Понятие, сущность и признаки права

Тема 13. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Понятие, сущность и признаки права

Понятие и признаки права.

Предназначение нрава.

Ценность права.

Сущность права.

Понятие права в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. Позитивное право. Публичное и част­ное право.

Право как государственный регулятор общественных отношений.

1. Понятие и признаки права. Право — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

волевой характер;

общеобязательность;

нормативность;

связь с государством;

формальная определенность;

системность.

Предназначение права. Высшее общественное предна­значение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гаранти­ровать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущест­венного действия в обществе экономических и духовных факто­ров, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

Ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, про­грессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

право обладает прежде всего инструментальной цен­ностью, придавая действиям людей организованность, устойчи­вость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносятем самым элементы упорядоченности в общественные отноше­ния, делает их цивилизованными;

право оказывает воздействие на поведение к дея­тельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

право выступает источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития; осо­бенно его ценность возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

правовые подходы являются основой и единственно воз­можным средством решения проблем международного и межна­ционального карактера.

4. Сущность права заключается в регулировании об­щественных отношений в условиях цивилизации — в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности об­щества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный — то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный — то, яьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономиче­ски господствующего класса;

— общесоциальный, в рамках которого право рассмат­ривается как выражение компромисса между классами, группами,различными социальными слоями общества.

5. Понятие нрава в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. [Тоэятнввм право. Публичное и част­ное право.

Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право — это законода­тельство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нор­мативные договоры; данного периода а конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы ли­ца. Субъективный» правами выступают конкретные нрава чело­века (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его волн и сознания.

Наряду с правом в юридическом значении (и объективным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют неза­висимо от того, закреплены они где-нибудь или нет-, они непо­средственно вытекают из естественного порядка вещей из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитив­ное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а) оно создается людьми или общественными образования­ми — законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целенаправленной волевой дея­тельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мыс­ли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития вы­явились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона — публично-правовая, вторая — част­но-правовая.

Публичное право — это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

Частное право — это область частных дел, т.е. статуса сво­бодной личности, институтов, построенных на началах ав­тономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.

6. Право как государственный регулятор общественных отношений. Наиболее существенным признаком права, включен­ным в определение данного понятия (см выше), выступает его тесная связь с государством. Этот признак выражается в том, что:

государство официально устанавливает право, обес­печивает его исполнение, в том числе и с помощью государ­ственного принуждения;

право, будучи нормативным выражением государст­венной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах;

право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

в отличие от других социальных норм специфика ре­гулятивной роли права связана с представительно-обязывающим
содержанием большинства составляющих его норм.

Тема 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМА­НИЮ ПРАВА

Нормативистский подход.

Естественно-правовая теория права.

Теологическая теория права.

Историческая школа права.

Психологический подход.

Социологический подход.

Марксистский подход.

Интегративный подход.

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлдр, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Ксльзена характерным является представление о праие k.

ik о сис­ теме (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и гд< каждая минная норма черпает свою законность в норме более значительной юри­ дической силы.

нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через при 1му приня­

тых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники >той теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует ес­ тественное право, присущее человеку от рождения Это право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд дру| их < ледова- тельно, естественное право (сумма естественных ncnii.

iv неот­ чуждаемых и неизменяемых прав человека) — это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, i о.

наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свой< пенное

человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении прими опира­ лась на божественные книги и в первую очерс/ц. на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежа i веку от

рождения, то они могут иметь и божественное прош 111 16НИС

4. Историческая школа права.

Ее представители (ФСа- виньи, Гуго, Г Пухта и др) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате раз­ вития народного духа, примерно так же, как появляется язык Уче­ ные-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридиче­ ских формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен пре­

вратить его в действующее законодательство

Психологический подход. Представители (Л.И. Пе- тражицкий, Росс, И.М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие «право» включают и правовое сознание, правовые эмоции людей.

Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые за­ коны и даже в декретах признавалось обращение судей к право­ вому сознанию при решении дел в интересах пролетарского госу­

дарства.

Социологический подход. Представители социоло­ гической теории права (П. Эрлих, Жени, СИ. Муромцев и др.

) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е.

отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализую­ щих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявля­

лась практика государственного строительства.

Марксистский подход. Представители марксисткой тео­ рии (Маркс, Энгельс, Ленин И др.

) понимали право как воз­ веденную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли ха­ рактером материальных производственных отношений, носителя­ ми которых выступали классы собственников основных средств

производства, держащие в своих руках государственную власть.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, чтя вряд ли в действительности существует вполне совер­ шенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: «Право — это совокупность при­ знаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной за­ щитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении

друг с другом».

Тема 15. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРЛВЛ

Понятие и виды принципов права.

Понятие и классификация функций права,

1. Понятие и виды принципов права. Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное на­ значение, представляют собой наиболее общие праиила поведе­ ния, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выпол­ нятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принци­

пы.

Общеправовые принципы действуют во всех, без ис­ключения, отраслях права. К ним относятся:

справедливость;

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

гуманизм;

демократизм,

единство прав и обязанностей;

-сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее су­щественные черты нескольких отраслей права. Среди них выде­ляют принцип неотвратимости ответственности, принцип состяза­тельности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы действуют только в рамках одной отрасли. В гражданском праве к ним можно отнести принцип ра­венства сторон в имущественных отношениях; в уголовном про­цессе — презумпция невиновности.

Принципы права участвуют в регулировании общест­венных отношений, так как они не только определяю: общие на­правления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу.

2. Понятие и классификация функций права. Функции права — это основные направления правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Классификация функций:

Условно можно выделить две стороны, которые лежит в основе классификации функций права:

1) это внешняя, в соответствии с которой выделяют соци­альные функции права — экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.

), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.

), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренняя, которая вытекает из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция — это обусловленное социальным на­значением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию от­ношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности ре­гулятивную статистическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статистическая функция выражается в воз­действии права на общественные отношения путем их за­крепления в тех или иных правовых институтах. Решающее зна­чение в проведении статистической функции принадлежит инсти­тутам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем обеспечения ак­тивного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, полити­ческих, национальных и личных отношений их неприкосновен­ность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Тема 16. ТИПЫ ПРАВА

Понятие типа права.

Исторические типы права.

1. Понятие типа права. Исторический тип права это ка­ тегория, отражающая общие социальные черни всех систем права соответствующих определенному экономическому базису.

Имен­ но базис, с позиций формационного подхода, является решающим фактором общественного развития, который детерминирует в со­ ответствующий тип надстроечные элементы — гос) царе гво и пра­ во.

В зависимости от типов экономического балка выделяют ра­ бовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический

типы права.

2. Исторические типы права. РабовлаОельческий тип права — это система правовых норм санкционированных и уста­ новленных рабовладельческим государством, закрепляющих пол­ ноправие рабовладельцев и бесправие рабов, выражающих волю рабовладельческого класса содержание которой определяется ма­

териальными условиями жизни этого класса.

Феодальный тип права — это система сословно-пр&вовых норм, закрепляющих привилегии одних и неполноправность дру­гих сословий и выражающих волю класса феода юн содержание которой определяется материальными условиями ЖИЗНИ этого класса.

Буржуазный тип права — это совокупное п. общеобяза­тельных норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством, выражающих волю капиталистов и защищающих порядки отвечающие их интересам.

Социалистический тип права — это совокупность об­щеобязательных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, выражающих волю народа,

Тема 17. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные и технические нормы.

Соотношение права и морали.

Право и религиозные нормы.

Право и корпоративные нормы.

5. Право и обычаи.

1. Социальные и технические нормы. Общество не мо­жет существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедея­тельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, кото­рые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

В качестве примера технических норм можно назвать правила вы­полнения определенных строительных работ, нормы расходова­ния сырья, государственные стандарты, технические условия.

Технические нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь не сугубо социальный; б) «субъ­ектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним ми­ром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные нормы.

Социальные нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения; б) «субъектив­ный» состав связан только с людьми как представителями соци­альной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой.

В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юриди­ческие последствия. Например, уголовное законодательство пре­дусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

2. Соотношение права и морали. Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Право — это систе­ма общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и на­правленных на урегулирование общественных отношений. Общее между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми уни­версальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — обша темные от­
ношения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

по происхождению: если мораль возникнем имеете с об­
ществом, то право — вместе с государством;

по форме выражения: если мораль содержится в об­ щественном сознании, то право — в специальных нормативных

актах, имеющих письменную форму;

по сфере действия: если мораль может реп пировать практически все общественные отношения, то пряно наиболее

важные и только тс, которые в состоянии упорядочить)

по времени введения в действие: если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то мраионые в кон­

кретно установленный срок;

по способу обеспечения: если нормы морали обеспе­ чиваются мерами общественного воздействии, го нормы права-

мерами государственного воздействия;

по критериям оценки, если нормы морили регулируют общественные отношения с позиций добра и зля, aip.iimuiиного и несправедливого, то нормы права — с точки зрении тконного и

незаконного, правомерного и неправомерного.

3. Право и религиозные нормы. Религиозными нормами называются правила. установленные различными веро­ исповеданиями и обязательные для верующих. < >ни i одержаться в

религиозных книгах Ветхом и Новом завете, К| ННС, Тал-

муде, религиозных книгах буддистов и др. Этими но| < ■■ ш опре­деляется порядок организации и деятельности рели! ИО 1КЫХ объе­динений, регламентируется порядок отправления 01 ря (01 поря­док церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда miioi in pi шгиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, граждански ii| i брачно-

семейные и иные отношения. В ряде современны и кнх

стран Коран и Сунна являются основой рели1 ночных нрннояых и
моральных норм, регулирующих все стороны ЖИ ЖИ М.

Нормы, установленные религиозными орп со-

прикасаются с действующим правом в ряде опишн-мим На­ пример, Конституция создает правовую основу деятели'

лигиозных организаций, гарантируя каждому ceofii (всти,

включая право свободно исповедовать любую религию. Религиоз­ным объединениям может придаваться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

4. Право и корпоративные нормы. К корпоративным от­ носятся нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на членстве, а также нормы, содержащиеся в уставах кооперативных

и коммерческих организаций.

Сходство корпоративных норм и норм права заключается в том, что и те и другие изложены в письменных актах, принятых в официально установленном порядке правомочными органами.

Отличаются же корпоративные нормы от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих ор­ганизаций и обязательны лишь для них.

К нарушителям корпора­тивных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.

5. Право и обычаи. Обычаем является правило, со­ блюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, со­ блюдение которых стало привычным в результате их длительного

су ществован ия.

Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 2579; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-60532.html

Понятие, сущность и основные признаки права

Понятие, сущность и признаки права

1. Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

Ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

1) право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью, придавая действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося тем самым элементы упорядоченности в общественные отношения, делает их цивилизованными;

2) право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

3) право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

4) право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

5) право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

6) правовые подходы являются основой и единственно возможным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации — в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный — то, что любое право есть, прежде всего, регулятор; 2) содержательный — то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Наряду с правом в юридическом значении (и объективным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на жизнь, право на свободу.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где-нибудь или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитивное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а) оно создается людьми или общественными образованиями — законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мысли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития выявились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона — публично-правовая, вторая — частноправовая.

Публичное право — это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

Частное право — это область частных дел, т.е. статуса свободной личности, институтов, построенных на началах автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.

Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия (см выше), выступает его тесная связь с государством.

Этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Принципы и функции права.

Принципы права выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выполнятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех, без исключения, отраслях права. К ним относятся:

— справедливость;

— юридическое равенство граждан перед законом и судом;

— гуманизм;

— демократизм;

— единство прав и обязанностей;

-сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы действуют только в рамках одной отрасли. В гражданском праве к ним можно отнести принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу.

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Классификация функций:

Условно можно выделить две стороны, которые лежат в основе классификации функций права:

1) это внешняя, в соответствии с которой выделяют социальные функции права — экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.

), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.

), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренняя, которая вытекает из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности регулятивную статистическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статистическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

Решающее значение в проведении статистической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения

Просмотров 1288 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-3881.html

Сущность и признаки права

Понятие, сущность и признаки права


Ключевые слова: право, общество, система, государство, норма, юридический, подход, общественный, отношение.

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые исходят из социальных отношений, защищают их и регулируют. В последнее время проблема необходимости формулирования новых теоретических и методологических подходов к определению природы права в связи с продолжающимися большими и динамичными изменениями в понимании права приобрела особую актуальность.

Актуальность темы неоспорима. По вопросу определения сущности права в научной литературе представлены различные интерпретации прошлых и настоящих правовых теорий.

Особое теоретическое и юридическое значение имеет проблема возможности и необходимости создания правовой доктрины, основанной на интеграции различных типов правопонимания, на которые будет ориентироваться современное общество. В этой статье я постараюсь раскрыть суть закона.

Основополагающими признаками, которые позволяют раскрыть сущность права, являются его нормативный, государственно-волевой, общеобязательный характер, его взаимосвязь с государством, его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений. Возникновение права неразрывно связано с государством. Из общей массы обычаев, регулирующих жизнедеятельность родового общества, были выделены правила, осуществляющие защиту интересов господствующего класса.

Право является исторически обусловленным явлением, которое связано с политической и духовной жизнью общества, с формированием государства. Право представляет собой одну из нормативных систем, осуществляющих регулирование отношений в обществе, поведение и действия людей, функционирование общественных объединений, формирование и деятельность государственных органов.

Можно говорить о таких аспектах правопонимания, как психологический, социологический и нормативистский [3, с. 31].

Право с точки зрения психологического аспекта является системой суждений, взглядов социальных групп и индивидов о должном и возможном поведении. В данном случае налицо присутствует отождествление понятия права с понятием правосознания.

Право с точки зрения социологического подхода является системой реальных общественных отношений. Право в данном аспекте отождествляется с правопорядком.

С точки зрения нормативистского подхода право представляет собой систему формально определенных правил поведения, систему норм, систему нормативных актов (отождествление права с законодательством).

Далее понятие права будет рассматриваться именно с точки зрения нормативистского подхода.

Право в рамках такого понимания представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают консолидированную волю общества (определенные интересы различных социальных групп, классов, слоев), направленных на урегулирование общественных отношений и устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право является социальным институтом, имеющим свою собственную природу. Характерная специфичность права выражается в его признаках, которые содержатся в вышеприведенном определении. Данные признаки состоят в следующем [5, с.40]:

1) волевой характер, поскольку право является проявлением воли и сознания людей, но не всякой воли, а, главным образом, государственно выраженной воли социальных групп, классов, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, который означает, что выше публичной, официальной власти в обществе нет никого (и не может быть) и, что все принимаемые нормы права распространяются на большой круг субъектов либо на всех;

3) нормативность права состоит в том, что оно состоит, прежде всего, из норм, т. е. общих правил поведения, осуществляющих регулирование значительного круга общественных отношений;

4) связь с государством заключается в том, что во многом право принимается, обеспечивается и применяется государственной властью. Для того государство и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права состоит в том, что нормы права обладают внешне выраженной письменной формой, должны быть точно определены, четко объективированы, воплощены вовне;

6) системность права выражается в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне упорядоченный, согласованный организм, где у каждого элемента имеется свое место и своя роль, где юридические предписания характеризуются взаимосвязанностью, расположены конкретным иерархическим образом, группируются по институтам и отраслям.

К сущности права можно выделить соответствующие подходы.

Классовый подход является хронологически первым подходом, в рамках которого под правом понимается система гарантированных государством юридических норм, посредством которых выражается возведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса. Право здесь используется довольно в узких целях, как средство для обеспечения в первую очередь интересов правящей группы.

Также существует общесоциальный подход, в соответствии с которым право рассматривается как выражение компромисса между группами, классами, разными социальными слоями общества. В данном контексте право применяется более широко — как средство закрепления и обеспечения прав гражданина и человека, демократии, экономической свободы, политического плюрализма и т. п.

Помимо указанных, основными выделяют и иные (этнический, религиозный, расовый и другие) подходы к сущности права, в рамках которых определенные интересы будут доминировать в подзаконных актах и законах, судебной практике правовых обычаях.

Таким образом, сущность права является многоплановой. Она не сводится только к общесоциальным и классовым началам. Поэтому в зависимости от исторических условий в ней на первый план может выступать любое из вышеуказанных начал.

Особое значение имеет категория «ценность права», призванная раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность. Под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения прогрессивных, справедливых интересов отдельной личности и общества.

Ценность права состоит в том, что оно главным образом выступает средством [5, с.41]:

1) регулирования общественных отношений (придает действиям людей упорядоченность, согласованность, уверенность);

2) защиты имеющегося общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно вредные и опасные деяния);

3) обновления общества (содействует развитию тех социальных связей, в которых общество непосредственно заинтересовано);

4) решения глобальных проблем современности (экологических, оборонных и т. п.);

5) установления меры свободы личности в обществе (фиксирует границы свободы);

6) фиксации нравственных начал в общественной жизни, инструментом формирования цивилизованной правовой культуры и воспитания населения.

Право является совокупностью исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, прав человека и призваны осуществлять регулирование поведения людей и их коллективов с целью стабильного функционирования и развития общества.

Право в объективном смысле является законодательством данного периода в данной стране; в субъективном же смысле право является теми конкретными возможностями, правами, требованиями, притязаниями, законными интересами, а также обязанностями, которые возникают на основании и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.

В объективном смысле под правом понимается система юридических норм, которые выражены (объективированы) в соответствующих нормативных актах государства (Конституциях, указах, законах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; в субъективном смысле под правом понимается система наличных свобод и прав субъектов, их определенные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их сознания и воли, в особенности в процессе использования.

Понятия права в субъективном и объективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, поскольку они призваны выполнять важнейшие аналитические, операционные, познавательные, социально‑регулятивные и прикладные функции.

Литература:

  1. Аристов Е. Н. Понятие и структура правопонимания // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 6. — С.430–433.
  2. Попова Л. Е. Сущность права и отечественное правопонимание // Закон и жизнь. — 2018. — № 2. — С.30–34.
  3. Чувальникова А. С. Основания концептуальности правопонимания // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 3. — С.142–145.

Основные термины(генерируются автоматически): объективный смысл, государство, норма, отношение, система, подход, общество, господствующий класс, правило поведения, действие людей, главный образ, том.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65556/

Право: понятие, признаки и сущность

Понятие, сущность и признаки права

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Правосистема формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения с целью обеспечения социального компромисса в обществе.

Признаки права:

— право носит волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а, прежде всего, государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

— формальная определенность (право носит письменный характер);

— связь с государством;

— нормы права принимаются официальными компетентными органами с соблюдением специальных процедур;

— системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам;

— общеобязательность правовых норм;

— право обеспечивается мерами государственного принуждения;

— право регулирует общественные отношения.

Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Принципы и функции права

Принципы праваэто основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято­ра. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы ­это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования.

Они являются более фундаментальными и обобщен­ными правилам и поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преиму­щественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права.

Они служат своеобраз­ными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности.

От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы .

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный прин­цип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое во­площение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает:

«1. Все равны перед законом и судом. 2.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. ,Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Никто не может быть без добровольного согласия под­вергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо­средственногo народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными дела­ми, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органичес­кой связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответ­ствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная;

7) законность — система требований общества и государства, состо­ящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 си.

15 Конституции РФ: «Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Фе­дерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Фе­дерации. 2.

Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и. законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особеннос­ти принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъек­тов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения право­нарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. задача законодателя — установить оп­тимальное сочетание мер принуждения и убеждения вправе.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состя­зательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве ­- принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип сво­боды труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т. п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления право­вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права – это основные пути (направления) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает дей­ствиям лиц необходимую организованность, согласованность, устой­чивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зави­симости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая «правила игры» В экономичес­кой сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общест­венного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламен­тирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказы­вает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объектом управления, спе­цифическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые сти­мулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и Т.п.

Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая про­стор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: опре­деление соответствующих юридических фактов в гипотезах юридичес­ких норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволе­ний; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограни­чений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер.

Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на пове­дение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, Установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану по­средством правовых предписаний; в-третьих, она является показате­лем политического и культурного уровня развития общества, его гу­манных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности.

Формами осуществления охранительной функции права выступа­ют: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пре­сечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказа­ний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам.

В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодейст­вии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздейст­вует на общественные отношения в различных направлениях и с По­мощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1207 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-37657.html

Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права

Понятие, сущность и признаки права

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Введение

Понятие права, его сущности — основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков.

В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17-18 вв.

Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что «право имеет своим источником волю «.

Томас Гоббс, английский философ 17 в., утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими «. В работах Ж-Ж Руссо есть определение права как общей воли. Виднейшими представителями естественно- правовой теории были Вольтер, Д. Локк, Монтескье, А. Н. Радищев. Эта теория рассматривала право с двух позиций — естественной и позитивной систем права.

Позитивное право — это право признанное и санкционированное государством. Естественное же право уходит своими корнями в сущность человеческой природы, разума, всеобщих нравственных принципов.

В первой трети 19 в. в Гремании сложилась историческая школа права, виднейшими ее представителями были Г. Гуго, Савиньи.

Эта школа отрицала единое право для всех народов, полагая, что право самообразовывается у каждого народа по-своему, подобно нравам и языку.

Историческая школа ведущее место отводила обычаю, изучению истории права, отводя закону не только не единственное, но и не основное место в ряду источников права.

Психологическая теория права, получила распространение в начале 20 в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и во Франции (Тард). Наиболее полно и широко эту идею разработал в России Л. И. Петражицкий. Он разделил право на позитивное (официальное право государства) и интуитивное (то, что переживается людьми как право, коренится в их психике).

Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения законности, ограничения судейского усмотрения.

Впервые провозгласила идею правового (как идею самоограничения власти законом).

В дальнейшем эта теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как воплощения правопорядка.

Марксистская теория права, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривала право как надстройку над экономическим базисом общества. Право есть воля господствующего класса.

Для этой теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Несмотря на повсеместную критику этой теории, сегодня нельзя не отметить, что многие выводы марксистов о праве и государстве сохраняют свое значение и в современных условиях.

Развитие советской правовой мысли выработало нормативное понимание и определение права как системы действующих в государстве норм. В дальнейшем в эту систему вошли правоотношения и правосознание.

В ходе развернувшейся в конце 60-х начале 70-х гг. полемики выяснилось, что единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины, сближение таких разных точек зрения.

«И как в естествознании расширение знаний о природе приводит к смене одних концепций другими, так и в обществоведении ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений об обществе.

В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…»

В своей работе я пытаюсь выяснить основные понятия, принципы, типы и формы права, несмотря на то, что, по словам русского правоведа Б. И.

Кистяковского «правовую реальность следует поставить приблизительно посередине между реальностью произведений скульптуры и живописи, с одной стороны, и произведений литературы и музыки — с другой.

Но все-таки ее придется признать немного более близкой к реальности первого вида культурных благ, чем второго… который не может существовать без субстациональных элементов общественной организации. «

Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.

Понятие права.

Термин «право» столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Мы часто говорим о праве как о системе общеобязательных юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло вместе с государством и выражает «государственную волю общества «, воплощенную в правовых нормах.

Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов.

Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию.

Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

«…. право, представляя собой явление противоречивое, выражает прежде всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций. «

Совершенно ясным становится понятие права из названия древних юридических документов, памятниках права: «Русская Правда», «Правда Ярослава», — в этих названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.

«Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т. д. — и быть и нормативным, и стабилизирующим «передаточным механизмом».

Право — понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т. д. «Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права. «

Но даже во времена сталинских беззаконий и попрания естественных прав человека, заседания «троек» — было «… фактически вынужденное признание ценности права, правосудия, юстиции, юридических форм, их способности придать тем или иным действиям, актам, цивилизованный, нормативный в глазах Отечественной и мировой общественности характер. «

Здесь уместно вспомнить высказывание «… права в законе может и не быть».

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.

Собственно, юридическое право — это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.

Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран — не только религиозная книга, но и источник права.

1. 2. Сущность и признаки права.

«… право — государтсвенная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования» — в этом заключается его общечеловеческая и классовая сущность.

Право — понятие столь многогранное, что любое его определение было бы не полным, не учитывающим в полной мере его сложного характера. И все же основными признаками права традиционно называют следующие:

1). государтсвенно — волевой характер;

2). нормативность;

3). властно — регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т. п.

«Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах».

Только право, учитывающее интересы всех слоев общества, придает ему социальный вес, реальность.

Если это положение не учитывается, никакие механизмы, в том числе, государственное принуждение, не обеспечит выполнения этого права. Именно выражение согласованных интересов участников регилируемых отношений придает характер обязательности, всеобщности, господствующей системы нормативного регулирования.

«Теперь стало общим местом положение, что истинное положение права не в статьях и параграфах законов, напечатанных в кодексах, а в сознании как всего общества, так и остальных членов его»,  — писал Б. А. Кистяковский, один из ярких представителей дореволюционных русских ученых- юристов.

Вместе с этим следует отметить, что право — не воля отдельного человека, а общества в целом, и государство является проводником этой воли, и в тоже время гарантом соблюдения этой воли.

Право выступает системой норм, «…

выраженных в законах, иных признаваемых государством источникам и являющихся общеобязательным нормативно- государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения».

Именно это признанное государством право стало официальным, «… входящим во всю систему государственно- политических отношений. Именно это черта права обуславливает его социальный смысл и социальный статус как явление социальной реальности».

Нормативный характер права заключается в нормативном регулировании юридически дозволенного и недозволенного, запрещенного, предписанного, т. е. представляет собой систему признаваемых и действующих в конкретном государстве юридических норм.

Если сущность права — «государственная воля общества», то содержание права — нормативное выражение этой воли. Только издание и санкционирование властью общеобязательных норм дает возможность возвести волю общества в закон, сделать ее государственной.

Из этого вытекает и ее несколько характерных только для права особенностей.

Это непосредственная связь с государством, охрана от нарушений государственным принуждением, институционность, регулируемость общественных отношений.

Эти нормы издаются (санкционируются) государством и охраняются возможностью применения юридических санкций (что характерно только для права).

Связь с государством состоит и в общеобязательности права. Это делает право нормативной основой законности и правопорядка. Право носит выраженную черту стабильности, четкости, которое выражается в представительно- обязывающем характере и специфике структур правовых норм.

Как известно, в Древнем Риме детей учили латыни по текстам законов, на- столько правильным и совершенным было их содержание.

Институционность права заключается в том, что правовые нормы издаются (санкционируются) властью в строго определенных формах, каковыми служат различные правовые источники (право составляют действующие юридические нормы).

К формам выражения права относят: правовой обычай, судебный прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт. Право «…

складывается из системы норм, выраженных в строго определенных формах, преимущественно в законах, и изданных на их основе подзаконных нормативных актах, общенно именуемых законодательством. «

Именно нормативный признак права подчеркивает его единство и однопорядковость, стремление к законности и правопорядку, правовому обеспечению стоящих перед обществом задач.

Властно — регулятивный характер права говорит о праве как об особом государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений, мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с ним, тесной связью с государственными механизмами.

Регулирующее воздействие права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан. Регулируемые правом фактические отношения становятся правовыми отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных отношений — критерием законного и незаконного поведения, являясь их официальным критерием, определителем свободы.

Право не тождественно закону. Закон — лишь одна из форм выражений права. Закон, не отвечающий идеям права, его природе, может быть признан не действительным, и правом уже не являться (об этом наглядно свидетельствует деятельность Конституционного Суда РФ, который следит за соответствием законов и подзаконных актов Конституции РФ, международным соглашениям и т. п.).

И так, «право есть система общеобязательных, формально — определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений. «

1. 3. Основные принципы права.

Принципы права — это его ключевые идеи, выражающие его суть. В переводе с латыни «принцип» означает первооснову, отправное положение. Принципами права называют органически присущие праву качества: принцип социальной справедливости, равноправия граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения, демократизм.

Принцип социальной справедливости призвана охранять вся правовая система государства, служит ее защите и выражению. Этот принцип находит воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания.

Принцип равноправия граждан является следствием этого принципа и одним из признаков демократии. Он означает как равенство всех перед законом, так и равенство возможностей, равенство между представителями противоположных полов.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что права и свободы личности сочетаются с обязанностями личности перед обществом. Без обязанности не бывает права, иначе равновесие было бы разрушено. Принцип гуманизма закреплен в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. «

Убеждение и принуждение в праве — одно из проявлений справедливости, гуманизма и демократизма.

Убеждение и принуждение — методы руководства общества государством. Разумное сочетание их — вот задача правового государства. Убеждение содержит сами нормы права. Знакомясь с ними, граждане убеждаются в их необходимости. К убеждению также относят правовоспитание, всенародное обсуждение законопроектов и т. п.

Принуждение, согласно Конституции РФ — средство исправления и перевоспитания. Арсенал его воздействия разнообразен: от мер пресечения, до юридической ответственности, санкции.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализует себя в политике и экономике через государственные и правовые институты.

Перечисленные принципы распространяются на всю систему прав. Эти принципы лишь подтверждают то, что лишь те законы разумны и действенны, которые отвечают природе человека.

Типы права. Правовые семьи и их типология.

В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих друг с другом правовых систем. Свое право имеют и негосударственные образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

Существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые отношения. Право — продукт цивилизации, и потому национальная система права, являясь «внутренней картой» национального права, создает «карту мира» права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой семье.

«Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев».

Через сопоставления и анализ одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направления и этапы.

«Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много».

Классификация означает распределение национальных систем, в зависимости от критериев, по типам.

«Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства».

Она отражает культурные, экономические, политические особенности конкретного общества.

Совокупность национальных правовых систем образует правовую семью. Она основывется на общности структуры права, исторического пути его формирования, общности источников. Своеобразие правовой семьи определяется ее источниками: юридическими, культурно- историческими, духовными (религия, этика).

В соответствии с этим выделяют следующие правовые семьи: общего права (основной источник — судебный прецедент, т. е.

судебное решение по конкретному делу, обоснование которого для ниже стоящих судов является образцом решения аналогичных дел), романо — германскую (правоприменитель сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой (в виде закона или кодекса) и в ней находит решение, обычно -традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую.

Рассмотрим наиболее характерные черты названных правовых семей.

Семья общего права. Включает право Англии и стран последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами.

Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количесво судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т. е индивидуальный характер.

«Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее.

Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота — немедленное восстановление статус кво, а не установление основ социального порядка».

Также, как и романо-германское право общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу причин колонизации.

В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

«В силу исторических причин право выступает как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки. «

Судья, рассматривая конкретное дело, лишь классифицирует его. Это вовсе не исключает творческого и самостоятельного начала: нужно вникнуть в природу ситуации, чтобы применение права было сообразно его природе.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

В результате колонизации романо- германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей.

Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. «И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а гсоподствовавшие, начиная с эпохи Возрождения, философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав.

Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились.

Норма права все более и более понимается в странах общего права также, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости».

«Решение, которое выносит судья в результате толкования юридических норм, является источником права, т. е. судья творит норму права. Это уже проявление мудрости. « Это лишь доказывает глубокую взаимосвязь мирового правового развития, единство правового регулирования.

Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традицонного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.

Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран — священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно- юридические установления.

Сунна представляет собой сборник норм- традиций, которые служат образцами для мусульман.

Источник: http://catalog.studentochka.ru/8272.html

Refy-free
Добавить комментарий