Природа стресса и управление им

Природа стресса

Природа стресса и управление им

В данной главе обсуждался ряд методов управления человеческими ресурсами. Используя их надлежащим образом, руководство может повышать как благосостояние своих сотрудников, так и производительность организации.

Однако даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации.

Таким образом, это — еще один фактор, который должен понимать проницательный руководитель и научиться нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.

Что такое стресс

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.

Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Карл Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс — это естественная часть человеческого существования… Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс… нулевой стресс невозможен».

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 61.).

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».

Причины стресса

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, — задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени.

В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным».

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания.

Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации.

В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают.

В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

Четвертый фактор — неинтересная работа.

Обследование 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем ив обязательно будет интересно другим.

Рис. 61. Модель стрессовой реакции.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией.

Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. В табл. 33. представлена шкала, где отмечено относительное значение стресса, вызванного широко распространенными жизненными событиями.

Томас Холмс и Ричард Раз, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, почти 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс.

Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные.

Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

Таблица 33. Шкала оценок социальной адаптации

Указания: отметьте каждое событие в вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы.

Сумма в 150 или менее баллов означает относительно небольшое количество перемен в жизни и низкую восприимчивость к нарушениям здоровья, вызываемым стрессом в последующие два года.

Сумма выше 300 увеличивает эти шансы почти до 80% в соответствии со статистической моделью прогнозирования Холмса — Раэ.

№ппЖизненное событиеСреднее значение
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.Смерть супруга (или супруги)РазводРаздельное жительство супругов по приговору суда в тюрьме или ином исправительном заведенииСмерть близкого родственникаСерьезное телесное повреждение или болезньВступление в бракУвольнение с работыВосстановление отношений с супругом (с супругой)Уход на пенсиюКрупные перемены в здоровье или поведении члена семьиБеременностьСексуальные затрудненияПоявление нового члена семьи (например, рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.)Крупная перестройка в бизнесе (например, слияние, реорганизация, банкротство и т.д.)Крупные изменения финансового положения (например, стало гораздо хуже или гораздо лучше, чем обычно)Смерть близкого другаПереход на совершенно иной вид работыРезкое изменение количества споров с супругой (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.)Получение закладной на сумму более 10 тыс. долл. (например, покупка дома, фирмы и т.д.)Потеря права выкупа закладной или погашения ссудыКрупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность)Уход сына или дочери из дома (например, вступление в брак, поступление в колледж и т.д.)Натянутые отношения с родней мужа или женыВыдающиеся личные достиженияНачало и прекращение женой работы вне домаНачало или прекращение официального образованияРезкие изменения жизненных условий (например, постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или ближайшего района)Пересмотр личных привычек (одежды, манер, связей и т.д.)Трудные отношения с боссомСерьезные изменения времени работыИзменение местожительстваПереход в новую школуКрупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыхаРезкие изменения в религиозной активности (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно)Резкие изменения в общественной активности (например, посещение клубов, дансингов, кинотеатров, знакомых, и т.д.)Получение закладной или ссуды менее 10 тыс. долл. (например, покупка автомобиля, телевизора, холодильника и т.д.)Серьезные изменения в привычках сна (значительно больше или значительно меньше сна, изменение времени сна)Резкое изменение числа встреч членов семьи (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно)Резкое изменение привычек приема пищи (значительно большее или значительно меньшее количество или совсем другие часы приема пищи или окружение)ОтпускРождествоНебольшие правонарушения (например, безбилетный проезд, переход улицы в не установленном месте, нарушение общественного порядка и т.д.)100736563635350474545444039393938373635313029292928262625242320202019191817161515131211

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете.. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. «Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях.

Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос.

Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы.

Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг… Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.

Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой».

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В табл. 34. приведены различия между стрессовым и низкострессовым стилями жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Таблица 34. Сопоставление стрессового и низкострессового стилей жизни

Нестрессовый стиль жизни
Испытывает хронический неослабевающий стрессДопускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуацийИмеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться
Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками)Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работеУчаствует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение
Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времениСохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событийУравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме)Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью)Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работойНаходит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить»)Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмораНаслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролейПроводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молчаНастойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения сроки; избегает ненужных напряженных ситуации; эффективно распределяет время

Источник: Karl Albrecht, Stress and the Manager (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1979), pp. 107-108. Copyright © 1979 by Simon & Shuster. Reprinted by permission of Simon & Schuster, Inc.

< назад | | вперед >

Источник: http://econom-lib.ru/1-150.php

Природа стресса и управление им

Природа стресса и управление им

План

1. Понятие, проблемы, причины стресса
2. Профилактика стресса
3. Методы борьбы со стрессом
4. Стресс в России

1. Понятие, проблемы, причины стресса

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб.

При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) считал, что стресс– это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Т.е.

стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) .

Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.

Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги — наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма.

Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов – гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени. Продолжительные стрессы социальной жизни — это удел многих в нашем сложном современном мире.

Основными источниками стресса могут служить неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить семейные потребности, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточное количество свободного времени для семьи и друзей) и т.д.

Когда мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, стрессоры постоянно накапливаются, и мы больше не в состоянии справляться со ситуацией, тогда это состояние называют дистрессом.

Человек становится вспыльчивыми и испытывает напряжение в ситуациях обыденной жизни как, например, автомобильная пробка или не слишком быстрое обслуживание в магазине. Иногда, мы “взрываемся” от самых простых вещей.

Частые выбросы стрессовых гормонов заставляют нас раздражаться в тех ситуациях, которые избежать просто невозможно. В конце концов, какая разница с какой силой вы будете сжимать руль своей машины, все равно вы будете столько же времени находиться в пробке.

Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (хронической усталости, депрессии, общему чувству раздражительности) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, напряжению мышц, проблемам с холестерином, повышенному давлению и сердечно-сосудистым заболеваниям).

Многие исследования подтвердили наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е.

в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням. Эти выводы согласуются с концепцией Г.

Селье о стадиях сопротивления и истощения.

Другое исследование, где добровольцев подвергали воздействию электрического разряда, которого нельзя было избежать, показало, что предсказуемость внешних событий, возможность узнать о результатах собственных действий и связанное с этим чувство уверенности в своих силах служат защитой от стресса и его последствий.

У тех, кому было сказано, что они могут прекратить (но не предотвратить) разряд, если будут сжимать кулаки или нажимать кнопку, отмечалось меньшее эмоциональное напряжение (судя по измерениям влажности кожи), чем у тех, кто знал, что прекратить разряд невозможно. Испытуемые, нажимавшие кнопку, были уверены, что их действие ведет к выключению тока.

Благодаря этому они чувствовали себя способными справиться с ситуацией.

Что происходит с теми, кто не имеет возможности изменить ситуацию? Мартин Селигман подвергал электрическим ударам две группы собак. Контрольной группе предоставлялась возможность научиться избегать ударов: собака могла перепрыгнуть через загородку в другую часть клетки, куда ток не подводился.

Другой группе собак давали серию ударов, которых нельзя было избежать, а затем предоставляли возможность научиться избегать их. Но они уже не только не могли, но даже не пытались это сделать. Селигман назвал это явление “усвоенной беспомощностью”.

Вейсс предположил, что беспомощность собак Селигмана, их неспособность обучиться избеганию, когда оно в конце становилось возможным, – это результат истощения (временного) запасов норадреналина в ткани мозга.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А – подверженных стрессу, Б – устойчивых к стрессу лиц.

У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности.

Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б — это люди легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б — нереально. Мы все имеем черты этих двух типов в той или иной степени.

Тем не менее, если вы чувствуете, что вы подвержены стрессу, не стоит паниковать — существуют способы как нормализовать свою реакцию на стресс.

 Скачать реферат

Источник: http://www.refsru.com/referat-12626-1.html

16.4. Природа стресса и как им управлять

Природа стресса и управление им

На всех предприятияхсуществуют ситуации и характеристикиработы, которые отрицательно воздействуютна людей и вызывают в них чувство стресса.Чрезмерный стресс может оказаться ввысшей степени разрушительным дляиндивидуума, а, следовательно, и дляпредприятия. Этот фактор должен приниматьруководитель и научиться его контролироватьдля обеспечения эффективности деятельностипредприятия.

Стресс– обычное и часто повторяющееся явление.Это может быть ощущение голода, повышеннаяраздражительность и др. Незначительныестрессы неизбежны и безвредны. Именночрезвычайный стресс создает проблемыдля индивидуума и предприятия. Снижаяэффективность и благополучие индивидуума,чрезмерный стресс дорого обходитсяпредприятию.

Тот тип стресса,который имеет отношение к руководителю,характеризуется чрезмерным психологическими физиологическим напряжением (рис.16).

Стресс может бытьвызван факторами, связанными с работойи деятельностью предприятий или событиямиличной жизни индивидуума.

Организационныефакторы:перегрузка или напротив слишком малаянагрузка работника во время рабочегодня; конфликт ролей; неопределенностьролей; неинтересная работа.

В условиях перегрузкив работе уработника возникает беспокойство,чувство безнадежности. Недогрузка вработе может вызывать точно такие жечувства: работник, не получивший работусоответствующую его возможностям,обычно чувствует беспокойство относительносвоей ценности.

Потребности в окружающей среде
Поведение (реакция на потребности)
Неадекватные ситуации
С т р е с с
Физиологические реакцииПсихологические реакции

Рис. 16. Модель стрессовой реакции

Конфликт ролейвозникает, когда работнику предъявляютсяпротиворечивые сведения, требования.Например, продавец может получитьуказание немедленно реагировать напросьбы покупателей и одновременнотребуют от продавца постоянно пополнятьполки товарами.

Неоправданностьролейвозникает, когда работник не уверен втом, чего от него ожидают. Люди должныиметь правильное представление обожиданиях руководства: что они должныделать, как они должны это делать и каких после этого будут оценивать.

Личностныефакторы.Весьма часто мы не принимаем в расчетдушевные травмы, сопровождающие дажесамую незначительную перемену.Руководители должны всегда учитыватьотношение подчиненных им людей кпредстоящим переменам.

Предположим, вытолько что проинформировали подчиненного,что его переводят на другое место работыв том же городе. Вероятнее всего Выникогда не задумывались над переводом,раз решили – то все. Что здесь задумываться,рассуждаете Вы, ему даже не надоувольняться. Однако этот перевод можетиметь тяжелые последствия для данногоработника.

Поэтому, во-первых,никогда не следует принимать мимоходомзначимость любой перемены. Во-вторых,следует направлять поведение человекатак, чтобы можно было оказать емунеобходимую поддержку, если он в нейнуждается.

Предположим, вытолько что проинформировали одного изсвоих подчиненных, что его профессиональныезнания устарели. Сначала для подчиненногоможет наступить нечто вроде шока, и онначнет отрицать правильность вашегомнения.

Спустя некоторое время он,возможно, разгневается и начнетдоказывать, что у вас нет никакихоснований для подобного обвинения.Затем он будет упрашивать дать емувозможность проявить себя. В последствииэто приведет его в подавленное состояние.

И, наконец, через некоторое время онвнутренне примет актуальность перемен.

Люди, страдающиеот чрезмерного стресса на работе, могутпопытаться применять следующие методы.

1. Разработатьсистему приоритетов в своей работе.Оценить свою работу следующим образом:“Должен сделать сегодня”, “Сделатьпозднее на этой неделе”, “Сделать,когда будет время”.

2. Научитесь говорить“нет”, когда достигнете предела, послекоторого вы уже не можете взять на себябольше работы. Объясните своемуруководству, что понимаете важностьзадания. Затем опишите конкретныеприоритетные работы, над которыми внастоящее время работаете. Если оннастаивает на выполнении нового задания,спросите, какую работу вы должны отложитьдо завершения нового задания.

3. Не соглашайтесьс вашим руководителем или кем-либо, ктоначинает выставлять противоречивыетребования. Объясните, что эти требованиятянут вас в противоположных направлениях.Не занимайте обвинительно-агрессивнойпозиции, просто объясните, какиеконкретные проблемы создают для васпротиворечивые требования.

4. Сообщите своемуруководителю или сотрудникам, когда выпочувствуете, что ожидания оценки неясны (неопределенностей ролей). Скажитеим, что вы несколько не уверены относительноряда конкретных, связанных с заданиемвопросов и хотели бы иметь возможностьобсудить эти вопросы с ними.

5. Обсудите чувствоскуки или отсутствие интереса к работесо своим руководителем. Еще раз учтите,не следует становиться в положениежалующегося. Объясните, что вы сторонниквыполнения работы и хотели бы иметьвозможность принять участие в другихвидах деятельности.

К другим факторам,связанным с понижением вероятностистресса, относятся соблюдение режимапитания, распорядка работы и отдыха,управление своим поведением и эмоциями,поддержание себя в форме с помощьюфизических упражнений и достижениеобщего равновесия в жизни.

Как преодолетьстресс?

В процессеруководства трудовыми коллективамивозникают конфликтные ситуации, которыевызывают у руководителя и подчиненныхстресс. Чрезмерный стресс может оказатьсяв высшей степени разрушительным дляруководителя и работников. Поэтомуруководителю необходимо знать причиныстресса и уметь управлять им.

О том, как обнаружитьстрессовое состояние организмаруководителю, дадут ответы на следующиевопросы.

Итак, вам необходимоответить “да” или “нет” на девятьвопросов.

1. Легко ли выраздражаетесь?

2. Считаете ли вы,что даже ближайшие коллеги (друзья)относятся к вам недоброжелательно?

3. Кажется ли вам,что у вас плохая память?

4. Предполагаетели вы, что ваш начальник вас недооценивает?

5. Случается ли вампросыпаться на два часа раньше срока?

6. Бывает ли у васбеспричинный страх?

7. Случается ли вамиспытывать острую потребность в алкоголе,никотине?

8. Бывает ли, чтожелание поработать у вас возникаеттолько в конце дня?

9. Замечаете ли выу себя повышенный или, наоборот,ослабленный аппетит?

Если на эти вопросывы хотя бы в двух случаях дали положительныйответ, вам уже можно идти на консультациюк врачу.

Советы дляпредотвращения стрессов

Факторами,предотвращающими стрессы, являются:

– успех в жизни иудовлетворенность ею;

– понимание своегоместа в жизни,

– рациональноепланирование своей жизни и постановкацелей в соответствии со своимиспособностями и возможностями;

– воевать толькона одном фронте, т.е. если на работечто-то не клеится, то в это же время домав отношениях с близкими людьми должнобыть все хорошо;

– активный отдых.Стресс во сне не проходит, поэтому выдолжны систематически тренировать своюпамять, кровообращение и мышечнуюсистему;

– здоровые привычкипитания и приема напитков;

– разумная общаяфизическая подготовка;

– регулярноеиспользование одной из методикрасслабления.

Какой способ вымогли бы использовать ежедневно дляпредупреждения стресса?

День следуетначинать с утренней зарядкипродолжительностью 5-10 минут или же срасслабления самовнушением. В первойполовине дня неплохо выполнить несколькогимнастических упражнений, сидя зарабочим столом, или же совершить небольшуюпрогулку на свежем воздухе во времяобеденного перерыва.

Во второй половинерабочего дня вы можете также выполнитьнесколько гимнастических упражнений,сидя за рабочим столом. Особенно в этомнуждаются мышцы шеи и плеч. Вечеромполезно совершить получасовую пробежкуили прогулку с семьей.

Не забудьте опроведении постоянной “ситуационнойтренировки” на расслабление, т.е.используйте в каждой ситуации толькото количество энергии, которое для неенеобходимо.

Источник: https://studfile.net/preview/6228112/page:27/

Природа стресса и управление в стрессовых ситуациях менеджмент

Природа стресса и управление им

“Эффективность организации зависит от того, сумел ли ее руководитель овладеть энергией стресса

в себе и подчиненных и превратить ее в энергию успеха”.

(одно из правил японского менеджмента)

В настоящее время большинство работающих людей, особенно тех, кто работает в бизнесе, подвержены стрессу. Мало того, что менеджер сам может находиться в состоянии стресса, он еще и непосредственно влияет на эмоциональное состояние своих подчиненных, поэтому может оказаться источником стресса для них.

Стресс (давление, напряжение):

  • • чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение;
  • • постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил;
  • • состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность. Автор теории стресса канадский физиолог и врач Ганс Селье назвал стресс универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал “тревоги”, когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности.

Частота возникновения стрессовых ситуаций в деятельности менеджера составляет 6—7 баллов по 10-балльной шкале.

Стресс может проявляться через физиологические признаки: боль в сердце, в спине, мигрень. К психологическим признакам стресса можно отнести раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным отношениям, затухание жизненного тонуса.

По мнению специалистов, лишь 7% причин стресса связаны с серьезными заболеваниями человека, 22% — с психологическими проблемами и 61% с работой, семьей и финансовыми трудностями.

В рамках изучаемой дисциплины рассмотрим в основном профессиональные стрессы. Принято различать три группы профессиональных стрессов:

  • 1. Рабочий стресс, который возникает по причинам, связанным с условиями труда и организацией рабочего места. Перечислим основные причины:
    • • несоответствующий нормам микроклимат рабочего помещения;
    • • неудобный график работы, сверхурочные;
    • • однообразная работа;
    • • недостаточная загруженность работника;
    • • безопасность труда;
    • • неправильная организация индивидуального рабочего места.
  • 2. Производственный стресс, связанный с профессией, родом или видом деятельности. Основные причины:
    • • понимание целей деятельности (их ясность, противоречивость, реальность);
    • • ролевой статус (конфликт ролей и ролевая неопределенность);
  • • психологический климат в коллективе (межличностные конфликты, взаимоотношения с коллегами, клиентами);
  • • социальная ответственность;
  • • профессиональный опыт, уровень знаний;
  • • возможность проявления творческих способностей.
  • 3. Организационный стресс, который возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей организации. Причины:
    • • организационные изменения (проводимые или планируемые);
    • • стиль управления руководителя организации;
    • • кадровая политика;
    • • продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
    • • специализация и разделение труда (необходимость работы в группе или индивидуально);
    • • нарушение субординации, неправильное построение иерархии должностей;
    • • неотлаженность информационных потоков.

Поведение в условиях стресса может диаметрально различаться: люди впадают в ступор — полную степень заторможенности — или проявляют повышенную активность. Реакция на стресс во многих случаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение цели.

Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях, в том числе из-за дефицита времени, может привести к неправильному выполнению обязанностей. Именно поэтому к личностно-деловым компетенциям руководителя относится стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость определяется в данном случае как способность сохранять высокое качество работы, несмотря на недостаток времени и изменяющиеся обстоятельства, способность преодолевать неудачи и сопротивление. А уровень мастерства по стрессоустойчивости означает умение мобилизоваться в стрессовой ситуации, быть более эффективным и производительным.

Стрессоустойчивость — способность менеджера сознательно противостоять длительному стрессу и дистрессу. Известно, что при длительном пребывании в состоянии стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и даже для его здоровья.

Если менеджер обладает стрессоустойчивостью, то он не просто демонстрирует свою высокую работоспособность, являясь примером для других работников, но и поддерживает других в стрессовых ситуациях. Кроме того, так как руководитель сам часто становится причиной стресса у сотрудников, он может, изменив свое поведение, не создавать стресса у работников.

Методы предупреждения стрессовых ситуаций и борьбы со стрессом

Менеджерам и работникам рекомендуется:

  • • ставить только реальные цели;
  • • иметь систему приоритетов (что важно, что менее важно);
  • • определять смысл жизни: цели жизни и деятельности;
  • • уметь говорить нет, когда достигается предел возможностей;
  • • изменить стиль работы, отказаться от практики “делового сумбура”;
  • • выполнять задания на разумном уровне, не стремиться все делать наилучшим образом;
  • • заботиться о рациональной организации труда подчиненных, о создании и укреплении социально-психологического климата в коллективе;
  • • уметь расслабляться: использовать изометрические упражнения — чередование напряжения и расслабления, аутогенную тренировку, медитацию;
  • • выполнять периодически физические упражнения;
  • • сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни (приемы “триумф” и “приятно вспомнить” [1] );
  • • использовать прием “жилетка”;
  • • чувство юмора.

Важным способом снятия стресса является умение улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его даже называют “стационарным бегом трусцой”.

Методы управления стрессом приведены в табл. 4.10

Методы управления стрессом

Изменение своего отношения к происходящему (происшедшему)

Развитие установок, позволяющих снизить остроту переживания событий, вызывающих стресс

Целенаправленное повышение самоуважения

Определение своих сильных сторон. Ревизия своих удач и успехов в разных сферах деятельности

Перевод эмоционального восприятия вызывающих стресс событий в их рассмотрение с позиций причинно- следственных связей

Освоение новых моделей поведения

Освоение моделей поведения, повышающих способность избегать нервных перегрузок в ситуациях, ранее вызывавших стресс

Пассивное созерцательное состояние

Комплекс упражнений, включающих дыхательную гимнастику, расслабление основных мышц тела и самовнушение

Сознательное вызывание хорошо знакомых положительных эмоциональных состояний

Трансформация негативных эмоций в энергию физических действий

Прием успокаивающих препаратов, антидепрессантов, учитывая при этом возможные негативные последствия злоупотребления лекарствами

Баня, водные процедуры, хобби, прогулки на свежем воздухе, занятия с домашними животными и т. д.

Ассоциация “За здоровый бизнес” подсчитала, что в настоящее время 12 тыс.

компаний предлагают различные программы по борьбе со стрессом — от консультационных услуг, специальных семинаров по борьбе со стрессом для менеджеров и публикаций, посвященных здоровью, до специально оборудованных оздоровительных центров, в которых работники могут снять напряжение с помощью физических упражнений. Комнаты психологической разгрузки, комнаты отдыха и т. п. есть сейчас во многих бизнес-компаниях.

Итак, считаем, что профилактика конфликтов в коллективе и стресса у себя и сотрудников должна занимать важное место в деятельности менеджера любого уровня.

источник

Стресс (от англ. stress — туго натянуть) — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

Организационные факторы:

· перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

· слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

· ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

· неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

· положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

· негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).

Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели — это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.

Отрицательные последствия стресса проявляются в

· физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);

· психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.

Методы самоуправления стрессом:

· разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

· не соглашаться на противоречивые требования руководителя.

Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:

· оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;

· при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

· полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;

· использование ситуационного подхода к лидерству;

· обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;

· развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

Управление изменениями в организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9147 — | 7329 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Природа стресса. Стресс (от англ. stress — «туго натя­нуть») — это состояние напряжения, возникающее у чело­века под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации сущест­вуют ситуации и характеристики работы, которые вызыва­ют стресс.

К примеру, руководитель испытывает стресс из за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под кон­троля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить.

Это тоже стресс.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед от­ветственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс созда­ет проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физио­логическим напряжением (рис. 11.8) [2, с.547].

Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раз­дражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эф­фективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Рис. 11.8. Модель стрессовой реакции

Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса яв­ляются перемены. Любая перемена, даже позитивная, на­рушает баланс, который мы поддерживаем в своем окруже­нии. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда чело­век пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разо­браться с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собст­венной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагиро­вать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, свя­занными с работой и деятельностью организации или собы­тиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис.11.10) [2, с. 546-547].

Организационные факторы. Широко распространен­ной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежно­сти и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъяв­ляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят груп­пой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Рис.11.10. Основные причины стресса

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необ­ходимо [2, с.547]: .

оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответ­ствующий объем и тип работы;

разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите при­оритеты в их работе;

четко описывать конкретные зоны полномочий, от­ветственности и производственных ожиданий, использо­вать двустороннюю коммуникацию;

использовать стиль лидерства, соответствующий тре­бованиям данной ситуации;

обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффек­тивную работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчи­ненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереа­лизованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова.

В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит.

Возник конфликт.

Определите природу и тип конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

2. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

Определите возможные последствия функционального конфликта.

Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

Назовите и поясните основные причины конфликтов.

Опишите пять основных стилей отношений между людьми, исполь­зуемых для разрешения конфликта.

Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

10. Назовите причины стресса.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Мн., 1994.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Источник: https://deltarecycling.ru/stress/priroda-stressa-i-upravlenie-v-stressovyh-situatsiyah-menedzhment/

Природа стресса и ее управление

Природа стресса и управление им

Природа стресса.Стресс (от англ. stress — «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под вли­янием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и харак­теристики работы, которые вызывают стресс.

К примеру, руко­водитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возника­ет чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее реше­ния, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повы­шенная раздражительность или бессонница перед ответствен­ным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться разли­чать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологи­ческим напряжением.

Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие ин­дивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса являют­ся перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В свя­зи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» по­зволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он дол­жен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, ко­торые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобрать­ся с симптомами стресса.

По мере того как менеджеры учатся справляться с соб­ственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на любую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исклю­чить источники стресса.

Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связан­ными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс.

Организационные факторы. Широко распространенной при­чиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работ­нику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материаль­ных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра­ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблю­дать требования руководства — с другой. В результате возни­кают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уве­рен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во мно­гих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти ча­стные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что и положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, по­вышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой про­изводительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные ос­нования. Если нужно, чтобы они выполнили именно это зада­ние, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответ­ственности и производственных ожиданий, использовать дву­стороннюю коммуникацию;

4) использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчинен­ным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://megalektsii.ru/s1746t5.html

Refy-free
Добавить комментарий