Проблема адаптации ребенка в школе

Доклад

Проблема адаптации ребенка в школе

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ

Цели:

  • Определение психологической готовности ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.
  • Обеспечение оптимального сочетания двух видов деятельности: эмоционально — волевой и когнитивной.
  • Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
  • Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Направление работы:

  • Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
  • Психологические трудности адаптации ребёнка в первый год обучения.
  • Система взаимоотношений детей в классе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью.

За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка.

Он является официальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке,– не выражение личного отношения к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей.

Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

Взаимоотношения детей в классе тоже отличаются от тех, которые складываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, его успехи в учебе. Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Основная форма организации учебной работы детей – урок.

На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом.

Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.

Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школедостаточный уровень волевого развития ребенка, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется, прежде всего, его анатомо-физиологическим и психическим развитием.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон.

Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, т. е.

о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в детстве представлений.

Такие представления – наиболее важное приобретение, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний.

0 готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка.

Общего положительного отношения к школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе к мышлению ребенка. Он должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, предать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.

Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности.

Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений.

Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки.

Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с нетерпением готовится к школе.

Особая проблема – адаптация к школе.

Ситуация неопределенности всегда волнует ребёнка. Поэтому надо помочь первокласснику в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления.

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации к новым условиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.

Выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации.

  • первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам;
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации.

  • первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.

  • первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, для понимания нового решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей;
  • к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха;
  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет.

Факторы социальной микросреды, играющие позитивную роль в адаптации ребенка к школе:

Полная семья

+

Высокий уровень образования родителей

+

Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

+

Правильные методы воспитания в семье

+

Отсутствие девиантного поведения членов семьи

+

Отсутствие конфликтной ситуации в семье

+

Положительный стиль отношения к детям в дошкольном учреждении

+

Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

+

Функциональная готовность к обучению в школе

+

Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс

+

Удовлетворенность в общении со взрослыми

+

и др.

Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание:

  • игровой,
  • продуктивной,
  • учебной и других видов деятельности.

Для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям:

  • в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
  • формирование способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
  • при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

Во время прохождения адаптационного периода приоритетным является физическое, психическое и нравственное развитие учащихся, организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить современную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

Источник: https://infourok.ru/doklad-problemi-adaptacii-rebyonka-v-shkole-2420815.html

Трудности адаптации первоклассников к школе и пути их преодоления

Проблема адаптации ребенка в школе

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально.

В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению.

Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах.

Зачем сидеть смирно весь урок?

Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки.

Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Материал подготовлен

социальным педагогом Климовой П.М.

Москва

2018-2019 учебный год

Источник: https://ugniy.mskobr.ru/informaciya_dlya_roditelej/dlya_roditelej/trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov_k_shkole_i_puti_ih_preodoleniya/

Проблема адаптации ребенка в школе (стр. 1 из 4)

Проблема адаптации ребенка в школе

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный педагогический университет

Факультет специальной педагогический и психологии

Кафедра специальной психологии

Контрольная работа по учебной дисциплине

«Организация и содержание специальной психологической помощи»

Тема: «Проблема адаптации ребенка в школе»

Выполнила студентка

344 группы

Жукова Анна Александровна

Омск-2010

Введение

1.Адаптация ребенка к школе

2.Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

3.Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

4.Адаптация первоклассника к школьному обучению

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе — того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку.

Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки.

При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.

Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

1. Адаптация ребенка к школе

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию.

Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Дети не одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни.

Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний ребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется больший контроль со стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.

При низком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. При внимательном наблюдении можно заметить, что у такого ребенка несколько улучшается внимание и работоспособность при удлинении пауз для отдыха.

Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения. Тяжелее и дольше привыкают к школьной жизни «домашние» дети, т.е. дети, которые никогда ранее не посещали детские дошкольные учреждения и не имеют достаточного опыта общения в больших детских коллективах.

При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрываться возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности (в анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде).

2. Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности.

Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям.

При определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

К сожалению, социальной зрелости, которую к тому же не легко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками.

У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они и соблюдать школьную дисциплину.

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж.

Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития.

В своих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: «В одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способно вылечить ее.

Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное лекарство».

Источник: https://mirznanii.com/a/200949/problema-adaptatsii-rebenka-v-shkole

Проблемы адаптации детей к школе

Проблема адаптации ребенка в школе

Беспомощен тот педагог, которыйпотворствует недостаткам ученика, слепоследует его капризу, подыгрывает исюсюкает, вместо того чтобы воспитыватьи переделывать его характер.

А. С. Макаренко

Ребенок, несмотря на свое желаниепосещать школу, хорошо учиться, труднопривыкает к ее требованиям. Сложностиадаптации (от лат.adapto—приспособляю) нередко становятсяпричиной отклоняющегося поведения.

Если у ребенка эти сложности оказалисьзапредельными, тогда формируетсяустойчивое отрицательное отвращениек школе, учителям и учебе.

Поэтому напроблему адаптации учителю необходимообратить особо пристальное внимание исделать все от него зависящее, чтобыадаптация оказалась для ребенка легкопреодолимой.

Нервная система шестилетних почтиподготовлена к школе. Но в то же времяэтот возраст является одним из самыхсложных в жизни ребенка: его организмочень чувствителен к различнымвоздействиям внешней среды. Процессадаптации 6—7-летних детей к школьномуобучению сопровождается выраженнымнапряжением центральной нервной системыи всех систем вегетативного обеспечения.

Поступление в школу, смена режима жизни,привыкание к новому коллективу и еготребованиям являются довольно сильнымистрессовыми факторами. Как показалиисследования медиков и педагогов,трудности, связанные с адаптацией кшколе, испытывают все дети.

При этомразличают адаптацию трех степенейтяжести: 1) легкой, при которой состояниенапряжения организма проявляется ввиде изменения поведенческих реакций,ухудшения сна и аппетита, снижения массытела (эти явления, как правило,компенсируются в течение первойчетверти); 2) средней, при которойнеблагоприятные изменения в организмесохраняются в течение первого полугодия,и 3) тяжелой, когда наступает заметноеухудшение здоровья, особенно к концуучебного года.

Степень тяжести адаптации зависит отмногих факторов. Среди них есть такие,которые могут регулироваться школой,— санитарно-гигиенические условияобучения, режим работы в классе и вгруппе продленного дня, объем учебнойнагрузки, психологический климат вдетском коллективе. Эти факторы сочетаютсяс состоянием здоровья ребенка, степеньюего готовности к школе, условиямидошкольной жизни.

Детям с недостаточным уровнемподготовленности к школе («незрелые»дети) значительно труднее адаптироватьсяк школьному распорядку. Они чаще другихне справляются с полным объемом учебнойнагрузки, предложенной программой.Такие дети вызывают обеспокоенностьпедагогов, потому что именно из нихформируются в дальнейшем группыотстающих.

Успеваемость у «незрелых»детей, как показывают исследования(Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова), по трем основнымпредметам — чтению, письму, математике— всегда ниже, чем у «зрелых».

Если жетакие дети имеют хорошую успеваемость,то она достигается ценой напряжения иперенапряжения всех функциональныхсистем, что нередко приводит к развитиюневрозов.

Чтобы облегчить привыкание детей кшколе, систематическому труду, необходимасогласованная коррекционная работавсего педагогического коллектива.

Дляоблегчения адаптации составляютсячеткие правила поведения, которыепомогают детям без раздумий и напряжениясразу приступить к их выполнению. Школабез правил существовать не может.

Правиласодержат разделы: поведение в школе,дома, общественных местах.

«Прилежно учись. Внимательно слушайобъяснения учителя, старательно исамостоятельно выполняй все его задания,веди себя хорошо на уроке. Не опаздывайна занятия» — так сформулировано первоеправило в школьном Уставе. Помогаядетям, учитель растолкует смысл исодержание каждого требования.

«В школунадо приходить вовремя, опрятно одетым,причесанным, в вычищенной обуви. Когдав класс входит взрослый — директор,учитель, в знак уважения и приветствиявсе должны встать. Разговаривать состаршими надо стоя, не перебивать их,спросить разрешения, когда хочешь что-тосказать.

Чтобы ответить, необходимоподнять руку» — эти навыки изо дня вдень будет отрабатывать и закреплятьучитель.

Особенное внимание учитель уделитвопросу, как одеваться для школы, чтоможно приносить с собой. Одежда и вещи,как известно, являются сильнымиисточниками детской депривации. Потомуучитель потребует, чтобы одежда не быладорогой, она может не быть новой, нообязательно чистой. Именно чистотаодежды, а не ее вид и стоимость служатпоказателем культуры.

Обсудим профессиональный секрет

Со страниц педагогической прессы неуходит вопрос о школьной форме. Покачто все «за» и «против» не помогли решитьпроблему. Обсуждается также вопрос овведении предельной стоимости одеждышкольника. А как вы относитесь к этимвопросам?

Учитель объяснит и другие правила,которые надо соблюдать в школе: гуляяпо коридору, держаться правой стороны;разговаривать с товарищами спокойно,не кричать и не бегать, чтобы не мешатьокружающим. На большой перемене детиидут в столовую или буфет, предварительновымыв руки. Когда придет время первогодежурства, первоклассник узнает, чтово время перемены класс необходимопроветривать.

С первых дней учитель будет приучатьдежурных, санитаров, цветоводов выполнятьновые обязанности по классу, следитьза чистотой, вытирать доску, поливатьцветы.

Надо помочь детям, которые несправляются с этими поручениями. Такиедети переживают и огорчаются.

Поэтомуважно не только поощрять стремлениеученика хорошо выполнить порученноедело, но попросить детей, у которых этохорошо получается, помочь ему.

Правила, которые ребенок должен выполнятьдома:

1.     Соблюдать распорядокдня. С пользой проводить свободноевремя.

2.     Ежедневно делать утреннююгимнастику. Всегда быть чистым и опрятным.

3.     Слушаться родителей истарших членов семьи, помогать им.

Правила поведения в общественных местахтакже объясняются и обсуждаются в школе:«Примерно веди себя в школе, дома, наулице. Здоровайся с учителями, другимиработниками школы, знакомыми, товарищамипри встрече с ними. Уступай дорогу иместо старшим. Соблюдай правила уличногодвижения».

Конечно, постепенно приучая к новымобязанностям, помогая детям с нимиуспешно справляться, мы облегчаем имтрудности адаптации и снижаем опасностьвозникновения девиантного поведения.Но есть более существенные причины,которые у учителей и родителей вызываютобеспокоенность. Они связаны с выборомновой социальной роли.

Кем окажетсяребенок среди сверстников? Как они егопримут и воспримут? Каким он будет в ихглазах? Общая закономерность заключаетсяв следующем: если социальная роль истатус ребенка не будут соответствоватьего представлению о себе, его внутреннему«Я», то велика вероятность возникновениядевиантного поведения, связанного ссамоутверждением, изменением социальнойроли.

Ребенку не просто овладеть требуемыминормами социального поведения, усвоитьсоциальные роли. Придя в школу, онподнимается на первую ступень социальнойзрелости, в его судьбе совершаетсязначительный поворот, требующийсущественной внутренней перестройки.

В дошкольный период ребенок занималсяв основном тем, что ему нравилось и чтоему удавалось. Даже многие необходимыежитейские навыки ему прививали в формеигры.

Игровой элемент был ведущим и привоспитании усидчивости, сосредоточенности:совместное чтение интересной книги,раскрашивание картинок, составлениеузоров из мозаики и т. д. Кроме того, домаребенка хвалили гораздо чаще, чемкритиковали.

В школе ситуация иная. уроковне всегда бывает интересным, и ученикдолжен перестраивать свою системумотиваций. Помимо того что необходимовыполнить не очень занимательноезадание, его окружают сверстники,которые, возможно, более способны,насмешливы, недружелюбны.

Ошибки, неудачивыносятся на общественный суд, и многиесоученики совсем не склонны проявлятьвеликодушие или снисходительность.Иногда возникает замкнутый круг: критикапервых неудач подавляет уверенность всвоих силах и снижает интерес к учебе,что в свою очередь еще более отрицательнодействует на успеваемость. В результатевозникает нежелание посещать школу.

Аесли ребенок идет на занятия через силу,в подавленном состоянии, то естественноу него не будет ни должного внимания,ни сосредоточенности, ни интереса.

Исследования убеждают: ребенок, как ивзрослый, прежде чем совершить какое-тодействие, вольно или невольно оценивает,как оно будет воспринято окружающими.Оценка других является важнейшимрегулятором и побудителем поведенческихактов.

Так формируется социальная роль— необходимость совершать определенныедействия, и в то же время — ожидание ответных действий. Социальнаяроль постигается непроизвольно, впроцессе общения с другими детьми иуяснения того, что от тебя требуется ичего ты вправе требовать от других.

Витоге образуется сложнейшее переплетениеиндивидуальных особенностей характера,личных убеждений, симпатий и антипатийс набором необходимых для данной группыповеденческих установок.

При поступлении в школу ребенку необходимопочти одновременно занять сразу двесоциальные позиции — по отношению кучителю и по отношению к одноклассникам.

Практика показывает, что чем меньше уучителя педагогического опыта, таланта,«чутья», тем больше различия между этимипозициями.

Так уж получается — учительценит одни качества ученика (скажем,послушание и усердие), а одноклассники— другие (доброту, справедливость,честность). Подобная противоречивостьсоциальных позиций далеко не безразличнадля большинства младших школьников.

Первый, основной круг требованийопределяется учителем: усвоение знаний,выполнение дисциплинарных требований.Вполне естественно, среди учениковвозникает здоровый дух соперничества,соревнования. Но если до школы основнымиусловиями победы в соревновании былиловкость, сила и быстрота, т. е.

физическиекачества, то теперь требуются усилияинтеллектуальные, к которым ребенок непривык. В итоге может получиться, чтопривыкшие быть лидерами физическикрепкие ребята оказываются в числеотстающих учеников, а скромные,застенчивые, «слабосильные» детизанимают ведущие места.

Уже здеськоренятся истоки первых разочарованийи неожиданностей.

В результате различные плоскости оценокпричудливо пересекаются в миропониманииребенка. То, за что хвалит учительница,не одобряют одноклассники, и наоборот.Трудно бывает ребенку осмыслить такойпоток несовпадающих соотнестиих между собой. Пытаясь сравнитьнесравнимое, ученик мучительно ищетвыход и не знает, что предпринять.Обратиться к учительнице? За это могутдразнить ябедой.

Спросить у родителей?Они ответят: «Самое главное — хорошоучись. Не обращай ни на кого внимания».Испуг, раздражительность, неуверенность— итог мучительных поисков. И все этоу ребенка, обладающего высокимиинтеллектуальными способностями, неиспытывающего трудностей при обучении.

Еще более драматично может происходитьвыбор социальных позиций у детей, которымтрудно дается усвоение учебногоматериала.

Каждый ребенок начинает свой путь вшколе с каким-то уровнем самооценки.Школа будет индикатором, который выявитэтот уровень, усилит или, наоборот,снизит его. Наиболее трудно приходитсяв школе тем детям, которое воспитывалисьв атмосфере всеобщего умиления, потаканиядетским капризам.

Такие кумиры семьи,как правило, имеют очень высокий уровень самооценки, они привыкают ктому, что практически любой их поступоквызывает одобрение родителей иродственников. Их социальная роль дошколы — быть в центре внимания. Однаково время учебы привычные ожидания неподтверждаются.

Учительница со всемиучениками обращается ровно, не выражаяк кому-либо особых симпатий или антипатий. тоже не склонны простотак, сразу признавать кого-то лидером,нужно сначала завоевать их уважение.Для кумира начинается пора терзаний ипоисков выхода.

Бывает, что главная цельэтих исканий — привлечь к себе вниманиелюбой ценой.

А поскольку первоклассникеще социально незрел и желания у негопреобладают над рассудком, средствомдостижения своей цели он избираетнеадекватное поведение — а это дерзкиевыходки во время уроков, бессмысленнаяагрессивность на переменах, постоянныеконфликты. В таких условиях легкопринимается роль классного шута,возмутителя спокойствия или злостногохулигана.

Немалые испытания выпадают и на долюдетей, воспитанных в обстановке строгости,постоянных запретов и требованийбеспрекословного послушания. особенность таких учеников — неуверенностьв себе и недостаточная самостоятельность.Такой ученик, если даже хорошо знаетматериал, не поднимает руки — он нехочет выделяться.

Эти школьники лишеныинициативы, задора, им чужд духсоревнования. Бывает, что они охотноподчиняются гораздо менее способным,но более активным одноклассникам. Из-заслабости характера они втягиваютсяодноклассниками в озорные выходки,нарушения дисциплины. Наблюдаютсястрахи ответа у доски перед всем классом,боязнь контрольных работ.

В итогепребывание в школе является для ученикатравмирующим обстоятельством, хотя егоникто не обижает.

Помимо перечисленных отношений, вкоторых попеременно пребывает школьник(отношения с учителем, одноклассникамии домашними), все большее значениеначинает приобретать дворовая компания.

Здесь мир ценностей совсем иной,взаимоотношения менее формализованы,здесь больше раскованности, меньшезапретов. Но в то же время внутренняясубординация может быть весьма жесткой.Чем дольше существует дворовая компания,тем сложнее в ней складываются отношения.

Возникают клички, например, упитанногоребенка зовут «жирный», «жиртрест», апотом эта кличка эволюционирует в«масло» или «сало». Кличка обнаруживаетсяв школе и становится для ребенкадополнительным источником страданий.

Клички возникают и в классе, служат дляучителя источником постоянной головнойболи, потому что из-за них происходятпостоянные обиды, драки.

Система ценностей, принятая в дворовойкомпании, иногда оказывает на ребенказначительное влияние. Он склоненпереносить усвоенные поведенческиенормы в школьную или домашнюю обстановку.При заметном несовпадении этих нормвозникают осложнения с учителями иродителями.

Поскольку ребенку далеконе всегда объясняют, чем плоха егокомпания, или объясняют неубедительно,изменяется его доверие к взрослым.Отчуждение способно нарастать до техпор, пока не выльется в открытые конфликты.

причина заключается порой втом, что нормы поведения, вынесенныеребенком из дворовой компании, необсуждаются в спокойной, доброжелательнойобстановке, а тотчас отметаются.

Большие проблемы в гуманистическомвоспитании связаны с положительнойсамооценкой школьников. Весьмасущественно на ее формирование влияетпереход ребенка из семьи в школу.

Оценкав семье, где ребенка хвалили, и оценкав школе, где она дается в сравнении сдругими детьми, естественно, часто несовпадают. Двойное давление трудновыдержать, а поэтому ребенок чащезанижает уровень самооценки.

Когдавзгляды семьи и школы расходятся, это,как правило, дополнительная нагрузкана психику ребенка.

Низкая самооценка связана с глубокимвнутренним дискомфортом. Прекраснопонял это и выразил Ж.-Ж. Руссо: гармоничностьвоспитания возможна лишь в том случае,когда ребенок свободно делает то, чтоон хочет, а хотеть он будет того, чтохочет его воспитатель. Ребенок упрям.

До тех пор, пока он сам не захочетосвободиться от той или иной особенностисвоего поведения, почти невозможнодостичь его перевоспитания.

Поэтомупервые активные проявления индивидуальнойсвободы с детских лет должны бытьнаправлены так, чтобы у ребенка постепенновырабатывалась самостоятельность.

Внешнее поведение ребенка самым серьезнымобразом отражается на его внутреннеммире. Не имея возможности влиять на этотмир непосредственно, учителю важноучить ребенка в трудных случаях неопускать голову, прямо смотреть в глаза,вести себя спокойно и сдержанно.

Сознательное спокойствие есть проявлениесилы духа. Чем раньше начнутся подобныеупражнения, тем больше от них пользы.Стремление «опротестовывать» любыезамечания, не соглашаться даже сочевидными формирует у ребенка склочный,вздорный, мелочный характер.

Поэтомуучителям так важно учить детей признаватьошибки, прямо о них говорить себе идругим.

Таким образом, адаптация детей к школе,усвоение социальных ролей оказываютзначительное воздействие на их развитиеи поведение. Одно из главных новообразованиймладшего школьного возраста — рефлексия,формирование которой бурно происходиту семилетних. Ребенок выполняет новую(сравнительно с дошкольником) социальнуюроль, занимает другую социальную позицию.

Рефлексия — это осознание ребенком,как он воспринимается другими в общении,деятельности, и включает следующиесоставляющие: каким ребенок видит себясам и каким видят его другие дети. Этипозиции принадлежат также и партнерам,поэтому рефлексия — это процессзеркального отражения. Когда рефлексияполностью формируется и осознается,ребенок становится подростком.

Источник: https://studfile.net/preview/5568665/page:23/

Адаптация ребенка к школе — трудности периода психологической адаптации в школе

Проблема адаптации ребенка в школе

Внимательно ознакомьтесь с условиями пользования ресурсами сайта https://home-school.interneturok.ru/ (далее – Сайт). Пользуясь Сайтом ЧОУ «Первая народная школа» (125368, г. Москва, ул. Барышиха, д.23, пом. IV, ком. №13-19), Вы подтверждаете, что полностью принимаете следующие условия:

1. Под термином «содержание» в рамках настоящего Соглашения подразумеваются любые материалы, документы, изображения, схемы, аудио- или видеоинформация (и любая другая информация), полученные на Сайте или размещенные на нем.

2. Сайт представляет собой программное средство, позволяющее хранить, систематизировать и транслировать содержание научно-образовательного характера.

3. Сайт предоставляет возможность доступа к имеющимся на нем ресурсам исключительно в ознакомительных целях..

4. Информация, размещенная на Сайте, не является справочной и предоставляется исключительно в научно-образовательных целях.

5. Размещение видео и других материалов с Сайта на сторонних ресурсах запрещено.

6. Администрация Сайта не несет никакой ответственности за действия пользователей, связанные с использованием представленной на Сайте информации, и не возмещает убытки.

7. Информация на Сайте предоставляется также путем подключения третьих сторон : предоставлением гиперссылок, указателей на другие сайты, поддерживаемые третьими лицами, предоставлением содержания сторонних сайтов обрамлением (фреймингом) и другими методами.

8. Подключение сторонних сайтов предоставляется исключительно для удобства и информирования. Ответственность за содержание сторонних сайтов лежит на их создателях.

9. Если иное не указано в описании или титрах к видеоматериалу, конспекту, тренажеру, тесту (далее – Материалы), все исключительные права на Материалы, размещенные на Сайте, принадлежат ООО «ИНТЕРДА».

Все исключительные права на записи онлайн-консультаций, домашние задания (в виде вопросов, тестов, упражнений, задач, примеров) (далее – Материалы) принадлежат ЧОУ «Первая народная школа».

Если иное не указано прямо, Услуги Сайта предоставляются только для целей личного некоммерческого использования.

Без письменного разрешения администрации Сайта запрещается любое изменение, копирование, распространение, републикация, создание производных произведений, пересылка, продажа, лицензирование Материалов Сайта, за исключением трансляции Материалов Сайта исключительно в учебных учреждениях путём показа (трансляции) видеоматериалов или их частей напрямую с Сайта.

10. Администрация Сайта приветствует гипертекстовые ссылки на Сайт.

11. Запрещено использовать Материалы и сервисы Сайта для любых целей, противоречащих нормам морали и нравственности, целям создания данного Сайта, и/или нарушающих (могущих нарушить) запреты, предусмотренные настоящим Соглашением, и/или нарушающих (могущих нарушить) действующее законодательство РФ об авторских правах.

12. Запрещено использовать Услуги Сайта любым способом, служащим для целей нанесения ущерба нормальному функционированию данного Сайта (включая флудинг, DOS-атаки, ограничение доступа к Сайту третьих лиц, но не ограничиваясь ими).

13. Запрещено предпринимать попытки завладения чужими учетными записями (аккаунтами) на Сайте любыми способами (включая взлом пароля перебором, хакерство, фишинг, социальную инженерию, но не ограничиваясь ими).

14. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, а также иные виды пропаганды, запрещенные законами Российской Федерации. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

15. Запрещено использование в сообщениях на Сайте и в данных при регистрации (логин, имя) ненормативной лексики, а также любых выражений, оскорбляющих личность собеседника или третьего лица (в том числе криптованный мат – латиницей, с использованием звёздочек, математических и иных символов).

16.

Регистрируясь на Сайте, Пользователь дает свое согласие на участие в сборе диагностической информации, сведений об использовании Сайта, а также на обработку персональных данных, указанных на Сайте (ФИО, адрес электронной почты, пароль, возраст, место проживания, роль на Сайте), на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (в т.ч. трансграничную и третьим лицам — партнерам), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных с использованием средств автоматизации в целях информирования об услугах, предоставления и улучшения качества услуг, облегчения доставки обновлений ПО, поддержки Сайта и оказания других услуг, а также для проверки соблюдения условий настоящего Соглашения. Согласие вступает в силу с момента регистрации на Сайте и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством РФ.

17. Администрация Сайта имеет право самостоятельно и без предварительного уведомления менять контент Сайта, в том числе транслируемые видеоуроки и условия настоящего Соглашения.

18. Администрация Сайта имеет право в одностороннем порядке менять политику использования своего контента Пользователем и партнерами, в том числе вводить платные Услуги.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole

Трудности в адаптации младших школьников

Проблема адаптации ребенка в школе

серёгина оксана
Трудности в адаптации младших школьников

Трудности в адаптации младших школьников.

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь.

Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всём протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника, сложное и противоречивое, будет характеризовать весь этот период.

Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми.

При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для деленквентного поведения.

Робость, боязнь отвечать на уроках, чрезмерная тревожность, драчливость, замкнутость, плаксивость – всем хорошо известны эти проявления психологического неблагополучия детей младшего школьного возраста.

Объективные предпосылки возникновения трудностей у младших школьников.

С приходом в школу ребёнок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития.

Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими.

Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности в школьном возрасте. Создавая определённые объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребёнка сложной психологической перестройки.

Ребёнку, жившему преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями. Игрой, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине. требованиям учителя. На протяжении 4 уроков ребёнок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него малозначительны.

Трудности, испытываемые младшими школьниками,могут быть вызваны следующими причинами:

1. Особенностями нового школьного режима, который у некоторых детей может спровоцировать чрезмерную усталость, срывы в работе;

2.Необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми: учителями, одноклассниками, воспитателями групп, изменением положения ребёнка в семье, отношений с родителями.

3. м учебного материала, нередко не вызывающий достаточного интереса у детей, в результате чего к середине года у многих обучающихся наступает апатия и безразличие к учёбе.

По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Л. С. Выготский самой существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребёнка.

Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определённые требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет.

Для этого возраста характерны и негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения.

Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой.

Наиболее яркими симптомами переходного периода являются:капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, мстительность, дерзость и т. п.

дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.

По сравнению с «классическими» описаниями кризис семи лет в последнее время заметно «помолодел», большинство детей проходят его в дошкольный период, начиная примерно с 5 лет 6 месяцев, и лишь часть детей переживает его в первом классе. Наступление этого кризиса – один из признаков психологической готовности ребёнка к школе.

Значительные различия в уровне психологической готовности ребёнка к школе – в развитии произвольности, мотивации, интеллекта и социальной компитентности – создают объективные трудности как для подготовленных, так и неподготовленных учеников.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребёнка в условиях новой социальной ситуации в школе обычно называют адаптацией к школе. Критерием её успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем общения, эмоциональное благополучие.

О высокой школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, хорошая произвольная регуляция. В последние годы в литературе, посвящённой проблемам младшего школьного возраста, активно используется понятие дезадаптация.

Сам этот термин заимствован из медицины и означает нарушения взаимодействия человека с окружающей средой.

Проявление школьнойдезадаптации.

Школьнаядезадаптация — это образование у ребёнка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, проявления появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Причины:

1. Несформированность навыков и приёмов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;

2. Несформированностьмотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);

3. Неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;

4. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.

Признаки:

1. Негативное эмоциональное отношение к школе;

2. Высокая устойчивая тревожность;

3. Повышенная эмоциональная лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа);

4. Низкая работоспособность;

5. Двигательная расторможенность;

6. Трудности общения с учителем и сверстниками.

Симптомы:

1. Боязнь выполнять школьные задания;

2. Страх перед учителем, товарищами;

3. Чувство неполноценности, негативизм;

4. Уход в себя, отсутствие интереса к играм;

5. Психосоматические жалобы;

6. Агрессивные действия;

7. Общая заторможенность;

8. Чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.

Пути преодоления школьнойдезадаптации:

1. Не будьте так строги!

Бывает так, что нормальные средние успехи ребёнка воспринимаются (родителями, воспитателями, учителями) как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Как следствие растёт тревожность.

Падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих.

Часто педагоги, родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания. Это приводит к большему торможению развития.

2. Осторожней с оценками!

К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители (педагоги) относятся отрицательно. Это выражается и в эмоциях, и в словах, обращённых к маленькому школьнику.

Под влиянием таких оценок у ребёнка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. Его не надо просто так хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что – то делает.

Ни в коем случае не сравнивайте результаты ребёнка с эталоном, достижениями других, более успешных учеников. Хвалите ребёнка за улучшение его собственных результатов. Замечайте все малейшие достижения ребёнка, оценивайте не ребёнка, а его поступки.

Беседуя о неудачах, отмечайте, что это всё временно. Поддерживайте активность ребёнка в преодолении трудностей.

3. Берегите здоровье малыша!

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложности периода физиологической адаптации первоклассников.

Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления, а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления).

Очень многие дети жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания. Обеспечивайте ребёнку обязательный двух часовой сон. Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов).

4. Общение с одноклассниками!

Обычно трудности в общении с одноклассниками и учителями возникают у детей, не посещающих детский сад, особенно у единственных в семье.

Если у школьников не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому привыкли дома.

Поэтому такой ребёнок часто испытывает стресс, когда осознаёт, что учитель одинаково относится ко всем первоклассникам, не делая ему снисхождения и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются уступать.

5. Не зацикливайтесь на школьных делах!

Не показывайте ребёнку свою озабоченность его школьными неудачами. Подчёркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности. Где ребёнок успешен, помогайте тем самым ему обрести веру в себя.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребёнок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться.

А это впоследствии скажется и на школьных делах.

Трудности в адаптации

младших школьников.

Педагог –психолог: О. В. Серёгина

2017 г.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/trudnosti-v-adaptaci-mladshih-shkolnikov.html

Refy-free
Добавить комментарий