Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека

Проблема нравственности личностей в рассказе м.а шолохова «судьба человека»

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека

Аннотация. В данной исследовательской работе, мы попытались проанализировать рассказ М.А Шолохова «Судьба человека», акцентируя внимание на проблематику нравственности персонажей данного рассказа.

Abstract. In this research work we attempted to analyze M.A. Sholokhov’s story «The fate of man», drawing attention to the problem of the morality of the characters in this story.

Ключевые слова: ненависть, война, Андрей Соколов, характерность, Шолохов, эпическая проза, литература военных и послевоенных лет.

Keywords: hate, war, Andrey Sokolow, character, Sholohow, epic prose, literature of the military and post-war years.

Творчество Михаила Шолохова – является одним из самых важнейших страниц в истории русской литературы XX века. В особенности одной из ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

Она выражается не просто темой, а целым содержанием, где на своеобразном жизненном материале приобретает свое решение практически всю основную мысль и эстетические проблемы современной жизни. Акцентируя особое внимание на традицию Л.

Н Толстого в изображении войны, Шолохов равным образом приумножил ее трагическое видение, так как речь шла именно о гражданской войне, потери близких людей. При всем жизнелюбии Шолохова, при человеческой любви в его творчестве намного трагичнее и значительно сильнее звучит тема борьбы добра и зла.

Сама историческая эпоха – XX век, который принято было назвать эпохой революций, героической борьбы и побед – в действительности оказался веком масштабно трагических изменений в истории. И этот же трагизм века через судьбы героев в наибольшей степени из всех русских писателей XX века отразил М.А Шолохов.

Это касается всех произведений писателя и его общественной гражданской позиции. Произведения Шолохова о войне внесли большой вклад не только в историческую концепцию развития России, но и в саму форму отечественного эпоса.

Проза периода Великой Отечественной изображала собой явление яркое и выразительное. В годы войны большинство русских писателей обращались к исторической проблематике, отмечая вехи героической и в то же время трагической русской истории, выражая этим истоки национального характера.

Русские писатели всегда уделяли свое внимание на сложности нравственности человека. В трудные времена обнаруживаются истинные качества человека, который делает определенный выбор. Так доказывается право называться Человеком.

Для русской литературы XX века характерно внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех людей слова, которые, отображая внутреннюю красоту своих персонажей, определяют суть человеческой личности.

В войне писатель с необыкновенной искусностью отобразил то значительное, что принято называть нравственным своеобразием народа, его национальным характером [2].

Рассказ М.А Шолохова «Судьба человека», вышел в 1956 году в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. В рассказе повествуются события Великой Отечественной войны, а также и послевоенные года.

В этом рассказе говорится о красоте души советского человека, в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью. Можно заметить, с какой большой любовью изображен русский человек. Рассказ охвачен бесконечной верой в душевные силы русского человека.

Тематика его строится на ярко выраженных психологических эпизодах. В основу сюжета Шолоховым была положена история на реальных событиях, изложенная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны.

Повествование в рассказе ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни вообще постороннему человеку, которого принял за шофера.

Внимательно рассмотрев главного героя Андрея Соколова, автор обращает внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть» пишет он.

[1] Мы можем сказать, что такая деталь повествует о трудной и очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Сам герой повествует нам о своей не легкой судьбе. Именно это слово и положено М.А Шолоховым в название рассказа.

Не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все смыслы, но в то же время у писателя здесь является синонимом к слову жизнь.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» — Андрей Соколов, простой русский человек, судьба которого была не из легких, он участвовал в гражданской войне, построил свою жизнь, семью, старался осчастливить родных и близких. Однако война заставила его отказаться от всех надежд, как и многих других людей.

Второй герой — голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе — это непосредственная исповедь. Обо всей своей жизни он поведал незнакомому человеку, изложил все то, что годами удерживал в душе.

Мы видим, что рассказывать о своих проблемах в жизни, поделиться ими и обсудить их легче с посторонними людьми, нежели с близкими. Горести и жизненные обстоятельства одного человека взволновали душу другого, который тоже был осведомлен о чувстве горечи.

В «Судьбе человека» Шолохов показывает читателю проблемы нравственности личностей. Рассказ полон безграничной верой в душевные силы русского человека.

Шолохов акцентирует свое внимание на сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи, находясь в плохом состоянии, раненным, Андрей Соколов оказывается в плену у фашистов.

Находиться в неволе, когда враг уничтожает все то, что дорого сердцу человека, является трагичным и нравственным испытанием для героя.

«Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», — с горечью говорил Андрей Соколов [1].

Характерность Андрея Соколова выражается в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству. Как и тысячи других военнопленных не покорились врагу. Таковой является историческая истина. Он отмечал, что в товарищах по несчастью всегда находил поддержку как моральную, так и физическую [1].

Андрей соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не является подвигом, это скорее естественная потребность. И таких простых великолепных людей много. Предательство среди русских солдат — случай очень редкий.

Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной жизни вознамерившего выдать своего взводного. И в этом, проявилось характерность героя. В плену Соколов мечтал вырваться на свободу, присоединиться к Красной Армии и безжалостно бить врага, осквернившего русскую землю.

И все же герой воплотил свою мечту, о которой мечтал целых два года. Он смог убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию [2].

Образ Андрея Соколова – это одновременно образ одного человека и всех русских солдат в целом. Он смог найти в себе душевную щедрость. Название «Судьба человека» не случайно, ведь мы видим, что в нем можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то не легкое время. Такое название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции.

В нем или отражена суть конфликта или назван ключевой эпизод или главный герой, а также может быть выражена основная мысль произведения.

Автор верит, что каждый человек твердой воли, с добрым и мужественным сердцем, сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, который повзрослев, сможет все вытерпеть, преодолеть на своем жизненном пути.

М.А. Шолохов не просто показал, какие человеческие качества определяют русский национальный характер, он донес до нас убежденность в том, что любовь к Родине, к своей земле формирует внутренний мир человека.

В «Судьбе человека» мы видим, что проблема нравственности заключается в том, что человек на своем жизненном пути проходит многие испытания, которые сопровождаются потерей близких людей, имущества на прочность своего нравственного чувства, и при этом он должен всегда оставаться на высоте.

Автор считает, что сохранить человечность дело не простое. Шолохов не пытался научить читателя поступать именно так, как считают другие. Он просто показал на примере одной, индивидуально взятой судьбы человека, как нравственный выбор меняет нашу жизнь.

Как наши поступки учат нас самих и наше окружение, что они нам приносят, и какие последствия могут быть у неправильного нравственного выбора человека. Шолохову удалось создать образ героя, воплощающего в себе невероятную нравственную и духовную силу.

Именно таким и оказался главный герой нашего рассказа Андрей Соколов, который стал тем самым национальным героем, наделенным теми качествами, которые помогли людям выстоять в войне и победить. Написано много произведений, но на наш взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

Список литературы:

  1. Шолохов М.А «Судьба человека», рассказ Издательство «Художественная литература», Москва-2015г — 126 С.
  2. Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» 2014-2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolessay.ru/problema-nravstvennogo-vybora-cheloveka-v-rasskaze-sholoxova-sudba-cheloveka/ (дата обращения: 28.07.2018)

Источник: https://sibac.info/journal/student/36/116252

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М.Шолохова

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека

Проблема нравственного выбора человека

в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» 9 класс

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, текст художественного произведения, ассоциации – рисунки студентов к слову «судьба».

Опережающее задание: прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», подготовить сообщения, написать лирическую миниатюру «Судьба человека», нарисовать ассоциации к понятию «судьба», «нравственный выбор».

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа); наглядные (ассоциации), кадры из фильма; практические (работа с текстом).

Ход урока:

I.Слово учителя

— На прошлом уроке мы посмотрели кинофильм С. Бондарчука “Судьба человека”, дома вы ещё раз перечитали рассказ и на сегодняшнем  уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. 

II.Шолохов и ВОв(портрет писателя)

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшем многое человеком. В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы.

III. История создания рассказа.

В 1946 г. во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы.

И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Э.Хемингуэй).

Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочувствием. Между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова и созданием рассказа прошло около 10 лет. Почему такой рассказ не мог появиться раньше? Этому есть объяснения.

Обратимся к истории:

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Как обращались с военнопленными? Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками, называл их дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

IV. Пересказ произведения краткий.

  • Жизнь Андрея Соколова до войны: семья (любовь, дети, жена Ирина, взаимопонимание), работа, дом – обычная жизнь обыкновенного счастливого человека;
  • война – воюет – ранение – плен – побег – карцер – плен – лагерь – побег с «языком» — «свои» — госпиталь – отпуск – демобилизация.
  • После войны: пустота (воронка от дома, смерть всех родных, незачем жить) – Ванюшка…

V.Анализ произведения

-В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. 

(«Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке». Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы.Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу.)

Пришла война. Главный герой делает свой выбор, идёт защищать страну(нравственный выбор)

— Как Соколов попал в плен? (пересказ) связь с нравственным выбором (согласие на выполнение задания)

Анализ эпизода в церкви.

-Варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? Как проявляют себя люди?

(Солдат-христианин предпочитает погибнуть, но не отступиться от своих убеждений, покорившись обстоятельствам.

Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью.

Безропотно ожидает своей жизни взводный.

Только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет.

Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного.

Нелегко дается ему убийство «своего, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Вывод: Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора Соколова. Смерть предателя-залог спасения других людей.

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

-Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в эпизоде «Поединок с лагерфюрером Мюллером»?

Расскажите о Мюллере?

(Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.)

-В каком физическом состоянии находится Соколов? (смертельно голодный)

-Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (не хочет доставлять фашистам радость и с честью выдерживает испытание)

-Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

-Меняется ли отношение фашистов к пленному? 

(Фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

Работа с учебником (стр.181)

Чтение стр.31 (конец диалога с Мюллером) «Вот что, Соколов… дарю тебе жизнь»(в учеб. С.181)

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

Вывод: эпизод, когда Соколов отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора.

— Сильное впечатление производит описание возвращения Соколова в барак, когда делят хлеб на всех. А о чём говорит этот момент? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

-Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? 

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. )

2 побег из плена (пересказ)

Вывод: нравственный выбор Соколова – решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это тоже может решиться далеко не каждый.

-Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

-У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».(прослушаем песню в исполнении Марка Наумовича Бернеса)

Враги сожгли родную хату.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

Михаил Исаковский

-Знаком сюжет? Таких, как этот солдат и герой Шолохова М. – Андрей Соколов, было множество.

Расскажите о гибели семьи.

Из истории. Воронежская область уже в первые дни войны была объявлена на военном положении. Осенью 1941 года начались налеты вражеской авиации на город.

В июне 1942 года немцы приступили к жестоким бомбардировкам Воронежа (именно в июне 1942 года погибает семья Соколова). Фашисты бомбили авиазавод, чтобы мы не могли строить самолеты. Бомбили и близлежащие улицы.

Соколов говорит: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…». Его дом мог находиться на одной из улиц, расположенных неподалеку от авиазавода.

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях.Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза)

-Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах… Работа с текстом.

Найдите описание глаз Соколова.

Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
«Словно присыпанные пеплом» – то  есть какие, какого цвета? 

(Серые,  цвета  пепла)

-А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? 

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает  понять    состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

-Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? 

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

-Произошло ли это с Андреем Соколовым? 

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Анализ эпизода «Встреча с Ванюшей»

-Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

 (Две сироты, жизни которых искорежены войной)

Работа с текстом.

-Найдите описание глаз Вани. Как они описываются в произведении? 

(«Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет.Чистый,  непорочный,  неиспорченный  никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика.

-Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы (небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):  они выдают  и  авторское  отношение)

-Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? 

(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

-Какой нравственный выбор делает Соколов?(готов растить приёмного ребёнка)

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

(Нет, не к каждому. Мальчик не отвернулся, не убежал от Соколова, он признал в нём отца, почувствовав человеческое участие, доброту, любовь и тепло. Он понял, что у него появился защитник.)

Вывод: отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. Ваня нашёл отца, а Соколов – сына. Оба обрели семью.

VI. Смысл названия рассказа.

-Обратимся к названию рассказа «Судьба человека».

— Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (война постучалась в каждый дом, таких солдат много).

Работа с ассоциациями

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «судьба»? (лабиринт, рука ,человек ,история помощь ,сражение ,россия ,жизнь ,будущее ,время ,смерть ,дорога ,дом ,рождение, выбор-путь, гороскоп ,жребий ,звезда,предназначение,предопределение,провидение,рок,фатум,фортуна,стечениеобстоятельств,будущее, ,выпало на долю, грядущее, доля,  жребий, карма, кисмет, крест, линия, на роду написано,участь, рок )

-Какой бывает судьба?

(Дальнейшей собственной злой человеческой печальной безразличной ужасной трагической жестокой счастливой страшной чужой известной странной несчастной исторической людской личной общей разной небезразличной великой горькой незавидной подобной проклятой нелегкой военной бедственной решенной удивительной будущей новой тяжелой злосчастной обычной неумолимой роковой необычной особой слепой интересной благосклонной капризной связанной женской неизвестной лучшей несправедливой несчастливой похожей трудной завидной безжалостной милостивой прихотливой грядущей творческой коварной переменчивой)

Работа со словарём

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Судьба — жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством.

-В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? 

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

И подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

-Обратимся к концу рассказа. Чтение строчек из рассказа «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?

-Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Давайте мы попробуем описать будущее этих героев?(жизнь, семья, внуки работа ждёт Соколова, Ваню-школа)

Связь с ОГЭ (15.3)

— Запишите в тетрадь термины, которые можно было бы раскрыть в 15.3.(ОГЭ), опираясь на этот рассказ.

Начните так: Что такое…(великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта, любовь, сила духа, героизм, нравственный выбор, человечность, война)

— Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять человеку в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность, помогло всему нашему народу преодолеть бедствия и страдания в Великой Отечественной войне.

VII.Рефлексия (синквейн )

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор?»

Источник: https://infourok.ru/problema-nravstvennogo-vibora-cheloveka-v-rasskaze-msholohova-sudba-cheloveka-klass-2796198.html

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Чем отличается человек от других существ на земле? Тем, что, создавая человека, Бог дал ему разум, душу, а еще Творец сделал его свободным. Свободным в своем выборе.     Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Как поется в одной знаменитой песне: «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе, дьяволу служить или пророку — каждый выбирает по себе».

Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо?     О трудности и необходимости нравственного выбора пишет в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов. Его герой, Андрей Соколов, так же, как и все люди, сталкивается с необходимостью выбирать.

Отличие его выбора в том, что подчас от его правильного шага зависела судьба окружающих людей.    Итак, какой выбор предлагала Андрею судьба? И какой путь выбирал он? В первый раз жизнь поставила перед ним дилемму: идти или не идти на войну. Хотя для самого героя такого вопроса даже и не стояло. Андрей твердо решил воевать за Родину.

И даже слезы жены и тяжелые предчувствия не смогли поколебать его решения: «… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся мы с тобой… больше… на этом… свете»…

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами… Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи…»    Сцена убийства Андреем предателя – еще один показатель нравственного выбора героя. Об этой сцене можно спорить. Однозначно оправдывать удушение человека только тем, что он был предателем, нельзя.

К тому же, он еще и не предал никого, а только «стращал». Но Андрей решает покончить с заочным предателем.     Что оправдывает героя? Оправдывает его то, что совершил он этот поступок во благо не себе, а другому человеку. Но все равно излишний пафос сцены, на мой взгляд, разрушает цельный образ героя.

Этот нравственный выбор Андрея выбивается из трактовки автором его характера и понимания жизни.

Зачем Шолохов сделал Соколова убийцей? Только для того, чтобы показать его понимание чувства плеча и сострадания к другим? Или для того, чтобы показать, что в каждом, даже самом прекрасном, человеке в экстремальной ситуации может проснуться что-то звериное?     Перечитывая эпизод, в котором Андрей говорит о своих чувствах после убийства, мы наблюдаем парадокс.

С одной стороны, на лицо символические мотивы Достоевского (надежда на воскрешение души), с другой стороны – явная натяжка в словах о предателе: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

    Нравственный выбор Андрея Соколова, сделанный им в сцене допроса Мюллером, напротив, раскрывает его характер как чистый и благородный. В противоположность тому звериному чувству, которое родилось у героя в эпизоде убийства, во время допроса он удивительно стойко сохраняет свое человеческое достоинство.

Отказавшись выпить за победу немецких войск перед лицом смерти, Андрей сделал свой выбор. Этот героический выбор дорогого стоит. Не каждый, далеко не каждый человек в такой страшной ситуации, когда на карту поставлена его жизнь, найдет в себе силы не отказаться от своих убеждений ради собственной шкуры. А Андрей Соколов смог.

Именно поэтому Мюллер удивился и отступил от Андрея, он увидел всю силу его воли. Выбор, сделанный Соколовым, не мог не заслужить уважения у любого человека, даже у коменданта концентрационного лагеря.    Но судьба готовила Андрею еще один страшный выбор. После гибели всей его семьи не осталось у героя ни одной надежды.

Другой человек мог бы думать о самоубийстве, но Андрей Соколов выбрал жизнь.    Встреча с «новым сынком» – одна из самых трогательных сцен в рассказе. Две потерянные души нашли друг друга и внесли в жизнь обоих смысл, любовь и веру в завтрашний день. Можно, конечно, говорить о «подарке», преподнесенном Соколову судьбой в лице Ванюши.

Но ведь герой совершил поступок, он сделал выбор — Соколов решился взять мальчика к себе. Он решился взвалить на себя заботу об этой «мелкой птахе»: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло». На душе у героя стало светло. Правильный нравственный выбор всегда приносит с собой катарсис, а за ним счастье и ощущение справедливости.

    В своем рассказе Шолохов не пытался научить читателя поступать так, а не иначе. Он просто показал на примере одной, отдельно взятой судьбы человека, как нравственный выбор изменяет нашу жизнь. Как поступки, совершенные нами, трансформируют нас и окружающий мир, что они нам приносят, какие последствия могут быть у неправильного нравственного выбора. Здесь нужно вспомнить убитого Андреем предателя, который пошел по неверному пути и поплатился за это… жизнью.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00073501184864216862

Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека

1. Выбор человека. 2. Позиция главного героя. 3. Благородство и великодушие. Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова “Судьба человека” – простой русский человек.

Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в Гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей.

Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся.

Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю.

О его позиции могут сказать слова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен.

Нравственный выбор Андрея – согласие на выполнение задания. “Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду”; “Какой разговор!”; “Я должен проскочить, и баста!” Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением.

Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.
В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение.

Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя – это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное.

И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.
Условия плена, а тем паче – фашистского – это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях – возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается.

Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: “Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену.

Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать”, – эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена.

Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова. Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять.

Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание.

Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: “Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались”.
Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного.

Андрей спасся от неминуемой смерти, и даже получил “в подарок” буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой – человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея – решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами.

На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.
Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея.

Гибель жены, дочерей, и как завершающий аккорд войны – гибель старшего сына-офицера – это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг – подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке.

Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка.

В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова “Судьба человека”.

Loading…
Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова “Судьба человека”« Добро и зло в современном мире

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/problema-nravstvennogo-vybora-v-rasskaze-sholoxova-sudba-cheloveka/

Refy-free
Добавить комментарий