Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями

Лекция 2. Понятие как форма мысли

Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями

Предмет и значение логики. Основные законы логики.

Термин «логика» происходит от греческого слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум», и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, так и науки о правилах мышления и о тех формах, в которых оно осуществляется.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук, при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, исследует прежде всего его формы и законы, изучает мышление в его неразрывной связи с языком.

Поскольку процессы познания мира в полном объёме изучаются философией, логика является философской наукой.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, способ связи элементов её содержания. Структуру мысли, т.е. её логическую форму можно выразить при помощи символов — логических постоянных и логических переменных.

Формализация является одним из важнейших методов логического исследования. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности, доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

II

Логика одна из древнейших наук. В Европе она начинает формироваться приблизительно в V-IV веках до н.э. Логические проблемы решали Сократ, Протагор, Демокрит, Платон, первое систематическое изложение логики дал Аристотель. [U1] Он видел в логике прежде всего орудие, или метод исследования.

Основным содержанием аристотелевской логики является терия дедукции (силлогистика), она оказала огромное влияние на всё последующее развитие логического знания. Английский философ Фрэнсис Бэкон [U2] разработал основы индуктивной логики, методы определения причинной связи между явлениями.

Далее, в XIX веке, разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж.Ст.Миллем и другими логиками.

Немецкий философ и математик Г.В.Лейбниц [Д3] по праву считается основоположником математической логики, он первым применил математические методы для исследования форм мысли, пытался создать универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления.

Лейбниц полагал, что математику можно свести к логике (логицизм), а логику считал априоной наукой. Интенсивное развитие математическая логика получила в работах Д.Буля, Э.Шрёдера, С.Джевонса, Г.Фреге, Б.Рассела. Сегодня невозможно представить себе прогресс логического знания без математических логик.

Союз логики и математики оказался удивительно продуктивным как для логики, так и для математики. Одним из результатов этого союза стало появление информатики и вычислительной техники.

III

Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

Эти законы лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями, используются в ходе умозаключений и доказательств. Законы логики имеют общечеловеческий характер: они едины для всех культур.

Эти законы сложились в результате многовековой практики человечества, но они являются законами мышления, а не законами самих вещей и явлений мира. Первые три закона были сформулированы Аристотелем, четвертый закон был сформулирован Лейбницем. Аристотелевы законы логически связаны: каждый последующий вытекает из предыдущего.

Четвёртый закон имеет самостоятельное значение. Кроме этих четырёх постулатов существует много других формально-логических законов (каждая формула, каждое правило логики – это логический закон), которым должно подчиняться правильное мышление.

Закон тождества формулируется так: любая мысль должна оставаться тождественной себе в процессе всего рассуждения. Тождественность себе означает неизменность. Математическое выражение закона тождества:а=а. Логическая константа, присутствующая в этой формуле, называется эквиваленцией. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила.

Оно означает, что нельзя подменять одно суждение (либо понятие) другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные. Нарушения закона тождества делятся на две разновидности: софизм [U4] (умышленное нарушение закона тождества) и паралогизм [U5] (неумышленное нарушение).

Вариантами нарушения закона тождества являются такие распространенные логическиие ошибки как подмена понятия и подмена тезиса.

Закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон является запретом на формально-логические противоречия, как на признаки путаного, неправильного рассуждения. Математическое выражение закона непротиворечия: ┐(а & ┐а).

Логическая постоянная, присутствующая в этой формуле, называется конъюнкцией. Формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными суждения, не совместимые между собой, либо одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение. Подобные логические затруднения называются «сведением к абсурду».

[U6] Закон непротиворечия не исключает одновременной ложности противоположных (контрарных) суждений.

Закон исключенного третьего формулируется так: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Математическое выражение третьего закона логики: а v ┐а. Логическая константа, присутствующая в этой формуле, называется дизъюнкцией. Противоречащими суждениями (контрадикторными, взаимноотрицающими) являются следующие пары простых суждений:

1. «Данное S есть P» и «Данное S не есть P» (единичные суждения)

2. «Все S есть P» и «Некоторые S не есть P» (суждения А и О)

3. «Ни одно S не есть P» и «Некоторые S есть P» (суждения Е и I)

Закон исключенного третьего предполагает чёткий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Третий закон логики позволяет строить особый тип доказательства – доказательство от противного.

Закон достаточного основания гласит: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована.

Формулы для этого закона нет, так как он имеет содержательный характер: обоснованность либо необоснованность тезиса определяются прежде всего содержанием аргументов.

Четвёртый закон логики является требованием доказательности познающего мир мышления. В то же время закон этот является требованием понимания, знания причин исследуемых явлений.

Лекция 2. Понятие как форма мысли.

ПЛАН

1. Общая логическая характеристика понятия. и объем понятия.Закон обратного отношения содержания и объёма.

2. Виды понятий по объёму и содержанию.

3. Отношения между понятиями. Типы совместимости и типы несовметимости.

Понятие – это форма мысли, в которой фиксируются общие и существенные признаки класса или единичного предмета. Признаки – это то, чем предметы сходны друг с другом, или отличны друг от друга.

Признаками являются свойства и отношения.

Существенные признаки – это те из них, каждый их которых необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было выделить данный класс (предмет) из всех остальных, либо обобщить однородные предметы в класс.

В языке понятия выражаются словами или словосочетаниями. Но понятие и слово не тождественны: понятие – это смысл слова, а слово – имя понятия. Свидетельством этому является множество языков, соотвествующих единому процессу мышления, наличие в одном и том же языке слов-синонимов и слов-омонимов.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому помогает сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки. Обратная операция – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков в единое целое.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов.

Всякое понятие имеет содержание и объём.м понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. – это качественная, смысловая сторона понятия.

Объёмом понятия называется совокупность (класс) предметов (элементов), которая мыслится в понятии. Объём – количественная, измеряемая сторона понятия. Объёмы понятий деляться на конечные (регистрируемые) и бесконечные (нерегистрируемые).

Закон обратного отношения содержания понятия и его объёма гласит: чем богаче содержание понятия, тем меньше его объём; чем беднее содержание, тем больше, обширнее объём понятия.

В этом законе речь идёт о понятиях, находящихся в родо-видовых отношениях: содержание видового понятия богаче признаками, чем содержание родового понятия. Действие этого закона удобно проиллюстрировать графически. На схемах объёмы понятий символизируются площадями кругов (круги Эйлера).

Понятия классифицируются по объёму и по содержанию. По объему всё множество понятий делится на три класса: единичное понятие, общее понятие и пустое понятие. Единичное понятие содержит в своём объёме один единственный уникальный объект (например: «Эльбрус», «Пушкин»).

Общее понятие содержит в объёме некоторое множество элементов («человек», «поэт»). Общие понятия деляться на регистрируемые и нерегистрируемые множества.

Среди нерегистрируемых множеств выделяют особую группу понятий — категории (универсалии) – понятия предельной степени общности (например: «число», «материя», «время»). В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном (несобирательном) смыслах.

Если понятие относится ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и неприложимо к каждому элементу класса в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным (например: библиотека как собрание книг, парламент как сборище депутатов).

Если содержание понятия относится к каждому элементу класса в отдельности, то такое его употребление называется несобирательным (например: книга, студент). Пустое понятие – это понятие в объёме которого отсутствуют элементы («вечный двигатель», «кентавр»).

По содержанию понятия делятся дихотомически, т.е. — на пары. Выделяют три пары видов понятий по содержанию.

Конкретные и абстрактные понятия. Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы, явления, события по тем или иным признакам, называются конкретными («книга», «растение»). Понятия, в которых мысляться свойства предметов или отношения между ними, называются абстрактными («красота», «смелость», «скорость»).

Положительные и отрицательные понятия. Понятия, в которых отражаются присущие предметам признаки (не обязательно хорошие), называются положительными («грамотный человек», «порядок», «грубиян»).

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание понятия, отрицаются, называются отрицательными («неграмотный», «беспорядок»).

В языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицающими частицами, но, если в процессе языковой эволюции отрицающая частица слилась со значимой частью слова, то понятие считается положительным («неурядица», «негодяй»).

Относительные и безотносительные (абсолютные) понятия.

Относительные (парные) понятия настолько содержательно связаны друг с другом, что сохраняют смыслы только в парах («левое направление и правое направление», «причина и следствие»).

Безотносительными (абсолютными) понятиями называются те из них, которые существуют самостоятельно и не нуждаются в четко фиксированных парах ( «человек», «число»).

Определить к каким видам относится то или иное понятие – значит дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятия уточняет его смысл, который не всегда раскрывается в именующем его слове.

Далёкие друг от друга по содержанию понятия называются несравнимыми. Считается, что несравнимые понятия не могут соединяться в одном контексте, не могут вступать в логические отношения. Понятия, имеющие нечто общее в содержаниях, называются сравнимыми.Такие понятия вступают в логические отношения.

Логические отношения – это отношения между объёмами сравнимых понятий. Эти отношения являются необходимым фундаментом мышления: понятия существуют в мышлении не изолированно, они постоянно соотносятся, образуя более сложные формы – суждения, логические выводы.

Логические отношения между понятиями делятся на отношения совместимости и отношенитя несовместимости.

Отношения совместимости – это отношения между понятиями, объёмы которых совпадают полностью или частично. Типы совметимости – это отношение равнозначности, отношение подчинения и отношение пересечения.

Отношение равнозначности (тождества) возникает между понятиями, которые имеют различные содержания, но один и тот же объём (например: «равносторонний треугольник – равноугольный треугольник»). Отношение подчинения (субординация) характеризуется тем, что объём одного понятия полностью входит в объём другого, но не исчерпывает его («цветок – роза»).

Понятия, объёмы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы, находятся в отношении пересечения (например: «горожанин – садовод»). Отношения между понятиями изображаются обычно с помощью круговых схем Эйлера.

Отношение равнозначности Отношение подчинения

А, В А

В

А В

Отношение пересечения

Отношения несовметимости – это отношения между понятиями, объёмы которых не совпадают ни в одном элементе. Типы несовместимости – это отношение соподчинения (координация), отношение противоположности (контрарность) и отношение противоречия (контрадикция).Соподчинение (координация) – это отношение между понятиями, исключающими друг друга, но принадлежащими некоторому более общему понятию.

Соподчинение – это отношение между видами рода в тех случаях, когда у видов нет общих элементов («пианино, скрипка, виолончель»). В отношении противоположности (контрарности) находятся объёмы таких двух понятий, которые являются видами одного рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое – заменяет эти признаки исключающими, противоположными признаками («лёд и пламень»).

В отношении противоречия (контрадикции) находятся такие два понятия, которые являются видами одного рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими. Два контрадикторных вида в совокупности исчерпывают объём рода.

Противоречащие друг другу виды обычно бывают положительным и отрицательным понятиями («чётное число, нечётное число»).

Отношение соподчинения Отношение контрарности

А В А В

А не-А

Отношение контрадикции

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1285; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-86645.html

Задания для самостоятельной работы. Тема 1. Понятие как форма мышления Логические операции с понятиями

Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГИКЕ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Понятие как форма мышления Логические операции с понятиями

Вопросы для обсуждения

·Определение понятия как формы мышления. Объем и содержание – основные логические характеристики понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий.

·Различие совместимых и несовместимых понятий. Отношения совместимых понятий. Отношения несовместимых понятий.

·Ограничение и обобщение понятий.

·Операция деления понятий; виды деления; правила деления. Ошибки деления, возникающие при нарушении правил.

·Определение понятий. Виды определения. Приемы, сходные с определением. Правила определения. Ошибки определения, возникающие при нарушении правил.

Теоретический материал для самостоятельной работы
Предметы и явления окружающего мира фиксируются и отражаются нашим мышлением. Сравнивая их между собой, мы отмечаем черты сходства и различия, то есть признаки.

В качестве признака может выступать свойство предмета (или его отсутствие), состояние и отношение.

Каждый предмет имеет совокупность признаков, но в познавательном плане они не равноценны, а имеют различную степень значимости: одни могут быть случайными, несущественными, другие определяют качество предмета.

Есть признаки, присущие только данному явлению (единичные), или, наоборот, целой группе явлений (общие). При формировании понятий важно выделить группу признаков, выражающих сущность предмета, то есть существенные признаки, которые играют первостепенную роль в этом процессе.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предметы и явления через общие существенные признаки. Оно образуется посредством использования следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Формирование понятия является результатом абстрагирования от индивидуальных признаков множества однородных предметов и обобщения существенных свойств.

Каждое понятие имеет объем и содержание.

Объем – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии (например, понятие «преступление» включает «умышленное преступление», «групповое преступление», «должностное преступление» и др.).

– это совокупность признаков, мыслимых в данном понятии (например, в понятии «преступление» мыслятся признаки «виновное», «противоправное», «общественно опасное», «наказуемое»).

Зависимость между этими логическими характеристиками отражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, суть которого можно сформулировать следующим образом: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот.

Таким образом, при переходе от понятия «следственный аппарат прокуратуры», например, к понятию «следственный аппарат» объем увеличивается, содержание соответственно уменьшается, поскольку совокупность предметов, мыслимая во втором понятии, больше той, что мыслится в первом.

Понятия подразделяются на виды по различным основаниям. Так, в зависимости от количества мыслимых в понятии предметов они бывают единичные, общие и нулевые. Если в понятии мыслится один предмет, оно называется единичным (например, «Московский Кремль», «самый большой город России»), если их совокупность, то – общими (например, «правонарушение», «закон», «сделка»).

Понятие, в котором мыслится предмет, отсутствующий в реальной действительности, называется нулевым (например, «дракон», «русалка», «кентавр»).

По другому основанию – возможности учета мыслимых в них предметов – понятия делятся на регистрирующе и нерегистрирующие.

К первой группе относятся понятия, в которых мыслимые предметы могут быть учтены, сосчитаны, ко второй – понятия, в которых мыслится количество предметов, не поддающееся количественному учету.

Например, к регистрирующим понятиям относятся «форма мышления», «основные законы формальной логики», «самый маленький город Европы»; к нерегистрирующим – «книга», «растение», «гроза», «слово» и т. д.

В зависимости от предмета отражения понятия делятся на конкретные и абстрактные.

В конкретных понятиях мыслятся предметы, в абстрактных – свойства или отношения, которые мысленно отделяются от предметов, их материальных носителей, и представляются человеком как самостоятельно существующие.

К конкретным понятиям относятся «орудие преступления», «банк», «инспектор», «документ»; к абстрактным – «невозможность», «сообразительность», «совесть», «бестактность», «глубина» и др.

В зависимости от характера признаков, составляющих содержание понятия, последние подразделяются на положительные и отрицательные. Понятие называется положительным, если его содержание составляют признаки, имеющиеся у предмета, и отрицательным, если оно мыслится через отсутствие признаков.

К положительным понятиям относятся «хороший специалист», «протокол», «медная монета»; к отрицательным – «недееспособность», «безграмотность», «непротиворечивость».

Существуют понятия, в которых мыслится совокупность однородных предметов (например, «экипаж», «команда», «группа», «стая»), которые называются собирательными; в отличие от них понятия, объем которых составляют предметы, взятые в отдельности, называются несобирательными (например, «буква», «выстрел», «музыкант»).

И, наконец, в зависимости от связи предметов, которые они отражают, с другими предметами понятия делятся на безотносительные и соотносительные.

В безотносительных понятиях мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне отношения к другим предметам (например, «компьютер», «офицер», «законодательство»; в соотносительных же понятиях мыслятся предметы, связанные неразрывно с другими предметами и явлениями (например, «отец» и «сын», «необходимость» и «случайность», «учитель» и «ученик»).

Отношения понятий по объему. Отношения устанавливаются между объемами двух и более понятий. Как уже говорилось ранее, объем – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии. Именно это определение необходимо иметь в виду, когда речь идет об установлении объемных отношений.

Понятия могут иметь объемы, которые совпадают частично или полностью; они называются совместимыми. Если понятия не имеют общих частей объема, они называются несовместимыми.

1. Отношение равнозначности – объемы совпадают полностью: 1) логика, 2) наука, изучающая формы и законы правильного мышления.

2. Отношение подчинения – объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия: 1) деяние, 2) противоправное деяние.

3. Отношение пересечения – объемы понятий совпадают частично: 1) житель столицы, 2) правонарушитель.

Отношения между несовместимыми понятиями:

1. Полное взаимное исключение – объемы понятий не совпадают ни частично, ни полностью: 1) показания, 2) свидетель.

2. Отношение соподчинения – два внеположных понятия находятся в отношении подчинения третьему (отношение рода и двух видов): 1) государство, 2) европейское государство, 3) африканское государство.

3. Отношение противоположности – одно из понятий содержит какой-либо признак, а в другом понятии этот признак отсутствует, но заменяется другим: 1) большой коллектив, 2) маленький коллектив.

4. Отношение противоречия – одно из понятий содержит какой-либо признак, а в другом понятии этот признак отрицается: 1) совершеннолетний, 2) несовершеннолетний.

Обобщение понятий – это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

Обобщение объема понятия происходит за счет сокращения количества признаков, составляющих его содержание.

Например, обобщая понятие «международная конференция правоведов», переходим к понятию «конференция правоведов» и, обобщив данное понятие, к понятию «конференция».

Ограничение понятий – это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Например, ограничивая понятие «университет», переходим к понятию «государственный университет» и, ограничив данное понятие, к понятию «Московский государственный университет».

Деление понятий – это логическая операция, направленная на раскрытие объема понятия. То понятие, объем которого раскрывается, называется делимым, а те понятия, которые получаются в результате операции, – членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Члены деления по отношению к делимому понятию выступают как соподчиненные виды к роду.

Например, формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Делимое понятие – «формы мышления», члены деления – «понятие», «суждение», «умозаключение».

Определение понятий – это логическая операция, направленная на раскрытие содержания понятия. Определить понятие (дать дефиницию) – значит указать его существенные признаки. Понятие, содержание которого раскрывается, называется определяемым; понятие, которое раскрывает содержание исходного, называется определяющим.

В логике описаны различные виды определений. Рассмотрим некоторые из них.

Номинальное определение осуществляется посредством введения нового понятия – термина. Например: «Учащийся высшего специального учебного заведения называется слушателем».

Реальное определение осуществляется путем раскрытия существенных признаков предмета. Например: «Наказание – это мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда».

Среди определений принято выделять явные и неявные.

Явным называется определение, которое содержит прямое указание на существенные признаки, которыми обладает предмет.

Неявным определение называется в том случае, когда признаки, содержащиеся в некотором контексте, восстанавливаются из него применительно к определяемому предмету.

Среди явных определений предпочтение часто отдается определению через род и видовое отличие.

Оно осуществляется поэтапно: сначала определяемое понятие подводится под более широкое, ближайшее родовое, затем выявляется видовое отличие путем указания специфического признака, выделяющего данный предмет из класса (рода) предметов.

Например: «Кодекс – это законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений». Здесь первоначально определяемое понятие «кодекс» подводится под родовое «законодательный акт», после чего определяются и указываются отличительные видовые признаки.

Важно отметить, что видовые специфические признаки должны быть представлены в определении предельно полно.

Рассмотрим следующее определение: «Безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней».

Здесь в качестве видовых признаков выступают: а) трудоспособность; б) отсутствие работы и заработка; в) факт регистрации в соответствующем органе; г) цель регистрации; д) готовность работать. Отсутствие в определении любого из этих признаков сделало бы его неполным, и, следовательно, логически неправильным.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными: бесконечность, самопознание, совесть, река, глубина, конспект, город, гордость, печатное издание, терпение, президент, монета.

2. Определите, какие из следующих понятий являются абстрактными: стоимость, букварь, спокойствие, ведро, строитель, квалификация, общество, независимость.

3. Определите, какие из следующих понятий являются собирательными: орех, группа туристов, коллектив, скрипка, сервиз, экипаж, правило, набор инструментов, отчет, собрание сочинений, лидер, политическая партия, литературное объединение.

4. Определите, какие из следующих понятий являются положительными: неудача, решенная проблема, неумный человек, невзгоды, активист общественного движения, ненависть, наркоман, ненастье, несчастье, нервная система.

5. Определите, какие из следующих понятий являются отрицательными: неравенство, бессердечный человек, неравноправие, невод, несоответствие, некомпетентный специалист, студент-медик, ассоциация, асоциальное поведение.

6. Определите отношения между понятиями и изобразите их в виде круговых схем:

а) единичное понятие, конкретное понятие, общее понятие;

б) логика, форма мышления, закон логики, закон тождества;

в) автолюбитель, водопроводчик, житель Москвы, мужчина;

г) безработный, отец, дальтоник, оптимист, врач;

д) религия, христианство, православие, католицизм;

е) студент, сын, брат, горожанин;

ж) портфель, портфель директора, черный портфель, большой портфель;

з) задание, домашнее задание, трудное задание;

и) Европа, Африка, место проведения отпуска, Австралия;

7.Обобщите понятия:

а) рабочий день; б) дурной поступок; в) правостороннее уличное движение; г) опытный педагог; д) библиотечная книга; е) Великобритания.

8. Ограничьте понятия:

а) журнал; б) зачет; в) частная практика; г) транспорт; д) прецедент; е) импорт.

9. Найдите ошибки деления в следующих примерах: а) библиотеки делятся на детские, научные и районные; б) специалисты бывают квалифицированными, неквалифицированными и молодыми; в) постройки делятся на жилые, нежилые и деревянные.

10. Найдите ошибки в следующих определениях: а) понятие – это форма мышления; б) студент – это учащийся; в) треугольник – это геометрическая фигура.

Теоретические вопросы для самопроверки

·Какая зависимость существует между объемом и содержанием понятия?

·Какие понятия нельзя ограничить?

·Можно ли утверждать, что единичные понятия всегда являются регистрирующими?

·Являются ли все собирательные понятия общими?

·Могут ли находиться единичные понятия в отношении пересечения?

·Могут ли абстрактные понятия находиться в отношении противоречия?

·Могут ли противоположные понятия быть общими?

·Могут ли собирательные понятия быть отрицательными?
Какие понятия нельзя обобщить?

·Можно ли использовать два различных признака при делении понятия?

· Может ли правильное определение быть отрицательным?

·Какой вид явного реального определения используется чаще других в юридических науках?

·Могут ли общие понятия находиться в отношении подчинения?

·Можно ли утверждать, что собирательные понятия не могут быть отрицательными?

Date: 2015-06-07; view: 1050; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/1-114996.html

Логические операции мышления

Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями

Логические операции мышления – Это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

Основные логические операции мышления:

1.сравнение

2.анализ

3.синтез

4.абстрагирование

5.обобщение

6.конкретизация

1. Сравнение –это логическая операция, в результате которой два или несколько

разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и

различное имеется в них.

Итогом сравненияявляется выделение общего и различного.

Например:

Ребенку поставлена задача на нахождение общего и различного во внешнем виде трех фруктов.

Решать эту задачу ребенок будет

— в наглядно-образном плане,

— применяя логическую операцию сравнения.

2. Анализ –это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Иногда выясняются связи, существующие между частями или элементами,

для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Например:

— Химический анализ с целью определить, из атомов каких простых веществ

состоит молекула воды.

В данном случае – водород и кислород.

Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию.

Например:

— Учащийся решает задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник».

Для этого ему понадобится разложить геометрические фигуры на элементы,

из которых они состоят: отрезки прямых линий и углы.

3. Синтез –это логическая операция объединения частей или элементов в

некоторое сложное целое.

Как и в случае с анализом, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Например:

— При проведении химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию.

Чаще всего логические операции присутствуют комплексно и могут сопровождать друг друга.

Например:

— Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить свойства, то он обращается к использованию всех 3-х логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения.

4. Абстрагирование –это логическая операция, в результате которой

выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или

нескольких разных объектов, причем такое свойство которое в

действительности как отдельное и независимое от существующих объектов

не существует.

Например:

— Мы можем выделять и отдельно изучать свойства многих физических объектов:

Как форма, величина или цвет.

Понятно, что форма, величина или цвет в природе не существует вне объектов.

Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

5. Обобщение –это логическая операция, в результате которой некоторое

частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких

объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный

конкретный, а обобщенный характер.

Например:

— Математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может

утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам.

Это и будет логическая операция обобщения.

— или выйдя на улицу, мы ощущаем тепло или холод, то справедливо

предполагаем, что на расстоянии несколько сот метров тоже будет холодно

или тепло.

В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией мышления.

6. Конкретизация –это логическая операция, противоположная обобщению.

Она заключается в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим предметам.

Например:

Мы знаем, что растения впитывают воду, и обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции

— взаимно дополняют друг другаи преобразуют информацию,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_9829_logicheskie-operatsii-mishleniya.html

Refy-free
Добавить комментарий