«Предмет и методы макроэкономики как науки»

«Предмет и методы макроэкономики как науки» (стр. 1 из 7)

«Предмет и методы макроэкономики как науки»

Федеральное агентство по образованию

Казанский государственный финансово-экономический институт

Кафедра макроэкономики и экономической теории

Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

Тема: «Предмет и методы макроэкономики как науки»

Автор курсовой работы

Группа

Руководитель работы

Казань – 2005

Введение. 3

1. Возникновение макроэкономики. 5

2. Предмет макроэкономики и основные понятия. 10

3. Методы макроэкономики. 26

Заключение. 37

Список использованной литературы. 39

Введение

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Поэтому принципиально важно определить, применима ли она к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима.

Итоги более десяти лет экономических реформ в России показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики.

Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в России столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике.

Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е.

позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Макроэкономика имеет несколько интересных особенностей: она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление.

Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию.

Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», выяснить различия между микро- и макроэкономикой, рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий.

Моя работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе написано о том, когда и благодаря кому возникла макроэкономика. Во второй главе рассмотрен предмет макроэкономики, т. е. то, что она изучает. Также здесь приведены основные понятия данной науки и их характеристика. В последней, третьей главе рассмотрены общие и специфические методы макроэкономики.

При написании работы мною были использованы учебники и учебные пособия: 1) Видяпин В. И., Журавлева Г. П. «Общая экономическая теория»; 2) Зенькова Л. П. «Макроэкономика»; 3) Ивашковский С. Н.

«Макроэкономика»; 4) Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Макроэкономика»; 5) Селищев А. С. «Макроэкономика» и т. д.

Наряду с учебной литературой были также использованы www-источники.

1. Возникновение макроэкономики

Когда возникнул мир цветущий

Из равновесья диких сил,

В твое храненье Всемогущий

Его устройство поручил.

Е. Баратынский (1800 – 1844)

Макроэкономика возникла в ХХ столетии, но корни ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания закономерностей макроэкономики предпринял представитель французской школы ФрансуаКенэ (Quesnay) (1694 – 1774).

[1] Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юриди­ческое образование, был придворным врачом Людовика XV, лользовался покровительствем мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф.

Кенэ написал главный свой труд по лолитической экономии «Экономические таблицы» (1758 г.), где сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления опреде­ленных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.

Кенэ опроверг учение мерканти­листов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве;ограниченность – в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Вокруг Ф. Кенs группировались талантливые ученики и сторонники: В. Р. Мирабо-старший (1715 – 1789), Дюпон де Немур (1739 – 1817), Анн Тюрго (1727 – 1781).[2]

В ХIХ веке появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса (1818 – 83) и теория общего равновесия швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834 – 1910).[3] Л. Вальрас – один из широко известных теоретиков математической школы. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.[4]

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики[5], лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch) (1895 – 1973).

Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes) (1883 – 1946).

[6]

Катализатором для этого послужила «великая депрессия» – наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. Начался после «черной пятницы» — краха котировок акций на Нью-Йоркской бирже 25 октября 1929.

Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США.

Преодоление кризиса связывают с «Новым курсом» Ф. Рузвельта.[7]

Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки.

Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен.

В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.[8]

В своей книге Дж Кейнс разработал целую систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории.

[9] Кейнс выделил следующие ключевые проблемы макроэкономики: выявление факторов, определяющих уровень занятости в экономике, и методов борьбы с безработицей; изучение роли денег в экономике и факторов, определяющих спрос на деньги; анализ роли процентной ставки как главного элемента передаточного механизма, обеспечивающего взаимосвязь рынков благ и денег.

В дальнейшем, в процессе развития науки, к ним добавились проблемы экономической динамики, инфляции и другие.[10]

Источник: https://mirznanii.com/a/276899/predmet-i-metody-makroekonomiki-kak-nauki

Реферат: «Предмет и методы макроэкономики как науки»

«Предмет и методы макроэкономики как науки»

Федеральное агентство по образованию

Казанский государственный финансово-экономический институт

Кафедра макроэкономики и экономической теории

Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

Тема: «Предмет и методы макроэкономики как науки»

Автор курсовой работы

Группа

Руководитель работы

Казань – 2005

Введение. 3

1. Возникновение макроэкономики. 5

2. Предмет макроэкономики и основные понятия. 10

3. Методы макроэкономики. 26

Заключение. 37

Список использованной литературы. 39

Введение

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Поэтому принципиально важно определить, применима ли она к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима.

Итоги более десяти лет экономических реформ в России показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики.

Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в России столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике.

Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е.

позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы , предвидеть будущие экономические проблемы.

Макроэкономика имеет несколько интересных особенностей: она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление.

Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию.

Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», выяснить различия между микро- и макроэкономикой, рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий.

Моя работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе написано о том, когда и благодаря кому возникла макроэкономика. Во второй главе рассмотрен предмет макроэкономики, т. е. то, что она изучает. Также здесь приведены основные понятия данной науки и их характеристика. В последней, третьей главе рассмотрены общие и специфические методы макроэкономики.

При написании работы мною были использованы учебники и учебные пособия: 1) Видяпин В. И., Журавлева Г. П. «Общая экономическая теория»; 2) Зенькова Л. П. «Макроэкономика»; 3) Ивашковский С. Н.

«Макроэкономика»; 4) Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Макроэкономика»; 5) Селищев А. С. «Макроэкономика» и т. д.

Наряду с учебной литературой были также использованы www-источники.

1. Возникновение макроэкономики

Когда возникнул мир цветущий

Из равновесья диких сил,

В твое храненье Всемогущий

Его устройство поручил.

Е. Баратынский (1800 – 1844)

Макроэкономика возникла в ХХ столетии, но корни ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания закономерностей макроэкономики предпринял представитель французской школы ФрансуаКенэ (Quesnay) (1694 – 1774).

[1] Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юриди­ческое образование, был придворным врачом Людовика XV, лользовался покровительствем мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф.

Кенэ написал главный свой труд по лолитической экономии «Экономические таблицы» (1758 г.), где сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления опреде­ленных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.

Кенэ опроверг учение мерканти­листов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве;ограниченность – в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Вокруг Ф. Кенs группировались талантливые ученики и сторонники: В. Р. Мирабо-старший (1715 – 1789), Дюпон де Немур (1739 – 1817), Анн Тюрго (1727 – 1781).[2]

В ХIХ веке появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса (1818 – 83) и теория общего равновесия швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834 – 1910).[3] Л. Вальрас – один из широко известных теоретиков математической школы . Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.[4]

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики[5] , лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch) (1895 – 1973).

Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes) (1883 – 1946).

[6]

Катализатором для этого послужила «великая депрессия» – наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. Начался после «черной пятницы» — краха котировок акций на Нью-Йоркской бирже 25 октября 1929.

Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США.

Преодоление кризиса связывают с «Новым курсом» Ф. Рузвельта.[7]

Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки.

Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен.

В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.[8]

В своей книге Дж Кейнс разработал целую систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории.

[9] Кейнс выделил следующие ключевые проблемы макроэкономики: выявление факторов, определяющих уровень занятости в экономике, и методов борьбы с безработицей; изучение роли денег в экономике и факторов, определяющих спрос на деньги; анализ роли процентной ставки как главного элемента передаточного механизма, обеспечивающего взаимосвязь рынков благ и денег.

В дальнейшем, в процессе развития науки, к ним добавились проблемы экономической динамики, инфляции и другие.[10]

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-396910.html

Refy-free
Добавить комментарий