Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

Содержание
  1. Государственная тайна
  2. Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ
  3. Понятие о степени секретности и грифах документов
  4. Зашита информации, составляющей гостайну
  5. Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии
  6. Защита гостайны: определение, понятие, организация, соблюдение, выполнение правил и инструкций, наказание за разглашение
  7. Общие сведения
  8. Особенности режима секретности
  9. Общие правила засекречивания
  10. Организационное обеспечение
  11. Система допуска
  12. полномочий субъектов, работающих с засекреченными данными
  13. Надбавки за работу с засекреченными данными
  14. Прекращение допуска
  15. Специальные правила
  16. Рассекречивание
  17. Повышение квалификации по защите гостайны
  18. Особенности организации процесса обучения
  19. Структура курса
  20. Требования к освоению курса руководителями
  21. Требования к специалистам
  22. Ответственность за несоблюдение требований законодательства о гостайне
  23. Особенности выдачи лицензии
  24. Правила сертификации
  25. Заключение
  26. Осторожно: государственная тайна!
  27. Порядок допуска к государственной тайне

Государственная тайна

Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» — только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» — только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» — для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna

Защита гостайны: определение, понятие, организация, соблюдение, выполнение правил и инструкций, наказание за разглашение

Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

Государственная тайна (гостайна) представляет собой информацию, несанкционированный доступ к которой может нанести ущерб интересам государства. В ФЗ № 5485-1 приводится несколько иное определение.

Согласно нормативному акту, государственной тайной признаются охраняемые государством сведения в сфере его внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной, экономической деятельности, обнародование (распространение) которых может причинить вред безопасности РФ.

Учитывая особую важность этой информации, ее охране уделяется повышенное внимание. Далее рассмотрим особенности обеспечения защиты гостайны.

Общие сведения

Большая часть информации фиксируется на специальных материальных объектах – носителях. Она отображается в виде образов, сигналов, символов, процессов, технических решений.

Данные, относящиеся к гостайне, также фиксируются на специальных носителях. Однако для этих материальных объектов предусматривается особый режим – режим секретности.

Его правовую основу составляют Конституция, ФЗ («О безопасности», «О гостайне»), а также нормативные акты Правительства и Президента.

Необходимо сказать, что ФЗ № 5485-1 – первый федеральный закон о защите гостайны, порядке использования секретных сведений, ответственности за нарушение конфиденциальности и пр.

Все эти вопросы раньше регламентировались специальными подзаконными актами, не подлежащими опубликованию ввиду их секретности.

Принятие открытого нормативного документа стало еще одним шагом в процессе построения демократической системы, способствовало усилению роли закона в системе административно-правового регулирования.

Их можно выделить на основании определений, приведенных выше. В первую очередь, гостайну составляют важные сведения, связанные с государственной безопасностью.

Во-вторых, их обнародование (разглашение) может нанести вред интересам страны.

Немаловажное значение имеет тот факт, что к гостайне можно отнести не любые сведения, а только те, которые указаны в федеральном законе.

Система защиты гостайны основывается на мерах уголовной ответственности и других юридических механизмах.

Особенности режима секретности

В соответствии с Законом «О гостайне», защита информации осуществляется посредством реализации специального административно-правового режима.

Секретность считается важнейшим средством обеспечения безопасности государства.

Вместе с тем засекречивание данных – это ограничение права граждан на свободный поиск, получение, производство и распространение информации, закрепленного 27 статьей Конституции.

Как показывает практика, режим секретности вполне может использоваться для усиления власти, ущемления интересов демократического общества. Проще говоря, чем выше секретность, тем сильнее чиновничий аппарат. Субъекты, обладающие неограниченной властью, могут манипулировать народом, скрывать действительные результаты своей работы.

Защита гостайны в деятельности государственного аппарата является ключевым направлением.

Реализация режима секретности предполагает исполнение требований, обязательных как на территории РФ, так и за ее границами всеми субъектами административного права.

В их числе не только органы местной и госвласти, но и предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, граждане и должностные лица, принявшие на себя обязательства по обеспечению защиты гостайны.

Как и любая другая деятельность исполнительных структур, защита гостайны и соблюдение секретности должны быть эффективными. Эта работа должна основываться на принципах законности, оперативности и целесообразности. Ключевыми элементами режима секретности являются правила засекречивания, охраны гостайны и рассекречивания.

К государственной тайне могут быть отнесены и, соответственно, засекречены, сведения в сфере обороны и безопасности государства, внешней политики, научно-исследовательской и проектной области, экономики, о технологиях, имеющих экономическое или оборонное значение, о разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.

Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений. Режим секретности не распространяется на информацию о:

  • катастрофах, стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, создающих угрозу здоровью и безопасности населения, их последствиях;
  • состоянии здравоохранения, демографии, экологии, санитарии, культуры, образования, преступности, сельского хозяйства;
  • льготах, привилегиях, компенсациях, предусмотренных законодательством для граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений;
  • фактах ущемления интересов, нарушения свобод, прав человека и гражданина, законности органами госвласти и их служащими;
  • величине золотого запаса и валютного резерва страны;
  • состоянии здоровья лиц, находящихся на высших государственных постах.

Засекречивание таких сведений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Общие правила засекречивания

Защита гостайны осуществляется путем установления ограничений на распространение информации и доступ к ее носителям. Законом предусмотрено три уровня секретности. Каждому из них соответствуют специальные грифы.

Ими называют реквизиты, которые проставляются непосредственно на носителе сведений или в сопроводительных документах к нему. В настоящее время используются грифы «особой важности», «секретно» и «совершенно секретно».

Уровень секретности выбирается в зависимости от ущерба, который может возникнуть в случае нарушения конфиденциальности данных. Порядок установления грифов утверждает Правительство РФ.

Защита гостайны осуществляется должностными лицами, перечень которых был утвержден Президентом в 1997 г. В нем присутствуют служащие ряда федеральных министерств: МВД, МИД и пр.

Полномочиями по утверждению перечня наделены также начальник Администрации Главы государства, руководитель ГУ Специальных президентских программ. В январе 1999 г. в документ были внесены дополнения.

В перечень были добавлены должностные лица Минюста, Министерства торговли и руководители некоторых специальных подразделений.

Защита гостайны, по своей сути, — сложнейшая работа, требующая комплексного подхода. Госструктуры, руководители которых обладают полномочиями засекречивать сведения, должны разрабатывать развернутые перечни данных, подпадающих под режим конфиденциальности.

Засекречивание осуществляется в случае соответствия данных перечням, утвержденным Правительством. Соответствующему уполномоченному лицу (специалисту по защите гостайны, например), направляется предложение о введении режима конфиденциальности.

Он рассматривает его и принимает решение о целесообразности засекречивания и устанавливает степень секретности.

При принятии решения должностное лицо, кроме прочего, должен учитывать реальную возможность сохранить конфиденциальность данных.

Немаловажное значение имеет экономическая целесообразность засекречивания. Другими словами, затраты на обеспечение конфиденциальности должны соответствовать пользе от этого.

Следует также оценить степень влияния засекречивания на экономические и внешнеполитические связи.

Организационное обеспечение

Оно предполагает формирование органов, ведомств, структурных подразделений, постоянно и профессионально осуществляющих деятельность по охране сведений, подлежащих засекречиванию.

В России уже созданы Межведомственная комиссия по защите гостайны, Федеральное агентство правительственной информации и связи, СВР, Служба фельдъегерской связи, Гостехкомиссия и прочие административные ведомства и исполнительные структуры.

В организациях формируются особые подразделения, уполномоченные обеспечивать соблюдение режима секретности. За защиту гостайны на предприятии ответственен его руководитель.

Система допуска

Это второй обязательный компонент защиты гостайны.

Допуск граждан и должностных лиц к засекреченным сведениям осуществляется в порядке разрешительного производства. Заинтересованный субъект направляет заявление в уполномоченный орган, прилагая к нему необходимые документы.

Компетентная структура проводит проверку бумаг.

Заявителю может быть отказано при наличии судимости за тяжкое деяние, медицинских противопоказаний, в случае постоянного проживания лица либо его близких за границей и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Допуск лиц с двойным гражданством, не имеющих гражданства, иностранцев, эмигрантов, реэмигрантов производится в исключительном порядке, устанавливаемом Правительством.

Допуск организаций, предприятий, учреждений к осуществлению деятельности, связанной с использованием засекреченных сведений, проведению мероприятий или предоставлению услуг по защите гостайны осуществляется путем выдачи им соответствующей лицензии. В этом документе должны быть отражены перечень данных, использование которых разрешено, и степень их секретности.

Допуск может быть запрещен или приостановлен, если субъект, имеющий лицензию на защиту гостайны, уклоняется от проверок или сообщает контролирующим органам заведомо ложную информацию.

полномочий субъектов, работающих с засекреченными данными

Лица, получившие доступ к гостайне, становятся обладателями особого административно-правового статуса. Он предполагает ряд прав и обязательств.

Получая допуск, граждане принимают обязательство не распространять сведения, доверенные им. В законодательстве предусмотрено также, что уполномоченные лица дают согласие (в письменном виде) на проведение в отношении них проверок.

Допуск также предполагает определение размеров, видов и правил предоставления льгот и компенсаций, ознакомление с законодательными нормами, регламентирующими использование засекреченных данных и закрепляющими ответственность за их разглашение.

Лица, получившие допуск, временно, частично ограничиваются в праве выезда за пределы РФ.

Надбавки за работу с засекреченными данными

В каждом органе власти, на каждом предприятии, в учреждениях и организациях, являющихся субъектами административного права, формируются специальные отделы по защите гостайны.

Их служащим, допущенным к засекреченным сведениям на постоянной основе, ежемесячно выплачивается надбавка к окладу (ставке). Ее размер варьируется в зависимости от уровня секретности данных. Он может составлять 10 %, 20 % или 25 %.

Сотрудники структурных подразделений, входящих в состав службы по защите гостайны, могут рассчитывать на надбавку в размере:

  • 5 % — при стаже 1-5 л.;
  • 10 % — 5-10 лет;
  • 15 % — при стаже больше 10 л.

Надбавка также начисляется ежемесячно.

Прекращение допуска

Основания для этого предусмотрены в федеральном законодательстве.

Доступ гражданина, должностного лица к засекреченным сведениям прекращается по решению Межведомственной комиссии по защите гостайны, руководителя иного уполномоченного органа госвласти, начальника предприятия, организации, учреждения в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий (сокращение, ликвидация и пр.

), а также в случае выявления однократного нарушения обязательств по соблюдению установленного режима секретности. При этом с лицом может быть расторгнут трудовой контракт. Прекращение трудовых отношений с гражданином, однако, не освобождает его от обязанности сохранять конфиденциальность доверенных ему сведений.

Споры, связанные с гостайной, согласно действующему Гражданско-процессуальному кодексу, рассматриваются судами субъектов РФ.

Специальные правила

Упрощенная процедура получения допуска к гостайне предусмотрена для членов СФ, депутатов Госдумы, судей (на время исполнения ими своих обязанностей), а также адвокатов, участвующим в уголовных делах, связанных с использованием засекреченных данных. Все эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение гостайны под расписку.

Предоставление засекреченных сведений одной организацией другим, а также зарубежным странам осуществляется исключительно по разрешению компетентного органа госвласти.

Дополнительным механизмом обеспечения защиты информации (гостайны) является установление особого режима проведения совещаний, в рамках которых используются соответствующие данные. Кроме этого, применяются различные технические средства передачи, хранения, шифрования сведений.

Рассекречивание

Оно предполагает снятие ограничений на распространение сведений и доступ к их носителям. Обычно рассекречивание (как, собственно, и засекречивание) осуществляется по решению компетентных органов (Межведомственной комиссии по защите гостайны, например) и должностных лиц, установивших гриф секретности.

По общим правилам, период засекречивания не может быть больше 30 лет. Носители гостайны рассекречиваются не позже сроков, определенных при установлении конфиденциальности. В исключительных ситуациях период рассекречивания продлевается посредством принятия соответствующего решения.

Следует сказать, что информация об оперативной, разведывательной и иной аналогичной деятельности должна всегда оставаться конфиденциальной.

Законодательство допускает досрочное рассекречивание. Такая необходимость может обуславливаться некоторыми международными обязательствами РФ, изменением объективных обстоятельств, в связи с чем последующее сохранение конфиденциальности данных становится нецелесообразным.

В законодательстве предусмотрена обязанность органов госвласти, руководство которых наделяется полномочиями относить те или иные сведения к гостайне, периодически, не реже 1 раза в 5 лет пересматривать действующие перечни данных, подлежащих засекречиванию, в части их обоснованности и соответствия установленной степени секретности.

Рассекретить информацию досрочно могут руководители организаций, предприятий, госструктур, если выявят, что подчиненные необоснованно ее засекретили.

Повышение квалификации по защите гостайны

На государственном уровне разработана и реализуется специальная учебная программа. Она составлена в соответствии с требованиями ФЗ № № 5485-1, 149, 273 и 24. В учебной программе содержатся требования к результатам освоения, структуре, условиям ее реализации. Она утверждена руководителем департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ в 2005 г.

Требования к результатам освоения курса «Защита гостайны» основываются на требованиях, предусмотренных для специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность по охране сведений, отнесенных к государственной тайне. Компетентные органы оценивают умения, приобретаемые в процессе обучения, объем знаний и практический опыт студентов.

Структура и содержание программы выполнены в виде учебно-тематического плана, программ по учебным дисциплинам. В первом присутствует перечень предметов с указанием времени, отведенного на их освоение, в том числе в ходе практических занятий. В программе конкретной дисциплины отражается ее содержание с учетом требований, установленных федеральным законодательством.

Особенности организации процесса обучения

Защита гостайны должна осуществляться квалифицированными специалистами. В этой связи организации учебного процесса уделяется повышенное внимание. Обучение по защите гостайны производится в группах до 20 чел.

Служащие, прибывшие на учебу, обязаны иметь предписание и справку о допуске к засекреченной информации. Учет их посещаемости, успеваемости, а также пройденных тем осуществляется в соответствующей документации.

Длительность учебного часа практического и теоретического занятия составляет 120 мин. (2 академических часа). Занятия проводятся в специализированных аудиториях.

По окончании курса «Защита гостайны» проводится экзамен. Его принимает специальная аттестационная комиссия. Ее состав определяет и утверждает руководитель образовательной организации.

Экзамен проводится с использованием билетов. Они составляются образовательной организацией самостоятельно и утверждаются ее руководителем. Результаты аттестации отражаются в протоколе. По итогам экзамена специалистам выдаются свидетельства о прохождении обучения.

Структура курса

Программа обучения разработана для подготовки специалистов и повышения квалификации служащих, руководителей предприятий, деятельность которых связана с использованием засекреченных сведений.

В структуре курса предусмотрено 3 специализации. Они предусмотрены для:

Требования к освоению курса руководителями

По завершении обучения руководители организаций обязаны знать:

  1. действующих нормативных актов, регламентирующих вопросы в сфере защиты гостайны.
  2. Основные требования методической документации по режимам секретности, противодействию зарубежным разведкам, предотвращению утечки информации по техническим каналам связи, условия выполнения установленных требований.
  3. Правила отнесения данных к государственной тайне.
  4. Права владельцев сведений в связи с их засекречиванием.
  5. Порядок распоряжения конфиденциальной информацией.
  6. Правила организации защиты данных, отнесенных к гостайне.
  7. Порядок финансирования и планирования деятельности, направленной на комплексную охрану засекреченной информации.
  8. Правила получения лицензий на осуществление мероприятий в сфере защиты гостайны.
  9. Организацию охраны засекреченной информации при выполнении совместной деятельности.
  10. Порядок привлечения к ответственности за нарушение требований ФЗ № 5485-1.
  11. Правила обеспечения информационной безопасности организации в СМИ.

Требования к специалистам

По окончании курса подготовки сотрудники отделов секретного делопроизводства должны знать:

  1. Нормативные основы обеспечения защиты засекреченной информации.
  2. Требования методических документов по реализации режимов секретности.
  3. Порядок организации деятельности подразделения секретного делопроизводства.
  4. Требования режима конфиденциальности при составлении и оформлении документации.
  5. Место и роль секретного делопроизводства в структуре института обеспечения защиты гостайны, его ключевые элементы, порядок организации на предприятии.
  6. Способы, виды конфиденциальных документов, способы их учета.
  7. Правила организации и проведения проверок наличия засекреченной документации.
  8. Требования режима конфиденциальности при работе служащих с конфиденциальными бумагами.
  9. Порядок подготовки засекреченных документов для передачи в архив, копирования и уничтожения.
  10. Правила защиты данных при их обработке в автоматизированной системе.

Ключевая цель курса обучения состоит в повышении эффективности управления и надежности функционирования системы защиты гостайны на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Ответственность за несоблюдение требований законодательства о гостайне

Граждане и должностные лица, виновные в нарушениях предписаний, содержащихся в нормативных актах, регламентирующих использование и охрану засекреченных сведений, несут административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданско-правовую ответственность, согласно действующим правовым актам.

Для применения необходимых мер соответствующие контролирующие госструктуры и их служащие принимают во внимание экспертные заключения об отнесении информации, распространенной незаконно, к государственной тайне. Указанные заключения должны подготавливаться в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере информационной безопасности.

Защита интересов и прав граждан, органов власти, учреждений, предприятий, организаций в области действия ФЗ № 5485-1, производится в судебном либо ином порядке, предусмотренном нормами российского права.

Особенности выдачи лицензии

Как выше говорилось, допуск организаций, учреждений, предприятий к осуществлению работ, связанных с использованием информации, отнесенной к гостайне, созданием средств охраны и защиты данных, реализацией мероприятий либо предоставлением услуг в области обеспечения сохранности засекреченных данных, производится ими путем получения специального разрешительного документа в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Основанием для оформления лицензии являются результаты специальной экспертизы объектов и государственной аттестации руководителей, отвечающих за охрану засекреченной информации. Расходы на проведение проверочных мероприятий покрываются за счет средств организации, учреждения или предприятия.

Выдача лицензии на осуществление работ, связанных с использованием засекреченных сведений, производится при выполнении ряда условий. В частности, предприятие, организация или учреждение должно соблюсти требования нормативных актов Правительства по обеспечению защиты информации, отнесенной к гостайне, в ходе своей деятельности.

В структуре указанных субъектов должны быть сформированы специальные подразделения, ответственные за охрану засекреченных данных. При этом в каждом из них должны быть сотрудники, числа и квалификации которых достаточно для соблюдения требований ФЗ № 5485-1 и иных нормативных актов.

Кроме этого, у предприятия, организации, учреждения должны быть сертифицированные средства информационной защиты.

Правила сертификации

На каждое средство информационной защиты оформляется документ, подтверждающий соответствие требованиям защиты информации конкретной степени секретности.

Организация процедуры сертификации относится к компетенции федеральных исполнительных структур, уполномоченных на реализацию функций в сферах технической защиты данных и противодействия технической разведке, обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Координирует их деятельность Межведомственная комиссия по обеспечению защиты засекреченных сведений.

Сертификация выполняется на основании требований госстандартов РФ и прочих нормативных документов, утвержденных Правительством.

Заключение

Сведения, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к гостайне крайне важны для обеспечения нормальной работы всех общественных и государственных институтов.

Разглашение такой информации может привести к самым серьезным последствиям для страны. В этой связи лица, получающие допуск к гостайне, проходят тщательную проверку.

На них лежит огромная ответственность перед страной.

Источник: https://FB.ru/article/385019/zaschita-gostaynyi-opredelenie-ponyatie-organizatsiya-soblyudenie-vyipolnenie-pravil-i-instruktsiy-nakazanie-za-razglashenie

Осторожно: государственная тайна!

Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Источник: http://www.Delo-Press.ru/articles.php?n=7171

Refy-free
Добавить комментарий