Понятие истины в философии

Философское понятие истины

Понятие истины в философии
Подробности Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений.

Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.

То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания.

Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи.

Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Абсолютная истина и абсолютное в истине. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления.

Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п.

Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.

Конкретность истины и догматизм. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом. Особую важность конкретно-исторический подход приобретает в анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику различных странах.

О критериях истинности знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений.

Однако этот критерий не гарантирует надежности. Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины.

Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». (*неподвижность Земли)

Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства.

Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения.

Смешно было бы ставить на ание в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того или иного утверждения.

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость».

Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или (косвенно подтверждено на практике, т.е.

результативно осуществлено в практике.

В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Источник: https://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/102-filosofskoe-ponyatie-istiny.html

15. Понятие истины в философии

Понятие истины в философии

Обычноистину определяют как соответствиезнания объекту. Истина – это адекватнаяинформация об объекте, получаемаяпосредством его чувственного илиинтеллектуального постижения либосообщения о нем и характеризуемая сточки зрения ее достоверности.

Такимобразом, истина существует не какобъективная, а как субъективная, духовнаяреальность в ее информационном иценностном аспектах. Ценность знанияопределяется мерой его истинности.Другими словами, истина есть свойствознания, а не самого объекта познания.

Истина может быть и в виде отдельногоутверждения, и в цепи утверждений, и какнаучная система. Истину определяют какадекватное отражение объекта познающимсубъектом, воспроизводящее реальностьтакой, какова она есть сама по себе, внезависимости от сознания.

Это объективноесодержание чувственного, эмпирическогоопыта, а также понятий, суждений, теорий,учений и, наконец, всей целостной картинымира в динамике ее развития. То, чтоистинна есть адекватное отражениереальности в динамике ее развития,придает ей особую ценность, связаннуюс прогностическим измерением.

Истинныезнания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практическиедействия в настоящем и предвидетьгрядущее. К абсолютным истинам относятсядостоверно установленные факты, датысобытий, рождения, смерти и тд.

Истинаисторична. Понятие конечной или неизменнойистины — всего лишь призрак. Любой объектпознания — неисчерпаем, он меняется,обладает множеством свойств и связанбесконечным числом связей с окружающиммиром. Каждая ступень познания ограниченауровнем развития общества, науки…

Научные знания поэтому носят относительныйхарактер. Относительность знанийзаключается в их неполноте и вероятностномхарактере. Истина поэтому относительна,ибо она отражает объект не полностью,не исчерпывающим образом. Относительнаяистина есть ограничено-верное знаниео чем-либо.

Абсолютнаяистина — это такое содержание знания,которое не опровергается последующимразвитием науки, а обогащается и постоянноподтверждается жизнью.

Терминабсолютное применим и к любой относительнойистине: поскольку она объективна, то вкачестве момента содержит нечтоабсолютное. И в этом смысле любая истинаабсолютно-относительна. Развитие любойистины есть наращивание моментовабсолютного.

Новые теории являютсяболее полными и глубокими по сравнениюс предыдущими. Но новые истины несбрасывают под откос истории старые, адополняют, конкретизируют или включаютих в себя как моменты более общих иглубоких истин.

(Теория относит Эйнштейнаи Ньютоновская механика).

16. Познание и практика

Гносеология– «гносис» — знание – наука о познании,в которой изучается природа познания,отношения знания и реальности, выявляютсяусловия достоверности и истинностизнаний, возможности познать мир. Онаисследует природу человеческогопознания, формы и закономерности перехода от поверхностного представленияо вещах к постижению их сущности, человекаи человеческое общество.

Категориигносеологии – истина, достоверность,сознание, познание, субъект и объект,чувственное, рациональное, интуиция,вера. Теория познания (гносеология) всвоей совокупности может представитьответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение,умение. Знание есть связующее звеномежду природой, человеческим духом ипрактической деятельностью.

Человекживет в окружении мира, в атмосфередуховной культуры. Сам он – активнодействующее существо. Мы нуждаемся вмире и постигаем его тайны дляудовлетворения наших материальных, азатем и духовных потребностей.

В этомсостоит исторический смысл возникновенияпознания и наук.

С развитием обществапотребности все расширялись и обогащались,вызывая к жизни все новые и новые средстваи пути познания: человечество не можетуспокоиться на достигнутом.

Практика– это чувственно предметная деятельностьлюдей, их воздействие на тот или инойобъект с целью его преобразования дляудовлетворения исторически сложившихсяпотребностей. По отношению к познаниюпрактика играет троякую роль:

Онаявляется источником познания, егодвижущей силой.

Практикаявляется сферой приложения знаний,целью познания.

Практикаслужит критерием, мерилом проверкиистинности результатов познания.

Итак,практика – это основа формирования иразвития познания на всех его ступенях,источник знания, критерий истинностирезультатов процесса познания.

Практикане только выделяет и указывает теявления, изучение которых необходимодля общества, но и изменяет окружающиепредметы, выявляет такие их стороны,которые до этого не были известнычеловеку и поэтому не могли быть предметомизучения.

Не только земные, но и небесныетела, в которых мы ничего не изменяем,предстали перед нашим сознанием ипознаются в меру вовлечения их в нашужизнь в качестве средств ориентации вмире.

Источник: https://studfile.net/preview/5270861/page:10/

Проблема истины в философии

Понятие истины в философии

После того, как знание достигнуто, возникает вопрос: правильно ли оно отражает действительность, истинно это знание или ложно?

Понятие «истина» относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, – зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.

Итак, что такое истина? В повседневной жизни этот термин употребляется во многих словосочетаниях. Мы часто говорим об «истинном друге», имея в виду его надежность, верность, преданность. Часто слышим выражение: «истинное произведение искусства», «истинное наслаждение» и др.

В теории познания (гносеологии) диалектического материализма понятие «истина» употребляется не для характеристики вещей, явлений, предметов, а для характеристики знаний об этих вещах, предметах, явлениях.

С позиций диалектического материализма истина есть соответствие мысли объекту, иными словами, это правильное, выверенное практикой знание (отражение действительности в сознании человека). Следовательно, атрибут истинности или ложности относится не к вещам и явлениям объективного мира, а к нашим знаниям, т.е.

продуктам нашего сознания, отражению предметов действительности. Истина есть понятие гносеологическое, т.е. рассматривающее отношение сознания к внешнему миру (мысли к предмету мысли).

Зависит ли истина от человека? И да, и нет! Зависит: во-первых, потому что она находится в нашем сознании, как мысль об объекте, во-вторых, потому что форма истинного утверждения или отрицания, способ их выражения всегда индивидуален, зависит от субъекта – человека их высказывающего. Следовательно, истина субъективна по форме. Не зависит – потому что содержание истинного знания определяется самой объективной реальностью, а не субъективными желаниями и произволом людей. И в этом плане истина объективна.

Под объективной истиной диалектический материализм понимает такое содержание наших знаний, которое «не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества»[76]. Однако объективность истины признается только диалектическим материализмом. С позиций идеализма истина лишена объективности.

Так, для объективного идеализма мир, как объективная реальность, как бы не существует, это лишь инобытие духа, одна из форм его существования. Отсюда – содержание мира и содержание познания тождественны – имеют духовную основу, т.е. соотношение между познанием и действительностью осуществляется в рамках сознания.

Поэтому существование объективной истины в полном объеме объективным идеализмом не признается.

Для субъективного идеализма истина – это соотношение моих ощущений с моими мыслями, т.е. это соотношение также не выходит за рамки сознания. Так, австрийский физик, философ-идеалист Э.

Мах (1838–1916) считал, что тела, вещи, мир – это «комплекс ощущений» субъекта. Отсюда задача науки – описание этих ощущений. Это описание может быть простым, экономным или сложным, запутанным.

Экономное описание ощущений – просто истина, а максимально экономное – абсолютная истина.

Французский математик, махист (т.е. разделяющий взгляды Э. Маха) Ж.А. Пуанкаре (1854–1912.) явился автором теории конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение). Согласно этой концепции научные понятия и теории есть продукт произвольного соглашения между учеными, а не отражение объективного мира.

Соглашение это определяется соображениями удобства и простоты. Например, согласились считать звезды раскаленными небесными телами определенного размера и величины. Но могли договориться и иначе, скажем, что это электролампочки. Однако это представляется неудобным, так как возникает ряд трудно разрешимых вопросов.

Следовательно, для субъективных идеалистов объективная истина не существует.

Разновидностью субъективистской трактовки истины является прагматизм. С позиций прагматизма истина есть то, что полезно, выгодно. Но представления людей о полезности часто несовместимы. Отсюда вывод: значит существует не одна истина, их много. Иначе говоря, объективной истины не существует, это чисто произвольное представление.

Но уже Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет»[77]. Значит, если истина адекватно отражает объект, ее содержание объективно. И относительно одного объекта не может быть несколько истин. Она одна, ибо предмет один. Можно говорить лишь о множестве мнений, но мнение не синоним истины.

Помимо проблемы объективного и субъективного в истине, есть еще одна важная проблема: как достигается объективная истина: сразу, целиком, полностью, абсолютно или же постепенно, относительно, приблизительно. Это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.

Соотношение истины абсолютной и относительной будет лучше понятно, если мы вначале обратимся к рассмотрению проблемы конкретности истины. Конкретность истины заключается в том, что она всегда связана с теми условиями места и времени, в которых находится объект исследования.

Это значит, что наши знания, будучи верными в одних условиях места и времени, могут оказаться не соответствующими действительности в других условиях (либо частично, либо полностью). Итак, истина конкретна, так как она относится к определенному процессу, явлению действительности, совершающемуся в определенных условиях[78].

Положение о конкретности истины соответствует диалектико-материалистическому представлению о мире, как находящемуся в процессе непрерывного изменения.

Положение о конкретности истины «подчеркивает» несостоятельность догматизма, как разновидности метафизического способа мышления. В основе догматизма лежит метафизическое представление о том, что все в мире повторяется одинаковым образом.

Поэтому утверждение, однажды принятое, считается у догматиков истиной на все времена. Инерция мысли, свойственная догматизму, ведет к застою в науке, к отрицанию творческого характера ее развития.

Абстрактное понимание истины в политике ведет к субъективизму, волюнтаризму (авантюризму).

Понимание конкретности истины позволяет правильно понять диалектику абсолютного и относительного в истине. Понятия абсолютного и относительного в истине отражают степень точности, глубины познания, т.е. отражения действительности в нашем сознании.

Абсолютная истина означает, абсолютно точное отражение действительности в нашем сознании. Это полное, исчерпывающее знание о предмете или его свойствах и отношениях, которое в будущем не может быть опровергнуто или изменено. Относительная истина – относительно точное отражение действительности.

Это знание неполное, незавершенное, приблизительное, в дальнейшем подлежащее уточнению и углублению.

Какие истины преобладают в человеческом познании? Истины относительные, так как объективный мир не только бесконечен в пространстве, но и бесконечно развивается и изменяется во времени.

Человек познает лишь известную часть объективного мира, доступную его практике. Границы человеческой практики постоянно расширяются и вместе с тем расширяются границы человеческого познания.

Поэтому достижение истины – это не мгновенный акт, а процесс бесконечного движения мысли.

Рассмотрим в качестве примера развитие научных представлений о строении атома. В ходе развития науки эти представления изменялись, уточнялись, дополнялись:

с древнейших времен (Левкипп, Демокрит, Эпикур и др.) до конца XIX в. атомы представлялись как реально существующие частицы, неделимые, непроницаемые, неизменяемые;

конец XIX в. – атом – делимая частица, состоящая из положительных и отрицательных электронов (модель Томсона);

1911–1913 гг. – атом – частица, имеющая ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны (модель Резерфорда–Бора);

современное понимание – атом имеет ядро, представляющее собою систему из протонов и нейтронов; вокруг ядра движутся электроны, отрицательно заряженные частицы, обладающие волновыми и корпускулярными свойствами[79].

Мы видим, что с каждым новым открытием науки становится все более ясным относительный, приблизительный характер прежних знаний. Оказалось, что в прежних знаниях содержались и прямые заблуждения, например, то, что атом содержит в себе положительные электроны (модель Томсона), что электроны – это частицы с корпускулярными свойствами, которые движутся по законам механики, и др.

Вместе с тем многие прежние представления не были опровергнуты дальнейшим развитием науки, поскольку оказались верны: то, что атом существует, что он делим, что состоит из ядра и электронов, что ядро представляет систему протонов и нейтронов и т.д.

Эти знания можно рассматривать как истины абсолютные, которые не будут опровергнуты в будущем, хотя в целом знания о строении атома и в настоящее время нельзя считать полными, законченными, т.е. абсолютной истиной.

Но, оставаясь в целом относительными, с каждым новым открытием науки, эти знания насчитывают все большее число истин абсолютных.

Существуют ли абсолютные истины? К ним относят, прежде всего, истины факта: например, Волга впадает в Каспийское море, что Наполеон умер 5 мая 1821 г., 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в Космос и др.

Есть ли абсолютные истины среди закономерностей, выводимых наукой? Диалектический материализм отвечает на этот вопрос утвердительно. Законы науки – истины относительные, так как мы можем проверить их действие только в той области Вселенной, которая доступна нашему познанию.

Законы классической механики, по которым рассчитываются орбиты искусственных спутников и космических кораблей, могут не действовать за пределами этой области. Однако, если не забывать о конкретности истины, то абсолютная истина содержится в каждом объективно-истинном положении.

Например, появление теории относительности, которая учитывает изменение массы при больших скоростях, не поколебало справедливости положений классической механики применительно к малым скоростям.

Просто прежние представления оказались частным случаем новой, более точной и общей теории.

Таким образом, человеческое познание – это непрерывный процесс накопления все более полных и глубоких знаний, процесс превращения истины относительной в истину абсолютную. Каждая новая теория в науке является более полным знанием по сравнению с предшествующей.

Понятие абсолютной истины может употребляться еще и в другом смысле. А именно: в смысле достижения полного, исчерпывающего знания о мире. С позиций диалектико-материа­листической теории познания на этот вопрос следует ответить отрицательно, ибо мир, во-первых, бесконечен, а во-вторых, он непрерывно развивается[80].

Следует иметь ввиду, что абсолютный и относительный моменты в истине диалектически взаимосвязаны. Нет отдельно существующей абсолютной или относительной истины. Существует истина объективная, которая и относительна, и абсолютна. В относительной истине всегда есть момент истины абсолютной.

А абсолютная истина в процессе познания складывается из истин относительных. Диалектико-материалистическое понимание истины не совместимо как с догматизмом (с абсолютизацией достигнутых научных истин), так и с релятивизмом, т.е. с субъективистским, скептическим их умалением. Процесс познания не свободен от ошибок, заблуждений и даже откровенной лжи.

Заблуждение и ложь – ошибочные представления (утверждения) о чем-либо.

Заблуждение – это представление, кажущееся истинным, но тем не менее не соответствующее действительности. Это непреднамеренная, неумышленная ошибка. Причиной заблуждения может быть недостаточный уровень грамотности, компетентности, несовершенство интеллектуальных способностей, недостаточный познавательный материал, предрасположение, пристрастие и т.д.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину (с целью извлечения какой-либо пользы, выгоды)[81].

Как может быть доказана объективная истинность наших знаний? Для того, чтобы доказать истинность или ложность достигнутого знания, необходимо иметь критерий истинности. Но где найти такой критерий.

Идеализм пытается найти такой критерий не выходя из сферы самого сознания. Так, для субъективного идеалиста Д. Беркли мерилом истинности ощущений является «коллективное восприятие». Представители махизма продолжают эту линию. Русский махист А.

Богданов (1873–1928) – врач, экономист, философ, предлагал считать критерием истины «мнение большинства». По существу, ничего нового в этом плане не выдвинули представители такого направления, как прагматизм. Для них критерием истинности является полезность, выгода.

Так, один из основателей прагматизма У. Джеймс писал: «Истиной прагматизм считает то, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта…

Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие божие?»

Заблуждались в вопросе о критерии истины и представители метафизического материализма. Рационалисты искали критерий истины в разуме. Так, Б. Спиноза считал, что истина есть мерило самой себя и лжи, т.е.

он искал критерий истины тоже не выходя из сферы духовного, что было определенной уступкой идеализму. Аналогичной позиции придерживался и А.И.

Герцен (1812–1870): «что разумно, то признано человеком, другого критеризма человек не ищет: оправдание разумом – последняя безапелляционная инстанция».

Сенсуалисты считали, что критерием истины являются показания наших органов чувств. «Те сомнения, которых не разрешит теория, их разрешит тебе практика», – говорил Л. Фейербах. Но известно, что под практикой Л. Фейербах понимал чувственное созерцание людей.

Поскольку органы чувств человека могут давать различные показания, постольку Л. Фейербах апеллирует к «чувственности человеческого рода». Он считает, что проверить показания органов чувств можно обменявшись мнениями. В итоге и у Л.

Фейербаха мнение большинства является критерием истины.

Диалектический материализм единственным объективным критерием истины считает общественно-историческую практику, т.е. осознанную, целенаправленную, материальную деятельность по преобразованию и изменению как природных, так и социальных систем. В «Тезисах о Фейербахе» К.

Маркс писал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, – чисто схоластический вопрос»[82].

Почему именно практика может быть критерием истинности наших знаний? Потому что именно в ходе практики человек сопоставляет свои знания с тем объективным миром, отражением которого эти знания являются.

Если знания не верны, искаженно отражают действительность, то человек, опираясь на эти знания, не сможет грамотно изменять действительность.

Для того, чтобы построить паровую машину, люди должны были знать не только свойства того материала, из которого она создается, но и открыть законы взаимосвязи тепловой и механической энергии.

Знания о свойствах элементарных частиц помогают человеку использовать в практических целях атомную энергию. Ф.

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал: «Если мы на основании имеющихся у нас определенных представлений будем действовать в определенном отношении и достигнем результатов, которых мы ожидали, то наши представления истинны и кантовской неуловимой „вещи в себе“ приходит «конец». Ф. Энгельс приводит конкретные примеры: открытие ализарина, красящего вещества марены, который раньше добывался из каменно-угольного дегтя, открытия планеты Нептун[83], показывающие, что истинность теоретических положений, в данном случае в области естественных наук, доказывает практика научного эксперимента и наблюдения, а также практика организованного на научной основе производства. Истинность положений общественных наук подтверждается социальной практикой.

А как обстоит дело с философией как системой знаний о наиболее общем в системе «человек – мир»? И для философии практика является критерием истинности ее теоретических положений, они доказываются данными из всех областей науки, которые, в свою очередь, уже проверены всеми видами человеческой практики.

Таким образом, практика – это всеобщий объективный критерий истинности человеческих знаний.

При этом следует иметь ввиду, что критерием истины является вся практика человечества: и предшествующая теории, и сопутствующая теории, и последующая за теорией, а не как следующий непосредственно за возникшим представлением акт его практической проверки.

Проверка теории практикой осуществляется в процессе всего хода практической деятельности людей. Поэтому проверку теории практикой следует рассматривать не как единичный акт, а как процесс.

Диалектический материализм не отрицает и значения логической проверки истинности знаний. Прежде чем построить дом, человек, как известно, строит его в своей голове. Конструктор или архитектор, создавая проект машины или здания, опирается при этом на знание законов механики, формулы сопромата и т.д.

Разумеется, при этом его выводы должны отвечать и законам логики как науки о правильном мышлении. На первый взгляд, при этом теоретические положения как будто бы проверяются не практикой, а теорией. Этот факт часто истолковывается как наличие двух критериев истины – практического и логического.

Но это не совсем так.

Для того, чтобы теоретические выводы были правильны, истинны, нужно, чтобы верны были исходные посылки. Если будет допущена ошибка в расчетах, здание может рухнуть, а машина не будет работать.

При этом логических ошибок может и не быть. Однако следует помнить, что логическая правильность рассуждений важна, но еще недостаточна для достижения истинности вывода.

Необходимо, чтобы исходные факты, посылки были истинными, т.е. доказанными практикой.

Следует также помнить о том, что сами законы логики являются обобщением практики, прошли проверку во всей общественной практике человечества. «Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры приняли значение аксиом», – писал В.И. Ленин.

Таким образом, логический критерий на самом деле оказывается практическим. Следовательно, существует только один объективный критерий истины – общественная практика людей. В этом смысле практика является абсолютным критерием, так как другого такого объективного критерия нет.

Критерий практики абсолютен и потому, что он способен доказывать абсолютную истину.

Но практика, будучи абсолютным критерием истины, в то же время является и относительным критерием. Относительность критерия практики в том, что этот критерий обладает известной неполнотой.

Ибо практика человечества всегда по необходимости ограничена. Почему физика вплоть до конца XIX в.

утверждала, что атом неделим? Потому что в ее распоряжении не было никаких практических доказательств обратного.

Относительность практики как критерия истины и в том, что практика доказывает истинность всей теории как истины относительной. Критерий практики никогда не может, по сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого бы ни было человеческого знания.

Практика может подтвердить истинность только тех знаний, которые из нее исходят. А человеческая практика ограничена в каждый данный момент. Практика никогда не сможет ответить на все вопросы, стоящие перед наукой, ибо как только разрешены старые вопросы, перед человечеством встают новые.

Итак, критерий практики и абсолютен, и относителен, и определенен, и неопределенен. Этот критерий настолько неопределенен, чтобы не позволить знаниям человека превратиться в абсолют, и в то же время настолько определенен, чтобы доказать несостоятельность агностицизма.

В заключение можно сделать следующие выводы из теории познания диалектического материализма:

объективный мир существует независимо от человеческого сознания и отражается им;

в познании людьми объективной реальности решающую роль играет практика;

процесс познания носит диалектический характер и должен рассматриваться как непрерывное движение от истины относительной к истине абсолютной, как превращение незнания в знание, неполного, незавершенного знания в более полное и более завершенное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_73660_problema-istini-v-filosofii.html

Понятие истины в философии (стр. 1 из 3)

Понятие истины в философии

Estonian Business Sсhool

Кафедра управления международным бизнесом

Философия и этика

Таллинн 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Истина в моём понимании

2.Определение истины

2.1.Виды истин

2.1.1.Абсолютная истина

2.1.2.Относительная истина

2.1.3.Объективная истина

3.Понятие истины в философии

3.1.Истотрия понятия истины

3.2.Проблема истины в философии и роль научной рациональности

Заключение

Список литература

Введение

Во все времена человечесто пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины.

А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия.

Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Так что же всё-таки такое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к тоторому еще с древних времён неустанно стремилась философская смысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень».

На столько сложно узнать итину, она стала на столько таиственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцов, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ.

И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключется истина, на мой вгляд, нельзя сказать по сей день.

То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.

1. Истина в моём понимании

Что есть истина? Вопрос непростой. Истина бывает разной. Научной, социологической, просветительской… Истина в каждом деле своя.

Я же хочу поговорить о духовной истине. Что есть духовная истина?

На мой взгляд, истина – это однозначность в решении. Такая однозначность, которая согласуется с сердцем. Что это значит? Допустим, некто говорит о мере греха, которую он видит в другом человеке. Он говорит о том, что кажется ему истинным.

То есть его сердце не сопротивляется выводам разума. И это я называю истиной. Но! Такая истина будет относительной. Для него, для размышляющего о грехе человека, наверняка его суждения будут не противоречащими его же познаниям.

И это значит, что он – находит в своих словах истину. Думаю этот вывод понятен.

Теперь, что же такое абсолютная истина? Как это можно представить- абсолютная истина, это выводы разума о чём-либо, согласующиеся с истинным сердцем. С таким сердцем, которое, подобно сердцу Бога. Это легко понять на следующем примере.

Вот он: человек (любой) рассуждает о красоте. Рассуждает, пользуясь знаниями концептуального, философского, текстологического и иных порядков.

В этом случае этот человек пытается различить с помощью разума логику и меру чувственного наполнения в предъявленном на его суд шедевре. Такой человек будет выискивать элементы красоты, чарующие его личную суть.

То есть – этот человек будет механически опознавать элементы красоты, позволяющие ему сказать искренне слова восхищения этим шедевром.

По-другому о том же: человек всегда ограничен в своих оценках мерой своего знания, мерой своей сердечности и мерой согласованности этих двух важных составляющих в своей сути.

Никто в мире не сможет выявить красоту в предъявленном ему шедевре – не обладая разумным видением и сердечным вниманием, соответствующим порядку этого предъявленного шедевра.

По-простому о том же: я, например, не видела раньше некоторых черт характера в близких мне людях, общаясь с ними потому, что была не знаком с такими чертами, как с образами духовной целостности.

Я не различала тех черт характера в близких мне людях при своём общении с ними, к которым была иногда сердечно невнимательна и к которым не чувствовала притяжения. Иными словами, я была слепа и глуха по отношению к таким чертам характера.

Но с годами получаешь опредеделённый опыт и знания, и начинаешь различать эти черты характера. Потому, что начала понимать ценность таких черт. Потому, что начинаешь видить и прочувствывать степень могущественности этих черт в сердцах людей.

Всё это приходит к нам только через личный опыт. Через опыт боли, разочарований и поражений.

2. Определение истины

Чтобы дальше работать и разбирать разные темы и вопросы об истине, хотелось бы тщательней углубиться в понитие истины.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.

В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Можно сделать множество примеров для того, чтобы на практитке было легче понять, что же такое истина. Я приведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом и завтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтем зацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась.

Входит мама, видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он не разбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись две правды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался; мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог.

А истина заключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивал специально.

Сделаю вывод, что мы не всегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатом того, что у людей разные истины и происходит недопонимания.

2.1. Виды истин

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и и понимая эти различия нам легче будет в постижении истины.

2.1.1. Абсолютная истина

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной).

Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к.

философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму.

Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Есть такое стихотворение «Что есть истина?». Оно ходило в рукописях в среде гонимых христиан СССР. Описывает Пилата, который спрашивает Иисуса: «Что есть истина?» и не выслушав ответ тут же разворачивается и уходит к толпе.

«Веками слышится вопрос:

Скажите, что есть истина?

Я — Истина, — сказал Христос,

И это слово истинно!

Раз шел в претории допрос,

Народ кричал неистово.

Глас слышит Мой, — сказал Христос, —

Тот, кто есть сам от Истины.

Такой ответ как будто прост,

Пилат в нем видит искренность,

И все же задает вопрос:

А что такое истина?

Так, глядя Истине в глаза,

Мы гоним ее истово,

Забыв, что Сам Христос сказал:

Я — Путь и Жизнь и Истина!»

Иисус сделал переворот, указав что истина это не «что», а «кто». Истина — живая. Пилату это в голову не приходило…

Тут, я думаю, можно сделать один из выводов, что в глазах, понятиях человека всегда истина будет разной пока у нас разная информация и разные знания, разные ценности и чувства.

2.1.2. Относительная истина

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима.

Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом.

Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Источник: https://mirznanii.com/a/231858/ponyatie-istiny-v-filosofii

Refy-free
Добавить комментарий