Понятие международного преступления

Международные преступления — это… что такое международные преступления?

Понятие международного преступления

особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, основополагающих для обеспечения мира. защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. При этом наибольшую опасность представляют деяния должностных лиц. реализующих на практике преступную политику государств и персонифицирующих М.п. государства.

Наряду с государствами, несущими за эти преступления международную политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики. Впервые перечень М.п. был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г.

МВТ подразделены на 4 группы.

а) Преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий.

С объективной стороны «планирование» не охватывается понятием «подготовка войны». Это позволило в свое время привлечь к ответственности должностных лиц, Германии и Японии, принимавших участие в производстве и закупке вооружения и боевой техники,строительстве фортификационных сооружений и т.п.

В понятие «развязывание» входит деятельность как до начала войны, так и в ходе ее, т.е. провокационные заявления руководителей, концентрация войск на границах, провокация противной стороны на вооруженный конфликт, вероломное нападение вооруженных сил и т.п.

Что касается понятия «участие в общем плане или заговоре», то имеются в виду различные формы соучастия других государств в преступной агрессивной войне. Поэтому все они без исключения должны нести ответственность в полной мере.

б) Военные преступления, нарушающие законы и обычаи войны: убийство, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории:убийство. истязание военнопленных или лиц. находящихся в море: убийство заложников, ограбление общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение городов и деревень.разорение. не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.

в) Преступления против человечности — убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, связанное с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того. являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны. Перечень военных преступлений и преступлений против человечности был существенно дополнен Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. Так, к ним отнесены: преднамеренное убийство. пытки, бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное.произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не

вызываемое военной необходимостью;

принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

взятие заложников и преступные посягательства на их имущество. И наконец, ст. 85 Дополнительного протокола I (1977) кЖеневским конвенциям кчислу «серьезных нарушений» относит следующие умышленные деяния, явившиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения: совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно. что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам: нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы. когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам: превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо. когда известно. что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца или других защитных знаков, признанных Конвенциями или настоящим Протоколом. «Серьезными нарушениями» Протокола I считаются также следующие умышленные действия: перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы; неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц: применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации: превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, признанных культурными ценностями с особой защитой. в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения;

лишение пользующихся защитой лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство. В этой же статье Протокола подчеркнуто, что перечисленные

«серьезные нарушения» Женевских конвенций и Протокола I рассматриваются как военные преступления.

г) Преступления против человечества впервые были выделены в отдельную группу Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. К их числу были отнесены:

изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцид. Конвенция о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г. признала преступными сходные с апартеидом расовую сегрегацию и расовую дискриминацию.

В 1976 г. Комиссия международного права ООН одобрила проект статей об ответственности государств, в котором в числе других к преступлениям против человечества отнесены колониальное господство, рабство и экоцид. С развитием международного права перечень рассматриваемых преступлений будет расти.

Об этом свидетельствует Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый Комиссией международного права в 1991 г.В нем нет традиционного деления на М.п. и преступления международного характера. Поэтому, руководствуясь общепризнанными правилами. в числе М.п.

в нем предусмотрены:

агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела других государств, колониальное господство и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид. систематическое и массовое нарушение прав человека, исключительно серьезные военные преступления и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

О росте числа этих преступлений свидетельствуют новые в международном уголовном праве Устав Международного трибунала по Югославии и подобный Устав по Руанде. В них включены не только известные ранее основные М.п.. но и устанавливаются другие деяния и подчеркивается.что их перечень не является исчерпывающим. Например.

среди нарушений законов и обычаев войны указаны: применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий людям: бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью: захват, разрушение или умышленное уничтожение и повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных, научных учреждений. исторических памятников, художественных и научных произведений и др.

Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за М.п. В его Приговоре записано:»преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями. и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права».

В целях обеспечения неотвратимости наказания за указанные выше преступления нормы международного уголовного права регулируют особенности розыска, ареста и выдачи преступников. Еще в 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в специальной резолюции рекомендовала государствам «принять немедленно все меры для того. чтобы военные преступники…

были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран». Позже Комиссия по правам человека ООН на своей 29-й сессии рассмотрела и одобрила проект принципов международного сотрудничества по обнаружению. аресту, выдаче и наказанию лиц.

виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В резолюции № 3074 Генеральная Ассамблея провозгласила девять таких принципов: а) военные преступления и преступления против человечества, когда бы и где бы они ни совершались, подлежат расследованию.

а лица, совершившие такие преступления, — розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и в случае признания их виновными — наказанию: б) каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за совершение М.п.

; в) для пресечения и предотвращения этих преступлений государства берут на себя обязательство сотрудничать друг с другом и принимать в этих целях внутренние и международные меры (учреждение специальных следственных органов и судов.

заключение международных договоров о сотрудничестве в целях предотвращения и пресечения этих преступлений):г) государства будут оказывать друг другу содействие в целях обнаружения, ареста. привлечения к суду лиц.

подозреваемых в совершении таких преступлений и в случае признания виновными — наказания их: д) государства обязуются сотрудничать друг с другом по вопросам выдачи международных преступников, как правило, в те страны, где они совершили преступления; е) государства будут сотрудничать в с4)ере оказания друг другу правовой помощи по уголовным делам рассматриваемой категории в деле сбора информации и следственных материалов. способствующих привлечению к судебной ответственности виновных и обмену имеющейся информацией: ж) государствам запрещается предоставлять военным преступникам политическое или территориальное убежище; з) государства не должны принимать законодательные или иные меры, которые противоречили бы взятым ими на себя международным обязательствам по борьбе с этими преступлениями; и) сотрудничество государств в целях обнаружения, ареста. выдачи и наказания лиц. виновных в этих преступных деяниях, следует осуществлять на основе Устава ООН.

Панов В.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1216/%D0%9C%D0%95%D0%96%D0%94%D0%A3%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%95

Виды международных преступлений (2)

Понятие международного преступления

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение…………………………………………………………….……………3

1. Международное преступление иего признаки………….………………….4

1.1 Понятие международногопреступления……………………….………….4

1.2 Объективные признакимеждународного преступления…….……………8

1.3 Субъективные признакимеждународного преступления……………….10

2. Виды международныхпреступлений……………………………………….13

2.1 Преступления противмира…………………………………………………13

2.2 Военные преступления……………………………………………………..16

2.3 Преступления противчеловечности……………………………………….18

3. Ответственность за международныепреступления……………………………………………………………………23

3.1 Международно-правоваяответственность государств замеждународныепреступления…………………………………………………………………….23

3.2 Международно-правоваяответственность физических лиц замеждународные преступления………………………………………….………25

Заключение……………………………………………………………….………27

Список использованнойлитературы…………………………………….……..28

Введение

Преступления международногохарактера способны подорвать демократию,разрушить свободную рыночную систему,уничтожить национальные фонды ипрепятствовать становлению стабильногообщества.

Приэтом преступления международногохарактера и транснациональная преступностьугрожают безопасности всех стран.Международное сообщество противостоитэтой угрозе с удивительной оперативностьюи единодушием, что является редкостьюна мировой уровне.

В последнее десятилетиеXX века и в начале XXI века беспрецедентновозросла международная активностьпреступности, опасность которойусугубляется размыванием границгосударств и продолжающимся процессомусиления их прозрачности, расширенияи взаимопроникновения экономическихрынков, которые ранее были закрыты илижестко контролировались государствами.Это создает условия для возникновенияновых, ранее неизвестных, форм международнойпреступности, усугубления еепрофессионализации. В результатеизменений в структуре торговли, финансови информации создается такое положение,когда преступность уже не связананациональными границами.

Преступления международногохарактера в качестве характерной чертысовременного состояния и тенденцииразвития отмечается многими юристами- учеными и практиками.

Они становятсявсё более транснациональными, а вомногих случаях приобретают глобальныйхарактер.

В настоящее время преступностьмеждународного характера — это и«коммерческая деятельность криминальныхкорпораций, осуществляемая на территориинескольких стран противоправнымисредствами и (или) с привлечениемзапрещенных товаров и услуг».

Современные преступлениямеждународного характера отличаютсярезко возросшей технической оснащенностью,высоким уровнем организации, наличиемзначительных финансовых средств.

Ихглавная отчетливая черта — это размываниеграниц между международными преступлениямии преступлениями, совершаемыми нанациональном уровне.

Расширяются связитеррористических организаций спредставителями наркобизнеса, а такжекриминальными структурами, занимающимисянезаконной торговлей оружием и людьми.Рост преступлений международногохарактера представляет собой угрозумеждународной стабильности.

Проблема борьбы спреступностью в Республике Казахстантребует принятия радикальных мер,направленных на профилактику преступленийи обеспечение принципа неотвратимостинаказания.

Следует отметить, что впоследние годы сложилась определеннаясистема международного сотрудничества,разработаны и действуют процедуры понекоторым вопросам правовой помощи, втом числе, по уголовным делам.

Вопросыоказания правовой помощи по уголовнымделам приобретают особое значение всвязи с расширением правовогосотрудничества государств, углублениемсвязей Республики Казахстан с мировымсообществом.

1. Международное преступлениеи его признаки

1.1Понятие международного преступления

Известно,что международное преступление являетсяразновидностью международногоправонарушения. Любые правонарушения,для того чтобы быть охарактеризованнымив качестве таковых, должны обладатьопределенными признаками, иметьсоответствующий состав.

Применительно ко внутригосударственномуправу, в частности уголовному, большоезначение уделяется изучению составаправонарушения как минимальнойсовокупности главных объективных исубъективных признаков, достаточныхдля возложения ответственности направонарушителя.

При этом большинствоисследователей настаивают на четырех- элементной формуле состава преступления:объект,объективнаясторона,субъект,субъективнаясторона. Но впоследнее время становится все большесторонников укороченной формулы.

Всоветской науке международного прававысказывалась правильная точка зренияо том, что такая общеправовая категория,как состав правонарушения, применимаи к международному праву, поскольку ееизучение помогает обнаружить какобщеюридические, так и специфическиечерты международно-правовой ответственностигосударства.

Международноеправо как юридическая система отличаетсяцелым рядом специфических черт, чтонаходит свое отражение как в характеремеждународно-правовых отношений, черезкоторые, как правило, реализуются нормымеждународного права, так и, в особенности,международных правонарушений, влекущихмеждународно-правовую ответственностьгосударства.

Правоохранительныеотношения возникают в результате фактаправонарушений и не могут не иметь всвою очередь черт, типичных именно длямеждународного права.

С другой стороны,являющиеся предметом нашего исследованиямеждународные преступления представляютсобой видовую категорию по отношениюк более общей родовой, охватывающей всемеждународные правонарушения.

Однакомеждународным преступлениям свойственв свою очередь ряд особенностей,отличающих их не только от правонарушенийпо национальному праву, но и от обычныхмеждународных правонарушений. Этиособенности оказывают свое влияние нев последнюю очередь, как на составмеждународных преступлений, так и наего отдельные элементы.

Международноепреступление – это тягчайшеемеждународно-противоправное деяние,посягающее на основы существованиягосударств и наций, подрывающее важнейшиепринципы международного права, угрожающеемеждународному миру и безопасности.

Такое преступление требует наличиямеждународного элемента. Этот элементможет заключаться в самом характерепротивоправного деяния, в объекте илирезультате.

Так, преступление можетбыть направлено против общих интересовмира и безопасности или посягать наболее ограниченные интересы, например,отдельного государства. Международныепреступления государства складываютсяиз преступных деяний физических лиц.

Однако эти преступления имеют довольнозначительные отличительные черты посравнению с преступлениями, совершаемыеиндивидами не в качестве должностныхлиц государства, а в качестве частныхлиц, с которыми государства ведутсовместную борьбу.

Субъектымеждународных преступлений- это государства, их органы, транснациональныекорпорации, а также физические, частныеили должностные лица, конкретносовершающие эти преступления.

В настоящеевремя общепризнано, что в связи сповышенной общественной опасностьюмеждународных преступлений субъектамипретензий к делинквенту могут быть нетолько непосредственно пострадавшиегосударства, но и практически всеучастники международного общения, всемеждународное сообщество — т. е.

всегосударства и международные организации.Как часто упоминается в правовойлитературе, Международный суд ООН всвоем решении от 6 февраля 1970 г. призналсуществование определенных обязательств,в выполнении которых заинтересовановсе международное сообщество.

К нимотносятся, прежде всего, обязательства,касающиеся поддержания мира и международнойбезопасности. Поскольку эти правоотношенияответственности — международно-правовые,то такими субъектами, естественно, могутбыть только субъекты международногоправа.

Одиниз основных принципов международногоправа — принцип суверенного равенствагосударств, а субъектами правоотношений,вытекающих из юридического фактамеждународных преступлений, остаютсяименно государства-нарушители.

Приправонарушениях непреступного характеразначительные ограничения суверенитетатаких государств — исключительное ивременное явление, и эти государстваостаются, в принципе, равноправнымиучастниками международного общения.

Они не утрачивают права на равенство,хотя на них должны быть возложеныопределенные обязанности по ликвидациивредных последствий международно-противоправногодеяния. Иначе обстоит дело с международнымипреступлениями.

Совершившие их государстване могут претендовать на полное равенствов общении с другими. Ограничениесуверенитета — основное юридическоеследствие их преступного поведения.

Вюридической литературе высказываетсяобоснованное мнение, что субъектамимеждународных правонарушений могутбыть и международные организации. Неисключено, что субъектом международногопреступления могут быть военные союзы.

Анализ международно-правовых документовпозволяет сделать вывод о том, чтосубъекты международных преступлений,как и в случае других международныхправонарушений, — это, прежде всегогосударства, а также физические лица,выступающие от его имени и конкретноосуществляющие эти преступления (ст.3, 5 проекта Кодекса преступлений противмира и безопасности человечества).

Известно, что международные преступления- это общественно опасные деликты,направленные против жизненных интересовмиролюбивых народов. Ответственностьза них не ограничивается международно-правовойответственностью государств.

Субъектамимеждународных преступлений наряду сгосударствами являются и физическиелица, в отношении которых также возникаетмеждународная ответственность и которыеизымаются из юрисдикционного суверенитетагосударства-правонарушителя.

Вряд ливозможно назвать какое-либо международноепреступление, международно-правовуюответственность за которое в рамкахмеждународного публичного права несетгосударство и за которое то же времянельзя было бы найти ответственныхфизических лиц, подлежащих уголовнойответственности. Состав обычных военныхпреступлений определен в первую очередьв Гаагских и Женевских конвенциях.

Осуществляющие их лица — субъектыпреступлений и ответственности за нихв соответствии с положениями этихконвенций и аналогичных внутреннихправовых актов. В случае попустительстватаким действиям, поскольку эти лицавходят, как правило, в состав вооруженныхсил государства, субъектом этих актови. ответственности за них в силу принципавменения становится само государство.

В юридическом смысле составы преступлений,осуществленные физическими лицами исамими государствами, тоже идентичны.Особенно это характерно для военныхконфликтов с применением ядерного идругих видов оружия массового уничтожения.

Для оружия массового уничтожения, содной стороны, принципиально именното, что его разработка, производство иприменение осуществляются непосредственногосударственным аппаратом.

С другойстороны, хотя оно и обладает исключительнойсилой поражения, равнозначной усилиямцелых войсковых соединений, применяющихобычные виды вооружения, принятиерешений об агрессивном использованииоружия массового уничтожениясосредоточивается в руках ограниченногокруга государственных и военных деятелей.Эти деятели выступают в качествеорганизаторов такого преступления.

Легко могут быть установлены и конкретныеисполнители, непосредственно совершающиетакие преступления. Например, в случаеядерной бомбардировки Хиросимы иНагасаки, признанной в 1963 г. окружнымсудом Токио нарушением международногоправа (дело Шимода), организаторами былипрезидент США и высшие американскиевоеначальники. Известны также именавоенных летчиков, осуществивших этибомбардировки. Юристы выступают завключение в соответствующиемеждународно-правовые акты положенийоб индивидуальной уголовной ответственностиза применение оружия массовогоуничтожения. Подтверждение правильностиэтой точки зрения — принятие 9 декабря1981 г. Генеральной Ассамблеей ООНдекларации, в соответствии с которой«государства и государственные деятели,которые первыми прибегнут к использованиюядерного оружия, совершат тягчайшеепреступление против человечества».

Вто же время имеются отдельные составыпреступлений, которые могут совершатьсякак государством, так и физическимилицами, не выступающими от именигосударства. К первому случаю относятся,например, акты разграбления культурныхили исторических памятников. Широкоизвестен такой состав преступления какнаемничество.

В определении наемников,данном в ст. 47 первого Дополнительногопротокола к Женевским конвенциям 1977г.

, в качестве специальной их чертыуказывается, что они не посланыгосударством, которое не являетсястороной, находящейся в конфликте, длявыполнения официальных обязанностейв качестве лиц, входящих в состав еговооруженных сил.

Поскольку наемники непредставляют собой, таким образом,органы самого государства, последнее,не совершая непосредственно преступлениянаемничества, в то же время несетмеждународно-правовую ответственность,если на своей территории допускаеторганизованную деятельность по вербовке,подготовке и отправке наемников.

Источник: https://works.doklad.ru/view/fI7XcTIFMlg.html

Международные преступления

Понятие международного преступления

МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Мошко  Галина  Алексеевна

Скакун  Софья  Викторовна

студенты  4  курса,  строительный  факультет,  УлГТУ,  г.  Ульяновск

E-mail:  galina35ru@mail.ru

Серебрянников  Андрей  Олегович

начальник  юридического  отдела  УлГТУ,  г.  Ульяновск

В  международном  праве  нет  единого  определения  «международных  преступлений»,  однако  содержатся  определения  основных  категорий  международных  преступлений.

  Следует  заметить,  что  очень  часто  в  источниках  международного  права  встречается  понятие  «преступление  против  мира  и  безопасности  человечества»,  которое  многие  ученые  и  сама  Комиссия  международного  права  рассматривает  как  синонимичные. 

На  сей  счет  Комиссия  международного  права  ООН  в  1995  году  «постановила  не  предлагать  общего  определения  преступлений  против  мира  и  безопасности  человечества».

  Она  пришла  к  выводу,  что  «определение  общих  контуров  концепции  преступлений  против  мира,  военных  преступлений  и  преступлений  против  человечности,  указанных  в  статье  6  Устава  Нюрнбергского  трибунала,  должно  стать  результатом  практики»  [4,  с.  345].

Так  будем  же  исходить  из  доктринальных  понятий  международных  преступлений  и  основных  их  классов,  закрепленных  законодательно.

К  настоящему  моменту  в  юридической  науке  (как  мировой,  так  и  российской)  разработано  и  предложено  много  дефиниций  международного  преступления,  проанализировав  их,  попытаемся  сформулировать  достаточно  полное  определение  «международного  преступления».

Международные  преступления  —  это  нарушения  международных  норм,  влекущие  за  собой  индивидуальную  уголовную  ответственность  совершивших  их  лиц  (в  противоположность  ответственности  государства,  представителями  которого  могут  быть  данные  лица)  [4,  с.  267].

  Важнейшей  особенностью  международных  преступлений  следует  считать  их  принципиальную  подсудность  суду  любого  государства,  которое  желает  и  имеет  возможность  осуществить  в  их  отношении  уголовное  преследование.

  Это  отличает  их  от  обычных  преступлений,  преследование  которых  тесно  связано  с  доктриной  государственного  суверенитета. 

Важно  выделить  особые  признаки,  отличающие  международные  преступления  от  других  нарушений  международного  права:

Во-первых,  они  охватывают  как  нарушения  обычных  международно-правовых  норм,  так  и  условий  международных  договоров; 

Во-вторых,  нарушаемые  нормы  должны  быть  направлены  на  защиту  ценностей,  которые  рассматриваются  в  качестве  важнейших  всем  международным  сообществом,  и,  следовательно,  связывают  все  государства  и  всех  людей.  Основные  ценности  закреплены  в  таких  международных  источниках  как:  Устав  ООН  1945  г.

,  Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.,  Европейская  конвенция  о  правах  человека  1950  г.,  два  Международных  пакта  ООН  о  гражданских  и  политических  и  об  экономических,  социальных  и  культурных  правах  1966  г.  Женевские  конвенции  1949  г.  о  защите  жертв  войны  и  два  Дополнительных  протокола  к  ним  от  1977  г.

,  Конвенция  против  пыток  1984  г.  и  другие.

В-третьих,  международное  сообщество  имеет  универсальный  интерес  в  пресечении  этих  нарушений

Можно  выделить  основные  признаки  дефиниции  международного  преступления.  Такие  преступления:

·     совершаются  физическими  лицами;

·     являются  грубыми  нарушениями  общепризнанных  норм  международного  права,  обязательных  как  для  государств,  так  и  для  физических  лиц,  и  нацеленных  на  защиту  фундаментальных  прав  личности  и  (или)  мирового  правопорядка;

·     влекут  за  собой  индивидуальную  уголовную  ответственность  по  международному  праву;

·     как  правило,  прямо  или  косвенно  поддерживаются  государством  либо  совершаются  при  попустительстве  или  неспособности  государства  подавить  данные  преступления,  что  затрудняет  или  делает  практически  невозможным  их  уголовное  преследование  судами  этого  государства.

В  международных  и  отечественных  источниках  установлены  следующие  категории  международных  преступлений: 

·     преступления  против  человечности;

·     военные  преступления;

·     геноцид;

·     преступления  агрессии.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xiv/34845

Международные преступления: понятие и виды

Понятие международного преступления

В общемировых юридических нормах отсутствует единое понятие международного преступления. Однако в них присутствуют основные его признаки. В различных источниках встречается такое определение, как «международное преступление против человечества и мира».

Многие ученые и Комиссия ООН считают эти термины синонимичными. В этой связи было решено не вводить общего определения.

Комиссия ООН пришла к выводу о том, что установление общих пределов концепции, определяющих международные преступления, понятие и виды таких деяний, предусмотренных в Уставе Нюрнбергского трибунала (в ст. 6), должно осуществляться на практике.

Общее определение

В настоящее время в мировой и отечественной литературе предлагается множество дефиниций. Проанализировав их, специалисты попытались сформулировать общее определение. Международное уголовное преступление представляет собой нарушение общемировых юридических предписаний.

Оно влечет индивидуальное наказание для лица, его совершившего. Основным признаком такого деяния выступает его принципиальная подсудность судебной инстанции любой страны, которая хочет и обладает возможностью начать соответствующее производство.

Эта особенность отличает международные преступления от обычных деяний, преследование по которым касается доктрины государственного суверенитета.

Преступления международного характера представляют собой посягательство на мирное сотрудничество в разных сферах отношений: имущественной, социально-культурной, экономической и так далее. Такие деяния наносят ущерб юридическим лицам и гражданам различных стран.

Наказания за преступления международного характера могут устанавливаться в соответствующих межгосударственных соглашениях. Однако такие договоры должны быть ратифицированы странами, их подписавшими. Привлечение к ответственности виновных в этом случае осуществляется в пределах конкретной государственной юрисдикции.

К таким деяниям, как правило, относят пиратство, угон самолетов, фальшивомонетничество, изготовление и распространение наркотиков и так далее.

Какими признаками обладают международные преступления?

Их характеристика строится на определенных особенностях. В первую очередь это широкая сфера распространения.

Международное преступление, преступление против мира охватывает нарушения как обычных, общих норм, так и условий межгосударственных соглашений.

Предписания, которые не соблюдает виновный субъект, должны быть направлены на защиту конкретных ценностей. Они рассматриваются мировым сообществом как важнейшие и связывающие всех людей и все страны. Главные ценности закрепляются:

  • В Уставе ООН.
  • Всеобщей декларации прав человека.
  • Европейской конвенции.
  • Международных пактах.
  • Женевской конвенции и пр.

Борьба с международными преступлениями является задачей для всего мирового сообщества.

В нормативных документах выделяют следующие виды международных преступлений:

  1. Геноцид.
  2. Военные посягательства.
  3. Преступления против человечности.
  4. Агрессия.

Геноцид

Это определение охватывает международно-правовые преступления, совершаемые с целью уничтожения какой-либо этнической, религиозной или национальной группы. К ним, в частности, относят:

  1. Убийство членов сообщества.
  2. Предотвращение деторождения.
  3. Психическое воздействие.
  4. Ограничение условий для нормальной жизнедеятельности.
  5. Нанесение физических повреждений.

Указанные международные преступления закреплены в Конвенции о предупреждении геноцида и наказаний за него от 1948 г., в Римском статуте МУС от 1998 г.

Посягательства на граждан

В эту категорию включены следующие международные преступления:

  • Порабощение.
  • Убийства.
  • Ссылка.
  • Преследование по религиозным, расовым, политическим и другим мотивам и пр.

Эти деяния нашли отражение в Римском статуте, Уставе международного трибунала.

Военные посягательства

К ним относят такие международные преступления:

  • Рабство в отношении жителей оккупированной территории.
  • Истязания мирного населения.
  • Убийства граждан.
  • Насильственные действия по отношению к военнопленным.
  • Убийства заложников.
  • Разорение и ограбление частной либо общественной собственности, не оправданные военными маневрами.
  • Разрушение деревень или городов и пр.

Такие преступления закреплены в Уставе трибунала, Римском статуте, Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям.

Отечественное законодательство

Ответственность за международные преступления зафиксирована в гл. 34 УК. В ней предусмотрено наказание по следующим статьям:

  • 354 — за публичный призыв к развязыванию войны.
  • 356 — за использование запрещенных методов и средств ведения боевых действий.
  • 357 — за геноцид.
  • 360 — за нападение на учреждения и лиц, находящихся под международной защитой.

Следует сказать, что ст. 356 УК по своей сути является бланкетной, поскольку в ней содержится ссылка на межгосударственные соглашения с РФ.

Признание деяний: последствия

Исследователи выделяют несколько наиболее существенных правовых последствий классификации посягательств в качестве международных преступлений:

  1. Деяния данной категории наказываются вне зависимости от того, предусматриваются ли какие-либо санкции за них во внутригосударственном законодательстве.
  2. Международные посягательства могут преследоваться судами, которые при других (обычных) обстоятельствах не имели бы соответствующей юрисдикции. Это значит, что субъекты, которые предположительно ответственны за их совершение, могут быть осуждены и наказаны любой страной вне зависимости от территориальной связи с деянием и от гражданства жертвы или злоумышленника. Не будет иметь значения и отсутствие прямой угрозы безопасности или национальным интересам этого государства. Таким образом, судебное преследование осуществляется инстанцией, даже если отсутствуют традиционные основания для юрисдикции.
  3. Международные посягательства смягчают общепринятые нормы, предусматривающие иммунитет глав стран и других высших лиц от преследования. Это значит, что лицо, которое совершило такого рода деяние, действовало как государственный чиновник, представитель державы. На такого субъекта неприкосновенность уголовной или гражданской юрисдикции компетентных судов и зарубежных стран не распространяется. В качестве исключения выступают действующие государственные главы, диппредставители, министры ИД, пользующиеся неприкосновенностью до момента оставления своего поста.
  4. Суду может предоставляться временная юрисдикция по международным деяниям, совершенным до его учреждения. Данное правило ограничивается только случаями, когда посягательства были криминализованы в общемировых нормах на момент совершения.
  5. К международным преступлениям, во всяком случае, к таким, как геноцид, военным преступлениям, пыткам, деяниям против человечества, сроки давности применяться не могут.
  6. Акты амнистии, принятые властями стран, гражданами которых выступают субъекты, предположительно совершившие деяния, или на территории которых имели место рассматриваемые посягательства, не связывают суды прочих государств и другие компетентные инстанции.

Посягательства на субъектов, находящихся под защитой

Перечень лиц, деяния в отношении которых признаются как международные преступления, закреплен в соответствующей конвенции. Согласно документу, к субъектам, находящимся под защитой, следует отнести:

  1. Главу государства или каждого члена коллегиального органа, исполняющего его обязанности.
  2. Должностное лицо либо другого агента международной межправительственной организации, членов их семей, проживающих с ними.
  3. Министра ИД.
  4. Представителей государства либо других должностных лиц, обладающих правом на специальную защиту.
  5. Главу правительства.
  6. Сопровождающих лиц, указанных выше субъектов, членов их семей.

Преднамеренность

Она устанавливается в отношении преступлений, если было совершено:

  1. Похищение, убийство либо иное посягательство на свободу и личность субъекта, находящегося под специальной защитой.
  2. Нападение с использованием насилия на жилое, официальное помещение, транспортное средство такого лица.
  3. Попытка посягательства.
  4. Соучастие в нападении.
  5. Выражение угроз в отношении лица под специальной защитой.

В отличие от отечественной уголовной системы, в международном законодательстве предусматривается более широкий круг деяний. При этом не имеет значения мотив, по которому совершалось посягательство. Основные положения в отношении специальной защиты лиц установлены в конвенциях. Одна из них была принята в 1994 году.

Она регламентирует безопасность персонала ООН и связанных с ним лиц. К последним, в частности, относят участников миротворческих операций, сотрудников неправительственных объединений, оказывающих гуманитарную помощь.

Посягательства на таких субъектов признаются преступлениями в соответствии с национальным уголовным законодательством.

Это преступление характеризуется как опасный террористический акт. Первоначально захват заложников классифицировался как нарушение общепринятых в мире норм только в случае, если был связан с вооруженными конфликтами. Характеристика этого преступления установлена в Конвенции от 1979 г., к которой в 1987 году присоединился СССР.

В документе, в частности, сказано, что субъект, который захватывает и удерживает другое лицо, угрожая убить, причинить вред, или продолжает удерживать его, чтобы заставить государство, межправительственную организацию либо какого-либо гражданина/юрлицо совершить акт в качестве обязательного условия для освобождения, совершает захват заложников. В качестве такого преступления рассматривается также попытка и участие в таком деянии. В данном случае речь идет о преступлении международного характера. В этой связи в ст. 13 конвенции оговаривается, что положения документа не распространяются на случаи, когда захват граждан совершен в пределах территории одной страны, а злоумышленник и жертва являются его гражданами, при этом первый находится в данном государстве. Это примечание устанавливает рамки взаимодействия держав в борьбе с таким преступлением. Вместе с этим данная оговорка не препятствует правительству государства предусмотреть в собственном законодательстве наказание за любой акт захвата заложников.

Оборот наркотиков

Незаконные операции, связанные с изготовлением, сбытом таких веществ, в течение многих десятилетий выступают в качестве объекта международного нормативного воздействия.

Сегодня в мире действуют Единые конвенции о психотропных и наркотических средствах. Они предполагают широкое юридическое регулирование, предусматривают методы контроля над оборотом запрещенных соединений.

В частности, наказание предусматривается за незаконные:

  1. Ввоз/вывоз.
  2. Хранение.
  3. Культивирование и изготовление.
  4. Продажу/приобретение.

В качестве нового нормативного акта выступает Конвенция ООН, регламентирующая методы борьбы с незаконным оборотом таких соединений. Этот документ был принят в 1988 г. СССР ратифицировал его в 1989-м.

В конвенции провозглашается, что искоренение незаконного распространения, изготовления, хранения наркотических, психотропных веществ выступает как коллективная обязанность всех стран.

Перечень действий, которые квалифицируются как преднамеренное нарушение установленных предписаний, приводится в ст. 3. В отечественном законодательстве также предусматривается ответственность за такого рода деяния.

Комплексным значением обладает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятый в 1998-м. В нем утверждены основы правительственной политики в сфере незаконного оборота этих веществ, присутствуют ссылки на международные акты.

Захват самолета

Это преступление также описывается в соответствующей Конвенции ООН. В документе отмечается, что деяние такого рода угрожает безопасности имущества и лиц, наносит существенный ущерб воздушному сообщению, подрывает веру граждан в безопасность полетов. Характеристика преступления дана в ст. 1 конвенции.

В качестве деяния признаются незаконные, с применением насилия или под такой угрозой либо с использованием другой формы запугивания захват самолета либо осуществление контроля над ним, предпринятые любым субъектом на борту судна, пребывающего в полете.

К данной категории преступлений относится также попытка его совершения и соучастие в нем. Самолет считается пребывающим в полете от момента закрытия внешних дверей после совершения погрузки до открытия любой из них для выгрузки.

Конвенция распространяется на случаи, когда место фактической посадки либо взлета находится за пределами регистрации самолета. При этом не будет иметь значения, совершался внутренний либо международный перелет.

Конвенция не ограничивает государства в установлении ответственности в собственном законодательстве за такого рода преступления. В РФ вопрос о наказании решается следующим образом.

Ответственность не обусловливается факторами, отмеченными конвенцией и относящимися к взаимодействию стран. Она касается любых случаев захвата или угона самолета. При этом наказание распространяется на деяния, совершенные не только в полете, но во время пребывания на земле.

Ограничительные положения, установленные в конвенции, не оказывают влияния на национальную юрисдикцию.

Дополнительно

Сегодня выделяют еще одну категорию — трансграничное преступление. Как правило, такие деяния представляют собой посягательство, причинившее вред интересам организаций или граждан разных стран. То есть ущерб в данном случае распространяется за границы одного государства. Такой характер в последнее время приобрела организованная преступность.

Источник: https://FB.ru/article/231381/mejdunarodnyie-prestupleniya-ponyatie-i-vidyi

Международное преступление: понятие, признаки, виды, ответственность

Понятие международного преступления

Первая попытка дать правовое определение международному преступлению была предпринята Комиссией международного права в первоначальной редакции проекта статей об ответственности государств.

Статья 19 этого документа указывала, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно-важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

В доктрине международного права международные преступления понимаются как наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу международному миру и безопасности.

В силу повышенной опасности и специфики составов международных преступлений ответственность за их совершение в современный период возлагается как на государство в целом, так и на лиц, виновных в совершении конкретных деяний по реализации преступной политики: государственных должностных лиц либо лиц, фактически действовавших от имени государства, вплоть до возложения международной уголовной ответственности. Поэтому международное уголовное право регулирует как вопросы кодификации международных преступлений, так и проблемы международной уголовной юрисдикции в отношении их совершения.

Классификация международных преступлений впервые содержалась в Уставе и Приговоре Нюрнбергского Трибунала 1945 года. Составы данных преступлений затем были подтверждены и конкретизированы в многочисленных международно-правовых актах, принятых впоследствии.

Значительную роль в этом отношении сыграли четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года; Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года; проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 года.

На сегодняшний день составы международных преступлений наиболее полно представлены в Римском Статуте Международного уголовного Суда 1998 года (статьи 5—8).

К ним относятся:

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Геноцид является умышленным международным преступлением, совершаемым группой лиц, которые осуществляют государственную власть или определяют ее действие. Такое преступление не может быть совершено по неосторожности. Вина при геноциде включает умысел.

Объектом преступления является отдельная национальная, этническая, расовая или религиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физические лица. Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время.

Виновные в совершении этого преступления подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции.

Государства взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, виновных в геноциде, не распространяется право убежища.

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Согласно Римскому Статуту в перечень преступлений против человечности включены также пытки, преступления сексуального характера, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Под апартеидом по смыслу документа понимаются «бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой и совершаемые с целью сохранения такого режима».

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973), статья 1 которой подчеркивает, что апартеид является преступлением против человечества.

В статье 2 перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Статья 4 Конвенции обязывает государства: принять меры законодательного характера, необходимые для пресечения преступления апартеида; принять законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, виновных в совершении преступления апартеида.

За нарушение положений Конвенции государства несут ответственность, которая может выражаться в политических, экономических и иных санкциях, принимаемых по решению Совета Безопасности; Конвенция устанавливает уголовную ответственность лиц, членов организаций и учреждений, представителей государств, которые совершают преступления апартеида, участвуют в их совершении, поощряют к совершению таких преступлений. Согласно статья 5 Конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступления апартеида, могут предаваться компетентному суду любого государства или Международному суду. В борьбе против апартеида ООН создала Специальный комитет. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения о введении санкций против режимов апартеида (в ЮАР), и они принесли свои плоды. В настоящее время ни одно из государств мира официально не исповедует государственную идеологию апартеида.

Военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны.

Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие. Во многом состав военных преступлений был конкретизирован (в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами к ним 1977 года), Уставами Международных уголовных Трибуналов ad hoc и Римским Статутом Международного уголовного Суда.

Преступление агрессии. Агрессия — наиболее тяжкое международное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой.

Проблема определения состава этого преступления уходит своими корнями на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала ХХ века.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к которым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года, где она понимается как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (статья 1). Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (статья 3): это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пребывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения указанных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 года существует в форме «мягкого» права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии общепринятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Международного уголовного Суда.

В итоге, несмотря на включение агрессии в перечень составов международных преступлений по Статуту, Суд пока не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, однако работа по кодификации и определению состава этого преступления ведется специально созданной рабочей группой в рамках периодических сессий Ассамблеи государств — участников Статута.



Источник: https://infopedia.su/10x7e49.html

15.1. Понятие международного преступления: Сотрудничество государств в борьбе с преступностью раз­вивается по

Понятие международного преступления

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью раз­вивается по двум основным направлениям — сотрудничество пу­тем заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений (конвенционное сотруд­ничество) и сотрудничество в рамках международных организа­ций (институционное сотрудничество).

Институционное сотрудничество осуществляется в рамках различного рода комитетов и комиссий, создаваемых в соответ­ствии с тем или иным договором, международных универсаль­ных организаций (например, ООН), специализированных учреж­дений ООН и, конечно же, Интерпола и Европола.

Основанием привлечения к уголовной ответственности фи­зических лиц является совершение ими международного пре­ступления или уголовного преступления международного ха­рактера.

Международными преступлениями признаются особо опас­ные для человеческой цивилизации нарушения основных прин­ципов и норм международного права. Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международ­ного военного трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом все международные преступления можно разделить на три группы:

— преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение меж­дународных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;

— военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной террито­рии; убийства или истязания военнопленных или лиц, потер­певших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограб­

156

ление общественной или частной совбственности; бессмыслен­ное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;

— преступления против человечности — убийства, истребле­ние, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам.

Можно выделить следующие международные преступления:

а) преступления геноцида;

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступления агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвен­ции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

Геноцид — это действия, направленные на уничтоже­ние полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или до­ведения до умственного расстройства; предумышленного созда­ния условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Ста­тья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности можно определить как совершение следующих действий:

— предумышленное убийство;

— истребление — предумышленное убийство большого ко­личества людей; включает также лишение людей пищи и меди­каментов с намерением их уничтожения;

— порабощение — осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;

— депортация или насильственное переселение людей -принуждение покинуть свои законные земли без учета требова­ний международного законодательства; депортация подразуме­вает пересечение государственных границ, тогда как насильст­венное переселение имеет место внутри страны;

157

— заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства;

— пытки — умышленное причинение физических или душев­ных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;

— изнасилование, обращение в сексуальное рабство, прину­ждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворе­ние, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений за­конов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести -изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;

— преследование определенной группы людей по политиче­ским, расовым, национальным, этническим, культурным, рели­гиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международного права

— насильственное сокрытие человека — арест, задержание или похищение человека государством или политической орга­низацией, с их разрешения или согласия и с последующим отка­зом подтвердить факт лишения свободы или отказом в инфор­мации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его по­кровительства закона на продолжительный срок;

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как на­рушения законов и обычаев ведения войны.

Другим основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера.

Общест­венное деяние относится к категории преступлений междуна­родного характера в случае, если оно посягает на международ­ные отношения, международный правопорядок, т. е.

затрагивает интересы не одного, а нескольких государств и в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

158

Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные меж­дународные конвенции или имеются группы конвенционных норм:

— посягательство на лиц, пользующихся международной защитой;

— незаконный захват воздушных судов;

— незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства;

— пиратство;

— захват заложников;

— незаконный захват и использование ядерного материала;

— незаконный оборот наркотических средств и психотроп­ных веществ;

— подделка денежных знаков;

— рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством;

— эксплуатация проституции третьими лицами;

— распространение порнографических изданий;

— незаконные операции с культурными ценностями и т. д. Отдельные виды уголовных преступлений международного

характера и сотрудничество государств по их пресечению

Правоотношения в сфере сотрудничества государств в борь­бе с уголовными преступлениями международного характера первоначально регламентировались главным образом двусто­ронними соглашениями.

Наиболее распространенными в этой области являются соглашения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В свое время СССР заключил с рядом других государств двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, составной частью которых явля­ются разделы о правовой помощи по уголовным делам. Данные договоры перешли к России как государству — правопродолжа-телю СССР. Однако ряд соглашений заключен и от имени Рос­сийской Федерации — с Литвой, Латвией, Эстонией, Кыргызста­

159

ном, Азербайджаном, Ираном и т. д. Кроме того, Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью с Финляндией, Швецией, США и рядом других государств4.

В качестве второй формы конвенционного сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями междуна­родного характера выступают региональные соглашения, заклю­чаемые в рамках ОАГ, ЕС, СНГ. Так, страны страны СНГ под­писали в 1993 г.

в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, регламентирующую сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обме­на информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т.д.

Рабство, работорговля и другие формы торговли людьми Первым универсальным договором, направленным на борь­бу с рабством и работорговлей, следует считать подписанную 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций Конвенцию о рабстве.

Согласно этой Конвенции под рабством следует понимать «со­стояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». 7 сентяб­ря 1956 г.

на Женевской конференции была принята Дополни­тельная конвенция об упразднении рабства, работорговли и ин­ститутов и обычаев, сходных с рабством.

Ее нормы квалифици­руют как преступление обращение другого лица в рабство, кале­чение, клеймение рабов, склонение людей к отдаче себя в рабст­во, перевозку рабов и т. д. В Конвенции особое внимание уделя­ется завуалированным формам рабства, как-то: продажа и экс­плуатация детского труда; обращение в домашнее рабство жен­щин; долговая кабала; крепостное состояние.

Подделка денежных знаков (фальшивомонетничество) так­же относится к одному из старейших уголовных преступлений. В отношении его действует Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков, заключенная 20 апреля 1929 г. Согласно Конвенции преступными являются действия по изго­

160

товлению или изменению денежных знаков (бумажных денег и металлических монет), находящихся в обращении, а также сбыт поддельных денежных знаков.

В Конвенции ничего не говорится о подделке и сбыте различных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, облигаций) и знаков почтовой оплаты.

Одни авто­ры предполагают, что такие действия могут быть приравнены к подделке и сбыту денежных знаков5, другие считают, что текст Конвенции устарел и понятие «денежный знак» требует расши­рения6.

Незаконный оборот наркотических и психотропных ве­ществ

Единая конвенция о наркотических средствах была подпи­сана 30 марта 1961 г. и заменила девять ранее заключенных со­глашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. Со­гласно Конвенции 1961 г.

преступными являются следующие деяния: культивирование, производство, изготовление, извлече­ние, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, пере­воз, ввоз и вывоз наркотиков, произведенных в нарушение норм Конвенции, и любые другие действия (ст. 36). Употребление наркотиков не входит в перечень преступных деяний. Наркоти­ческим средством считается любое природное или синтетиче­ское вещество, включенное в списки 1-11 Конвенции 1961 г. В списках наркотические средства разделены на четыре группы в зависимости от режима контроля за ними, определяемого степе­нью вредности.

Органами международного контроля за наркотическими средствами являются Международный комитет по контролю за наркотиками и Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС.

Конвенция о психотропных веществах была принята 21 февраля 1971 г. Психотропным веществом является любое природное или синтетическое вещество или любой природный минерал, которые включены в списки 1-1У Конвенции 1971 г.

161

19 декабря 1988 г. была принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ.

Конвенция не отменяет действий ранее принятых Конвен­ций 1961 и 1971 гг. Государства — участники Конвенции 1988 г. приняли на себя права и обязанности в соответствии с предыду­щими конвенциями. Кроме того, она содержит ссылки на их не­которые положения.

Преступления, совершаемые на борту воздушного судна Здесь прежде всего речь идет об угоне воздушного судна и об актах, направленных против безопасности гражданской авиа­ции. ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности гражданской авиации.

В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существенным образом расширен. К преступным дей­ствиям Конвенция (ст.

1) относит совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту воздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного судна, нахо­дящегося в эксплуатации; установка на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разруше­ние аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и созда­ние тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением счи­тается как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропор­тах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Незаконный захват и использование ядерного материала как новый вид противоправных действий стал распространен­ным в связи с развитием ядерной техники и ядерного производ­ства, что поставило государства перед необходимостью коорди­нации своих действий в борьбе с этим явлением. Хищение ядер­ного материала как преступление международного характера ус­тановлено Конвенцией о физической защите ядерного материа­ла, которая была открыта для подписания 3 марта 1980 г.

162

Положения Конвенции применяются к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе ме­ждународной перевозки.

Согласно ст.

7 Конвенции преступными являются следую­щие деяния, совершаемые без соответствующего разрешения компетентных органов: получение, владение, использование, пе­редача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причи­нить существенный ущерб собственности; кража ядерного мате­риала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; требование о выдаче ядерного материала посредством угрозы силой, или применения силы, или иной формы запугивания; угроза использовать ядер­ный материал, совершить его кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

Преступлением считается также акт покушения и все виды соучастия.

Терроризм. «Международный терроризм (от лат.

terror -страх, ужас) — общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государ­ствами»7. Терроризм также определяется как совершение взры­ва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопас­ности, устранения населения либо оказания воздействия на при­нятие решений органами власти, а также угроза совершения ука­занных действий в тех же целях8. Терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее опасных форм преступности.

В настоящее время в мире насчитывается более сотни раз­личных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки

163

данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано.

Международно-правовые основы контртеррористического сотрудничества.

Создание международно-правовых основ анти­террористического сотрудничества субъектов международного права (прежде всего, государств и международных межправи­тельственных организаций) связано с разработкой, принятием и введением в действие 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г., региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской ор­ганизации сотрудничества 2001 г. и, наконец, многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

Эти договоры идут несколько дальше, чем договоры о пра­вовой помощи, ибо не только содействуют сотрудничеству госу­дарственных органов соответствующего профиля — правоохра­нительного и по борьбе с преступностью, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контр­террористические механизмы.

Российская Федерация является участницей всех 12 гло­бальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенци­онный механизм антитеррористического сотрудничества, явля­ется принцип «аи1 сЫеге аи1 ]ис1юаге» («либо выдай, либо суди»).

Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уро­вень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и между­народном (межгосударственном) уровнях.

Институционные и институциональные системы контроля и борьбы с терроризмом. Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направ­

164

ленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внут­ренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительствен­ные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасно­сти ООН и др.

), а также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности — учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организа­циями — основными субъектами международного права) инсти­туциональные системы — Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ.

К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористическим ме­ждународным органом.

Под эгидой ООН разработаны и приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г. и Между­народная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Ведется работа над проектами Конвенции ООН по ядер­ному терроризму и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с тер­роризмом.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/151-ponyatie-mejdunarodnogo.html

Refy-free
Добавить комментарий