Понятие и сущность логики как науки

Понятие и сущность логики

Понятие и сущность логики как науки

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Логика

f1. Сущность логики

Логика (др.-греч. лпгйкЮ — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от льгпт — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.

Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.

Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление.

В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п.

Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.

Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями.

Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое[1].

Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике[2].

Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания.

Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.

1.1 Значение слова

Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений»[3]. В частности этим словом могут называться следующие вещи:

процесс мышления — если говорится о логичном и нелогичном мышлении, имеется в виду его логичность.

В электронике — электронные логические схемы

В аспектонике и соционике — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая логика» (информация об измеримых отношениях объектов) и «чёрная логика» (информация об измеримом движении объектов).

Используются выражения:

логика событий — имеется в виду некоторая виртуальная модель реальных событий, созданная в языке описания, достаточном для прогнозирования будущего с достаточной точностью.

логика характера — имеется в виду некоторая виртуальная модель характера личности, позволяющая более или менее точно прогнозировать события-поступки в будущем.

«Быть может, он безумец, — говорит один из героев рассказа английского писателя Г.К. Честертона, — но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума».

Есть выражение «женская логика».

1.2 Неформальная, формальная, символическая и диалектическая логика

Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок. См. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка.

Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.

Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой.

Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.

Диалектическая логика — наука о мышлении, которая, как предполагается, даёт знание о способе рассуждения, расширяющем возможности формально-логического вывода.

Здесь понятие логики употребляется как в собственном логическом, так и в метафорическом смысле. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики.

Вместе с тем, осуществляет анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики.

1.3 Отношение к другим наукам

Исторически логика изучалась как часть философии. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики.

f2. Металогика

2.1 Метатеоретические проблемы логики

Непротиворечивость формализованных теорий

Полнота формализованных теорий

Разрешимость формализованных теорий

Независимость аксиом формализованных теорий

Определимость

Сравнительный анализ логических теорий

2.2 Концепции логики

Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:

Психологизм

Логицизм

Формализм (математика)

Интуиционизм

Конструктивная математика

Консерватизм (логика)

Проблемы аксиоматизации теории множеств

Логические парадоксы

Семантические парадоксы

f3. История логики

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой.

Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э..

Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

Древнекитайская логика

Индийская логика

Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)

Античная и раннесредневековая логика: диалектика

Средневековая логика

Арабская и еврейская средневековая логика

Восточнохристианская средневековая логика

Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика

Логика европейского Возрождения; диалектика

Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика

Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)

введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)

научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

3.1 Логика в Древнем Китае

Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Моцзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н.

э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции.

В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).

Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с ее формулировкой Аристотелем).

Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.

3.2 Индийская логика

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.).

Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.

Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике.

Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма.

Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины.

Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение».

Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.

3.3 Европейская и ближневосточная логика

В истории европейской логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный — период доминирования формальной логики — продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.

3.3.1 Логика античности

Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон.

Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления.

Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

f3.3.2 Логика в Средневековье

По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

3.3.3 Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции (Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

3.4 Современная логика

В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н.А. Васильевым и И.Е. Орловым.

В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В 80-ые годы начались также изменения в образовании.

Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

f4. Основные понятия науки логики

Абстракция

Аналогия

Антиномия

Аргументация

Виды знаний

Гипотеза

Дедукция

Дискретная математика

Доказательство

Доказательность

Законы логики

Индукция

Истинность

Классификация

Наблюдение

Научный эксперимент

Обобщение

Определение

Опровержение

Парадокс

Паралогия

Понятие

Признак

Семантика

Силлогизм

Софизм

Софистика

Способы познания

Суждение

Тавтология

Теория

Умозаключение

Факт

Формальный язык

Формализм

логика наука мышление

f5. Традиционная логика

Дедуктивное и индуктивное рассуждение в традиционной логике

Индукция

Дедукция

Силлогистика

Силлогизм

Классическая математическая логика

Аппарат математической логики

Пропозициональная логика

Основная статья: Логика высказываний

(Пропозициональная логика)

Логика предикатов

Основная статья: Логика предикатов

Логика кванторов

Логика первого порядка

Логика второго порядка

Исчисления и логические методы

Разрешимость,

Семантическое древо

Таблицы Бета

Аксиоматика

Натуральный вывод

Секвенция (логика)

Логическая семантика

Основная статья: Логическая семантика

Алгебраические семантики

Теоретико-множественные семантики

Реляционные семантики возможных миров

Проблема содержательности семантик логических систем

Категорная семантика

Теория семантических категорий

Законы логики

Закон тождества

Закон исключённого третьего

Закон противоречия

Закон достаточного основания

Законы де Моргана

Законы дедуктивных умозаключений

Закон Клавия

Законы деления

Теория моделей

Основная статья: Теория моделей

Теория доказательств

Основная статья: Теория доказательств

Теории логического вывода

Теории логического вывода (теория логического вывода)

Теории следования (теория следования)

Теории импликаций (теория импликаций)

Материальная импликация

Неклассические логики

Логики с неклассическим пониманием следования

Релевантная логика

Паранепротиворечивая логика

Немонотонные логики

Динамическая логика

Логики, отменяющие закон исключённого третьего

Интуиционистская логика

Конструктивная логика

Логика квантовой механики (Квантовая логика)

Логики, меняющие таблицы истинности

Многозначная логика

Двузначная логика

Трёхзначная логика

Логики, расширяющие состав высказывания

Логика вопросов

Логика оценок

Логика норм

Модальная логика

Основная статья: Модальная логика

Модальность

Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)

Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)

Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)

Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)

Строгая импликация

Материальная импликация

Недедуктивные логические теории

Индуктивная логика

Вероятностная логика

Логика решений

Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)

Аналогия (умозаключение по аналогии).

Другие неклассические логики

Категориальная логика

Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.

Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

f6. Приложения логики

Прикладные проблемы логики и логической семантики

Приложения логики в методологии науки

Приложения логики в философии

Приложения логики в теологии

Приложения логики в психологии

Приложения логики в правовых науках

Приложения логики в лингвистике

Приложения логики в других дисциплинах

Приложения логики в анализе познавательных процедур

Логический анализ форм и приёмов познания

Формы мышления

Определение

Классификация

Абстракция

Идеализация

Аксиоматизация

Формализация

Логические проблемы аргументации

Логика доказательств

Приложения логики в методологии науки

Методология науки

Логика науки

Логика и эмпиризм

Приложения логики в философии

Основная статья: Философская логика

Приложения логики в философии

Приложения логики в онтологии

Приложения логики в эпистемологии

Приложения логики в этике

Логические проблемы аргументации (теория аргументации)

Аналитическая философия

Приложения логики в психологии

Когнитивная наука

Когнитивная психология

Логика открытий

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию.

Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве.

Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

Приложения логики в лингвистике

Логический анализ языка

Аналитическая философия

Приложения логики в компьютерных науках

Динамические логики (динамическая логика)

Логики программ (логика программ)

Логика экспертных систем (логики экспертных систем)

Логика в информатике

Доказательное программирование

Автоматическое доказательство теорем

Логическое программирование

fЛитература

Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1995. — 303 с. — ISBN 5-87065-009-7

Кондаков Н.И.: Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975. — 720 с.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00119015_0.html

Логика. Глава 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов (Н. В. Михалкин, 2013)

Понятие и сущность логики как науки

♦ Предмет логики

♦ Язык формальной логики

♦ Формальная логика в деятельности юриста

В структуре научного знания место логики особенное. В значительной мере это обусловлено тем, что содержание логики связано с организацией процесса мышления – того, без чего невозможно развитие не только никакой из областей научного знания, но и повседневная жизнь большинства людей.

Иногда логику рассматривают как самостоятельную область знания, иногда связывают с другими науками (например, с риторикой), позволяющими человеку более ясно и эффективно выстраивать цепочки своих рассуждений, как можно более полно и точно излагать свои мысли окружающим людям. Многие ученые считают логику одним из разделов философского знания.

Философия (греч. букв. – «любовь к мудрости»: филео – люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Философских дисциплин, раскрывающих соответствующие разделы философии – онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др., много.

У каждой из них свой объект и предмет, но, в отличие от логики, они не имеют статуса наук, потому что не всегда их положение основывается строго на фактах действительности.

Философию называют учением, как и ее составные части, но не логику.

Логика, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет, свои правила обосновывает фактами, выводит их из выявленных законов природы. Осмысление объекта и предмета науки (или другой области человеческого знания) связано с ясным пониманием субъектом самого процесса осмысления.

Субъектом в познавательном процессе является, прежде всего, человек (индивид, группа, коллектив).

Субъект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, sub – под, jacio – бросаю, кладу в основание) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Например, субъектом можно считать всякого, кто изучает логику.

Объект (objectum – предмет от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту и его предметнопрактической и познавательной деятельности, на что эта деятельность направлена.

Объект (в познавательно-преобразовательном процессе) – это существующая независимо от сознания человека вещь (или идеальная конструкция), включенная в сферу отношений человека с миром.

Объект науки – элемент реальности, обладающий очевидными границами, относительной автономностью существования, и проявляющий себя в окружающей среде. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, отражающая наиболее существенные свойства и признаки объекта.

Объект логики (науки) – мышление человека – сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира.

Одновременно мышление является объектом психологии, физиологии, генетики, кибернетики. Однако предмет у каждой из этих наук свой, отличный от других.

Предмет логики (науки) – формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.

Логика (от греч. λόγος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) – наука об общезначимых формах и средствах мысли (в том числе, закономерностях мышления, методах рассуждений), необходимых для рационального познания в любой области знания, непротиворечивых выводов, формулирования понятий, построения умозаключений, гипотез, версий, теорий.

Говоря кратко, логику можно назвать наукой о формах, закономерностях и методах правильного мышления. Мышление, включая познание, представляет сложный процесс, в котором центральное место занимают знания. Цель любого субъекта заключается в обладании возможно большим объемом необходимых в его жизни и деятельности истинных знаний.

Знания – сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности.

В основе получения человеком знаний о мире лежит его способность чувственного отражения действительности, которое складывается из ощущений, восприятий, представлений.

Ощущение – простейший процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Восприятие – процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности (целостности) их свойств в момент воздействия этих предметов на органы чувств.

Представление – процесс наглядного и обобщенного отражения явлений, предметов или отдельных их свойств, которые в данный момент на органы чувств не воздействуют.

Необходимым компонентом формирования и развития субъектом системы знаний (и одновременно специфически человеческой особенностью познавательно-преобразовательной деятельности) является абстрактное мышление, которое позволяет в многообразии проявлений воспринимаемого бытия выделить существенные, повторяющиеся, необходимые связи (законы), выявлять сущность процессов, предметов, явлений.

Для мышления характерны обобщенность (способность выявить основное в воспринятом, изученном; выражать результаты в неком общем положении, отражающем это основное, существенное, придать этому существенному, зафиксированному в частных случаях общее значение) и опосредованность (возможность понять что-либо существенное об объекте или предмете вне непосредственного контакта с ним, способность выразить одно через другое) знания.

Формирование знаний «второго» уровня (выявление закономерностей, постижение сущности вещей) происходит в процессе рассуждения – форма теоретического познания, позволяющая получить новое (выводное) знание о предмете, явлении, процессе.

Результативность рассуждений зависит от умения использовать определенные законы и правила, которые и изучает логика.

Простые и сложные рассуждения протекают с непременным использованием форм абстрактного мышления (или логических форм), которые обычно делят на две основные группы: в первой мысль фиксируется (как бы хранится) в неизменном виде – понятия, суждения, теории и некоторые другие, во второй мысль развивается – умозаключения, гипотезы, версии, задачи, проблемы.

Эти формы мышления давно находятся под пристальным вниманием мыслителей.

Логика – наука с долгой и богатой историей, в которой различные исследователи выделяют ряд этапов (в основном, от двух до четырех). Все они не обходят вниманием таких представителей логики, как Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Б. Рассел и некоторых других наиболее ярких исследователей и мыслителей.

Знания о закономерностях мышления возникли давно. Точно известно, например, что уже в V в. до нашей эры современники

Сократа – софисты – ими не только успешно пользовались, но и обучали правилам ведения дискуссии других людей. Сам Сократ настаивал на необходимости ясности и непротиворечивости мысли.

Однако считается, что именно Аристотель (384–322 гг. до н. э.) открыл эпоху систематического изучения законов правильного мышления.

В работах «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов» и некоторых других он создал систему знаний – «аналитику» (которую позже называли формальной, традиционной, дедуктивной логикой).

Работы Аристотеля по логике в последствии были объединены в одной книге под названием «Органон» («Орудие знания»).

Зенон из Китиона (ок. 336–264 гг. до н. э.) ввел в оборот понятие «логика», основал школу стоиков в Афинах (308 г. до н. э.).

И хотя из его трудов (например, «Об учении», «О знаках», «О сущности», «О надлежащем» и других) сохранились только фрагменты, ученые считают, что он внес важный вклад в теорию мышления.

Логику он ставил на первое место в своем учении, цель которого была вооружить людей способностью правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений.

Средневековье оставило неоднозначный след в развитии логики в силу безграничного влияния теологии, стремления все имеющиеся знания скорректировать в интересах церкви. И тем не менее, справедливо считается, что в развитии логики существенную роль сыграли такие мыслители, как Иоанн Дамаскин (ок.

675–753), писавший в первой главе своей «Диалектики», что нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Стоит назвать и других мыслителей Средних веков, оказавших влияние на развитие логики. Это Аль-Фараби (ок.

872–951, полное имя: Абу Наср Мухаммед ибн Тархан), написавший «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», Михаил Псёл (ок. 1018–1078), автор работы «Всеобщая наука», И. Д. Скот

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%9D_%D0%92_%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%8E%D1%88%D0%B8%D0%BD_%D0%A1_%D0%A1_%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/2

Зарождение и сущность логики как науки

Понятие и сущность логики как науки

Тема 2.

Возникновение логики как науки и основные этапы её развития.

Зарождение и сущность логики как науки.

Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).

· Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

· Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания — знания, полученного опосредованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее; знания, полученного разумом.

· Наука о мышлении

· Научная дисциплина, изучающая способы доказательств и опровержений.

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Несмотря на то, что точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.

Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

1. Древнекитайская логика

2. Индийская логика

3. Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)

— Античная и раннесредневековая логика: диалектика

— Средневековая логика:

· Арабская и еврейская средневековая логика

· Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика

· Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика

— Логика европейского Возрождения; диалектика

— Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика

— Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

· порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)

· введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)

· научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

Основной целью контрольной работы является изучение основных этапов в истории развития логической науки.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть возникновение логики в Древнегреческой культуре.

2. Охарактеризовать развитие логики в Новое время.

3. Раскрыть особенности логической науки в современную эпоху.

Возникновение логики в Древнегреческой культуре

Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии — единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, т.е. отождествляла законы мышления с законами бытия.

Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства — одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Но в искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы впервые встречаем в элейской школе (y Парменида, Фалеса и Гераклита).

Так, в рассуждениях Фалеса и Гераклита о природе вещей фактически использовался метод индукции: единичные наблюдения, полученные опытным путем, обобщались ими в философские положения «Все подвержено изменению», «Все возникает из воды» и т.п.

Метод дедукции восходит к умозрительным рассуждениям Анаксимандра об апейроне как начале всего, и к метафизическим прозрениям Парменида относительно неизменности бытия и отсутствия небытия.

В древнегреческой философии в середине V в. до н.э. появились так называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику. Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Греции создали теорию риторики.

Софисты критиковали и религию, и материалистическую философию. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали и вопросы логики. Протагор написал специальное сочинение «Искусство спорить». Протагор — мастер спорить; он разъезжал по Греции, устраивал диспуты, привлекавшие многочисленных слушателей.

По выражению античного автора Диогена Лаэртского, «нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него».

Протагор первым стал применять «сократический способ беседы». Этот метод заключался в постановке собеседнику вопросов и показе ошибочности его ответов.

Поэтому Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логических приемов в речи ораторов. Позднее это сделал Аристотель в его «Топике».

Сочинение Протагора «Тяжба о плате» посвящено знаменитому софизму, относящемуся к спору Протагора с его учеником Эватлом.

Против софистов выступил выдающийся материалист Древней Греции Демокрит (460—370 до н. э.), создавший всеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию и др.

Демокрит — творец первой системы логики в Древней Греции, написавший специальный трактат «О логике, или Каноны» в трех книгах (название «Каноны» означает «критерии», «правила»).

До нас, к сожалению, дошли лишь незначительные отрывки. В книге «О логике» Демокрит выступает против софистов, отрицавших объективную истину. Демокрит строит логику на эмпирической основе, поэтому он — один из создателей индуктивной логики. Демокрит рассматривал суждения, выделяя в них субъект и предикат, а также рассматривал определения понятий.

В «Канонах» было изложено учение Демокрита о видах знания. опросы логики здесь не отделялись от теории познания. Последователями Демокрита были философы эпикурейской школы.

Проблемами логики занимались и древнегреческие философы — Сократ и (около 469—399 до н. э.) и Платон (428—347 до н. э.).

Сократ (469-399гг. до н.э.) разработал диалектику – определение понятий через нахождение того, что есть общего в разнообразном. У Сократа на первый план была выдвинута проблема метода, посредством которого можно получить истинное знание.

Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его свести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия.

Поэтому он предлагал собеседнику дать определения ряду понятий, таких, например, как «справедливость», «несправедливость», «храбрость», «красота» и т. п.

Сократовский метод использовался так. На вопрос Сократа, что такое несправедливость, отвечающий давал поверхностное, непродуманное определение. Взяв отдельные случаи из повседневной жизни, Сократ показывал, что определение, которое давал отвечающий, оказывается ошибочным или недостаточным и подводил к исправлению его. Новое определение (дефиниция) опять проверялось, дополнялось и т. д.

Например, давая определение понятию «несправедливость», в качестве несправедливых люди называли такие действия, как лганье, обман, делание зла, обращение в рабство и т. п. Но затем выяснялось, что во время войны с врагами эти действия не подпадают под понятие несправедливости. Первоначальное определение ограничивается: действия эти являются несправедливыми только по отношению к друзьям.

Но и новое определение недостаточно. Ведь тот, кто обманом заставляет своего больного ребенка принять лекарство или отнимает меч у друга при его попытке к самоубийству, не совершает несправедливого поступка. Следовательно, только тот совершает несправедливость против друзей, кто это делает с намерением им повредить.

Платон, являясь учеником Сократа, не только усовершенствовал дедуктивный метод Парменида, но и развил диалектический метод Сократа, связав этот метод с дедукцией.

Диалектика, которая у Сократа была методом образования понятий, дополнена Платоном исследованиями отношений противоположности и подчинения между понятиями, открытием логического (таксономического) деления объема родового понятия на его виды.

Платон значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия «А»на «В» и «не-В» (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).

Не менее значительным достижением вполне можно считать последовательно диалектическое учение о знании, с наибольшей последовательностью разработанное Платоном.

Само знание Платон различает на две противоположные сферы – умную и чувственную, — с тем, чтобы в конечном итоге предположить и назвать различия в характере использования ума для получения наибольшей, как говорит Платон „причастности к истине и ясности созерцания идей“.

Фактически в этом учении Платон утверждает иерархию средств познания на основании различения актуальных способностей души: мышления, рассудка, веры и подобия. Однако этого, как считал Платон, мало.

Центральным моментом всех его построений является принцип непосредственного созерцания, который осмыслен Платоном как руководство в обретении навыка в обозначении и построении логического содержания диалектики.

Ибо по Платону быть диалектиком значит видеть всю полноту жизни как нечто целое. Быть диалектиком значит уметь вывести из этого целого каждый отдельный его момент и уметь возвести его к этому целому.

Быть диалектиком значит быть зрячим не просто глазами, но и умом, быть чистым умом.

Формально поверхностное предубеждение против диалектики всегда будет настаивать на том, что невозможна ситуация, когда наша мысль есть чистое зеркало бытия, что выводы и суждения, сделанные в сфере чистого ума неверифицируемы, а зачастую странны, головоломны и отвлечены от реальности. Однако для самого диалектика все это только момент, — момент непосредственного созерцания или интуиции как чувственной формы самовыражения идей и смыслов, способной приучить ум к поискам истины.

Таким образом, уже античная философия в своих, определенных социальным опытом, культурой и практическими потребностями границах, теоретически определила и поставила вопрос о специфике человеческого мышления, его формах и содержании, его границах и возможностях. И это было радикально важным достижением античности потому именно, что позволило соизмерять собственно человеческое мышление и его результаты со всеми другими формами сознательной деятельности людей — мифом, обыденным знанием, мнением, т.д.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Основанием деления на эти этапы служит различие применяемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики.

Аристотель впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления.

Его цикл сочинений «Органон» (орудие познания действительности) состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика» — содержит учение о вероятных “диалектических” доказательствах, «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизмов, определение и деление понятий, теория доказательства , «Об опровержении софистических аргументов».

Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов. Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде «Метафизика».

Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.

«Принудительную силу наших речей» он объяснил существованием особых законов — логических законов мышления. Именно они заставляют принимать одни утверждения вслед за другими и отбрасывать несовместимое с принятым. «К числу необходимого, — писал Аристотель, — принадлежит доказательство, так как если что-то безусловно доказано, то иначе уже не может быть; и причина этому — исходные посылки…»

Законы мышления Аристотель рассматривал первоначально как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности.

Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложным — суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней.

Аристотель, опираясь на эту концепцию истины, создал свою логику.

Подчеркивая безоговорочность логических законов и необходимость всегда следовать им, он замечал: «Мышление — это страдание», ибо «коль вещь необходима, в тягость она нам».

В “Аналитиках” Аристотель довольно основательно разработал модальную логику. Аристотель видел в логике орудие, или метод исследования. Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции.

У самого Аристотеля нигде и никогда не употребляется термин «логика» в том значении, которое ему было придано позже. И это отнюдь не терминологическая деталь.

Дело в том, что в его концепции вообще нет места каким-то особым «формам мышления», которые представляли бы собой нечто отличное, с одной стороны, от всеобщих форм всего сущего, а с другой – от форм словесного выражения этого «сущего».

Принцип соответствия речи вещам – это основной принцип учения Аристотеля о «силлогизмах», изложенного в «Аналитиках», источник «ошибочных силлогизмов» он усматривает в несоблюдении этого требования.

Если говорить о действительном составе аристотелевского учения о мышлении (о его логике в подлинном смысле слова), то оно отнюдь не сводится к учению о схемах связи терминов в высказывающей речи, в силлогических фигурах. Эти фигуры сами по себе, как чистые схемы связи терминов, имеют для него значение лишь риторических фигур.

Все его исследовательское внимание направлено на выяснение тех условий, при которых эти схемы речи оказываются формами движения действительного – «аналитического», «аподиктического» знания и доказательства, соответствующего вещам.

В мистифицированной форме Аристотель осуществляет не что иное, как исследование законов развития всей предшествующей ему духовной культуры греков, исследование тех коллизий и противоречий, в развертывании и разрешении которых и совершается всегда процесс теоретического познания действительности.

И все же логика Аристотеля была только подходом к логике диалектической, ибо в учении выдающегося античного мыслителя действительно переплетаются не только различные, но и прямо взаимоисключающие точки зрения на мышление, на его формы, на отношение мышления к объективной реальности.

Материалистический взгляд на отношение форм мышления к формам вещей у него то и дело уступает место идеалистическому взгляду на «разум» как на деятельность, направленную только на самое себя, онтологическое толкование форм мышления смешивается с формально-синтаксическим и даже грамматическим их пониманием, мышление рассматривается с точки зрения то его предметной истинности, то его чисто психологической формы и т.д. и т.п.

Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой.

Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза.

Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (символической) логики, у него имеются «начатки исчисления высказываний».[1]

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы античных стоиков (Зенон, Хрисип и др.).

Термин «логика» применительно к науке о мышлении впервые был введен стоиками, выделившими под этим названием лишь ту часть действительного учения Аристотеля, которая согласовалась с их собственными представлениями о природе мышления.

Само название «логика» производилось ими от греческого термина «логос» (который буквально означает «слово»), а указанная наука сближалась по предмету с грамматикой и риторикой. Именно логика стоиков дополнила аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений.

Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа 4‑я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями (“дерево Порфирия”); Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями. [2]

В дальнейшем логическое наследие философии и теории познания античности разрабатывались в европейской средневековой философии в обеих главных ветвях религиозной философии — схоластике и мистике.

Средневековая схоластика, окончательно оформившая и узаконившая эту традицию, превратила логику в простой инструмент («органон») ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов «священного писания», в чисто формальный аппарат.

В результате оказалось дискредитированным не только официальное толкование логики, но даже и самое её название.

Однако только Новое Время дало толчок к развитию принципиально новых ценностей культуры и новой расстановке приоритетов в сфере познавательной деятельности человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_36163_zarozhdenie-i-sushchnost-logiki-kak-nauki.html

Топик: Понятие и сущность логики как науки

Понятие и сущность логики как науки

Введение………………………………………………………………………………3

1.История развития логики…………………………………………………………..4

2.Предмет логики……………………………………………………………………..8

3.Значение логики……………………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………..15

Использованная литература…………………………………………………………16

Введение:

Много различных значений связано со словом “логика”.

Логикой мы называем, во-первых, необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений («логика развития», «по логике вещей»); во-вторых, последовательность мыслей («логика рассуждения», «логика мышления») и, наконец, определенную систему знаний, занимающуюся законами достоверного выводного знания. Логика как дисциплина бывает диалектической, математической, прикладной, символической, традиционной, формальной и так далее. Нас в дальнейшем будет интересовать только формальная логика, изучающая формы мышления, различного содержания . Как есть проверенные схемы электрических цепей, чертежи конструкций, позволяющие правильно строить по ним конкретные объекты, так существуют и выверенные схемы мышления, по которым можно получать правильное знание.

1.История развития логики .

Логика является одной из древнейших наук. Как система знаний, она уходит вглубь веков и обнаруживает свое существование в древнеиндийской и древнегреческой культуре.

В европейской традиции основоположником формальной логики является древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Логические трактаты Аристотеля («Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика» и «0 софистических опровержениях») были объединены его последователями под общим названием «Органон», которое можно перевести как «орудие» («инструмент») познания.

В «Органоне» был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы, решаемые в ней. Прежде всего, это проблема построения теории правильных (дедуктивных) рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантировано получать истинные следствия.

Аристотелем была создана исторически первая дедуктивная система – силлогистика. Эта логика была обогащена многовековой традицией, включающей и стоиков, и средневековых схоластов, и философов, и математиков нового времени, и поэтому её называют традиционной.

Формальная логика стала затем основой современной математической логики, а также риторики, лингвистики, программирования.

Второй круг проблем – их обычно называют логико-семиотическими — связан с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. К их числу относятся проблемы выделения категорий языковых выражений в зависимости от типов их значений, а также, установления смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

К третьей, логико-методологической группе проблем относится выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, полемика, аналогия, и других, а также способов организации систем знания, например научных теорий.

Чем же был вызван интерес к логической проблематике и какие потребности общества и человека обусловили возникновение логики в столь раннюю эпоху развития цивилизации? Ведь перед человечеством в то время стояло множество проблем более важных с практической точки зрения — проблем, связанных с освоением окружающего мира.

Эпоха античности характеризуется возникновением и интенсивным развитием наук – математики, физики, астрономии, медицины, психологии и других. Появилась потребность осмыслить, что представляет собой процесс познания и вообще умственная деятельность.

При этом было понимание того, что сама познавательная деятельность не может стать успешной и эффективной без создания и осознанного применения ее инструментария.

Поэтому-то и возникла необходимость ответить на вопросы, в каких формах действительность воспроизводится в мышлении, каковы условия получения истинного знания, как правильно осуществлять те или иные познавательные операции.

Особенно остро подобные вопросы вставали в точных науках, например, в геометрии. Здесь особую значимость приобретают требования строгости определений и убедительности доказательств.

Логика как наука возникла в недрах древнегреческой философии, для которой характерна глубина и высокая степень разработанности философской проблематики.

При исследовании феномена человеческого познания (а это одна из основных задач философии) перед философами встал вопрос о критериях правильности мыслительных процедур, то есть о том, какое мышление можно считать правильным.

Кроме того, была осознана необходимость создания собственного философского «органона», место которого на долгое время как раз и заняла созданная Аристотелем логика. Правда сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин “логическое”. Сам же термин “логика” вошел в научный оборот несколько позднее, в III в.

до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова “logos” (и “слово”, и “мысль”) он объединял и искусство мыслить – диалектику, и искусство рассуждать – риторику. Лишь с прогрессом научной мысли этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделилась в самостоятельные отрасли знания.

Роль логики в дискуссии, в процессе формирования убеждений велика. Она позволяет не только самому строить подлинно доказательную аргументацию, избегая при этом логических ошибок, но и находить ошибки, уловки и всякого рода софизмы в аргументациях оппонентов, отличать рациональное обоснование от апелляций к чувствам, верованиям и стереотипам.

За время, прошедшее с момента ее возникновения, логика обогатилась новыми разделами, например индуктивной логикой, основателями которой являются Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) и Джон Стюарт Милль (1806 – 1873); в ее рамках были построены многочисленные дедуктивные теории, для исследования логической проблематики разрабатывались новые методы.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и учёный Рене Декарт (1596 – 1650). В своём главном труде “Рассуждение о методе…”, основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции. Последователи Декарта из монастыря в Пор – Рояле А.

Арно и П. Николь создали труд “Логика, или Искусство мыслить”. Он получил известность как “Логика Пор – Рояля” и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы далеко вышли за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий.

Создание подобных “расширенных логик” стало характерным в XIX – XX вв.

Подлинную революцию в логике совершило применение алгебраических методов, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном остался прежним. Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в.

настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой – математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646 – 1716).

Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики.

Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в.

К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования. Английский учёный, математик и логик Дж. Буль (1815 – 1864) в своих работах применял математику к логике.

Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление (“Булева алгебра”).

2.Предмет логики.

Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов.

При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками.

Возникая на основе традиционной формальной логики, символическая логика, с одной стороны, уточняет, углубляет и обобщает прежние представления о логических законах и формах, особенно в теории выводов, а с другой – все более расширяет и обогащает логическую проблематику.

Для ответа на вопрос, что является предметом логики, сформулируем определение этой науки.

Логика – это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Чтобы был понятен смысл данного определения, необходимо разъяснить следующие вопросы.

Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык, и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? Каковы основные логические приемы познания? И, наконец, в чем состоит нормативный характер логики как науки?

Познание – это процесс отражения действительности в человеческом сознании, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).

На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления — являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств.

Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного.

Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).

Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории . Мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи суждений.

Общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении.

Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Логика же не ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как человек мыслит на самом деле, почему он мыслит так, а не иначе, каковы особенности мышления различных групп населения (социальных, возрастных, национальных и т.п.). Поэтому такие имеющие широкое хождение выражения, как «женская логика», «логика ребенка», «логика классовой борьбы», к проблематике логики как науки никакого отношения не имеют.

Задача логики состоит в том, чтобы ответить на другой вопрос: как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса, т.е. получить адекватные знания об исследуемых объектах.

Логика, таким образом, является наукой не о сущем , а о должном , наукой нормативной.

Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя тем самым некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности.

Реальная же практика мыслительных операций исследуется в логике с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам и правилам этой науки. Иначе говоря, логик стремится не столько к тому, чтобы выяснить, как рассуждает тот или иной человек, как он образует понятия и пользуется ими, сколько к тому, чтобы установить, правильно ли он рассуждает, правильно ли он оперирует с понятиями.

3.Значение логики.

1. Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, а мышления.

В этом смысле, занимая место в общей системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную — познавательную функцию, т.е. объяснительную и предсказательную.

Она дает более или менее точное объяснение определённой группы явлений и процессов мышления, а на этой основе — предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.

2. Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике — непосредственной целью познания.

Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы — отношение мышления к бытию.

Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей — более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношении человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о её мировоззренческой функции.

3. Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющаяся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определённым методом познания.

4. Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе.

Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой.

В ней самой всегда развёртывалось идейное противоборство важнейших философских направлений — материализма, и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда — её идеологическая функция.

Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя появлялись они в разное время по-разному. В современных условиях её роль и значение особенно возрастают.

Потребность в логике, особенно в символической, становится всё более ощутимой в России — в обстановке нового этапа развёртывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики и других её новейших направлений.

С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека.

Это средства способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определённые связи и отношения с другими людьми.

Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная и духовная деятельность людей без мышления. Отсюда — особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека.

Что же такое логическая культура? Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи.

Она включает:

· определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, её формах и законах;

· умение использовать эти знания в практике мышления — оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

· навыки анализа мыслей — как своих собственных, так и чужих с тем вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.

Разумеется, выработка логической культуры — дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, так и её недооценки.

С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как и физиология не учит нас переваривать пищу. Мышление — такой же объективный процесс, как и пищеварение.

Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий:

· во-первых, определённой способности к мышлению;

· во-вторых, известной суммы знаний.

Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления.

Ещё знаменитый оратор Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать.

И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

Как явствует из сказанного, знание логики требуется так или иначе всем нормальным людям, поскольку они мыслящие существа. Однако есть отрасли человеческой деятельности, профессии и специальности, где это знание особенно необходимо.

Логика имеет особое значение в деятельности юристов. Ещё Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он не взялся вести, ”тщательно и основательно в них разобраться”.

Он подчёркивал, что на судебном форуме — документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательство, родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов, вся жизнь, наконец, тех, чьё дело разбирается, и всё это должно быть разобрано.

В современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств:

· определение (юридических понятий),

· деление (например, классификация преступлений),

· подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния,

· версия как вид гипотезы (следственная версия),

· умозаключение (например, в обвинительном заключении),

· доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т.д.

Для успешного использования логического арсенала нужно в совершенстве им владеть.

И тут нет иного пути, кроме глубокого и вдумчивого изучения логики — освоения определённой суммы логических знаний, выработки соответствующих логических умений и навыков.

Можно смело сказать, чтобы стать настоящим, хорошим юристом, требуются две вещи: высокая правовая культура и столь же высокая логическая культура.

Заключение:

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.

Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.

Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Использованная литература:

1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.

2. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979.

3. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.

4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.

5. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-223927.html

Refy-free
Добавить комментарий