Присырдарьинские города

§ 36. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА | 7 класс Учебник

Присырдарьинские города

§ 36. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

Внутреннее положение. Во второйполовине XV века в Казах­ском ханстве, созданном в Жетысу, за счет перекочевавшихпле­мен из других соседних ханств значительно выросла численность населения,составившая около 200 тысяч человек.

Здесь произо­шел определенныйхозяйственный подъем, восстанавливались го­рода, оживилось ремесленноепроизводство, вырос торговый об­мен.

Развивались торгово-экономические связи,торговый взаимо­обмен кочевых племен с земледельческим и городским населени­емПрисырдарьинского региона.

В этом были заинтересованы не толькокочевые племена, но и земледельцы оседлых районов, желавшие выгодно продаватьсвою продукцию, ремесленники — с целью обмена своих изделий на шерсть,кожевенное сырье и т.д., а также торговцы, стремившие­ся сбыть свои товары иполучить большую прибыль.

Не меньшая заинтересованность была и у феодалов,которые пытались подчи­нить своему влиянию эти богатые районы и города.

Недавносфор­мировавшееся независимое Казахское ханство ставило перед со­бой следующиеисторические задачи: 1) восстановить порядок ис­пользования пастбищных угодий,прежде существовавший в Дешт- п Кыпчакской степи, что отвечало интересамкочевых скотоводов; 2) подчинить Казахскому ханству присырдарьинские городаСыг- пак, Сузак,Отрар, Туркестан и другие, расположенные вдоль тор- гово-караванных путей междуВостоком и Западом; 3) объединить казахские племена с целью создания единойэтнической террито­рии казахов. Превращение присырдарьинских городов в свою эко­номическуюи военную опору для ханов Керея и Жаныбека явля­лось основной предпосылкойгосподства в Дешт-и-Кыпчакской степи, так как эти присырдарьинские города имеливажное поли­тико-экономическое и военно-стратегическое значение. В торго­выхсвязях с присырдарьинскими районами и городами с развиты­ми ремеслами иземледелием были заинтересованы не только прави­тели степных просторов, но ивсе население Дешт-и-Кыпчака.

Внешнее положение. В конце XV и началеXVI веков в поли­тической жизни народов Средней Азии и Казахстана произошлизначительные исторические события. Династия Тимуридов потер­пела поражение отШайбанидов, которые пришли к власти в Сред­ней Азии.

Могулистан распался нанесколько мелких владений. В Восточном Дешт-и-Кыпчаке утратил свое господствохан Абул- хаир.

На территории Казахстана утратило власть государство Зо­лотаяОрда, а на исторической сцене появились новые государства, такие как Сибирское,Казанское и Астраханское ханства.

При этом в борьбе с наследникамиАбулхаира Керей и Жаны- бек умело использовали их внешние и внутренниепротиворечия.

Своими союзниками в этой борьбе они сделали потомков Жошы, давнопретендовавших на власть, правителя Западной Сибири хана Ибака и властителейногаев.

Одержав победу над наследниками хана Абулхаира, казахские ханыпостепенно стали присоединять к Казахскому ханству Кыпчакскую степь с живущимина ней ко­чевыми племенами.

В 70-х годах XV векаони подчинили себе побережье Сырдарьи и прилегавшие к нему районы Каратау. Витоге границы Казахского хан­ства расширились, начался массовый притокказахских племен. Ка­захские ханы на протяжении 30 лет вели войну за обладаниеприсыр­дарьинскими городами с внуком Абулхаира Мухаммедом Шайбани.

За господство над присырдарьинскимигородами, кроме потом­ков Абулхаира, боролись династия Тимуридов и наследникихана Могу листана, что вызывало противостояние им казахских ханов. 11отому что,подчинив эти города, имевшие важное стратегичес­кое значение, легче было бызахватить все Казахское ханство. Этот замысел своих врагов хорошо понималиказахские ханы и давали им яростный отпор.

В 1470 году войска хана Кереявторглись в Туркестан, а хан Жаныбек — в Сузак. Вскоре и город Сауран вошел всостав Казах­ского ханства.

Спустя два года хан Шайбани, заключив союз с пра­вителямиНогайской Орды, захватил Аркок и Сыгнак. Посланные казахскими ханамиобъединенные войска разбили войско Шайба- пи и вернули эти города.

Хан Шайбанибежал в Мангистау. При- сырдарьинские города вновь вошли в состав Казахскогоханства.

https://www.youtube.com/watch?v=5wOjbc8Wc_A

В 80-е годы XV века при поддержке ханаМогулистана хан Шайбани вновь совершил поход в Казахское ханство и во второйраз захватил Аркок и Сыгнак. Казахские войска осадили Сыгнак. Жители городасами открыли им ворота крепости.

Затем казахс­кие войска осадили городТуркестан, временно находившийся в руках врага. Объединенные силы хана Шайбанисорок дней нахо­дились в осаде в Аркоке.

Наконец обессиленный трехлетней вой­нойс казахами Шайбани оставил Туркестан и ушел в Хорезм.

Военные союзы Казахского ханства,заключенные во второй половине XV века с династией Шайбанидов, потомками эмираТи­мура, ханом Могулистана не были прочными, так как характер этих военныхсоюзов часто менялся в зависимости от хода сраже­ний и интересов ханов.

Например, в 1482-1485 годы хан Могули­стана при помощи хана Шайбани завоевалгорода Ташкент и Сай­рам. В это время на сторону Казахского ханства встала династияТимуридов и начала военные действия против Могулистана.

Пра- митель Могулистаназахватил Отрар и подарил его хану Шайбани с тем, чтобы привлечь его на своюсторону в борьбе против Тиму­ридов. Правивший в Отраре хан Мухаммед Шайбаниподчинил себе Сауран и Туркестан.

Вместе с потомками эмира Тимураказахские ханы поднялись на борьбу с ханом Шайбани. В сражении под городомСузак пра- мители этого города оказали поддержку Казахскому ханству и взя­ли вплен родственника хана Шайбани, назначенного им намест­ником в Сауране.Казахские войска, вернув в свои руки Сауран, осадили крепость города Отрар. ХанШайбани был вынужден пой­ти на перемирие с казахами.

Так закончилась война династии ханаШайбани, длившаяся в течение трех последних десятилетий XV века за овладениепри­сырдарьинскими городами и восстановление утраченной власти Абулхаира вДешт-и-Кыпчаке против Казахского ханства, то в со­юзе с династией Тимуридов, тос ногайскими правителями, то с ханами Могулистана. По договору, заключенномумежду Казах­ским ханством и ханом Шайбани, города Отрар, Туркестан, Ар- кок,Бозкент и часть зоны Туркестана отошли к хану Шайбани, а города Сыгнак, Сауран,Сузак и северная часть зоны Туркестана вошли в состав Казахского ханства.Города Ташкент и Сайрам были переданы Могулистану.

Присырдарьинские города Сыгнак, Саурани Сузак приумно­жили мощь Казахского ханства, укрепили его политическое по­ложение и влияние среди соседних государств.

Вся история ста­новления Казахскогоханства, его укрепления, дальнейшая судь­ба, история взаимоотношений казахскихправителей с южными со­седними государствами связана с этими городами.

Включение их в Казахское ханство имело первостепенное значение для его упро­чения.

Рост экономической и военной мощи,укрепление ханской вла­сти в Казахском ханстве вынудили хана Шайбани с частьюдешт- и-кыпчакеких племен переселиться в Мавераннахр. Перекочевав­шие вместе сханом Мухаммедом Шайбани казахские племена пе­ремешались с местным населением,переняли их язык, религию и культуру.

Историческое значение образованияКазахского националь­ного государства. Образование Казахского национальногогосу­дарства сыграло огромную роль в истории казахского народа.

Ос­новнуюэтническую опору в формировании казахского народа со­ставили древние саки,уйсуны, канлы и другие тюркоязычные пле­мена, тысячелетие бок о бокпереживавшие жизненные трудно­сти.

Какие бы тяжелейшие, бедственные времена нипереживали тюркоязычные племена, они не покидали обширных просторов род­ныхземель и стремились к созданию собственного национального государства.Добившись образования национального государства, Казахстан вошел в числокрупнейших стран мира.

Каковоисторическое значение образования Казахского госу­дарства?

Во-первых, прекратилось разделениевласти в стране между раз­ными ханствами, племена, роды вошли в составказахского народа.

Во-вторых, создание централизованнойнациональной полити­ко-административной системы управления способствовалосплоче­нию казахского народа, организации совместной защиты этничес­койтерритории Казахского государства.

В-третьих, созданное Казахскоегосударство не только укре­пилось, но и расширило границы своей территории.

В-четвертых, были установлены прочныесвязи с соседними государствами.

В-пятых, бурноесоциально-экономическое и культурное разви­тие ханства способствовало широкомурасцвету традиций и обычаев, распространению исламской религии среди казахскогонарода.

https://www.youtube.com/watch?v=ZS8tSGVjPHM

Образование Казахского ханства и егоукрепление способствова­ли прекращению феодальных междоусобиц и распрей внутристра­ны. Был наложен запрет на межплеменные раздоры, восстановлены традициипользования пастбищами и земельными угодьями. В хан­стве воцарились мир испокойствие, начался процесс единения наро­да.

Усиление ханской власти создалонеобходимые условия для ис­пользования кочевыми скотоводами пастбищ потрадиционно сло­жившимся сезонным маршрутам кочевок. Кочевники получили возмож­ностьбеспрепятственно кочевать на жайляу и зимовки. Мирная жизнь способствовала ихозяйственно-экономическому подъему.

Таким обра­зом Казахское ханство окончательносформировалось, выросла его эко­номическая и военная мощь, повысился егомеждународный авторитет.

Традиции султан Касым повиновался хануБурундуку, признавал его власть. Хотя ханом являлся (1480-1511 гг.) Бурундук,фак­тически вся власть в ханстве находилась в руках султана Касыма.Соперничество между двумя влиятельнейшими лицами государ­ства завершилосьпобедой султана Касыма, в результате чего хан Бурундук был изгнан из страны.

С1511 года Касым взял ханскую власть в свои руки. Став ханом, Касым стремилсяослабить влия­ние феодальной знати, укрепляя тем самым свою личную власть. Всюсвою энергию и действия он направил на расширение терри­тории ханства. Врезультате его завоевательных походов против соседних государств еще болееукрепилось экономическое и поли­тическое положение Казахского ханства.

В периодправления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически мощное иполитически влиятельное государство. Конечно, восхождение Касыма на ханскийтрон не было случайностью. Это было законо­мерным результатом внутреннегополитического развития казах­ского общества в конце XV и начале XVI веков.

Каксильная исто­рическая личность, хан Касым постоянно проводил политику порасширению территории ханства, благодаря ему Казахское госу­дарство утвердилосвое политическое влияние среди ближних и дальних государств. Каксвидетельствуют средневековые авторы, в период правления хана Касыма Казахскоеханство переживало период подъема.

Например, Бабур писал, что хан Касым крепкодержал власть в ханстве в своих руках, ему полностью подчиня­лись султаны ибеки. Хан Касым в короткие сроки мог созвать конное войско в 300 тысячвсадников. Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество казахскогохана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешти-и-Кыпчаком. Подданных унего более миллиона человек.

После Джучи-хана в этом юрте не было хана болеемогущественного, чем он». М.Х. Дулати также писал, что войско хана Касыманасчитывает 300 тысяч воинов.

Хан Касым, как свидетельствуют егосовременники, отличался военным талантом, личным мужеством, умел повести людейза со­бой. Народные предания казахов связывают с именем хана Касыма созданиесвода законов, известных как «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь ханаКасыма»). После смерти Бурундука Ка­сым стал властителем всей Дешт-и-Кыпчакскойстепи.

Расцвету хан­ства Касыма способствовало ослабление переживавшей тяжелыйкри­зис некогда могущественной соседней Ногайской Орды. Вследствие этого частькочевых племен Ногайской Орды — кыпчаки, канлы и другие переходили подпокровительство казахских султанов.

Мно­гие общины, находившиеся под властьюногайских феодалов, пере­шли под покровительство хана Касыма и казахскихсултанов.

Внутренняя политика хана Касыма.Основные районы еди­ной этнической территории казахов окончательно стали форми­роватьсяпри хане Касыме.

В начале XVI века хан Касым значительную часть ог­ромнойисконной территории казахов подчинил себе.

К этому времени грани­цы Казахскогоханства на юге охватили Присыр дарвинский регион и присырда- рьинские города вТуркестанском реги­оне. На юго-востоке были присоединены основная часть Жетысу,поймы рек Чу,

Талас, Каратал и Или. На севере и севе­ро-востокеказахские границы от гор Улытау и озера Балхаш достигли отро­гов Каркаралинскихгор. На северо-запа­де границы Казахского ханства прибли­зились к пойме рекиУрал (Яик). В это время численность населения, находив­шегося под властью ханаКасыма, состав­ляла один миллион человек.

В начале правления хана Касымаполитико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханстваявлялся го­род Сыгнак. С вхождением в состав ханства города Туркестан он сталего столицей. Хан Касым правил ханством из Туркестана.

Укрепление Казахского ханства при ханеКасыме повысило его международный авторитет, дало возможность поднять цавысокий уровень внешнеторговые и дипломатические отношения с другими странами.Тесные связи были установлены со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья,Сибирским ханством и Россией.

Примечательно, что в зависимости отсоздавшихся ситуаций хан Касым проводил гибкую и дальновидную внутреннюю и внеш­нююполитику.

Внешняя политика хана Касыма. Приправлении хана Касы­ма отношения с Могулистаном были построены на дружественно­союзническойоснове. Постепенно ханы Могулистана стали терять свое влияние в Жетысу. АЗападный Могулистан в этот период превратился в арену междоусобиц и жестокойвойны с узбеками в Фергане.

Правитель Могулистана хан Саид посетил хана Касымапа одном из жайляу на берегу реки Чу и попросил оказать по­мощь в борьбе противпотомков Шайбани. Под предлогом того, что приближается время кочевки на зимовьеи нет возможности собрать войска, хан Касым отказался удовлетворить егопросьбу.

Ко времени правления Касыма Северное Жетысу уже фактически но входилов состав Могулистана. Иссык-Кульский регион в это время стал владениемкыргызов. Перекочевавшие с берегов Ени­сея кыргызы смешались с местнымитюркоязычными племенами и получили название «кыргызы». Кыргызы, как и казахи,тоже былискотоводами.

Они жили родами и племенами, но власть хана Касыма на кыргызов нераспространялась.

Переселение правителя Могулистана ханаСаида в 1514 году в Восточный Туркестан после поражения от кыргызов создало бла­гоприятныеусловия для усиления власти хана Касыма в Жетысу.

Войны хана Касыма сханом Шайбани. Главнымнаправле­нием внешней политики хана Касыма в начале XVI века была борь­ба заприсоединение к своему ханству присырдарьинских городов. Он беспрерывно велвойну с правителем Мавераннахра ханом Шай­бани и его потомками. Продолжавшаясяиз поколения в поколе­ние затяжная война наносила тяжелый экономический ущербобо­им государствам.

Хан Мухаммед Шайбани всяческипрепятствовал усилению Ка­захского ханства. Он противодействовал присоединениюк Казах­скому ханству плодородных, богатых пастбищами земель и горо­дов наберегах Сырдарьи.

С целью ослабить Казахское ханство эко­номически хан Шайбанипредпринимал попытки прекращения тор­говых связей между двумя странами.

ХанШайбани издал приказ: «Пусть жители Туркестана не заключают торговые сделки сказа- хами-купцами, пусть жители этих мест прекратят всякие отноше­ния ипосещения между ними (т.е. казахами-купцами)». Помимо того, было дано указаниеоб ограблении караванов казах-ских куп­цов.

Хан Шайбани опасался, что казахскиесултаны открыто вы­ступят против его политики и при помощи местного населенияза­хватят власть в его стране. Он не только прекратил всякие торго­выеотношения, но и неоднократно совершал захватнические по­ходы в Казахскоеханство. Казахские ханы предпринимали ответ­ные шаги.

Это не только вызывалопротиводействие хана Шайба­ни, но и осложняло военно-политическую обстановку встране, так как ответные набеги казахских султанов наносили ущерб эконо­мическиминтересам населения Мавераннахра. Борьба за овладе­ние городами ЮжногоКазахстана приняла характер затяжной вой­ны.

В 1501, 1505, 1506 годах ханШайбани организовал граби­тельские походы на казахские земли. После его уходаказахи, со­брав войска, захватили вначале Туркестан, затем Мавераннахр.Присырдарьинские города много раз переходили из рук в руки. В 1509 году ханШайбани внезапно напал на зимние кочевья султа­на Жаныша в Каратале и нанесзначительный урон казахам.

Ко­личество захваченных трофеев и их разнообразиесвидетельст­вовало об огромном материальном ущербе, нанесенном мирномунаселению.

Во время этого же похода хан Шайбанинапал и на другие ка­захские владения ханства Касыма. Однако большая частьказахов к тому времени успела перекочевать на жайляу. Захватив бога­тую добычу,Шайбани вернулся в Сыгнак. По пути он совершил набеги на зимние кочевья казахови беспощадно разграбил их, уг­нав 10 тысяч семей со всем имуществом и скотом вМавераннахр.

В 1510 году хан Шайбани организовалновый поход против Касыма. Дойдя до Сыгнака, в котором тогда отсутствовал ханКа­сым, он направил войска в Улытау для захвата его ставки, но ка­захскиеотряды полностью разбили войска хана Шайбани. Остав­шиеся в живых бежали вСамарканд. После поражения Шайбани большинство городов в Туркестане вновьперешло под власть ка­захов.

Зимой 1510 года хан Шайбани в сражениис шахом Ирана Ис­маилом I потерпел поражение и был убит под Мервом. После егогибели вновь разгорелись междоусобицы за власть между потом­ками хана Шайбани.

Умело используя эту обстановку, хан Касым напал на Сайрам и подчинил его себе.После этого он отправился в поход против правившего тогда Ташкентом потомкаШайбани — хаджи Суюниша-Ходжи.

Под Ташкентом хан Касым был ранен и отступил вСайрам.

Таким образом, в период правления ханаКасыма Казахское ханство как независимое государство стало известным всей Сред­нейАзии и даже в Восточной Европе. XVI век был периодом бур­ного развитияКазахского ханства, расширилась его территория, увеличилось население, выросломеждународное влияние, значи­тельно ослабли распри в ханстве.

1. С кем вел войныхан Касым?

2.         Какие земли былиареной военных действий?

3.        Какиегорода были присоединены к Казахскому ханству при хане Касыме?

4.         Какие племена инароды добровольно присоединились к казахам?

5.         Найдите на картеграницы Казахского ханства при хане Касыме.

6.        С чембыл связан рост населения Казахского ханства при хане Касыме?

Вопросы для самопроверки

1.         В каком году султанКасым стал ханом?

A.                      в 1480году   С.         в 1506 году

B.                      в 1511году   D.         в 1509 году

2.         Какой город являлсяполитико-административным, торгово-эко­номическим центром Казахского ханствапри хане Касыме?

A.                      Сыгнак        С.         Йасы

B.                      Туркестан    D.         Тараз

3.         В каком году был убитхан Шайбани?

A.                      в 1510году   С.         в 1506 году

B.                      в 1511году   D.         в 1509 году

Практическое задание

Заполните таблицу, придумав самостоятельно название. Учитывай­те при этом наиболее важную мысль, которая объединяет все вопросы таблицы.
ИсторическоесобытиеХронологические рамки событияКраткаяхарактеристикасобытияПоследствия данного события в истории Казахстана

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-231

C) Присырдарьинские города

Присырдарьинские города

Сборник ЕНТ 2010

Тема №1. Эпоха камня и бронзы на территории Казахстана.

1. Впервые останки «человека разумного» были обнаружены:

A) во Франции

B) в Кении.

C) в Казахстане.

D) в Китае.

E) в Германии.

2. Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены:

A) В Китае.

B) На острове Ява

C) В Англии.

D) В Германии.

E) В Америке.

3. «Человека разумного», ученые называют по месту нахождения:

A) питекантропом.

B) кроманьонцем.

C) неандерталецем.

D)синантропом.

E) австралопитеком.

4.К неолиту относится период:

A) 200-10 тыс.лет до н.э.

B) 30-10тыс.лет до н.э.

C) 25-5 тыс.лет до н.э.

D) 80-40 тыс.лет до н.э.

E) 5- 3 тыс. лет до н. э.

5. Первобытные люди объединялись в стадо в основном для:

A) Совместной защиты от зверей.

B) Сохранения семьи.

C) Изготовления оружия.

D) Совместной пахоты.

E) Совместного изготовления орудий труда.

6. Племена эпохи бронзы на территории Казахстана ученые называют:

A) Гуннами.

B) Усунями.

C) Андроновцами.

D) Сарматами.

E) Скифами.

7. Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название:

A) Андроновская культура.

B) Бегазы-Дандыбаевская культура.

C) Атасуская.

D) Алексеевская.

E) Тамгалинская.

Тема № 2. «Казахстан в эпоху железа»

1. В 437 г. совершили поход в глубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство:

A) саки.

B) монголы.

C) гунны.

D) арабы.

E) тюрки.

2. До прихода гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, антропологический тип был:

A) негроидный.

B) угро-финский.

C) тюркский.

D) европеоидный.

Е) монголоидный.

3. Резкое уменьшение численности сарматов вынудило их присоединиться

A) тюркам.

B) усуням.

C) кангюям.

D) сакам.

E) гуннам.

4. Женщины в сакском обществе:

A) были ограниченны в правах.

B) находились в почетном положении.

C) имели меньше прав, чем мужчины.

D) не имели прав.

E) не пользовались избирательным правом.

5. В 452 г. гунны вторглись в Италию и подошли к Риму во главе с:

A) Чжи-Чжи.

B) Модэ.

C) Бумыном.

D) Аттилой.

E) Истеми.

6. Племена савроматов (сарматов) стали продвигаться на запад и достигли северного Причерноморья в:

A) II в. до н.э.

B) III в. до н.э.

C) I в н.э.

D) II в. н.э.

E) I в. до н.э.

7. В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен:

A) уйсуней.

B) кангюев.

C) сарматов.

D) гуннов.

E) массагетов.

8. Китайские послы утверждают, что написанные своды законов существовали в государстве:

A) гуннов.

B) кангюев.

C) усуней.

D) аваров.

E) массагетов.

9. Древних жителей низовья Сырдарьи и Приаралья персы называли:

A) саками-тиграхауда.

B) саками- хаомаварга.

C) саками-парадарайя.

D) скифами.

E) исседонами.

10. После войн с персами саки должны были:

A) Посылать оружие.

B) Посылать своих воинов в персидскую армию.

C) Уступить свои города.

D) Отдать им земли.

E) Отдать своих ремесленников.

11. 1300 монет III-IV вв. н.э. найденные в Присырдарьинском регионе принадлежали:

A) усуням.

B)аварам.

C) каннюям

D) гуннам.

E) массагетам.

12. Столица государства усуней — город Чигучен находилась на берегу:

A) Сырдарьи.

B) Иртыша.

C) Или.

D) Ала-Куля.

E) Иссык-Куля.

13. Персидские войска во главе с Киром вторглись на земли саков в:

A) 230 г. до п. э.

B) 630 г. до н. э.

C) 330 г. до н. э.

D) 430 г. до н. э.

Е) 530 г. до н. э

14. В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка важное место занимало:

A) охота.

B) птицеводство.

C) земледелие.

D) рыболовство.

E) ремесло.

15. «В государстве кангюев существовали две резиденции правителей» сообщают:

A) греко-римские авторы.

B) тюркские каганы.

C) китайские хроники.

D) византийские послы.

Е) арабские летописцы.

16. Тюргешские монеты выпускались в городе:

A) Согде

B) Тараз

C) Сарай

D) Фарабе

E) Акбешиме

17. Столица государства усуней город:

A) Суяб.

B) Яигикент.

C) Чигучен.

D) Битянь.

E) Чирик-рабат.

18. Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к:

A) VIII в. до н.э.

B) IV в. до н.э.

C) I в. н.э.

D) X в. до н.э.

E) V в. до н.э.

19. Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в:

A) 55 году до н.э.

B) 45 году до н.э.

C) 65 году до н.э.

D) 35 го,ту до н.э.

E) 30 году до н.э.

Тема № 3. « Казахстан в средневековье: государства раннего и развитого средневековья (6-нач. 13 века)»

1. Власть над государством Караханидов перешла к каракитаям в:

A) 70-х гг. XII века.

B) 40-х гг. XI века.

C) 60-х гг. X века.

D) 30-х гг. XII века.

E) 50-е гг. XIII века.

2. Расцвет огузского государства начался в период правления:

A) Ушлик кагана

B) Сулу кагана

C) Али хана

D) Сатук-Богра хана

Е) Шахмалика

3. Основатель династии правителей Могулистана Тоглук-Тимур насильственно обращал население в

A) христианство.

B) буддизм.

C) манихейство.

D) ислам.

Е) тенгрианство.

4. Столица Западной части Караханидского государства:

A) Сарай

B) Шаш

C) Самарканд

D) Исфиджаб

Е) Ходжент

5. Племена киданей во главе с Елуй Даши вторглись в пределы Жетысу в-

A) 1125 г.

B) 603 г.

C) 1212 г.

D) 1007 г.

E) 942 г.

6. Борьба Западно-Тюркского каганата с Китаем и его ослабление привело в начале VIII в. к возвышению:

A) Огузов.

B) Карлуков.

C) Кипчаков.

D) Тюргешей.

E) Кимаков.

7. Основным местом расселения племен наймам, кереитов и жалаиров до X в. были центральные и западные районы:

A) Монголии.

B) Китая.

C) Семиречья.

D) Маверанахра.

E) Казахстана.

8. Завоевав в 766 -775 годах Кашгарию, отвели угрозу со стороны Китая и расширили свои восточные границы:

A) кимаки.

B) согдийцы.

C) кипчаки.

D) карлуки.

E) уйгуры.

9. Кыпчакская степь занимала территорию между:

A) Иртышом и Сырдарьей.

B) Алтаем и Волгой.

C) Уралом и Волгой.

D) Иртышом и Или

E) Волгой и Днестром.

10. Союзник Западно- Тюркского каганата в борьбе с Ираном:

A) Византия

B) Северный Китай

C) Арабский халифат

D) Монгольская империя

E) Русь

11. Накануне монгольского нашествия хорезмийцы воевали с кыпчаками за:

A) Моголистан.

B) Восточный Туркестан.

C) Присырдарьинские города.

D) Жетысу.

E) Мавераннахр.

12. Территорию от Сырдарьи до низовьев Волги в IX- нач. XI вв. занимали племена:

A) Тюргешей

B) Караханидов

C) Огузов

D) Каракитаев

E) Карлуков

13. В 1212 году пало государство каракитаев под ударами племен:

A) найманов.

B) кыпчаков.

C) тюргешей.

D) керейтов.

E) кимаков.

14. В XI веке Кереитское ханство делилось на 8:

A) Орд

B) Аймаков

C) Крыльев

D) Улусов

E) Жузов

15. В 30-х гг. XII века в сражении близ города Самарканда разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов:

Л) найманы.

B) монголы.

C) каракитаи.

D) кимаки.

E) кыпчаки.

16. В 1125 г. во главе с Елуй Даши в пределы Жетысу вторглись племена:

A) керейтов.

B) киданей.

C) найманов.

D) кыпчаков.

E) кимаков.

17. Арабы называли правителя Тюргешского каганата Сулу- кагана:

A) Храбрый

B) Упрямый

C) Бодающийся

D) Умелыи

E) Пугливый

18. В первой половине XII в. Семиречье (Жетысу) завоевали племен:

A) джунгар.

B) монгол .

C) жужаней.

D) кыпчаков.

E) каракитаев.

19. Одна из ставок кыпчаков находилась в:

A) Суябе.

B) Сыгнаке.

C) Отраре.

D) Янгикенте.

E) Баласагуне.

20. Кыпчакое ханство сформировалось в 1-й половине:

A) IX века.

B) XII века.

C) XI века.

D) X века.

E) VIII века.

21. В начале IX веке карлуки потерпели поражение от своего врага на востоке:

A) Уйгурского каганата

B) Китая

C) Кимаков

D) Огузского государства

E) Найманов

22. Карлукский каганат, просуществовавший около 200 лет, пал в:

A) 990 г.

B) 603 г.

C) 850 г.

D) 940 г.

E) 760 г.

23. Титул жены правителя огузов, принимавшей участие в управлении государством:

A) Царица

B) Инал

C) Эльтебер

D) Коль-эркин

E) Хатун

24.В начале XIII века территорию Восточно-Караханидского государства покоряют бежавшие от монгол племена:

A) Кимаков.

B) Тюргешей.

C) Огузов.

D) Найманов.

E) Кыпчаков.

25. В конце VII — начале VIII вв. к возвышению тюргешей во главе с Ушлик-каганом привели ряд побед над:

A) Византией.

B) Карлуками.

C) Персией.

D) Караханидамн.

E) Танской империей.

26.Шерби у жалаиров решал вопросы:

A) Внешней политики

B) Внутренней политики

С) Торговли

D) Военного искусства

E) Дипломатии

27.Правом наследия власти обладали не только мужчины, но и женщины в государстве:

A) кереитов.

B) кыпчаков.

C) кимаков.

D) найманов.

E) каракитаев.

28.Атлахское сражение произошло в:

A) 756 году.

B) 751 году.

C) 943 году.

D) 603 году.

E) 748 году.

29. Причина народных восстаний жителей Жетысу против каракитаев:

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-9044.html

Присырдарьинские города — Карта знаний

Присырдарьинские города

  • Присырдарьинские города — группа городов в Южном Казахстане и Мавераннахре, находившиеся вдоль реки Сырдарья — в её среднем течении. Стратегическая важность этих городов заключалась в том, что, находясь на Великом Шелковом Пути, они были крупными культурными и торговыми центрами.

Источник: Википедия

Ганза́к (с перс. — «Ганжа»; греч. Газака; лат. Газа, Ганзака; араб. Джанза, Джазнак‎, Гандзак, Гандзак-шахастан) — древний город на северо-западе Ирана, к юго-востоку от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э. История Еревана — статья об истории столицы Армении городе Ереване. История современного Еревана продолжение истории урартской крепости Эребуни. Название «Ереван» происходит от названия Эребуни. Самое раннее упоминание Еревана в средневековых источниках датируется 607 годом. Расположенный на одной из наиболее низких точек Армянского нагорья, город находится на самом восточном краю Араратской долины, на стыке рек Гетар и Раздан, в области Айрарат исторической Армении. Вокруг Еревана расположены несколько… Обуда (венг. Óbuda) — древний и вплоть до 1873 года самостоятельный город в центре Венгрии. После объединения Обуды, Буды и Пешта в новый город Будапешт Обуда получила статус района столицы Венгрии. Название Обуда на венгерском языке означает Старая Буда (нем. Alt-Ofen). Колоссы или Колосса (лат. Colossae, Colosse; также известен как Хоны (лат. Chonae) или Кона (лат. Kona)) — античный город во Фригии на реке Ликус, существовавший между V веком до н. э. и XII веком н. э. Близ деревни Хоназ в 10 км. к востоку от Денизли на территории современной Турции сохранились руины построек римского (театр) и христианского периодов. Ка́сба (араб. قصبة‎) в первоначальном значении — арабское название для цитадели. «Три города» — это собирательное название трёх укреплённых городов Биргу, Сенглеа и Бормла на Мальте. Самый старый из трёх городов — это Биргу, существовавший ещё со времён средневековья. Два других города, Сенглеа и Бормла, были основаны госпитальерами (Орденом Святого Иоанна) в XVI и XVII веках. Три города окружены линией Коттонера, а также несколькими другими укреплениями. Термин «Коттонера» является синонимом «Трёх городов», хотя иногда в название Коттонера также включают соседний город Калкара… Сарайчик (тюрк: сары — жёлтый, айчик — полумесяц, либо по другой этимологии — (Сарай-Джук) перс.: сарай — дворец (двор), монг.: жүк — малый) — первоначально один из торговых центров Улуг Улуса Золотой Орды. В 1242—1280 годах — столица Улус Шибана. Территория в составе Казахского Ханства.. Город находился на торговом пути из Европы в Китай через Поволжье и Хорезм на реке Урал. В 50 км от нынешнего города Атырау (Усть-Яицкий городок, Гурьев). Магас (Ма’ас, Маас) — столица древнего Аланского царства, исчезнувший город, известный историкам по упоминаниям в летописях Византии и других стран. Шугнан (Шигнан, иногда Верхний Вахан; шугн. Xuɣ̆nůn, тадж. Шуғнон, перс. شغنان‎) — историческая область в юго-западном Памире, расположенная в бассейне реки Гунт и левого притока его реки Шахдара. В настоящее время территория исторической области Шугнан разделена на две части: правобережный Шугнан располагается на территории современного Шугнанского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, а левобережный — Шигнанского района в провинции Бадахшан Афганистана. Кашгария (Восточный или Китайский Туркестан, Алтышахар) — ранее южная часть Синьцзянской провинции (Синьцзян, Западный Китай) Китая, общее название 6 городов и территорий под их влиянием в Восточном Туркестане (ныне КНР): Аксу, Жанашар, Кашгар, Хотан, Кушар и города Жаркент на территории современного Казахстана. Була́к (араб. بولاق‎) — гавань Каира; в настоящее время — один из районов этого города. Высокий рынок, Высокий город, Верхний город (белор. Новае Места, Высокае Места, Высокі Рынак, Верхні Горад) — исторический район Минска, расположенный к югу от Минского замка. Лори (арм. Լոռի), Ташир, Таширк (в греко-римских источниках — Тосарена, в грузинских источниках — Ташири или Сомхет (буквально — Армения) — историко-географический регион Армении, название которого восходит к гавару (области) Ташир провинции Гугарк Великой Армении. С XI века, после строительства армянским царем Давидом I Безземельным крепости Лори, область именовался также Лори. Название Лори происходит от армянского «лор» (арм. լոր) — перепел. Смирна (греч. Σμύρνη) — древний город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Смирна пережила несколько периодов расцвета и упадка, прежде чем в XV веке была окончательно завоевана и разорена Османами. Развалины Смирны расположены на территории современного турецкого города Измир. История Тбилиси как столицы Грузии начинается примерно в V веке. За свою 1500-летнюю историю Тбилиси был важным культурным, политическим и экономическим центром на Кавказе. Он находился на перекрестке важных торговых путей и был около двадцати раз оккупирован внешними врагами. С 1918 года по 1921 год — столица Грузинской Демократической Республики, позднее столица Грузинской ССР. С 1991 года столица независимой Грузии. Гило́ (ивр. ‏גִּלֹה‏‎) — район в юго-западной части Восточного Иерусалима, основанный в 1971 году. Это самый высокий район Иерусалима — 857 метров на уровне моря. Население — 40 000 человек, в основном еврейских жителей. Кашмирские ворота (англ. Kashmiri Gate, або Kashmere Gate, хинди कश्मीरी गेट, урду کشمیدی گیٹ‎) — ворота в Дели, служившие северными воротами укрепленного Старого Дели. Они были построены по проекту британского военного инженера Роберта Смита в 1835 году и названы так потому, что через них проходила дорога на Кашмир. Круглый город аль-Мансура (также Город мира — араб. ﻣﺪﻳﻨـة ﺍﻟسلام‎, «мади́нат ас-саля́м») — первоначальный центр Багдада, возведенный между 762 и 767 годами как официальная резиденция аббасидского халифа. В настоящее время расположен в западной части современного города. На территории Круглого города находился Дом мудрости, основанный при халифе Харуне ар-Рашиде (786—809). Кёлльн (нем. Cölln), также Кёлльн-на-Шпрее (нем. Cölln an der Spree) — город, некогда существовавший на территории современного Берлина. Находился на острове Шпрееинзель и в позднем Средневековье слился с Берлином. Опаков — старинная пограничная крепость на высоком правом берегу реки Угры. Находилась у нынешнего села Палатки в Юхновском районе Калужской области. На северо-западной окраине села находится городище, населённость которого прослеживается от эпохи раннего железного века до позднего Средневековья. Воронежская крепость — военная крепость царства Русского, построенная в 1586 году на берегу реки Воронеж для защиты южных территорий от набегов татар, а также с целью противодействия продвижения на север черкасов. Дала начало городу Воронежу. Утратила своё значение к концу XVII века. Город Абердин имеет долгую и насыщенную историю со времён поселения здесь людей Каменного века. Как город Абердин возник после объединения двух поселений: Старого Абердина (Old Aberdeen) в устье реки Дон и Нового Абердина (New Aberdeen), рыболовного и торгового поселения в месте впадения Денбурна в дельту реки Ди.

Подробнее: История Абердина

Терски́й город, Терка́, Терки́ (изнач. Тюменский острог, в финале существования Терский редут, иногда в поздн. источн. Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость (острог → город → редут) на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках. Первоначально было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось. Как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Дагестану (Кизлярский район… Туглакабад или Форт Туглакабад (англ. Tughlaqabad Fort, хинди तुग़लक़ाबाद क़िला, урду تغلق آباد قلعہ‎ — Tughlaqabad Qila) — разрушенный форт в Дели, протянувшийся на 6,5 км, был построен Гиияс-уд-дин Туглаком, основателем Династии Туглаков, правившей Делийским султанатом; один из Семи исторических городов Дели. Форт был основан в 1321 году, но был заброшен уже в 1327 году. Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX—XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города. Мамила (Мамилла, ивр. ‏ממילא‏‎) — район Иерусалима, основанный в конце XIX века за пределами Старого города, к западу от Яффских ворот. До 1948 года это был смешанный еврейско-арабский деловой район. Между 1948 и 1967 годами он располагался вдоль линии перемирия между израильским и иорданским секторами города, и многие здания были разрушены в результате обстрела Иорданией. После Шестидневной войны правительство Израиля одобрило проект по обновлению города Мамиллы, распределив земельные участки под… Русские памятники XI—IX тысячелетий до нашей эры, найденные у станции Сероглазово Астраханской области дали название сероглазовской культуре (Кугат IV, Кулагайси, Каир-Шак 1, Каир-Шак III,Тентек-Сор, Же-Калган). Неолитические стоянки обнаружены в междуречье Волги и Урала, в Рынь-песках, в районе Досанга, Сероглазова, Караузека. К эпохе энеолита в Астраханской области относятся стоянки прикаспийской культуры — Кок-Мурун, Шошак III,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак. В среднем бронзовом веке…

Подробнее: История Астраханской области

Яньмэнь (кит. упр. 雁門, пиньинь: Yànmén — «Врата гусей ») — в своё время уезд (и даже округ) и стратегический перевал через горы Хэншань в провинции Шаньси между нынешним уездным центром Дайсянь (代县) и античным городом Гуанъу (广武). Махалля́ или Махалла́, также Гуза́р (азерб. Məhəllə; араб. محلة‎; бенг. মহল্লা; дари محله; перс. محله‎; тадж. Маҳалла / Гузар; тур. Mahalle; туркм. Mahalla; узб. Mahalla; уйг. مەھەللە; урду محله‎; хинди मोहल्ला) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление. Аджами (араб. حي العجمي‎, ивр. ‏עג'מי‏‎) — район в Тель-Авиве-Яффо, Израиль, расположенный к югу от старой Яффы и севернее района Джабалия на берегу Средиземного моря. Калатрава-ла-Вьеха — это (исп. Calatrava la Vieja, ранее просто Калатрава) средневековый замок, центр одноименного рыцарского ордена. В настоящее время он является частью археологических парков (Parques Arqueológicos) сообщества Кастилия-Ла-Манча. Калатрава во времена позднего средневековья был единственным важным городом в долине реки Гвадиана, так как он охранял дороги в Кордову и Толедо. Дороги Шу (кит. 蜀道, пиньинь: shǔdào) были системой горных дорог, соединяющих китайские провинции Шэньси и Сычуань, построенные и поддерживаемые с 4-го века до нашей эры. Техническими особенностями были дороги галереи, состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянные или каменные балки, прорезанные в отверстия, разрезанные по бокам скал. Арское поле (тат. Арча кыры) — широкая равнина (поле), во времена позднего средневековья занимавшая площадь непосредственно к востоку от Казанского кремля, ограниченная реками Казанкой и Булаком. Цину́т (рум. ţinut, от молд. a ţine — держать, в славяно-молдавских документах — «держава», в исторической литературе на русском языке — чаще всего «уезд») — область в Молдавском княжестве, возглавлявшаяся пыркэлабом или старостой. Главa цинута также назывался протопоп или архикнязь. Скупы (др.-греч. Σκοῦποι, Skoupoi)(лат. Scupi) — археологическое римское городище, расположенное на территории столицы Северной Македонии города Скопье между Заячьим холмом (макед. Зајчев Рид) и рекой Вардар. Гвалиорский форт (хинди ग्वालियर का क़िला, санскр. ग्वालियर् दुर्गम्) — крепость у города Гвалиор, штат Мадхья-Прадеш. Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся сначала у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).

Подробнее: История Ростовской области

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%8B%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0

История образования Казахского ханства. Керей и Жаныбек

Присырдарьинские города

1. Откочёвка

Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус.

Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов — западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг.

, мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека.

Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны.

Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину.

Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”.

В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши.

Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана.

Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.

Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

2. Казачья вольница

Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей.

“В то время, — пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек”.

За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем.

Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр.

До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”.

Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.

Глобальный индекс миролюбия. 2019 год.

Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам.

Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.

3. Политоним КАЗАК

Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.

За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в.

называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами.

Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.

То, что термин “казак” не был вначале этническим названием подданных Керея и Жаныбека видно из “Тарих-и Рашиди”. Так, Мухаммад Хайдар пишет: “Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, их назвали казаками. Это имя закрепилось за ними”.

Именно на социальное значение этого термина указывает другой средневековый историк Махмуд б.

Эмир Вали, когда говорит: “Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”.

Только с образованием Казахского ханства термин “казак” приобрел этнополитическое значение (политоним). И только с уходом на рубеже XV-XVI вв.

в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин “казак” приобрел этнический смысл. Таким образом, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казак, а за страной ими населенной – названия Казакстан.

4. Образование Казахского ханства

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части.

Борьба за Дешти-Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абулхаира началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства.

Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья. По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, “т.е. не раньше 70-х гг. XV века”, около 1470/71 г.

Мухаммед Шайбани пытался вернуть контроль за присырдарьинскими городами, заручившись поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако, уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жаныбека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран.

Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.

В начале 70-х годов, Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) возглавлял сам Керей, правое крыло (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге — Жаныбек. Здесь можно говорить об институте соправления, издревле известном в Степи. Границы ханства простирались от Иртыша до Жаика (Урала).

Мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жаныбека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов. В 1472 г.

Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака, но победа султана Бурындыка – сына Керея у перевала Сагунлык в Каратауских горах, а затем у Отрара, Туркестана, Аркука, вынудили Шайбани вновь бежать, похоронив эти надежды.

Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех Дешти-Кыпчакских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 г., ханом стал его сын Бурындык (1474-1511). Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Узбекским, Казахским и Могульским.

Опираясь на присырдарьинские города, Бурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайчик в низовьях Урала, бывшей столице Ногайского улуса. После смерти Муса-мырзы, большинство кочевых родов мангытов переходят под власть казахского хана Бурындыка.

Между Бурындыком и Касымом началась острая борьба за власть, которая завершилась к 1511 году победой Касыма. В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана. Уже при Касыме (1511-1521), число поданных Казахского ханства Мухаммад Хайдар определяет как миллион человек.

При Касыме за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города. В 1519 г. Касым закрепил свою власть в Западном Казахстане, в результате победного похода против мангытов. В июне 1519 г., основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей стал Едиль (Волга). Жетысу и Притяньшанье также вошли в состав Казахского ханства. В этот период, Казахское ханство становится субъектом международных отношений. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство.

Историки предтечей казахской государственности считают государство Ак-Орда, но само государство и политоним, ставший названием народа непосредственно связан с Казахским ханством и первым ханом Кереем и его соправителем Жаныбеком.

Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р.Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами.

Потому такие эпические произведения того периода как “Кобланды”, “Едыге”, “Алпамыс”, “Кырк кыз”, “Манас” являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность.

Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы — становится идея единства племен казахского ханства.

5. Алаша-хан и образование казахских жузов

Большую роль в становлении казахской государственности играют предания и легенды. Исторические предания об Алаша-хане и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей казахской государственности. В большинстве легенд Алаша-хан является первым казахским ханом, основателем Казахского государства. У А.

Левшина, он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу (асар) и др. А.Левшин пишет, что боевым кличем всех казахов: “В случаях общего смятения, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат \»алача!\».

Во многих легендах упоминаются три сотни (жуз), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. Ю.А.

Зуев предположил, что ала – “пегость, пестрота” напрямую связана с тем, что Алаша — будущий хан, основатель государства собирает под своим знаменем батыров, выходцев из разных родов, которые вместе с Ала–царевичем совершают откочёвку и пытаются создать своё государство (идея обретения Кут — “счастья”, отсюда и выражение “Кутты болсын!”), т.е. они становятся вольными казаками и ищут своё счастье на чужбине. Известно, что на основеинститута дружины-сотни, были созданы многие объединения государственного типа (государство кочевых кимеков XI-XII вв., Тюргешский каганат 699-766гг., Казахское ханство XVв. и многие другие).

Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание собственно Казахского государства.

Заключение

Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом.

Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена.

После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.

Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:

1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.

2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.

3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.

4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.

5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е.

реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти.

Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.

Вклад основателей казахской государственности Керея и Жаныбека в историю казахского народа огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью.

Поэтому памятник Керею и Жаныбеку должен быть установлен, как и задумывалось в композиции “Казак ели”, а памятник президенту Назарбаеву должен подождать народного решения и быть установлен после….

, как это делается в нормальных цивилизованных странах.

Р.S. Складывается впечатление, что у правящей верхушки нет концепции прошлого, внятного представления о настоящем и убедительной версии будущего, поэтому предлагаю выносить на общенародное обсуждение важнейшие вопросы казахстанской государственности.

Источник: https://zonakz.net/articles/27287?mode=reply

Refy-free
Добавить комментарий