Правовое регулирование экономических отношений 2

�������� ������������� ������������� ��������� 2

Правовое регулирование экономических отношений 2

�������� ������������� ������������� ���������

1.1. ������������� ��������� ��� ������� ��������� �������������

�� ����� ���� ����� � ��� ��������� ������������ ���������. ��� �������������� ������� � ���, ����� ����������� ����� ��������, ���������� ��� ���������� ���������������� � ��������. ������ �� ��� ������������ ���������, �� ��� ����� ����� �������� � ���������� ������� �������� ��������� ��������� �������������.

������� ������� � ���, ��� �� ����� � ������ � ��� ������������ � ���������� ������ � ��������, ������, �������, ������� ����� ��������� ��� ��������� ���������� ������������ ���������. � ������ ������ ��� ����� ���������� ���������� �������� ��������.

������ � ��������� ������ ����� �������� ���� ������� �� ���� ���������� ����������� �� ���������.

���� ����� ����� ����� ��������, � ������������� ������� ����� ����������� ������ �� �������������� ����. � ���� � ����� ���������, ������� ������ �� �������� ��������� ������������� (��� ������ ����� ������� ����������, ��������, ���������: �����, ������ � �. �.).

��� �������� ���������, �� ��� ��������� � ��� ������, � ������� ���� ����� ����������� �����������. ������������� ��������� ������ � ����������,� ���� �������, ��� ��������� ����� � ���� ��������� ��������� �������������.

�����������, ��� ������������� ����� ���� ��������� � ��������� ������������ ����� � � �������� ��������� ������������� ������.

����� ���� ����������� � �������� ������������� ������������� ��������� � �������� �������� ���������.

�� ������ ������ ����� ����������, ��� �������� ��������� � �������� ������������� ������ �� ��������� � ���� ����� �� ������������ ������

���� ������������� ������� �������� ������� ������������� ������������. ������ ������ ��� ���� �� ������� �������. ���� �����, �������� ���������� ����������������� ������ ������� �� �������� ���������.

��-������, �������� ������������� �������� ��������� ���������� � ����� ������ ��������� �������� � �����������.

���� ����������� ���� ����� � �������� ���������� ���������������, ��� ����������� ������������� ������� ������ ������� �� ����������������� � ���������� �� ����� �������������� �������, ����� � �����, ������ �������������� ��������� ��� ����� � �������� ������������, �������������� ������������� ������������������� ��������, ������������� ������������ ���������� ������� � ������� ������� �����������.

����� �� ����� ������� ����������� ����� ��������� �������� ������������ ��������� ����������� � ���������� ���������. ����������� � ���� �� ��������� ����������, �������������� ������������� �������� ���������.

��������� �� ��������� ��������� �������������� �������� ������������, �� �������� �� ������������� ������������, �������� ��������� � �. �. ��� ������������ ����� ��������� ��� �������. ��� ������������, ��� �������� � �����, ��� ����������� � ������������ ���������, ������� ������ �����������.

������� �� ���� �������������� ������� ��������� ��������� ��������� ������������� �������� ��������� �������� ��������������� ����������������.

� ������ �������, �������� ������������� ������������� ��������� � �������� �������� ��������� ���������� ��� ����������� ���� � ��������� ����� ����������������. ���� ���������, � �� ������ ������� ������������� ������������ �� ���������, � ������������ �� ������������ �������������.

������� � ������������� ��������� ����� �����, � �������������, � ������������, ��������������� �������������� � ���, ����� ��� ��������� ���� ��������������, ��������������, ��������� � ������������ � ������������� ���������.

�� ��������� ��������� �����, ������� ����� ����������. ����� �������, ���� ��� ��������� ����������, ��� �������� ������������� ������������� ��������� �������� ����������� �������� ����������� ���������������� �������� ���������.

1.2. ������� � �������� ������������������� ������������

� �������� �������� ��������� �������� ����� ������������� ��������� ���������� ���������, �������������� � �������� ������������� ������������������� ������������. ����������, ��� �� ���

����� ������������.

����������� ������������������� ������������ � ����� ������ ������ ���� � ��. 2 ������������ ������� ��.

� ������������ � ������ ������� ������������������� �������� ���������������, �������������� �� ���� ���� ������������, ������������ �� ��������������� ��������� ������� �� ����������� ����������, ������� �������, ���������� ����� ��� �������� ����� ������, ������������������� � ���� �������� � ������������� ������� �������.

�� ����� ����������� ����� �������� ��������� �������� ������������������� ������������:

1) �����������������;

2) �������������� �� ��������������� ��������� �������;

3) �������� ��������;

4) ����������� � ������������� ������� ������� ���, �������������� ��� ������������.

����������� �� ���� ��������� ���������.����������������� ��� ������� ������������������� ������������ �������� � ���� ��������������� ����������������� � ������������� ����������������� ���������������.

��������������� ����������������� ����������� � ���, ��� ��������������� ��� � ��� ������ �������� ������� � ������, ��� � ��� �����������, � ���� ����������� ����������� ����� � ���������, ���� � �� ����� ����� ������������� ������������� ��������� � �. �.

������������� ����������������� ������������ ������� � ��������������� �������������, �.�. ������ ��� �������������� ���������, ������� �� ���������� ��� ������������� ������������������� ������������. �� ������ ����� ��������� �������� �������������� ���������������. ���������� �������� ������������������� ������������, ��������� ���������� �� ����� �������������� ������� ���

����� ������������ ���������� (�� ���� ��������� ����� ������� � ��������� ����� ��������). ����� �� ������ ��������� ��������������� ����� �������, ��������, �� ����� ������. �� � ����� ������ ��������������� �������� ������������ ���������������� ������������� ������ ���������. ������������� ����������������� ��������������� �������� ������� ��� ��������������� �����������������.

�������� �������� ������������������� ������������ ����������� � ���, ��� ������ �� ������ ��� ���� ��������� ����������.

� ���� ����� ������������� ������ ��� ������������� (������, �������� ���������������), ��� � ������������ (��������� �������� �����������, ������, ��������� ��������) ��������� ��������������� ����� �� ������ �� �������� ��������������� �������, �� � ����������, ��������� ����. ������ �������� �������� ������������������� ������������ ��������� ��������� � ����������� ����� ��������� ����������������� (�����������).

�������������� �� ��������������� ��������� ������� � �������, ����� ������������ �������������������������� ������������. � � ����� ������ ���������� ��������, � � ����� ������ ����� ������������������� ������������ � ��� ������ ����� ������������, ����� ������� �������� ��������� �������.

������ �������� ������������������� ������������ �������� � ������������ ������ ����������, ������������ �� ������� ��������.

��� ���� ������� ����� � ����, ��� � ����� ������ ������ ��� ������������ ������������ � �������� ������������������� �� �����������, ����� � ���������� �� ������������� �� ����� ���� ���� �������� �������. ����� ���� ����, ��������������

�� �� ���������. ����� �� � ���������������� ������� ��� ��� � ����� �������� ��� ������� ���� ��������, � ��������� �������� ���������������.

� ������ �������, ����� ��������� �������������������, ������������ ������ ���� ���������� �� ������ �� ���������, � �� ��������������� ��������� �������, �. �. �������������� ����� ��� ����� ���������. ������� ������, ������������ �� ������� ��������� �������, ������ ������������� ��� ������������������� ������������.

��� �������� ������ �������� ������������������� ������������, ��� ����������� ���, �������������� ��� ������������ (��������������� �����������), �� ��� �� ������ �������� � ����� ��������.

��������� ������ ������������� ��� ��� ����������, �������� �� ��, ��� ��� ������� ���� ������ ������������� ���� ��������� ������������ ����� �������� �������������������, ���� ���� ��� ����� �������������� ��� �����������.

����� ������ �� ��������������� ����������� ��� ������� ������������������� ������������ �� ������ �����.

�������������, � ����� ������ �������������� ���������� ������������������� ������������ ������� ��� ���������� ��������������� ����������� �� ����� ������������� ��������. �� � ����� ������ ����� ������ ������� ������ ���������.

� ������ ��� ���������� ����� ����� ����� ���������� ������������������� � ��������������, �� ������� ������������� ����������������, � ��� ������������ �������� � � ��������� ���������������.

� ��� ���� ������������ ���������. ������������������� ������������, ������� ������������ � �������� �������� ���������, �� ����������� ���� ������������� ����� ��������.

��� �� ������ �����, ����� ������������� ��������� ���� � �����, ��� ������� ������������������� ������������ ����� �������������� �������� (��������, �����, ����������� �����������), � �����, ������� ������ �� ������������ ������������������� ������������, ������� ��� ���� ����������� ������������� �������������� (������ �������-������������, �������� ����������� � �. �.).

��� ��������, ��� ������� �������������������� ������������� � �������������� ������������� �� �������� �������������� ���� � �������� �����. ������ ������� �������� ����� ������� � �������� � ���� ������ ��� �����. ������� � ���� ������� � ���� ������� ��������� ���������� �� �������������� ������ ������������������� ������������� � �������-

��� �������� � ��������� �������������, � �� ������������������� ������������, � �������������, � �� ������������������� ���������������, � �������������, � �� ������������������� �����.

1.3. ������������� ����� � ��� ���������

������������� ������ �������� ������������ �������� ����, ������������ ���������, �������������� � �������� ������������� ������������� ������������.

����� ����� � ����, ��� ������������� ����� ���� �� ���������, ��������������� ������� ����� ������, ��������, � �����������, �������� � ������� ���������, ������� �������� ��� �� ����� ����� �����, � ��� ���������� ����������� ������� �����, ���������� � ���� ����� ���������� ��������:����������������, ������������, �����������, ����������������� � ��������� ������.

���� ������ ����� ���������, � ���������, ��� �������������� ���������� �������������� �����.

��� ��������, ��� ����������� ����� ���������� ������� ���������, ����������� � ������������� �������� ����.

� ������ ������� � � ��������� ������� � �������� ���������� ����� ��������� � ��������� �������� ������, ����������� ���������, ����������-�������� ���, ����������� �������.

� ��������� ����� � ����� ������, ��� � � ����������� ������ ����� ����, �������� ���������� ����� ��������� ����������-�������� ���� ������������ ���������, �������� ������������� �������� � ������������� ������� � ���������� ����� �����.

����������-�������� ���� ������� �� ��� ������� ������ (��� ����):

1) ������, ���������� ������ ����������� �����;

2) ����������� ����������-�������� ����, ����������� �� ������ � �� ���������� �������.

� ���� ������� � ������ �� ���� ����� ���������� ���� �������� ����������-�������� �����.

��� �������� �������, �� �� ������� �������� ���� ����������-�������� ����� ��������� ����������� � �������� ����� ������. ����� ������� ����������� ��������������� ������, ������� ����������� ������ � ������ ��������� ���������.

������ �� ����������� ������� � ���� �������� �� ����� ������������� ������������.

����� ������� ������� ������� �������� ����������� ���������������� ���� � ���������� �������, ������� �������� ��������� ����������� ����� ��� ��������������� ��������.

��� �������� ����������� ����������-�������� �����, �� ����� ���������� ����������� ����� �������� ����� ���������� ���������� ��������� � ������������� ������������� ���������� ���������.

����� ������� ������������� ����������-�������� ���� (�������, ���������� � �. �., ��������� ��������� ����������� � ��������), ������� (����������-�������� ���� ������� ������� ��������������� ������ � �������� ��������������) � ���������(���������������������) ����������-�������� ����(�. �. ����, ���������� � ����������� � �������� ��������� �����������, ����������, �����������).

����� ���������� �������������� ����� �� ������������ ����������-�������� ����, ������������� �� ���� ������� � ���������� ������� ����������-�������� ����� � ����������� �� ���� ������ �� ��������. �������������� �������� ������ �� ���.

���������, ���������������� ����� �������������� ����� ������ ���������� � �������������. �� ����� ������������� ��� �������� �������������� �����, �. �. ���������������� ������, �� ������� ������� ��� ������ ����� �������������������. � ��� ���������:

� �������� �������������� ������������;

� ��������� ����������� �������, ����� � ���������� �������;

� ��������� �����������;

� ������������ ���� �������������;

� ������� ������������� ������������, ������� ����� ������� �� ������������������� ������������.

��������� �� �������� ����� ����������� �� ���������� �������������� ����� � ����� ������ �������� ����������� ������ ���������� ���������.

������ � ��� ���������� �������� �����, ������������ ����� ������ ��� ���������� ������������� ������������ ���������, ��� ��������� �������������, ����������������� ���������, ������� ���������� (�����-�������, ��������, ������, ����������� ������������� � �. �.) � ������.

����� ���������������� �����, ������ ������������ ������� ��, � �������� ���������� �������������� ����� ����� ������������� ��������� ������ ��, ������ �� �� ���������������� ���������������, ��������� ������ ��. � ��� ����� ����������� �������� �����, ��������������� ���������� ��������� ������������� ������������, ��������������� ��������� �� �������������� � ���� �����.

� ����� ��������� ���������� �������������� ����� ������� ������� ����� ��� ����������� �������, ������������ ��������� ������� ������������� ������������: ��� ����������� ����������, �� ������ � ���������� ������������, �� ������������� �����, �� ����������������� (�����������)� � ������ ������.

������ ���� � ������������� ������������� ��������� � ����� ������ ������ ����� ������������ � ������������� ������������� ��. �� �������������� ��� ������ ����������� � ��������.

������ ������� �������, ��� ��� ���� �� ��������, ��� ���-���� ����������� ����, � ��� �� ������ ������������� ����������� �� � ����������� �������.

������� �� �������������� � ���������� ���������� ��������� ����������� � �������.

����������-�������� ���� ����������� � �������� ���������� ����� � ��������� ���������� �������, ������ ���������� � ������������� ������������� ��. ���, ��������, � ����������� ���������� ��������� ���������� �������� �� ���������� ���������� ����������������.

����� �������������� ����� ����� ����������� � � ��������� ����������-�������� ����� ��������������� ��������������. ��� �������, ��� �������� ������������� ������������� ����������� � ���������� ������� �� �������������.

��������� ��������� (���������������������)����������-�������� ���� ����� ����� ��������� ����� �������������� �����. ����� ������������� ������� ����� � ����� ��������� ����������-�������� ����� ���������� ����� ������������� ������������, ������������ ��� ���� ���������� ������� �������� (����������, ���� ��� ����� �� ������������ ������� � ����������� ����������� �����).

�������, ������ �� ���������� �������������� �����, ���������� ����� � ����, ��� � ������������ �� ��. 15 ����������� �� ������ ���������� �������� ������� �������� �������������� �������� � ����� �������������� ����� � ������������� �������� ���������� ���������.

������� � ���������� �������������� ����� ������ ������� ������� ����� ������������� �������� ���������� ��������� � ����� ���������. �� �������� ����������� ��������� ������������� ������������ � ������ ���� ���������� �������������� ����� ���������� �����.

��� �� �����, ������� ��������������� ����� ������� � ���, ��� � ������ ����������� ������ ������ � ������ �������������� �������� ������ ��������� �������� �������� �������������� ��������.

����������   ..  395  396  397   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_16/396.htm

Правовое регулирование экономических отношений

Правовое регулирование экономических отношений 2

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий.

К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных).

Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_suschnost_ekonomicheskih_otnosheniy/pravovoe_regulirovanie_ekonomicheskih_otnosheniy/

Правовое регулирование экономических отношений в России

Правовое регулирование экономических отношений 2

Инфоурок › Другое ›Презентации›Правовое регулирование экономических отношений в России

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

. Тема: «Правовое регулирование экономических отношений в России» Костырев А.П., преподаватель ГБПОУ НГК.

2 слайдОписание слайда:

Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятия и признаки предпринимательской деятельности Хозяйственное право и его источники В данной презентации мы рассмотрим следующие темы

3 слайдОписание слайда:

Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.

Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой.

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

4 слайдОписание слайда:

Понятия и признаки предпринимательской деятельности В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.

5 слайдОписание слайда:

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: Самостоятельность; Направленность на систематическое получение прибыли; Рисковый характер; Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

6 слайдОписание слайда:

Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.

7 слайдОписание слайда:

Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.

8 слайдОписание слайда:

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

9 слайдОписание слайда:

Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации

10 слайдОписание слайда:

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъ­екты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия — это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе пред­принимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом).

Лицен­зирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Ли­цензирующими органами являются федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

«О лицензировании отдельных видов деятельности» .

11 слайдОписание слайда:

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно-правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права. Хозяйственное право и его источники

12 слайдОписание слайда:

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы, обладающие высшей юридической силой; подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.

13 слайдОписание слайда:

Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права.

К ним относятся: Единство экономического пространства; Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Поддержка конкуренции; Многообразие форм собственности; Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

14 слайдОписание слайда:

Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко.

Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskih-otnosheniy-v-rossii-1301966.html

Правовое регулирование экономических отношений: понятие, способы, субъекты, принципы

Правовое регулирование экономических отношений 2

Современное общество можно охарактеризовать той или иной степенью упорядоченности, организованности. Это, прежде всего, вызвано необходимостью в согласовании интересов, потребностей как отдельного человека, так и общественных групп (малых или больших социальных сообществ).

Достижение согласия реализуется социальным, в частности, правовым регулированием. В нашей статье речь пойдет о нормативно-правовом регулировании экономических отношений. Рассмотрим основные понятия, принципы и систему его организации.

Помимо этого, разберем способы и категорию субъектов, принимающих участие в процессе.

Категория экономического права

Прежде чем рассматривать понятие правового регулирования экономических отношений, целесообразно разобрать основополагающие аспекты темы. Экономическое право – это не что иное, как совокупность юридических принципов и норм, призванных регулировать отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами.

Будучи наукой, экономическое право необходимо для контроля за соблюдением равноправия в сотрудничестве предприятий, формированием системы нормативных актов, которые регламентируют экономические отношения. В науке принято выделять также правоотношения, связанные с ведением собственной экономической деятельности.

Они являются альтернативой «внешним отношениям», однако называются «внутренними»; второе название – «внутреннее поведение участников хозяйственных отношений».

Во-первых, внутренние экономические отношения как предмет правового регулирования и категория поведения в экономике, подразделяются на позитивное поведение, которое основано на экономических свободах, предполагающих отсутствие вмешательства со стороны государства и направленность на них экономического воздействия; и на негативное поведение, подлежащее правовому сдерживанию, а также подавлению со стороны государства. Во-вторых, внутреннее поведение создается тремя основными участниками. Среди них собственник (или опосредованный собственник, иными словами, владелец ограниченных прав вещного типа, участник юридического лица), представитель собственника (руководитель юридического лица) и лица, которые постоянно или временно тесным образом связаны с имущественным комплексом собственника (сотрудники, служащие, лица, которые имеют временное отношение к собственности по причине трудовых и гражданско-правовых договоров). В-третьих, эти отношения также классифицируются на абсолютные отношения внутреннего формата, которые устанавливают правовой статус названных участников, и относительные отношения, прежде всего, между владельцем (опосредованным собственником) и руководителем юридического лица (представителем владельца).

Классификация экономических отношений

Категория правового регулирования экономических отношений включает в себя различные по своей природе хозяйственные отношения.

Среди них важно выделить внешние вертикальные, исходящие от представленных выше конкурирующих управляющих (другими словами, псевдоуправляющих) факторов, которые воздействуют на участника хозяйственных отношений, а также горизонтальные отношения внешнего типа.

Помимо этого, указанные отношения необходимо классифицировать на вещные (абсолютные, статические), представляющие собой юридический имущественный статус, иными словами, возможности участника хозяйственных отношений; и обязательственные (относительные) отношения, то есть определенные модели поведения, существующие между участниками хозяйственных отношений.

Несложно заметить, что разобранная классификация в полной мере совпадает с общепринятым разделением правоотношений на самостоятельные категории в предпринимательском и гражданском праве. Таким образом, в хозяйственном праве принято выделять вертикальные (субординационные) и горизонтальные (координационные) отношения.

В гражданском и предпринимательском праве отмечают существование относительных и абсолютных (обязательственных и вещных) правоотношений. В науке принято выделять также правоотношения, связанные с ведением собственной предпринимательской деятельности.

Как отмечалось выше, их, в альтернативу «внешним отношениям», необходимо называть «внутренними отношениями».

Понятие и правовые аспекты регулирования

Далее целесообразно рассмотреть правовое регулирование социально-экономических отношений со стороны государства. Стоит отметить, что хозяйственные отношения считаются объектом регулирования издревле. Ключевым их регулятором выступает именно право.

Так, государственное правовое регулирование экономических отношений – это одна из форм регулирования взаимодействия, возникающего в обществе.

Она в полной мере обеспечивает поведение субъектов предпринимательских отношений в соответствии с требованиями действующих на территории Российской Федерации норм права.

На сегодняшний день в основу правового регулирования экономических отношений со стороны государства заложены нормы хозяйственного и гражданского права.

Так, сущность непосредственного процесса сводится к формированию, разработке законодательной базы, которая полноценным образом обеспечивает нормы функционирования разных рыночных структур, предпринимательства и коммерции, общественных интересов и равноправия субъектов на рынке.

Определяющая роль в актуальной системе правового регулирования социально-экономических отношений со стороны государства в лице его отдельных структур отводится дефляционной политике и антимонопольному законодательству.

Антимонопольная политика

Следует отметить, что в основе антимонопольной политики, которая реализуется государством, лежит осуществление определенных мер экономического и административного плана, направленных в первую очередь на предотвращение монополизации производства, а также торговли некоторыми хозяйствующими субъектами. Среди ее основных инструментов важно выделить следующие:

  • государственный ценовой контроль организаций-монополистов;
  • развитие конкуренции (куда входит допуск на российский рынок производителей товарного продукта иностранного качества);
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция наиболее крупных производственных, коммерческих и управленческих структур;
  • полноценное обеспечение антимонопольной экспертизы относительно принимаемых законов.

Сегодня не менее важная роль в государственном правовом регулировании экономических отношений отводится дефляционной политике. Она направлена, главным образом, на сдерживание увеличения цен. Основополагающими инструментами в данном случае выступают следующие процессы:

  • стабилизация платежеспособного спроса в общей совокупности;
  • управление предложением;
  • переход к рыночным ценам, которые считаются равновесными.

Необходимо иметь в виду, что финансово-правовое регулирование экономических отношений может реализовываться на разных уровнях: от регионального и до глобального. В любом случае оно является неотъемлемой составляющей действующей на территории страны системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования, экономические отношения в настоящее время подлежат рыночному контролю и управлению. Речь идет о механизмах саморегулирования и, прежде всего, – о конкуренции свободного типа.

Однако не следует забывать о том, что в современном мире определяющую роль в правовом регулировании экономических отношений играют институты права и государства.

Принципы правового регулирования

Под методом правового регулирования, который применяется в той или иной отрасли права, следует понимать совокупность приемов и методик регулирования отношений, которые возникают между субъектами.

Как правило, складываются они вследствие особых характеристик предмета юридического регулирования. Сегодня принято считать, что любой правовой отрасли свойственна особая методика регулирования.

Стоит заметить, что в гражданском праве представленная особенность выражается, главным образом, в юридическом равенстве физических и юридических лиц, которые взаимодействуют, в административном – в наличии определенных отношений, связанных с властью и подчинением.

В правовой науке достаточно широко обсуждается вопрос касательно единства метода регулирования права, в котором соответствующее воздействие принимает характер предписания, запрета и дозволения.

Предмет хоз. права наделен рядом характеристик, которые должны учитываться при выявлении способа правового регулирования экономических отношений. Сюда целесообразно отнести:

  • Достаточное разнообразие существующих в реальности хозяйственных отношений, которые имеют место по причине разнообразия деятельности субъектов хозяйствования, принимающих участие в этих отношениях, а также вследствие разнообразия экономического, научно-технического, организационного и социального потенциалов данных субъектов.
  • Самостоятельность хозяйствующих субъектов в плане выбора и определения организационно-правовой формы организации, характера деятельности, рынков сбыта и снабжения, ассортимента выпускаемого продукта и услуг, производственной кооперации, стратегии развития, системы управления и так далее.
  • Рыночный характер отношений, существующих между субъектами экономической деятельности.
  • Организация работы и управления на базе различных механизмов по своей природе.
  • Возможность разработки хозяйствующими субъектами акционерных, иными словами, собственных механизмов взаимодействия по мере развития акционерного ведения экономической деятельности.

Все представленные выше принципы правового регулирования экономических отношений не позволяют включить правовое регулирование в пределы того или иного метода. Да и сама отрасль экономического права наделена комплексными особенностями, и, следовательно, ей присущи методики, которые используются в других правовых отраслях.

Необходимо знать, что метод предпринимательского права должен в полной мере обеспечивать:

  1. Переход правоотношений в мотивацию, связанную с определенной деятельностью, а также в воздействия организационно-административной, экономической и политической природы согласно характеру факторов, на которые они реализуются.
  2. Разные режимы воздействия: диспозитивный (не предусматривающий наказания или поощрения) или властный. Стоит отметить, что первый осуществляется в форме рациональных или договорных отношений, которые устанавливаются самими субъектами согласно рекомендациям правовых нормативов.
  3. Правовые особенности воздействия, выражающиеся в форме дозволения, запрета или предписания, которые содержатся в правовой норме.

Субъекты правового регулирования экономических отношений

Под субъектами в данном случае следует понимать участников государственного регулирования, среди которых:

  • Социальные группы, которые являются разными в плане доходов, имущества, профессионального состава, отраслевой принадлежности, места жительства, социального состава, иными словами, по социально-экономическому положению.
  • Объединения и разные ассоциации: союзы фермеров, предпринимателей; профсоюзы; политические партии и так далее.
  • Три ветви государственного управления: законодательная (Государственная Дума), исполнительная (правительство), судебные структуры гос. власти, а также ЦБ РФ. Стоит отметить, что в странах с федеративным порядком сюда целесообразно отнести местные и региональные органы власти.

Объекты регулирования

Под объектами правового регулирования международных экономических отношений, а также отношений, возникающих внутри страны, следует понимать то, на что направлено государственное воздействие.

Объектами регулирования выступают определенные общественные группы, предприятия, регионы, отрасли, социально-экономическая ситуация в стране и прочее.

Иными словами, это условия и явления, в случае которых появляются или могут появиться проблемы, которые невозможно решить посредством рыночного механизма.

Способы правового регулирования

Далее рассмотрим способы правового регулирования международных экономических отношений, а также отношений, возникающих внутри страны. Под способом необходимо понимать деятельность, направленную на достижение той или иной цели и предполагающую использование определенных методик познания, инструментов, а также целой совокупности исследовательских приемов.

Обществом принята следующая классификация способов конституционно-правового регулирования экономических отношений со стороны государства: административные, правовые, косвенные и прямые. Стоит отметить, что правовое регулирование заключается в определении государством «правил игры в экономике» для потребителей и компаний-производителей.

Система законодательных правил и нормативов выявляет права и формы собственности, а также условия функционирования трудовых отношений, нанимателей, профсоюзов и заключения соглашений.

Административные правовые основы регулирования экономических отношений являются комплексом обязательных распоряжений и требований государства, выполнение по отношению к экономическим субъектам которых обязательно. Важно дополнить, что в административное регулирование входят меры по лицензированию, контингентированию, квотированию и так далее.

Посредством системы, представленной мерами закрепления, принуждения или разрешения, осуществляется контроль со стороны государства над рынками монополистического типа, а также обеспечение безопасности в плане экологии на территории Российской Федерации.

Прямые и косвенные методы регулирования

Прямые методики экономического регулирования основаны на отношениях властно-распределительного характера. Они сводятся к административному воздействию на результативность и функционирование субъектов хозяйствования.

Безвозвратное финансирование соответствующих регионов, секторов экономики, компаний осуществляется в виде субсидий и субвенций, включающих пособия, дотации, доплаты из специальных внебюджетных и бюджетных фондов регионального и общенационального уровня, а также кредиты льготного типа.

Прямое экономическое воздействие со стороны государства производится посредством инвестиций в определенные отрасли хозяйственной деятельности. Оно может реализовываться по двум направлениям:

  • Субсидирование структур негосударственного сектора.
  • Развитие государственного хозяйствования.

Необходимо знать, что государственное предпринимательство реализуется в малорентабельных и капиталоемких отраслях. Среди них угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и так далее.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень развития экономики, государство производит инвестиции в отрасли, которые на данном этапе определяют НТП, а также готовит научных кадров для реализации соответствующих исследований.

Экономическая деятельность позволяет тем или иным государственным структурам решать важные задачи социального плана и общенациональные вопросы. Сегодня государство поддерживает удовлетворительный уровень жизни населения, выявляет предельные цены на продукты питания, энергию и другие ресурсы.

Прямое регулирование хозяйствования осуществляется также за счет определенных государственных программ.

Рекомендательное (индикативное) планирование, иными словами, экономическое программирование – не что иное, как процесс ориентации со стороны государства развития производства в обществе с помощью комплексного и регулярного воздействия на его структуру согласно предусмотренному варианту хозяйственной стратегии и социально-экономического развития. Необходимо иметь в виду, что программирование должно иметь рекомендательно-стимулирующий и целевой характер. Среди объектов целевых программ важно выделить: отрасли, регионы, разные направления научных исследований, социальную сферу и так далее. Программы могут классифицироваться следующим образом: 1. В соответствии со сроками: долгосрочные (от 5 до 25 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от 1 до 3 лет); 2. по видам направленности: целевые, чрезвычайные, национальные и другие.

Заключительный раздел

Итак, мы разобрали понятие, принципы, способы, субъективную категорию, а также пути совершенствования правового регулирования экономических отношений. В заключение следует обобщить, что гос.

регулирование – не что иное, как регулирование отношений, возникающих между ФЛ и ЮЛ, посредством которого поведение их участников приводится в полное соответствие с действующими требованиями и дозволениями, которые содержатся в нормах права.

Оно состоит в разработке законов, которые обеспечивают нормы функционирования рыночных структур. В системе регулирующих норм исключительное значение имеет «дефляционная политика» и «антимонопольное законодательство».

Источник: https://FB.ru/article/448508/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskih-otnosheniy-ponyatie-sposobyi-subyektyi-printsipyi

Refy-free
Добавить комментарий