Потрет как средство создания образа в романе Обломов

Сочинение на тему Средства создания образа главного героя (по роману Обломов : Гончаров И. А.)

Потрет как средство создания образа в романе Обломов

Илья Ильич Обломов — очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И.А. Гончаров использовал множество средств и приемов.

Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи.

Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы…

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Во всем портрете подчеркнута мягкость. изнеженность героя, его флегматичность: «… ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость…». Портрет показывает основные черты характера Ильи Ильича, которые получили развитие в романе.

И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною».

С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой «обломовщины», высмеиваемой автором): «По стенам… лепилась в виде фестонов паутина; …; зеркала… могли бы служить скорее скрижалями…». Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая.

Одна из черт главного героя — смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.

Своеобразными символами образа жизни Обломова являются окружающие его вещи: халат, тапочки, книги, диван и т.д. О халате и тапочках автор говорит по-особенному тепло, хотя они являются обычными вещами. Весь это набор предметов не предполагает что-либо, кроме тихой, домашней жизни.

Диван — особое место в жизни Обломова. Там он чувствует себя в гармонии с самим собой, а возлежание на нем называет «ритуалом». Для него диван стал местом, где он может мечтать, выстраивать свой фантастичный мир. Не только лень мешает герою подняться с дивана. Его пугает та суетливая жизнь, которая находится за пределами его обычного состояния и в которой он когда-то разочаровался.

Несмотря на то, что Обломов не выходил в свет, у него были знакомые и товарищи, которые его посещали. Автор подчеркивает, что Илья Ильич в этих людях не нуждается – они сами к нему приходят, потому что находят в нем настоящую человеческую душу. «Другие» — второстепенные персонажи, однако И.А.

Гончаров не случайно вводит их в экспозиционную часть: с помощью этих героев он более точно раскрывает характер Обломова, который на их фоне выглядит как положительный герой. «Где же тут человек? Когда же жить?» — вопрос Ильи Ильича почти ко всем своим гостям, которых автор называет безразличными.

К Обломову же он часто применяет слово «душа».

Для раскрытия Образа Облома важен также его слуга Захар. Он является своеобразным двойником Ильи Ильича, его кривым зеркалом. Слуга «отражает» худшие качества своего барина. Например, неловкость Захара – это отражение неприспособленности к жизни Обломова.

В некоторой мере, слуга мешал главному герою выбраться из состояния «обломовщины», влиял на процесс угасания его личности. Н.А. Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

И.А. Гончаров использует в своем произведении прием ретроспекции в главе «Сон Обломова». Глава объясняет, откуда родом этот сложный, противоречивый образ. Сюжет сна переносит читателя в детство Обломова, в его родную деревню, где он родился и воспитывался: «В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!».

Представления о жизни у маленького Илюши формировались из сказок, которые рассказывала ему няня. Ретроспекция показывает, что мечты главного героя в итоге не совпали с реальностью, объясняет, как и почему Обломов пришел к такой жизни.

Дружинин в своей критической статье писал, что девятая глава первой части превратила Обломова из «засаленного, нескладного куска мяса» в «сердцу милого Обломова».

Важную роль в формировании характера Ильи Ильича сыграл его лучший друг – Андрей Штольц, очень деятельный и активный человек.

Рядом со Штольцем Обломов чувствовал себя увереннее, ведь тот помогал ему в сложных ситуациях: «Хоть бы Штольц скорей приехал!… Он бы уладил».

Андрей пытался вытащить Обломова из состояния полного покоя: «Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?… Я попробую приподнять тебя».

Все средства создания Образа Обломова складываются в неоднозначную картину. Героя нельзя представить однозначно положительным или однозначно отрицательным. Автор хотел показать сложность образа.

Никогда нельзя оценивать человека по его внешности и поведению: иногда с виду неприятный, отрицательный герой скрывает внутри себя глубокую душу мечтателя и настоящего человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id6246

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=6246

Сочинения. Портрет как средство создания образа литературного героя. Обломов — сочинение скачать бесплатно

Потрет как средство создания образа в романе Обломов
Приветствуем Вас на этом сайте «Мир сочинений». Сайт «Мир сочинений» – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе.

Если у Вас есть своё сочинение, и Вы хотите поделиться своим сочинением с другими посетителями, то присылайте своё сочинение нам, и в скором времени мы опубликуем Ваше сочинение на нашем сайте.

Послать своё сочинение сейчас

Тема сочинения
Источник сочинения: Сочинение Портрет как средство создания образа литературного героя. Обломов

Сочинение «Портрет как средство создания образа литературного героя. Обломов»

Интересная статья? Поделитесь ей с другими:

Портрет как средство создания образа литературного героя.Что, как ни внешность, может наиболее точно рассказать о характере человека, его образе жизни, мировоззрении. Какая-нибудь мелочь, вроде морщинки на лбу, появляющейся в ту или иную минуту, или неопрятно заправленной рубашки или слегка наклоненной головы, дополняющей образ задумчивости, — самые вроде бы незначительные черты внешнего облика повествуют о многих подробностях внутреннего мира. Это напоминает запутанную книгу, в сюжете которой все ясно, но главный смысл не явен, но читается между строк. Многие писатели и поэты в своих рассказах, повестях, романах, стихотворениях используют психологический портрет, с помощью которого раскрывают образ героя. Так, к примеру, Лермонтов изображал Печорина.В романе «Обломов» Гончаров тоже воспользовался таким средством, как психологический портрет. Уже вначале произведения, когда читатель застает лежащего в постели главного героя, автор дает ему такое описание, что можно узнать о характере Ильи Ильича, о его дневном расписании и других мелочах. Гончаров не только описывает внешность Обломова, но и отмечает следы его настроений, раздумий, которые таятся в его голове, или их отсутствие. В глазах сложно было застать сосредоточенность, а мысль «гуляла вольной птицей по лицу и порхала в глазах». Господствующим и основным выражением его лица и души быламягкость, и все тело казалось слишком изнеженным для мужчины. Все переживания, страхи, тревоги Обломова отражались внешне:взгляд туманился, на лбу являлись складки. Но такая туча заботы обычно разрешалась вздохом и замирала в апатии. Уже в описании его лица, мимики читатель распознает лень, замечает, что раздумья редко тревожат Обломова, а сомнения обычно так и остаются нерешенными. Портрет главного героя продолжается с описанием его повседневной одежды. Домашний халат, который так шел его хозяину, был мягок, как и сам Обломов, гибок, свободен и покорялся любому движению тела. Туфли были длинные широкие и мягкие. Галстуки и жилеты Илья Ильич не носил, так как любил простор. Итак, та же мягкость и апатия прослеживаются в его манере одеваться. Эти предпочтения укрепляют представление читателя о степенности, неподвижности, умиротворенности жизни Обломова.Таким образом, Гончаров смог уже в портрете передать главные черты характера своего героя, изобразить доминирующие настроения.Антиподу Ильи Ильича автор тоже дает психологический портрет. Андрей Штольц, казалось, весь составлен из костей, мускулов и нервов. Ни признака жирной округлости на щеках, цвет лица ровный, без румянца, глаза выразительные. Андрею не до лени, не до бессмысленной мечтательности. Он постоянно в движении, его не застать без дела. Четкий полный портрет Гончаров дает Ольге Сергеевне Ильинской. Эта девушка не была красавицей, не было у неё яркого колорита щек, миниатюрных рук, кораллов на зубах, глаза не горели лучами внутреннего огня. Однако если обратить её в статую , то получилось бы олицетворение грации и гармонии. Нос образовывал грациозную линию, тонкие губы обыкновенно сжаты, взгляд зоркий, бодрый и, кажется, ничего не пропускающий. Брови не были выщипаны пальцами в тонкие полоски, но дугообразно лежали над глазами, придавая им какую-то особенную красоту. Она редко бывали симметричны, одна бровь приподнималась и образовывала маленькую складку. Ходила Ольга с немного наклоненной вперед головой, которая так благородно покоилась на тонкой гордой шее. Все эти признаки указывают на присутствие мысли, никогда не покидающей девушку. Ольга не подходила под описание типичной красавицы, но выделялась своей статностью. Все в ней сбалансировано, гармонично. Гончаров также дает портреты гостей Обломова. Перед читателем выстраиваются образы Волкова, Судьбинского, Пенкина, Тарантьева и Алексеева. Волков – молодой человек, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами, глазами. Причесан и одет он безукоризненно, ослепляет свежестью лица, белья, фрака. На жилете лежала изящная цепочка, в кармашке ждет, когда его вытащат и применят, батистовый платок. На голове — глянцевитая шляпа, а на ногах – лакированные сапоги. С первого взгляда видно, что Волков – светский щеголь, франт, который не упустит шанс увильнуть за девушками и сам имеет успех у женщин. Судьбинский – господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой.Все в нем говорит об осознанности собственных действий, о самокритичном анализе, не покидающем раздумии. Это бывший сослуживец Обломова, получивший повышение. Пенкин — литератор. Худощавый черненький господин, заросший бакенбардами, усами, эспаньолкой, одетый умышленно с небрежностью.Следующим гостем становится Алексеев, человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией. Он не красив, не дурен; не высок, не низок; не блондин и не брюнет. Не было в нем резкой выразительной черты, которой он бы выделялся. И даже имени определенного не было у него. Кто называл его Иваном Иванычем, кто – Иваном Васильичем, кто – Иваном Михайлычем. И фамилиюназывали его различно: одни говорили, что он Иванов, другие – Васильев или Андреев, третьи – Алексеев. Так и внутренне Алексеев не имел собственного мнения, а соглашался с собеседником, знал что знали все, ничем не отличался от других. Тарантьев – высокий, объемистый, с крупными чертами лица, с большими на выкате глазами, толстогубый человек. Он не всегда чисто обрит, неопрятен, одет не по моде. Движения его смелы и размашисты, говорил он громко, бойко, грубо. Так же и характер его был грубый, неотесанный. Он был хитрый, часто грубый, и, как оказалось, способный на подставу, обман, подлость, готовый к воровству. Интересен портрет Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Это тридцатилетняя женщина, полная в лице, с серовато-простодушными глазами, как и все лицо, с белыми, но жесткими руками и выступившими на них крупными узлами синих жил. Платье на ней сидело в обтяжку. Закрытый бюст её мог бы послужить живописцу моделью крепкой здоровой груди. На лице женщины часто можно было уловить выражение тупости. Когда Пшеницына что-то не понимала, в ответ она могла только усмехнуться. Привлекают взгляд её оголенные круглые, с ямочками локти, которые беспрестанно двигаются, вращаются. Её образ показывает, что она добродушная, хозяйственная, заботливая женщина, но ей не хватает знаний.

Таким образом, Гончаров смог выразительно рассказать характеры своих героев с помощью описания их внешности. В мимике, выражении лица, глаз, манере одеваться, в улыбке он ярко отразил их внутренний мир.

Вы прочли сочинение Портрет как средство создания образа литературного героя. Обломов

Источник: http://sochineniya.vladbazar.com/raznye-sochinenija/7906-portret-kak-sredstvo-sozdanija-obraza.html

Тема урока: «Художественное мастерство в романе « Обломов»»

Потрет как средство создания образа в романе Обломов

Открытый урок по литературе,

проведённый в 10-ом классе

учитель:

Тема урока: «Художественное мастерство

в романе « Обломов»»

Цели урока:

— обобщить полученные знания по произведению на примере главных героев романа : Обломова и Штольца;

— помочь учащимся раскрыть богатство, глубину прозаического мастерства писателя;

— заострить внимание учащихся на роли художественных деталей, речевых характеристик при создании образа героя;

— помочь учащимся осмыслить образ главного героя ( Ильи Ильича Обломова) с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой;

— раскрыть роль одного из главных героев романа ( Андрея Штольца);

— научить учащихся сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

— развивать навыки работы с текстом;

— воспитывать нравственное отношение к жизни.

Оборудование:

— эпиграф урока;

— портрет ;

— иллюстрации к роману;

— сравнительные таблицы: Обломов, Штольц;

— литературоведческие термины;

— заглавия подтем урока.

Форма проведения урока: исследование, проходящее в форме защиты

(обсуждения) своей работы и коллективной работы в группах/парах.

Предшествующая домашняя работа:

— каждая группа выполняет своё задание (предлагается тема для исследования и вопросы к ней):

1. «Пейзаж и его функции в романе»

2. «Портрет как средство создания образа литературного героя»

3. «Особенности речи героев»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом урока.

«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»

( «Обломов»)

= Какое название даёт автор этому явлению и как его поясняет?

= Как вы сами относитесь к этому явлению?

III. Защита работ.

Каждая группа выполняла дома своё задание (предлагалась тема для исследования и вопросы к ней).

1. «Пейзаж и его функции в романе».

Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания Гончарова.

= Зачитайте подобранные вами отрывки описания природы.

= С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы? Достигают ли образности эти картины?

= Раскрывают ли описания природы состояние души героев, характеры, образ жизни?

= На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?

= Итак, к какому выводу вы пришли?

2. «Портрет как средство создания образа литератур-ного героя».

= Дайте определение слову «портрет».

(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться.

Развёрнутый, психологический портрет персонажа – достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)

= Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

Гончаров — первоклассный портретист. Портреты его героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.

В романе даны портреты не только главных действующих лиц, но и второстепенных.

Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара, размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает : «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние.»

Так осуществляется в романе одно из требований реализма – верность деталей.

= Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работа выполнялась при помощи таблицы.

Найти в тексте романаОбломовШтольц
ВозрастЭто был человек тридцати двух-трёх лет от роду.За тридцать лет.
ПортретЧеловек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.
КостюмПослушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.——————-
ИнтерьерВидимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.——————-
ПроисхождениеИз богатого дворянского рода с патриархальными традициями.Из небогатой семьи.
ВоспитаниеРодители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.
ХарактеристикаДобрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.
Испытание любовьюЕму нужна любовь материнская.Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.
Привлекательные чертыМягкость, простота, великодушие, доброта.Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.
СлабостиАпатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.
Сила————————-Стремление к личной независимости.
СимволыБольшой диван, удобный халат, мягкие туфли.Культ труда, практический ум.

= Итак, к какому выводу вы пришли?

= Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его двойник?

3. «Особенности речи героев».

В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе Гончарова.

= Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».

( Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)

= Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца.

Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца (человека нового времени).

Часть II. гл. 3. Чтение по ролям.

Вывод:

По мнению Штольца, с помощью устройства «школ», «пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки» должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.

Обломов пытается «философствовать». Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого произнесенного другом слова.

= Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в определении?

= К какому общему выводу вы пришли?

IV. Рефлексия. Оценки.

V. Домашнее задание.

Подготовьте черновик сочинения по роману «Обломов» по следующим темам (на выбор):

1.  Это «ядовитое» слово «обломовщина».

2.  Есть ли сатира в романе «Обломов»?

3.  В чём состоит трагедия жизни Обломова?

4.  Обломов – общечеловеческий тип.

5.  Обломов и Манилов.

6.  Дружба Обломова и Штольца.

7.  Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

8.  Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

9.  … другие темы по выбору учащихся.

10.   

«Художественное мастерство

в романе «Обломов» »

(Образ Ильи Ильича Обломова)

выполнил ученик

10 класса

Владыкинской сош

Милушкин Дмитрий

2008-2009 уч. год

Иван Александрович Гончаров
Найти в тексте романа Илья Ильич Обломов
ВозрастЭто был человек тридцати двух-трёх лет от роду.
ПортретЧеловек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
КостюмПослушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.
ИнтерьерВидимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.
ПроисхождениеИз богатого дворянского рода с патриархальными традициями.
ВоспитаниеРодители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.
ХарактеристикаДобрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.
Испытание любовьюЕму нужна любовь материнская.
Привлекательные чертыМягкость, простота, великодушие, доброта.
СлабостиАпатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.
Сила————————-
СимволыБольшой диван, удобный халат, мягкие туфли.
Найти в тексте романа Андрей Иванович Штольц
ВозрастЗа тридцать лет.
ПортретВесь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.
Костюм——————-
Интерьер——————-
ПроисхождениеИз небогатой семьи.
ВоспитаниеПознал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.
ХарактеристикаСильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.
Испытание любовьюЕму необходима равная по взглядам и силе женщина.
Привлекательные чертыТрудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.
СлабостиВ нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.
СилаСтремление к личной независимости.
СимволыКульт труда, практический ум.

Источник: https://pandia.ru/text/80/116/38540.php

Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов»

Потрет как средство создания образа в романе Обломов

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев.

Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов».

Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа.

Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела.

Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Порой в его взгляде проскакивало выражение скуки либо усталости, однако они не могли согнать с лица Ильи Ильича той мягкости, которая присутствовала даже в его глазах и улыбке.

Чересчур светлая кожа, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека не приученного трудиться, привыкшего все дни проводить в безделье, рассчитывая на помощь слуг. Любые сильные эмоции не отражались на внешности Обломова: «когда он был даже встревожен», движения его «сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.

Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте».

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность.

На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело.

На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову.

По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе».

Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.

Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии.

Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь».

Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги.

После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».

Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне.

Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости».

В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно.

В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна.

Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности.

Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/vneshnost-i-portret-oblomova-v-romane.html

Refy-free
Добавить комментарий