Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

Реферат: Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

Медицинский университет имени академика И.П. Павлова»

ИНСТИТУТ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ.

ТЕМА: «Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека».

Выполнила:

Студентка 4 курса

47 группы

Гамза А.Т.

Проверил:

Никитин Е.Н.

Санкт – Петербург

2010/2011

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………. стр.3

Трансплантируемые ткани и органы …………….………..стр.5

Трансплантация в России и в мире ………………………..стр.5

Требования к донорам при трансплантации……………… стр.6

Проблемы трансплантации………………………………… стр.7

Юридические и правовые вопросы……………………….. стр.8

Заключение …………………………………………………стр.10

Список литературы …………………………………………стр.12

Введение.

Для того чтобы лучше понимать о чем будет идти речь в работе, я считаю что для начала надо дать определение что такое трансплантация. Трансплантация (лат. transplantare — пересаживать, синоним — пересадка органов и тканей) — замещение поврежденных или отсутствующих органов и тканей собственными органами и тканями, либо взятыми из другого организма, а также искусственными органами.

Она является отраслью биологии и медицины, которая изучает проблемы трансплантации, разрабатывает методы консервирования органов и тканей, а также создает и изучает возможности применения искусственных органов.

По мере развития науки возникали много вопросов: как заменить недостающую часть организма (жидкость, клетку, ткань, орган, человека)?Будет ли жить пересаженный орган в чужом организме? Будет ли он работать? Как он будет работать и как долго?

Возможность замены пораженных органов здоровыми вызывала интерес людей в течение многих столетий. В греческой мифологии есть упоминания о пересадке органов животных человеку.

В легендах и народных преданиях рассказывается об успешных пересадках носа и даже конечностей от человека человеку. Выдающийся французский хирург Амбруаз Паре в XVI веке пересадил французской принцессе на место больного зуба здоровый зуб ее камеристки.

Сейчас трансплантация (пересадка) органов и тканей человека в основном является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и осуществляется на основе соблюдения законодательства РФ и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом.

Существует много ограничений, накладываемых моральными, религиозными соображениями. Г.Тальякоцци в 1597 году опубликовал трактат «De curtorum chirurgia per in sitionem», в котором представил методику восстановления формы носа с помощью лоскута ткани верхней конечности.

В настоящее время это называется итальянским методом пластики носа. Тогдашняя церковь выступала резко против этих выдающихся достижений. Труп хирурга был выброшен из могилы. Только через 400 лет благодарные потомки поставили ему памятник, где он изображен стоящим с носом в руке.

Достаточно известная во всем мире и в Санкт-Петербурге секта иеговистов принципиально выступает против переливания крови. Трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Общепризнанно, что только успешная трансплантация наилучшим образом восстанавливает качество жизни таких пациентов, обеспечивая их наиболее полную медицинскую и социальную реабилитацию. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы (ткани), перечень которых определяется МЗиМП РФ совместно с РАМН.

Для организации работы трансплантологической службы в стране при МЗиМП РФ создан Экспертный совет по трансплантации органов человека. Функции головного учреждения Минздрава России по проблеме трансплантации органов человека возложены на НИИ трансплантации и искусственных органов Минздрава России.

Для обеспечения больных, перенесших пересадку органа, в территориальной аптечной сети предусмотрен резервный запас соответствующих лекарственных средств (циклоспорин А или его аналоги и др.).

Основы научной трансплантологии заложены в начале 18го века и связаны с развитием пересадки кожи, гемотрансфузиологии, наркоза, асептики и антисептики.

В настоящее время, особенно в развитых странах, стала повседневной трансплантация сердца, легких, почки, печени, поджелудочной железы, кишечника и ряда других органов. Не вызывает удивления одновременная пересадка сердца, легких и печени. Тем не менее, возможности трансплантации далеко не исчерпаны.

Совершенствуются методы консервации и хранения донорских органов и тканей, а также создаются искусственные органы. Новым направлением биологии, медицины и хирургии становится генная инженерия, выращивание искусственных органов и тканей больного, уже не говоря о клонировании.

Трансплантируемые ткани и органы.

В клинической трансплантологии наибольшее распространение получила аутотрансплантация органов и тканей, т. к. при этом виде пересадок отсутствует тканевая несовместимость. Более часто проводят трансплантации кожи, жировой ткани, фасций (соединительная ткань мышц), хряща, перикарда, костных фрагментов, нервов.

В реконструктивной хирургии сосудов широко применяется трансплантация вен, особенно большой подкожной вены бедра. Иногда для этой цели используют резецированные артерии — внутреннюю подвздошную, глубокую артерию бедра.

С внедрением в клиническую практику микрохирургической техники значение аутотрансплантации возросло еще больше.

Получили распространение трансплантации на сосудистых (иногда и нервных) связях кожных, кожно-мышечных лоскутов, мышечно-костных фрагментов, отдельных мышц.

Важное значение приобрели пересадки пальцев со стопы на кисть, трансплантации большого сальника (складка брюшины) на голень, сегментов кишки для пластики пищевода.

Примером органной аутотрансплантации является пересадка почки, которую проводят при протяженных стенозах (сужениях) мочеточника или с целью экстракорпоральной реконструкции сосудов ворот почки.

Особый вид аутотрансплантации — переливание собственной крови больного при кровотечениях или преднамеренной эксфузии (изъятия) крови из кровеносного сосуда больного за 2-3 суток перед операцией с целью ее инфузии (введения) ему же во время оперативного вмешательства.

Аллотрансплантация тканей используется наиболее часто при пересадке роговицы, костей, костного мозга, значительно реже — при трансплантации b—клеток поджелудочной железы для лечения сахарного диабета, гепатоцитов (при острой печеночной недостаточности). Редко применяют трансплантации ткани головного мозга (при процессах, сопутствующих болезни Паркинсона). Массовым является переливание аллогенной крови (крови братьев, сестер или родителей) и ее компонентов.

Трансплантация в России и в мире

Ежегодно в мире выполняется 100 тысяч трансплантаций органов и более 200 тысяч — тканей и клеток человека.

Из них до 26 тысяч приходится на трансплантации почек, 8-10 тысяч — печени, 2,7-4,5 тысячи — сердца, 1,5 тысячи — легких, 1 тысяча — поджелудочной железы.

Лидером среди государств мира по количеству проводимых трансплантаций являются США: ежегодно американские врачи выполняют 10 тысяч пересадок почек, 4 тысячи — печени, 2 тысячи — сердца.

В России ежегодно производится 4-5 трансплантаций сердца, 5-10 трансплантаций печени, 500-800 трансплантаций почек. Этот показатель в сотни раз ниже потребности в данных операциях.

Согласно исследованию американских экспертов, расчетная потребность количества трансплантаций органов на 1 млн населения в год составляет: почка — 74,5; сердце — 67,4; печень — 59,1; поджелудочная железа — 13,7; легкое — 13,7; комплекс сердце—легкое — 18,5.

Главным противопоказанием при подготовке к трансплантации является наличие серьезных генетических различий донора и реципиента. В случае если ткани, принадлежащие генетически разным особям, различаются антигенами, то пересадка органа от одной такой особи к другой сопряжено с крайне высоким риском сверхострого отторжения трансплантата и его потери.

К группам риска относят онкологических больных, имеющих злокачественные новообразования с небольшим сроком после радикального лечения. При большинстве опухолей от завершения такого лечения до трансплантации должно пройти не менее 2 лет.

Противопоказана пересадка почки пациентам с острыми, активными инфекционными и воспалительными заболеваниями, а также обострениями хронических заболеваний подобного рода.

От пациентов, перенесших трансплантацию, также требуется неукоснительное соблюдение постоперационного режима и медицинских рекомендаций по неукоснительному принятию иммуноподавляющих препаратов. Изменения личности при хронических психозах, наркомании и алкоголизме, не позволяющие соблюдать предписанный режим, также относят пациента к группам риска.

Требования к донорам при трансплантации.

Трансплантат может быть получен у живых родственных доноров или доноров-трупов.

Основными критериями для подбора трансплантата является соответствие групп крови (в наши дни некоторые центры приступили к выполнению трансплантационных операций без учета групповой принадлежности), генов, отвечающих за развитие иммунитета, а также примерное соответствие веса, возраста и пола донора и реципиента. Доноры не должны быть инфицированы трансмиссивными инфекциями (сифилис, ВИЧ, гепатит В и С).

В настоящее время на фоне отмечающегося во всем мире дефицита человеческих органов требования к донорам пересматриваются. Так, при пересадке почек чаще стали рассматриваться в качестве доноров погибающие пациенты пожилого возраста, страдавшие сахарным диабетом и некоторыми другими видами заболеваний. Таких доноров называют маргинальными или донорами расширенных критериев.

Наиболее хорошие результаты достигаются при трансплантации органов от живых доноров, однако большинство пациентов, особенно взрослых, не обладает достаточно молодыми и здоровыми родственниками, способными отдать свой орган без ущерба для здоровья.

Посмертное донорство органов — единственная возможность обеспечить трансплантационной помощью основное количество пациентов, нуждающейся в ней.

Проблемы трансплантации.

К разряду медицинских проблем, возникающих при трансплантации, относятся проблемы иммунологического подбора донора, подготовки пациента к операции (прежде всего, очищение крови) и проведение послеоперационной терапии, устраняющей последствия пересадки органа.

Неправильный подбор донора может привести к возникновению процесса отторжения пересаженного органа иммунной системой реципиента после операции. Для недопущения возникновения процесса отторжения используются иммунноподавляющие препараты, необходимость введения которых сохраняется у всех пациентов до конца жизни.

При применении данных препаратов имеются противопоказания, способные привести к смерти больного.

Этико-правовые вопросы трансплантации касаются оправданности и неоправданности пересадки жизненно важных органов в клинике, а также проблематики взятия органов у живых людей и трупов. Трансплантация органов зачастую связана с большим риском для жизни пациентов, многие из соответствующих операций до сих пор находятся в категории лечебных экспериментов и не вошли в клиническую практику.

Взятие органов у живых людей сопряжено с принципами добровольности и безвозмездности донорства, однако в наши дни соблюдение данных норм поставлено под сомнение.

На территории РФ действует закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года (с дополнениями от 20 июня 2000 года), запрещающий любые формы торговли органами, в том числе и предусматривающие скрытую форму оплаты в виде любых компенсаций и вознаграждений.

Живым донором может быть только кровный родственник реципиента (для получения доказательств родственности требуется генетическая экспертиза). Медицинские работники не имеют права участвовать в операции по трансплантации, если они подозревают, что органы были предметом торговой сделки.

Взятие органов и тканей у трупов также связано с вопросами этического и правового свойства: в США и странах Европы, где также запрещена торговля человеческими органами, действует принцип «испрошенного согласия», означающий, что без юридически оформленного согласия каждого человека на использование его органов и тканей врач не имеет права производить их изъятие. В России же действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей, т. е. закон допускает взятие тканей и органов у трупа, если умерший человек или его родственники не выразили на это своего несогласия.

Также при обсуждении этических вопросов пересадки органов следует разделять интересы реанимационных и трансплантационных бригад одного и того же медицинского учреждения: действия первых направлены на спасение жизни одного пациента, а вторых — на возвращение жизни другому умирающему.

Юридические и правовые вопросы.

Юридические и правовые вопросы, условия и порядок клинической трансплантации органов в нашей стране регламентированы Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей» и другими подзаконными актами. Эти документы определяют условия и порядок трансплантации органов и тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации ВОЗ.

Забор и заготовка органов и тканей человека разрешается только в государственных учреждениях здравоохранения, а их трансплантация — только в специализированных учреждениях. Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, а равно правила их деятельности утверждаются МЗиМП РФ совместно с РАМН.

Органы и ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Ответственность за диагноз смерти человека полностью лежит на устанавливающих смерть мозга врачах того лечебного учреждения, где умер больной.

Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной МЗиМП РФ. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Руководители учреждений здравоохранения, научноисследовательских и медицинских институтов, центров, в которых разрешено изъятие органов, а также имеющих бригады специалистов по их забору и заготовке органов, несут персональную ответственность за соблюдение Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте. Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Забор и консервация донорских органов. Квалифицированное кондиционирование донора, изъятие, консервация донорского органа и трансплантация играют важнейшую роль в непосредственном исходе операции.

При учреждениях здравоохранения, которым разрешены трансплантация органов и забор органных трансплантатов, организуются выездные бригады специалистов по забору и заготовке органов, укомплектованные специально подготовленными кадрами и работающие строго в соответствии с инструкцией «О порядке изъятия органов человека у доноров-трупов».

Срочная доставка реципиентов, доноров, органных и тканевых трансплантатов, бригад специалистов к месту назначения организуется силами и средствами скорой медицинской помощи и санитарной авиации.

В настоящее время техника операций изъятия и трансплантации паренхиматозных органов хорошо разработана и стандартизована. Оптимальным считается мультиорганный забор, когда у одного донора-трупа в течение одной операции изымаются несколько органов (сердце, печень, почки, легкие и т.д.).

Заключение.

Трансплантация человеческих органов — острая социально-значимая проблема, которую без преувеличения можно назвать «вопросом жизни и смерти». Обсуждение данной темы всегда предполагает наличие широкого резонанса во мнениях.

Одни называют операции по пересадке донорских органов прорывом в будущее, другие – аморальным и антиобщественным деянием.

На законодательном уровне в Российской Федерации трансплантология воспринимается с позитивной точки зрения и рассматривается как значительный успех современной медицины и способ уменьшения смертности среди населения.

Трансплантация связана с правом, по существу, с самого начала внедрения ее в медицинскую практику. Нельзя заявить, что это явление не регулируется Российским законодательством, но и сказать, что государство приложило все силы для всестороннего правового регулирования данного вопроса, сказать также нельзя.

Но даже если с законодательством в России будет все в порядке, выйти на серьезный уровень российской трансплантологии не удастся до тех пор, пока у нас не будет создана федеральная программа развития органного донорства и трансплантологии, пока не будет создана современная служба органного донорствапо всей стране, с оперативной связью и доставкой врачей и органов к реципиенту, с мощной системой реабилитации, наблюдения и анализа результатов. Также нужны программы обучения для студентов-медиков, поскольку в мединститутах нет курсов по трансплантологии. Все врачи учатся или самостоятельно, по книгам, или за границей. Более того, даже при Комитете здравоохранения г.Москвы нет отдела, который бы занимался этими вопросами! На данный момент слабо развита (или скорее абсолютно не развита) пропаганда по разъяснению среди населения важности трансплантации органов и тканей. Задачу по формированию общественного мнения в данной области должно взять на себя государство. Нужно кардинально изменить отношение общества к вопросам трансплантации. В США и странах Европы давно пришли к пониманию, что пересадка органа — это нормальный способ помощи человеку, способ спасения жизней. Главное, чтобы родственники погибших могли осознавать, что мертвому человеку органы как таковые не нужны, а благодаря пересадке можно предотвратить трагедии во многих семьях и подарить жизнь людям, казалось бы обреченным на смерть.

Список литературы.

1. Закон РФ от 22.12.1992г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, № 2. ст. 62.

2. Григорьев Ю.И., Григорьев И.Ю., Истомина Л.Б. Правовые аспекты проведения некоторых видов биомедицинских и клинических экспериментов. // Вестник новых медицинских технологий. – 2001. – т.8. – №3 – с.79-82

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-336687.html

Правовые основы трансплантации органов и тканей человека

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

Юридические модели забора органов от трупных доноров

Выделяют две юридические модели забора органов от трупных доноров: «презумпция согласия» и «презумпция несогласия» (информированное согласие).

Презумпция согласия — предполагает, что забор и использование органов из трупа осуществляется, когда умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или, если возражения не высказывают его родственники. То есть, если человек не запретил пересадку органа при жизни, то он автоматически становится донором после смерти.

Презумпция несогласия (информированное согласие) — предполагает, что до своей смерти человек явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. В этой модели важно наличие документально подтвержденного согласия.

В Украине, начиная с 1999 года, когда был принят Закон о трансплантации органов, ведется борьба за изменение его статьи 16 — введение презумпции согласия. Камнем преткновения таком случае становится беседа с живым здоровым человеком о заборе органов после смерти.

Нет такой области в медицине, где настолько ярко были бы сфокусированы проблемы этического порядка, как в трансплантологии. Презумпция согласия существует в Финляндии, Португалии, Австрии, Швеции, Испании, Италии, Греции, Бельгии, Франции, Россия. Презумпция несогласия — в США, Латинской Америке, Великобритании, Ирландии, Дании.

Проведенный анализ количества заборов органов в странах, где принят Закон о трансплантации, показал, что среднее количество доноров на 1 млн. населения составляет 17,8.

Самое большое количество мультиорганных заборов (27) выполняется в Испании; так называемое „испанское чудо“ стало возможным благодаря совместной целенаправленной работе системы здравоохранения, средств массовой информации и национального трансплантационного объединения в рамках национальной программы по донорству, принятой в 1989 году.

В нашей стране действует закон Украины о трансплантации и других анатомических материалов человеку от 1999 года, № 41, ст. 372, где определены условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации здравоохранения.

Закон Украины «О трансплантации органов и тканей человека» от 1999 г. N 41 (ст.372, Извлечение):

Статья 6. Условия и порядок трансплантации

Трансплантация может быть произведена только тогда, когда невозможно иными средствами и методами оказать медицинскую помощь, сохранить жизнь больного или восстановить его здоровье, и осуществляется в соответствии с клиническими протоколами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Украины.

Перечень органов и (или) тканей человека, подлежащих трансплантации, определяется Министерством здравоохранения Украины.

Медицинское заключение о необходимости трансплантации выдается реципиенту консилиумом врачей государственной организации здравоохранения в составе лечащего врача, врача-трансплантолога, врача-хирурга и врача-анестезиолога, а при необходимости – и врачей других специальностей в порядке, определенном Министерством здравоохранения Украины.

Органы и (или) ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также реклама предложений органов и (или) тканей человека запрещаются.

Врачи-трансплантологи не вправе осуществлять трансплантацию, если не соблюдены условия, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 8. Организации здравоохранения, осуществляющие забор органов и трансплантацию

Забор органов у живого или трупного донора и трансплантация осуществляются только государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию), выдаваемое в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Статья 13. Ограничение круга живых доноров

Живыми донорами не могут быть:

– несовершеннолетние лица (за исключением случаев забора костного мозга);

– лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями);

– лица, у которых обнаружены заболевания, являющиеся опасными для жизни и здоровья реципиента;

– беременные женщины;

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Статья 12. Условия забора органов для трансплантации у живого донора

Забор органов для трансплантации у живого донора разрешается при соблюдении следующих условий:

– письменного предупреждения данного живого донора лечащим врачом государственной организации здравоохранения о возможном ухудшении его здоровья в связи с забором органов для трансплантации;

– наличия добровольного согласия данного живого донора на забор органов, выраженного в письменной форме, удостоверенного нотариально (за исключением случая, указанного в части второй настоящей статьи);

– проведения всестороннего медицинского обследования данного живого донора и наличия заключения консилиума врачей-специалистов о возможности забора у него органов для трансплантации.

Забор костного мозга у несовершеннолетнего лица, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, осуществляется с письменного согласия его законного представителя, удостоверенного нотариально, и органа опеки и попечительства. При письменном или устном возражении несовершеннолетнего лица забор костного мозга не допускается.

У живого донора для трансплантации может производиться забор только одного из парных органов, фрагмента непарного органа, ткани, отсутствие которых не вызывает необратимых процессов в организме. Принуждение лица к согласию на забор у него органов запрещается.

Статья 14. Особенности донорства и трансплантации костного мозга и других способных к регенерации анатомических материалов.

Взятие у живого донора костного мозга и других, способных к регенерации анатомических материалов проводится с соблюдением требований, установленных статьями 12 и 13 настоящего Закона.

С согласия донора и при отсутствии у него медицинских противопоказаний костный мозг, другие способные к регенерации анатомические материалы могут браться повторно.

По желанию совершеннолетнего дееспособного лица у него может быть взят на хранение за его счет костный мозг с целью использования в случае необходимости для аутотрансплантации. С согласия донора его костный мозг может быть предоставлен бесплатно или за плату для трансплантации другому лицу.

Для работников, занятых на работах с повышенным риском поражения кроветворной системы, взятие костного мозга и его хранение осуществляются за счет работодателя. Порядок взятия, хранения и использования костного мозга устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 22. Права живого донора

Перед забором органов живой донор имеет право на получение полной и объективной информации о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с осуществлением забора органов.

Согласие на забор органов может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к забору органов и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья живого донора, в порядке, установленном законодательством Украины.

Живой донор после осуществления у него забора органов имеет право на:

– получение компенсации расходов, связанных с необходимостью восстановления его здоровья в связи с забором органов. Порядок выдачи и размеры этой компенсации определяются Министерством Здравоохранения;

– получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка на период нетрудоспособности, наступившей в связи с забором органов.

Инвалидность живого донора, наступившая в связи с забором органов, приравнивается к инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Статья 23. Обязанности живого донора

Живой донор обязан сообщить лечащему врачу государственной организации здравоохранения, осуществляющей забор органов, сведения о перенесенных им либо имеющихся у него заболеваниях и вредных привычках.

Статья 17. Условия забора органов у трупного донора

Забор органов у трупного донора разрешается с момента констатации смерти в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Украины.

Забор органов у трупного донора не допускается, если руководителю государственной организации здравоохранения, руководителю структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лицам, исполняющим их обязанности, до момента забора органов представлено заявление о несогласии на забор органов для трансплантации, написанное данным лицом при жизни либо его супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии – одним из его близких родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или законным представителем.

Забор органов у трупного донора не допускается также в случае, если государственная организация здравоохранения была поставлена в известность о несогласии лица на забор органов для трансплантации до его смерти путем устного или письменного заявления в присутствии врача (врачей), других должностных лиц государственной организации здравоохранения, иных лиц, которые могут засвидетельствовать такой отказ.

Участие врачей-трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих забор органов, в констатации смерти человека, труп которого предполагается использовать для забора органов, запрещается.

В случае если трупный донор подлежит судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию, письменное разрешение на забор органов у трупного донора должно быть дано соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, присутствующими на операции по забору органов.

Государственная организация здравоохранения после получения письменного разрешения на забор органов у трупного донора, выданного соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, незамедлительно уведомляет органы прокуратуры о предстоящем заборе органов у трупного донора, подвергаемого впоследствии судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию.

Статья 25. Согласие реципиента на трансплантацию

Трансплантация осуществляется только с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть письменно предупрежден о возможном ухудшении его здоровья в результате предстоящего медицинского вмешательства.

Если реципиентом является несовершеннолетнее лицо, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, либо лицо, признанное в установленном порядке недееспособным, то трансплантация осуществляется с письменного согласия его законного представителя.

Трансплантация реципиенту, не способному по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, производится с согласия его супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – близких родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или законных представителей.

В исключительных случаях, когда промедление в проведении трансплантации угрожает жизни реципиента, а лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение о проведении трансплантации принимается консилиумом врачей, а при невозможности собрать его – врачом, осуществляющим трансплантацию, с оформлением записи в медицинской документации и последующим уведомлением об этом должностных лиц государственной организации здравоохранения в течение суток.

Источник: https://studopedia.su/14_162339_pravovie-osnovi-transplantatsii-organov-i-tkaney-cheloveka.html

Юридическиеаспекты медицинскойдеятельностипо трансплантацииорганов и тканейчеловека

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

1.4.Юридическиеаспекты медицинскойдеятельностипо трансплантацииорганов и тканейчеловека

В соответствиис «ОсновамизаконодательстваРФ об охранездоровья граждан»,законами «Отрансплантацииорганов и (или)тканей человека»(1992), «Одонорстве кровии ее компонентов»(1993) допускаетсяизъятие органови (или) тканейчеловека длятрансплантации.

ПереченьтрансплантатовопределяетсяМинистерствомздравоохранения.В законе указанытрансплантаты:сердце, легкое,почка, печень,костный мозг.Не подпадаетпод действиезакона трансплантациярепродуктивныхорганов, препаратови пересадочныхматериалов,для приготовлениякоторых используютсятканевые компоненты.

Органыи ткани могутбыть использованыкак от живых,так и от мертвыхдоноров. Доноромможет бытьтолько дееспособныйгражданин,достигший18-летнего возраста.Согласие донорадолжно бытьдобровольными дано в письменнойформе. Не допускаетсяизъятие органови тканей у лиц,находящихсяв служебнойили иной зависимости.

Живой донордолжен находитьсяс реципиентомв генетическойсвязи. Передоперацией донорпроходит медицинскоеобследование.Консилиумврачей обязанконстатировать,что послетрансплантациидонору не будетпричинен значительныйвред.

Изымаетсяпарный орган,часть органаили ткани, отсутствиекоторых невлечет за собойнеобратимогорасстройстваздоровья.

Пересадкаорганов и тканейосуществляетсяс письменногосогласия реципиента,а при егонедееспособности—ссогласия законныхпредставителей.В случае невозможностиполучить согласиереципиента’(бессознательноесостояние) ив угрожающихего жизни условияхпересадкаосуществляетсябез его согласия.

Забори заготовкуорганов и тканеймогут осуществлятьтолько государственныеучрежденияздравоохранения,перечень которыхутверждаетсяМинистерствомздравоохраненияРФ совместнос РАМН.

Оформлениетрансплантацииосуществляетсяследующимидоговорами:

1.Договор, которыйзаключаетсямежду донороми реципиентомоб отчужденииорганов и тканей.

2.Договор, фиксирующийотношения междумедицинскимучреждениеми реципиентом,по поводу пересадкиему органовили тканей вцелях спасенияжизни и восстановленияздоровья.

Донорвправе требоватьот учрежденияздравоохраненияполной информациио возможныхосложненияхв связи с предстоящейоперацией поизъятию органовили тканей. Онтакже можетполучить бесплатноелечение в связис проведеннойоперацией.Донор вправеотказатьсяот процедурыизъятия у негоорганов илитканей.

В законодательствеопределеныусловия изъятияорганов и тканейот лиц, умершихв’ учрежденияхздравоохранения.Необходимоконстатироватьфакт смертиконсилиумомврачей.

Недопускаютсяк участию вэтом консилиуметранс-плантологи,члены бригад,обеспечивающихработу донорскойслужбы и оплачиваемыхею. Кроме этогонеобходиморазрешениена изъятиеорганов и тканейглавного врачаучрежденияздравоохранения.

Все эти действиямогут иметьместо толькопри отсутствиизапрета умершегоили его близкихродственников.

Заключениео смерти даетсяна основанииконстатациигибели всегоголовногомозга, установленнойв соответствиис процедурой,утвержденнойМинздравомРФ.

Федеральныйзакон «О погребениии похоронномделе» внессущественноедополнениев порядок изъятияорганов илитканей человека.Так, статья5 этогозакона определяетследующее:

1.Волеизъявлениелица о достойномотношении кего телу послесмерти—пожелание,выраженноев устной формев присутствиисвидетелейили в письменнойформе:

— о согласииили несогласиибыть подвергнутымпатолого-анатомическомувскрытию;

— о согласииили несогласиина изъятиеорганов и тканейиз его тела;

— бытьпогребеннымна том или иномместе, по темили иным обычаямили традициям,рядом с темиили иными, ранееумершими; —быть подвергнутымкремации;

— о доверииисполнить своеволеизъявлениетому или иномулицу.

2.Действия подостойномуотношению ктелу умершегодолжны осуществлятьсяв полном соответствиис волеизъявлениемумершего, еслине возниклиобстоятельства,при которыхисполнениеволеизъявленияумершего невозможно.

3.В случае отсутствияволеизъявленияумершего правона разрешениеуказанныхдействий имеют:супруг, близкиеродственники(дети, родители,усыновленные,усыновители,родные братьяи родные сестры,внуки, дедушка,бабушка), иныеродственникилибо законныйпредставительумершего, а приотсутствиитаковых—иныелица, взявшиена себя обязанностьосуществитьпогребениеумершего.

Всоответствиис законом «Одонорстве кровии ее компонентов»(1993) кровьизымается уживого человекав возрасте от18 до60 лет.Необходимодобровольноесогласие вустной формелица на забору него кровиили ее компонентов.Перед изъятиемкрови донордолжен пройтимедицинскоеобследование.При переливаниикрови необходимоустное согласиереципиента.

Категорическизапрещаетсякупля-продажаи коммерческиесделки, предметомкоторых являютсяорганы и тканичеловека. Запрещаетсяпринуждениек изъятию органовили тканейчеловека длятрансплантации.За нарушениеданных положенийвиновные несутуголовнуюответственностьв соответствиис законодательствомРФ.

… предпринимателям.

Однако, по нашему мнению, выплаты физических лиц по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые в пользу индивидуальных предпринимателей не должны облагаться единым социальным налогом. Иначе, возникнет двойное налогообложение, поскольку индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают единый …

… необходимымкомплексоммедицинскихуслуг. Создаетсясеть религиозных,благотворительных,меценатскихи общественныхорганизацийи фондов, которыесодействуютрасширениюкомплексамедико-социальныхуслуг.Встраховоймедицинеосуществляетсяпринцип солидарности“здоровыйплатит за больного,богатый — забедного”. Медицинскоестрахованиепозволяетзастрахованнымполучитьдорогостоящуюмедицинскую …

… капиталистических стран, например США. Существующая в РФ правовая норма позволяет применять в медицинских це­лях, для охраны здоровья, граждан трупные ткани и органы.

Правовые принципы трансплантологии Конституция РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41).

Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан это право гарантируется (ст.1) …

… на себе, на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, знахарство, парамедицина. 3.

2 Личность больного и деонтологическая тактика фармацевтического работника.

Психологические особенности поведения фармацевта и больного Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента. Фармацевтический работник …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/57821/3

2.2. Правовые основы трансплантации органов или тканей человек

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

Правовые аспекты донорства органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются законодательно. Так, ст.

47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

Донором не может быть живое лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанное в установленном законом порядке недееспособным. Живой донор должен дать информированное добровольное согласие.

Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, – при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии – один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

При смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В соответствии с Законом РФ «О трансплантации органов и/или тканей человека» в качестве трансплантатов указаны сердце, легкое, почка, печень, костный мозг, а также другие органы, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ и РАМН. Донором может быть только дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста.

Могут быть использованы органы и ткани как живых, так и мертвых доноров. Согласие живого донора должно быть добровольным и в письменной форме. Не допускается изъятие органов и тканей у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента. Живой донор должен находиться с реципиентом в генетической связи.

Перед операцией донор проходит медицинское обследование. Консилиум врачей обязан констатировать, что после трансплантации не будет причинен значительный вред здоровью донора. Изыматься может только парный орган, часть органа или ткани, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья.

Пересадка органов и тканей осуществляется с письменного согласия реципиента или, при его недееспособности, с согласия его законных представителей. В случае невозможности получить согласие реципиента (бессознательное состояние) и в угрожающих его жизни условиях пересадка осуществляется без его согласия.

Органы и ткани могут брать только государственные учреждения здравоохранения, перечень которых утверждается Минздравом РФ совместно с РАМН.

Донор вправе требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях в связи с предстоящей операцией по изъятию органов или тканей. Он также может получить бесплатное лечение в связи с проведенной операцией. Донор вправе отказаться от изъятия у него органов или тканей.

В законодательстве определены условия изъятия органов и тканей от лиц, умерших в учреждениях здравоохранения. Факт смерти должен констатировать консилиум врачей. Не допускаются к участию в консилиуме трансплантологии, члены бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Кроме этого, необходимо разрешение главного врача учреждения здравоохранения на изъятие органов и тканей.

Все эти действия возможны только при отсутствии запрета умершего или его близких родственников.

Заключение о смерти дается на основании констатации смерти всего головного мозга в соответствии с процедурой, утвержденной Минздравом РФ.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-meditsinskoe/pravovyie-osnovyi-transplantatsii-organov-ili-69777.html

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

WWW.DISS.SELUK.RU
На правах рукописиАЛСЫНБАЕВА Эльвира Махаматовна

ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 12.00.03 – Гражданское право;предпринимательское право; семейное право;международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва — 2013 2Работа выполнена в Институте права Башкирского государственного университета на кафедре гражданского праваНаучный руководитель: Тужилова-Орданская Елена Марковна доктор юридических наук, профессор.Официальные оппоненты: Кулаков Владимир Викторович доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия;Рузанова Валентина Дмитриевна кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета.Ведущая организация: Кубанский государственный аграрный университет.Защита состоится 29 марта 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д521.023.02 при Московской академии экономики и права по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 23.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и права.Автореферат разослан «27» февраля 2013 г.Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, доцент Ю.С.Харитонова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современная демографическая и общественнополитическая ситуация в России характеризуется беспрецедентной убылью населения в условиях мирного времени. Так, еще в 2006 г. президент России В.В. Путин отмечал: «Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету – мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости»1. По данным Росстата, Россию относят к странам с наивысшим уровнем смертности. Для нее характерен один из самых больших гендерных разрывов в показателе ожидаемой продолжительности жизни. Только в последнее время ситуация начала несколько улучшаться. Так, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2009 г. по сравнению с 2006 г.вырос у мужчин на 2,4 года, у женщин – на 1,4 года.В январе 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 70 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в субъекте). Однако в целом по стране в январе 2012 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,2 раза (в январе 2011 г. – 1, раза), в 21 субъекте Российской Федерации оно составило 1,5–2,4 раза.Естественный прирост населения в январе 2012 г. зафиксирован лишь в субъектах Российской Федерации2.Преодоление демографического кризиса, безусловно, напрямую связано с повышением качества здравоохранения, в том числе, эффективности функционирования одной из наиболее высокотехнологичных его отраслей – Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2006. мая.Официальная статистика. Население. Демография. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/b273bf80446245b682bcb 64b99b0f (дата обращения: 10.10.2012).трансплантологии, на основании показателей которой зачастую определяют уровень развития здравоохранения страны в целом. Сегодня уровень развития современной медицинской науки позволяет врачам проводить сложнейшие операции в области трансплантологии. Однако до сих пор нерешенными остаются многие вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью при совершенствовании регулирования столь сложных отношений учитывать такие факторы, как значительная нехватка донорских органов и тканей и потребность в соблюдении баланса охраны прав и свобод личности доноров и родственников умерших и реципиентов.Анализ законодательства Российской Федерации о здравоохранении в сфере трансплантации органов и тканей позволяет утверждать, что правовая база данного вопроса имеет целый ряд пробелов. Так, не решены вопросы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, отсутствует однозначность в нормативном определении круга доноров, не решены проблемы гражданско-правового регулирования договора по оказанию трансплантационных медицинских услуг.В связи с этим с неизбежностью возникает необходимость определения природы отношений, складывающихся при пересадке органов и тканей человека, а также структуры отношений, складывающихся в ходе организации и непосредственного оказания трансплантационной медицинской помощи.Изложенное подчеркивает важность изучения проблематики договорного и внедоговорного регулирования трансплантации органов и тканей человека. Кроме того, актуальность исследования обусловлена потребностью устранения пробелов и противоречий в законодательстве Российской Федерации и необходимостью обобщения судебно-арбитражной практики по вопросам применения данного метода лечения больных. Степень научной разработанности темы. Трансплантация в силу своей особой значимости для общества традиционно привлекает внимание многих авторов. Сегодня в отечественной гражданско-правовой доктрине существует довольно много работ, посвященных различным аспектам трансплантологии как медицинской отрасли.Некоторые юридические аспекты трансплантологии освещены в публикациях М.И. Авдееева, Н.М. Амосова, Л.А. Бокерия, Л.Г. Богомолова, М.Н. Малеиной, М.Б. Мирского, Б.В. Петровского и других ученых.посвящены диссертационные работы Д.П. Кобякова, Н.А. Маргацкой, С.Г. Стеценко, Е.Н. Степановой, С.С. Тихонова. Однако эти исследования не охватывают всей системы отношений, возникающих в связи с организацией и оказанием трансплантационной медицинской помощи. Недостаточно раскрыты вопросы внутренней структуры таких отношений, взаимосвязи ее элементов.Таким образом, можно утверждать, что проблемы понимания и трансплантации органов и тканей человека, недостаточно изучены в науке совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан разработок рассматриваемой области.Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся при трансплантации органов и тканей человека.Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие удовлетворение потребностей граждан в оказании медицинской помощи регулирования отношений по оказанию трансплантационных медицинских услуг.Цель работы – комплексное изучение теоретических положений, правовых норм, материалов практики, касающихся проблем гражданскоправового регулирования отношений, возникающих при оказании трансплантационной медицинской помощи, а также выработка предложений по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в исследуемой области.Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач: – исследование понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга»и «медицинская деятельность», а также проведение сравнительно-правового анализа;регулирования отношений по трансплантации; – определение правовой природы отношений, возникающих при трансплантации органов и тканей человека;трансплантационных услуг;медицинских трансплантационных услуг; – установление прав и обязанностей сторон – участников отношений по трансплантации органов и тканей человека;ответственности по договору об оказании услуг по трансплантации;трансплантации; – разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в исследуемой области.Методологическую основу исследования составила совокупность современных методов научного познания, в том числе диалектического, формально-логического, сравнительно-правового, межотраслевого, анализа, синтеза и др.Теоретической основой диссертации послужили труды С.С. Алексеева, М.Н. Малеиной, Л.С. Мельниковой, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, В.П. Сальникова, А.П. Сергеева, А.А. Сироткиной, С.Г. Стеценко, А.В. Тихомирова, Ю.К. Толстого, М.Ю. Челышева, Б.Б. Черепахина, С.С. Шевчука, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и других ученыхтеоретиков в области гражданского права, теории государства и права.международно-правовые акты, Гражданский кодекс РФ, действующие и утратившие силу советские и российские законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при оказании трансплантационной медицинской помощи.Высшего арбитражного и Верховного судов РФ, практики Арбитражного суда и судов общей юрисдикции Республики Башкортостан, а также результаты проведенных ранее исследований.Научная новизна диссертации. Настоящая работа является одним из первых комплексных научных исследований вопросов гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при оказании трансплантационной разновидности медицинской помощи, исследованы вопросы становления правового регулирования трансплантологии в России, определены их основные этапы, раскрыта правовая природа отношений, возникающих по поводу оказания медицинских услуг по трансплантации органов и тканей человека, выявлены особенности правового регулирования при применении различных форм органного донорства.На защиту выносятся положения, отражающие и конкретизирующие научную новизну диссертационного исследования. 1. Обоснован вывод, что понятие «медицинская помощь» более широкое, чем понятия «медицинская работа» и «медицинская услуга», и входит в содержание понятия «медицинская деятельность». При этом трансплантация выступает разновидностью медицинской помощи, включающей оказание медицинских услуг и выполнение медицинских работ, направленных на восстановление здоровья реципиента путем пересадки ему донорского органа или ткани. 2. Установлено, что процесс формирования правового регулирования отношений по трансплантации органов и тканей человека целесообразно разделить на три основных этапа. Первый этап (с середины XIX в. до 1917 г.) характеризуется возникновением трансплантации (сначала – как научного эксперимента). На данном этапе отношения по трансплантации практически не регулируются, их регламентация осуществляется лишь в рамках общего правового обеспечения медицинской деятельности. На втором этапе (с до 1992 г.) происходит становление трансплантологии как области медицинской науки. При этом инструменты правового регулирования крайне несовершенны и носят сугубо фрагментарный характер, а его источниками выступают подзаконные нормативные акты. Третий этап (с 1992 г. по настоящее время) связан с легальным признанием и закреплением трансплантации в качестве средства спасения жизни и метода лечения больных. На данном этапе формируется законодательная основа правового регулирования отношений по оказанию услуг трансплантации. 3. Обоснован вывод о сложной природе отношений по оказанию услуг трансплантации человеческих органов и тканей. С одной стороны, в указанных отношениях, бесспорно, присутствуют элементы публичноправового регулирования. С другой стороны, в основе исследуемых отношений лежит гражданско-правовое обязательство по оказанию трансплантационных медицинских услуг. 4. Доказан вывод о существовании при трансплантации лишь двух договорных форм: договора об оказании медицинских услуг по пересадке органа или ткани (при прижизненной форме донорства) и договора об оказании медицинских услуг по трансплантации трупного органа (ткани). В совокупности указанные договоры, применяемые при использовании той или иной формы донорства, целесообразно именовать договорами об оказании трансплантационных медицинских услуг. 5. Установлено, что договоры об оказании трансплантационных медицинских услуг следует признавать многосторонними, возмездными, публичными, консенсуальными, а также договорами присоединения. 6. Доказано, что единственным существенным условием договора об оказании трансплантационных медицинских услуг является его предмет.Предметом выступает медицинская услуга по пересадке органов или тканей от живого донора реципиенту либо по трансплантации трупных органов и тканей. Для признания предмета договора согласованным сторонам необходимо установить, какого рода действиями, с применением какой методики и какими способами будут устраняться негативные реакции организма пациента. При этом условия о качестве трансплантационной медицинской услуги, сроке, месте ее исполнения и цене не относятся к условиям, без которых договор является незаключенным, а отсутствие таких условий в тексте договора не влечет признания его недействительным. 7. Аргументирован вывод, что предложение о заключении договора на оказание трансплантационных медицинских услуг исходит именно от пациента. При этом офертой к заключению такого договора необходимо трансплантационной медицинской помощи. Указанное заявление представляет собой одностороннюю сделку, совершенную под отменительным условием. Акцептом к заключению договора об оказании трансплантационных медицинских услуг является решение комиссии документации и талоне на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. 8. Обосновано, что гражданско-правовая ответственность исполнителя трансплантационной медицинской услуги должна наступать вне зависимости от вины причинителя вреда. При этом утверждается целесообразность отступления от общего правила, касающегося необходимости самому трансплантационной услугой и наступившими негативными последствиями. 9. Обоснован вывод о преждевременном исключении законодателем субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения. Утверждается, что эффективной заменой системы субсидиарной ответственности публичных образований по обязательствам государственных и муниципальных учреждений может стать лишь система обязательного страхования ответственности указанных субъектов, которая до настоящего момента не сформирована. В связи с этим предложено на законодательном уровне собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения до окончания переходного периода и начала функционирования ответственности государственных и муниципальных учреждений.определяется его научной новизной и состоит в том, что оно является вкладом автора в развитие научных представлений о гражданско-правовом регулировании оказания трансплантационных услуг. В работе даны рекомендации по совершенствованию механизма правового регулирования основанные на них теоретические выводы могут быть использованы при последующих научных исследований проблем правовой регламентации отношений по трансплантации органов и тканей человека.Кроме того, сделанные в диссертации выводы могут быть приняты за основу при внесении изменений в законодательство о трансплантации органов и тканей с целью его совершенствования. Положения о природе отношений, возникающих при оказании трансплантационных медицинских услуг, могут быть использованы для обеспечения единообразной правоприменительной практики.Апробация работы. Результаты исследования обсуждены и одобрены на методических семинарах и заседании кафедры гражданского права Института права Башкирского государственного университета.Основные положения работы нашли отражение в публикациях автора, семинарских занятий со студентами.Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования.Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и методологическая основа работы, ее научная новизна, практическая и теоретическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, и приводятся данные об апробации исследования. Первая глава – «Общая характеристика правового регулирования отношений по трансплантации органов и тканей человека» – состоит из трех параграфов.В первом параграфе – «Понятие трансплантации как разновидности медицинской помощи» – раскрывается и анализируется содержание основных понятий, используемых в области трансплантологии, таких, как «медицинская помощь», «медицинская деятельность» и «медицинская услуга», предпринимается попытка их разграничения.

Источник: http://av.disus.ru/avtoreverat/1860953-1-grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-okazaniya-medicinskih-uslug-transplantacii-organov-tkaney-cheloveka.php

Трансплантация органов и тканей человека: правовой аспект

Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

В связи с постоянным увеличением числа операций по пересадке человеческих органов, одним из ключевых моментов медицинского законодательства стало регулирование процедуры трансплантации. Что такое трансплантация органов с точки зрения закона, и какие вопросы, связанные с этой темой, чаще всего возникают?

В научных кругах до сих пор не утихают споры вокруг вопросов о порядке получения согласия на изъятие органов (тканей) у живого донора и об установлении объективных критериев смерти человека, позволяющих определить момент, с которого можно производить забор органов и тканей умершего.

Трансплантация с точки зрения закона

Законодательство рассматривает пересадку человеческих органов и тканей как средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан. На уровне национального права условия и порядок трансплантации определяются Законом о трансплантации1, а также Законом об охране здоровья граждан2.

Объекты трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг, а также другие органы и ткани, перечень которых утвержден Минздравсоцразвития России совместно с РАМН3.

Изъятие органов (тканей) для пересадки другому лицу может осуществляться как у живого человека, так и у трупа. Соответственно этому выделяются два вида трансплантации, для каждого из которых законодательством установлены обязательные условия осуществления. Рассмотрим эти условия.

Согласие реципиента на трансплантацию органов (тканей) человека

Пересадка человеческих органов и тканей является исключительной мерой. Трансплантация осуществляется, только если другие методы лечения не могут сохранить жизнь либо восстановить здоровье реципиента. Решение о необходимости трансплантации принимается консилиумом врачей.

Пересадка человеческих органов и тканей производится только с письменного согласия реципиента. При этом последний должен быть предупрежден о возможных негативных последствиях оперативного вмешательства. Если реципиент не достиг совершеннолетия либо он недееспособен, то согласие дают его родители или законный представитель.

Производить трансплантацию без получения согласия на нее врач вправе, только когда промедление угрожает жизни реципиента, а срочное получение согласия невозможно.

Условия изъятия органов и тканей для трансплантации у живого донора

Отметим, что изъятие органов (тканей) у живого донора может осуществляться, если нет альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации, и отсутствуют пригодные для пересадки органы (ткани) трупа.

Донорами органов и тканей (за исключением костного мозга) могут быть только дееспособные лица, которым исполнилось 18 лет. Они подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию4.

Если у донора обнаружена болезнь, опасная для жизни и здоровья реципиента, трансплантация не допускается.

Также изъятие органов (тканей) невозможно у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента.

Законодательством установлен принцип приоритета здоровья донора перед здоровьем реципиента. Иными словами, изъятие органов (тканей) у живого донора для пересадки допустимо, только если по заключению врачебной комиссии его здоровью не будет причинен значительный вред. Также донор имеет право на бесплатное лечение, если необходимость в нем вызвана проведенной операцией.

Поскольку трансплантация является добровольным актом, то для изъятия органов (тканей) требуется согласие донора. Оно может быть выражено устно в присутствии свидетелей либо письменно. В последнем случае документ заверяется руководителем медицинской организации или нотариусом.

Такими же способами можно выразить согласие или несогласие на предоставление после смерти своих органов (тканей) для пересадки другим людям. Информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в его медицинскую документацию.

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов (тканей) либо их трансплантации, то медицинское учреждение несет материальную ответственность в порядке, предусмотренном §2 гл. 59 ГК РФ.

Условия изъятия органов и тканей для трансплантации у умершего

Органы и ткани для пересадки могут быть изъяты у умершего человека только после констатации смерти, которая производится при наличии бесспорного доказательства факта смерти, т.е. необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга). На этом основании консилиум врачей-специалистов выдает заключение о смерти.

Изъятие органов (тканей) у умершего производится с разрешения главного врача больницы. Если требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, то разрешение дает также судебно-медицинский эксперт с уведомлением об этом прокурора.

Обратим внимание, что врачи не вправе производить изъятие, если у них есть сведения о несогласии на то самого человека, его близких родственников или законных представителей.

Если совершеннолетний дееспособный человек при жизни не выразил несогласия на изъятие органов (тканей) для трансплантации, то после его смерти это вправе сделать супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии – один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка). В случае смерти несовершеннолетнего или недееспособного человека забор органов (тканей) из тела умершего для пересадки допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

Запрет на куплю-продажу органов и тканей

Законодательно установлено, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за торговлю людьми в целях изъятия у них органов (тканей). Участникам такого рода сделок может быть назначено наказание до десяти лет лишения свободы.

Если человека принуждают к согласию на изъятие у него органов (тканей) для трансплантации путем применения насилия либо угрозой его применения, то виновный подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 120 УК РФ с лишением свободы на срок до четырех лет.

1 Закон РФ от 22.12.1992 №4180-1 “О трансплантации органов и (или) тканей человека”.

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/staty_asocialny_vopros/transplantaciya-organov-i-tkanej-cheloveka-pravovoj-aspekt/

Refy-free
Добавить комментарий