Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

Описание: Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления.

Их ведущая роль обусловлена тем что: 1 депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании; 2 представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть; 3 представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного…

Дата добавления: 2014-06-17

Размер файла: 15 KB

Работу скачали: 2 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Представительные органы местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что:

1) депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании;

2) представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть;

3) представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, включая и главы муниципального образования.

Наличие представительного органа местного самоуправления в каждом муниципальном образовании является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа, не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления.

Нормы об обязательности формирования выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрены как в федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», так и в законах субъектов Российской Федерации.

Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено и в Европейской хартии о местном самоуправлении.

И только в отдельных поселениях, как правило, имеющих небольшую численность, уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов органами территориального общественного самоуправления — органами, создаваемыми гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон и др.) для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. не создается представительный орган местного самоуправления, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются на сходе граждан.

Данная норма применяется в 82 муниципальных образованиях на территории 21 субъекта Российской Федерации. При этом 34 муниципальных образования расположены в Дальневосточном федеральном округе, а 25 – в Сибирском федеральном округе.

Большая часть таких муниципальных образований расположена на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Хабаровского края – 14, 13 и 11 соответственно.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке ст. 35;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

По данным субъектов Российской Федерации согласно уставам муниципальных районов в 1630 муниципальных районах (91.

5% от общего количества муниципальных районов) представительный орган формируется на муниципальных выборах, и в 153 районах – путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов данных поселений.

При этом в Республике Татарстан, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Ленинградской области, Ивановской области подобным образом формируются представительные органы во всех муниципальных районах.

На эти регионы приходятся 117 из 153 муниципальных районов, в которых представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов данных поселений. В 23919 муниципальных образованиях Российской Федерации (99% от общего количества) представительные органы формируются на муниципальных выборах.

Порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Принятие решения представительного органа осуществляется в коллегиальном порядке.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Компетенция представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, при этом в его исключительном ведении находятся:

  1.  принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  1.  установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  2.  принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  3.  определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  4.  определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  5.  определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  6.  определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  7.  контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  8.   принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Исключительное ведение представительных органов муниципального образования подчеркивает и то, что основной нормативный правовой акт муниципального образования — Устав муниципального образования, может приниматься только представительным органом муниципального образования. В поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек, Устав принимается на сходе граждан.

Конституция Российской Федерации признает высшим выражением власти свободные выборы и референдум (ч. 5 ст. 3), а поскольку решение о проведении местного референдума принимает представительный орган (ч. 4 ст.

22 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), то необходимость и значимость представительного органа в системе органов местного самоуправления очевидны.

Срок полномочий представительного органа не должен превышать пяти лет. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным в ст.

73 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно закону таким основанием является отказ представительного органа отменить принятый им нормативный правовой акт, в отношении которого судом установлено нарушение законодательства.

Представительный орган местного самоуправления распускается законом субъекта Российской Федерации. Проект закона вносится высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

  1.  в случае принятия указанным органом решения о самороспуске в порядке, определенном уставом муниципального образования;
  2.  в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами полномочий;

3)в случае преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Основной формой работы представительного органа является сессия, в которой проявляется принцип коллегиальности в его деятельности и реализуются интересы граждан муниципального образования. Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Заседания бывают:

1) пленарные — когда в работе сессии принимают, участие все депутаты совместно;

2) проводимые по комитетам и комиссиям — когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии;

3) очередные — проводятся в установленные регламентом представительного органа сроки;

4) внеочередные — проводятся по мере необходимости.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Порядок подготовки и проведения сессии детально регулируется в регламенте представительного органа местного самоуправления. Сессии представительных органов местного самоуправления проводятся открыто, гласно.

О ходе работы сессии и принятых на ней решениях население должно извещаться через средства массовой информации оперативно, не позднее чем в определенные уставом сроки.

Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления полномочий.

В данном случае речь идет об установлении для депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления определенных гарантий — правовых, организационных, социальных и других — с целью обеспечить реальную независимость данных лиц.

В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при ании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Установление гарантий прав депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных Федеральным законом.

Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности.

При этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение.

Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как это позволяет им целиком сосредоточиться на свое работе.

В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе.

Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

PAGE  10

Источник: http://refleader.ru/rnajgeotr.html

Представительный орган местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Представительный орган муниципального образова­ния— это выбор-ный орган местного самоуправления, об­ладающий правом представлять интересы населения и при­нимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительные органы являются ведущими в струк­туре орга-нов местного самоуправления. Их роль обусловле­на тем, что депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном а-нии.

Представительные органы выражают волю всего населения муници­пального образования, придают ей общеобязательный; характер и осуще-ствляют от его имени власть.

Им подконт­рольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, подотчетны глава муници­пального образования и другие должностные лица.

В соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ в уставе муниципального образования долж­ны быть определены наименование, полномочия, структура и численность представительного органа, а также порядок его формирования, срок полномочий депутатов, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых ак­тов, статус и социальные гарантии депутатов, основания, порядок отзыва и прекращения полномочий депутатов, по­рядок выражения населением не-доверия представительно­му органу.

Все это предполагает многообразие форм, терминологии и методов в организации представительных органов и их деятельности.

Срок полномочийпредставительного органа муници­пального образо-вания устанавливается уставом муници­пального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Таким образом, муниципалитеты само-стоятельно определяют конкретный срок полномочий представитель­ного органа.

Если же устав муниципального образования не принят, не вступил в силу либо им не установлен срок полномочий депутатов и выборных должностных ллц местного само­управления, то соответствующий срок полномочий опреде­ляется решением суда на основании нормативных право-вых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ наименование органов местного самоуправле­ния устанавливается законом субъекта РФ с учетом исто­рических и иных местных традиций.

Численный состав представительных органов опреде­ляется населе-нием самостоятельно в уставе муниципаль­ного образования. К сожалению, численный состав пред­ставительных органов местного самоуправления не всегда оптимален.

Бывают обстоятельства, когда число депутатов слишком велико или слишком мало. Для того чтобы из­бежать этих крайностей, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены критерии чис-ленности депутатов представительного органа муниципального образования в зависимости от численности населения.

Так, численность депутатов пред-ставительного органа не может быть менее:

семи человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;

10 человек — при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

15 человек — при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

20 человек — при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

25 человек — при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Представительные органы не формируются,если чис­ленность жите-лей поселения, обладающих активным изби­рательным правом, менее 100 человек. В этом случае полно­мочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.

Новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ является способ формированияпредставительного органа.

Так, представитель-ный орган муниципального образова­ния может не только избираться на муниципальных выбо­рах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном ании, но и вправе состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых депутатами этих органов из своего состава.

Представительный орган муниципального образования наделяется исключительной компетенцией,которая не мо­жет переда-ваться другим органам. Так, только представи­тельный орган вправе:

· приниматьустав муниципального образования, изме­нения и допол-нения устава;

· утверждать местный бюджет и отчет о его исполнении;

· принимать планы и программы развития муниципаль­ного образова-ния и утверждать отчеты об их исполнении;

· устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы;

· решать принципиальные вопросы, связанные с управ­лением и распо-ряжением муниципальным имуществом, находящимся в муниципаль-ной собственности;

· определять порядок принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреж-дений;

· определять порядок участия муниципального образования в органи-зациях межмуниципального сотрудниче­ства;

· решать вопросы материально-технического и орга­низационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

· контролировать от имени населения деятельность дру­гих органов и должностных лиц местного самоуправления;

· принимать решение об удалении главы муниципаль­ного образо-вания в отставку.

Перечисленные полномочия представительных орга­нов — это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей, установленный на федеральном уровне. В конституциях (уставах), законах субъектов РФ» уставах муниципальных образований полномочия предста­вительных органов местного самоуправления могут быть расширены.

Свои полномочия представительный орган местного са­моуправления осуществляет в различных организационно-правовых формах. Примером являются сессии и заседания.

Основной организационно-правовой формой осущест­вления полно-мочий представительного органа местного самоуправления является сессия,на которой решаются во­просы, отнесенные к ведению представительного органа за­конодательством и уставом муниципального образования.

Периодичность и порядок проведения сессий должны быть опре-делены в уставе муниципального образования. В уставах многих муни-ципальных образований установ­лено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

При этом предусмотрена воз­можность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5, от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссий, либо главы муни-ципального образования, либо инициативной группы граждан местного сооб-щества в уста­новленном уставом количестве.

В этом случае инициаторы долж-ны направить председателю представительного органа обращение с обосно-ванием необходимости созыва внеоче­редной сессии, а также представить проекты решений по предлагаемым вопросам.

Председатель представитель-ного органа при соблюдении этих условий должен созвать вне­очередную сессию в сроки, установленные уставом, а в осо­бо срочных случаях – безот-лагательно.

О времени созыва и месте проведения очередных сес­сий, а также вопросах, выносимых на рассмотрение сессии, председатель представитель-вительного органа должен сообщать депутатам и доводить до сведения населения заблаговре­менно, не позднее чем за семь дней до сессии.

Сессия признается правомочной, если на ней присут­ствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного орга-на.

Сессии, как правило, проводятся открытыми. В их работе в качестве наблюдателей могут принимать участие все же­лающие из числа членов местного сообщества. Открытость деятельности представительного органа также выражается в доступности ознакомления для членов местного сообще­ства с протоколами его заседаний и другими документами.

Помимо возможности наблюдать за работой сессии ре­гламентом преду-сматривается правило, в соответствии с ко­торым с согласия либо по приглаше-нию представительного органа в его работе могут принимать участие долж-

ностные лица местного самоуправления, руководители обществен­ных объединений и трудовых коллективов, специалисты, руководители органов территориального общественного самоуправления. Они вправе в установ-ленном порядке вы­ступать во время заседания и вносить свои предложения.

Порядок подготовки и проведения сессии детально ре­гулируется в регламенте представительного органа, что способствует организованности и четкости в его работе, соблюдению необходимой культуры.

Каждый депутат представительного органа муниципаль­ного образования представляет интересы населения того из­бирательного округа, от которого он избран. В связи с этим решение принимается представительным органом муници­пального образования с учетом мнения каждого депутата в коллегиальном порядке.

Коллегиальность — непременное условие деятельности выборного представительного органа.

Смысл коллегиальности — в нахождении наиболее верного решения, которое нередко отражает разные точки зрения, компромисс между разными группами избирателей, име­ющих своих представителей в муниципальном органе.

Практика убедительно доказала, что эффективность деятельности представительного органа значительно возрастает, если из числа депутатов образуются постоянные комиссии (комитеты).

Они создаются, как правило, для предварительного рассмо­трения, и подготовки вопросов на сессии, для содействия проведению в жизнь принимаемых решений и действующе­го законодательства, для контроля за деятельностью органов местного само-управления и их должностных лиц.

О ходе работы сессии и принятых на ней решениях на­селение должно извещаться через имеющиеся средства информации оперативно, не позднее чем в определенные уставом сроки.

Важное значение для плодотворной деятельности представительного органа имеет четко определенный статус депутата.Ряд важных положений содержит ст. 40 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Так, депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата не может быть менее двух и не более пяти лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полно­мочиядепутатаначи-наются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного орга­на муниципального образования нового состава.

Депутаты представительного органа местного самоуправления не мо­гут быть задержаны (за исключениемслучаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту житель­ства иработы, арестованы, привлечены к уголовной ответ­ственности без согласия прокурора субъекта РФ.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ содер­жится еще одна важная гарантия, обеспечивающая свободу игласность деятельности депутата представительного ор­гана.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мне­ние, позицию, высказанную при ании, и другие действия, соответст-вующие статусу депутата.

При этом указанная гарантия распространяется на депутата предста­вительного органа муниципального образования не только в период депутатских полномочий, но и после истечения их срока.

Данное положение не распространяется на депутата, которым были допущены публичные оскорбления, клевета и иные нарушения, ответст-венность за которые предусмот­рена федеральным законодательством.

Помимо гарантий, в федеральном законе установлены и ограничения для муниципальных депутатов.

Они не мо­гут быть депута-тами Госдумы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности, а также должности государ­ственной гражданской службы и муниципальные должно­сти муниципальнойслужбы.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит положение, согласно которому депутаты представительно­го органа местного само-управления работают, как правило, на непостоянной основе.

Закон устанав-ливает, что на по­стоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа му­ниципального образования, а если численность представи­тельного органа менее 10 человек — один депутат.

Закон также предусматриваетвозможность досрочного прекращения полномочий представительного органа муни­ципального образования. Независимо от порядка его фор­мирования полномочия могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

· принятия им решения о самороспуске;

· вступления в силу решения суда субъекта РФ о непра­вомочности дан-

ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами

своих полномочий;

· в случае преобразования муниципального образования;

· в случае утраты поселением статуса муниципального об­разования в связи

с его объединением с городским округом;

· при увеличении численности избирателей муниципаль­ного образования

более чем на 25%, произошедшей вслед­ствие изменения границ муници-

пального образования.

Особым случаем досрочного прекращения полномочий представитель-ного органа муниципального образования является его роспуск в связи с роспуском на основании закона субъекта РФ.

Основанием роспуска пред-ставитель­ного органа местного самоуправления является принятием им муниципального правового акта, противоречащего Кон­ституции РФ, Феде-ральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, уставу муниципального образо­вания.

Порядок роспуска включает в себя следующие основные стадии:

· факт несоответствия должен быть установлен судом;

· в течение трех месяцев со дня вступления в силу су­дебного решения представительный орган муниципального образования обязан принять в пределах своих полномочий меры по исполнению данного судебного решения, в том чис­ле отменить соответствующий нормативный право-вой акт;

· если в течение указанного срока представительный ор­ган муниципаль-ного образования не принял необходимых мер, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение меся­ца вносит в законодательный (предста-вительный) орган го­сударственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования;

· полномочияпредставительного органа муниципаль­ного образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного ор­гана муници-пального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и при-нять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Досрочное прекращение полномочий представительно­го органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае прекращения полномочий представительного органа муни-ципального образования, состоящего из депу­татов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муници­пального образования.

В случае прекращения полномочий представительного органа муни-ципального образования, сформированного из депутатов, представительные органы, их делегирующие, обя­заны в течение одного месяца избрать других депутатов.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 737 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-64734.html

Представительные органы местного самоуправления (стр. 1 из 2)

Представительные органы местного самоуправления

Введение

1. Порядок формирования

2. Правовое положение депутата

3. Компетенция представительного органа

4. Срок полномочий и порядок деятельности

Заключение

Список использованных источников литературы

Введение

Актуальность выбранной темы, определяется огромной рольюместного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства.

Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса.

Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Целью работы является исследование понятия представительных органов местного самоуправления. Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:

1. Порядок формирования

2. Правовое положение депутата

3. Компетенция представительного органа

4.Срок полномочий и порядок деятельности

децентрализация власть самоуправление депутат муниципальный

1. Порядок формирования

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

2. Правовое положение депутата

Основы правового положения депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации определяются федеральными законами о гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме, об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, законами о статусе депутата местного представительного органа и выборного должностного лица, которые приняты в ряде субъектов РФ.

Некоторые уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных образований.

Поскольку депутат является представителем избравшего его населения и выразителем его воли в представительном органе, предусматриваются гарантии его деятельности и некоторые депутатские привилегии.

Вместе с тем законодательство устанавливает для депутатов и некоторые ограничения и запреты, связанные с их положением.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия либо на постоянной основе (депутаты-профессионалы, получающие за эту работу денежный оклад), либо без отрыва от производства (получают заработную плату по месту работы и компенсацию расходов за выполнение депутатских обязанностей).

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов (если численность представительного органа менее 10 человек — один депутат). Если депутат работает на постоянной основе, ему предоставляются определенные социальные гарантии (социальное страхование за счет средств муниципального образования, медицинское обслуживание и др.

) на уровне муниципальных служащих.

Депутатам, работающим на общественных началах, компенсируются затраты, связанные с депутатской деятельностью, а также иногда за время участия в заседаниях представительного органа (в редких случаях — и в заседаниях его постоянных комиссий) выплачивается фиксированное почасовое вознаграждение.

Депутаты не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного органа, совмещать эту работу с государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных образований разрешают депутатам, работающим на непостоянной основе, оставаться, например, директорами государственных предприятий).

Депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой работы, приобретать, арендовать объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

Закон запрещает привлекать депутатов к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, выраженную позицию, другие действия, осуществляемые ими по своему статусу, в том числе и после истечения срока полномочий.

Это положение не распространяется на случаи публичных оскорблений, клеветы и других действий депутата, за которые федеральным законом установлена ответственность.

Полномочия депутата могут быть прекращены по состоянию здоровья (при признании этого судом), а также вследствие; выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утраты гражданства РФ, а также гражданства иностранного государства, с которым Россией заключен договор, предусматривающий право иностранного гражданина быть избранным в органы местного самоуправления; отставки по собственному желанию; отзыва избирателями; вступления в силу в отношении депутата обвинительного приговора суда; упразднения данного муниципального образования.

Гарантии деятельности депутата состоят также в том, что:

1) срок его полномочий не может быть меньше двух лет, что дает ему возможность всесторонне проявить себя в работе (сокращение срока возможно только при досрочном отзыве);

2) срок его полномочий не может быть сокращен в период депутатской работы. Если депутат избран на четыре года, нельзя установить ему двухлетний срок в результате принятия нового закона (устава). Нововведение будет относиться только к вновь избранным депутатам и обратной силы не имеет (это правило не действует при досрочном роспуске всего представительного органа).

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных формах.

Депутаты участвуют в пленарных заседаниях; в работе постоянных комиссий (комитетов), созданных представительным органом; обращаются с депутатскими запросами к различным должностным лицам; работают с избирателями в своем избирательном округе (в небольших поселениях округ включает муниципальное образование целиком, но иногда депутаты распределяются по улицам, группам дворов).

3. Компетенция представительного органа

Компетенция представительного органа местного самоуправления в самой общей форме определена Конституцией РФ (решение вопросов местного значения), более детально регламентируется законами. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003г.

устанавливает исключительную компетенцию представительного органа независимо от звена территориального деления, т.е. называет те полномочия, которые вправе осуществлять только такой орган, и никакой другой.

К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления относятся:

1) принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений (закон не предусматривает принятие устава муниципального образования путем референдума); представительный орган вправе принимать также иные нормативные правовые акты по вопросам местного значения в соответствии с уставом;

2) утверждение местного бюджета и отчета исполнительного органа муниципального образования о его исполнении;

Источник: https://mirznanii.com/a/37479/predstavitelnye-organy-mestnogo-samoupravleniya

Статья 35. Представительный орган муниципального образования | ГАРАНТ

Представительные органы местного самоуправления

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.

Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек.

В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан.

В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства.

Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

5.1.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ статья 35 настоящего Федерального закона дополнена частью 7.1

7.1. Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной частью 6 настоящей статьи.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ часть 10 статьи 35 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

Часть 10 дополнена пунктом 11 с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ статья 35 настоящего Федерального закона дополнена частью 11.1

11.1.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений, внутригородских районов обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением других депутатов.

Источник: https://base.garant.ru/186367/5cb260c13bb77991855d9c76f8d1d4c8/

Refy-free
Добавить комментарий