Понятие науки

Понятие науки

Понятие науки

Раздел № 3

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (НАУКА. РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО)

Тема 3.1

Философия и наука.

Роль науки в современном обществе

СОДЕРЖАНИЕ

Вы будете изучать:

· понятие науки;

· структуру и уровни научного познания;

· основные особенности научного познания;

Цели темы:

· проследить этапы возникновения науки;

· познакомить с современными философскими взглядами на роль науки в обществе;

· дать основные критерии научности;

После изучения модуля вы сможете:

· различать научные и вненаучные формы знания;

· понимать роль проблемы, гипотезы и теории в построении и развитии знания;

· ориентироваться в современных научных методах познания;

· иметь представление о структуре и уровнях научного познания.

ЛЕКЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА 3.1

Философия и наука.

Роль науки в современном обществе

Понятие науки

Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. До Нового времени не было условий формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система трех названных своих сторон она возникла в Новое время, в XVI — XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства.

С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание».

Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания.

В Новое время все более ускоренными темпами развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет про трем основным направлениям:

· отделение науки от философии;

· выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.;

· вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Поворотным пунктом в указанном процессе послужил XVIII в. и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что так присуще воззрениям Канта.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил, вызвавшее бурный расцвет науки, особенно естествознания (прежде всего механики), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования — как философских, так и частнонаучных .

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знания о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание — гуманитарные, социальные науки; познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Каждая такая группа наук может быть подвергнута более дробному членению. В состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т. п.

Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке .

Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах.

Могут быть и другие критерии для классификации наук.

Так, по «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Будучи детерминированной в конечном счете общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям.

Среди них — преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сложное сочетание процессов дифференциации (выделение все новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединения «усилий» ряда наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современной науки, взаимодействие наук и их методов, ускоренное развитие науки, свободы критики, недопустимость монополизации и догматизма науки, ее все более активная роль во всех сферах жизнедеятельности людей, усиление ее социального значения и т. д..

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и антисциентизм.

Сторонники сциентизма (от лат. scientia — наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности.

Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все социальные проблемы.

При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения.

«В пику» сциентизму возник антисциентизм, представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука — враг человека, ибо последствия ее применения катастрофические (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Несомненно, что обе позиции в отношении науки содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки и научного познания, их возможности и границы.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_66126_ponyatie-nauki.html

Шевчук Л.С. Понятие науки. Наука как вид человеческой деятельности

Понятие науки
  Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

  Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.   Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек.

По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).

Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.   Цель: проанализировать понятие науки как вида человеческой деятельности, рассмотреть основные научные методы и сообщества; осветить основную проблему образование и вопрос необходимости фундаментального знания.

  Актуальность: отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира и поэтому то не больное количество материала которое приведено в реферате должен знать каждый.

  Термин «наука» science и «учёный» — scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом (1794-1866) в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным».   С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.   Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

  В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

  НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятель¬ности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.   Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человече¬ской деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развиваю¬щиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.   Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира.   Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки , но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание.   Но в отличие от него наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые, в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.   Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки , отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего , это отличие но их продуктам (результатам). Обыден¬ное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой.   Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, кото¬рые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на личные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний.   Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и до¬казанность знания. Далее, наука , в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы.   Каждая из наука (математика, физика, химия, биология, технические и социальные ) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философскомировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук.

  Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

  Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных.   В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.   Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В СССР и России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физико-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. — в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе. Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы.   Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискуссионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

  Высшая ступень — членство в Академии наук. В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства первая член-корреспондент Академии и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ.

При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно.

Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.

  В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.   Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах — это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.   Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия созданы по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.   Научные организации:   • ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру).   • ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии).

  • Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей на них).

  Научные институты — академии и НИИ — сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие, как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, — требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации.   Международные научные институты:   • CERN — крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц;

  • ОИЯИ — в ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторен синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах.

  За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.   • Нобелевская премия — самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в ряде номинаций. На неё существует пародия в виде Шнобелевской премии.   • Премия и медаль Филдса — за успехи в области математики. Вручается королём Испании.   • Премия Рольфа Неванлинны — за крупные достижения в математических аспектах информатики.   • Премия Карла Фридриха Гаусса — за выдающийся вклад в математику посредством открытий в других науках.   • Премия Крафурда — награда вручается по следующим направлениям: Астрономия и Математика, Биологические науки и Науки о Земле.     • Премия Абеля — а вклад в математику.   • Премия Шао Ифу — за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни.   • Премия Тьюринга — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники.   • Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — высшая награда Российской академии наук.

  • Золотая медаль имени Д. И. Менделеева — научная награда Российской академии наук за выдающиеся научные работы в области химической науки и технологии.

  Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда любое воспроизведение реальности предполагает эмоциональную оценку или реакцию.   В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:   1. Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.   2. Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.   3. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.   4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.   5. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента).   На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы.

  Представления о науке и научном методе — методология науки, со временем менялись.

Направления научных исследований   Современные научные исследования осуществляются по трем основным направлениям:   • Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.   • Прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда приводящие к научно-технической революции.

  Многие учёные проводили научные эксперименты на себе.

  • Успешный опыт с самозаражением одного из первооткрывателей микроорганизма Helicobacter pylori — профессора Барри Маршалла и группы добровольцев послужил ещё одним убедительным научным доказательством существования фактора, которому сегодня отводят одно из первых мест в этиологии хронического гастрита. В 2005 году Барри Маршалл и его напарник Робин Уоррен за своё открытие были удостоены Нобелевской премии.

  Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).   Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура.   Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика). Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы:   1. Теоретические науки (математика, физика, теология).   2. Практические науки.   3. Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр).   4. Логика, включающая грамматику и риторику.

  Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика.

  Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу, молодой человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать это рабо¬чее место через пять лет после окончания университета, он должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять пятнадцать двадцать лет стать лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.

  Украина может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения — главная опора науки. Фундаментальная наука отвечает этому условию.

  1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959   2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988   3. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993   4. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11   5. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989   6. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987   7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983   8. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987

  9. Карлов Н.В. О фундаментльном и прикладном в науке и образовании, или “Не возводи дом свой на песке”. “Вопросы философии”, 1995, №12

Источник: http://masters.donntu.org/2010/etf/shevchuk/library/tez3.htm

Понятие науки как деятельности человека

Понятие науки

Наука – это широкое понятие, которое включает в себя различные виды человеческой деятельности. Понятие науки это: биологи, рассматривающие бактерии с помощью микроскопов, химики, проводящие эксперименты по реакциям в лаборатории, астрономы, наблюдающие за галактиками через телескопы,  физики, решающие уравнения на доске.

По существу, понятие науки это форма накопленного знания через усилия человека в понимании Вселенной в которой мы живем.

Разумно предположить, что понятие науки – это изучение физического аспекта природы, а ее предмет – данные, которые могут быть собраны, в принципе, с помощью различных датчиков.

В отличие от прошлого, когда только небольшое количество людей имело возможность работать учеными, современная наука развивается и продвигается многими исследователями из разных дисциплин. В то же время предпринимаются значительные усилия для ускорения результатов исследований.

Сущность науки

В то время как низшие животные только существуют в мире, человек пытается понять сущность или смысл происходящего.

Человек на основе интеллекта пытается научить себя многому, чтобы сделать жизнь более комфортной.

В процессе изучения человек создает искусственный мир – этот растущий круг идей, называемый “наукой”, который можно охарактеризовать как рациональное, систематическое, точное, поддающееся проверке и, в некоторых случаях, ошибочное знание.

Благодаря научным исследованиям человек достиг концептуальной реконструкции мира, который становится все более широким, глубоким и точным. Мир дается человеку, он терпит или презирает его, но обогащается знаниями. Человек пользуется природой, подчиняя ее собственным животным и духовным потребностям, а также мечтам.  Таким образом, человек создает мир артефактов и мир культуры.

Научный процесс познания

Процесс и научные понятия могут быть описаны как систематические ментальные представления о природном мире и занимают центральную роль. Они могут соответствовать наблюдаемым сущностям (млекопитающее или река), не наблюдаемым обычным способом сущностям (атом или ген), или они могут быть связаны с процессами (фотосинтез или адаптация).

Порядок процесса познания

Научный процесс начинается с постановки вопроса, разработки гипотезы и составления обоснованных прогнозов.

Далее следуют эксперименты, оценка данных, внесение корректировок и подтверждение результатов. Люди учатся и получают знания с помощью наблюдений и экспериментов.

Общие элементы научного процесса включают выявление, измерение и представление информации о причинах и следствиях.

Научный процесс важен, потому что он устраняет личные предубеждения и может изменить то, во что другие решают верить. Результаты должны быть наблюдаемыми, измеримыми и воспроизводимыми.

Методы исследований

Основные методы исследования включают, например, изучение научных публикаций исследователей, журналов и университетов, моделирование научного сотрудничества и цитирования, понимание инновационных процессов, классификация различных научных областей, прогнозирование будущей эволюции и развития науки.

Значимость метода исследований заключается в широком применении в процессе оценки многих научных предложений.

Индустриализация понятия науки привела к революции в доступности наборов данных, которые охватывают основные виды деятельности человека.

Понятие науки как таковое имеет значение, как правило, для определения научного воздействия, понимания научных проблем, картографирования научных полей и разработки индикаторов для лиц, принимающих решения.

Результаты исследований

В результате исследований ученые пытаются организовать объекты и явления в логическом порядке помогая людям усвоить сложность предмета или его место в списке иерархий.

Например, растения и животные организованы по царству, типу, классу, порядку, семейству, роду и виду.

Ученые также организуют различные компоненты в системы. Солнечная система, например, содержит Солнце, планеты, луны, карликовые планеты и кометы.

Попытки классифицировать науки

Понятие науки как деятельность и исследование относится и к социальной жизни.  Исследования в социальной жизни применяются для  улучшению нашей естественной и искусственной среды, изобретения и производства материальных и культурных ценностей, превращаясь в технологию.

Однако наука кажется нам самой ослепительной и удивительной из звезд культуры, когда мы рассматриваем ее как благо само по себе, это как деятельность, производящая новые идеи (научные исследования).

Попытки классифицировать науки происходили со времен античности. Со временем количество этих наук увеличивается, но их можно в зависимости от сферы, предмета и метода познания различать:

  • о природе – естественные;
  • технические – о техническом построении и технологиях;
  • об обществе – гуманитарные и социальные;
  • о мышлении — философские.

В последнее время время выделились формальные науки как математика, логика, кибернетика, информатика.

Цель науки

Цель науки направлена на то, чтобы сделать научно генерируемые знания и методы их производства более доступными, применимыми, прозрачными и отвечающими потребностям как ученых, так и общественности. Этот принцип разделяется инициативой ответственного исследования и инноваций, которые связаны с этическими, правовыми и социальными последствиями исследований.

Наука постоянно обращается к различным людям, таким как ученые, политики, педагоги, бизнес, отраслевые новаторы и цивилизованное общество в процессе своего развития.

Углерод – элемент номер шесть. Прямо в середине первой строки периодической таблицы химических элементов.  Ну и что?  Углерод основа жизни – это самый важный элемент живых организмов.

Без этого элемента жизнь, какой мы ее знаем, не существовала бы. Как вы увидите, шестой элемент периодической таблицы является центральным в соединениях, необходимых для жизни.

Значение углерода Соединение, содержащееся главным образом в живых …

Читать далее »

Шумиху вокруг “умных” технологий и домашней автоматизации нельзя отрицать.

Но в чем же большая выгода? Как работают интеллектуальные дома, и как именно сегодняшние так называемые умные термостаты и другие устройства действительно выигрывают против своих предшественников? Неужели интеллектуальные термостаты действительно работают так сильно по-другому чем другие виды терморегуляторов? Определение “умного” термостата Поскольку отопление и охлаждение составляют примерно половину типичного счета за …

Читать далее »

Осмысление жизни  проистекает из глубокого стремления познать и разгадать свое существование.

Это требует страстного и сосредоточенного ума, который готов отложить повседневную жизнь в сторону поиска глубоких ответов.

Как узнать больше о смысле жизни Как только вы утвердились в желании узнать больше о смысле жизни, следующий шаг-это уделять больше внимания тому, как информация в мире течет к вам. Вы можете посмотреть …

Читать далее »

Топливный элемент-это электрохимическое устройство, подобное первичной или вторичной батарее, которое преобразует химическую энергию из топлива непосредственно в электрическую; но в отличие от батарей, процесс преобразования энергии в топливном элементе непрерывен при непрерывной внешней подаче топлива. Водород является наиболее распространенным топливом, но иногда используются углеводороды, такие как природный газ и спирты, такие как метанол. Топливные элементы отличаются от батарей тем, что …

Читать далее »

Формы жизни и их зарождение так или иначе произошли в космосе. Это можно интерпретировать тем, что именно в космосе «живет» наша планета.

 Рассматриваемые учеными характеры существования Ученые утверждают, что все происходящее в живом существе можно определить как упорядоченную систему, которая может поддерживать себя на фоне тенденции к жизни и может воспроизводить себя. Существующие формы жизни должны преобразовать пищу, солнечный свет или электричество …

Читать далее »

Изобретение плуга как древнего инструмента произвело революцию в сельском хозяйстве. К 3500 году до нашей эры египтяне обрабатывали землю с помощью деревянного клиновидного орудия с железным наконечником, которое тянули волы.

Благодаря изобретению плуга ранние земледельцы могли обрабатывать быстрее чем раньше, что позволяло им производить больше урожая в более короткие сроки. Изобретение плуга помогло бороться с сорняками и закапывать остатки урожая. …

Читать далее »

Термин “ноотропы” в первую очередь относится к химическим веществам, которые отвечают очень специфическим критериям.

Ноотропные препараты природного или синтетического происхождения могут оказать положительное влияние на умственные способности.

В общем, ноотропы для мозга делятся на три основные категории: пищевые добавки, синтетические соединения и отпускаемые по рецепту лекарства. В то время как эксперты в области здравоохранения в целом согласны с тем, что …

Читать далее »

Верить в бога и его сверхъестественные силы или нет? Но, тем не менее есть различные мнения по этому вопросу. Лаконичные мысли про веру в Бога Религия без науки смешна. Гораздо эффективнее верить не в Бога, а в научный прогресс. По-настоящему о Боге мы ничего не знаем. Мы его никогда не видели и не прикасались к нему, но мы всегда вспоминаем …

Читать далее »

Применение новых оптоволоконных технологий  позволило улучшить способ коммуникации за счет резкого получения высокой пропускной способности.

Это быстро увеличило потребительский и коммерческий спрос на дополнительные телекоммуникационные мощности и интернет-услуги с волоконно-оптической технологией, способной обеспечить необходимую информационную емкость.

Развитие возможностей передающих сред позволило передавать больше данных на большие расстояния. Многочисленные исследования по-прежнему предлагаются и проводятся для дальнейшего совершенствования существующей в настоящее время …

Читать далее »

Деревья всегда обвораживали людей. Эта жизненная форма деревянистых растений  прекрасна на нашей планете. Сообщения про деревья упоминаются почти во  всех религиях и побуждают живописцев на протяжении 1000-летий.

В детстве я читал научную фантастическую историю, которая принудила меня заново посмотреть на деревья. В этой истории прилетели гости из развитой цивилизации на Землю, и их галактический корабль приземляется среди леса.

Инопланетяне длительно …

Читать далее »

Передача электроэнергии без проводов в глобальном масштабе была предложена более 100 лет назад, когда Никола Тесла впервые начал свои эксперименты, кульминацией которых стало строительство башни на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в начале 1900-х гг. Целью Теслы было разработать технологию передачи электроэнергии в любую точку мира без проводов. Он подал несколько патентов, описывающих беспроводные передатчики и приемники энергии. Однако его знание электрических …

Читать далее »

Как долго живут комары? Это зависит от пола. Вообще говоря, самки комаров имеют более длительный срок жизни, чем самцы. Самки могут оставаться в живых до 56 дней, в то время как самцы живут только 10 дней. Кроме того самцы не так активны в летнюю погоду. Самое отвратительное от жизни этих насекомых заключается в укусах и зуде после укуса на коже. …

Читать далее »

Источник: https://v-nayke.ru/?p=16124

Наука — понятие, особенности классификации и основные функции

Понятие науки

От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие.

Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее.

Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.

Что такое наука

Наука — это особый вид умственной, когнитивной формы деятельности человека, направленной на сбор, обработку и структурирование независящей от человека информации о мире, социуме и самом индивидууме.

Отличительные признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

  1. Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

  2. Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

  3. Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

  4. Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить.

    Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому.

    Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.


Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами. 

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания. 

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

  • математические;
  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные.

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно. 

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки — математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов. 

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними. 

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки — естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями. 

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки — гуманитарные и технические науки

В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей. 

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком. 

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

Источник: https://nauka.club/estestvoznanie/nauka-ponyatie.html

1. Понятие науки. Классификация наук

Понятие науки

Понятие«наука» имеетнесколько основных значений.

Во-первых, поднаукой понимается сфера человеческойдеятельности, направленной навыработку и систематизацию новых знанийо природе, обществе, мышлении и познанииокружающего мира.

Во втором значениинаука выступает как результат этойдеятельности – система полученныхнаучных знаний. В-третьих, наука понимаетсякак одна из форм общественного сознания,социальный институт.

Непосредственнаяцель науки – постижение объективнойистины, полученной как результатзнаний об объективном и о субъективноммире.

Задачинауки: собирание,описание, анализ, обобщение и объяснениефактов; обнаружение законов движенияприроды, общества, мышленияи познания; систематизацияполученных знаний; объяснение сущностиявлений и процессов; прогнозированиесобытий, явлений и процессов; установлениенаправлений и форм практическогоиспользования полученных знаний.

Разветвленнаясистема многочисленных и многообразныхисследований, различаемых по объекту,предмету, методу, степени фундаментальности,сфере применения и т. п., практическиисключает единую классификацию всехнаук по одному основанию. В самом общемвиде науки делятся на естественные,технические, социальные и гуманитарные.

Кестественным наукамотносятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);

  • Земле (геология, геофизика, и др.);

  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические наукисодержательно основываются на естественныхнауках. Они изучают разлииные формы инаправления развития техники (радиотехника, электротехника и проч.).

социальныенауки также имеют ряд направлений иизучают общество (экономика, социология,политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки— науки о духовном мире человека, оботношении к окружающему миру, обществу,себе подобным (педагогика, психология,).

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Воснове их различия лежат определенныетипы отношения объекта и субъекта вестественных и социально-гуманитарныхнауках.

В первых присутствует четкоеотделение объекта от субъекта, иногдадоведенное до абсолютного; при этом всевнимание исследователя сосредоточеннона объекте.

В социальных и гуманитарныхнауках такое разделение принципиальноневозможно, поскольку в них субъект иобъект слиты воедино в одном предмете.Проблемы подобных взаимоотношенийисследовались английским писателем иученым Ч. Сноу.

Предметнаяобласть науки включает:

·  систему знаний о природе — естествознание(естественные науки);

·  систему знаний о позитивно значимыхценностях бытия человека, социальныхслоев, государства, человечества(гуманитарные науки).

Естественныенауки являются составной частьюестественнонаучной культуры, агуманитарные соответственно гуманитарнойкультуры.

Естественнонаучнаякультура -это: совокупный исторический объемзнания о природе и обществе; объем знанияо конкретных видах и сферах бытия,который в сокращенно-концентрированнойформе актуализирован и доступенизложению;усвоенное человеком содержаниенакопленного и актуализированногознания о природе и обществе.

Гуманитарнаякультура -это: совокупный исторический объемзнания философии, религиоведения,юриспруденции, этики, искусствознания,педагогики, литературоведения и другихнаук;системообразующие ценностигуманитарного знания (гуманизм, идеалыкрасоты, совершенства, свободы, добраи т. п.).

Спецификаестественнонаучной культуры: знанияо природе отличаются высокой степеньюобъективности и достоверности(истинности). Кроме того, это глубокоспециализированное знание.

Спецификагуманитарной культуры: системообразующиеценности гуманитарного знания определяютсяи активизируются исходя из принадлежностииндивида к определенной социальнойгруппе.

Проблема истинности решаетсяс учетом знания об объекте и оценкиполезности этого знания познающим илипотребляющим субъектом.

При этом неисключается возможность толкований,противоречащих реальным свойствамобъектов, насыщенность теми или инымиидеалами и проектами будущего.

Взаимосвязьестественнонаучной и гуманитарнойкультур заключается в следующем: имеютобщую культурную основу, являютсяосновополагающими элементами единойсистемы знаний ;представляют собойвысшую форму человеческих знаний;взаимно координируют в историко-культурномпроцессе; стимулируют появление новыхмеждисциплинарных отраслей знания настыках естественных и гуманитарныхнаук.

Человекявляется основным звеном связи всехнаук

Источник: https://studfile.net/preview/6008742/

Refy-free
Добавить комментарий