Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

Правовые основы саморегулирования

Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 2

Впервые инициативу создания агентской саморегулируемой организации (СРО) проявил Российский союз туриндустрии (РСТ), подчеркнув тем самым, что тема саморегулирования в сфере российского туризма весьма актуальна. По мнению РСТ, членство туристической организации в СРО может стать одним из критериев потребительского выбора и одним из методов борьбы с недобросовестными турагентствами.

Институт саморегулирования Создание СРО, цели и задачи

Чтобы составить представление о том, что подразумевается под саморегулированием в той или иной сфере деятельности, необходимо обратиться к Закону о саморегулируемых организациях . Согласно ст.

2 данного Закона под саморегулированием следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Итак, в основу саморегулирования положена разработка правил, согласно которым должна осуществляться та или иная деятельность, а также контроль соблюдения этих правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская (профессиональная) деятельность субъектов, объединенных в СРО. Членство в СРО может быть как добровольным, так и обязательным (ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях).

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).

Физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).

На заметку. Для вступления в члены СРО необходимо заполнить анкету, представить заявление установленного образца и пакет документов (чаще всего в виде нотариально заверенных копий).

Перечень этих документов может быть разным, однако есть такие, без которых не обойтись, — учредительные документы, страницы паспорта (для ИП), свидетельства о внесении записи в ОГРН и постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, Информационное письмо об учете в статрегистре Росстата и т.д.

До введения обязательности саморегулирования в туризме такое членство для турагентов является добровольным, после — обязательным (конечно, при наличии желания продолжать заниматься данным видом деятельности).

Саморегулируемая организация может быть создана только в форме некоммерческой организации, основанной на членстве (ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях).

Она объединяет предпринимателей и юридических лиц исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). В ст.

15 Закона о саморегулируемых организациях органами управления СРО названы общее собрание ее членов (высший орган управления), постоянно действующий коллегиальный и исполнительный органы управления.

К сведению. Естественно, саморегулируемой признается организация, созданная для достижения определенных целей. Эти цели предусматриваются как Законом о саморегулируемых организациях, так и другими федеральными законами.

Полагаем, что если саморегулирование на рынке турагентских услуг будет признано перспективным, то соответствующие положения появятся и в Законе об основах туристской деятельности, а пока для примера можно посмотреть положения Градостроительного кодекса, в ст. 55.

1 которого сформулированы цели для саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и капитального ремонта:

  • предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО;
  • повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Иными словами, цель СРО в данном конкретном случае — предупредить причинение вреда (в том числе физическим лицам) в результате выполнения членами СРО работ (оказания услуг) в рамках определенной деятельности и повысить качество этих работ и услуг.

Кроме общих положений о форме и целях создания СРО, Закон о саморегулируемых организациях (п. 3 ст.

3) предъявляет к таким организациям вполне конкретные требования по составу, наличию соответствующих стандартов и обеспечению дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг). О последних двух требованиях имеет смысл рассказать подробнее.

Стандарты и правила СРО

В соответствии со ст. 4 Закона о саморегулируемых организациях в компетенцию СРО входят разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению такой деятельности, обязательные для всех членов данной организации.

При этом внутренние правила и стандарты должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Пункт 5 названной статьи обязывает СРО установить для своих членов меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований разработанных стандартов и правил.

Обеспечение имущественной ответственности членов СРО

Согласно ст. 13 Закона о саморегулируемых организациях СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

  • создание системы личного и (или) коллективного страхования. Причем минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее 30 000 руб. в год;
  • формирование компенсационного фонда. Первоначальное формирование данного фонда осуществляется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена.

В пределах компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг).

Выплаты из компенсационного фонда могут быть направлены исключительно на цели обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями (иными лицами), если, конечно, перечень выплат из фонда не расширен соответствующим федеральным законом.

Кстати, возврат взносов в компенсационный фонд членам СРО допустим только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим законом.

Итак, компенсационный фонд как способ обеспечения имущественной ответственности членов СРО формируется за счет взносов членов СРО, направленных на его создание.

При этом члены СРО уплачивают и другие взносы, направляемые непосредственно на формирование имущества СРО (ст. 12 Закона о саморегулируемых организациях).

Речь идет о регулярных и единовременных взносах (вступительных, членских и целевых), а также о добровольных имущественных взносах и пожертвованиях.

Контроль за деятельностью членов

Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (ст. 9 Закона о саморегулируемых организациях). Предметом проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил, условий членства.

Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Она проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Поводом для проведения внеплановой проверки деятельности члена СРО может послужить жалоба, направленная в адрес СРО, о нарушении им требований стандартов и правил.

Таким образом, у туристов есть гипотетическая возможность получить двойную защиту своих прав и интересов: со стороны Роспотребнадзора (традиционно) и со стороны СРО.

В ходе внеплановой проверки изучению подлежит только факт нарушения, указанный в жалобе, при этом член СРО обязан представить всю необходимую информацию по запросу СРО.

Материалы о выявленных в ходе проверки нарушениях передаются в дисциплинарный орган для рассмотрения вопроса о применении в отношении члена СРО мер дисциплинарного воздействия.

Рассмотрение таких дел проходит в присутствии лиц, направивших жалобы, и членов СРО, неправомерные действия которых являются предметом рассмотрения (ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях).

По его результатам принимается решение о применении в отношении члена СРО следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок;
  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • составление рекомендации коллегиальному органу управления СРО об исключении нарушителя из состава членов;
  • иные меры, закрепленные внутренними документами.

Решение об исключении лица из членов СРО принимается не менее чем 75% членов органа по рассмотрению дел. Остальные решения принимаются большинством . Решения, за исключением решения об исключении, могут быть обжалованы членом СРО в коллегиальный орган. Решение об исключении может обжаловаться в суд.

Уведомление налогового органа об участии в СРО

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/71522-pravovye-osnovy-samoregulirovaniya

Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Предпринимательскоеправо»

Правовыеосновы деяельности саморегулируемыхорганизаций

Студент(подпись)Кокрецкий ЕвгенийВалентинович
Руководитель работы(подпись)Гончаров Андрей Владимирович

2010

Министерство транспорта Российской Федерации 1

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 1

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет 1

путей сообщения» 1

Институт дополнительного образования 1

«Юриспруденция» 1

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1

1

________________ 1

________________ 1

ХАБАРОВСК 1

2010 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5

1.1 Понятие и сущность саморегулируемых организаций 5

1.2 Порядок приобретения статуса саморегулируемой организаций 7

1.3 Функции, права и ответственность саморегулируемых организаций 10

1.3.1 Функции саморегулируемых организаций 10

1.3.2 Права саморегулируемых организаций 12

1.3.3 Ответственность саморегулируемых организаций 13

1.4 Органы управления саморегулируемых организаций 15

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 20

2.1 Типы саморегулируемых организаций в Российской Федерации 20

2.2 Саморегулируемые организации строителей 21

2.3 Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг 23

2.4 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.Саморегулирование профессиональной ипредпринимательской деятельности –наиболее эффективный механизм работырынка, позаимствованный из зарубежнойпрактики. Внедрение этого метода связанос частичной отменой лицензирования ипереходом на качественно новый этап всистеме взаимодействия государства иобщества.

Саморегулируемые организации(далее СРО) возникают в различныхпромышленных и производственных отрасляхв результате роста самосознания уучастников деловых отношений. Этопозволяет исключить влияние надзорныхорганов из тех сфер контроля, где ихприсутствие представляется излишним.

Цель создания СРО — дебюрократизацияроссийской экономики и формированиеновых гражданско-правовых институтов,направленных на укрепление практикиответственного ведения хозяйственнойдеятельности.

Во многих странах мира структурысаморегулирования и соответствующиечастные организации сложились естественнымобразом в ходе исторического развитияи на сегодняшний день успешно используютсяв качестве альтернативы государственномууправлению. В России процесс созданияСРО пока не завершен, поэтому наряду ссаморегулированием используются идругие терминологические понятия, такиекак частное регулирование исамолицензирование.

Цель работы. Изучениеправовых основдеятельностисаморегулируемых организаций.

Задачи:

— выявить сущность понятия«саморегулируемая организация»;

— рассмотреть порядок приобретениястатуса саморегулируемой организации;

— определить функции, права иответственность саморегулируемыхорганизаций;

— рассмотреть органы управлениясаморегулируемых организаций.

Объект исследования –саморегулируемые организации.

Предмет исследования – правовыеосновы деятельностисаморегулируемых организаций,их правовой статус.

Нормативная база. Входе проделанной работы были рассмотреныфедеральные законы, регулирующиедеятельность саморегулируемых организацийв РФ:

Градостроительный кодексРоссийской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ;

Гражданский кодекс РоссийскойФедерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;

Федеральный закон от 1 декабря2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях».

Федеральный закон от 12 января1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческихорганизациях».

Федеральныйзакон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».

Другие нормативно-правовые акты,касающиеся регулирования деятельностиразличных типов некоммерческихорганизаций.

1.1Понятие и сущность саморегулируемыхорганизаций

Основным нормативно-правовымактом, регулирующим деятельностьсаморегулируемых организаций всехвидов выступает Федеральный закон от1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях». В данном Законе определеныбазовые положения саморегулирования,закреплены принципы формированиясаморегулирования, а также его правовыеи финансовые основы.

Появление данного закона быловызвано несколькими причинами:

Во-первых, необходимостьюусиления ответственности предпринимателейперед потребителями их товаров и услуг,повышения стандартов деловой этики.

Во-вторых, саморегулирование,по замыслу законодателя, должно привестик снижению бюджетных затрат, связанныхс государственным регулированием иконтролем деятельности предпринимателей.

В-третьих, создание саморегулируемыхорганизаций позволит участникамхозяйственной деятельности эффективнеезащищать свои интересы при возникновенииконфликтов с чиновниками и снизит«коррупционную нагрузку» на бизнес.

В-четвертых, СРО – это дополнительныйальтернативный механизм разрешенияспоров между предпринимателями ипотребителями. Наконец, в-пятых, принятиефедерального закона, регулирующегоработу саморегулируемых организаций,упорядочивает и детализируетзаконодательство, а также создаетюридическую базу для реализациигосударственной экономической политикив направлении защиты интересовпредпринимателей.

Согласно ч.1ст.

3 Федеральногозакона саморегулируемыми организациями(далее СРО) признаются некоммерческиеорганизации, созданные в целяхсаморегулирования, основанные начленстве, объединяющие субъектовпредпринимательской деятельностиисходя из единства отрасли производстватоваров (работ, услуг) или рынкапроизведенных товаров (работ, услуг)либо объединяющие субъектов профессиональнойдеятельности определенного вида1.

В соответствии с Федеральнымзаконом №315-ФЗ целью деятельности СРОявляется саморегулирование –самостоятельная и инициативнаядеятельность, которая осуществляетсясубъектами предпринимательской илипрофессиональной деятельности исодержанием которой являются разработкаи установление стандартов и правилуказанной деятельности, а также контрольза соблюдением требований указанныхстандартов и правил. Предметомсаморегулирования являетсяпредпринимательская или профессиональнаядеятельность субъектов, объединенныхв саморегулируемые организации.Саморегулируемая организация разрабатываети утверждает стандарты и правилапредпринимательской или профессиональнойдеятельности под которыми понимаютсятребования к осуществлениюпредпринимательской или профессиональнойдеятельности, обязательные для выполнениявсеми членами саморегулируемойорганизации. Федеральными законамимогут устанавливаться особенностиразработки и установления стандартови правил саморегулируемых организацийдля определенных видов предпринимательскойили профессиональной деятельности,предъявляемые к субъектам предпринимательскойдеятельности.

Под субъектами предпринимательскойдеятельности, согласно Федеральномузакону «О саморегулируемых организациях»понимаются индивидуальныепредприниматели и юридические лица,зарегистрированные в установленномпорядке на территории РоссийскойФедерации и осуществляющие определяемуюв соответствии с Гражданским кодексомРФ предпринимательскую деятельность,а под субъектами профессиональнойдеятельности — физические лица,осуществляющие профессиональнуюдеятельность, регулируемую в соответствиис федеральными законами (ч. 3 ст.2Федерального закона №315-ФЗ).

В заключении хотелось бы отметить,что в Федеральном законодательствебольшое внимание уделяется понятиюсаморегулирощихся организаций, а такжесущности процесса саморегулирования.

Это объясняется тем, что саморегулирование– новое, плохоизученное явление всовременной правоприменительнойпрактике.

Исходя из этого, передзаконодательными органами стояла задачапредотвратить появление правовых ошибоки нарушений, вызванных непониманиемсущности процесса саморегулирования.

Источник: https://works.doklad.ru/view/N6_mMbjG3tY.html

Правовые основы саморегулируемых организаций в предпринимательской деятельности

Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

В рамках деятельности саморегулируемых организаций выделяют:

· добровольное саморегулирование (сами установили правила и поддерживают)

· делегированное саморегулирование(государство передало функции)

· смешанное саморегулирование (напополам, но все принуждение остается за государством)

Саморегулирование в любом случае осуществляется в рамках правил, установленных государством, а сами правила могут быть как общими, так и специальными.

Есть два концептуальных подхода к вопросу о соотношении государственного регулирования и саморегулирования:

· саморегулирование понимается как продолжение государственного регулирования;

· саморегулирование противопоставляется государственному регулированию.

Саморегулирование следует рассматривать как вид правового регулирования.

Саморегулирование как вид правового регулирования подразумевает самостоятельную и инициативную деятельность субъектов для достижения своих целей в рамках действующего законодательства, направленную на упорядочение конкретных общественных отношений посредством создания правил и предписаний. И акты саморегулирования принимаются теми субъектами, в отношении которых они действуют, т.е. в одном лице соединяется субъект правотворчества и реализации.

Особенностями правового саморегулирования (как формы правового регулирования) являются:

· равноправное положениесубъектов,

· автономия их волии самостоятельная имущественная ответственность,

· отсутствие вмешательства со стороны государства.

· субъектовподчинения саморегулируемым организацияммало

· нормы могут бытьи обязательные, и рекомендательные

Саморегулирование проявляется не только при автономном и договорном регулировании, но и при корпоративном регулировании и выражается в форме корпоративных актов.

НПА:

· ФЗ «О саморегулируемых организациях» 2007 года

· ФЗ о рынке ценных бумаг.

СРО учреждается профессиональными участниками РЦБ дляобеспечения условий профессиональной деятельности,соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

· ФЗ о банкротстве:арбитражные управляющие

· ФЗ о кредитной кооперации: – кредитные кооперативы объединяются в СРО кредитных кооперативов

Саморегулируемые организации:некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО, основанные на членстве,объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Можно быть членом только одного СРО одной сферы деятельности. Но если ты можешь – разрешено быть в нескольких СРО разной сферы деятельности.

Требования к СРО:

· не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида

· наличие обязательных стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности,

· обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами

· должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами стандартов и правил и рассмотрение дел о применении в отношении членов мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация занимается следующим:

· разрабатывает и устанавливает условия членстваи меры дисциплинарного воздействия

· образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами

· анализ деятельности своих членов

· представляет интересы членов

· организует профессиональное обучение, аттестацию членов

· сертификацию произведенных товаров/услуг

· обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов

· контроль за ними

· рассматривает жалобы на действия членов

· имеет право оспаривать любые акты/ решения действия (бездействие) органов по предмету своей деятельности

· может участвоватьв обсуждении проектов ФЗ, вносить предложения в отношении предмета саморегулирования

· запрашивать информацию по своей сфере

СРО публикует информацию о составе членов, об их ответственности перед потребителями, о членстве, свои стандарты, про органы управления – структура и компетенция, о своем имуществе, бухгалтерскую отчетность и пр.

Где членство в СРО обязательно:

· арбитражные управляющие,

· аудиторская деятельность,

· кредитная кооперация,

· оценочная деятельность,

· деятельность в области энергетических обследований,

· теплоснабжение,

Специальными ФЗ такие СРО предусмотрены, но не навязываются:

· профессиональная деятельность участников РЦБ,

· деятельность негосударственных ПФ,

· рекламная деятельность,

· деятельность медиаторов.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 224;

Источник: https://studopedia.net/6_63328_pravovie-osnovi-samoreguliruemih-organizatsiy-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Refy-free
Добавить комментарий