Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского

Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Ф.М. Достоевского по праву называют одним из величайших писателей в истории мировой литературы. Произведения романиста XIX века запомнились современникам и последующим поколениям поднятыми в них социальными и философскими проблемами. Кроме того, нельзя не отметить вклад писателя в теорию художественной литературы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Одним из достижений Ф.М. Достоевского, безусловно, стало создание нового литературного жанра – полифонического романа. «Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию», — сказал литературовед М.М.

Бахтин, разработавший теорию многоголосого романа Достоевского. Следует отметить и то, что автору романа «Преступление и наказание» присваивают звание «мастера» психологизма. Действительно, только Ф.М. Достоевский был способен так правдоподобно изобразить внутренний мир героев, их чувства и переживания.

Именно поэтому неудивительно, что на страницах произведений писателя получила яркое воплощение тема «маленького человека».

«Маленький человек» Ф.М. Достоевского отличается от «маленьких людей», изображенных, к примеру, А.С. Пушкиным или Н.В. Гоголем. Данный тип героев писатель наделил рядом особенностей.

Так, «маленький человек» Достоевского наряду с другими героями, имеет свою философию; он обладает сложной и противоречивой душевной организацией: в «маленьком человеке» есть как добро, так и зло, поэтому писатель изображает героя, не только сопереживая ему, но и критикуя его.

Главным отличием «маленьких людей» в творчестве Фёдора Михайловича от подобных героев в произведениях других писателей, на мой взгляд, является то, что «маленький человек» Достоевского обладает гордостью. Он амбициозен, несмотря на свою забитость и угнетённость.

В романе «Преступление и наказание» к типу «маленьких людей» относятся члены семьи Мармеладовых: глава семейства Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, их дети, а также Соня Мармеладова. Наиболее ярко писателем изображён Семён Захарович. Спившийся чиновник, «переступивший» через жизнь супруги и детей, привлекает внимание Родиона Раскольникова.

Бывший студент, встречая Мармеладова в одном из петербургских трактиров выслушивает его исповедь. Так, Семён Захарович рассказывает Родиону Романовичу о том, что из – за его проблем с алкоголем, которые у него появились после «лишения места» в конторе, вся его семья пребывает в нищете.

Дети и жена голодают, ходят в обносках, а его дочь от первого брака Сонечка вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить семью. Мармеладов корит себя за то, что люди, которых он любит и уважает, страдают.

Герой пьянствует лишь потому, что хочет причинить себе душевную боль: «Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу! » Он называет себя подлецом и считает, что не заслуживает сочувствия: «Жалеть! зачем меня жалеть! …

Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! …» Герой осознаёт свою вину перед женой и детьми, но ничего не может исправить: по его словам, он слишком слабый. Как видим, Мармеладов — это «маленький человек», который сохраняет чувство гордости: несмотря на свою беспомощность он не желает, чтобы его жалели, так как понимает, что собственноручно погубил свою жизнь и жизнь своей семьи.

«Маленьким человеком» называет себя герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин. Титулярный советник, посвятивший службе в ведомстве 30 лет, кажется, ничем не примечателен: он обладает посредственной внешностью, не блещет умом, занимает маленькую должность. Кроме того, мужчина крайне беден: он носит сапоги с заплатками, его платье старо, а на фраке осталась лишь половина пуговиц.

Всю свою жизнь Девушкин прожил, нанимая углы у чужих людей. Сослуживцы не уважают Девушкина и насмехаются над его нищетой. Герой воспринимает осуждение коллег очень остро: «Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки». Макар закрывается от людей из – за неуверенности в себе и страха быть осмеянным.

Герою намного приятнее писать письма, чем встречаться с людьми вживую. Однако всё это – поверхностная характеристика. Замкнутый в себе чиновник выше, чем кажется.

Девушкин проявляется благородство, когда отдаёт последние копейки соседу Горшкову или когда оказывает материальную и психологическую поддержку своей дальней родственнице Варе Добросёловой, становится для неё другом, в котором она нуждалась в столь трудное для неё время. Читая по совету Вареньки «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В.

Гоголя, герой сравнивает себя с героями повестей. Так, ему импонирует произведение Пушкина, в котором, как известно, автор сочувствует своему «маленькому человеку». Однако Девушкин критически относится к «Шинели», в которой Гоголь насмехается над такими, как он. В герое повести Акакии Акакиевиче Макар видит самого себя, что его и расстраивает.

Девушкин чувствует себя оскорблённым: «И для чего же такое писать? И для чего оно нужно?.. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Нет, я буду жаловаться, Варенька, формально жаловаться».

Несмотря на это, прочтение «Шинели» оказывает в какой – то степени положительное влияние на героя: он начинает видеть проблему разобщённости в обществе, а также становится более внимательным к людям: «…полно о себе одном думать, для себя одного жить; оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!» Итак, Макар Девушкин, несмотря на свою забитость, обладает сложным и противоречивым внутренним миром, тонкой душевной организацией.

Таким образом, Ф.М. Достоевский обладал нетрадиционным видением «маленького человека», поэтому благодаря созданным им образам «маленьких людей», уникальных и неповторимых, в творчестве писателя появился новый типаж героев — «униженные и оскорблённые».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61014

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=61014

Проблема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского

Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”.

Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча.

С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.

Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”.

Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически.

Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как совершенно верно заметил Белинский, “Гоголь только первый навел всех на эти забитые существования в нашей действительности, но г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности”.

Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоевский уже в первом романе в письмах “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”.

Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Ф. М.

Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.

Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.

Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга.

Писатель окружает героев их социально-психологическими “двойниками”, история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы.

Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных русских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: “…Роман открывает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому”.

Тема “бедных людей”, и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города. В этом произведении не встретишь описаний парадной столицы, все серо, грязно.

Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу “маленького человека” и открывает в нем залежи огромного духовного богатства.

Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы – люди, задавленные жизнью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти”.

Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна.

Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела и судьба семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Сам же Родион, всем своим естеством противящийся тому состоянию жизни, которое он видит, задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе, в отношении общества к человеку.

Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков, и бездонное море страданий – это деньги.

Достоевский делает Петербург городом безнравственным, городом, в котором утрачено представление о высших ценностях, и прежде всего – о гуманности.

Созданные автором образы “маленьких людей”, проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Души “бедных людей” могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни.

Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности – на любви к человеку, высоком гуманизме.

Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М.

Достоевского, все люди перед Богом равны, нет “маленьких” и “великих”, каждый человек – высшая ценность.

(2 votes, average: 5.00 5)

Источник: https://goldsoch.info/problema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyax-f-m-dostoevskogo/

Тема

Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель».

Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского.

Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам.

Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города.

Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина…

Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто.

За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки».

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского.

Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя.

К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/tema_malenkogo_cheloveka_v_tvorchestve_dostoevskogo_sochinenie/66-1-0-1809

Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского

Достоевский Ф.М.

Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В.

Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.

Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы.

Достоевский становится певцом “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как совершенно верно заметил Белинский, “Гоголь только первый навел всех на эти забитые существования в нашей действительности, но г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности”.

Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоевский уже в первом романе в письмах “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия.

Как и Гоголь в повести “Шинель”, Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу.

Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга.

Писатель окружает героев их социально-психологическими “двойниками”, история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы.

Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных русских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: “…Роман открывает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому”.

Тема “бедных людей”, и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города.

В этом произведении не встретишь описаний парадной столицы, все серо, грязно. Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу “маленького человека” и открывает в нем залежи огромного духовного богатства.

Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы — люди, задавленные жизнью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти”. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна.

Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела и судьба семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Сам же Родион, всем своим естеством противящийся тому состоянию жизни, которое он видит, задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе, в отношении общества к человеку.

Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков, и бездонное море страданий — это деньги. Достоевский делает Петербург городом безнравственным, городом, в котором утрачено представление о высших ценностях, и прежде всего — о гуманности.

Созданные автором образы “маленьких людей”, проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Души “бедных людей” могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни.

Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, высоком гуманизме.

Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М.

Достоевского, все люди перед Богом равны, нет “маленьких” и “великих”, каждый человек — высшая ценность.

Источник: https://mirznanii.com/a/359429/problema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyakh-f-m-dostoevskogo

Refy-free
Добавить комментарий