября 1996 годав селе Шаяне

ТұрарТұрмысов родилсяв 1996 году. Все троеуроженцы Южно- Казахстанскойобласти (видеозапись«Упорствогруппы «Сәт»)

Выводпо третьемувопросу: Каждыйчеловек раноили поздностоит передтрудным жизненнымвыбором, испытываетминуты счастьяи несчастья.В.Г.Короленкописал своейчитательницеследующиестроки, которыеможно назватьнравственнымизаповедямиписателяподрастающемупоколению:

«Такого времени, когдавсе без исключениялюди будутвполне довольныи счастливы,- я полагаю, небудет вовсе.Самое большее,на что можнонадеяться, это- чтобы у людейстановилосьвсе больше силыжелать, стремиться,достигать иопять стремиться.Потому чтосчастье в жизни,а жизнь вся -стремление,достижение,новое стремление».

VIII.Подведениеитога урока.Рефлексия.

Урокподошел к концу,скажите ребята,какое впечатлениеу вас сложилось?

-Какой выводдля себя высделали?

IX.Выставлениеоценок учащимся.К доске прикрепленысмайлики:1.Улыбающееся,радостное лицо(Оценка-5); 2. Спокойное,слегка

задумчивоелицо (Оценка-4);3.Лицо грустное,с опущеннымибровями

(Оценка-3)Ученики прикрепляютсвои жетоны,справедливооценивая

степеньсвоей активностина уроке.

X.Домашнее задание:напишите обращение клюдям от имениПетра

Попельского,которые стоятперед нравственнымвыбором.

Источник: https://ust.kz/word/vgkorolenko_slepoi_myzykant_problema_nravstvennogo_vybora_geroev-46691.html

Проблематика повести В.Г.Короленко

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

Проблема

Аргумент

Нравственные проблемы

1

Талант

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой.

-Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.

— А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

2

Что такое счастье?

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Человек создан для счастья, как птица для полета»; «дорогу осилит идущий»

-Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

-Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

— проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье

— Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

— Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, — “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

3

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

— Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

-На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

-Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого — зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

4

Сила духа

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

— человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

-Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

5

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов.

Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина.

Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

— Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души.

Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим.

И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

— Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта.

В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер.

И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

несчастных…”.

6

Проблема выбора

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!»

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе.

На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам.

Таков выбор слепого музыканта.

— Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

— Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

-Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.

Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами.

И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

-Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

7

Сострадание

1) В.Короленко. Слепой музыкант

-Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

— После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

— Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

8

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

— Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов.

Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

9

Становление личности

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала –
нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

10

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков.

Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей».

Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло.

Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у  него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

11

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.

Источник: https://infourok.ru/problematika-povesti-vgkorolenko-slepoy-muzikant-bank-argumentov-1661449.html

Нравственный выбор на примере повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет.

С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.

Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы.

К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой.

Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе.

После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека.

Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого.

Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки.

После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного.

На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

Таков выбор слепого музыканта. В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого.

С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра.

Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее.

Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру.

Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор.

Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи».

Вот что писал о нем И. А. Бунин: «Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература».

Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность.

В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно.

Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него — главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявлялось в конкретных действиях.

Таких, например, как защита удмуртских крестьян на Мултанском процессе или отказ от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького.

Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны.

Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа. Читая Короленко, поражаешься искренности и силе авторского слова. Ты сопереживаешь героям, проникаешься их мыслями и заботами. Герои его произведений — простые русские люди.

Многие из них пытаются ответить на вопрос: «Для чего, в сущности, создан человек?» Этот вопрос становится главным для автора и в «Слепом музыканте», и в «Парадоксе». В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с «неотвязным вопросом серой мужицкой жизни».

Вступая в полемику с религиозно-аскетическими идеями Л. Н. Толстого, Короленко до предела заостряет свою позицию.

«Человек создан для счастья, как птица для полета», — провозглашает в «Парадоксе» существо, исковерканное судьбой.

Если такую веру несет в себе человек, обездоленный жизнью, умный, циничный, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно «все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».

Так хочется согласиться с этим постулатом Короленко. И все новые подтверждения находишь в других произведениях писателя. Как бы ни была враждебна жизнь, «все-таки впереди — огни!..

» — такова главная мысль стихотворения в прозе «Огоньки». Вместе с тем оптимизм писателя отнюдь не бездумный, отвлеченный от сложностей жизни. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант».

Труден путь самопознания слепорожденного Петра Попельского.

Преодолевая страдания, он отказывается от эгоистического права обездоленного судьбой человека на тепличную жизнь. Путь героя лежит через познание и песен, и горестей народа, через погружение в его жизнь.

А счастье, утверждает автор повести, — это ощущение полноты жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет «напоминать счастливым о несчастных» — таков выбор героя повести.

Произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать ее такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что «все-таки впереди — огни!..

». Человек должен идти и дойти до этого света: даже если рушится последняя надежда. Тогда это цельная личность, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет. Ведь сам Короленко был именно таким.

Источник: http://ruslit.biz/nravstvennyj-vybor-na-primere-povesti-v-g-korolenko-slepoj-muzykant/

Refy-free
Добавить комментарий